Семинар по Раджа йоге. Часть 5. Вопросы по медитации. 13.07.2014

Семинар по Раджа йоге. Часть 5. Вопросы по медитации. 13.07.2014.

(26.07.2021)

 

 

Это у нас очередная часть семинара по Раджа йоге. Прежде чем мы пойдем далее у кого какие вопросы, если есть, не стесняемся задаем. Нет никаких вопросов, все непонятно было?  Да, прошу.

Вопрос из зала: ассоциации возникают, когда смотришь на предмет?

 Смотрите, когда вы медитируете на тот или иной предмет, будь это обычный предмет или какое-то более сложное явление и т.д. и тому подобное. Наблюдается ряд цепочек мыслей. Сперва вы подумали об одном. Скажем кубик красный. Потом подумали, да красный. Такого же цвета как мое платье. Да платье, я его купила в том магазине. Да магазин, но продавщица там дура-дурой была. Такая у нее прическа была совсем какая-то, ей не в тему. Кстати сказать и мне наверное надо волосы покрасить. А какую бы краску купить? И вот пошла вот эта цепочка ассоциаций, одна мысль, другая, третья, она вас уводит в сторону. Это то, что называется паразитическим мышлением. Иногда это мышление безобидное, просто одна мысль сменяет другую, другая третью и т.д. а иногда оно очень опасное. Оно опасное, если это мысли депрессии или подавленности. Какие-то фобии, страхи. Иногда вообще знаете: меня преследуют, за мной охотиться этот самый ЦРУ и Сноуден меня подслушивает и мой мобильный телефон. Все я под колпаком и прочее, прочее. Это паранойя, которую практически нельзя остановить. Мысли ревности, или мысли зависти, или мысли обиды: ой я зашел, а со мной не поздоровались. Они меня не любят и т.д. Эти мысли высасывают вашу Прану.

 В Раджа йоге есть такое очень жесткое положение. Вы не можете безнаказанно допускать мысли в голову, они поедают вашу Прану. Ваше естественное состояние-это состояние радости и счастья. Прана, которая идет от Вашего Высшего Я- она в первую очередь оживляет ваши тела. И если тело более- менее здоровое, вы должны быть радостны и счастливы. Но остаток Праны съедается паразитическим мышлением. Вот этими ассоциациями, одна за другой. Откуда берутся эти ассоциации? Они берутся из предыдущего опыта. Когда-то был опыт предыдущий и любая мысль, она как бы вытаскивает целую цепочку мыслей из предыдущего опыта. Каждая мысль съедает немножко Праны. И вот вы чувствуете себя все хуже, хуже. И потом вообще вам плохо. Поэтому идеал Раджа йоги следующий: вы должны уметь в короткое время концентрировать мысль и Сознание, внимание на выбранной мысли. Но также в короткое время выключать мышление. Хоп, хлоп выключил-забыл. Если вы к такому не подойдете, как сказать умению. Вы никогда не сможете сконцентрироваться. У вас как бы будет вся жизненная сила растекаться по многочисленным мелким мыслишкам. И на главную мысль не останется сил. Более того вы себя будете чувствовать все хуже и хуже.

 Поэтому друзья отмечаем для себя еще одно упражнение для Раджа йоги. Очень важное упражнение. На самом деле не менее важное чем концентрация. Оно заключается вот в чем. Выбираете любую мысль, которая у вас в голове и начинаете в обратную сторону раскручивать все предыдущие мысли, которые ей предшествовали. Вот мы только что пример с вами рассматривали, когда начали с кубика, а закончили продавщицей.  И вот представьте, вы поймали себя на мысли на этой продавщице. И вот вы поймали себя на паразитической мысли, что вы думаете о какой-то продавщице, которую вы один раз в жизни видели и собственно говоря, почему вы должны тратить свою драгоценную Прану на неё. Подумайте лучше о чем-нибудь приятном, чем о человеке, которого первый и последний раз в жизни увидели или который вам неприятен и вообще. Так вот вы начинаете в обратную сторону. Ага, я подумал о продавщице, почему? Потому что она мне что-то продала. А почему она мне что-то продала? А потому что я пошел покупать что-то что-то. А почему? А потому что это. А почему? Почему мы об этом подумали, а потому что платье красное. А почему я подумал о красном цвете? Потому что кубик был красный. И вот как бы вы начинаете раскручивать в обратную сторону. Это очень увлекательное занятие, знаете гимнастика для мозгов. Знаете, такое ощущение, когда вы будете делать это упражнение, как будто вам кто-то массирует мозги. Необычное. Знаете, был величайший йог Вивекананда. Он дал такое очень красивое сравнение деятельности нашего разума. Представьте, что ваш разум большой сыр. А в этом сыре живет мышка. И она прогрызает ходы. И по этим ходам внутри ходит, вы видели такие большие головы сыра. И вот точно также каждая мысль, которая возникает у нас в голове прогрызает как мышь определенный ход. И в дальнейшем уже не грызет новые, а ходит по этим старым ходам. В редких случаях, когда ты заставишь мышь прогрызть другой вход и она уже другой начинает, но это уже требуются усилия. И получается, когда мысль у нас в голове рождается. Как если бы наш разум был бы такой инертной субстанцией. А мысль прогрызала в нем тропинку. И вот она всегда ходит в одном направлении, от одного к другому. Иногда сворачивает на боковые какие-то пути. А вот представьте, вы заставили эту мысль или мышь идти не вперед, а назад ползти. И она начинает вас как бы ершиком, как бутылки раньше мыли из-под молока. Точно также она начинает эту субстанцию разума внутри вас, вот эти ассоциативные мысли и конгломерат ощущений.

Сопровождающий любую мысль, а надо сказать, что у нас очень сложное устройство. Смотрите какая у нас вещь получается. У нас сперва в голову прилетает мысль, затем она подхватывает эмоцию. Только мысль соединяется с эмоций – это получается такая мысль- пиявка, она начинает высасывать Прану. Нашу жизненную силу. Мы как бы можем сконцентрироваться на ней собственно говоря, если мы это ей не дадим, она дальше убежит. А тут представьте, вы это делаете и это цепочка одна, другая, третья, мысль начинает высасывать Прану. И тут вы назад все это начинаете делать, мысль начинает высасывать Прану. За Праной идёт следующая реакция. Чисто иногда моторная реакция непроизвольного сокращения внутренних сосудов, мышц и так далее. На этом все пытаются детектор лжи построить. Человек чего-то мыслит, а у него непроизвольно какие-то реакции, чисто физически, которые честно говоря можно определить. Но понятно, что действительно ты там, о чем-то подумал, невольно жался. Как говорят от мысли похолодел или его испарина бросила. Она вполне конкретная связка: мысль –эмоция- Прана. Рефлекторная деятельность наших структур, но в современной науке используют только физическую деятельность, а есть ещё тонкое и причинное тело. Оно тоже там как-то реагирует, сжимается. Это сложно об этом что-то сказать, но факт тот, что на это тратится колоссальное количество также Праны. Когда импульс доходит до физического тела, здесь вступают в роль вполне конкретные процессы метаболизма. Грубо говоря у вас адреналин в кровь выливается от одной мысли. Мысль пока прошла уже одну цепочку, вас хоп трясёт: ой забыл ключ или ещё что-нибудь, бывают такие вещи. Потом выясняется, что нет ты себе это придумал. А вот это вот вся цепочка паразитическая прошла, сожрала вашу Прану. Вы стали себя плохо чувствовать, а когда вы занимаетесь вот этим упражнениям, как бы ретроспективы или ретро наблюдение за мыслью, очень любопытные ощущения. Вы как бы свои измученные нервы, которые привыкли всегда знаете сжиматься под ударами палки окружающего мира. Вдруг в этот разжиматься и в какой-то степени, друзья, это даже терапевтический эффект, который дает отдых.

Поэтому в качестве из упражнений Раджа йоги для домашней медитации после курса, допустим Хатха-йоги или Крия йоги выделите 10:15 минут, возьмите любую мысль, любую абсолютно, и проследите историю её возникновения. Во-первых, вас ждут ужасные открытия. Вы поймёте какой чушью набита ваша голова, не нужный чушью. Во- вторых, вы увидите, как это все переплетается. А потом начнутся чудеса. Допустим, вы увидите какой-то предмет. Скажем заходите в автобус и видите стул. И он почему-то у вас вызывает отвращение какое-то, не критичное, не нравится вам и всё. Вы начинаете медитировать, долго раскручивать, почему вам не нравится тот или иной объект. И вдруг выясняется, что когда-то был период в жизни, что сидел неприятный человек на таком же стуле. И произошло склеивание, возникновения ассоциативной связи. То есть от одного, что было неприятно, перетекла неприязнь на другое, что поблизости.

 Знаете, старый- старый анекдот был. По-разному его рассказывают, но суть заключается, что в очень уважаемым благородном семействе Великобритании каких-то сэров украли чайные ложечки. Есть два варианта этого анекдота. Первый: что сказали вызвать полицию, найти и опубликовать в газете. Хозяин сказал нет, не надо ничего публиковать, потому что прочитают моё имя и слово украли. То ли он украл, то ли у него украли. Никто разбираться не будет, но возникнет чётко устойчивая связь: там сэр такой-то и украдено, вот эта связка. Или другой анекдот. Что у меня были в гостях такие-то. И они мне не нравится- они воры. А почему они воры? А после них серебряная ложечка исчезла.  Ложечки потом нашлись, осадок остался. Иногда до идиотизма доходит. Иногда мы начинаем гипотетическая ситуация негативная. Ну рядом был человек, даже если она нами придуманная как негативное, и мы начинаем склеивать с человеком. И нам уже человек скажи мне нравится или ещё что-то не нравится и получается, что мы сами себя эти ассоциативные связи плетем, такую как бы клетку для восприятия мира. Мы сами себя начинаем ограничивать. Мы говорим: не буду есть эту еду. Почему? Потому что она плохая. А почему она плохая? Потому что я так считаю. Начинаешь выяснять, что не еда такая, это совсем что-то другое.

Знаете, старый еврейский анекдот, когда один приходит к другому и говорит: мне так Чайковский этот не нравится, ну так не нравится Чайковский. Рабинович говорит: а ты вообще Чайковского слышал? Нет, не слышал, мне Изя напел. И вот так получается Изя напел.  Хороший у них юмор на самом деле, некоторый, такой хрестоматийный, прям вставлять можно.

 И вот к сожалению, у нас в голове таких вот структур, которые не откуда взялись, но которые мы считаем за достоверные и окрашиваем симпатии и антипатии, в страхи или надежды в результате плетут то, что называется нашей кармой. В конце концов чтобы что-то произошло вы сами должны сделать половину работы, вы сами должны, что называется: тигру в пасть прыгнуть, и вот это медитация по распутыванию ассоциативных связей, вдруг иногда приводит к совершеннейшим открытиям. Что ты всю свою жизнь жил в тюрьме, которую сам себе построил. Безусловно тот факт, что вы сталкивались с такой ситуацией, в результате, которых возникала такая ассоциативная связь, негативная. Это следы вашей негативной кармы, или как у Патанджали они называются клеши, отпечатки. И фактически работа с негативной кармы сводится с работой с отпечатками на вашем разуме. Поэтому иногда спрашивают, вот у меня негативная карма, что мне с ней делать.  Если вы пользуетесь методами Раджа йоги, начинайте с ваших мозгов, с вашего разума. Начинайте именно с тех мыслей, которые сейчас у вас родятся прям, из тех, которые у вас сейчас родятся. И начинайте выяснять: почему именно такие мысли, а не другие. Вопросы есть?

 Вопрос из зала: а что делать с этими отпечатками, когда мы до них докопались?

Смотрите, если я понял, что произошла склейка между двумя разными вещами. Тот момент, когда я это осознаю, эта склейка тут же и развалится. Я просто осознаю, что был неправ, я убеждаюсь, что был неправ. И знаете говорят: знание – сила. Приобретение знания как у вас, что-то в голове произошло, делает вас, во-первых, господином самого себя и этих событий. А как ни странно есть ещё один достаточно интересный эффект. Вы если хотя бы один раз разобрались в своих мозгах, то вы можете помогать другим. Вообще я понимаю, что этим психологи должны были настоящие заниматься. Вот то есть помогать людям, помогать распутывать такого разного рода запутанные ситуации, фобии и так далее и тому подобное. Но это отдельная тема, каждому человеку психолога не приставишь. Приходится заниматься самим собой.

 Вопрос из зала: то есть, если получается, что мы докопались, что этот стул с этим вызывает неприятные ощущения. То он потом не будет вызывать такие ощущения?

  Там конечно все более сложно. Там ещё есть привычка, потому что вам могут 100 раз объяснить, что ты не прав, а ты уже так долго к этому привык, что уже просто выработалась привычка, что- либо избегать или стремиться.

 Вопросы зала: что делать ответ привычкой?

Измором. Если мысль- мышь прогрызла ход неправильный, то надо рядышком грызть правильный. Или другой пример я приведу. Представьте, поле засеяно пшеницей, нет даже не пшеницей, скажем кукурузой. Видели кукурузу? Она иной раз больше человеческого роста. Я в детстве через такие поля ходил маленький. И вот попробуй, пройди через это поле. Не пройдёшь, мешает тебе. Ты еле-еле, где-то там, ломаем, протаптываешь тропинку. Если один человек протоптал тропинку, то все, кто за ним идут, они идут по этой тропинке, потому что это легче, чем ломать. Свою проламывать  тропинку, даже если это первая тропинка в два раза длиннее, но чтобы протоптать новую тропинку, требуется усилия. Разум идёт по пути наименьшего сопротивления, если когда-то была мысль или ассоциация, какой-то ход, то он и будет так ходить. А если же вы поняли, что это ассоциация ведёт в никуда, она опасна, то вы безусловно должны приложить усилия, чтобы протоптать новую тропинку рядом, короче. Она сначала будет уже, чем старая, которая уже протоптанная, но с каждым разом, когда вы будете по этой тропинке ходить, все будет легче, легче, легче. Потом начнут они конкурировать, а потом на равных, а потом старая тропинка начнёт возрастать.

У меня был один ученик, который с дури в большом возрасте начал курить, причём йогой занимался, причём ему лет было много, но обычно знаете там начинают с молодости по глупости курить. И втянулся очень быстро, втянулся пачка в день потом выходила, а кто-то говорит это нормально. Но понимаете это для человека, который за несколько месяцев втянулся, дошел до пачки, что же будет через несколько лет, вы можете это представить. Такая ситуация. Ты же йогой занимался, ты же знаешь этот закон ассоциативных связей. Потом бросил, бросил с большими матюгами. И смысл был в том, ты представляешь я знаю, я знаю теорию йоги, я знаю, как действует ассоциативные связи, я знаю, как бы я все это, знаю, но вот выхожу там куда-нибудь, малейший стресс, автобус не пришел на остановку уже 3 минуты, хотя он должен раз в полчаса ходить, но никого это не волнует. У него уже стресс и рука сама собой тянется за сигаретой. Или он у кого-то просит. Вот получается такая ситуация: раз застали вас врасплох, вы на секунду бдительность потеряли. И разум, а пойдём по старой тропинке. И поэтому надо вот эти точки, когда вы теряете бдительность в своей жизни определять. И особенно их контролировать. Это знаете такая, как дорога на распутье, как железная дорога в разные стороны расходится, стрелку там переводить. Вот если вы знаете, что какой-то момент будет особенно некритичный. Вот там надо сделать особенно усилия. Один раз пошли и все уже все нормально. После этого один раз, второй раз, третий раз, четвёртый, пятый раз, а потом старая дорожка начинает зарастать. И потом всё меньше и меньше хочется, поэтому вот сейчас ведётся борьба с курением, но в плане того что запретили сейчас в России во всяком случае. Везде раньше стенды висели. Все по убирали сейчас. С одной стороны, бедные предприниматели пищат, что это был основной для них источник дохода. Им своей ларьки приходится закрывать, но с другой стороны, вот представьте, вы заходите после работы нервной, а вы до этого курили, и вы вне критичности покупаете эту пачку и начинаете курить. Если бы вы не увидели её, вы бы вообще они даже не подумали, понимаете. И вот надо находить такие точки, если вы курите или пьете. У меня один товарищ начал спиваться, конкретно. Причём он вычислил момент, где он спивался. Это был самый негативный участок пути, от метро до маршрутки. Вот он приезжал в метро, выходил из метро, в Москве, где такая окраина, там была фантасмагория. Он все это видеть не хотел. И вот он в глаза заливал, у него ещё был флакончик, такая была красивая фляжечка с коньячком. В карман такой нагрудный вставляется. И вот он выходил, так глоточек, чтобы не воспринимать этот ужас. Дальше больше коньячок понятно скоро кончился. И знаете, сколько водки не бери, всё равно два раза бегать, как помните, старый анекдот. И вот так он потихонечку, там такое, конечно место, но это ещё старые времена на разлив могли тебе. Рюмочная называлась. И друг, он понял, что он себя на этом может и как только он исключил часть этого маршрута, он просто забывал заглянуть в рюмочную. Там обычно кто? Кто в рюмочной у них в основном, денег нету, они раз стакан и дальше побежал. Эти дурные привычки, их может быть много, самые разные. То, что нам мешает и всегда есть момент, где мы как бы выбор пути, поэтому собственно говоря, если вы будете особо внимательно в месте, где нужно выбирать путь. Остальное проще становится. Есть ещё вопросы?

 Вопрос из зала: мы будем рассматривать отдельно волеизъявление и желание?

 Мы будем рассматривать отдельно волеизъявления и желания.  Да мы сейчас как раз этим займёмся. Мы сперва с теоретической точки зрения по предыдущей теме. Есть вопросы?

Вопрос из зала: а у можно ли сказать так что самскара-это склейка эмоциональной реакции и мысли?

Нет, это даже конгломерат склеек. Давайте поясним термин самскара. Как бы его по-русски сказать. Смотрите, вот был какой-то опыт, позитивный или негативный неважно. Вы помните ,что у вас есть ваше Высшее Я. И у вас есть ваше тело, три группы тел, тонкое и грубое и причинное. Они составляют группу органов разума, органов чувств, действий, как бы сказали в древности. И получается, что любой опыт наносит отпечатки, причем отпечатки эти могут быть самые разные. Представьте, вы поранили руку. У вас остался шрам, который болит на физическом уровне. На объективном уровне. У вас осталась эмоциональная составляющая боли и у вас остался образ ножа, который вас порезал, или чего-то другое. И всё это начинает склеиваться в единый конгломерат ощущений, окрашиваться негативом. И смотрите, дальше начинается интересная вещь. Вам достаточно показать нож и у вас всплывает весь негатив, и вы вспоминаете даже физическую боль. Вам достаточно нажать на свой шрам и почувствовать там боль, или просто вспомнить о нём, как все всплывает. Поэтому в этом отношении, как бы самскара, это не обязательно только лишь отпечаток на разуме в виде впечатлений. Это как бы на всех трёх уровнях, то есть грубо говоря, кармический отпечаток хранится одновременно на трёх уровнях. И воздействия на один уровень ты можешь вытащить другой, другой, третий и получается, что, пережив тот или иной опыт, у нас хвосты этого опыта, мы можем встретить на самом разном уровне. Патанджали предлагает свести все эти три уровня всего лишь к одному отпечатку на поверхности нашего разума, потому что в конце концов, чтобы осознать, что у вас творится в грубом теле вам все равно вот сюда. Вот и работать уже с разумом, то есть проще и быстрее, и фактически каждый самскара- это как знаете ещё раз, как след оставлен, то за что можно всю эту ситуацию обратно распутать.

 Вопрос из зала: вот как в примере с курильщиком, он так и будет постоянно воспринимать, и ему будет хочется неосознанно?

Почему если вы курите или хотите бросить курить ни в коем случае, не общайтесь с тем, кто курит. Глазом не успеете моргнуть, как сами. Если выпивали когда-нибудь, избегайте мест, где пьют, избегайте вообще вида алкогольных напитков, магазинов этих, и так далее. Потому что это всё некритичное невербальное восприятие, реклама на этом работает, когда вот вы заходите в магазин, вы помните, я часто рассказывал этот пример про какую Кока-Колу. Заходишь в магазин, думаешь дай что-нибудь попить, потом смотришь, да не Coca-Cola всякой химии много, что-нибудь такого хорошего, а потом видишь, что всё остальное ты вообще не знаешь. Я в Индии оказался, хотел что-то попить, зашел, а там местные какие-то напитки может быть они 1000 раз лучше, но я их в первый раз в жизни вижу, я думаю вот как сейчас напьюсь здесь, как живот заболит и всё вся поездка, а это думаешь ну дрянь проверенная. Тоже самое Макдональдс. Какие-то стандарты, которые были уже до этого, они потом не критично, если перед вами выбор будет, то вы будете выбирать то, что уже вам знакомо. Это имеет отрицательные последствия, ну и положительные последствия. Это как бренд на распознавание. Или вы допустим, сейчас изучаете йогу. Мы здесь более-менее изучаем моменты, но я вас уверяю полным-полно, изучающих йогу, которые откровенно бредят. Там йога и тут йога. Значит как-то эти йоги нужно по-разному называть, чтобы не путать нас с ними, а если вы перепутайте так к вам не пойдут. Или ну понимаете, очень тяжелая тема для такого восприятия.

 Поэтому самскара, смотрите, отпечатки конечно, идеология такая, если у вас были отпечатки негативной кармы, то есть те отпечатки, которые приводит к негативным ассоциациям и к негативным поступкам, как следствие к отягощению своей кармы и страданиями. Их надо заменить на позитивные отпечатки, которые будут вызывать позитивные поступки и которые будут приводить к радости. Следующий момент такой, если вы чувствуйте есть негативная карма, а у кого её нет. То как с ней бороться? И методика дается в Раджа йоге следующее: смотрите поток вашей Праны от вашего Высшего Я, он один. И мысли разные конкурируют за место в разуме. Каждую микроскопическую долю или чего-то секунды, воспринять вы можете только лишь одну мысль, объект или явления. Но так как вы это делаете быстро –быстро, получается, что вам кажется, что у вас в голове полно мыслей, это всего лишь кажется. Если сталкиваются две мысли на одной плоскости позитивные или негативные, побеждает та, которая сильнее. Поэтому чем больше вы будете взращивать позитивные мысли, тем автоматически они будут убивать негативные. Поэтому и говорят, если вы хотите избавиться от негатива, не думайте об отрицании негатива, думаете о прямо противоположном негативе. То есть можно говорить: я не злой, я не злой, я не злой, но косвенно вы на самом деле, как помните: я не буду думать о красной заднице обезьяны, я не буду думать о красный заднице обезьяны. Лучше говорить: я не злой, лучше говорить: я добрый, потому что концепция доброты полностью исключает концепцию зла. Это такие небольшие, но достаточно красивые моменты. То есть лучше концентрироваться на позитивном, чем над отрицанием отрицания.

 Вопрос из зала: вот вы говорили, а склейке на уровне разума впечатлений от чего-то негативного, а если позитивные моменты склейки, там ещё сложнее?

  Да, конечно, вы знаете негатив как правило, знаете, чем хорош негатив? Негатив заставляет вас хоть задумываться.  Когда позитив прёт, вы считаете, что это вполне естественно, так и должно быть, в этом отношении можно попасть в ловушку. А когда нам говорят ребята обычно, когда экономический кризис какой-нибудь наступает, а нам говорят: не ребят, всё хорошо вот посмотрите график, видите какой график красивый. Вот точно такой же, когда тогда было всё хорошо. Да, все хорошо. А то что этот график кто-то сфальсифицировал, конечно, вы об этом не знаете. И как правило знаете, сам любой кризис всегда начинается, как это: последний шаг в пропасть- самая большая неожиданность. И точно также в этом отношении замаскированность позитивом. Она в этом отношении даже страшнее, что вы не чувствуйте опасность, можно так очень долго прожить, а потом выяснится, что вы долго- долго, медленно, но верно шли к какой-то большой проблеме.

И конечно, тяжело распознать позитив. Именно по этой причине йоги с одинаковой как бы отстраненностью анализирует ассоциативные связи, как негативные, так и позитивные. Или если говорится опять же словами Карма йоги: йог, сперва позитивом нейтрализует негатив, а потом выбрасывает и позитив, и негатив. Вам вообще не нужны левые непроверенные ассоциативные связи, не позитивные, не негативные. Свобода начинается, когда вы не отягощены предыдущим опытом, который превращает вас в робота, когда вы в автоматическом режиме вечно делать какие-то действия. 

Вот скажем рекламщики, как они поступают, включите любую рекламу про машину. Они вначале делают позитивные ряд чего-нибудь из одной области. Мы едем на пикник всей семьей: мама, папа, детишки- все счастливы, улыбаются, но заходит именно в эту марку автомобиля, которая куда-то мчит. Они начинают подменять радость семейного счастья. Так раз приклеили свой автомобиль, хочешь семейного счастья, значит этот автомобиль. Такой потом человек накопил денежку, приходит в автосалон, и видит разные марки автомобиля. И понятно они у него по-разному ассоциируется, а вот эта: да, чего-то я видела в рекламе. Точнее нет, человек даже не вспоминает, что он видел в рекламе, у него не критично это что-то связано с позитивом. И знаете такой анекдот был. Не знаю правда это или нет. Один продавец автомобилей в салоне в Москве хвастался, что он с 90 процентной вероятностью скажет, какую марку купит женщина, оказалась под цвет своего платья. Понимаю, мужчина будет изучать, а какой у него движок, а цилиндры вот эти, вот технические умности, которого никогда не видел. И никогда не увидят, а если хоть один раз увидят, что не захотят смотреть. Я когда-то движок перебирал в машине. Я сказал, нет за любые деньги, пусть это делают в автосервисе. Вот поумничать – да, а реально этим заниматься, даже если мелочь поломалась, не дай бог.

А женщина, нет, она эмоциональная. Дай ей образ и понятно, что, если ты смотришь на женщину, на её стиль одежды, её любимые цвета. И ты сразу же понимаешь её выбор ну или смотришь. И с того что есть, её потянет к тому, что у неё ассоциируется с красивым элегантным. Женщине всё равно, сколько там лошадиных сил. Вы знаете старый анекдот. Женщина звонит в милицию и говорит: вы знаете у меня машина пропала. Её спрашивают: какая марка автомобиля ? Да она у меня красненькая.

И вот так на эти ассоциативные моменты, нас ловят рекламщики. Кто такие рекламщики? Это бедные голодные люди, которые зарабатывают себе на кусок хлеба. Это очень тяжело на самом деле. В рекламном бизнесе у них даже жалко.

Точно также поступает природа. Допустим летит бабочка, мы говорим, какая красивая бабочка. Так это для нас она с вами красивая. А если присмотреться для птички: два больших глаза, допустим на крылышках. Это какое-то чудовище, вот с такой вот мордой. Попробуй сожри такое. Такие ассоциативные связки: Энергии и Сознание, они во всей природе применяются.

 Вопросы из зала: вот вы говорили про мышь-мысль, допустим начинается лень. Она из-за чего, о я устал, я хочу отдохнуть, но он может с помощью Раджа йоги бороться с ленью?

Да, с помощью Раджа йоги можно бороться с ленью. Знаете, какой самый простой способ бороться с ленью, самый классный способ, если вы хоть что-то понимаете в Раджа йоге. Понимаете, что у вас целая куча недостатков, вы пьете, курите, ленивый тунеядец. Вот смотрите, можно работать над собой и нужно работать над собой, но это тяжело. Есть более простая, если вы идёте по дороге, вы сами можете идти. Но если рядышком едет грузовик, то вы можете попроситься, чтоб он вас подвез. Вот точно также и здесь.

 Ищите друзей с теми навыками и качествами, чертами характера, привычками, которые вы хотите перенять. Хотите преуспеть в математике, ищите друзей интересующихся математикой. В Москве есть НЦМО -непрерывный центр математического образования, вот просто ходите туда на лекции, даже если ничего не понимаете, рано или поздно с кем-то познакомитесь, с кем-то поговорите, какую-то книгу купите и увлечетесь.  Дальше больше, дальше больше. А разум в этом отношении непрерывно работает, он будет впитывать, впитывать, и копирует. Хотите изучать английский язык, общаетесь, дружите с людьми, которые его знают. Хотите бросить пить, общайтесь с трезвенниками, курить бросить хотите, общайтесь с теми кто не курит, то есть общайтесь с теми чьи качества вы хотите перенять. Даже если вы просто будете рядышком физически находиться, невольно перенимаются какие-то качества. На этом построена все школы йоги. Ты приехал в ашрам, даже если ты ничего там не сделал, ни одного упражнение, но вся атмосфера, волей-неволей, она начала прогрызать в твоем разуме уже нужные ходы. Поэтому и это самый такой хороший.

 Я все думал почему я интересовался с детства физикой, химией. Ответ на самом деле простой, у меня мама- физик, поэтому весь дом был забит книжками. Мама никогда не жалела денег на книжки, и покупала очень красивые, и с картинками. Там не просто сухие формулы, а там что-то интересное. Понятно, когда я был маленький, что мы делали. Мы листали эти энциклопедии, книжки. Эти формулы, даже математические формулы с этими интегралами, они не критично откладывались. И потом, когда я видел, они меня уже не пугали. Вот знаете иногда такой эффект. Тут мне инструкция попалась на китайском языке, смотришь и тут же закрываешь. Нет страшно, не хочу разбираться, голова начинает ломаться. А представьте, если бы вы с детства видели эти иероглифы, у вас бы была другая реакция. Вот такое я уже видел, а что он значит?

 А знаете, как я, я же в школе учился, а потом мне надо было поступать. Я решил в МИФИ поступать- это была такая авантюра с моей точки зрения в моем возрасте. Ну как не странно поступил. Я маму попросил, чтобы она мне формулы написала на ватмане красиво. Знаете, где их я повесил? В туалете. У меня весь туалет был исписан формулами. Вообще супер действует. У меня знаете, что сейчас на стенке в туалете написано? Формула Эйлера- это очень красивая формула, я хочу, чтобы в рамках аксиоматики когда-нибудь её разобрали. Приходишь значит сосредоточиться, а тут у тебя о высшем. Очень помогает на самом деле. Помогает друзья, вся атмосфера, обстановка на вас в нужную сторону идёт.

 И поэтому мы не можем изменить этот мир. Этот мир такой какой он есть- он свободный. Вот какой бы вы не были тиран, деспот, диктатор даже, если вы очень захотите, вы мало что можете сделать. Мир все равно будет жить так, как он захочет. Поэтому собственно говоря, менять мир можно следующим образом, это не менять его, а выбирать в этом мире то, что вам нравится и нужно и избегать то, что вам не нравится и не нужно. Мне говорят: ой Москва такой город. Большой бездуховный город, то,сё, пятое, десятое. Ну да, ну что поделать любой мегаполис такой, но там есть выставки, театры, картинные галереи, музеи есть, очень интересные места, где проводятся те или иные занятия, лекции, семинары. Как правило вы об этом не увидите рекламы, потому что это некоммерческая. Это надо искать, но если вы попадаете туда, то время работает на вас, даже если вы ничего не делаете, вы в поле, в этом ментальном поле духовном. Все равно незримый процесс идёт, с кем поведёшься, помните, от того и наберёшься.

 Следующий метод в Раджа йоге: если хотите хорошие привычки приобрести, ищите людей, у которых они есть. И всячески с ними дружите, и всячески посещаете эти места, где бывают эти люди. Избегайте других мест, где этих людей не бывает, а бывают прямо противоположные. Но не всегда такое бывает возможно, поэтому если нет возможности вживую общаться, то сейчас появилась чудеснейшее средство- интернет. Понятно для чего сейчас 90% интернета используется, для всякой чуши, но оставшиеся 10% можно по уму использовать. Можно там посещать какие-то вебинары. Не обязательно вам там ехать на лекцию, нажал на кнопочку и все смотришь, слушаешь, можешь что-то скачать. То есть можно протоптать такую тропинку, которая нужна, тогда у вас не останется времени на чушь, понимаете. У вас не останется времени делать глупости, совершать ошибки, делать негативную карму. У вас нет ресурса, чтобы одновременно делать и позитивную, и негативную карму. Ресурс только один, в ваших руках, это направлять, выбор по сути дела, от вас больше ничего не зависит. В вашей жизни вам дано только одно: делать выбор, не менять что-то снаружи, не менять себя внутри. Мы сейчас кстати об этом поговорим, как перестроить характеры, как хорошие черты приобрести. Вы помните вчерашнюю Натью, где директор фирмы. Помните в чем его была основная задача? Это не самому что-то делать, а наблюдать за всеми и выбирать правильное направление, куда все будет двигаться. Не самому лекции читать, а приглашать специалистов, делать выбор.

 Раджа- это по сути дела человек, который должен делать выбор. Он не должен сам ничего делать, его просто не хватит, но ответственность очень большая у Раджи. Если он сделает один неправильный выбор, то работа сотен- 1 000 000 других пойдёт насмарку, поэтому знаете такой был анекдот про Махатма Ганди. Махатма Ганди выдающаяся личность. И он сам делал много ошибок, и сам это признавал. В своей жизни таких ходов, которые неправильные. Вот в частности, он считал, что он должен ходить в домотканых тканях. Обычно его на картинках изображают в такой, я даже не знаю, как это называется, простынь. Вот это он ткал сам своими руками. И когда  один богатый друг, значит индус приехал, и сказал уважаемый Махатма, если бы вы знали как дорого обходится ваша домотканая ткань. Вы понимаете, что если ты делаешь что-то одно, то ты не делаешь что-то другое. Но я подозреваю, что для Махатма Ганди это был такой способ отвлечься. Вопросы есть? Да, прошу.

 Вопрос из зала: можно еще в продолжении, вот нужно себя заставить, ну как заставить себя, что-то делать. Но когда появляется то момент, когда заставить себя отдохнуть?

Вот знаете опять же чувство меры. Смотрите логика такая. Вот если вы что-то делаете, когда нужно остановиться, мы вчера уже начали эту тему, тема называется чувство меры. Самым большим добродетелью согласно Сутры йога Патанджали, то есть привычка, которая 100% одна ведёт вас к цели, у него называется бесстрастность или управляемая страстность. Вот так вот наверное более точно. Вот смотрите, когда становится, когда что-то начать, за это отвечает чувство меры. Чувство меры надо развивать, его нет. Вспомните себя, когда вы были маленькие, если вы хотели есть конфеты, вы были готова ими питаться вообще всю жизнь. Борщик вас не заставить кушать. Но с возрастом постепенно жизнь нас заставляет чувство меры развивать.

Но все равно не так хорошо.  Как развивать чувство меры- это умение вовремя остановиться. Останавливаться всегда очень тяжело, и в лени, и в работе. Во всём на свете, поэтому нужно вырабатывать внутри островок бесстрастности, незатронутости. Такой островок наблюдателя, который ничего не делает, а просто фиксирует: я вот сейчас ленюсь, да ленюсь, да, скотина, ну и что.

Но вопрос следующий, а как же выработать бесстрастность? Легко сказать выработать бесстрастность или контролируй вот страсть, когда мы начинаем сами себя обманывать. И поэтому предпосылка для выработки бесстрастности- это честность с самим собой. Вы начинаете для себя, не для окружающих, а чисто для служебного пользования. Для себя такие отчёты писать, мысленно. Вот сегодня я сволочь, 50 раз соврал, вот все. Все мелкие такие проступки. Или мог бы помочь, а по ленился, не помог. Или наоборот, вот надо было мне остановиться в работе, потому что уже устал, а я всё продолжал, продолжал. То есть без эмоциональная оценка самого себя. Вот знаете, такая оценка после которой, нет орг. выводов, потому что обычно как: я сегодня соврал, ой как плохо, какой я гад. И начинаем чувство вины такое, всё так плохо, как загладить свое прегрешения. И вообще это дурная карма, и потом я в ад попаду и начинается то, что чувства вины. Вообще чувство вины- опаснейшая вещь, друзья, столько всяких сект на этом паразитирует, столько всяких учений, течений, пытаются внедрить в вас чувство вины. А вы как честный человек ощущаете чувство вины, вам стыдно. И вами можно манипулировать. Так вот здесь надо так без эмоционально, с таким как будто, если бы вы не про себя говорили, а про кого-то другого. Ну да, вот сделал, и это сделал, и это сделал, и забыли, без орг выводов. На самом деле вы забыли, как вам кажется, то есть вы просто эмоции не подключили, но ваш разум как не странно эту информацию переваривает.  А вам кажется, что вы вообще не помните, но на сам деле в следующий ситуации, он начинает фиксировать все лучше- лучше. Он начинает лучше памятовать опыт, который был до этого, а дальше начинают вырабатываться вполне конкретно. Вы же все умные люди, вы делаете, делаете. Причинно- следственная связь, ага вот я отметил тогда, тогда там сделал то-то, то-то, а потом был результат не очень хороший, один раз, второй раз, третий раз. А потом это переходит в такой знаете мощный стимул больше этого не делать, причём усилий не делать, но это просто время нужно. Но в любом случае без эмоциональной честности с самим собой, я подчёркиваю без эмоциональная, если начнёте на себя там тельняшки рвать и пяткой в грудь бить, волосы пеплом, это быстро закончится. А вот если без эмоционально для себя отмечать, да сделал это, сделал то, сделал пятое, десятое. Да сделал подлость, вот такой я подлец, или сделал что-то хорошее, или увлёкся, или напился. Знаете, был у меня такой товарищ, который рассказывал, что у него в голове остался островок незатронутости, когда он пил, что спасло его потом от алкоголизма.

И так далее вслед за честностью вырабатывается островок незатронутости. Островок незатронутости вырабатывает бесстрастность.  Бесстрастность вырабатывает чувство меры, но это со временем, всё не в один присест. Чувство меры очень чудесное чувство. Так ещё у нас чего. Ничего не понятно.

Давайте тему обсудим величайшую из величайших, это соотношение волеизъявления и желаний. Итак, вспоминаем нашу схему, которую мы вчера рассматривали: у вас есть ваше Высшее Я, покрытое покрывалом Майи и неведения. У вас есть тонкий лучик или поток Праны, который с трудом пробивается через эти покрывала. Этот лучик оживляет ваши тела, сквозь ваши тела воздействует на все окружающие вас. Чем больше поток Праны, тем больше ваше могущество, тем вы сильнее, и тем больше влияние вы оказываете на окружающих. И вы помните, что идеология была такая, несмотря на то, что на вас действует Майя и неведение, но все ваши силы при вас. И одна из самых серьезных сил- это волеизъявление.  Это другими словами ваше всемогущество. Грубо говоря вы унаследовали от Абсолюта простым волеизъявление творить объекты или явления, перестраивать всё в своей жизни. Но мы не догадываемся о том, что у нас есть волеизъявление. Точнее мы об этом, как правило, не думаем, но мы хорошо знакомы с тем, что называется желание. Вот про желание мы можем сказать уже достаточно много, про волеизъявление мало, в состоянии обычного человека. Давайте разберём, что такое желание, то есть где его природа, откуда оно берётся, почему наше Высшее Я, которое всемогущее, и ни в чем не нуждается, вне пространства и времени, которое в общем-то самодостаточно, нашему Высшему Я, не нужны никакие опоры существования. Оно само является опорой для всего.

Откуда вообще возникает такое желание?  Возникает понятие желание из-за следующий вещи- из-за того, что наше Я начинает из-за неведении отождествлять себя со своей Праной. Помните вчера Прана бегала туда-сюда. Так вот  для Я кажется, что это не Прана бегает, которая   от него от соединено, а это она сама бегает туда-сюда. Когда же Прана оживляет наш разум и наши структуры тел, то есть как бы пропитывает разум, все структуры тел, то нашему Я кажется, что это оно является этими телами и этим разумом. Нам кажется, что мы разум, нам кажется, что мы на очень высоком уровне духовного развития.

 Опять же вы помните разум, он действует через наше грубое тело, Прана через разум начинает оживлять наше тело, нам кажется, что мы- тело. И если человек грубый, он считает: что, да, это я, вот оно моё грубое тело. Я есть вот эта тушка хорошая, а дальше начинается следующая вещь. Все что так или иначе ущемляет или угрожает нашему телу, мы безусловно воспринимаем негативно. Всё что так или иначе помогает нашему телу, мы безусловно воспринимаем позитивно. Если у нас был хоть малейший опыт перед этим, какая угодно ситуация, после которой мы испытали позитив или негатив, у нас остается памятование или самскара, отпечатки опыта. И когда же мы сталкиваемся с новой ситуацией, которая хоть немножко похоже на предыдущий опыт, у нас возникает реакция уже на новую ситуацию, исходя из опыта, который был до этого. И вот именно в этот момент, и возникает желание. Таким образом, желание- это реакция на опыт. Не бывает желания без предыдущего опыта. Вы можете желать, кататься на велосипеде очень сильно, только в одном случае, если вы хоть когда-нибудь это делали. Если у вас не было опыта, у вас просто не с чем сравнить, у вас нет ни симпатии, ни антипатии. Опять же вы можете бояться каких-то зверей, которые вам кажутся опасными. Почему? Опять же исходя из опыта предыдущего, либо своего личного, либо то, что вы увидели, услышали там по телевизору или прочитали в книге. Но если вы сталкиваетесь с чем-то для вас необычным, то что вы не знаете с чем сравнить, то вы не испытываете никаких желаний. Желание- это то, что появляется с опытом. А дальше смотрите как очень хитро цепочка замыкается. То есть получается, что любое желание, вызванное предыдущим опытом кармически обусловлено, поэтому все наши желания они не сами по себе, они либо нам были кем-то внушенные, либо мы что-то подобное имели.

И поэтому, когда мы назначаем себе в жизни какую-либо цель, то как правило мы исходим из желания. А желание исходит из предыдущего опыта нашего, или чего-то чужого. По сути дела, в таком виде желание- это некая программа. Дальше начинается очень чудесная вещь.  Ведь наше Я всемогущее. Есть воля, то есть инструмент по реализации желания. И вот как только мы будучи соответственно уверены, что мы есть тело или разум, и у нас есть желание, осознаем это, подключается воля, чтобы исполнить то, что вы пожелали. И здесь связка в Раджа йоги по развитию воли. С каждым актом, что у вас сперва желание, потом вы выполнили желание применив волю. Вы все больше и больше осознаете свою волю. Ваша воля все больше и больше рассеивает неведение и Майю. И поток Праны становится все больше и больше. С одной стороны, чем больше поток Праны, тем следующие желания всегда сильнее предыдущего. А с другой стороны и реализованное более сильное желание, ещё сильнее приводит к осознанию своей воли. По этой причине возникает такой инструмент по осознанию своей воле через желание. И вот тут я должен сделать серьезную оговорку, потому что все делают ошибку. Обычно люди, изучающие йогу, начитались разных умных книжек, где сказано желание- это плохо, откажись от желаний, желания ведут к страданию и прочее, прочее.  Ну и не разобравшиеся люди, начинают прессовать свои собственные желания. В результате чего превращаются скорее в такой знаете овощ, у которого нет желания, потому что это запрещено, это чудовищная чушь. Если бы у вас не было механизма желания и исполнения желаний, то есть реализация желаний. Вы бы никогда не достигли тело человека. Или по-другому давайте это всё осмыслим.

Когда вы не по своей глупости, считаете себя своей Праной, а Прана пропитывает структуры ваших тел. Вы начинаете, считать себя телом и это называется –эгоизм. Эгоизм -это когда вы считаете себя не тем, чем вы не являетесь на самом деле. И вы делаете что-то хорошее для вот этого чего-то, для своего тела, для своего разума, для своих представлений о том, как оно все должно быть -это эгоизм. Эгоизм, безусловно делает вас рабом, потому что как бы у вас появляются желания, которые не ваши желания, а вообще непонятно откуда взявшиеся, но с другой стороны, каждый акт выполнения желания, приводит к тому что вы свой эгоизм начинаете оттачивать сильнее, сильнее, и ваш эгоизм сперва такой размытый, начинает все больше и больше концентрироваться, сперва на теле, потом на внутренних структурах вашего тела, а потом на разуме. Это приводит к тому, что вы оттачивайте разум. А вы становитесь разумным. Если же вы начнёте вот так бездумно относиться к желаниям, отрицать их. Вы застрянете где-то посередине, так и останетесь коровой или ещё кем-нибудь безмозглым.

Ну дальше, после того как вы с помощью эгоизма отточили разум, то есть начинается критичный момент в духовной жизни каждого человека. Это такая ключевая поворотная точка. До тех пор, пока вы были животным. И у вас были желания, то чем больше желаний и больше их исполнений, тем лучше. Чем больше у вас эгоизма, тем лучше. Но только до того момента, когда вы отточили свой разум. В момент, когда вы полностью отточили свой разум, то есть полностью его реализовали, раскрыли весь потенциал разума. Вы должны только после этого бороться с эгоизмом и отказываться от желания. Если вы этого не сделаете, вы начнёте страшно страдать. Обычно самые сильные страдания в жизни человека у интеллектуально развитых людей. Человек грубый, который живёт на уровне тела, страдает, но не так остро. Самые острые страдания испытывают интеллектуалы, которые прекрасно понимают устройство этого мира и понимают, что весь этот мир страданий, если двигаться тем же путём, которым они оттачивали свой эгоизм и разум. И вот тут наступает духовная эволюция. Тот человек, который понимает, что, если до этого всячески надо было развивать свой эгоизм, что теперь надо его наоборот, с ним бороться. Вот такой человек по-настоящему в дальнейшем становится счастлив. Если у вас не при взойдёт это метаморфоза этого превращения. Ваша жизнь будет полна мучений, и вы будете склонны покончить жизнь самоубийством. Это будет вам казаться самым чудесным разумным и наиболее подходящим решением. Как правило метания эти очень болезненно для каждого человека. Проходят их все. И вы будете проходить, если уже не прошли. Только после того как вы поймёте, что помимо вашего разума и эгоизма, есть что-то нечто Высшее. Вы этого не будете осознавать, это будут как туманные намёки, которые вы будете воспринимать как некритичные мистические знаки на пути. Как если бы кто-то вам подсказывал, да ладно всё не так плохо, всё могло быть гораздо хуже. Я шучу, конечно, но вдруг какие-то откровения идут с вами, что есть более высший мир, где нет страданий, но ваш разум будет пытаться это осмыслить -это мучение, борьба внутренняя.

Вот если в этот момент у вас будет карма недостаточно отрицательно отягощенная, если вам повезёт столкнуться с учением типа йоги, или с учителями, или последователями йоги, то это духовная трансформация внутренние, как это сказать духовное рождение- второе рождение, оно называется, пройдёт достаточно безболезненно, то есть эти роды, у вас ваши роды вторые, будут безболезненные. Если ваша карма отягощена, а вы очень большой умник, то это может растянуться, иногда на несколько жизней, учений. Вы будете очень могущественным, очень влиятельным, харизматичным, вы будете достигать всех намеченных целей, вы будете богаты, преуспевающий, знамениты, будете повелевать или мысли читать других людей. Но при этом будете ловить себя на мысли, что вам страшно, несчастный, что вам очень плохо, одиноко, он вообще жить не хочется. Вот такой есть момент, через который проходят все в той или иной мере. И только после этого начинается действительно осознание, то есть после этого вы только можете сказать, что не в деньгах счастье, не во власти счастье, когда это пережили. Если вы этого не переживали ещё, то это будет лицемерие. Видите, такая ситуация очень интересная. Логика такая, если у вас есть скотство, преодолевайте скотство с помощью эгоизма. Как только скотство преодолеете, и стали разумом, начинайте бороться с эгоизмом и начинаете его уничтожать. Иначе он вас сожрёт и отправит вам жизнь.

 Или такой другой я люблю пример приводить. Представьте, что человек духовный -такое красивое здание, такой дворец. Но прежде чем построить дворец сперва строят строительные леса или такие всяческие, где рабочие бегают, прыгают, камни таскают, ещё чем-то занимаются. И вот строительные леса абсолютно необходимы, иначе вы здание не построите. Строительные леса -это эгоизм. Он абсолютно необходим для того, чтобы вы построили это здание. Но после того как вы здание построили, этот дворец. Строительные леса страшно мешают их надо сносить безжалостно. А нам жалко их сносить, мы с таким трудом сперва построили эти строительные леса, потом строили это здание. А как же их сносить жалко. Начинаем за них цепляться и это очень опасное цепляние за эгоизм. Вот только момент, когда мы отточили разум, по-настоящему можно выходить на следующий уровень отказа от желаний. Не раньше, иначе ещё хуже будет. Иначе вы откатитесь назад, а не пойдёте вперёд.

 Вопрос из зала: поясните пожалуйста термин, что означает оттачивание разума?

По сути дела, все упражнения Раджа йоги, которые мы с вами сейчас упоминали, приводят к оттачиванию разума. А вообще говоря, друзья, нам очень с вами с йогой повезло. В том плане, что изучаем йогу, в частности в России. Почему?  Потому что мы ходили в школу, получали образование, находились в ментальный среде, где у нас был культ точных наук. Вы помните, да, что я помню даже сам, когда я становился физиком- это был предел мечтаний. Ой это круто, физик- ядерщик, это то, что высший пилотаж. У нас вся система здесь заточена на борьбу была, во всяком случае при советском Союзе, на борьбу с мракобесия, с изучением точных наук, с планированием, с прогнозированием и так далее. Да конечно, были перегибы, друзья. Но вы не представляете насколько большую часть работы оттачивание разума и Раджа йоге сделала ваше образование, ваша ментальная среда. В Индии даже не снилось этого, друзья. Если брать Индию, у них там очень тяжело в этом отношении. Там настолько не критичность восприятия, вот начинаю думать, решать уравнения, а потом это всё превращается в чушь религиозную. Одно другому безусловно не противоречит, знаете, что противоречит сон разума. Знаете, когда вы не анализируйте, слабоумие короче. Вот вам чего-то говорят, вот здесь ангел пролетел. Перышко оставил? Дай мне перышко. Наш бы человек сначала начал бы сомневаться, а ты вменяемый вообще, пить меньше надо с утра, тогда ангелы перестанут летать. Архангелы прилетят. Мы критичны. И на самом деле здесь такая вещь очень жёсткая. Почему некоторые религиозные взгляды отличаются от йоговских, если параллель проводить. В некоторых религиях, если вы будете под сомнение ставить какие-то догматы другим. Вам будут говорить ты грешно мыслишь. Это вообще нельзя такое думать. Это святотатство такого об этом вообще не говорить не думать нельзя вообще, попадёшь куда-нибудь в ад. А ты спрашиваешь почему. Вот если будешь так плохо думать, то всё разрушишь хорошее. Чем же отличается йога? А Йога говорит, что, если по- настоящему хорошее, разум об это сломает зубы.

Всё знание делится на три части. Глупость, логика, сверхлогика. Если действительно какая-то, если что-то высшее отправилась как бы вы не применяли свой разум. Разум не может сказать ни да, ни нет, он сломает зубы. А вот если мракобесие и глупость пришла, разум за просто разорвёт в клочья. Но так как крайности сливаются, иногда что-то высшее или сверхвысшее кажется глупостью. И глупость иногда кажется сверхвышсшим. Поэтому они боятся направлять свой разум, думая, что таким образом они смогут разрушать сверхлогику Высшего. Если же вы не религиозный фанатик, маньяк, то вы должны помнить, что ваш разум, если он поставлен под контроль. В принципе ваш разум не может разрушать Высшее, то есть Йогу разумом не разрушите. А вы не сможете ответить на какие-то вопросы, но с другой стороны, все мракобесия вы можете уничтожить, абсолютно всё, особенно это сейчас. Из Индии целые косяки прут этих непонятно кого и начинают заниматься здесь мифотворчеством. Как у них в деревне в Индии было и вот они давайте сделаем это, это, пятое, десятое. И ты спрашиваешь почему. Если бы он ответил так принято. Можно было сказать: да они следуют традициям, они сами не знают, как это работает, но работает и поэтому они боятся трогать. Ещё бы это вызывало уважение. Но когда же он начинает всякую чушь несусветную нести. Объясняю почему это работает. Явно противоречащие всему, что известно науке и опыту человечества. То понятно это бред, с этим надо бороться. Поэтому под оттачиванием разума подразумевается чрезвычайная критичность, собранность, способность сосредоточиться, способность удерживать свое внимание очень долго на выбранном объекте или явление, чтобы у вас не было такого блуждающего взгляда как у коровы, чтобы посмотреть, чем бы заняться. А взгляд как такой сфокусированный луч лазера на что направили. Под этим я подразумеваю оттачивания разума. Поэтому читайте книжки, смотрите умные передачи, изучайте математику, физику, нет на это времени я понимаю. Самому иногда не хватает, но, если есть возможность пообщаться с умными вменяемыми людьми, не пренебрегайте этим. А у кого есть ещё?

  Вопрос из зала: как быть человеку, который еще недавно отточил свой разум, чтобы отказываться от желаний. Как ему работать с желаниями, которые могут частично противоречить первому принципу или второму принципу йоги?

 Вот это проблема, если желание не противоречит трём принципам йоги. Вперёд, ура. Чем больше их на выполняете, тем лучше. Что же касается противоречия. Здесь надо разбираться в особенностях, конечно критичен первый принцип йоги. Если у вас желание всем голову проломить. Знаете, как Марк Твен, я всегда Марка Твена цитирую: конечно, когда вас кто-то раздражает, вы можете в себе такое скрытое желание надоедливому персонажу проломить голову, но не пускать его вход. А знаете иногда так, я все привожу в пример: одно время в Японии продавали куклы начальника. Покупаешь куклу и большую биту такую. И приходишь домой, ставишь начальника и свое желание согласно такому первому принципу йоги реализуешь. Конечно, критично с первым принципом йоги- это самая критичная. Ну и второй да принцип. Надо вообще проанализировать. Честно говоря, скорее всего- это склейка, ассоциативные склейка.

Вопрос из зала: бывает так, когда анализируешь свои мысли откуда они пошли. В принципе можно прийти к выводу, что любая мысль исходит из какого-то желания. И в принципе в каких-то точках эти ассоциативные связи могут пересекаться. И чтобы неправильную мысль побороть нужно все цепочки мыслей распутать?

Какой интересный вопрос вы задаете. Вот йога утверждает, что мы жили не только в этом теле, но ещё и во многих телах до этого. То есть мы жили ещё до своего рождения в других телах, потом умерли, и вновь родились. Согласно йога сутрам Патанджали, когда вы достигаете высшего состояния –сосредоточении, Самадхи и направляете. Это способность сосредотачиваться на то, о чем вы сказали, цепочку желаний, всех которые были. У вас медитация на цепочке всех мыслей и соответственно желаний, которые порождали эти мысли, и которые у вас есть. Считается, что Вы выпадаете в состоянии, когда вы видите все свои предыдущие жизни. Вы как бы не видите жизни как таковые, а вы их вычисляется по тем хвостам мыслей самого раннего детства, которые вы вспоминали. Вы начинаете ретроспективу, но через перепрыгивание, через рождения. И таким образом, приходят знания о всех предыдущих рождениях. То есть вы будете, как утверждают текст, знать все свои рождения с изначальных времён.

Давайте мы вернёмся к связке волеизъявления и желания. Как вы понимаете желание- вещь полезная, желание приводит к скрыто от нас к задействованию воли. И по этой причине желания исполняются. И поэтому есть другое такое положение: любое желание исполняется, чего бы вы не хотели, это рано или поздно придёт. Вопрос в другом, когда вы хотели выясняется, что вы как-то неправильно пожелали, вы хотели чего-то другого. Это к сожалению бич. Таким образом, когда вы достаточно долго пройдёте по пути желание- исполнения желания, вдруг будет сокращаться время между исполнением и волеизъявлением. В идеале вы достигнете состояния, когда формулирование желания совпадёт с его реализацией и с формальной точки зрения у вас не будет желания по одной простой причине, от чего вам желать, вы ещё не успели пожелать, как оно раз и все уже есть. Отказываться в таком тупом примитивном смысле, как иногда это кто-то предлагает, отказываться от желаний, бывает крайне неконструктивно.

И связка с волей. Осмысление вот этого механизма: желания -реализации желания, приводит нас к внутреннему осознанию воли, а вот воля уже странная вещь. Она как бы исполняет всё. И следующий шаг– это когда вы начинаете действовать волей не под действием желаний, вызванных кармой. А если так можно выразиться вне кармическими желаниями или как бы желаниями не почему. Вот обычно у нас желание: вот я хочу того-то, того-то. Начинаешь разбираться, почему ты этого хочешь. Вот потому что там была такая предыстория. А тут вдруг появляется желание, просто желания без предыстории. Человек у которого возникает желание без предыстории называется освобожденным при жизни. Именно в таком состоянии человек находится. Это статус величайших учителей, которые нам оставили всю йогу. У них потом возникла вне кармическая желание оставить это знание. Потому что, если бы было кармическое желание, то получили бы только те, кто имел связь кармическую с этим учителем. А знание йоги вне кармической подарок. Не почему. Ну или с формальной точки зрения. Как вы помните мы вчера с вами рассматривали, если бы получилось, что мы сперва сами придумали йогу, а потом её получили. Поэтому неудивительно, если вы изучаете йогу.

 

 

 

Семинар по Раджа йоге. Часть 5. Вопрос про обиду. 13.07.2014

Про обиды. Нас всех кто-нибудь когда-нибудь обижал. И очень неприятно, когда тебя обижают. Более того неприятность делится на две части. Неприятность осязаемая или осмысляемая, и неприятность от того, что ты себя ловишь на мысли, а почему это вообще в принципе могло произойти в моей Вселенной. Как показывает практика и опыт- самое тяжелое это пережить второе, а не первое. И грубо говоря вас обидели, что-то вам психическое, физическое или ещё какое-то дали или не так дали, или ещё что-то. Но другой момент, что вы не ожидали этого, если бы вы ожидали эту ситуацию, то собственно и обиды бы не было. Это один из возможных вариантов. Обида- это когда вы ждали чего-то одного, а получили чего-то другого. Это больно. А этот факт, что это вообще с вами могло произойти во вселенной, вообще невыносимо. Конечно же вот такой отпечаток обиды, он как бы тяжелый кармический отпечаток. Почему? Потому что мы потом начинаем подозревать, что у нас кто-то другой уже может обидеть. Малейшая похожая ситуация и мы вытаскиваем ту боль, которая была перед этим, и кажется, что и в этот раз будет такая. В этом отношении, когда мы под действием чего бы ты не было, наша свобода сокращается. Безусловно, как любые эмоции, с обидой надо работать. В том плане, чтобы не быть зависимыми от неё. Во-первых, смотрите есть чисто такие в первом приближении советы. До тех пор, пока обида на вас действует, убрать все, что напоминает вам об этой обиде. Но только не надо ломать, крушить, сжигать и прочее. Обычно все революции устраивают. Нет этого не надо. Просто избегать смотреть, думать, а потом, когда обида пройдёт, вы поймёте, как хорошо, что вы ничего не пожгли, не поломали, не выбросили. Потому что обида сама по себе, а эти вещи сами по себе. Поэтому если вас обидел человек, есть возможность с ним не общаться, безусловно надо не общаться. Зачем себе сыпать соль на рану.  Если есть возможность не видеть те обстоятельства, в которых была обида, лучше отстраниться от них. Смотрите, когда была обида, то был отпечаток непосредственно боли, обиды и всех обстоятельств, которые были в это время, место, где, когда, зачем. Если есть возможность хотя бы эти обстоятельства убрать, чтобы они не напоминали, то это вам легче будет сперва забыть об этом опыте.

 Вообще говоря, мы должны помнить, что у нас есть прекрасное свойство, одно из чудеснейших свойств – это забывчивость. Это величайший подарок на нашем пути, что мы можем что-то забывать. Потому что иногда, вот смотрите, если какая-то неправильная ассоциативная связь, а мы бы об этом забыли, то мы рано или поздно сделали бы какой-то поступок против себя же и породили бы негативную карму. А так забыли, и ушла ну всё. В этом отношении время лечит. Если вас обидели, возьмите тайм аут и какое-то время уйдите из той ситуации, где была обида, постарайтесь забыть. А потом, когда возвращаетесь, как правило, эмоции уже улягутся, легче с собой справиться. Вспомните: легче протоптать нужно дорожку в нужную сторону. А вот если наоборот, по горячим следам идти, то можно отяготить ситуацию. И потом не забывайте, что по сути дела, если разобраться, что такое обида.

Обида- это неведение, которое вы в себе носите. Если бы вы не предполагали, и ещё раз какую-то ситуацию, то вы никогда бы не обижались. Вот представьте, вы идёте в кино, но вы знаете билеты вы сможете купить или не купить. Почему? Потому что все идут в кино.  И вы как бы предупреждены. Вы пришли, ну не купили билеты хорошо, но вы в принципе это ожидали, конечно, неприятно, но не смертельно. Другой разговор, когда ваш друг сказал приходи я тебе обязательно дам билет в кино. Вы пришли, а он сказал: знаешь я другому отдал. Вот обида. Потому что вы 100% рассчитывали, а оно нет. А если бы кто-то вас предупредил: слушай, ты его считаешь честным человеком, ты ошибаешься, он же врёт постоянно и всем. Или во всяком случае за ним такой грешок водится. Вы бы меньше надеялись и меньше бы разочаровались. Выясняется наперёд, чтобы избегать обиды, лучше не обольщаться. Ещё у кого какие вопросы.

Вопрос из зала: если нет возможности отстранится от этого человека, который обидел, если работаешь с родственниками?

Родство- это самая хреновая вещь, которая может быть. Всегда говорят не начинай бизнес с родственниками. Что обязательно переругаешься, и бизнес не поделить и лицезреть. Это более тяжелая кармическая ситуация. Нежели, когда вы можете куда-то деться, то есть это вас все прессуют. Самое тяжелое, когда у вас самая сильная эмоция застает врасплох. Когда вы в принципе не готовы к тому, что может быть. И поэтому в Раджа йоги иногда дается такое упражнение. Это вы, когда ложитесь думаете, а я все уже умер. Моё тело разложилась, всего один скелет остался, потом скелет кто-то растащил на сувениры, а всё нет меня. То есть такая гипотетическая Натья игра. Иногда до какой-то степени помогает снять этот болевой стресс. Вообще говоря, лучше никого не обижать, и никого не предавать, и никому зла не делать. Но иногда получается, что мы сами порождаем эту ситуацию, мы каким-то одним необдуманным поступкам вызываем череду других поступков, которые приходят к нам виде обиды, предательства со стороны других, непонимание или ещё чего-то. Знаете, как говорит йога, когда начинаешь потом раскапывать мысли назад, ретро перспективу, знаете, кто оказывается виноват. Ты сам. От этого легче становится, вообще всегда легче, что ты сам сделал ошибку, когда там сам, а не какая-то злая сила тебя наказала.

 

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий