2007.01.12. Ответы на вопросы: Основные понятия в йоге. Закон четырех и пяти. Йога преподавания.

1. Название лекции:

Ответы на Вопросы:Основные понятия в йоге. Закон четырех и пяти. Йога преподавания.

2. Автор: Вадим Запорожцев,2007.01.12. Культурный центр «Просветление».
vadim4
3. Краткое описание: О школе и её учении. Какие родственные по духу учения? Чем знаменита йога традиции Анандасвами? Что достаточно чётко её выделяет из других последователей? Основные разделы учения. Линии передачи учения. Как проходит обучение в нашей школе йоги. Главные авторитеты среди святых. Главные цели в практике. Основные способы практики. Главный образ для Абсолюта. Имя для обозначения абсолютной реальности. Гуру. Конкретный последователь учения, достигший определённых целей в духовной практике. Закон Четырёх и Пяти. Что за цифры 4 и 5?Какие принципы закона четырёх и пяти, каких принципов придерживаться? «Йога Преподавания». Принципы преподавания. система «парампары» – система «гуру-ученик»- линия передачи от учителя к ученику. «Облако школы». Как узнать, что появилась личная связь с облаком школы? Ответы и многое другое вы найдете в этой лекции.

4. Адрес Школы Йоги: Международный Открытый  Йога Университет, Школа йоги традиции Анандасвами. г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67,Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
5. Можно ли копировать: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

6. Текст напечатал(а): Милой Касумовой ;
7. Текст отредактировал(а): Милой Касумовой ;
8. Рисунки,Фото: временно отсутствуют
9. Где бесплатно скачать текстовый ,аудио,видео файл лекции:
Текст здесь: временно отсутствует
Аудио здесь:

32кб/с,2007_01_12_lek_kcp_voprosy_otvety.mp3 размер 21,3 МБ

128кб/с,2007_01_12_lek_kcp_voprosy_otvety.mp3 размер 85,2 МБ
Видео здесь: FLV,2007_01_12_lek_kcp_voprosy_otvety.flv размер 222 МБ
10. Смотреть или Слушать лекцию здесь на этой странице.Нажмите кнопку play (►).
Аудио
Видео:Ссылка на видео

11. Основной текст, название, автор лекции.

Ответы на Вопросы:

Основные понятия в йоге. Закон четырех и пяти. Йога преподавания.

Ответы на Вопросы:

Основные понятия в йоге. Закон четырех и пяти. Йога преподавания.

 

Вадим Запорожцев. Рассмотрим все вопросы, связанные с личной практикой йоги. У кого какие вопросы накопились, пожелания, комментарии. Всё это мы должны рассмотреть.

 

Вопрос. Расскажите о школе и об учении.

О школе и её учении.

Вадим Запорожцев. Ну, у нас уже когда-то была подобная вводная лекция, по-моему она где-то даже сохранилась. Духовное течение. Философские основы учения, линия передачи учителя, главные авторитеты среди святых, главные цели в практике, гуру, конкретный преподаватель учения ,достигший определённых целей в духовной практике, книги, тексты.

Постараюсь вкратце ответить.

Итак, во-первых, моя любимая байка, о том, что все попытки классифицировать учения учителей, т.е. разбить йогу по полочкам – кто куда относится, кто откуда вытекает, кто у кого учится. Хочу вас сразу разочаровать, такой классификации нет. Её пытались сделать западные люди, которые впервые столкнулись с учением йоги, духовных практик. Мы с вами сталкиваемся с такой ситуацией, когда вся информация, которая приходит, либо случайные утечки, либо заведомо та информация, которую должны знать люди. Т.е чтобы у вас не было иллюзий, что в святая святых йоги хоть кого-нибудь из нас пустят, это учение итак на грани исчезновения. Т.е это как костёр, который вот – вот погаснет. Где-то там, в пещере, угольки хранятся, и время от времени, знаете, вот как обычные люди от них прикуривают, т.е. вот точно также зажигают факел. Приходит в мир тот или иной учитель, который учит своих учеников, и вот так можно отследить, кто кого научил, и так далее. Но если вы копнёте глубже – непросветная тьма. И это очень серьёзная проблема с одной стороны, с другой стороны, проблема, к сожалению, человеческий фактор. Всё пытаются выяснить кто больше Папа Римский. Т.е кто главнейший учитель йоги, кто наиглавнейший, и таким образом огромное количество копий на этом было поломано, сейчас ломается. И сразу хочу вас разочаровать, вся вот это информация о Парампаре – учительско-ученической преемственности, она не раскрывает сути дела. Что же касается нас, кто мы такие, откуда мы взялись? Мы, как я понимаю, последнее ответвление, очень серьёзного всплеска йоговского учения (5-10 век н.э.), когда огромное количество людей вдруг внезапно просветлилось. Это был такой гигантский пожар Знания, в хорошем смысле этого слова, после чего остались одни головёшки, которые тлеют до сих пор. И вот одна из них до нас дошла.

 

Какие родственные по духу учения?

 

Да собственно везде, когда я слышу слово йога от кого бы то ни было, я готов поставить этим людям памятник при жизни, не смотря на слишком вольные трактовки некоторых моментов, излишний туман, иногда не совсем живые практики. Мы все живые люди, нам надо кушать, надо ходить на работу и прочими вещами заниматься, то же самое нужно было делать и всем предыдущим учителям и их ученикам. Жизнь в средневековой Индии, я должен вам доложить была не сахар, поэтому мы имеем то, что имеем.

Всё вышло из одного источника. Когда вы слышите слово йога, знайте, это вышло из одного источника. Когда же мы сейчас имеем 50 иногда противоречивых учений йоги, иногда конфликтующих друг с другом не на жизнь, а на смерть, такая печальная статистика тоже есть, знайте, что все они родственники. Знаете, как в большой семье иногда братья и сёстра совсем не ладят друг с другом. Вот примерно та же ситуация и здесь. Поэтому, если вы, слишком уж сильно будете хвататься за формальную сторону, рано или поздно вам самим придётся вторгнуться вот в эту делёжку. Собственно говоря поэтому, любое учение, где звучит слово йога, которое не маргинальное, которое придерживается принципа Ахимсы, тот с которого мы начали- непричинение вреда живым существам без крайней на то необходимости- это наше учение. Степень родства, конечно, очень сложно отследить.

Что же касается нашей традиции, в общем, то формально это классическая йога, потому что она опирается на такие тексты как Йога Сутры Патанджали и более поздние тексты – Шива Самхита, Гхеранда Самхита. И у нас есть наши тексты, именно нашей школы, это как раз то, что мы пытаемся публиковать, переводить снимать фильмы на основе этого всего.

Чем знаменита наша йога? Что достаточно чётко её выделяет из других последователей? Наличие Йоги Влюблённости – это достаточно редкая йога, насколько мне известно. Не путаем с Бхакти Йогой, понятна йога едина, но Йога Влюблённости она практична, если угодно, более ближе к человеку.

 

Основные разделы учения.

Все йоги, сколько их есть, мне известно где-то около 23 йог, трудно иногда разделить, потому что одна и та же йога называется разными именами, иногда одна перетекает в другую. Мы учим 17-ти йогам. Безусловно, основа – это Хатха Йога, Крия Йога, Пранаяма Йога, Мантра Йога, Раджа Йога, Джнана Йога. Ну и наш конёк – это все йоги связанные с Йогой Влюблённостью, это так называемая Триада, которая у нас в школе именуется как Йога Союза, Тантра Йога, Йога Влюблённости.

 

Линии передачи учения

Вы должны представлять себе как проходит обучение. Когда я был маленький, книг по йоге не было, в дальнейшем, когда стали публиковаться первые воспоминания о том, что седобородый гуру там кого- то учил, т.е. какая- то традиция. Это дань культурной прослойке Востока, где это даже не совсем йоговское, а просто стиль жизни. Как проходит обучение в реальных школах йоги, я подчёркиваю – в реальных? Оно проходит очень незаметно, очень по-дружески, по-деловому, где очень большие вещи, ты понимаешь только лишь по прошествии времени. Ты просто с человеком, который в традиции считается гуру, проводишь время, ты какие-то вопросы задаёшь, он тебе что–то говорит. Поэтому сейчас, формы обучения не совсем формальные, хотя есть и формальное составляющее, допустим, философию йоги надо знать очень чётко, это как высшая математика – очень логичное учение, очень замкнутое, стройное, простое в осознании, всё очень чётко. От принципа запредельного до принципа проявленности, затем принцип двойственности или двайта, т.е. из адвайты выходит двайта, потом так называемый Закон четырёх и пяти. Т.е. единое-запредельное начало дробиться и создало всё то, что вы вокруг себя видите, это всё произошло из единого. Вы сейчас видите много всяких интересных вещей, на самом деле вы видите только лишь одно, и это одно на самом деле запредельное. Вопрос – что же заставляет нас видеть это всё по-разному? Это другой большой раздел Джнана-йоги, так называемые принципы майи или иллюзии, и принципы ассоциации. Огромное количество практик йоговских из Раджа-йоги, из Лайа-йоги, кундалини, Мантра йоги становятся хоть немного понятными, если вы знаете этот закон Майи и так называемый закон ассоциаций. Вот у меня есть индивидуальные занятия, где я готовлю непосредственно преподавателей йоги, так вот, как правило, этому я уделяю больше месяца. Это очень абстрактная на первый взгляд тема, с другой стороны очень жизненная. Вот у нас есть силы, которые заставляют нас как-то в этом мире жить, на что-то мы реагируем, что-то привлекает наше внимание, что-то вызывает симпатию, антипатию, всё переплетается в такой сложнейший клубок. И вот мы идём по городу и нас со всех сторон, какие- то силы тянут или мы куда-то стремимся. Вот при более глубоком изучении и разложении по полочкам всех этих мотиваций и законов, породивших это состояние, мы приходим к закону ассоциаций, но это отдельная тема очень долгая и очень серьёзная.

 

Главные авторитеты среди святых

Я, честно говоря, не могу понять, кого считать святыми, потому, что с точки зрения йоговской практики Иисус Христос величайший учитель йоги, т.е. можно назвать в этом смысле его святым. Но наши друзья, такие ревностные последователи христианства скажут что нет, у вас тут что-то своё восточное, непонятное. Поэтому очень легко ответить на этот вопрос – все святые – наши святые.

Главные цели в практике.

Очень хороший вопрос. К чему мы все стремимся? Дело в том, что если я скажу, что мы все стремимся к просветлению, я буду немножко лукавить, потому что вы, как и я не можете себе представить что же такое просветление, мы никогда это напиток не пробовали, нам не с чем сравнить. Если бы вы, хоть раз, хоть маленькую капельку этого бессмертного эликсира попробовали вы уволились бы с работы, бросили бы всё на свете и вели жизнь странствующего монаха, как было принято в Индии. Ну, я шучу, конечно, но ваша жизнь радикально поменялась и основной ваше целью была бы вновь испытать это состояние, вновь приблизится. И всё что способствует этому, было бы задачей номер один. Так как мы пытаемся приблизиться к этому состоянию, нам приходится верить на слово тем же святым тем же учителям. Но, знаете, как собаку ведёт нюх по следу, точно также и в учении йоги есть своего рода такой нюх. И у каждого йогина он должен развиться, в правильном ли он направлении идёт. Наиболее простое слово, которое выражает это состояние, это состояние счастья, безусловного счастья. Когда вы живёте, жить хочется, вы не боитесь ни смерти, ни жизни, потому что одна половина людей боится смерти, другая жизни. Вы сеете вокруг себя разумное доброе вечное, вы помогаете всем остальным людям, и у вас ощущение с каждым днём, что вы приближаетесь к этому запредельному. Там, конечно же, ещё есть такой спектр мистических переживаний, очень захватывающих. Даже небольшой успех в практике, когда хоть что-то сработало, уже подбадривает на пути. Поэтому для нас с вами можно сказать так – обретение безусловного счастья. Но каждый понимает счастье по-своему. Кого то, допустим, омрачает наличие смерти в жизни, на что йога говорит – да можно достичь состояния, когда вы можете бесконечно продлевать своё, в том числе физическое существование, но как правило, говорят это рано или поздно надоедает. А если у кого-то какие-то другие цели в постижении мира или в помощи другим или просто в понимании сути, то всё это реализуется через йогу.

 

Основные способы практики.

Основные способы практики – это все йоги, которые мной перечислены. Маленькая ремарка. Если вам говорят, что учение йоги в порядке, хорошо развито, не верьте. Учение йоги исчезает.

Вопрос. А медитативные практики?

Вадим Запорожцев. В том числе… я как бы их включаю в зависимости оттого, что за йога. Если раджа йога, то соответственно медитативные практики раджа йоги и т.д. т.е. есть там некая такая градация, применяете ли вы метод энергии или сознания.

 

Главный образ для Абсолюта. Имя для обозначения абсолютной реальности.

Отличный вопрос. Наиболее понятный нам образ для Абсолюта это мама и папа. Вот у каждого из нас есть мама и папа, и главный образ для проявления высшего это женский материнский аспект энергии и мужской отцовский аспект сознания. Высший Абсолют, как правило, именно так и проявляется. Но кому – то не нравится слово Абсолют, кому – то более нравится абстрактные понятия, поэтому я говорю Сознание и Энергия. Если же непосредственно близкое, то это ваши космические мама и папа. Ваши земные мама и папа это всего лишь олицетворение ваших Высших мам и пап. Это то, что нас любит, защищает, где-то воспитывает, помогает, и то, по–большому счёту, чем мы с вами станем. Любой маленький мальчик или девочка рано или поздно взрослеют, мужают, влюбляются и сами становятся мамой и папой. Поэтому в этом смысле, с этой точки зрения можно повернуть даже цель учения так, что когда вы из маленького ребёнка, а сейчас каждый из нас, в общем, то маленький ребёнок, прожив бурное счастливое детство, наконец вырастет, и вторгнется в более зрелое время юности, любви, а потом зрелости и помощи таким же маленьким детям. Ну а если абстрактно говорить, когда ваша энергия и сознание вырастут до размеров Вселенной, когда вы сможете делать всё, что угодно и ваше сознание распространится абсолютно.

Какие образы для этого используются. Образы вообще особенно в медитациях вещь очень полезная и важная. Вот, например, на нашей стене один из образов Абсолюта, очень универсальный, так называемая Шри Янтра. При желании в которой знающий практик видит и маму и папу в союзе, видит и Абсолюта единого и неделимого, видит и устройство всего мира. Это фактически диаграмма или карта всей нашей Вселенной, как видимой, так и невидимой. В нашей школе весьма чтится и уважается этот образ Шри Янтры, потому прошу любить и жаловать. Ну, собственно говоря, больше таких ярко выраженных янтр нет. Есть, допустим, такой образ, знак ОМ. Достаточно абстрактный символ абсолютного. Ещё раз, мы не умеем ещё с вами абстрактно мыслить, нам трудно это, нам нужны образы, они вот и даются.

 

Гуру. Конкретный последователь учения, достигший определённых целей в духовной практике.

Ну, это Анандасвами. Опять же отсылаю к нашим текстам.

 

Ответил ли я на вопросы? Если возникли какие – то еще, я отвечу, если нет то пойдём дальше.

Я бы хотел, чтобы у нас это всё было в таком плане семинара обмен мнениями. Что мне важно? Мне важно, чтобы каждый из вас не прекращал идти дальше. К сожалению, жизнь полна всякого рода сюрпризов и иногда на йогу не остаётся времени. И нас потихонечку начинает наша предыдущая карма в лице социума опять тащить к себе, и мы сами не замечаем, как сбавляем обороты, и вот бах, и мы опять погрязли. С таким трудом какие-то первые рывки, первый глоток свободы, и вот опять вниз. Поэтому крайне необходимо, время от времени вспоминать о Высшем и к этому Высшему идти.

Итак, если нет вопросов, пойдём дальше. Я хочу, чтоб мы сделали упор на элементы йоги преподавания.

 

Закон Четырёх и Пяти.

 

Вопрос. Закон четырёх и пяти.

Вадим Запорожцев. Да, закон четырёх и пяти, это, кстати, одна из составных текста, который мы с вами недорассмотрели до конца, так называемые «108 афоризмов Тантра йоги», и там как раз серия афоризмов посвящена закону четырёх и пяти. О том, как действует иллюзия в этом мире, о том, как она плетет, иногда, коварные, иногда, чарующие сети, и мы, как маленькие мушки, попавшие в эту паутину, дёргаемся – дёргаемся, но всё сильнее и сильнее увязаем в иной раз совершенно противоречивых желаниях. Мир, в котором мы живём, очень странный. Какой он на самом деле мы поймём сразу же после просветления.

 

Какие принципы, каких принципов придерживаться?

Очень интересная тема. Попадаешь, допустим, в одну школу йоги, там одни принципы, достаточно жёсткие или достаточно мягкие, и они срабатывают, они выводят тебя из этой ловушки. Попадаешь в другую школу йоги, там совершенно противоположные принципы, но также срабатывают и выводят тебя. Мир этот волшебный, странный, он действительно странный. Тот факт, что вы к нему привыкли, это иллюзия. Это кстати одно из действий того же закона четырёх и пяти. Так вот, тем ни менее, несмотря на то, что этот мир странный и иногда в своих проявлениях абсурдный и неподдающийся никакому логическому осмыслению, всё равно некие такие принципы, как компас в этом бушующем океане есть. Это то наследие, те знания, которые нам передали древнейшие учителя йоги, это те основные принципы, которые можно разглядеть во всех событиях. Что особенно приятно, в событиях вашей личной жизни. Вы помните да? А вот ещё, одна отличительная особенность нашей школы-у нас очень практичная школа. Если мы изучаем какие- то принципы действия Майи, мы их изучаем, в общем, то, даже не для того чтобы знать, а в первую очередь, для того чтобы ими пользоваться. Ну, как любое знание, это даёт известную степень некого могущества, которым можно манипулировать. Самая первая застава, куда никого не пускают, это знаете, застава того чтобы человек был добрым. Поэтому мы всегда с вами начинаем медитацией о непричинении вреда живым существам. Если не будете соблюдать это принцип, дальше в секреты Майи не пройдёте, хотя всё очевидно, в общем-то, на первый взгляд. Даже если будете читать древние афоризмы, тексты, не сможете воспользоваться. Возвращаюсь к закону четырёх и пяти. Дело в том, что майя или иллюзия или двойственность, или Великая Волшебница, как её ещё называют, или очаровывающее видение, она имеет свои вполне конкретные механизмы одурачивания нас. Иногда это проявляется в совершенно конкретной жизненной ситуации. Знаете, это как у математиков, на развилке стоит ослик, на равном расстоянии от которого, 2 стога сена, одинаково вкусных, и вопрос – какому стогу сена ослик отдаст предпочтение. Пойдёт он на лево или на право. Вот с точки зрения чёткой логики, этот ослик должен умереть с голоду, потому что это 2 равнопритягательных объекта и тебя просто разрывает на части. И вот точно так же и мы в жизни. Жизнь постоянно, как этому ослику, преподносит вот такие диллемы, двайту, двойственность, которая разрывает все наши мыслительные способности, и мы начинаем вести себя иной раз как безумные. Мы сами начинаем от этого вращаться, то за одно схватимся, то за другое, и в результате вообще остаёмся как у Пушкина у разбитого корыта. Но закон действия этой майи, который растягивает этого ослика на две части, он вполне известен из джнана йоги, более того есть рекомендации по тому, как выпутаться из этого конфликта. Самой большой проблемой в йоге считается, вы помните, что основной конёк – Йога Влюблённости, это взаимоотношение мужского и женского. Это самая сложная проблема в мире. Поэтому если вы ругаетесь со своей подругой или другом, и думаете как это плохо, что надо по-йоговски себя вести, но всё равно не удерживаете себя и продолжаете ругаться, знайте, что всё не так плохо, вы просто ковырнули самую фундаментальную двойственность этой Вселенной. Взаимоотношение мужского и женского–это краеугольный камень. Ну, в личной жизни это понятно, а вот в жизни как бы такой абстрактной – вы устроились на работу, которая по каким – то одним параметрам притягательна, по другим отвратительна, и вот таких вот моментов возникает миллиард.

 

Вадим Запорожцев. Ещё вопросы

 

Вопрос. А что за цифры 4 и 5?
Вадим Запорожцев.
У нас есть, допустим, понятие двойственности. Мы говорим, единый Абсолют, появляется цифра 1. Потом мы говорим, весь этот мир двойственный, иллюзорный, мы одно подразумеваем под другим, по меньшей мере, есть двое, что их можно перепутать. А дальше эти двоя, ещё начинают дробиться. Один раздробился на 4, другой 5. Потом вся эта комбинация перемешалась. Вот откуда возник так называемый закон 4-х и 5-ти. Т.е. это такой узел с многими – многими концами –Гордиев Узел, который надо попытаться развязать. И тот, кто его развязывает, как говорит предание, получает всю власть над всем миром. Ну, в общем, та же самая ситуация и здесь. Но вещь это вполне конкретная, практическая и более того, основная часть работы переносится на вашу личную жизнь. Вот знаете, есть такой афоризм, очень широко применяемый во многих йоговских книгах, что у искушенного йога, жизнь превращается в йогу. О чём это свидетельствует? О том, что вы начинаете практически применять те принципы, которые постигаете при занятиях. Вот вы отзанимались хатха-йогой, и вас осенило каким-то принципом, потом вы его переносите – а вот что, если я попробую таким же методом решить ту или иную ситуацию. И таким методом проб и ошибок мы развязываем всё остальное. Я ещё раз говорю, иной раз проходят годы, прежде чем начинаешь действительно понимать, что к чему, т.е. ценить какие-то знания.

Вадим Запорожцев. Так, ещё вопросы. Давайте на ваш выбор, либо мы продолжаем рассматривать «108 афоризмов Тантра йоги», начиная с того пункта, на котором остановились, либо по желанию любая другая тема.

 

«Йога Преподавания»

Вопрос. Может, мы сегодня уделим время теме «Йога Преподавания»

Вадим Запорожцев . Да, вполне. В принципах основных касающихся этой темы, там всё достаточно чётко и ясно расписано, поэтому, как только они найдутся, пожалуйста, их скопируйте. Но сейчас я хочу, чтобы вы поняли общие принципы, что к чему.

 

Принципы преподавания.

Итак, самый первый подход заключается в том, что если вы помогаете миру, конкретным людям, Вселенной вообще абстрактно или конкретно, то Вселенная в свою очередь начинает помогать вам. Поэтому если вы несёте Разумное Доброе Вечное, т.е. создаёте такие условия, чтобы это проросло, то Вселенная создаёт соответствующие условия, чтобы и вы выросли. Поэтому, когда вы начинаете преподавать ту или иную йогу, самая первая мотивация которая должна быть у вас внутри- это цель, для чего вы это делаете. И цель единственно достойная затраченного времени, это помочь вполне конкретным людям. Но как помочь? Йоги очень практичные люди, они прекрасно понимают, что все мы находимся на разных стадиях опыта, знания. Поэтому, в том объёме, в котором ты обладаешь знанием йоги, и если ты его передаешь дальше, то тебе даётся следующая порция. Но передать ты его, в общем, то не можешь, учить не в наших силах, учить может только лишь Абсолют-Высший гуру. Ваша же цель – создать условия для того чтобы он учил.

Как создаются условия? Условия создаются из нескольких компонентов. Во-первых, вы должны сами достаточно чётко разбираться в том, что вы несёте. Печальное зрелище складывается, когда люди, сами толком не понимая, йоги, начинают её преподавать и несут какую-то ахинею. Вы должны понимать, что вы, в каком -то объёме, в объёме преподаваемой йоги должны эту йогу в общем то знать.

Второе. Вы должны создать все необходимые условия для того чтобы это знание формально озвучить. Вот примерно как я сейчас здесь. Т.е. должно быть достаточно комфортабельное место, где по возможности никто не мешает, для того чтобы мы с вами слушали лекции, выполняли упражнения Хатха йоги, Крия йоги, всех других йог. Т.е. ваша задача, если вы встали на стезю преподавания йоги, это обеспечить условия. Не в вашей власти кого -то чему бы то ни было научить, только Абсолют учит. Вы не можете научить, вы не можете изменить никого, у вас нет на это ни полномочий, ни прав, потому что другой человек это такая же вселенная, такой же Абсолют, как и вы сами. Поэтому ваша задача создать условия и на большее не рассчитывать.

Ещё раз: самим знать формальное учение и обеспечить все необходимые условия для его озвучивания и практики. А вот когда начинается практика, по большому счёту у каждого человека гуру внутри, внешний учитель нужен только лишь, для того чтобы открыть внутреннего учителя. И вот вы и должны создать все условия, для того чтобы внутренний учитель открылся. Т.е. это такой второй серьёзный момент. Что вам дарит этот второй момент. Он вам дарит отсутствие головной боли. Вы помните статистику печальную, что йога в Москве ведётся полгода. Человек практикует сам, потом решает – с завтрашнего дня понесу это разумное доброе вечное в люди, хватает, как правило, человека на полгода. Почему? Потому что он ожидает результатов, он не понимает того, что его роль весьма скромна. Даже если все вокруг его начнут называть Гуру, носить на паланкине, а сам он будет седобородый старец, то он всего лишь декорация, через которую в лучшем случае начнёт говорить внутренний учитель того ученика, который приходит на занятия. Это следует помнить. Поэтому с вас снимется в известном смысле вся эта безумная нагрузка, я прошу прощения, корчить из себя гуру. Я специально выбрал такой термин, потому что люди зачастую начинают думать, вот я должен выглядеть так, должен говорить эти слова, вести себя так – так или иначе. Можно сколь угодно приближаться к какому-то образу, более того все будут довольны, всем будет нравиться, только результата не будет, учение не будет ни передано, оно ни дальше не пойдёт, ни будет усвоено. С этим надо быть очень внимательным. Поэтому, когда ваше отношение к самим себе станет адекватным, вы начнёте крепко спать по ночам. Иначе вам придётся объявлять себя мессией, живым богом на земле, что достаточно хлопотно и тяжело. И потому этот второй принцип надо запомнить, о том, что ваша роль всего лишь обеспечить условия, а учиться каждый ученик будет по большому счёту у Абсолюта, он же его внутренний учитель. И если в какой-то момент внутренний учитель совпал с внешним преподавателем, то это большая редкость и удача. И если это хоть раз случилось, забудьте про всё остальное и следуйте за этим учителем, чтобы ни случилось. Это так называемый основной, или как в некоторых традициях сказано, корневой гуру. Если это случилось, следуйте за ним, иначе можно метаться, тогда Абсолют не знает через кого святить, то ли через этого, то ли через этого. Идём дальше.

Следующий момент в йоге преподавания – Такой есть афоризм – «Вы будете учить своих учителей». Очень трудный для интерпретации афоризм, как его следует понимать. Это что, ко мне придут мои учителя, и я их буду учить? А я ещё сам ничего не понимаю, как я их буду учить. Или это может быть мои будущие учителя в следующей жизни. Либо ещё как- то следует понимать этот афоризм, никто не знает. На самом деле он дан, это вот как тайна, как такая поговорка на все случаи жизни, как хочешь, так и понимай. Но, тем не менее, для преподавания практичная форма, опять же, снимет с вас значительную часть вашей головной боли, если вы когда- нибудь начнёте преподавать йогу. Это значит, что у вас должно быть самое внимательное и самое чуткое отношение ко всем тем, кто к вам пришёл заниматься, это пришли ни больше, ни меньше ваши учителя. Они с инспекцией пришли посмотреть, как вы занятие ведёте. Просто так поинтересоваться, всё ли Ок? Это принцип тоже так же следует помнить и, знаете как на востоке любой гость ,который приходит, олицетворение бога, сам бог. Вот та же ситуация с каждым пришедшим к вам на занятие учеником. Но опять же вы должны помнить предыдущий принцип и не следует как-то себя вести особенно, ведите себя всегда естественно, потому что всё равно вся фальш рано или поздно раскрывается. Вот почему я говорю, что в своё время, когда я учился сам, меня очень удивляло, я прошу прощения, даже несколько панибратское отношение в среде, где я учился. Ты мог подойти к учителю и похлопать его по плечу и спросить как дела и он совершенно нормально на это ответит. Т.е. эти мифы, о седобородых старцах, они хороши, кому-то они нравятся, кто-то пытается по ним жить, но как оно на самом деле, я не знаю. Опять же я хочу сказать, Вселенная очень сложная, может быть и так есть, а может быть, и нет, не мне судить.

Следующий принцип, который необходим вам для преподавания. Это, во-первых, деперсонификация. У каждого из нас была какая-то предыдущая биография. За некоторые поступки мы горды собой, какие-то лучше бы не совершали, какие-то пытаемся забыть, т.е. у каждого святого есть своё прошлое, у каждого грешника есть будущее. Так вот в каком бы вы состоянии не находились, нравитесь ли вы сами себе , считаете ли вы себя продвинутым йогином или считаете себя недостойным, в любом случае, во время занятии йоги вы должны деперсонифицироваться. Сложное слово так сразу и не выговорить. Т.е. вы должны, знаете, вульгарно, стать проводником. И как можно меньше своих вносить симпатий и антипатий, которые вот уж совсем из предыдущего опыта. Конечно, они во многом могут подсказать, какие у людей проблемы, потому что сходные проблемы всегда ощущаются. Но, деперсонификация. Этот принцип очень важен ещё по другой причине. Если вы вступаете во взаимодействие, с кем бы то ни было, вы плетёте очередной кармический узел. Представьте, пришёл на занятие человек, вы его в первый раз видите, то ли он закоренелый убийца, только что там пятерых брахманов того, то ли это великий святой. В любом случае вы начинаете с ним как-то взаимодействовать, какой-то кармический отпечаток позитивный или негативный вы наносите на него, какой-то кармический отпечаток он наносит на вас. Ни то, ни другое не разумно. Поэтому прежде чем начинать преподавать ту или иную йогу, в разных школах по-разному, но в нашей школе создаётся защитное поле. Вот как раз это защитное поле деперсонифицирует вас и всех присутствующих. Просто это превращается в место, где учение приходит в соприкосновение с учеником. Знаете, вот как у американцев есть такая немножко пошлая и циничная поговорка – «ничего личного, просто бизнес». Вот в известном смысле если перефразировать, то же самое – «ничего личного, просто передача знания». Опять же, если вы более тесно начинаете более тесно общаться, безусловно, какие-то отпечатки взаимные накладываются, но не так чтоб с первого раза, человек пришёл и ушёл.

Теперь следующее, забыл как там дословно, этот афоризм, об отношении к ученикам, которые пришли к вам на занятие. Ну, смысл примерно в следующем, если кто-то к вам пришёл в первый раз, вообще никто ни пришёл, если кто-то во второй раз, это кто-то ошибся дверью, если кто-то пришёл в третий раз, да действительно кто-то пришёл. Чем прекрасен это принцип преподавания. Случай что называется, из многолетней практики йоги. Девочка пришла на занятие и преподаватель уделил ей слишком много внимания и девочка исчезла на несколько лет, потом пришло та 3 года, она звонит – ой, у вас ещё там занятия,- она была всего на единственном занятии. И вот преподаватель всю душу выложил, в лепёшку разбился, а потом сидит и думает, вот люди не благодарные. И, конечно же, эго начинает всплывать. Когда человек второй-третий раз приходит, хоть какая-то обратная связь есть, а когда первый раз это очень абстрактно. Так вот это так же защищает вас от излишних умопотрясений. Чтобы вы лучше поняли те предыдущие принципы, о том, что ваша задача создать условия, а весь процесс это уже не ваша забота.

Ну и наконец, следующий принцип в свете всех вопросов. А собственно говоря, чего преподавать то? Открою маленькую тайну. На западе люди очень смелые, вот наш человек, как-то поскромнее, а там вообще просто хвала, храбрые любимцы богов срывают цветы успеха. Так вот на западе человек купил книжку, пролистал, прочитал за 3 вечера, так всё понятно, так я ж сам гуру, а почему бы мне новую йогу пилатес, стрейч- йогу не преподавать? И вот такие люди начинают преподавать йогу. Как вы сами понимаете, зачастую это превращается в испорченный телефон. Они сами не практиковали то, что пытаются передать. Да ладно, это полбеды. Так они ещё не правильно всё поняли, так это тоже полбеды. Они книжку взяли совершенно «левую», которую написал такой же, который прочитал в книжке у другого. И вот, этот испорченный телефон идёт – идёт, в результате, мы, сколько всяких йог только не имеем. И это хорошо, замечательно, смелость и решительность, если человек нашёл новые формы донести йогу – памятник при жизни, это всегда замечательно. Но надо и себе отчёт отдавать, что ты делаешь. Поэтому тут и выступает такой очень жёсткий закон преемственности, который, знаете, вот у нас есть такое понятие в армии, и вообще так по – жизни –«дедовщина» ,т.е какие-то вышестоящие, или более матёрые правят балом, так вот, в Индии система «парампары» – система «гуру-ученик»-это такая «дедовщина», которая нам даже и не снилась. Зачастую ты там чихнуть то не можешь без благоволения гуру, а чихнёшь не вовремя, можешь поплатиться многим. И от части, это было оправдано как раз этой попыткой пресечь «испорченный телефон». Но он всё равно получился, более того он дал свой виток и стали уже другие люди копировать и изображать из себя великих гуру, требовать от окружающих подчинения. В этом мире иллюзии любая вещь может быть извращена, в том числе и преемственность учителей. И опять же, упомянутая мной «парампара»-линия передач от учителя к ученику.

Но, тем не менее, если же, вы все-таки сеете, разумное доброе вечное, под названием йога, вам крайне желательно найти ту его ветвь, которая с вашей точки зрения наиболее вам близка, но это уже дело индивидуально личное. Кому-то нравится одна линия, кому-то другая, третья. А вот если вы начинаете преподавать от этой линии традиции, то до известной степени вот этот принцип «дедовщины» – жесткого следование каким-то основным правилам игры или какой-то основной терминологии, должны быть строго соблюдены. Если вы преподаёте от школы йоги Анандасвами, будьте добры, перед каждым занятием создать защитное поле, т.е. вы подписываетесь под правила игры, и вы должны очень чётко и скрупулезно их соблюдать. Если вы начинаете метаться, то отсюда, то отсюда, кусочек от этого учения, кусочек из того, иногда это полезно, это привносит такую живую струю в йогу и иногда это срабатывает. Но иногда получается так плохо, что лучше бы вы этого не делали. Особенно плохо , когда дело касается теории. От каждого вашего слова зависит жизнь тех людей, которые к вам приходят. А вы начинаете какие-то советы давать, боже вас упаси давать советы, не практикую принцип «ахимсы». Можно просто так дать человеку совет, а он как спусковой крючок вызовет столько изменений в жизни. Злые языки утверждают, что одно время на западе профессиональная болезнь психоаналитика была «запой», долгий, приводящий к депрессии. Почему? Кармические последствия. Иногда можно ляпнуть такое…, красиво фраза ложиться, а человек же не помнит «ахимсы»- не причинять вреда живым существам без крайней на то необходимости, и вот, он приходит на свою работу- «Всё! Весь отдел уволен, вы все тунеядцы, никто работать не может!». Т.е. это вот такой толчок энергии приходит совершенно из другой сферы, и что вы получаете взамен – обратно, как туда пихнули, так и оттуда получите. Будьте осторожны с советами по жизни. Для каждого человека вселенная своя. Советовать , что бы то ни было…., а уж касаемо каких-то личных моментов – жениться не жениться, влюбиться не влюбиться … У нас вон целая йога Влюблённости, одно из сложнейших учений, к которому мы подойти то толком не можем, формально изложить не можем, потому что там столько работы… Причём вы должны понимать, что у каждого живого существа карма его личная, и каждое живое существо живет, так как считает нужным. И если вы пытаетесь вмешаться в жизнь живого существа, то только лишь с одной целью – помочь ему обрести счастье. Другое плохо заканчивается.

Вот в первом приближении я вам обрисовал йогу преподавания.

Есть многочисленные нюансы, если угодно, технологии. Как передаются технологии? Они кое-где формализированы, т.е. « делай так, так и так». Знаете вот как суп варить, открываете книжку толстую –возьми сто грамм того –то, того-то потом всё это смешай. Но на самом деле все технологии передаются, вот как раз в этом смысле от учителя к ученику. Т.е. надо самому повариться в этом супе, чтобы понять, как его варить. Знаете, это вот как дети учатся разговаривать, их никто же не учит, они на самом деле копируют. Они видят вот что – то взрослые говорят, и они пытаются что-то сказать, взрослые как-то себя веду, т и они пытаются. Как сказано – огонь от огня зажигается так же и здесь. Поэтому крайне рекомендуется…, если вы придерживаетесь какой-то школы йоги,. . ..ещё раз подчеркну-школ йоги миллион, каждая из них наидостойнейшая, может быть для вас, но не для другого, тоже стоит помнить, так вот следует там повариться, пожить. Раньше это было проще, да и нравы у них там, на востоке не такие замысловатые, запросто можешь завалиться к гуру в ашрам, благо тепло, хижину построил из пальмовых листьев и давай, как сказано в текстах «служить гуру», есть такое понятие. Что имеется ввиду, – гуру что-то делает, и ты что-то делаешь, вроде как ему помогаешь. Это красивые слова, но в реальности совсем банальные. И вот когда ты долго- долго начинаешь вариться в этой среде ты волей не волей, перенимаешь характерные черты. И потом после этого можно надувать щёки и говорить –я ученик великого и всемогущего, кого-нибудь, как правило заканчивается на «ананда», миллион санскритских слов заканчивается на «ананда». И это действительно так, но самое смешное наступает потом, когда вы оказываетесь один на один с аудиторией, которой вы преподаёте или просто в других обстоятельствах. Вы вдруг начинаете за собой замечать , как вы бессознательно копируете все те же действия, которые делал он, причём они срабатывают, срабатывают, хорошо и замечательно. Т.е. это некая такая основа, даже если пытаетесь взбунтоваться против этой системы, то это всё равно будет в рамках этой системы. Человек очень инертное существо, один раз покажи ему путь и он будет вечно по нему ходить, очень редко влево-вправо, и то, чтобы вернуться обратно. Что из этого следует? Из этого следует, что крайне желательно установить личную связь с так называемым «облаком школы».

«Облако школы»

Есть такое понятие в нашей традиции «облако школы». Что это значит? Есть достаточно большое количество людей, которые практикуют вот именно с этим пониманием йоги. Т.е. это как бы единое ментальное пространство, единое духовное, энергетическое пространство. И все они друг с другом связаны очень тонкими непонятными связями. Они становятся понятными только лишь когда вы более или менее изучите ассоциативные принципы действия майи. Вот только тогда, мало-мальски вскрывается этот механизм, потому что обычно пытаются мистики напустить, это полезно, бодрит, но на следующих шагах путает карты. Иногда возникает вопрос – каким образом? Ну, если угодно телепатически… Но это не правильное слово, потому что телепатия-это только чтение мыслей, а здесь, приведу аналогию с интернетом. У каждого из ваших учителей есть почтовый ящик, как только возникла проблема, к нему обращение, а он тебе ответ и так дальше. Т.е. вот это ощущение принадлежности к чему-то очень высоко духовному, бескорыстному, к тому, что пытается помочь. «Облако школы» очень вменяемое, открытое и доброе и желает вам помочь. Как вы когда-то делали ошибки, а потом видите что кто-то пытается сделать ту же самую ошибку из – за которой вы разбили много надежд, и конечно же инстинктивно ощущая боль каждого живого существа пытаетесь предотвратить боль. Как-то научить показать. Вот точно так же и облако школы действует. Для этого если вы преподаёте от той или иной школы крайне желательно установить эту личностную связь не только со своим преподавателем, а с теми, кто стоит за ним. Более того, я ещё раз хочу подчеркнуть, внешний учитель нужен только лишь для того, чтобы привезти к внутреннему учителю. Но трудно, правда сказать они внутри или снаружи, это тоже странный вопрос, кстати, очень серьёзный теоретический спор в йоге вёлся на этот счёт одно время. У нас это называется «облако школы», в других учениях, насколько я знаю, это называется линия преемственности. И, как правило, человеку абстрактно думать об «облаке школы», ему дают линию преемственности с вполне конкретными фамилиями. Поэтому крайне желательно, прежде чем вы начнёте преподавать, установить эту личностную связь. Если эта личностная связь установлена, то вы можете преподавать.

 

Вопрос. А как узнать, что она появилась?

Вадим Запорожцев. А вот не ошибетесь, если она придёт. Знаете, есть такое понятие «посвящение» в йоге, в Тантре. Опять же когда эти первые книги по йоге стали публиковаться я всё ждал , что действительно седобородый гуру светопреставление закатит, меня это как-то коснётся и осенит. В реальности жизнь оказалась более фантастична, чем я ожидал. Но в то же время такого явного Абсолюта в небе не было. Я про себя не имею право говорить, потому что в наше школе йоги считается крайне неуместным делиться личным опытом, это, кстати, касается йоги преподавания. Крайне неуместно выпячивать свою личность. Почему? Потому что мы должны деперсонифицироваться. Если мы начинаем красочно рассказывать все свои переживания, мы отступаем, надуваем щеки, – О какой я крутой – а это мешает делу. Поэтому у нас считается это дурным тоном. У нас если человек что-то рассказывает, то никогда не поймёшь рассказывает он про себя про своего знакомого, учителя, учителя учителя, про собаку учителя. Т.е. никакой конкретики, она страшно мешает, приземляет, порождает гордость. Точнее не гордость, гордость она внутри -Я горд, что я имею в руках древнейшее знание Йоги, а вот плохое состояние гордыни -Я крутой, а вы все кто такие. Вот это подходит под понятие «посвящение». Это действительно как влюблённость, светлое чувство, знаете, нет противоречий, нет вранья в душе, нет сталкивания лбами. Причём внешний учитель может сколько угодно давать вам «посвящение», в том числе и на практику. И если вам дал это «посвящение» учитель, вы должны свято верить в это. Но по большому счёту самое главное, это когда оно откроется само, точнее, когда вот этот момент-импульс у вас внутри прорастёт. Тогда не будет этих мучительных «гамлетовских вопросов» «быть или не быть». Вот как только эти мучительные вопросы исчезают, у вас возникает ощущение – Да, я могу учить йоге. Но здесь, вы понимаете, в древней традиции йоги тоже были реалисты, они понимали, что мы живём в такое время, когда итак йога исчезает, если ещё и ждать от каждого вот такого прорыва, так она и вообще загнётся. Поэтому и был дан такой вот момент передачи полномочий. До тех пор пока внутри не открылось, преподавай от школы, от учителей, обучи хотя бы в том объёме, в котором ты сам владеешь йогой. Не надо там замахиваться на вопросы, в которых вы ничего не понимаете, но в каких- то вопросах вы понимаете. Если вы можете приносить пользу людям в маленьком объёме и сидите ничего не делаете, Вселенная вами не довольна. Вы сидите и ждёте, пока у вас появится «посвящение» на преподавание йоги. Вы как собака на сене, сами не пользуетесь и другим не даёте. Поэтому возвращаясь к афоризмам преподавания, одни из самых серьёзных качеств преподавания йоги- смелость и решимость сделать что-то положительное в этом мире. Пусть вы до конца ещё не понимаете как? чего? зачем?, если будете искренни, открыты, внутренне упавать на «облако школы», даже если вы ещё его не совсем ощущаете, то вы получите хороший результат. Сделайте шаг, помогите людям, Вселенная поможет вам, откроется. Иногда другая точка зрения звучит, позвольте, ну как же я могу учить, если я сам ещё запутан; или – вот, сперва я должен просветлиться сам, а только лишь потом когда я стану как Будда, вечно улыбающийся счастливый, тогда я начну учить других. Так вот это эгоизм, очень тонкий, завуалированный, даже благородный где-то, но это эгоизм. И поэтому, как правило, человек, который придерживается такой позиции, лишает себя многих йог. Т.е. во многих йогах он не достигает результата, в частности, скандально известная на западе Тантра йога, почему скандально, объяснять не надо, у нас ассоциируется с этим бог знает что. Но эта йога в первую очередь именно для такого склада человека, так называемый Вира, герой, человек уже готовый сделать хоть что-то реальное.

Вот коротенько основные принципы преподавания йоги. Ну и как всегда не забывайте- Ахимса- непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Почему? Потому что если ваш долг головы рубить, вы на войне, выполняйте свой долг. Но если такой необходимости нет, не надо призывать к большой крови.

 

Вопрос. Вопрос более практический. Возможно, будут приходить поначалу люди, кто-то в первый раз, кто-то уже давно ходит. Вот как организовать занятие, чтобы один не скучал и другому интересно было?

Вадим Запорожцев. Да, хороший вопрос. Кстати, забыл вам ещё один пункт отметить. Если вы ведёте занятие по йоге, то на ваших занятиях вы Гуру, царь и бог. Вы главная личность, если даже к вам на занятие приходит вышестоящий гуру. Тот, кто ведёт занятие самый главный, как он считает нужным провести занятие, так и должно быть. Другое дело, какие-то моменты можно посоветовать потом по окончанию занятий. Но вся творческая нагрузка по тому, как вести занятие, какие практики давать, а каком объёме, исключительно на ваших плечах. Знаете, хороший скульптор берёт сначала глыбу мрамора и сперва очень долго смотрит, что из неё можно сделать, и лишь потом приступает к работе. И вот так же, начиная каждое занятие, вы смотрите на группу людей. Ну, безусловно, нужен опыт, без опыта трудно что-то сказать, понять. Чтобы опыт получить нужно самому позаниматься, пройти ту же самую школу, на своей шкуре попробовать прежде чем на шкурах других. Некоторые практики очень неприятные, но необходимые, некоторые приятные, но время слишком много на них нельзя тратить. Так вот с опытом вы найдёте момент в понимании как? Чего? Зачем? И ещё… не стремитесь давать как можно больше практик за одно занятие. Есть люди, которые говорят – вот я дал на занятии вот эту парнаяму, эту йогу и на следующее надо что-то другое. Знаете, как девушка, которая на каждый вечер ходит в новом наряде. Йога в этом отношении очень консервативна. И поэтому количество упражнений должно быть достаточно ограничено, и они должны повторяться достаточно продолжительное время одни и те же. Вот одно занятие один комплекс, следующее занятие 80% того же самого должно быть. Почему это важно? Вот если бы вы просто ходили на занятия в ту или иную школу йоги, долго позанимались, вы бы поняли что к чему на своей шкуре. Дело заключается в том, что во время йоги идёт ни больше, ни меньше как трансформация всех наших тел, а тела наши очень инертны. И вот фразу поучения, допустим, вы ведёте занятие и говорите какой-то момент из трактата, её надо повторить, по меньшей мере, в течение 10-15 занятий, чтобы человек, который у вас занимается, её осознал. В результате пользу приносит для людей, которые приходят к вам заниматься, долгосрочную, как в плане здоровья, так в плане духовного роста, только лишь то, что было вымуштровано. Знаете, муштра такая, солдат заставляют в одну ногу маршировать, потом человек уж из армии пришёл, его среди ночи разбуди и поставь, и он так же пойдёт, потому что уже это на подсознании. Такая же ситуация должна быть с йогой. Это должно стать привычкой, потом когда человеку будет очень плохо, всякое бывает, всплывёт лишь только то, что было зазубрено, долгой монотонной практикой. Поэтому когда начинается на занятии, знаете, на востоке есть блюдо, называется «40 перемен» и вот ты сидишь, сперва, одно подали, потом другое, и ты, то там ковырнёшь, то тут, и так далее, и вот в отношении йоги это такой винегрет получается. Поэтому когда вы преподаёте йогу, вы выбираете такой стиль, когда одни и те же упражнения повторяются у вас систематически, процентов 80, какая-нибудь там пашимотаасана, и вот она в течение достаточно продолжительного времени продолжается и для новичка и для старого, кто там уже пятый год ходит. Она должна повторяется, повторятся, и ещё раз повторятся. И поверьте, что только лишь по прошествии долго времени начинается открываться внутренний смысл. Ну, сейчас народ, в общем, то избалован, в хорошем смысле, везде йога, везде знания тайные. Нет, мы хотим что-нибудь новенького, интересного, надоела эта практика, и это выглядит так же, как вот ребёнок который говорит, что не хочет суп, а только пряники ему. Можно конечно побаловать, но вы должны понимать, что этим самым ребёнку не очень хорошо сделаете. Поэтому, доходит с очень, очень не первого раза. И гнаться на потеху публики, на удовлетворение какого-то спроса, по меньшей мере, недальновидно. А уж как вы всё это преподнесёте, это уже другой разговор. Любая практика в йоге неисчерпаема. О чем это говорит? Это говорит о том, что по мере того как вы её делаете из года в год, она открывает всё новые и новые грани.

Вопрос. Т.е. можно сказать, что человек может практиковать одну практику пока вся шелуха не отвалиться.

Вадим Запорожцев. Нет, ну, безусловно, нужно соблюдать здравый смысл. Да вот ещё, такой принцип, это максимум здравого смысла и юмора. Если вы начнёте слишком уж серьёзно относиться ко всему что вы прочитаете в йоге, вы очень быстро поймёте, что это ловушка для дураков. Поэтому больше юмора, йога это жизнь, жизнь это живой росток, это смех ребёнка, это улыбка девушки прекрасной. Но это никак не суровое противоестественное такое занятие, Йога естественна. Поэтому если какие-то аспекты учения выглядят для вас такими уж совсем, то в первую очередь подумайте – а правильно ли перевели текст, и не является ли это испорченным телефоном. Только лишь это гарантирует, что вы сами не станете испорченным телефоном.

Ну, и, конечно же, нужна от вас решимость. Вот если есть решимость делать что-то великое, помогать, это на самом деле мотивация ваша, даже если вы дров наломаете, это простительно. Не получилось у вас занятие, не идёт у вас, ничего страшного со временем придёт, всё получится, главное решимость. Вы должны жизнь посвятить этому.

 

12. Ключевые слова: лекции по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, смотреть, слушуать. текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами,.Мила Касумова, всплеск йоговского учения, классическая йога, Йога Сутры Патанджали, Шива Самхита, Гхеранда Самхита,Триада, Йоги Влюблённости, Йога Союза, Тантра Йога, адвайта, , двайта, формы обучения, разумное доброе вечное, Абсолют, образ для Абсолюта, Шри Янтра, знак ОМ. Анандасвами, Закон четырёх и пяти, «108 афоризмов Тантра йоги», наследие, непричинении вреда живым существам, секреты Майи, двойственность, взаимоотношение мужского и женского, «Йога Преподавания», Принципы преподавания, Вселенная, гуру, корневой гуру, деперсонификация, кармический узел, закон преемственности, система «парампары», «ахимса», «Облако школы», ассоциативные принципы действия майи, «посвящение».

13. Контрольные вопросы.Составитель: временно отсутствуют
14. Ответы на контрольные вопросы.Составитель: временно отсутствуют
15. Ссылки на тексты с похожими тематиками: временно отсутствуют
16. Глоссарий: временно отсутствует

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий