Священный долг (отдать священный долг) в жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение).«Что делать?» в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги. 2008.05.24. №8 Образ жизни йогов и йогинь. (Вадим Запорожцев).

1. Название лекции:

Тема первая:
Священный долг (отдать священный долг) в жизни йогов и йогинь, донесших
до нас высочайшее знание йоги (продолжение).

Тема вторая: «Что делать?» в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

 

4. Краткое описание

«Отдать священный долг»: получение тела человека – переломный этап эволюционного развития; взаимосвязь духовного уровня человека с уровнем развития его разума. «Что делать?»: преврати жизнь в йогу, а йогу – в жизнь; не теряй ни секунды: практикуй те практики и в том объеме, в котором можешь; постоянно заниматься самообразованием. «Что делать?» в преломлении сексуальных взаимоотношений: отношение к сексу  – никаких крайностей; секс – возможность отдачи священного долга; секс – возможность духовного развития; взаимоотношения мужа и жены; сексуальные партнеры в жизни древних йогов и йогинь.

5. Дата и место чтения лекции:

24 мая 2008 года, Культурный Центр “Просветление”.

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять
материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Еленой Зверевой.

8. Текст отредактирован: Еленой Зверевой,Анной Поляковой.

9. Рисунки: Елены Зверевой.

10. Фото: из архива Школы йоги.

11.
Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул.
Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр
«Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

 

   Видео:

16. Основной текст лекции.

1. Священный долг (отдать священный долг) в жизни йогов и йогинь,

донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение).

На прошлой лекции мы разобрали очередной пункт, который определял образ жизни многих поколений людей, которые донесли до нас йогу. Свой образ жизни они не афишировали, мы знаем о нем очень мало. Они были очень скромные люди, поэтому очень много споров и нездоровой спекуляции вокруг них: а как же они жили? И чтобы со своей стороны тоже внести некоторую лепту в разъяснение этого вопроса, мы и затеяли серию этих лекций.

На прошлой лекции мы рассматривали серьезное положение, оно называлось «Отдать священный долг». Мы выяснили, что вопрос продолжения рода не является чем-то оторванным от учения йоги, противоречащим ему, а является неотъемлемой его частью. В любом случае все знания йоги были донесены до нас теми йогами и йогинями, которые очень свято и жестко придерживались этого принципа. И вообще говоря, это даже логично, что другие учения, которые принижали значимость продолжения рода, просто вымерли. Как они вымерли? Кто-то, может быть, практиковал некие учения, но не было условий, чтобы рождалось следующее поколение людей, готовых усвоить идеи этих учений и нести их дальше. Таким образом, многие человеконенавистнические религии и культы выродились и исчезли по вполне естественной причине: они пошли против законов природы. Идти против законов природы – это играть против правил игры, которые ты сам себе придумал. В результате такие философские течения и учения ушли. Поэтому этот пункт «Отдать священный долг» не является каким-то за уши притянутым условием, этот пункт – неотъемлемая часть йоги. Мы достаточно подробно рассматривали этот вопрос на прошлом занятии, и сегодня некоторую часть лекции я, опять же, посвящу этому вопросу – «Отдать священный долг», и затем мы перейдем к следующим вопросам.

Получение тела человека – переломный этап эволюционного развития.

На первых лекциях этого цикла мы рассматривали, что душа, прежде чем получить тело человека, проходит череду жизней в телах животных – от более примитивных к более сложным – до тех пор, пока не рождается в теле человека. Момент получения тела человека – это переломный момент в развитии, качественный скачок. До этого эволюция всё больше нас тащила за волосы посредством голода, страха, законов выживания, законов джунглей, но, начиная с тела человека, законы резко поменялись. И действительно, если в теле животного доминирует та особь, отличающаяся агрессивностью, яростью, решительными свойствами, то, начиная с тела человека, эти законы начинают меняться. Потому происходит качественный скачок, перелом, и на смену кнуту приходит пряник. С момента получения тела человека мы можем сами ускорять и направлять свою эволюцию как угодно быстро. И мы можем сделать такие условия, что понятия кнута в нашей эволюции больше не будет вообще.

Для животного это не применимо. Если не будет кнута или какой-то жесткой необходимости, то животное остановится в своем духовном развитии. Заяц, если всю жизнь убегает от волка и делает это правильно, то волей или неволей он раскрывает свой духовный потенциал или поднимается на более высокую ступень развития. Со временем душа зайца рождается в более совершенном теле и так далее – до тела человека. Начиная с тела человека жесткой необходимости в людоедских правилах игры нет. Но, к сожалению, по привычке (т.к. мы очень долго прожили в телах животных) в нас осталось то, что называется кармическими отпечатками. Они, безусловно, передаются в тела людей.

Зависимость демографической ситуации от уровня развития общества.

Давайте рассмотрим тела примитивных народов в каких-нибудь джунглях, какое-нибудь племя людоедов или охотников за головами. Мы привыкли романтически относиться к индейцам, туземцам. Но не дай Бог нам попасть в их лапы, чтобы с нас сняли скальп или поджарили живьем, а потом съели. Т.е. все эти мифы хороши, когда мы читаем книги об эти древних племенах. Как только цивилизованный человек с ними сталкивался, ничего хорошего из этого не получается. Это всегда заканчивалось войной и истреблением примитивных форм. Потому что выхода не было. Можно относиться к этому по-разному. Кто-то считает большим преступлением, что перебили в Амазонке всех диких людей – людоедов. Но это вопрос чисто философский, когда ты сидишь в Москве. Но когда ты с ними бок о бок каждый день, и они могут украсть твоего ребенка и просто съесть, то здесь философия уходит на второй план и рука тянется к дубинке, чтобы отогнать неприятеля. Поэтому не все так просто. Так вот, почему эти люди имеют тела, в общем-то, схожие с нашими. Я сейчас не буду вдаваться в эволюционные подробности, потому что это большая тайна природы. Но вывод следующий: тела-то людей, а вот души в них еще очень недалеко ушли от уровня жизни животных, поэтому их мотивации и инстинкты еще со времен жизни в телах животных. Соответственно все, что касается отдачи священного долга, у таких людей происходит практически как у животных: по принципу «плодитесь и размножайтесь». И действительно в примитивных обществах вопрос демографии никогда не стоял, не стоит и никогда стоять не будет. Все примитивные общества мер контрацепции не принимают, рождаемость, как Бог на душу положит, так и будет. Потому что условия жизни очень суровые и надо брать количеством: чем больше детенышей нарожаешь, тем больше вероятность, что хоть один из них доживет. И очень хитро на это отреагировала природа. Она совместила две способности в одну: способность наслаждаться сексуальной энергией и способность к продолжению рода. Сексуальность и продолжение рода жестко переплетены в единый посыл и нет проблемы демографии, потому что секс очень жестко требует своего, а каждое занятие сексом – это вероятность рождения на свет очередного человека.

А дальше начинаются очень интересные моменты, на которые современное человечество смотрит, открыв рот. Но эти проблемы уже были отработаны много тысячелетий назад. Имеется в виду, что чем более человек культурный, тем больше падает рождаемость. И действительно, если вы сейчас посмотрите на страны Европы, там жизнь замечательная: действительно, плодись и размножайся: для этого там есть множество льгот, социальных пособий и т.д., но рождаемость в этих странах падает. В то же самое время в Африке, где жизни совершенно нет никакой, где свирепствуют болезни, где фактически голод, рождаемость только растет. И это вызывает опасение, что пройдет какое-то n-ное количество лет и, как утверждают не совсем далекие люди, дикари расплодятся и вытеснят более цивилизованные народы. Это немножко попахивает фашизмом, но такое опасение есть, что более примитивные вытесняют более организованных. Еще раз: этой идее много тысячелетий.

Самое смешное, что в области йоги эта ситуация неоднократно наблюдалась на протяжении нескольких тысячелетий и там к ней даны вполне конкретные комментарии. Есть очень серьезный закон: по мере того, как душа развивается, приобретает внутренний опыт и становится все более утонченной или все больше раскрывает свой потенциал (т.е. человек становится все более образованным, интеллектуальным и т.д.), она все меньше склонна к неконтролируемому размножению. Именно этим и объясняется тот факт, что рост численности населения по мере его духовного развития стабилизируется и до известной степени замедляется. О чем это говорит? Это говорит о том, что через несколько поколений в Африке и в других подобных странах, я надеюсь, начнут рождаться более духовно развитые души, чем те, которые сейчас рождаются бесконтрольно. И тогда проблема демографии сама по себе исчезнет. Не будет того, что в одно прекрасное утро каждый второй человек станет индусом. Индия, кстати, в этом отношении впереди планеты всей. Это связано именно с тем, что есть закон: по мере духовного развития человечество начинает осознавать, что бесконтрольное рождение это нехорошо.

Но, как и любая тенденция, она доходит до крайности: в цивилизованной жизни люди вообще отказываются заниматься продолжением рода. И это бич развитых стран. Это другой перекос. Но на самом деле, природа умеет с этими перекосами справляться достаточно естественно и красиво, если в игру не вступает идеология, если в игру не вступают учения (философские, религиозные или какие-либо еще), когда добавляются еще идеи неправильные – тогда действительно может наступить крах. Собственно говоря, на протяжении истории человечества он уже несколько раз происходил, в том числе и в Индии, когда у необразованных людей рождается много детей, у образованных, высокоразвитых духовно – все меньше и меньше, у занимающихся духовной практикой еще меньше, потому что они очень ответственно подходят к продолжению рода. Но иногда случаются дополнительные перекосы: возникают философские течения, которые призывают вообще отказаться от деторождения. И самое обидное, что эти идеи подхватываются не среди обычного населения – обычное население не слышит – а среди высокоразвитых, высокодуховных людей. Они прислушиваются к этим доводам: «Мол, ты все брось, уйди в монастырь, в ашрам, перестань заниматься своими делами. Если бизнес у тебя, значит, брось бизнес, все это суета. Иди, медитируй. Хочешь детишек нарожать? – нечего их рожать, занимайся спасением своей собственной души». Эта полуправда – самый страшный яд, он уже неоднократно губил Индию. Сейчас, по всей видимости, настало время для западных людей.

Учения, выступающие против детей – нежизнеспособны.

Сами по себе философские системы, в которых призывают к этому безумию, вырождаются и исчезают. И действительно, если Учитель учил своих учеников такой философской системе, они не подготовили свое следующее рождение, то в следующем рождении они родятся у самых низших представителей рода людского. Там будет не до философии, и они не смогут просто сделать преемственность учения. Это все прекрасно понимали в среде йогов и йогинь. Если вы не заботитесь о продолжении линии рождаемости, то вам негде будет родиться и, соответственно, вы родитесь в тех условиях, где не будет возможности ничего делать, в том числе и поддерживать знания йоги, и в результате йога выродится.

По этой причине «отдать священный долг» – это не просто прихоть, это технология пути. Я специально на механистическом аспекте так заостряю внимание. Западный человек прислушивается к доводам разума. Ему не интересно, что дети – хорошие, что дети приносят счастье в жизнь. Он больше прислушивается к тому, как можно разбудить Кундалини и третьим глазом смотреть. Если вы завтра начнете пропагандировать эти идеи, у вас будет множество последователей отсюда и до Красной площади. Это не значит, что нельзя поднимать энергию Кундалини и пользоваться третьим глазом. Да ради Бога, только это игры в течение одной жизни. А в следующей жизни вы родитесь в таком медвежьем углу, где и слова «йога» знать не будут. Поэтому здесь, если не действуют на нас доводы эмоциональные, то пусть подействуют доводы разума. Еще раз и еще раз, моя любимая фраза: «Рождаться, где будем, среди папуасов?»

Тема продолжения рода священна еще и по другой причине. Есть два варианта: либо вы сами воспользуетесь возможностью последующего рождения, либо вы дадите такую возможность своим предкам. У вас есть мама и папа, если они занимаются йогой – хорошо, а если не занимаются? Соответственно, они будут умирать и рождаться много раз. Так хотя бы позаботьтесь о своих родных и близких, дайте им шанс.

Я часто встречаю людей смелых, самонадеянных, мне нравится их подход: «Я эту жизнь проживу, просветлюсь» – Хорошо, просветляйся, только позаботься о тех людях, которые сделали твое просветление возможным, в первую очередь о своих родителях: не будь родителей, ни о какой йоге и речи бы не шло. Поэтому все философские идеи, как бы красиво они ни звучали – вторичны. Если бы у вас не было тела человека с развитым разумом, вы бы просто не смогли воспользоваться никакими философскими трактатами – думать нечем было бы. Еще раз: эта опасность не такая «слюнявая», как может показаться. Я вас уверяю, как только вы попадете в религиозное или полурелигиозное йогическое сообщество, где очень жесткая иерархия, с очень жесткими ценностями, вы превратитесь в винтик и вас понесет, куда не надо. Поэтому йога всегда призывает иметь свою голову.

Взаимосвязь духовного уровня человека с уровнем развития его разума.

Сейчас проводят демографические исследования: рост численности населения растет чуть ли не по экспоненте, а потому резко стабилизируется, что мы и видим  сейчас в Европе. Зачем рожать десятерых детей как в Африке, а потом о них не заботиться: кто выживет, тот выживет, законы джунглей? Конечно, если мы дарим жизнь кому-то, то мы должны позаботиться о том, чтобы были все условия для нормальной жизни, для образования, для развития, то в том числе и для занятия йогой, потому что «нет высшего счастья, чем родиться в семье йога или йогини», просто нет.  Все остальное блекнет в сравнении с этим.

Что же случается, если этот принцип не соблюдается, если наблюдается неконтролируемый рост населения, т.е. растет количество неразвитых душ в телах людей? Как правило, это приводит к страшным войнам, в результате которых люди начинают умнеть, это как кнут. Страшно об этом говорить, но даже в нашей стране то одна война, то другая, то революция – народу столько положили. То же самое касается и Европы, тоже им не сиделось: Первую Мировую начали, Вторую Мировую начали, сейчас бы и третью начали. Но, обратите внимание, после всех этих войн среднестатистический европеец стал более миролюбивый. Французы вот сразу после Первой Мировой войны стали миролюбивыми – они даже во Второй Мировой войне участвовать не стали, просто сдались немцам и все. Это происходит потому, что по мере того, как у человека растет его духовное самоосознание, развивается и его разум. И такой человек начинает быть все более миролюбивым. Если же в народе, нет этого миролюбия, или миролюбие, может быть, и есть, но нет ответственности за жизнь, то, как правило, такие народы сталкивают лбами. И я боюсь, что как бы в Африке не началась какая-нибудь очередная война, которая заставит людей поумнеть. Это очень страшные слова, не дай Бог это случится, это будет Третья Мировая война, но только где-то там.

Природа в этом отношении сурова. Она дала нам тела людей, и в телах людей помимо кнута появился и пряник. Но если люди не пользуются пряником, т.е. они пренебрегают своим духовным ростом, они пренебрегают тем, чтобы становиться более осознанными, более ответственными за свою жизнь, тут же по полной программе включаются механизмы, которые действовали для больших групп животных. Вот у биологов иногда наблюдается, что массово начинают плодиться какие-нибудь виды. Плодятся, плодятся, плодятся, а потом какой-нибудь катаклизм – и все стабилизируется. Т.е. это тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Но наша-то проблема – в другом, наша проблема в том, что по мере духовного развития склонность продолжать род падает и иногда она доходит до своей чудовищной крайности, когда может обрываться вся цивилизация. И все бы ничего, но, к сожалению, некие философские учения, как провокаторы: они настолько сильно усиливают эти явления, что действительно перестают рождаться люди. Фактически все уходят в монастыри, бросают дела: «Зачем бизнес? Зачем к власти стремиться? – Сам спасусь и всё». Это бегство. Да, он удрал в монастырь, да, он практиковал всю жизнь, но все равно карма не позволила в этой же жизни достичь высшего состояния. Значит, придется родиться еще раз, а где? А вот, что после себя оставил, там и родишься. А раз ничего после себя не оставил, ну и давай рождайся в первой попавшейся семье.

Закрытые школы йоги.

И еще несколько моментов. Если бы принципа «отдать священный долг» не было, если бы он жестко не соблюдался среди йогов и йогинь, которые донесли до нас это учение, мы бы с вами сейчас о йоге бы не разговаривали. Вся йога, дошедшая до нас, прошла именно через группы людей, которые соблюдали этот принцип. Они как ядро внутри себя несли эти йоги, потом время от времени от них отпочковывались какие-то философские течения, которые где-то и назывались йогой, но не были йогой в чистом виде. До недавнего времени ходили мистические байки о том, что есть закрытые школы йоги. Закрытые школы йоги – это те школы йоги, куда бы вы никогда не попали. Они несли знания, а так как знание исчезало, они очень бережно и ревностно относились к каждому продолжателю, к тому, кто понесет это знание. Отсюда и родились все многочисленные, на ухо передаваемые мифы, о закрытых орденах, о таинственных школах йоги, где каждый йог обладал сверхспособностями, но найти эти школы и обучаться в них невозможно. Да, все это так. Но это было сделано не столько для секретности, сколько для того, чтобы даже эти крупицы знаний не исчезли. Наша же школа йоги традиции Анандасвами, безусловно, имеет в своей истории такие школы йоги. Но у нас открытая йога, поэтому все, что мы имеем, мы выкладываем в Интернет: «Берите, кто сколько может».

Подобные мифы внушали священный трепет и уважение. Но внутри этих традиций была так называемая преемственность. Древнее знание передавалось из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. Преемственность знания осуществлялась не по генетическому признаку: с точки зрения генетики йоги и йогинь были среднестатистическими людьми. Разве только за счет долгих занятий йогой и за счет отказа от вредных привычек, они действительно отточили свои тела, свой разум. И родиться в такой семье считалось величайшим счастьем. Любой мог войти в сообщество йогов и йогинь – оно не было национальным или сектантским образованием. Это были объединения, служащие исключительно одной цели: сохранению знания.

Иногда возникает вопрос: «Ну, как же так? В это же самое время в этой же Индии и других странах Востока образы жизни были абсолютно разные». Да, действительно, это так. Людей, которые знали йогу, обладали этим древним знанием, было меньше процента, но как ни странно, эти группы, явно или неявно как силовыми магнитными полями, определяли и направляли развитие, в том числе и философской, мысли. Они не давали развиться человеконенавистническим перекосам, вовремя направляли общество туда, куда надо. Если вы будете серьезно изучать религиозные или философские взгляды, которые были в Индии на протяжении всей истории, то вы сможете проследить следующую вещь: любое философское течение в йоге начинает развиваться, потом начинается крен, потом каким-то очень изящным образом этот крен выпрямляется, начинается крен в другую сторону, опять выпрямляется и т.д. И наблюдается это еще с ведических времен. Это говорит о том, что всегда были группы людей, которые чувствовали, что развитие не туда пошло…

Итак, мы переходим к следующему пункту в нашей схеме. Вы помните, он назывался: «Что делать?»

2. «Что делать?» в образе жизни йогов и йогинь,

донесших до нас высочайшее знание йоги.

Понимание образа жизни древних йогов и йогинь позволяет применять их учение в сегодняшней жизни.

Если мы понимаем образ жизни тех людей – мы понимаем их учение, а если мы понимаем их учение – мы сами можем его усвоить. Это не значит, что мы должны копировать образ жизни йогов и йогинь древности. Нет. Но мы должны разобраться во всех могущественных способностях, которыми они обладали, чтобы иметь возможность самим воспользоваться. И это логично. Если мы не будем понимать той культурной среды, тех основных факторов, мы никогда не разберемся в неких практиках. Например, в описании практики по йоге дается два-три предложения. Она становится понятной, если ты знаешь, как эти люди жили. Она из контекста понятна. А если пытаться просто переводить с санскрита (а там может быть пятьдесят разных значений одного и того же слова), то методом перебора можно пятьдесят разных текстов написать. Совершенно разные переводы получаются. Причем иногда это до анекдотов доходит. У меня (Вадима Запорожцева) был один старинный текст, и я собирал варианты его перевода. У меня их было за десяток. Один и тот же текст по йоге, разные переводчики по-разному переводили. Кто-то с английского на русский, кто-то с санскрита на английский, кто-то еще как-то. А потом мне попался один экземпляр, после которого я перестал собирать варианты перевода. Это был компьютерный перевод, где они перепутали все, что только можно было перепутать. В общем, я понял, что это дело более чем бесперспективное, пытаться донести до людей практики йоги, не зная среды, не зная образа жизни. Их просто не понимают, доводят до абсурда, начинают действительно с помощью компьютерного переводчика переводить.

Преврати жизнь в йогу, а йогу – в жизнь.

Так вот: «Что делать?» Ответ на этот вопрос –  «Что делать?» – целиком и полностью попадал под второй пункт: не растрачивать жизнь по мелочам. Мы все с вами родились, мы как-то живем, мы что-то знаем, чего-то не знаем. Конечно же, если мы будем десять лет изучать различные философские течения, учения, йогу, мы узнаем больше. Но сейчас мы знаем ровно то, что мы знаем: ни больше, ни меньше. Поэтому постоянное ощущение того, что мы что-то знаем, чего-то не знаем, будет нас преследовать до самого момента просветления. Только после просветления мы осознаем, что мы знаем то знание, знанием которого постигаются все остальные знания. Иногда просят по-умному определить, что же такое “состояние просветления”. Просветление – это обладание тем знанием, с помощью которого достигаются все остальные знания. Но это нас только ждет только в тот момент, когда мы достигнем просветления, а до этого мы вечно будем чего-нибудь не знать. Мы будем вечно чего-то не уметь, нам будет вечно чего-то не хватать: может быть, каких-то материальных вещей, или каких-то вещей духовных, или каких-то знаний, или чего угодно. Т.е. мы пребываем в состоянии вечного несовершенства до самого момента просветления. И мы с вами, как обычные люди, всегда чего-то ждем. Мы ждем: «Вот когда я поумнею, вот тогда начну что-то делать. Вот когда разбогатею, тогда да». Некоторые говорят: «Вот я университет сейчас закончу, потом начну йогой заниматься». И этих отговорок может быть сколько угодно.

Там призывалось: не теряй ни секунды. Если ты что-то знаешь – практикуй то, что знаешь. Не жди, пока небеса разверзнуться и сам Абсолют начнет тебе что-то показывать. Практикуй в том объеме, в котором уже можешь практиковать. Не теряй время понапрасну. Время жизни – это невосполнимый ресурс. И если ты ждешь, то ничего ты не дождешься. Поэтому йоги и йогини древности не теряли время понапрасну, они использовали каждый момент времени для практики: будь то напряженная работа, или будь то бесшабашный отдых, будь то занятие сексом или зарабатывание на кусок хлеба, будь то творческие посылы в области искусства, либо какая-нибудь совершенная рутина или что-то такое неинтересное.

РИС. 1. Йога нон-стоп.

1)

2)

Ответ на вопрос «Что делать?» был следующий: преврати жизнь в йогу, а йогу в жизнь. Т.е. любое занятие, любая секунда человеческой жизни может быть превращена в йогу. Ведь это же иллюзия, что йога сводится только к физическим упражнениям. Нет, конечно, йога сводится и к ментальным упражнениям. Йога сводится и к каким-то другим моментам. Например, к выработке определенных качеств характера, каких-то способностей и т.д. Даже отдых может быть йогой – не все же время работать, отдых – это такая же часть работы, как собственно работа, и делать ее мы должны по-йоговски, т.е. отдыхать так, чтобы «чертям в аду тошно стало» от нашего веселья. Я шучу, конечно. Но если отдыхать – так отдыхать, если работать – так работать.

Речь идет о том, чтобы использовать любую возможность для своего духовного саморазвития. На первый взгляд интересная, но тривиальная мысль. С другой же стороны: а) ее очень тяжело осуществить, б) мы иногда не знаем, как использовать то или иное наше времяпрепровождение, занятие для духовного саморазвития. Но еще раз, такой момент, когда мы будем знать все, наступит только лишь в момент просветления. А сейчас нужно делать то, что в состоянии делать, и не ждать того, когда будут все благоприятные условия для чего-либо. Благоприятных условий у нас не будет никогда. То, что есть сейчас, то и останется до самого просветления. Если не можем воспользоваться прямо сейчас, нет никакой гарантии, что воспользуемся завтра, послезавтра, через год. С другой же стороны, нужна разумная осторожность – не нужно опережать события. Нужна некая золотая середина.

Но обычно люди в большей массе своей теряются на том, что они ничего не делают и чего-то ждут. В среде йогов и йогинь это считалось неразумно, зачем прожигать жизнь? Кому это надо? Идут процессы, в том числе и процессы старения. Если вы молодые и сильные вас может заинтересовать Тантра Йога. Когда вам перевалит много за восемьдесят, уже былой удали вы от себя вряд ли дождетесь. Т.е. все хорошо в своем месте и в свое время. Но, с другой стороны, и заниматься сексом с кем ни попадя – это нарушать второй принцип йоги – принцип брахмачарьи, растрачиваться по мелочам. Иногда политику называют наукой возможного. Точно также и йога – это наука возможного, а не каких-то эфемерных, идеалистических моментов, которые «где-то там». Знаете, как обычно: «Вот где-то там, высоко в горах есть ашрам, где есть все условия для практики, а у нас нет никаких условий и вообще нет ничего, поэтому я буду ждать». Как говорится: «Человек ждет и Вселенная ждет».

Поэтому один из самых первых ответов на этот вопрос «Что делать?» заключается в следующем: не ждать ни секунды. И правда, а чего ждать? Ждать пока мы умрем, и нас похоронят? А мы опять родимся в новом теле, и опять будем ждать, и опять умрем, и опять родимся, опять умрем, опять родимся, это называется – бег по кругу. Ждать нечего, абсолютно нечего. Поэтому, надо не терять, как говорили йоги и йогини, ни секунды жизни для того, чтобы практиковать, практиковать тогда и то, что возможно практиковать.

Еще раз: более благоприятных условий не будет никогда. Человек существо эфемерное, человек никогда не живет настоящим. Человек всегда живет либо прошлым, либо будущим, либо он строит планы, как он сейчас на Рублевке построит трехэтажный дворец для медитации, и будет наверху созерцать все красоты и ему просветление откроется. Поэтому он говорит: «Не-не, сейчас медитировать не буду, буду заниматься бизнесом, деньжат заработаю, чтобы дворец повыше построить». И вот он построил дворец, садится, а медитировать не может, потому что другие какие-то проблемы возникают. И это будет вечно. Поэтому надо использовать то, что есть сейчас, сегодня.

Вы ждете – и Вселенная ждет. Вы делаете шаг вперед – и Вселенная делает тысячу шагов вам на встречу.

Очень часто сталкиваюсь с тем, что приходит ко мне очередной умник и начинает с видом гуру, с видом эксперта заявлять, что: «Не-не, пранаямой нельзя заниматься: место не то, воздух не тот. Какая в Москве пранаяма?» Я с ним полностью согласен, место действительно грязное. Только откуда вы знаете свою карму? С чего вы решили, что заслуживаете лучшего? В прошлой жизни отравлял природу, а в этой – нюхай. С другой стороны, я знаю множество примеров, когда даже в самых неблагоприятных условиях люди практиковали. У меня был ученик, который жил в очень неблагоприятном районе Москвы, где без противогаза-то ходить нельзя. Но он ведь нашел там какой-то пустырь заросший и прекрасно практиковал пранаяму – что называется, обрати поражения в победы. Хотя, конечно же, чтобы усиливать пранаяму, необходим чистый воздух, иначе возможны побочные эффекты. Точно такие же слова я слышу про еду: «Ой, какая еда здесь плохая. Да разве здесь можно стать йогом, если мы едим такую еду?» Ну конечно, еда у нас плохая, но говорят, что в Америке еще хуже, т.е. всегда есть уровень, с которым можно сравнить.

С другой стороны, занимаясь йогой, вы на вторую чашу весов кладете свои усилия. Плохая еда, плохой воздух и т.п. берут от вас свое, а вы все ждете, когда наступят условия, чтобы этого не было. Но такие условия никогда не наступят: вы ждете, и Вселенная ждет, вы идете вперед, и Вселенная бежит вам на встречу и расстилает вам ковровое покрытие. По-другому не бывает. И это не просто красивая байка, а это вытекает из аксиоматических положений в йоге о свободе воли: никогда и ничто не будет вам навязывать те условия жизни и правила игры, которые вы сами не будете волеизъявлять и претворять в жизнь. Сами будете строить свою жизнь – все под вас подстроится, не будете ничего делать – и делаться ничего не будет. И в своей крайности этот принцип подразумевает: хочешь просветления – создай просветление.

РИС. 2. Что делать?


А собственно, что практиковать?

Задача – переоткрыть практики йоги.

Идем дальше. Мы рассмотрели вопрос «Что делать?» – не терять ни секунды, а практиковать, практиковать и практиковать. Но тут появляется следующий вопрос: а собственно, что практиковать?

С этим вопросом все гораздо сложнее, потому что те практики, которые раньше легко понимались и естественно усваивались, они сейчас все более трудно понимаются. Это происходит, во-первых, потому, что йога исчезает. Кто вам скажет обратное, пусть плюнет мне в лицо. Я иногда слышу, что йога наоборот развивается, что ее становится все больше и больше. Друзья, то, что развивается и того, чего становится все больше и больше, в общем-то, не есть йога, это что-то другое. Йога исчезает, поэтому многие знания до нас просто не дошли, некоторые практики кармически исчезли, некоторым дали потеряться, потому что они опережали свое время. Ситуация такая, как если бы две тысячи лет назад был завод, который производил бы автоматы Калашникова. Потом этот завод развалился, и осталась часть завода, которая производит автоматы Калашникова. Но и ее тоже разваливают, потому что если очень сильные техники попадают в руки людей еще не достаточно ответственных, то это, как ручная граната в руках обезьяны: куда она ее кинет, как применит – одной карме известно.

Многие практики исчезают и исчезли, некоторые дошли до нас в искаженной форме и их практически невозможно понять. Но некоторые дошли до нас в более-менее хорошей форме. И уже другая трудность появилась – у нас образ жизни изменился. Тот образ жизни, допустим, предполагал, что вы живете и спите под своим деревом Баньян, питаетесь плодами из джунглей, и сама атмосфера способствует вашей практике. А мы сейчас живем в многоэтажных клетушках. В общем, условия жизни поменялись, а в йоговских практиках важны самые разные нюансы, иногда совершенно неочевидные. И начинается сбой. Я всегда рекомендую: «Друзья, никогда не начинайте изучать пранаяму дома, только на улице, какая бы погода ни была. Не получите вы эффекта. Точнее, вы получите одышку и кучу всякого рода расстройств». Здесь есть одно исключение: если вы практикуете под руководством преподавателя в каком-нибудь зале. Поэтому изучайте пранаяму на балконе, на улице, на пустыре – где угодно, только не дома. Условия жизни поменялись, и это накладывает некоторый отпечаток и на практики.

И здесь вступает в силу известный принцип йоги: «Йоге нельзя научить, но можно научиться» и наша задача – это переоткрыть йогу. Даже если в самой умной книге расписано то или иное упражнение йоги вплоть до мелочей, то это ни о чем не говорит. Вы должны сами переоткрыть ту или иную практику, понять ее на своей собственной шкуре. В древности только так и поступали. Потом учение стало очень быстро исчезать и просто не было времени жизни, чтобы вновь переоткрывать практики, их передавали так: «как услышал, так и передал». В результате накапливались ошибки. Иногда эти ошибки становились критическими, и практика переставала работать. И это тоже серьезная проблема, но к счастью для нас все-таки какие-то крохи знания сохранились. Очень мало их, они очень трудно понимаемые, и даже то, что сохранилось – искажается. Но все-таки хоть что-то есть.

Собственно говоря, почему существует Культурный Центр «Просветление» (www.yogacenter.ru)? Почему мы сейчас создали Открытый Йога Университет в Москве (www.openyoga.ru)? Только по одной причине: что называется: сами «на халяву» получили эти знания, а теперь всем «на халяву» раздаем. Иначе даже эти крупицы знания исчезнут.

Так вот, мы бы и рады практиковать каждый день, но не знаем как. Но на самом деле, серьезное внутренне намерение переоткрыть йогу отчасти компенсирует отсутствие знаний. Ведь когда-то же эти знания были открыты. Ведь когда-то же мудрецы, точно так же прислушиваясь к себе, отрыли их. Кто мешает нам повторить их опыт? Никто. Более того, сами мудрецы призывают нас именно так и поступать, а не слепо копировать. Но как вы понимаете, на это уходит очень много времени. Гораздо легче у кого-то научиться, гораздо легче воспользоваться наработками, чем с нуля придумывать.

Представьте, что вас на необитаемый остров забросили и сказали: «А ну-ка, давай-ка высшую математику изобретай». И вы начинаете с «дважды два четыре», «пятью пять двадцать пять» и постепенно доходите до интегрально-дифференциального исчисления и других разделов высшей математики – до самых высот. Но на это у вас уйдет, как вы понимаете, не одна жизнь. Поэтому для нас особо ценны эти древние знания.

Не терять ни секунды – постоянно заниматься самообразованием.

Так вот на вопрос: «Что делать?» опять же дается следующий ответ: постоянно заниматься самообразованием, не останавливаться ни на секунду, т.е. постоянно, постоянно учиться. Кстати, в «Йога-Сутрах» Патанджали этот принцип прописан как один из самых существенных. Я вот сижу перед вами, умничаю, а ведь я сам учусь постоянно. Меня больше всего удивляют мои ученики, которые перестают учиться, когда начинают сами преподавать. Я всегда говорю: «Друзья, вы что? Я-то знаю йогу на тройку, мои Учителя знают на четверку, на пятерку знает только Шива, а вы на что знаете? И вы перестали учиться?» Процесс получения новых знаний должен быть постоянным. Мы должны расширять свой кругозор, должны изучать сохранившиеся знания и всегда их применять.

И еще несколько слов по вопросу «Что делать?» Иногда меня спрашивают о том, сколько на свете существует видов йоги. Мы знаем Хатха Йогу, Крия Йогу, Пранаяма Йогу, Мантра Йогу, кто-то знает более экзотичные йоги: Бхакти Йогу, Джнана Йогу, Раджа Йогу, кто-то знает еще более тонкие йоги: Йогу Союза, Тантра Йогу, Йогу Влюбленности, Ньяса Йогу и т.д. Но, строго говоря, сколько есть проявлений человека, столько существует и видов йоги. Т.е. грубо говоря, на каждую способность, на каждый орган чувств, на каждый орган действия, на каждую неотъемлемую часть нашей жизни, как ни странно, существовала йога. Безусловно, не все они дошли до нашего времени. Но т.к. в первую очередь проблемы связаны с телом, в первую очередь сохранилась, конечно же, Хатха Йога, более тонкие йоги уже требовали наличие развитого разума и т.п. Во всяком случае, на Западе под словом «йога» всегда подразумевается Хатха Йога – «когда кто-то на голове стоит». Меня иногда спрашивают: «Вы чем занимаетесь?» – «Я йогу преподаю». «А… стойка на голове, да-да…» (ну хорошо еще, что не на гвоздях). Еще спрашивают: «А чалма где?» – «Да, знаете ли, я такой современный…» – «Ну-ну, смотри, без чалмы не смотришься». Так вот, сколько проявлений человека, столько же и йог. Поэтому, если у вас не идет какая-то одна йога, вы можете компенсировать ее другой. Если и другая не получается, то третьей и т.д. Но вообще выпасть из поля йоги вы не можете, даже если вы на пороге смерти. Вот всё, вам осталось несколько секунд до смерти,  но даже здесь есть йоги – Йога Умирания, Йога Сознательного Умирания, так называемая Йога Переноса Сознания. Йога в этом смысле учение очень практичное. Ничего не осталось не охваченным. Но как вы понимаете, это уже высший пилотаж и эти йоги плохо сохранились или практически не сохранились.

Отношение к сексу  – никаких крайностей.

На Западе очень интересны и любопытны с точки зрения йоги все разделы, касающиеся секса. Запад еще переживает период юношества, поэтому все, что связано с запретным плодом, особенно сладко, особенно заманчиво. Существует нездоровый интерес к разделам Тантра Йоги и т.п., в результате и перекосов там больше всего.

Вообще говоря, отношение к сексу – это пробный камень любой философской системы. По отношению к сексу можно понять, чего стоит философская система. Вопросы секса в хорошем смысле – страшные вопросы, не отвечать на них нельзя. Попытка игнорировать их приводит к тому, что, скорее, игнорируются сами философские системы. Все философские системы, которые дожили до сегодняшнего дня, это те системы, которые худо-бедно научились сосуществовать с вопросами секса. Все философские течения, которые пытались наложить запрет, табу на секс или как-то жестко его регламентировать, просто вымерли. Поэтому этот вопрос очень серьезный.

С другой же стороны, обратите внимание, все философские системы за редким исключением крайне насторожено и относятся к сексу, скорее, негативно, чем позитивно. И опять же, сейчас на Западе такие гневные петиции: «Вот, мол, это мракобесы средневековые. Они привыкли нас зажимать и в страхе держать, они контролируют секс, они контролируют нашу жизнь». Начинаются обвинения, которые мне напоминают бунт подростка против своих родителей. Но ведь эти философские течения, учения, религии, они ведь тоже не вчера на свет появились, и если они так избегали вопросов секса, то для этого тоже были серьезные основания.

Вопрос секса также самым тщательным образом рассматривается в разрезе пункта нашего рассмотрения «Что делать?» Нас призывают и эту часть жизни превратить в практику йоги. В йоге в отличие от многих других философских течений нет запрета или табу на секс. В йоге нет и вседозволенности Запада. Посмотрите на эпоху хиппи, «детей цветов»: «Лучше заниматься любовью, чем воевать. Ура-ура, сейчас будет все хорошо». Йога лишена двух этих крайностей. С одной стороны, она соглашается, что когда система зажимает людей в сексуальном плане, она косвенно плодит маньяков. Если подавлять творческую способность (а секс является одной из самых сильных творческих способностей), то она начинает идти обходными путями, начинает проявляться в извращенных формах. Йога также далека и от таких взглядов: «Друзья, плодитесь и размножайтесь как кролики. На каждом углу занимайтесь сексом – где и с кем ни попадя».

В известном смысле древние религии и философские учения правы. Если вы начнете растрачивать свой сексуальный потенциал, не задумываясь, с кем попало и где попало, то очень быстро вы почувствуете внутри себя духовную опустошенность, и не будет внутреннего стержня, той энергии, которая помогала бы вам развиваться духовно. Поэтому обе крайности отпадают в йоге полностью: как ханжеское отношение к сексу – «ни-ни», так и вседозволенность, которая одно время Запад захлестнула.

Друзья, если вы начнете заниматься неконтролируемым сексом, где попало, с кем попало, как попало, вы очень быстро начнете ощущать в себе духовное опустошение. Поэтому как бы ни воевали с ортодоксальными религиями и учениями, известная доля правды в их запрете и табуизировании секса была. Мы не умеем пользоваться сексуальной энергией. Можно привести такое сравнение: человек долго голодал, потом пошел на работу, заплатили ему кучу денег, а он тут же пропил – и опять страдает, голодает. Точно так же и в сексе: какой-то потенциал нам дается природой, мы его раз – и растратили, и опять плохо себя чувствуем.

Почему из многих методов йоги я остановился именно на этом, ведь есть же другие йоги, есть Нада Йога для композиторов, есть другие интересные йоги? Да потому что вопрос секса тесно связан с практикой и образом жизни йогов и йогинь. Именно по этой причине я и остановился на этом вопросе. Йога не разделяет ханжескую мораль, где секс – это закрытая зона и вообще лучше его не касаться, не говорить о нем и подальше от него держаться, а лучше вообще не заниматься сексом. Нет, такого в йоге вы не найдете. В йоге наоборот обратный призыв: если у вас есть сексуальный потенциал, вы должны уметь им пользоваться. Вы должны уметь себя контролировать в этом вопросе, вы должны быть в хорошем смысле слова культурным человеком. Т.е. не примитивным дикобразом, а уже понимать весь потенциал, заложенный в сексе. С другой стороны, вы должны очень четко понимать, что если вы начнете этот потенциал неконтролируемо тратить, где попало, с кем попало, вы очень быстро начнете ощущать духовное опустошение. Это две крайности, от которых далека йога и в частности Тантра Йога. Поэтому когда в очередной раз вам под видом йоги какие-то маргинальные учения хотят преподнести, знайте, эти вещи не имеют отношения ни к йоге вообще, ни к Тантра Йоге в частности, это уже что-то другое.

Секс – возможность отдачи священного долга.

И теперь мы вернемся к нашей основной теме об образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас древнее знание. Вы помните, что секс – это возможность для отдачи священного долга, для продолжения рода, и называется это все Йогой Союза или Йогой Секса. Но термин «секс» мы не употребляем, потому что, как только где-то в Интернете, в рекламе звучит слово «секс», на другой день приходят целые толпы каких-то отморозков, и как их отвадить, ума не приложу. Поэтому это все называется Йогой Союза, и имеется в виду – сексуального союза.

Так вот одно из положений следующее: до тех пор, пока мы живем в телах животных или живем уже в телах людей, но еще очень примитивны по своему духовному развитию, понятие продолжение рода и понятие наслаждения от секса для нас сливается в единое целое. Благодаря этому мы не вымерли. На самом деле это две разные энергии, хотя и очень схожие, импульс один и тот же идет. Но это две разные вещи. Начиная с Йоги Союза, мы должны уметь разделять энергию наслаждения и энергию продолжения рода.

Секс – возможность духовного развития.

Самое скандальное и завораживающее для западных последователей псевдотантры, что вступал в силу закон четырех и пяти. Он гласит, что у мужчины может быть сколь угодное количество партнерш по сексу и у женщины может быть сколь угодное количество партнеров для практики Тантра Йоги и Йоги Союза. Но еще раз я сразу же хочу поставить жесткий акцент: последователи йоги скорее склонны не вступать в сексуальную связь с кем бы то ни было, чем вступать с кем не надо. С одной стороны, для продолжения рода – жена или муж. Мы рассматривали, что жизнь с женой, от которой у нас есть дети, или с мужем приравнивается к аскетизму. А если есть вспышки чувственные и если их надо отрабатывать через йогу, то отрабатывать их можно с партнером или партнершей, которые не являются вашим мужем или женой. Т.е. вы понимаете, насколько эта схема была неприемлема для Запада еще сто пятьдесят – двести лет назад. В Англии, например, в то время была Викторианская эпоха. И тогда это было правильно, потому что, все знание – только для душ или людей достаточно ответственных и высокоразвитых духовно. Не дай Бог эти практики попадут в среду полулюдей – полуживотных. Они на сексе потратятся, они будут чувствовать потом опустошенность, они будут чувствовать духовную деградацию и т.д. – что всегда и случается.

Поэтому отношение к сексу в группах йогов и йогинь было, с одной стороны, предельно трепетным – для продолжения рода, с другой стороны, это была гигантская возможность для духовного саморазвития, с третьей стороны, все очень четко понимали, что неправильное использование сексуальной энергии приводит к духовной деградации, к ощущению опустошенности. И еще жесткий момент, который пронизывал всю идеологию: в среде йогов и йогинь считалось, что нет более чистой, более светлой, более мощной энергии или проявления, чем сексуальная энергия. Если у вас есть хоть малейшее сомнение, что секс – это божественно чистое, что секс – это возможность для души прийти в наш мир, если у вас есть хоть малейшее представление о сексе, как о чем-то грязном, то вам просто не дадут практик из Тантра Йоги. Потому что вы этим отношением начнете усиливать этот негатив и в результате получите еще большую опустошенность, если вы вдруг неконтролируемо что-то потратите. Но это отдельный разговор. Из истории мы знаем, что в древние времена у турецких султанов могло быть сколько угодно жен и подружек, и это как-то нормально воспринималось. Оказывается, в среде йогов и йогинь такого перекоса не было. Муж или жена – это самые близкие люди, это партнеры по аскетизму, а практиковать тантрические методы ты мог с кем угодно. Имеется в виду, если партнер был подходящий, т.е. знал эти практики и не растрачивался по мелочам.

Вот это тоже следует помнить, чтобы не возникало мифов о том, что йоги и йогини древности сексом не занимались и были идолы, из камня отлитые, и все человеческое им было чуждо. Нет, это неправда, они так же вспыхивали, так же влюблялись, вся гамма чувств, присущая нам, была и у них, но с другой стороны, они не склонны были разменивать это по мелочам. И как только начнут древние тексты вменяемо переводить и распространять, вы будете встречать, достаточно много практик. Некоторые из них вас действительно будут удивлять. Например, в одном тексте я читал, что обязанности жены – это найти партнерш для своего мужа, обязанности мужа – найти партнеров для своей жены. И мы не понимаем о чем идет речь – групповуха что ли какая-то? А это просто одно из течений йоги, и таких течений очень много. Мы западные люди не всегда понимаем, что имелось в виду, и мы это воспринимаем либо как грязь, либо как призыв к новой сексуальной революции, к вседозволенности. И то и другое не имеет отношения к йоге.

Ну и, наконец, самое важное. В плане развития человека сексуальный фактор доминирующий. Как только природа чувствует, что мы покушаемся на секс, она начинает очень жестоко нам мстить. Как только человек в угоду той или иной религии, тому или иному философскому течению замахивается на это, идет реакция самая непредсказуемая. Причем, идет реакция по кармическому плану, хитро все сделано. Почему? На первый взгляд – ужасная вещь, а с другой стороны, необходимая вещь, потому что если бы этого не было, то мы бы с вами вымерли. Какой-нибудь бы пришел придурок со своими бредовыми идеями сектантскими и сказал бы: «Всё, никакого секса, все в монастырь, в медитацию”,- мы бы и вымерли с вами. А природа в этом смысле очень жесткая, она этого не потерпит, она развалит эту систему. Но с другой стороны, и быть заложником этих глубинных механизмов, которые идут со времен жизни в телах животных, мы не можем.

Еще раз, не касаясь вопросов секса, мы не можем быть по-настоящему развитыми людьми. Вопросы секса – это одна из самых трудных тем. Сейчас попадаются книги где: «Ребята, это все так просто: бери подружку, тащи в постель, будет вам там третий глаз открываться, по воздуху начнете летать». Если бы это было бы все так просто, то половина бы города Москвы давно бы достигла этих высот, т.к. сексом занимается очень много людей.

Взаимоотношения мужа и жены. Сексуальные партнеры в жизни древних йогов и йогинь.

Вопрос: «Почему с женой нельзя практиковать Йогу Союза?»

Вадим Запорожцев: «Можно. Жена – это как раз тот человек, с которым и надо начинать и который, в общем-то, и является основным. Но вы знаете жену свою в этой жизни. А знаете ли вы свою жену по прошлой жизни? Если вы даже встретитесь на улице, то вы ее не узнаете, а в прошлой жизни клялись ей в вечной любви до самого просветления. Поэтому, вы можете вести самый разный образ жизни. У вас может и не быть жены. Йога не призывает всех: делай как я. Здесь имеется в виду, что жена – это в первую очередь твой товарищ по аскетизму, это самый близкий твой человек, этот тот человек, который видит тебя со всех сторон: и когда у тебя взлеты, и когда у тебя падения, и когда ты на пике, и когда ты совершенно упал вниз. И поэтому практики с женой более глубокие, они, скорее, попадают под раздел аскетизма.

В то же самое время, у тебя перед ними долг перед твоими женами в прошлых жизнях – ты каждой клялся в вечной любви, и теперь надо отдавать, ведь за язык никто вас не тянул. И там практики с такими партнершами построены на другой основе. Эти практики – экстатические. Эти практики строятся таким образом, чтобы скрыть все недостатки партнеров и максимально проявить все их положительные стороны. По этой причине, как правило, люди и заводят себе любовников и любовниц, ведь долго жить вместе, «тереться» тяжело. А так люди встречаются, когда хотят, срывают цветы наслаждения друг от друга, видят друг друга, если хотят, когда не хотят – не видят. И все думают, что так и должно быть в жизни. Но нет, в жизни все по-другому. По этой причине йог или йогиня, если у них были жена или муж, они, конечно же, практиковали с мужем или женой. Но имеется в виду, что были практики такие, где подразумевались непривычные, жестко оговоренные отношения между мужчиной и женщиной. иногда древние тексты пытаются интерпретировать таким образом, что подобного не было. Но это было, и поэтому я не могу умалчивать об этих вопросах».

Вопрос: «Йоги и йогини выбирали мужем или женой одного человека на всю жизнь?»

Вадим Запорожцев: «Нет, точно так же, как и мы с вами. Т.е. никто не знает, как мир устроен, мир – это игра, это игра нашей кармы, нашей майи, это все переплетено и поэтому могут быть самые разные сценарии. Разная бывает наша карма. Почему учения йоги так тяжело до нас доходит? Потому что когда оно в естественной среде передавалось, то там не возникало многих вопросов.

Кто такие йоги и йогини? Это такие же люди, как и мы с вами, только очень честные, очень последовательные, и прошу обратить внимание, это люди, которые не врали себе. Если йог чувствовал потребность практиковать с другой женщиной, то он практиковал. Он не врал себе, что он не хочет, он не зажимал это чувство. Конечно, надо держать себя в узде, конечно, нельзя давать каждому чувству проявление. Но бывают кармические проявления, очень сложные. Вообще, вопрос секса – очень сложный и самые разные варианты могут быть».

Вопрос: «А как быть с тем, что не нравится другая женщина и полностью устраивает своя жена?»

Вадим Запорожцев: «Я даже больше скажу, что если вам вообще женщины не нравятся, и у вас нет потребности в сексе, то йога говорит: «Чудесно, замечательно, значит, весь твой потенциал тебя не беспокоит – отправляйся медитировать». Друзья, вы не должны мои слова понимать, как призыв к действию: если у вас этого нет, то у вас это должно быть! Нет. Не надо завтра же в приказном порядке каждый заводить себе по пять любовниц, по четыре любовника, не надо начинать быстро плодиться и размножаться, род продолжать, не спать, не есть. Друзья, еще раз и еще раз: для чего я делаю цикл этих лекций? – Не для того, чтобы вы слепо копировали, а по другой причине – чтобы вы разбирались в текстах, которые остались после этих людей. Эти люди вели определенный образ жизни. И нужно понимать их образ жизни, чтобы понимать их практики, а вовсе не для того, чтобы с завтрашнего дня начинать копировать их образ жизни. Да придумайте свою собственную жизнь, живите, как вам нравится. Единственное к чему йога вас призывает, это не приносить вреда ни одному живому существу и не растрачивать жизнь по мелочам, а всё остальное… хотите – пользуйтесь, хотите – нет».

Вопрос: «Считается, что Европа более развита, чем какие-то другие страны, где был демографический взрыв. Но как раз снятие табу на секс в Европе привело к демографическому спаду, потому что люди перестают жить по той биологической программе, которая была заложена, т.е. гомосексуальные браки и т.п.»

Вадим Запорожцев: «Вот мы сейчас рассматриваем Европу, Индию, Африку, еще какие-то страны, мы видим некий контраст. Давайте не будем, как наши братья американцы, кричать, что все равны. Никто не равен: тело действительно одинаковое у всех, но душа, которая внутри тела, это может быть душа либо великого святого, либо душа маньяка, либо какая еще. В этом смысле равенство наше заключается в том, что все мы в потенциале своем достигнем единой цели, даже самый последний негодяй, как говорится: «У каждого грешника есть будущее, у каждого святого было прошлое». Так вот йоги отследили этот момент еще много тысячелетий назад. Пять тысяч лет назад все было тоже самое, по сути дела ничего не поменялось, но только были повозки на лошадях, а сейчас самодвижущиеся повозки, были те же царства, княжества, где люди жили на более высоком уровне, а их соседи – на менее высоком. Т.е. по сути дела игра не поменялась, наш мир как некий конвейер. Я видел по телевизору, как хлеб выпекают: сырое тесто кладут на конвейер, оно по конвейеру идет, идет, идет, как-то обрабатывается, и на выходе получается готовая буханка хлеба. Т.е. вначале и в конце остается один и тоже хлеб, но он совершенно по другому выглядит. Точно так же и народы проходят некие этапы в развитии, некие скачки, когда сперва рождается много очень энергичных душ, но без самоосознания, потом эти души начинают раскрывать свой потенциал. Такие государства превращаются в светочи духовного знания, науки, искусства и т.д., они достигают своего пика и исчезают. Говорят, что вообще такие цивилизации в космос куда-то улетали – не знаю, это байки. Но на смену им приходили другие. И это такой конвейер:  что он сейчас конвейер, что он пять тысяч лет назад конвейером был – он один и тот же. Поэтому раскрепощение в вопросах секса и девиации сексуального плана были и пять тысяч лет назад. Возникновение утонченных потребностей – это вопрос развития интеллекта. Природа древнего неразвитого человека тем и хороша, что там табу-то табу – «ни-ни», но на самом деле в большей степени инстинкт – помните поговорку «Греха бояться – детей не рожать».

Здесь работают утонченные, неуловимые аспекты: на смену не очень развитым душам начинают приходить более развитые, а им уже интересно что-то другое. Почему, допустим, это происходит в Европе и не происходит в Африке – для меня загадка, я не знаю. Обратите внимание, после Второй Мировой Войны Германия буквально в руинах лежала, камня на камне от городов не оставили. В Африке в это же самое время жили аборигены на каком-то уровне развития. Прошло шестьдесят лет – Германия просто из пепла восстала и опять стала чуть ли не сверхдержавой, а они в Африке как жили, так и живут. Кто им мешал за эти же шестьдесят лет сделать такой же толчок? Они что там какие-то ущербные генетически? – Нет, отличие цвета кожи – это мелочь. Они ниже по интеллектуальному развитию? – Да ничего подобного! Сколько есть примеров, когда «чернокожие» достигали высот в различных сферах деятельности. Здесь что-то неуловимое, и йога говорит, что дело тут в душах, которые рождаются. Тела здесь не причем. И вот получается так, что в одной стране предпочитают рождаться души высокоразвитые, а в другой – менее развитые. К примеру, зачем таким душам промышленность строить, ведь и так хорошо: бананы есть, солнце светит? И это очень сложный вопрос. Проблема в том, что у более юных душ, которые недавно еще в телах людей, шаблоны поведения еще со времен жизни в телах животных, а у людей более высокоразвитых эти шаблоны уже отвалились, их уже ничего не сдерживает и в хорошем, и в плохом смысле. Это обратная сторона свободы: мы все с вами свободны, если кто-то хочет себя проявлять так или эдак, то почему бы и нет? Где запрет или где разрешение? Его нет. Поэтому зависит от нас. Единственное, к чему призывает йога – не причинять никому вреда».

Вопрос: «Если не продолжить род, то душе будет некуда рождаться. А почему моя душа должна в мой род вселяться?»

Вадим Запорожцев: «Нет, я не говорил, что душа будет вселяться именно в ваш род. Начнем с того, что, как сказал классик, мы все произошли от одной обезьяны, т.е. в известном смысле мы все родственники, если проследить историю. Есть очень интересное исследование одного видного нашего ученого. Он посчитал, что численность населения всего две тысячи лет назад была всего несколько миллионов, сейчас это уже несколько миллиардов. Йога учит нас, что мы с вами представляем собой некий клубок. Мы сейчас живем в мире, где каждый за себя, но мы же все с вами кармически, генетически составляем общность. Попытка отделить себя, свою нацию, свой народ от всего мира – это безумие, потому что эти связи намного сложнее, чем кажутся, и связи очевидные, генетические. Например, у Александра Сергеевича дедушка был предок – арап Петра Великого. Но есть еще менее очевидные связи, кармические: человек вырос в России, всю жизнь его воспитывали, растили, уехал в Америку и стал там жить. Ну и с какого бодуна (прошу прощения) он там оказался? – А кармически все просто: эта душа пришла оттуда, туда ее и утянуло. Или обратная ситуация: я знал многих американцев, которые в Москве себя чувствовали, как рыбы в воде. Хотя это – очень тривиальное объяснение. Может, не все так просто. Но мы с вами некое «кубло», поэтому по самому большому счету надо, чтобы вообще сохранились люди: негры, папуасы, даже людоеды – чтобы тело человека сохранилось. Самое низкое падение наступило бы, если бы в результате какой-нибудь ядерной войны остались одни крысы и тараканы. Вот тогда было бы действительно плохо. Мы представляем клубок и если мы не можем родиться там, где надо, то мы рождаемся на ступеньку ниже – там, где есть возможность».

Вопрос: «Почему мы должны рождаться там, где есть возможность? Почему мы не можем дождаться, когда будет лучше, там же времени нет?»

Вадим Запорожцев: «Очень сложный вопрос вы задаете. Это одна из самых таинственных тем в йоге, это Йоги Умирания и Йоги Перехода из одной жизни в другую. Есть произведение «Тибетская книга мертвых» – «Бардо Тхёдол», повествующая о состояниях бардо. Это состояния между смертью и рождением. Согласно «Бардо Тхёдол» душа может провести между смертью и рождением не больше, чем семь раз по семь дней, т.е. через сорок девять дней будешь рождать там, где будет возможность, хоть в теле суслика. Почему? Это какие-то глубинные причинно-следственные связи. Мы не понимаем их, но эти положения очень жестко постулированы, просто иначе вся Вселенная рассыплется. Почитайте «Бардо Тхёдол», написал эту книгу основатель тибетского тантрического буддизма гуру Падмасамбхава, он же гуру Ринпоче Драгоценнейший. Там такая градация приведена: если хорошая карма – рождаешься сразу после смерти, т.е. сразу же находишь себе тело, чуть похуже карма – чуть позже рождаешься, а на сорок девятый день совсем уж плохое рождение ждет. Там есть соответствующие практики, очень мрачно-мистические практики. По телевизору иногда показывают людей, переживших клиническую смерть: «Ой, мне так было хорошо, ой, мне там открылось что-то, ой, мне даже не хотелось возвращаться, так было чудесно». Я не хочу ставить под сомнение их слова, хотя злые языки утверждают, что умер только тот, кто не вернулся, а тот, кто вернулся, тот до конца не умер, т.е. клиническая смерть – это не смерть как таковая. Процесс же смерти – это процесс, с аксиоматической точки зрения, принудительного разотождествления. Когда ту погремушку, за которую вы хватались, у вас выдирают из рук, это крайне больно, крайне неприятно. Вспомните все свои страхи, все свои разочарования в жизни, помножьте на десять миллионов и примерно такое же состояние можете испытать после смерти до того, как в следующий раз родитесь. И тогда будете рады родиться хоть сусликом, хоть тараканом, лишь бы выйти из этого промежуточного состояния. Т.е. не так все просто. Но с другой же стороны, действительно есть йоги, которые помогают в этом состоянии переносить все ужасы разворачивающегося бардо, и даже наоборот, что называется обратить поражения в победы. Т.е. после смерти перед вами будут разворачиваться ужасающие картины, но правильной медитацией и правильным отношением можно «закрывать» ненужные рождения и искать нужные.

Есть высший пилотаж, высший писк в йоге – это так называемые Йоги Переноса. Если у вас очень хорошая карма, то вы когда-нибудь столкнетесь с Йогами Переноса. Насколько мне известно, еще живы люди, которые их практикуют и передают, и более того, это вполне доступно каждому из вас. Опять же: это подарок свыше. В этих йогах рассматривается возможность сделать резкий скачок на более высокий план. По-разному называются эти места, в некотором смысле это аналог нашего физического мира только со своими законами. У обычного же человека просто нет такой кармы, чтобы узнать об этих йогах и начать их практиковать. И мы с вами просто за счастье желаем родиться где попало, чтобы избавиться от состояния бардо после смерти, а не ждать рождения единственным сыном миллиардера».

Вопрос: «Подаяние милостыни и благотворительность так же может относиться к Карма Йоге?»

Вадим Запорожцев: «Безусловно, но только смотрите, кому подавать».

Вопрос: «Что происходит с людьми, которые зарабатывают деньги нечестным путем?»

Вадим Запорожцев: «Понятие кармы не такое простое, как кажется нам всем. Если в этом мире кто-то что-то имеет, значит, он это заслужил. Другое дело, как он к этому пришел. Представьте себе какого-то «медвежатника», который вскрывает отмычкой замки. Он всю свою прошлую жизнь потратил на овладение этим навыком и грабил. В этой жизни у него неудачно развернулась карма, причем там, где не ожидал, и его посадили. Но и положительная карма есть: всю прошлую жизнь оттачивал это мастерство и стал величайшим плотником в этой жизни. Т.е. если кто-то что-то имеет, он имеет на это право, но рассматривать это надо не в течение одной жизни, а в цепочке жизней. И даже, если в этой жизни, ты действительно хапнул на халяву, приватизировал удачным образом, то это же не гарантия, что в следующей жизни будет то же самое. Т.е. это очень скользкий вопрос. Йога же говорит только о том, что закон кармы никто не отменял: что посеешь, то и пожнешь. Будешь сеять хорошие моменты – получишь хорошие, будешь сеять плохие моменты – получишь плохие моменты, будешь сеять то одни, то другие – получишь смешанные, например, будешь богатым, но нездоровым – зачем тогда богатство нужно, если до гробовой доски три дня осталось. Т.е. карма тоже может быть разная. Но в любом случае, мы получаем только то, что заслужили, в этом трагедия. Поэтому, не завидуйте никогда никому, вы не знаете всей этой кармической цепочки».

           

17. Ключевые слова: лекции по йоге, аудио лекции, видео лекции,
бесплатно скачать, смотреть, слушать, текст лекции, фото, рисунки,
Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве,
www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим
Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Елена Зверева, Образ жизни
йогов и йогинь, отдать священный долг, продолжение рода, философские
идеи, йога, душа, тело человека, эволюция, тело животного, пряник,
кнут, кармические отпечатки, примитивные общества, Европы, Африке,
духовное развития, души более духовно развитые, Индия, в среде йогов и
йогинь, Кундалини, третьй глаз, мама и папа, жена, муж, занятия йогой,
самоосознание, разум, миролюбие, карма, закрытые школы йоги,
сверхспособностями, преемственность, что делать?, просветления,
Абсолют, Тантра Йога, брахмачарью, человек ждет и вселенная ждет, не
ждать ни секунды, медитировать, йога исчезает, Центр «Просветление»,
Открытый Йога Университет, Йога-Сутры Патанджали, мы знаем Хатха Йогу,
Крия Йогу, Пранаяма Йогу, Мантра Йогу, Бхакти Йогу, Джнана Йогу, Раджа
Йогу, Йогу Союзу, Тантра Йогу, Йогу Влюбленности, Ньяса Йогу, йоги
Умирания, Йоги Сознательного Умирания, Йоги Переноса Сознания, уметь
себя контролировать, секс, Йога Секса, равенство, потенциал, Тибетская
книга мертвых Бардо Тхёдол, 49 дней, бардо, закон кармы, что посеешь,
то и пожнешь, преврати жизнь в йогу, а йогу в жизнь, Культурный Центр
«Просветление», Открытый Йога Университет в Москве,
www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим
Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами.

18. Контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1. Что означает отдать священный долг в среде йогов и йогинь, донесших до нас высшее знание?

а) Заплатить 350 рублей за занятие йогой.
б) Продолжение рода.
в) Заполнить декларацию о доходах.
г) Обязательно стать преподавателем йоги.

2. Что такое состояние просветления?

а) Задержки дыхания
б) Состояние безмыслия.
в) Это обладание тем знанием, с помощью которого достигаются все остальные знания.
г) Восход солнца.

3. Почему многие человеконенавистнические религии и культы (которые против продолжения рода) выродились и исчезли?

а) Потому что добро всегда побеждает зло.
б) Потому что такие идеи по закону кармы могут существовать только 49 лет.
в) Потому что не занимались продолжением рода и свои философские идеи просто некому было передать.
г) Потому что не знали про закон четырех и пяти.

4. В чем заключается качественный эволюционный скачок для души в момент получения тела человека после тела животного?

а) В том, что только в человеческом теле можно пользоваться Интернетом.
б) В том, что можно ничего не бояться и наступает вседозволенность.
в) Перестает действовать закон кармы.
г) В том, что на смену кнуту приходит пряник.

5. Чем более человек культурный, тем более рождаемость…

а) изменяется;
б) падает;
в) возрастает;
г) производится почкованием.

6. Что означает понятие кнута в эволюции душ?

а)
Когда эволюция, чтобы мы развивались, всё больше нас тащит за волосы в
виде голода, страха, законов выживания, законов джунглей.
б) Когда эволюция заставляет нас развиваться, обещая научить летать по воздуху.
в) Негативную карму.
г) Прикрепленная к палке веревка или круглый кожаный ремень.

7. Как природа сделала, чтобы не было проблемы демографии в примитивных обществах?

а) Придумала Тантра Йогу.
б) Она совместила две способности в одну, способность наслаждаться сексуальной энергией и способность продолжение рода.
в) Придумала понятие кнута.
г) Придумала понятие пряника

8. Зачем нужно понимать образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас древнее учение йоги?

а) Чтобы с завтрашнего дня начать копировать их образ жизни.
б) Чтобы стать преподавателей йоги.
в) Чтобы стать всезнайкой.
г) Чтобы понимать их учение (практики), а если мы понимаем их учение, мы сами можем его усвоить и практиковать.

9. Что означал принцип «Что делать?» в среде йогов и йогинь?

а) Сидение и размышление над этим вопросом.
б) Не терять ни секунды, постоянно практиковать йогу.
в) Преврати уик-энд в йогу, а йогу в уик-энд.
г)
Йоги и йоги должные были следовать заповедям, изложенным в
хрестоматийном произведении философа-устописта, революционера и просто
хорошего писателя 19 века Чернышевского Н.Г.

10. Как йога относится к сексу?

а) Никакого секса – брахмачарья
б) Это прошлый век, теперь век размножения почкованием, значит, секс просто не нужен.
в) Ура, Тантра Йога, все совокупляйтесь где попало и с кем только можете.
г)
Йога призывает, что если у вас есть сексуальный потенциал, то вы должны
уметь им пользоваться, вы должны уметь себя контролировать в этом
вопросе, вы должны быть в хорошем смысле слова культурным человеком.

11. Где заниматься йогой, если ты живешь в экологически грязном районе города, дачи нет, поехать на природу нет возможности?

а) Нигде и никак, надо ждать более лучших условий.
б) Там и заниматься (в грязном районе города), не теряя времени, т.к. это самое лучшее, что у тебя может быть в данный момент.
в) В парнике.
г) Там, где есть хотя бы ускорение свободного падения.

12. Что такое принцип брахмачарьи?

а) Принцип сексуального воздержания.
б) Принцип не причинения вреда ни одному живому существу.
в) Принцип не растрачивания по мелочам.
г) Принцип сообщающихся сосудов.

13. Как вселенная реагирует на то, что человек ждет лучшего?

а) Тоже ждет. Человек ждет и вселенная ждет.
б) Бежит к человеку и расстилает перед ним ковровое покрытие, чтобы он йогой занимался.
в) Создает это лучшее.
г) Подсылает ему чертей.

14. Как звучит известный принцип из Йоги Преподавания?

а) Йога не волк – в лес не убежит.
б) Йоге нельзя научить, но можно научиться.
в) Йоге нельзя научиться, но можно научить.
г) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

15. Сколько формально существует йог?

а) Две: статическая и динамическая.
б)
11 штук: Хатха Йога, Крия Йога, Пранаяма Йога, Мантра Йога, Бхакти
Йога, Джнана Йога, Раджа Йога, Йога Союза, Тантра Йога, Йога
Влюбленности, Ньяса Йога.
в) Столько, сколько проявлений человека.
г) 7 раз по 7.

16. Почему нельзя заниматься сексом где попало и с кем попало?

а) Это безнравственно.
б) Убьют ревнивые партнеры/партнерши.
в) Да можно.
г) Это приводит к духовному опустошению.

17. Что должен уметь делать адепт тайных наук со своей энергией наслаждения от секса, если он практикует Йогу Союза?

а) Превращать в электроэнергию
б) Отделять ее от энергии продолжения рода.
в) Убить ее.
г) Направлять только на продолжение рода.

18. Сколько времени душа может провести между смертью и рождением согласно Тибетской книге мертвых Бардо Тхёдол?

а) Не больше 27 дней.
б) Не больше, чем 7 раз по 7 дней.
в) Не больше, чем 8 раз по 8 дней.
г) Строго 108 дней.

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1б, 2в, 3в, 4г, 5б, 6а, 7б, 8г, 9б, 10г, 11б, 12в, 13а, 14б, 15в, 16г, 17б, 18б.

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками: Все лекции из серии “Образ жизни йогов и йогинь древности”

21. Глоссарий (временно нет).

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий