Преподавание йоги как активная жизненная позиция. Интервью с Александрой Сатара

Открытый Йога Журнал

































































































































— Всем здравствуйте! Мы приветствуем вас в виртуальной студии Открытого Йога Журнала. Меня зовут Наталья Нави, и сегодня у нас в гостях Александра Сатара, преподаватель Открытой йоги, куратор-преподаватель заочного отделения МОЙУ, йога-терапевт.

— Саша, здравствуй!

— Привет, Наташа!

— Как давно ты занимаешься йогой и как ты мотивируешь себя на практику?

— Занимаюсь я с 2011 года. Мотивация — важный фактор. Мне кажется, что у практикующего любого уровня бывает момент, когда надо себя немного «подпинывать» на коврик. Мотивация меняется, и её можно искать во всём: кого-то вдохновляют люди, практикующие рядом, кого-то вдохновляют книги, какие-то размышления… Например, размышления о смерти, о бренности существования — почему бы и нет! Вот я сейчас читаю «Тибетскую книгу мёртвых» в переводе Роберта Турмана. Хороший перевод! Когда задумываешься об этом аспекте существования, то как-то хочется качественнее и продуктивнее прожить эту жизнь. Йога помогает в этом.

— В соответствии с мотивацией к занятиям и специализация, наверное, выбирается или любимые виды практики?

— Я когда-то поняла, что каждому практикующему важно вспомнить, что именно привело его в йогу. Какое-то слово зацепило, вид йоги, картинка, асана, человек или направление. И когда совсем не хочется заниматься, именно оно способно тебя опять зажечь. Так было со мной. Как мотивация может меняться, так у преподавателя и направление приложения его сил, энергии тоже может меняться, как мне кажется. Так сложилось, что с детства со мной была музыка, поэтому мне близка Мантра йога — йога звуковых вибраций. В определённый момент жизни она мне помогла преодолеть препятствия в виде страха публичных выступлений, которые от меня требовались по основной работе, я даже начала получать кайф от них. Поэтому Мантра йога по жизни всегда со мной. Потом был период в моей преподавательской деятельности, когда я не знала, что может быть интереснее, чем влияние йоги на варикозную болезнь, обучалась на йога-терапевта, писала диплом по этой теме. Мне было очень интересно, я в этом копалась, разбиралась, сейчас это уже отошло на задний план. Но, видимо, я тогда так пранически вложилась в эту тему, что до сих пор люди обращаются ко мне именно с варикозом. Мне кажется, без Хатха йоги и без концентрации, без дхараны, в нашей жизни в принципе невозможно существовать. Ещё был период, когда я очень сильно погрузилась в Нидра йогу. Мне очень близка эта практика, когда-то она меня вытащила из сложных состояний. Трепетно люблю её и иногда стараюсь давать её занимающимся, потому что хорошая практика.

— Любимые виды йоги у тебя, получается, Мантра йога и Хатха йога?

— Ещё Нидра йога, медитация и такой вид йоги как Джнана йога, а именно работа с текстами, размышления над афоризмами, над нашим существованием, изучение древних текстов. Даже пыталась когда-то что-то там переводить.

— Сейчас очень большое внимание уделяется анатомии в йоге. Как ты считаешь, анатомия и детализация в практике йоги нужны или можно без них обойтись?

— Если ты преподаватель йоги или претендуешь называться преподавателем йоги, я считаю, ты должен изучать эту тему в большей или в меньшей степени, потому что ты должен объяснять выполнение людям. С точки зрения практикующего и личной садханы, это знание всех тонкостей устройства скелета, мышечной системы может вдохновлять. С одной стороны, когда человек прочитал, что вот от этой асаны не будет болеть вот эта мышца, или если он потянется и начнёт на себе проверять — это его мотивирует сесть на коврик, принять асану и так далее. С другой стороны, излишние знания могут забирать внимание человека, отвлекать его от чего-то более сущностного, более важного. Например, человек садится медитировать, складывает как-то ноги и начинает вспоминать: так, у меня здесь сейчас тянет, мне надо, значит, вот так вот сесть, вот эту мышцу напрячь, а эту расслабить. Но его цель сейчас другая — получить опыт в практике, усилить и углубить его. Наверное, иногда это может мешать личной практике, если ты просто практикующий. Более того, ты всегда можешь получить ответ у преподавателя, не изучая анатомический атлас от корки до корки.

— Важен баланс как, в принципе, и в любом виде йоги?

— Да, в Открытой Йоге, мне кажется, есть этот баланс между знанием анатомических особенностей и нахождением личной гармонии. Вот ты принял асану. Всё, что ты знал, ты частично применяешь, частично отпускаешь — это и есть гармония. Она даже вот в таком плане имеет место быть в личной практике. И если в целом анатомия есть, если есть вот эта специфика в Хатха йоге, то Вселенной сейчас это нужно. Йога — это как шведский стол: есть какие-то традиции, направления, где очень много этому внимания уделяется, где-то больше аспекту гармонии, и каждый практикующий берёт то, что ему сейчас актуально и нужно, поэтому всё гармонично во Вселенной.

— Йога как универсальная таблетка, которую ты выпил, и она работает там, где тебе именно необходимо.

— Я повторю, особенно для студентов, которым очень сложно воспринимать курс по анатомии йоги: это нужно, и надо приложить усилия и волю. Кого-то вдохновляет, кого-то пугает — это нормально, изучайте! Я сначала тоже напугана была.

— Сейчас головная боль всех преподавателей и учеников какой формат выбрать — онлайн или офлайн? Как ты считаешь, можешь ли ты помочь определиться, в чём преимущество каждого формата по личному опыту?

— Могу поделиться своим опытом. Я вот давно варюсь в йоге и наблюдаю, какие ведутся споры между разными преподавателями разных традиций за и против занятий онлайн. В нашей школе уже лет 15 точно существуют бесплатные интернет йога-курсы, которые за это время, я думаю, тысячи людей уже изучили, прикоснулись к теории Йоги и начали практиковать. Кто-то спорит, а кто-то просто берёт и делает. Эта дальновидность Открытой Йоги меня просто поражает, всегда на два шага вперёд! Мне кажется, уже все сейчас смирились, что онлайн — это наша новая реальность, без этого никак.

Во время известных всем событий 2020 года я пробовала вводить онлайн формат в своё преподавание, несколько месяцев мы занимались онлайн с моей группой. Главное преимущество — это, конечно же, возможность для людей, которые находятся далеко, в других городах и странах, или они каким-то образом на тебя вышли через сайт, ютуб или соцсети, следят за тобой, хотят позаниматься с тобой, ощутить, каков ты в преподавании. Но на этом плюсы онлайн-формата заканчиваются, потому что когда человек идёт в зал заниматься, он прикладывает какое-то усилие, какое-то намерение, и это намерение прорабатывает: ему нужно выделить время, собраться, одеться, несмотря на погодные условия. Вот у нас были сильные морозы. Думала, что никто не придёт в зал. Пришли! Потому что для людей, которые уже долго занимаются, внешние условия становятся менее важны, а в онлайн-формате этого не требуется.

Некоторые говорят, что во время онлайн-формата теряется ощущение общности, «облака школы», потока практики. По моим ощущениям, если это занятие в режиме реального времени, здесь и сейчас, и все вместе практикуют, это ощущение есть, потому что для него, мне кажется, пространство не является препятствием. Другое дело, когда человек в записи смотрит занятие и практикует, то есть преподаватель уже давно другими делами занимается, а человек один на один с видео-записью, вот здесь он уже проигрывает значительно. Когда люди собираются в одно время в разных местах и видят себя, они настраиваются. Преподаватель собирает их сознание в одном виртуальном пространстве, тогда это работает, и такой формат всё равно даёт некие преимущества, безусловно. Более того, мы в Открытой Йоге без этого формата не представляем своё преподавание. Именно этот формат мне позволил погрузиться в преподавание. Это наша новая реальность.

— Я знаю, что ты организуешь йога-походы. Нужны ли вообще выездные мероприятия или достаточно регулярных занятий в зале?

— Помимо онлайн-формата студентам рекомендуется выезжать на очные семинары хотя бы пару раз в год. И форматов выездных мероприятий сейчас очень много. Например, трёхдневные ретриты или ретриты выходного дня, какие-то более длительные йога-туры, например, две недели. Формат наших йога-походов — это примерно 8-9 дней. Такие мероприятия нужны, хоть они и не обязательны. Гораздо важнее ваша регулярная практика на коврике у себя дома даже без преподавателя. Это самое важное. Выездные мероприятия, во-первых, могут помочь немного взбодриться, если практика стала обыденной, рутинной, вдохнуть новую волну, что называется. А во-вторых, мы вытаскиваем себя из привычных условий, уезжаем от своей семьи, работы на несколько дней или недель, от своих проблем, забот. В случае йога-походов ещё и от интернета и связи.

— Самое болезненное!

— Самый большой плюс этого формата, что мы вытаскиваем себя в новые, непривычные условия, и наши структуры начинают по-другому работать. Так как мы себя вытащили из рутины, мы освободили всё пространство и время для йоги. Поэтому, как правило, выездные мероприятия содержат более глубокие знания по йоге, как теоретические, так и практические.

— Позволяют прочувствовать?

— Попрактиковать, да. Погрузиться, практиковать что-то новое даже для тела.

— Ещё и в кругу единомышленников!

— Ты опережаешь мои мысли! Действительно, ещё один большой плюс — это единомышленники. Конечно же, многие практики невозможно прочувствовать и практиковать без них. Общность людей на одной волне очень важна, потому что твои семья и друзья могут не принимать твои увлечения, да они и не обязаны. Они не виноваты, что ты тут с йогой. Там же ты попадаешь в круг единомышленников, общаешься на йоговские темы, которые тебе интересны, и это очень ценно. К тому же все выездные мероприятия стараются делать на природе. В наших йога-походах это дикая природа, море. Общение с природой — это всегда плюс. Когда-то размышляла, что нахождение в социуме учит нас жить разумом, планировать свой день, расплачиваться по счетам. Нахождение на природе учит нас жить больше сердцем и чувствами, а так как йоги стремятся к гармонии и балансу, очень классно эти два момента сочетать. Для меня в текущий момент уже не очень приемлемо полностью стать отшельником и жить в палатке всё время.

— Но хотелось бы?

— Если честно, пока нет. Пока я не нашла пещеру, в которой было бы гармонично! Необходимо сочетать. Потому что ты возвращаешься после природы и полон сил реализовывать свои проекты и свою социальную активность. Это очень здорово! И когда-то на себе, в своих первых походах, а потом и на других людях я начала замечать, что с человека в дикой природе начинает отваливаться шелуха, и он становится, не скажу, чтобы прямо просветлённым, но более очищенным. Лучшая версия себя. К концу похода он прямо какой-то светящийся, правильный, и человек видит, каким он может быть. В некоторых традициях есть такой метод прямой передачи, когда Учитель подходит и даёт тапочком тебе по голове, и ты на мгновение просветляешься, понимаешь и видишь, к чему нужно стремиться, то есть некий опыт получаешь. В таких мероприятиях, в частности йога-походах, ты видишь, каким можешь быть: вот это у тебя отпало… Потом ты возвращаешься, оно опять нарастает, но хотя бы ты уже знаешь, с чем работать. И это тоже очень хорошее преимущество таких выездных мероприятий. В социуме это реализовать сложно, на мой взгляд.

— Что для тебя преподавание?

— Я преподаю с 2013 года, и моё отношение к преподаванию тоже менялось. Сначала, помню, это было настоящее испытание, которое должен пройти любой студент в конце обучения. Это такой момент, когда ты ещё не понимаешь, зачем всё это нужно, но старшие говорят, что так надо. И ты идёшь, условно говоря, сдаёшь экзамен, входишь в практику преподавания. Потом был небольшой период полёта эго, я даже помню это занятие, не помню, какое по счёту, когда вела Крия йогу и подошла кого-то поправить, и ко мне пришло осознание: «Обалдеть, я йогу преподаю!» По своей основной специальности я далека от преподавания, и поэтому для меня это было что-то такое «ого-го».

Потом был этап кайфа от общения, от живых людей, от того, что ты уже реально начинаешь видеть, как они меняются, видишь ясность и блеск в глазах после Шавасаны. Ты понимаешь, что йога даёт людям, что она полезна. Потом я начала заниматься йогатерапией, в каком-то другом ключе начала помогать, люди стали говорить: «Ой, у меня перестало болеть!» Вот это период важности йоги для людей. Потом последние пару лет я кайфую от преподавания в походах, потому что для меня это прямо челлендж был. Казалось бы, берёшь то, что ты делаешь в зале, и делаешь там, но оно там не идёт, там всё по-другому! Нужно подбирать практики, их продолжительность, там условия постоянно меняются, идёт поиск новых ходов преподавания.

Вот такой был у меня период, может, даже ещё продолжается… Это тоже очень интересно. Ну и последний этап: я стала понимать преподавание йоги как проявление моей активной жизненной позиции. Это тот инструмент, при помощи которого я могу повлиять на то, что происходит вокруг. Я не могу, например, построить завод, но я могу через людей, помогая им, устраняя препятствия, уменьшать их страдания, и потом мы совместными усилиями уже будем строить этот завод. Это единственное, чем я могу сейчас как-то помогать Вселенной, что-то делать вокруг себя, причём делать это, применяя здравый смысл, эффективно расходовать свои силы и энергию. Да, я могу пойти и начать строить завод, но эффективно ли это будет в рамках моей жизни? Может быть, нет, поэтому йога учит нас, преподавателей, разумно воздействовать на то, что есть вокруг нас.

— Если у тебя в данный момент времени есть желание преподавать, ты чувствуешь в себе силы, но нет возможности или ты не можешь пойти преподавать, может, были у тебя моменты, когда ты не преподавала? Как ты выходила из этого? Как ты приходила к пониманию, что нужно сделать паузу?

— Это всё индивидуально, тут общего совета дать невозможно, могу рассказать про себя. Для меня преподавание йоги — это вдохновение! На данный момент не единственный и не основной метод заработка. Действительно, у меня были периоды, когда вдохновение преподавать пропадало, но как-то всегда удавалось себя подстегнуть, поработать над личной практикой, и всё сглаживалось. Но в прошлом году, например, у меня лето какое-то очень активное выдалось, насыщенное, и к осени меня «срубило» в плане преподавания, и пришлось сделать перерыв. Я поняла, что не смогу разбираться в себе, находить ответы и параллельно преподавать. И мне пришлось сделать эту паузу. Я вернулась, я знала, что вернусь, но думала, что мне больше потребуется времени, а потребовалось меньше.Теперь всё в порядке, разгребла свои завалы, чему безумно рада.

— То есть ты вправе выбирать и прислушиваться к себе?

Если останавливаешь преподавание, потом очень сложно вернуться. Я знала этот момент и очень боялась его, поэтому я старалась сократить этот срок насколько получалось. Мне кажется, возвращаться к преподаванию сложнее, чем начинать преподавать с нуля. Нужно чувствовать себя! Если ты полгода себя пинаешь на каждое занятие преподавания, тащишь за шиворот — это не дело, люди будут это чувствовать и будут пустые залы, поэтому нужно прислушиваться к себе и ни в коем случае, говорю всем будущим преподавателям, не прекращать личную практику! Потому что когда мы преподаём, даже если делаем асаны, упражнения, наше внимание направлено на занимающихся, то есть это не процесс накапливания праны, мы всё равно вовне отдаём, а в личной практике внимание на себя, там происходит накопление праны и восстановление.

Личная практика должна быть всегда, преподаёшь ты или не преподаёшь. Я знаю, что у тебя есть ютуб-канал, там есть занятия, теоретические моменты. Почему ты выбрала именно эту платформу?

— Я вообще за любой кипиш в новых технологиях, я по первому образованию технарь, айтишник, поэтому мне это всё интересно и несложно. Как показывает опыт и статистика, люди перестали читать, но хотят слушать и смотреть. Это проще, быстрее, поэтому я выбираю видео-контент, поэтому у меня есть ютуб-канал. На текущий момент я вижу за ним будущее. Помимо того, что я преподаватель йоги, я себя вижу популяризатором йоги, потому что, с одной стороны, кажется, йога сейчас уже везде звучит, но глубина подаваемой йоги не так широка, как популярность, поэтому качественную йогу нужно продвигать, сохранять это знание и популяризировать. В Открытом Йога Университете этому уделяется большое внимание, за что благодарность всем, кто принимает в этом участие. IТ-технологии, изучение новых тенденций — это всё важно и нужно. Если вам интересно это направление заходите на сайт нашего университета itempuniversity.com.

— Саша, мы ещё подготовили для тебя блиц-опрос. Ты должна отвечать просто, односложно. Первое: Шавасана или Сиддхасана?

— Наверное, Шавасана.

— Хатха йога или медитации?

— Хатха йога. Потому что в Хатха йоге ты можешь медитировать, а в медитации хатхайожить как-то сложно.

— Книга или коврик?

— Лет пять назад я бы сказала «книга», а сейчас я понимаю, что коврик.

— Потому что на коврике можно также и читать?

— Практика важнее, чем теория.

— Индивидуальные занятия или групповые?

— Групповые. И с точки зрения преподавания, и с точки зрения занимающегося. Я за групповой формат!

— «Йога-Сутры» Патанджали или «Анандалахари»?

— Я бы и то, и то выбрала, сейчас мы со студентами читаем «Йога-Сутры» Патанджали, поэтому сейчас «Йога-Сутры» Патанджали, но для баланса можно и «Анандалахари» почитать.

— Ютуб или инстаграм?

— Ютуб, но в инстаграм я тоже есть, подписывайтесь!

— И в завершение ждём твоё напутствие будущим преподавателям, студентам Международного Открытого Йога Университета.

— Будущим и начинающим преподавателям совет, тоже из своего опыта — не бояться делать ошибки и не бояться меняться, подстраивать и адаптировать своё преподавание под реалии жизни! Например, онлайн и офлайн, выездные мероприятия. Не нужно быть закостенелыми! Не бойтесь меняться, экспериментировать — это творческий процесс! Подходите к нему с вдохновением! И остальным практикующим такое пожелание: тоже не бойтесь перемен, потому что жизнь сейчас стремительно меняется. Постоянно практикуйте йогу! Практика йоги позволяет приобретать уверенность в себе и будущем!

— Спасибо тебе большое за откровения, за то, что нашла время, чтобы поделиться своим опытом с нами!

— Спасибо тебе, что позадавала вопросы, это тоже важно!

— С вами был проект Открытого Йога Журнала, меня зовут Ната Нави, в гостях у нас была Александра Сатара. Если у вас остались вопросы к нашему гостю либо в редакцию журнала, вы можете отправить их на почту openyogajournal@gmail.com. Всю подробную информацию о нашей школе и наборе на обучение на преподавателей йоги вы можете найти на сайте openyogaclass.com. Всем спасибо и до новых встреч!

Интервьюер: Ната Нави

Набор текста: Наталья Колесникова

Редакция: Елена Лакшми, Мария Гаятри, Ольга Белоус, Евгения Агни

Главный редактор: Анастасия Андрейченко

Куратор проекта: Керигона







Вернуться в журнал…

OpenYogaJournal@gmail.com

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий