2013_09_14_Открытая Йога МОЙУ. Вадим Запорожцев
Современные люди, безусловно, нуждаются в практиках, которые делают человека здоровым, спокойным или дают какие-то способности, всё это хорошо, но бессмысленно, если человек в душе остается злым, неблагодарным потребителем-варваром. В результате мы начинаем делать животных – здоровых, сильных, с крепкой нервной системой, крепкими мышцами, очень хорошей гибкостью, иногда с очень хорошо подвешенным языком, так как йога развивает и интеллектуальные способности, способность выступать с речами. Но если внутри человек неоправданно злой, если пытается свое счастье построить на несчастье других, то этот человек не является йогом.
Поэтому если вы сталкиваетесь с учением или человеком, который говорит о йоге, вы должны интуитивно понять – кто перед вами. Вам может показаться, что человек резок в выражениях или действиях, а по прошествии времени вы понимаете, что этот – просто особенности, что за резкостью стоит доброта и осмысление процесса. Или напротив, будете встречать очень добрых людей, внешне благостных, елейных, но вы будете чувствовать, что в разведку вы с этим человеком не пойдете. Иногда нас могут сбить умными речами, философией или на санскрите кто-нибудь что-нибудь процитирует, и вы будете думать, что это умный человек, знает йогу. А может оказаться, что это просто бездумно повторяющий попка-дурак, безжалостный, жестокий, циничный человек. Как правило, мы начинаем это чувствовать интуитивно. Станьте как маленькие дети, которые безошибочно определяют фальшь и вранье; они до конца не понимают, что дядя или тетя злы, но они это чувствуют. Пожалуй, это единственный критерий.
Название лекции :
Автор: Вадим Запорожцев,
Дата: 2013.09.14.
Где: Международный Открытый Йога Университет
Краткое описание :
Слушать Аудио:
|
|
Смотреть Видео с Youtube: https://www.youtube.com/watch?v=
наш канал на Youtube: www.youtube.com/user/happyogahappyoga |
|
|
Смотреть Видео с сервера openyoga.ru: Ссылка на видео |
скачать лекцию в аудио формате
Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 25 мб адрес: https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_09_14_otcritaya_yoga_VVZ/ 2013_09_14_otcritaya_yoga_vvz_32.mp3 Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 99 мб адрес: https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_09_14_otcritaya_yoga_VVZ/ |
|
скачать лекцию в видео формате
Скачать Видео Вариант FLV, 501 мб адрес: https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2013_09_14_otcritaya_yoga_VVZ/ 2013_09_14_otcritaya_yoga_vvz.flv
|
|
скачать лекцию в текстовом формате (doc)
Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес: Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:
временно отсутствует
|
Читать текст
Открытая Йога МОЙУ. Вадим Запорожцев
План лекции:
-
Определение и отличительные признаки классической, ортодоксальной йоги, ее отношение к Ведам;
-
Отношение йоги к детям, жизни, предкам, образ жизни современного практика йоги;
-
Сертификация йоги;
-
Национальный вопрос в йоге;
-
Необходимость работы со знанием йоги: сбор информации, осмысление, переоткрытие утраченного, распространение.
Открытая йога
Сегодняшняя лекция посвящена основным идеям и смыслу нашей открытой йоги, которая преподается в Международном Открытом Йога Университете.
Итак, что представляет собой наша йога, ее отличительные моменты. С формальной точки зрения мы – то, что называется классической йогой. Под классической йогой понимается одна из шести ортодоксальных философских систем Индии (Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса, Веданта). «Ортодоксальный» означает, что йога целиком и полностью признает авторитет Вед, и является системой, которая доносит до людей смысл Вед. Под Ведами, я в первую очередь подразумеваю те Веды, которые дошли до нас с древности – Ригведа, Яджурведа и Самаведа, а также весь корпус знаний, учений, который окружали Веды в древности, например, Упанишады. Таким образом, слово «ортодоксальная» подразумевает, что йога признает Веды и сама выходит из Вед. И по сути дела не претендует ни на что большее, чем расшифровки, пояснения, как практически реализовать в своей жизни идеал Вед.
Чтобы у вас не возникло путаницы, вы должны помнить, что существуют другие, не ортодоксальные йоги, так называемые «тибетские йоги», где вы ничего не услышите о Ведах, об этой преемственности. Эти тибетские йоги в большей степени опираются на учения позднего тантрического буддизма Нагараджуны. В буддизме нет ни одного слова про Веды. Вероятно, Будда решил изложить высшее знание, не опираясь на Веды, а как бы параллельно; видимо, на тот момент это быль очень хороший прогрессивный шаг.
Наша йога классическая в том смысле, что она является ортодоксальной системой, опирающейся на авторитет Вед. Или, другими словами, наша йога во всех упражнениях, философии, логике, есть не что иное, как более понятное, доступное и доходчивое объяснение методики, как достичь состояния и высоты духовности, как это было в Ведах, современному человеку, который не знает ни ведического языка, ни санскрита, который уже не ведет образ жизни древности. Это важное замечание, потому что есть много разных течений и учений, в названии которых встречается слово «йога», но на поверку оказывающихся не йогой в том изначальном смысле слова, отсюда много путаницы.
Как уловить, что это действительно ведическое знание – вопрос открытый и сложный, потому что современная йога («бытовая йога»), занимает некую нишу между научными изысканиями и религиозными учениями, которые пришли из Индии. А Индия в этом отношении как супермаркет: огромное количество течений, учений, философий. В одной семье мать может исповедовать одни взгляды, сын – другие, отец – третьи, при этом они находятся в плане общей «индуистскости».
Но есть старая поговорка «яблоню по яблокам отличают», поэтому если вы хотите сделать экспресс-тест, то с философской точки зрения вы придете к двум моментам. Во-первых, йога – это система, которая должна сделать вас свободным, а если система вас постепенно порабощает, закабаляет, делает вас суеверными, зависимыми, сокращает вашу свободу, то это явно не является йогой. Во-вторых, йога призывает вас всеми силами исполнять свой долг. Много есть философских систем, которые будут призывать вас к свободе, говорить: «Ты – свободное существо, ты можешь делать всё, что захочешь, твоя цель – достижение высшего, тебя Абсолют сделал свободным» и тому подобное. Но при этом они молчат про понятие долга, и, как правило, такие приверженцы подобных систем ведут себя как матерые эгоисты, они – фрики, люди, которым все позволено, в самом плохом смысле этого слова, они не думают об ответственности перед родными и близкими, женами, мужьями, детьми, родителями, социумом, страной. Они себя ведут, будто бы все им все должны, а они не должны никому.
Мне в этой связи всегда нравилось высказывание «живи сам и давай жить другим». Будь свободен, помни, что у тебя есть свой долг, ты не можешь делать всё что угодно, ведь тогда будешь не давать жить другим. Везде, где не ущемляется свобода других – там ты свободен, а вот где ты начинаешь ущемлять свободу – там твой долг. Кроме того, есть живые существа, которые в своей милости в прошлом или настоящем ущемили свою свободу, чтобы мы были свободны, и у нас перед этими живыми существами долг. Классический пример – наши родители, когда нас родили. Мы были крошечными, нас надо было кормить, о нас заботиться, и наши родители ущемляли свою свободу во имя ребенка. Они могли бы на дискотеках с утра до ночи тусить, могли бы сладко вести свою жизнь, но нет, они заботились о нас, они сокращали свою свободу, чтобы расширить нашу свободу, чтобы мы маленькие могли играть, не знали ни в чем проблем, тем самым могли выжить.
Есть и более детальные критерии, более углубленный тест. Если анализировать с точки зрения научных работников или исследователей, что является классической йогой, вы сталкиваетесь с историческим документом, который называется Йога Сутры Патанджали. Это – самый древний из датируемых и всемирно уважаемых текстов по йоге. В нем описана так называемая «система Аштанга йога восьми ступеней», и даны основные моменты по прохождению своего пути в йоге, и всё, опять же, начинается с морально-этических моментов. Если морально-этические, самые первые ступени не отработаны, то все остальные, более высокие ступени – бессмысленны, подобно тому, как если у вас нет первых двух этажей, стоить седьмой и восьмой этажи бессмысленно, они повиснут в воздухе, упадут и разобьются. И если вы проанализируете эти первые две ступени в Йога Сутрах Патанджали, в этом тексте классической йоги, то сухой остаток будет тот же самый: расширяй свою свободу, но только не за счет свободы другого, и самым тщательным образом соблюдай свой долг.
Современные люди, безусловно, нуждаются в практиках, которые делают человека здоровым, спокойным или дают какие-то способности, всё это хорошо, но бессмысленно, если человек в душе остается злым, неблагодарным потребителем-варваром. В результате мы начинаем делать животных – здоровых, сильных, с крепкой нервной системой, крепкими мышцами, очень хорошей гибкостью, иногда с очень хорошо подвешенным языком, так как йога развивает и интеллектуальные способности, способность выступать с речами. Но если внутри человек неоправданно злой, если пытается свое счастье построить на несчастье других, то этот человек не является йогом.
Поэтому если вы сталкиваетесь с учением или человеком, который говорит о йоге, вы должны интуитивно понять – кто перед вами. Вам может показаться, что человек резок в выражениях или действиях, а по прошествии времени вы понимаете, что этот – просто особенности, что за резкостью стоит доброта и осмысление процесса. Или напротив, будете встречать очень добрых людей, внешне благостных, елейных, но вы будете чувствовать, что в разведку вы с этим человеком не пойдете. Иногда нас могут сбить умными речами, философией или на санскрите кто-нибудь что-нибудь процитирует, и вы будете думать, что это умный человек, знает йогу. А может оказаться, что это просто бездумно повторяющий попка-дурак, безжалостный, жестокий, циничный человек. Как правило, мы начинаем это чувствовать интуитивно. Станьте как маленькие дети, которые безошибочно определяют фальшь и вранье; они до конца не понимают, что дядя или тетя злы, но они это чувствуют. Пожалуй, это единственный критерий.
Существуют разные способы манипулирования людьми и иногда тяжело отличить зерна от плевел. Но есть хороший фактор – время. Черчилль говорил, что можно короткое время дурачить многих людей, но долгое время большое количество людей дурачить невозможно. Доходит до парадоксов; у меня было два или три очень достойных знакомых человека, которые йогу преподавали. Я понял, что это высочайшие Учителя, когда столкнулся с их недостатками, которые они не скрывали, и я вдруг понял, что они – естественны.
В связи с этим следующий вопрос: как определить, является ли то или иное учение йогой? Существуют ли организации контроля качества или карательные органы, которые ходят с проверкой, является ли эта школа йоги истинной или нет? Или, может быть, в Индии есть какой-то самый главный йог, который сертифицирует всех других йогов? Многие люди пребывают в полной уверенности, что такие организации есть. Но нет такого критерия, чтобы йогу сертифицировать, а уж тем более – аккредитовать. Во-первых, в принципе не существует и не может быть единой организации йоги. Во-вторых, ни одного государство, правительство не может взять на себя эти функции также – в принципе. Чтобы определять является ли йога йогой или не является, нужно знать характерную неотъемлемую вещь йоги, без чего йога – не йога. С эмоциональной точки зрения йога – это то, что расширяет свободу, позволяет сокращать долг, но это общефилософские слова, а есть же вполне конкретные упражнения.
И возникает вопрос: какие упражнения являются упражнениями йоги, а какие – не являются? И тут мы подходим с другой лакмусовой бумажкой для определения йоги: любое упражнение или любая практика йоги может называться упражнением или практикой йоги, если она в первую очередь выполняется с состоянием внутренней гармонии. Если внутренней гармонии нет, то это не является упражнением йоги. Вы можете прийти в зал и сделать какую-то скрученную позу, хорошо сделать или плохо сделать, а акробат в цирке заведомо сделает её лучше вас. И очень часто подменяют понятие йоги акробатикой, что я должен хорошо гнуться, только тогда это йога, а если я гнусь плохо – это не йога. Но если внутреннего состояния гармонии нет, то абсолютно не важно, гнетесь вы сильно или гнетесь вы слабо – это не йога. А более эмоциональное объяснение звучит следующим образом: вы должны испытывать радость от йоги: радость от выполнения либо радость от преодоления себя. У нас есть наша свобода, и мы должны наслаждаться и радоваться этой свободе; у нас есть наш долг, и мы должны с радостью исполнять его. Точно так же в упражнениях и позах хатха-йоги: когда ты начинаешь делать и наслаждаешься от позы без вложения усилий, а потом наступает момент, когда ты хочешь как бы сам себя преодолеть и наслаждаться уже от преодоления самого себя. Но и там и там – радость, везде радость. Живи сам и давай жить другим. Йога – это отдых, йога – это радость, вот такой слоган надо, чтобы до всех доходило. Не гибкость, не умение на гвоздях сидеть, не еще какие–нибудь замысловатые способности.
Йога ничего не приносит извне. Йога – это система, которая открывает всё то, что в вас внутри уже и так есть. Поэтому все способности, сверхспособности, гибкость или хороший интеллект, память и прочие блага – это бесплатное приложение к занятиям йогой. Если вы занимаетесь йогой и испытываете радость от выполнения, либо радость от преодоления себя, то, рано или поздно, вы начинаете жить в гармонии с самим собой и окружающей Вселенной. Это позволяет вам познать высочайшие законы того, как сделаны вы сами и как сделана окружающая Вселенная. Методом йоги вы приобретаете то высшее знание, которое заложено в Ведах. А по мере того, как степень вашего неведения будет сокращаться, как бесплатное приложение будут постепенно добавляться все способности и сверхспособности, о которых вы можете прочитать в книгах, начиная от гибкости, заканчивая всем остальным.
Надо спокойно, но не теряя времени работать над тем, чтобы вернуть истинное понимание йоги, её истинный имидж. К сожалению, он сейчас сформирован больше средствами массовой информации из западных клише и наших отрывочных представлений. Если вы попали в правильную школ йоги, где действительно истинная йога, то вы никогда не будете себя чувствовать порабощенным, йога будет доставлять вам радость, и вы на неё по хорошему «подсядете». Вы будете ловить себя на мысли о том, что если вы не позанимались день йогой, то вам уже как-то не по себе, чего-то не хватает. Ваше тело будет ныть и просить позаниматься. Ваш разум будет просить сделать медитацию подобно тому, как собака или кошка, если их не покормить, начинают к хозяину подходить и бессловесно просить.
Йога не любит насилия, насилие неэффективно. Да, вы можете себя перенапрягать и через месяц сесть на шпагат, вы можете себя насиловать и сделать из себя спортсмена или балерину, но потом тело вам отомстит. Обратите внимание, какое большое количество проблем со здоровьем у профессиональных балерин и спортсменов – огромное количество! К определенному возрасту всё насилие, которое было допущено на тренировках, проявляется на уровне физического тела. Я сравниваю эту ситуацию с государственной системой: представьте деспотию, всех держат в ежовых рукавицах, все боятся и слушаются, очень эффективно работают. Вспомните Советский Союз, за 5-минутное опоздание могли посадить человека в тюрьму. Но потом, как только отпустили ситуацию, люди больше никому не верят, не работают и злобно мстят системе. Наш организм в этом отношении как народ большой страны. Тело не любит, чтобы у власти стояла какая-нибудь размазня, должен быть лидер, который справедливо управляет, а хуже всего – анархия. Но отсутствие насилия тело очень любит.
Недавно такая дискуссия возникла – надо или не надо вводить курс «Травмобезопасность йоги». В йоге в принципе нет опасности для здоровья, если есть хоть малейшая опасность, то это уже не йога. Система, в которую надо вводить курс травмобезопасность – по определению не является йогой. Если ты – акробат в цирке и начинаешь насильно над собой что-то делать, то да, тебе нужна травмобезопасность, потому что ты хочешь за короткий срок насилием достичь результата, а не прислушиваешься к своему организму, к внутренней радости и внутреннему советчику.
Йога рассчитана на практически здоровых людей как физически, так и психически. Ходит такой миф, что йога лечит все болезни, и многие люди с серьезными заболеваниями приходят на йогу для того, чтобы их излечили. Но вы помните, что йога – не медицина, йога – это система самопознания, которая открывает и дает вам знание устройства самого себя и Вселенной. А уже с помощью этого знания вы действительно можете себя вылечить. Поэтому когда приходят люди с заведомо серьезными проблемами, например, позвоночника в надежде на то, что их излечат, и так как это – достаточно частое явление, то во многих йога-центрах, действительно, предупреждают о противопоказаниях к выполнению тех или иных поз. Но на самом деле предупреждать надо так, что если у вас проблемы со здоровьем, то будьте любезны, проконсультируйтесь со своим лечащим врачом. Потому что противопоказаний может оказаться не один десяток. Само предупреждение не должно носить характер последней инстанции, а, скорее, приобретать форму некоего совета, основанного на предыдущем опыте.
Итак, йога – очень добрая, очень логичная система, которая ведет нас к самопознанию и познанию Вселенной, основной метод йоги – это гармоничное выполнение упражнений, когда вы испытываете радость от преодоления себя или радость от выполнения, когда вы чередуете методы «где себя заставить, потому что хочется» и «где себе позволить, потому что хочется». Тогда эта система может называться классической йогой. Но определить это можете только вы сами изнутри себя, а снаружи ни правительственная комиссия, ни гуру с Гималаев, ни самый главный йог Индии не определит – гармонично или не гармонично протекает ваш внутренний процесс. По этой причине лицензировать йогу невозможно, как невозможно лицензировать гармоничность и радость жизни.
Мы сказали, что йога – ортодоксальная система, что есть такие понятия, как «доброта», «здравый смысл», «свобода», «долг», «радость от выполнения», «радость от преодоления себя», что целью является познание высшей истины и преодоление неведения. Есть еще более всеобъемлющее понятие, к которому апеллируют Веды, и которое глубже всего вышеперечисленного. Это понятие – Жизнь. Любая система хороша только для живого человека. Если нет живых людей, поверьте, не существует никакой йоги, даже самой гармоничной. Йога никогда не выступает против жизни; йога никогда не выступает против рождения детей, брака, семьи, секса.
В советские годы был очень серьезный миф. Считалось, что йог – это человек добрый, умный, занимается самопознанием, всё замечательно и чудесно, но он одиночка, у которого не может быть семьи и детей. Это – миф, который в свое время многих оттолкнул от йоги. Попытка столкнуть лбами духовное знание с обычной человеческой жизнью не имеет никакого отношения к классической ортодоксальной йоге, уходящей корнями в Веды. Эта точка зрения сформировалась сравнительно поздно. Вся йога, даже самая гармоничная, хороша, если есть живые люди. Если живых людей нет, то йога никому не нужна. Конечно, у каждого из нас может по-разному сложиться наша жизнь. У кого-то семья и много детей, а кто-то живет один и не считает для себя возможным или нужным заводить семью. Наша предыстория, предыдущие жизни, карма, могут быть разными. Но они никогда не должны выступать против жизни. Поэтому, если вы встречаете человека, который говорит: «Я – ортодоксальный йог, я знаю Веды. Женщины – в женский монастырь, мужчины – в мужской монастырь, дети – в детский дом. Все достигаем просветления и уходим из этого мира, а там хоть потоп». Такой человек не имеет отношения к йоге. Детей у каждого человека должно быть столько, сколько вы сами понимаете их должно у вас быть. Вы помните, что главное – не количество, а забота и любовь, которые вы даете, но в любом случае вы не должны выступать против детей.
Йога – это система, которая дает нам высшее знание через определенные упражнения или методики. Вопрос: а сколько этих упражнений, методик? Какие бывают упражнения в йоге, а каких вообще никогда не бывает? Ответ следующий: цель йоги в первую очередь – самопознание. Отсюда вывод: столько, сколько есть проявлений человека, сколько есть способностей, отраслей жизни, столько же существует разных видов йоги. Например, на Западе широко известна Хатха йога, где человеку предлагают принять ту или иную позу, и находиться в ней, то есть принимать статическое положение. У нас, как правило, это и понимается под словом «йога» – человек в какой-то позе. Хатха йога, безусловно, одна из самых уважаемых и могущественных ветвей йоги, но всего лишь одна из очень многих других видов. Есть другой раздел, связанный с нашим дыханием, эта наука называется Пранаяма йога. Есть наука, связанная с вибрацией нашего голоса, нашей мысли, называется Мантра йога. И какую бы отрасль жизнь вы ни взяли, если в нее вовлечена жизнь человека, то будьте уверены, есть соответствующая йога. Другой разговор, что до нас эти узкие йоги практически не дошли. Я в свое время с большим удивлением узнал, что, оказывается, даже есть театральная йога, йога зрелища, так называемая Натья йога, йога шоу-бизнесменов, актеров. Есть йога, которая изучает, как работают ваше зрение, слух, обоняние, осязание. Вы занимаетесь сексом – есть йоги, которые изучают вопрос сексуальности, причем, по степени откровенности и очень высокому моральному, духовному уровню, это одни из самых грандиозных йог. Вы начинаете работать, и раздел этот называется Карма йога. Вы наделены властью, вам надо управлять людьми, есть соответствующий раздел, который называется Раджа йога. В Международном Открытом Йога Университете на сегодняшний день дается около 30 видов йоги. Безусловно, основная нагрузка идет на 4 основные вида йоги: Хатха, Крия, Пранаяма, Мантра йога. Это – фундамент.
Начинаешь читать древние тексты, там систему познания выстраивали от человека. В частности, все мы должны быть эффективными в жизни, все мы должны уметь зарабатывать себе на жизнь. И есть такая наука – Артха йога, как эффективно работать на работе, приносить максимальную пользу как можно большему числу других людей и за это как можно больше получать. Здесь есть еще один миф, с которым приходится биться и сражаться. Почему-то считается, что йог должен ходить в рубище, питаться подаянием, у него не должно быть ничего личного. Если после многих жизней занятия йогой вы действительно достигнете такого состояния, то только в этом случае вы можете позволить себе вести такой образ жизни. Те йоги, которые питаются подаянием, как правило, были очень эффективными людьми в быту, могли себе заработать на жизнь щелчком пальцев, потому что они умели приносить пользу людям.
Считается, что чтобы действительно познать Веды, стать йогом, надо вести какой-то экзотический индийский образ жизни: спать на циновке из травы куша, есть исключительно индийскую пищу, одеваться во все индийское, и вообще стать индийцем. Это не соответствует действительности; в этом нет никакого смысла. Хотя бы по той простой причине, что на протяжении нескольких тысячелетий в Индии несколько раз кардинально менялся образ жизни. Даже если вы очень захотите, вы будете всего лишь тиражировать образ жизни современного индуса. А жизнь современного индуса очень отличается от жизни средневекового индуса; образ жизни средневекового индуса отличается от образа жизни индуса времен Будды Гаутамы. А образ жизни индуса времен Будды Гаутамы, очень сильно отличается от ведического, когда были истинные Веды. В то же самое время йога прекрасно сохранилась, несмотря на изменение образа жизни, потому что йоге всё равно, какой вы образ жизни ведете, она прекрасно себя чувствует в любой социо-культурной среде. Она не навязывает вам никакой чужой культуры, чужой идеологии, вообще – ничего вам чуждого. Она всего лишь раскрывает то, что в вас заложено и является неотъемлемой частью любого человека, что есть в любой нации, в любой стране.
Иногда говорят: «Почему мы, русские, должны брать духовные знания каких-то там индусов. У нас что, своей предыстории нет?» Это обоснованные претензии, потому что если вы проанализируете историю России, то вы увидите одну и ту же закономерность: у нас с какой-то периодичностью приходит к власти кто-то новый и уничтожает всё старое, обливая грязью. Совсем недавно был Советский Союз; пришли к власти люди, которые называли себя почему-то демократами, и, во-первых, разрушили всё, а во-вторых, начали обвинять своих предшественников во всех смертных грехах. Хотя не было бы предшественников, их бы тоже не было. Такая же ситуация была с царской Россией: пришли к власти большевики, объявили всё, что было раньше, плохим, а всю идеологию, мораль, философию и религию уничтожили. Начали что-то свое строить. Более того, если вы в рамках царской России проследите каноны «русскости», религиозной принадлежности, то опять же – всего несколько столетий назад Православная вера претерпела страшный раскол. И опять новые стали обвинять старых и всячески их притеснять, отсюда живущие в глухих местах старообрядцы. Древняя Русь, вы помните, была крещена огнем и мечом. Старое всё порубили, забыли – пришло новое. И когда мне говорят, а как же философия или вера предков, лично я всегда в недоумении.
Сейчас этот серьезный вопрос жёстко эксплуатируется: нас призывают вернуться к вере предков, но не говорят, в чем она. Или до какой хронологической черты вернуться? К Рюрику? Или к Владимиру Красно Солнышко? А может быть еще древнее, к языческой вере? Эти сложные вопросы очень часто задаются в связи с йогой, что, мол, экспансия какой-то чужой идеологии. Вы должны очень четко понять: йога никому ничего не навязывает. В этом смысле йога – это система рекомендаций, и вы, пользуясь своей свободой, можете их принимать или не принимать.
А дальше в йоге начинаются совершенно удивительные вещи. Когда я стал их изучать, они меня просто потрясли в свое время: я вдруг понял, что у меня в сознании нет метания в отношении своих предков, какой же я вере привержен, потому что йога дает универсальный ответ на этот вопрос. И чем больше я над ним думаю, тем больше понимаю, насколько это мудрая система. Считается (и это основная мысль Вед), что мы все с вами – потомки наших очень древних предков, которые когда-то и провозгласили знание Вед. В любой культуре есть миф о «золотом веке», когда давным-давно был на земле мир справедливости, а потом, как правило, наступали «темные времена». Считается, что у каждого из нас вне зависимости от расы или национальности среди наших очень древних предков есть Учителя и Учительницы йоги хотя бы по тому факту, что мы интересуемся этим учением. И если вы хотите обратиться к духовным корням этой системы, то это вовсе не значит, что вы должны отказываться от своей «русскости» и с завтрашнего дня становиться индусами. А в первую очередь, как настоятельно рекомендует йога, надо медитировать и размышлять над своими древнейшими предками вне зависимости от того, являетесь вы русским, индусом или представителем другой расы или национальности.
Следующий, чрезвычайно жесткий вопрос на Востоке, это вопрос Учителя и ученика. Мы на Западе к этому относимся несколько халатно и просто – мало ли кто меня чему учил. А в Индии во всех духовных сферах ученическая преемственность от учителя к ученику сакрально священна. Сформировалось эта позиция в тот момент, вероятно, когда Веды стали исчезать. Их надо было заучивать наизусть, рукописных вариантов не было. Это было очень жёсткое положение: книжку тебе никто не даст почитать с Ведами, тебе их мог только Учитель продекламировать, а ты их должен был зазубрить. С тех времен пошла очень четкая иерархия. Но у западного человека может проявиться эмоциональное отторжение всех индусов. И возникает очень жесткий диссонанс: как я могу даже очень хорошее знание или духовное благословение получать от людей, которые мне не нравятся? А из древних ведических источников следует, что вам вовсе и не должны нравиться учителя, вам достаточно уповать на своих предков, обращаться непосредственно по родовой линии.
Именно по этой причине возникли кастовые системы в Индии. Ведь знание йоги, как и знание Вед, было доступно только высшим кастам, в первую очередь – касте брахманов. А как же произошло распределение людей по кастам? Почему одни – брахманы и достойны изучать Веды, а другие – нет? Ответ очень логичный: если ты почитаешь своих предков, которые действительно являются Учителями, то, во-первых, ты ведешь соответствующий образ жизни, отдаешь долг предкам, и в свое время сам рожаешь детей. И если есть преемственность «предки – ты – твои дети», то когда потом ты умираешь, ты опять рождаешься в своей собственной семье. Ты как бы внутри себя несешь посвящение и благословение. И если люди трепетно относятся к потомству, никогда не выступают против жизни, а сами рожают, воспитывают в заботе и любви детей, такие люди рано или поздно становятся брахманами или аристократами. Те же люди, которые плохо относились к воспитанию детей, занимали низшие касты. А те, кто вообще не заботился о детях: нарожал, выжил – так выжил, не выжил – еще нарожаю, они оказывались людьми вне каст. Такая ситуация привела к тому, что в Индии сформировался высший класс, высшая каста или «варна» брахманов, которые донесли знания Вед.
Мы же с вами не сохранили знания вед. Эти знания были, по всей видимости, и в России. Но так как у нас есть привычка уничтожать все старое и хвататься за что-то новоявленное, то ничего и не сохранилось. Есть какие-то исследования, группы людей, которые говорят о наличии русских вед, о наличии каких-то артефактов, текстов. Осложняется дело тем, что, как правило, это всегда облеплено националистически настроенными людьми: «Вот мы – русские, а все остальные – вообще никто». Надо немножко ложку дегтя добавить и в наше представление обо всех индусах, что это сплошь Махатмы Ганди, улыбаются, беззлобные. И среди индусов есть националистические слои, с которыми, мягко говоря, неприятно общаться. Они считают себя сверхлюдьми, носителями древнейшего знания, а всех остальных – людьми второго сорта.
Что же касается нас с вами, то, безусловно, для того, чтобы в полном объеме приобщиться к древнему знанию, в первую очередь надо заручиться духовной поддержкой предков вне зависимости от того, какой вы расы или национальности. Потому что всё, что есть в Ведах, в йоге, есть и у ваших предков. Но вот беда – формальная оболочка в виде текстов, мантр до нас не дошла; душу мы сохранили, а оболочку потеряли, и поэтому, если вы хотите по-настоящему открыть йогу, вы должны начинать со своего Рода. Вы должны действительно почувствовать йогу в себе внутри, вы должны понять, что йога – не то, что привносится извне, а то, что есть внутри.
Затем мы должны впитать все те крохи знания, которые дошли до нас. В Индии сохранились тексты, их много, их мало кто понимает даже в Индии, Веды мало кто понимает, их просто наизусть зазубривают. Вы можете встретить брахмана, он может процитировать вам Веды, но он не сможет вам их расшифровать, и тем более – адаптировать. Необходимо сохранить душу йоги, но и по крупицам собирать всё, что еще не исчезло. Но огромное количество знаний утеряно и, как мне видится в перспективе, после того, как мы соберем и хотя бы сами поймем остатки сохранившегося знания, мы должны научиться их применять и, более того, переоткрывать то, что исчезло. Ведь попадается манускрипт, иногда на пальмовых листьях записанный: часть листов есть, части – нет. Я сталкивался иногда даже с варварством, с текстами, где почему-то некоторые достаточно сложные практики заведомо вырывались, чтобы на Запад не попали.
С третей стороны, вы не должны превращаться в индусов, вести индусский образ жизни или средневековый, вы должны оставаться обычными, нормальными людьми, чтобы стать мостом между древнейшим наследием знания и современным сегодняшним днем. Это – очень трудная задача, но выхода нет, потому что свой импульс знаний мы не сохранили. Вообще, нашим предкам, даже не тем древним предкам, которые были Учителя и Учительницы йоги, а более близким к нам, – поклон. Потому что они сохранили самое главное – любовь к детям. Они нас родили, воспитали, мы не одичали, не превратились в людоедов. Уже за это им спасибо. А крохи знания нам нужно собирать, адаптировать, а чего не можем найти – переоткрывать. В конце концов, йога в этом отношении – очень свободная и жизнерадостная система. Всё, что когда-либо было открыто, изучено, получено – может сделать каждый из вас. Ваши древние предки, мудрецы-риши, которые провозгласили Веды, им знание, действительно, открылось, они это получили, и они нам говорят: «Ребята, вы такие же точно, будете над собой работать – станете такими же, как и мы».
Поэтому принципиальных, фундаментальных причин для того, чтобы нам не переоткрыть йогу – нет. Хотя, безусловно, на это потратятся долгие годы труда, занятий, осмыслений. Если встречаешься с людьми, которые тоже практикуют – этот процесс идет несравненно быстрее. Если же посчастливилось встретить Учителей – это просто счастье! К сожалению, истинные, серьезные Учителя йоги, которые практикуют, – очень труднодоступны.
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Шаблон опубликовал(а)-Карина Халтурина
Текст напечатали(а)-временно отсутствуют
Текст отредактировал(а)-Лилия Воронкова
Текст опубликовал(а)-Александр Шведченко
Краткое описание составил(а)-временно отсутствуют
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют
Можно ли копировать. Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете
копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте
ссылку на наш сайт www.openyoga.ru