Лекция Вадима Запорожцева № 9 (образ жизни йогов и йогинь) от 31 мая 2008 года

1. Название лекции:

«Что делать?» в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение).

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

 

4. Краткое описание: Прежде чем вырабатывать свой собственный образ жизни, любопытно хотя бы поинтересоваться, как жили те люди, которые сохранили такое величайшее знание. И не потому что следует слепо его копировать, ведь времена прошли, это были фактически времена феодальные, сейчас все поменялось в мире, во взаимоотношениях между людьми, но, тем не менее, какие-то моменты остались, над которыми имеет смысл поразмыслить, чтобы не повторять тех ошибок, которые на протяжении тысячелетий допускались. Знайте, если вы начнете серьезно заниматься йогой, у вас возникнет острая необходимость время от времени быть одному, если эту необходимость вы не будете осуществлять, то начнутся проблемы, проблемы не явные, а если вы еще не придерживаетесь принципа не причинения вреда ни одному живому существу, то вас может повести на этом, т.е. вы можете какие-нибудь скандалы устраивать.

5. Дата и место чтения лекции:

31 мая 2008 года, Культурный Центр “Просветление”.

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве. Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Еленой Зверевой.

8. Текст отредактирован: Еленой Зверевой.

9. Рисунки: Елены Зверевой.

10. Фото: из архива Школы йоги.

11.  Сайты: www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес: https://173904.selcdn.ru/av_yoga/e-books/Obraz_jizni/Obraz_jizni9.doc

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес: https://173904.selcdn.ru/av_yoga/e-books/Obraz_jizni/Obraz_jizni9.fb2

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

 

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

   Видео:

 
 
 
 

16. Основной текст лекции.

Зачем мы рассматриваем тему «Образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги»?

     Итак, напоминаю вам, что мы рассматриваем с вами глобальную тему «Образ жизни йогов и йогинь, всех тех, кто донес до нас древнейшее знание йоги». Необходимость в такой теме более чем очевидна, более чем остра по ряду причин. 
    Самая первая причина – это для того, чтобы мы с вами лучше разобрались в древнем наследии учения йоги, которое крупицами, но все-таки дошло до нас. Это знание исчезало, исчезает и, вероятно, еще какое-то время будет продолжать исчезать. Чтобы расшифровать это знание, надо знать некий контекст, надо знать условия, в которых жили люди, которые практиковали или вырабатывали это знание, без этого крайне тяжело вообще понять о чем идет речь. Поэтому необходимость в первую очередь, для того, чтобы мы с вами хорошенько разобрались в йоге, чтобы не возникало многочисленных мифов, многочисленных псевдоучений, которые построены просто на неправильном переводе или неправильном понимании тех или иных моментов в йоге, что сейчас сплошь и рядом в йоге. 
    Во-вторых, почему достаточно важно сейчас изучать этот образ жизни? Потому что западная цивилизация так же сейчас находится на таком как бы распутье – куда идти, по какому пути двигаться, грубо говоря, какие должны быть ценность для людей? Это тоже очень серьезный, очень открытый вопрос. К сожалению, мы сейчас наблюдаем полнейший кризис западной цивилизации, который не столь очевиден по сравнению с теми бедствиями, которые были в прежние времена, я имею в виду голод, войны, эпидемии и пр., т.е. не смотря на то, что наука с этим справилась, но люди не стали счастливее, более того какие-то моменты даже пугают и настораживают. Так вот эта же самая проблема (поиск образа жизни), сейчас достаточно остро стоит среди европейских стран, в Америке, у нас здесь, у нас здесь может быть не в такой острой мере, потому что мы еще все-таки достаточно бедная страна по уровню жизни, но совсем немного пройдет время Россия станет очень богатой страной, очень преуспевающей и казалось бы, радоваться, а вместе с этим богатством, вместе с этими хорошими условиями, придут и более страшные проблемы: собственно, а жить-то как дальше, к чему стремиться, к чему не стремиться? И если не решать эти вопросы, то это массовая волна суицидов, это массовые маргинальные проявления и т.п. 
    Так вот, достаточно любопытно, прежде чем вырабатывать свой собственный образ жизни, хотя бы поинтересоваться, как жили те люди, которые сохранили такое величайшее знание. И не потому что следует слепо его копировать, ведь времена прошли, это были фактически времена феодальные, сейчас все поменялось в мире, во взаимоотношениях между людьми, но, тем не менее, какие-то моменты остались, над которыми имеет смысл поразмыслить, чтобы не повторять тех ошибок, которые на протяжении тысячелетий допускались. Я очень надеюсь, что мы с вами не допустим этих ошибок, я очень надеюсь, что наша страна их не допустит. 
    Я очень надеюсь, что и мир со временем осознает всю бесперспективность бездуховного пути развития, где новым богом стала наука. Если раньше это была религия, то теперь наука. Эти все многочисленные нанотехнологии, эти все многочисленные заигрывания с биологическими экспериментами по созданию новых живых существ, клонированию и пр. Это достаточно скользкая дорога, если нет какого-то духовного стержня, а т.к. наука не предполагает никакого духовного стержня, то и опасность вырастает прямо пропорционально могуществу науки. Т.е. по сути дела мы имеем мощный инструмент в руках людей, которые мало чем отличаются от диких людей, или как злые языки утверждают «обезьяна с гранатой в руках», в кого она ее бросит, куда она ее бросит…? 
    Поэтому кризис он везде наблюдается, в том числе и по этой причине мы коснулись этой темы.


Вкратце о пяти факторах, определяющих образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.

     Остановились мы на пятом пункте, он назывался как у классика «что делать?», мы начали рассматривать этот пункт. Я быстренько освежу в вашей памяти предыдущие моменты, по которым мы быстро пробежали. Итак, основными определяющими факторами в образе жизни йогов и йогинь, были пять моментов. 

     1. ЦЕЛЬ, под целью подразумевалось познание Высшего, познание высших духовных законов, по-другому же можно переформулировать этот же призыв, как познание самого себя, познание своей природы, познание, что есть человек, это была цель со всеми вытекающими последствиями. 

     2. СРЕДСТВОэто самоотречение, самоотречение от страданий, самоотречение от незнания, от иллюзии, т.е. когда человек принимал решение, что он больше не будет ловиться на все уловки иллюзии. Обычно человек самосоглашается с тем, что сам себя обманывает, он самосоглашается с тем, что вот какие-то моменты можно оставить на потом: «вот сейчас живи, как живется, а потом разберемся», а оказывается, что не получается так жить, логическое продолжение такого подхода – это страдания. Поэтому второй пункт – СРЕДСТВО – это отказ от неведения, это отказ от страданий, это некое самоотречение от страданий, от неведения, до тех пор, пока человек его не принимает, то ни о каком духовном развитии и речи быть не может, это будет всего лишь заигрывание в понятия, в какие-то практики, если мы касаемся йоги. 

    3. МЕТОДэто не причинять вред ни одному живому существу и не растрачивать жизнь по мелочам. Можно совершенно по-разному прожить жизнь, вовсе не соблюдая эти принципы, более того даже находятся люди, которые заявляют, что они стремятся к чему-то духовному, высшему, но в своих методах неразборчивы. 

    4. ОТДАТЬ СВЯЩЕННЫй ДОЛГ – достаточно серьезная и совершенно неочевидная проблема продолжения рода, т.е. это проблема детей. И мы пришли к тому, что чем более человек вовлекается в духовные практики, тем он более ответственно подходит к этой проблеме продолжения рода. Но случаются очень ужасные перекосы, когда в своей суперответственности человек доходит до такой крайности, что совсем перестает иметь детей, прикрываясь какими-то моментами даже вызывающими уважение. И так же к этому пункту относится то, что в среде йогов и йогинь, все, что относится к детям священно, вне зависимости от того, собираешься ли ты достичь высшей цели в этой жизни или еще рождаться миллион жизней, вне зависимости от того будут ли это твои дети или дети твоих друзей, знакомых, родственников в этом смысле мы помним, что для йогов и йогинь нет чужих детей, все дети свои, просто дети сами по себе – это священно. 

    5. И, наконец, мы подошли в плотную к пятому пункту, он назывался «ЧТО ДЕЛАТЬ?». 

«Что делать?» в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение).

Чем отличались школы йоги и что было общее.

     Если первые четыре более или менее соблюдаются, то в остальном: «Что делать?» И этот пятый пункт в особенности интересен, потому что первые четыре универсальны для самых разных школ йоги, для самых разных течений, направлений в йоге и Тантре, а вот с пятого пункта начинается целая радуга методов, т.е. самые разные методы, самые разные практики. 
    Эти йоги вышли из единого источника, но только одни школы йоги сделали упор на одни практики, в других – на другие. Поэтому здесь наблюдается некое такое различие, хотя, в общем-то, традиция едина и передавалась она по единому пути, но начиная с какого-то момента начинает возникать некий окрас. В одной школе, допустим, делают упор на одни методы, например, дыхание, начинается всё с усиленных пранаям, это, кстати, любимый тантрический подход, в других школах йоги считается наоборот, что с пранаямой спешить не надо, надо заниматься другими практиками, в третьих школах йоги упирают на какие-то моменты в большей степени морально-нравственного совершенствования, в четвертых больше упирают на интеллект, в пятых больше упирают на чувства, на чувственное познание вселенной, в шестых упирают на то, что называется кармой, т.е. на работу со своей собственной кармой, на познание и преодоление этого механизма. 
    Поэтому последний пункт достаточно сложный, тяжело выделить общие моменты, потому что в каждой школе йоги делали свой собственный упор. 
    И мы с вами остановились на том, что сколько проявлений человеческой жизни, столько же и методов в йоге. 

   Что объединяет эти школы? Несколько пунктов, самый первый из этих пунктов – это не тратить понапрасну время своей жизни, а использовать каждую секунду для самосовершенствования, т.е. не обязательно заниматься йогой только 2 часа в день, а остальное время вот как оно течет так и слава Богу, нет, призывалось использовать все во благо йоги и призывалось использовать любую деятельность во благо йоги, будь то работа или будь то отдых, будь то сон, где призывалось практиковать Йогу Сноведений, либо будь то занятие сексом, где призывалось к тому, чтобы использовать эти многочисленные практики, которые работают с сексуальной энергией, более того даже момент смерти, т.е. если ты не успел сделать что-то в течение жизни, то в момент смерти с разрушением нашего грубого, тонкого или более тонких причинных тел высвобождается большое количество энергии и даже на этой последней волне энергии можно сделать максимум всего, что не успел сделать, когда был жив, даже такие практики есть, мы с вами об этом говорили. 
    С точки зрения образа жизни разные школы несколько отличались, и кто-то из последователей, которые несли эту традицию, выбирали одни методы, кто-то другие, поэтому призывалось к двум вещам, во-первых, не терять ни секунды, а во-вторых, познакомиться как можно с большим количеством методов, чтобы подобрать себе из этой копилки йоговских методов, именно те методы, которые лично нам подходят. 
    Вот почему в одних школах йоги делали упор на аскетизм, т.е. всячески держать себя в узде, всячески себя сдерживать, в других школах йоги наоборот призывались методы чувственного постижения, та же вот Тантра Йога, в одних школах йоги призывалось воздерживаться от секса, во всяком случае, какой-то период, а в других школах йоги говорили, что нет смысла воздерживаться, надо использовать эту сексуальную энергию, но только грамотно, в одних школах йоги говорили, что подход должен быть такой и такой, например, Мантра Йога сначала, потом другая… И это в результате формировало и некий образ жизни, который несколько отличался от школы к школе, но в любом случае призывалось к тому, чтобы ни одно проявление человека не осталось не охваченным, если хоть что-то останется не охваченным, то или иное проявление вашей жизни, то именно через это неохваченное проявление вашей жизни пойдут проблемы. Наша майя, наше неведение, наше страдание, оно в этом смысле как если бы обладало своим собственным интеллектом, оно хочет войти в крепость там, где нет охраны, нет ворот, нет понимания. Вот точно также и в нашей жизни, если мы не уделяем внимание тому или иному аспекту нашей жизни, то через него и лезут все наши проблемы и вот в этих школах йоги призывалось, что даже если вы не будете практиковать какие-то йоги, ну вот не будете вы практиковать скажем Нада Йогу или Йогу Сноведений, но во всяком случае имеет смысл познакомиться с тем, как это делается в первом приближении, хотя бы узнать, что такая йога есть для того, чтобы, когда возникнет потребность, то из копилки извлечь эти методы и попытаться их использовать для решения своих проблем. 

Ловушки на пути в йоге.


    Теперь более глубинная сторона – на нашем духовном пути нас ждут достаточно суровые ловушки, которые обусловлены не тем, что кто-то злой придумал эти ловушки, это результат такой диалектики, результат такой борьбы противоположных тенденций, каждая из которых губительна, но природа так хитро сделала наше тело, что эти взаимоисключающие крайности так хитро переплетаются, что не дают нам исчезнуть, не дают нам погибнуть, но в то же самое время, когда же мы начинаем распутывать весь этот клубок, мы сталкиваемся иногда с проблемами, которые на первый взгляд очень легко решить, а если начинать копать эту проблему, то выясняется, что мы топчемся на месте, мы даже не осмысляем, о чем идет речь. Поэтому в йоге есть такие предупреждения о будущих ловушках на пути, они более или менее известны. 

    1. ЗДОРОВЬЕ. Самая первое с чем сталкивается человек, это проблемы со здоровьем, проблемы с нехваткой энергии в физическом организме, проблемы такого как нам кажется понятного характера и, занимаясь йогой, человек достаточно быстро и универсально решает все эти проблемы, которые стоят перед ним, в этом смысле йога – наука красиво-универсальная, не хочу сказать панацея, но достаточно мощное средство. 

    2. СЕКС. И как только человек разбирается с вопросами чисто физического характера, как только у него появляется излишек энергии, излишек сил, тут же всплывает вторая засада на пути, это всё, что связано с сексом. Так устроено наше тело, это устройство формировалось в течение множества поколений, когда мы переходили из одной жизни в другой, для того, чтобы мы с вами не вымерли, как живые существа, были очень хитрые инструменты закручены так, что они неявно мотивировали поведение. Для природы, если индивид выжил и даже стал с избытком энергии; не процветать, но хотя бы не в таком жутком прессинге – умрет он или выживет, то следующее, о чем заботится природа, это продолжение рода, и всякое посягательство на эту тему со стороны человека карается самым суровым образом. Каким образом карается? Дело в том, что эти механизмы сексуального влечения, сексуальной энергии, они как такой пласт, пронизывающий все-все и самое интересное, что этот пласт находится в более глубинных уровнях, чем пласт того, что мы называем разум, того, что мы называем нашей способностью размышлять, как только человек сталкивается с этими проблемами, проблемами использования сексуальной энергии, и начинает их подавлять, то природа-мать начинает интерпретировать это подавление, как попытку прекратить род людской и тут же включаются очень тонкие, очень коварные, очень свирепые механизмы, которые просто отключают разум. Вот какая бы у тебя ни была идея, что хорошо сексом заниматься, плохо сексом заниматься, если природа почувствует угрозу продолжению рода, того, что дети не станут рождаться, то включаются очень хитрые механизмы, настолько хитрые, настолько тонкие, что современные биохимики, биофизики, не знаю, кто там сейчас занимается этими вопросами устройства человеческого тела, но даже они разводят руками. Я не хочу касаться науки, это отдельная тема, йога отделена от науки, йога не отменяет науку, а дополняет, но, тем не менее, какие-то непонятные гормоны, которые то появляются в крови, то исчезают, причем время их жизни может быть ограничено минутами, ты просто не успеваешь их даже определить, или какие-то нервные импульсы так проскакивают, т.е. это очень глубинная такая ответная реакция. Поэтому следующая ловушка на пути – это вопросы секса, и если вы занимаетесь йогой, если вы занимаетесь духовным саморазвитием, но по каким-то причинам решили, что вопросами секса заниматься не будете, да и некогда, и считаете, что себя прекрасно контролируете – это опасная иллюзия, это всего лишь дело времени, когда природа заподозрит неладное и начнет с вами творить непотребства, т.е. она просто отключит вам разум, и вас понесет… Так вы сделаны. Некоторые с ужасом начинают говорить, что это какие-то темные силы, которые захватывают нашу природу и нами управляют. Эти силы не темные, эти силы более, чем светлые, если бы этих сил не было, мы бы уже много раз с вами вымерли бы как вид, постоянно возникают какие-то либо жесткие условия жизни, либо философские течения, учения, которые начинают сексуальную тему так или иначе задавливать.

    Поэтому самым первым критерием вашего успеха в обычной йоге будет некий порядок и полнота энергии в сексуальном плане. Если вы не испытываете наличие энергии на сексуальном уровне, значит, у вас там действительно накопилось много недоделок и сейчас действительно не до этого, либо время еще придет, но придет обязательно к каждому, мы так устроены. И вот к тому моменту, когда все это придет, очень хорошо было бы, чтобы вы все были подготовлены к этомуц, иначе просто в один прекрасный момент природа просто отключит ваш разум и вас понесет. Поэтому очень рекомендовали изучать все разделы Йоги Союза, Тантра Йоги, Йоги Влюбленности, потому что эти темы касаются непосредственно этого механизма. Сексуальные практики – это как такая наша дань природе, это как наша дань природе матери, которая нас родила и поддерживает, и все попытки задавить – это оскорбление природы матери, это отрицание жизни, отрицание продолжения жизни. 
    Но вот вы научились решать эти проблемы, вы поняли чего хочет от вас природа мать, вы разобрались в этой теме более или менее, идете дальше такие радостные и дальше следующая засада.

    3. ВЛАСТЬ. Следующее, что будет на вашем пути – это власть, потому что, когда человек занимается йогой, он приобретает способности интеллектуальные, физические… Я сейчас даже не буду говорить про сверхспособности, это крайне не интересная для меня тема про сверхспособности, ни к чему хорошему они не приводят, трескотни больше чем надо, наш мир не для сверхспособностей, еще пока не настало время, чтобы в этом мире на каждом углу были сверхспособности, наоборот мир их задавливает, не время еще, здесь по улицам ходят еще какие-то придурки, а мы про сверхспособности… как говорится, не во время. Так вот я не буду говорить про сверхспособности, я буду говорить хотя бы про способности. Так вот, если вы овладели йогой, ваши способности интеллектуальные, физические и какие угодно оттачиваются, становятся совершенно безукоризненны, вы начинаете доминировать, вы начинаете более успешно справляться с любыми вопросами и задачами, которые жизнь вам ставит, но опять же, как я сказал, натыкаетесь на вопросы межличностных взаимоотношений, на вопросы сексуального плана и если вы честный с самим собой, вменяемый, чистый йог или йогиня и если вы смело идете к решению этих вопросов, то вы рано или поздно решаете и вопросы, связанные с сексуальной энергией, а вот дальше возникает следующая засада – ВЛАСТЬ. И вот здесь смотрите, какая вещь, если вы просто йогой позанимались, преуспели, у вас одни способности, когда вы еще более или менее начинаете ставить под контроль сексуальную энергию, тогда на вас способности просто валятся, в том числе и сверхспособности. По-настоящему сверхспособности начинают проявляться только лишь у человека, который поставил под контроль свою сексуальную сферу, т.е. не запретил себе секс и не ударился в сексуальный разгул, а именно умеет этой энергией пользоваться. Не даром во многих йоговских трактатах призывалось, что воздержание в течение долгого времени правильным образом, внутри человека вырабатывает такой вид энергии, который очень естественно, быстро и просто раскрывает все как способности, так и сверхспособности, делает личность, как сказали бы в 18 веке магнетичной или харизматичной, как сказали бы сейчас. Как правило, эта личности выделяется на фоне всех остальных, т.е. начинает доминировать. И казалось, бы надо бы радоваться, но тут идет этот искус – ВЛАСТЬ, вам вдруг будет казаться, что кругом некомпетентные правители, власть предержащие, а они действительно иногда себя тупо ведут, и будет такое искушение захватить власть, благо, что к тому моменту вы будете обладать уже всеми способностями, благо, что для вас уже не будет труда пробиться наверх и как-то развернуть ситуацию туда, куда надо, вы будете обладать этими возможностями. Но искус власти самый сильный, потому что вам будет казаться, что человечество страдает, что власть ничего не делает, что надо сделать очередную революцию, что надо этого Ляпкина-Тяпкина сместить, а Тяпкина-Ляпкина поставить, и вас может захватить, завертеть и унести в какую-нибудь политическую партию, в какое-нибудь движение против чего-нибудь, за что-нибудь, за добрую старую родину, против дурных влияний или наоборот за новое и светлое против старого мракобесья, неважно на самом деле. 
    Но человек глазом не успеет моргнуть, как его хоп и завернуло и понесло, а энергии много, энергии много от йоги, энергии много от Тантра Йоги… и это очень серьезный искус, который может остановить ваше развитие и если ко всему вы забыли методы, если вы забыли, что нельзя причинять вред ни одному живому существу без крайней необходимости, если вы забыли о том, что не стоит растрачивать жизнь по мелочам, то это следующий момент, который вас захватит и понесет и вы даже глазом не успеете моргнуть, как умрете и вновь родитесь, это не рационально с точки зрения йоги. 

    4. Существует также еще несколько препятствий на пути, но не цель серии этих лекций касаться этих препятствий, там одно препятствие более утонченнее другого, более трудно распознаваемо. 

    Все препятствия достаточно хорошо описаны в йоге, но понимаете в чем дело, казалось бы: «Ну, раз они описаны, то, как хорошо, мы теперь знаем, все хорошо, мы уже подготовлены» – да нет, не так-то все и просто, там завязаны самые глубинные мотивации нашего поведения и иногда надо будет вам проявлять власть и наводить порядок железной рукой, если это будет ваш долг. А распознать очень тяжело, где и как вам поступить, точно так же и в вопросах секса, где надо блюсти воздержание, безбрачие, а где надо полностью исследовать весь этот вопрос. 

    В общем, не всё так просто на пути йоги, поэтому в тех группах йогов и йогинь, где до нас сохранилась эта йога, по-разному делался акцент на дальнейшем образе жизни. Т.е. если ты принадлежал касте правителей, то тебе просто деваться некуда было от власти, ты должен был ее применять, вопрос в том, как и т.п. В результате этих разных акцентов в зависимости от того, чем ты занимался, какое положение занимал, эти образы жизни друг от друга несколько отличаются.


Кажется, что школы йоги совершенно разные, но все они вышли из одного источника.

Перекосы.


 
   Иногда нам кажется, что это несколько школ йоги, что это несколько течений Тантры, а при более глубинном изучении выходит, что все они вышли из одного источника. 
    И как всегда перекосы, вы помните, что эти люди жили крайне не публичной жизнью, но, тем не менее, оказывали самое жесткое воздействие на менталитет тех стран, в которых жили, явно, неявно, косвенно, но оказывали воздействие, явно или неявно этот образ жизни начинали копировать простолюдины (как бы сказали в те годы), явно или неявно кому-то это помогало, а кто-то в очередной раз делал перекос, я напоминаю вам, что в этом смысле равенства нет, люди хоть и похожи друг на друга, но все люди разные, но разные они не по своим каким-то принципиальным отличиям, а по степени самоосознавания, по степени ответственности, по степени осознанности человеком своего Я, своего места во вселенной. Кто-то больше похож на животное, чем на человека, включите криминальные хроники, посмотрите на всех этих героев, там иногда кажется, что это все животные, которые просто умеют разговаривать, потому что у собаки иной раз бывает больше интеллекта и человеколюбия. Так вот все мы разные, но это не значит, что кто-то ниже, кто-то выше, нет, это ничего не значит, как говорится: «у каждого святого было прошлое, у каждого грешника есть будущее», но, проникая в эту среду, любой образ жизни начинал трансформироваться в каких-то своих уродливых формах. 
    Например, была одна школа йоги такой очень массовой традиции, где йоги считали, что их задача (ну как один из вариантов практики Карма Йоги) служить человечеству всем, чем есть и так называемые храмовые жрицы, которые во имя Матери могли отдаваться кому угодно, любому страждущему, т.е. любой путник, не путник заходил в храм и мог сексуально провести время с этой жрицей любви. И это на первый взгляд очень странное такое положение, а с другой стороны, эти жрицы были женщинами, которые служили всем на свете, даже своим телом, вот у них был такой обет, вот такая школа йоги была. Во что это превратилось, как вы думаете? Это превратилось в проституцию, т.е. если сперва это было бескорыстно, то потом это превратилось в проституцию, а недавно это еще большее продолжение получило, может быть, я об этом рассказывал, меня это очень шокировало, что уже проституция начала под это подстраиваться, т.е. если раньше это были «девочки по вызову», то теперь это «жрица любви посветит в таинства каких-то больших духовных практик», ну, понятно, за деньги. Т.е. еще раз, друзья, это больное место всех высоких йог, как только йоги попадают в грязные руки, то даже самые высочайшие идеи искажаются. То, что жрица, которая отдавалась каждому путнику, приводило к тому, что было полное отсутствие маньяков, было отсутствие изнасилований, а зачем кого-то насиловать, пошел в храм и всё. На первых взгляд казалось бы: а чего это женщина так себя ведет? А вот если копнуть глубоко, то начинает доходить этот высший смысл, а с другой стороны, представьте себе насколько эта женщина должна быть предана Высшему, чтобы служить людям всем, в том числе и своим телом, но маленькое-маленькое изменение и мы хоп получаем проституцию, чуть-чуть и всё извращается. Поэтому прежде, чем судить то или иное явление в истории, в жизни каких-то других народов, надо очень хорошо разбираться в тех условиях, иначе можно так головы рубить: «А…, все они были дураки, извращенцы», а если начинаешь копать, если начинаешь узнавать, как там было на самом деле, то перестаешь так уже огульно кого-либо в чем-либо обвинять. 
    Были и другие школы йоги, где блюли очень жесткую брахмачарью, где под контроль ставили полностью все свои сексуальные проявления. Но я должен одну вещь тут добавить, они очень грамотно блюли, внутри нас есть механизм, не дай Бог этот механизм заподозрит, что вы выступаете против рода людского, как вас сотрут с лица земли точнее вам отключат разум и вас понесет и этот механизм формировался многие и многие тысячи лет, генетически из поколения в поколение, выживали те, у кого этот механизм был на уровне этих тонких структур нашего тела, которые мы возобновляем при каждом рождении. Мир очень сложный, мир не такой однозначный. И там они наоборот блюли другой такой образ жизни, где секс всячески регламентировался, где он был сведен до какого-то совершенно минимума.
    Но и та школа йоги и эта школа йоги вышли из одного источника, опираются на одни и те же принципы и ведут к одной и той же цели, вот в этом некая сложность, то же касается и всех других наших проявлений человеческой жизни и в этом смысле начинается сложность в определении этого образа жизни, здесь идет миллион разных сценариев, т.е. начиная от одного спектра и заканчивая прямо противоположным.


Вопрос: Как отличить честное подавление сексуального желания (когда ты можешь сдержаться) от нечестного?

Вадим Запорожцев: Это очень серьезная тема, тема трех йог, есть Йога Союза (она же Йога Секса), есть Тантра Йога, есть Йога Влюбленности, и там эти темы очень хорошо рассматриваются, в двух словах ответить очень тяжело, нужно всю эту йогу пройти от начала до конца, т.е. хотя бы основные положения этой йоги. Поэтому чтобы ответить на вопрос: является ли наше желание заниматься сексом необходимым для нас или является наоборот шансом попрактиковать аскетизм, в каждом конкретном отдельном случае по-своему, более того, даже у одного и того же человека в разное время жизни по-разному и еще очень много разных «но». Все, что касается секса, предельно сложно. С помощью секса каждый из нас здесь оказался на этой Земле, из пробирок нас пока не выращивают, а если и будут выращивать, то все равно те импульсы, которые порождают этот канал, через который мы заходим, он все равно имеет сексуальный характер, это достаточно закрытые от непосвященных темы в Тантра Йоге и вне контекста я касаться их не хочу. Поэтому тема эта – первое, с чем вы столкнетесь, если йога у вас пойдет правильно, если вы еще с этим не столкнулись, значит, вы еще разгребаете карму, касающуюся физического тела. Как только возникает избыток энергии, праны, как только вам прямая физическая смерть не угрожает, следующая тема, к которой вас будет призывать вселенная, это продолжение рода. В этом смысле тема рождения, тема секса, она выше в хорошем смысле слова любых философий, и только лишь та философия действительно справедлива, которая эти вопросы рассматривает и рассматривает с положительной точки зрения. Все человеконенавистнические философии, психологии и учения, которые выступают против, исчезают двумя путями, первый – естественно, т.е. сказал нет и исчезла философия, вторая – это глубинные механизмы на уровне причинного тела. Вот знаете автопилот, говорят, в самолетах есть такой автопилот, что когда все нормально, в пределах приличия, летчик ведет самолет, а как только он начинает в какой-то крен выходить неправильный или еще что-то, у него сама система, компьютер перехватывает управления, и он чего-то дергает, двигает, но от него уже ничего не зависит, его уже автопилот выводит, особенно когда дело касается долей секунды, когда человек не в состоянии понять на какой рычаг давить, то эта система быстренько перехватывает управление и спасает таким образом от катастрофы, от смерти самого же летчика. Вот, если аналогию провести, наше внутреннее устройство примерно сделано точно так же, на уровне причинного тела заложен такой автопилот, что если вы начинаете неграмотно выступать против секса, то у вас перехватывается управление и вы глазом не успеете моргнуть, как вас либо понесло на приключения, либо у вас начинаются такие девиации извращенческого толка, то, что нельзя получить прямо начинает достигаться опосредованно через какие-то другие моменты, это такая внутренняя игра, очень опасная. Откуда вы думаете эти маньяки берутся, с Луны что ли падают? Эта вещь очень опасная, поэтому природа в этом смысле нас охраняет и все, что касается секса: священно, как учит нас Тантра Йога, если вы, кстати, считаете, что секс это грязно, то вам делать в ней нечего, с другой стороны, если бы не было сексуальной энергии, мы бы с вами здесь ни о какой йоге не рассуждали бы, мы бы просто не родились бы.


Вопрос: Природа секса – это причинное тело?

Вадим Запорожцев: Природа секса и причинное тело – это разные категории в описании устройства нашего бытия. Если простыми словами описывать, чем является энергия секса, то самое простое, что здесь возникает – это самое чистое, это предельно творческая энергия нашего бытия, а если вам нравится сравнение с какими-то йоговскими аналогиями, то у нас есть базовая энергия нашего тела, иногда она называется энергия Кундалини. Что такое энергия? Энергия – это проявленная часть изначальной вибрации породившей вселенную. Эта изначальная вибрация, породившая вселенную, она же энергия Кундалини в чистом виде… Энергия секса – это энергия Кундалини, она очень тонкая энергия, но самое первое, во что она превращается, это энергия секса. Поэтому скорее природа секса – это один из видов энергии Кундалини, нежели причинного тела. Это все аксиоматика йоги, я понимаю, что вы ее просто не знаете, ее никто не знает, потому что все думают, что йога это на голове стоять и пр., а то, что это глубинная философия или почему на голове стоять? – а в Китае бы за это чуть ли не казнили того, кто стоит на голове, якобы он нарушал порядок вещей, что все должно быть подобное в подобном. Причинное тело – это аналог грубого тела, которое сделано из грубой энергии, из грубой материи, причинное тело – это такое тело, как наше физическое, но только сделано из сверхтонкой, сверхтончайшей энергии, материи, той материи, которую к счастью наши ученые еще определять не научились, потому что если бы научились, то уже бы сделали что-нибудь ужасное, пулемет (время от времени читаю ужасы всякие: астралное оружие, психотропное…) А т.к. наука у нас по определению бездуховна, т.е. категория духовности, категория ответственности просто не входит в понятие науки, в науке ты должен гнать результат, есть законы природы, ты должен их раскрывать, а кто ими будет пользовать, как ими будут пользоваться не важно, ученые говорят: «Это не мои проблемы», т.е. попадет ли это в руки маньяка или спасителя человечества ученые говорят: «А меня это не интересует, меня интересует хорошая наука». Не знаю, знаете ли вы или нет, что дедушка атомной бомбы был, что называется, один из самых белых и пушистых людей, Альберт Эйнштейн, в тот момент, когда он удрал из Германии, он боялся, что Гитлер сделает, тогда просто никто не думал об этой бомбе, он толкнул на то, чтобы ее сделали, потом когда это выяснилось он сам схватился за голову. Так вот причинная материя – это самая тонкая материя.


Вопрос: Природа любви – это природа энергии Кундалини или Я?

Вадим Запорожцев: Это вопрос уже из Йоги Влюбленности. Природа любви, природа влюбленности – это подарок, это состояние самое близкое к состоянию просветления, которое нам авансом на несколько мгновений дарится с высших сфер, чтобы попробовали на вкус, чтобы знали к чему стремиться. Природа влюбленности и любви не сводится ни к энергии, ни даже к сознанию, во всех видах проявления, будь это самая грубая энергия или будь это самая тонкая энергия на уровне причинного тела, она не сводится ни к энергии Кундалини, ни к сексуальной энергии, ни к сознанию, ни к сверхсознанию, ни к подсознанию и т.п. Эти понятия как энергия и сознания не имеют отношения к таким понятиям как влюбленность и любовь – это вещь запредельная, я уже начинаю кусок из Йоги Влюбленности вам рассказывать: «не существует условий и факторов в этой вселенной, чтобы заставить кого-либо влюбиться, их просто нет». Можно сделать какую угодно комбинацию энергии и сознания и породить любой объект или явление во вселенной, сверхновую звезду, любую эмоцию: страх, зависть, ревность и т.д., всё, за исключением влюбленности. Влюбленность выпадает, потому что влюбленность – это и не чувство, это естественное состояние нашего высшего Я, точнее естественное состояние нашего высшего Я оно не выразимо, здесь даже и сказать слов то нельзя, а вот самое близкое – это состояние влюбленности. Поэтому «энергии, тонкие структуры, чакры» никакого отношения к влюбленности не имеют, хотя влюбленность может проявляться через разные структуры, в том числе и через чакры и чего угодно.


Если вопросов нет, то идем дальше.

Необходимость периодов одиночества.

    Итак, друзья, значит, образ жизни йогов и йогинь на этом уже последнем пункте «что делать?» он мог отличаться. Эта йогиня могла быть храмовой жрицей, которая отдавалась любому встречному, эта йогиня могла предельно закрытый аскетический образ жизни вести, точно также и йогин мог всю жизнь брахмачарью практиковать, это мог быть человек, который занимает какое-то высокое положение в иерархии власти, или вообще совершенно незаметный человек, в общем, много-много всяких разных раскладов и здесь еще раз трудность. 
    Но тем не менее есть здесь еще один фактор общий для йоги. Мы помним, что вся эта иерархия началась с цели, а ЦЕЛЬ – это ПОЗНАНИЕ ВЫСШЕГО, соответственно для того, чтобы познавать Высшее, призывалось познавать его через все то, что нам Вселенная приносит, т.е. не ждать пока оно откроется где-то там на вершинах Гималаев, Высшее уже и так вокруг нас, мы просто его не видим, не ощущаем. Дальше уже идут методы…, начиная рассказывать этот образ жизни, конечно же, волей или неволей я начну спрыгивать в методы, но деваться некуда, потому что эти факторы тоже достаточно хорошо определяют, что-то объясняют и кое-что мы даже можем позаимствовать с вами. Итак, первое, это то, что с известной периодичностью йог или йогиня должны были оставаться в одиночестве какой бы йоги они не придерживались. у каждого по-разному, в разные периоды времени по-разному, иногда это надолго, но редко, иногда это часто, но на немного, но в любом случае период одиночества крайне необходим и в разных йоговских трактатах это прямо или косвенно затронуто, во-первых, всегда в трактатах призывают изучающего йогу построить себе убежище, построить какую-нибудь хижину и на время практики йоги или время от времени там жить. Хорошо им там в жарких странах напилил из бамбука веточек, пальмовыми листьями накрыл и вот тебе и стол и дом, у нас, конечно же, тяжело этому следовать. Но тем не менее считается, что обязательно с известной периодичностью каждый йог и каждая йогиня должны проводить в строгом одиночестве какой бы йоги вы не придерживались. Т.е. после периода взаимодействия с социумом, если вы практикуете Карма Йогу, периода управления, когда вы там раджа, если вы практикуете Раджа Йогу, и если вы со своей подружкой практикуете Йогу Союза или Тантра Йогу, все совершенно замечательно, т.е. вы на полной программе взаимодействуете с другим человеком, то обязательно должны быть периоды, когда вы один на один со Вселенной.

Зачем нужны периоды одиночества.

    Если этих периодов не будет, то вы это очень четко почувствуете, это чисто технический момент, в Йога-Сутрах Патанджали очень красивое дается сравнение, что тело человека обычного, как обычное тело, а вот тело человека, который занимается йогой становится сверхчувствительным, и такое сравнение приводилось, что если пылинка попадет вам в глаз, то это вызывает резкую боль, резкую вашу реакцию, если она коснется руки, то ничего страшного, вот точно также и тело йогина, который очень усиленно занимается йогой, начинает быть настолько ранимым, возбудимым, настолько обостряется восприятие, что йогин естественным образом стремится к уединенности, вот отсюда и многочисленные другие перекосы пошли, что он только в уединенности и живет. Просто это необходимая составляющая вашего образа жизни должна быть, иначе вы просто свихнетесь, вы методами йоги начнете чистить каналы, центры, ваши чувства обострятся до предела, если до вас там перышком дотронуться, то это будет, как дубинкой вас огреть, особенно, если вы начнете практиковать такие мощные йоги, типа Пранаямы Йоги.

    Поэтому у каждого йога или йогини был свой угол, куда они с известной периодичностью уединялись, самая большая ошибка, если этого не делать, вы перегреваетесь, вы копаете причинное тело, причинное тело дает мощную реакцию и вы начинаете непотребства творить, поэтому этот момент крайне важный. Вот сейчас я по телевизору смотрю, вот такая проблема, когда или подводников на подводной лодке, или космонавтов куда-нибудь в космос запускают, то самая большая проблема – это совместимость экипажа. Вроде все мы белые и пушистые, вроде всё совершенно замечательно, но стоит людей поместить в ограниченное пространство, проходит 2-3 недели и они начинают друг друга тихо ненавидеть. Бьются над этим психологи, бьются над этим ученые, кто только не бьется, и никак они не могут понять то, что в йоге является естественной темой. Дело в том, что, когда вы очень близко друг с другом находитесь, вы начинаете взаимодействовать друг с другом на уровне причинного тела, вы начинаете невидимо тереться друг об друга (я сейчас говорю очень образно) и это как возбуждение, возбуждение, возбуждение и внутри эти структуры напрягаются: вот он день держится, второй, неделю держится, третью держится, на четвертую неделю экипаж в поножовщине друг друга перебил. Сплошь и рядом эти моменты, когда из-за несовместимости экипажа люди, которые живут в ограниченном пространстве, начинают совершеннейшие непотребства творить. Никто не может понять почему. Тайна заключается очень глубоко, тайна заключается на уровне причинного тела и в этом смысле решить проблему просто подбором психологически совместимых людей практически невозможно, все равно те или иные трения будут возникать. Поэтому эти моменты возникают в гипертрофированно увеличенной форме, когда вы начинаете заниматься йогой, тогда это уже не просто. Если вы живете в ограниченном пространстве, то вас начинает раздражать сосед, даже начинают раздражать ваши родные и близкие, друзья, знакомые, родители и самое что неприятное, это когда ваш любимый юноша или ваша любимая девушка начинают вас раздражать, потому что вам надо время остыть, побыть одному, а вы постоянно рядом, а причинные структуры напряглись: сожмите руки и держите так, день подержите, боль будет страшная, но мы понимаем, что мы сжали руки, поэтому если мы ее расслабим, то боль уйдет, а когда внутри оно сжимается, напрягается, то мы даже не понимаем почему, потому что это причинный уровень, а причинный уровень коварен в том, что мы его не осознаем, не отслеживаем, нам просто плохо, а почему плохо? А бог его знает почему, «там я не совместим с этим человеком», да не ты не совместим с этим человеком, просто ты попал в такие условия, где он напрягает твой причинный уровень, а ты его, и вопрос совместимости – это найти такое джентльменское соглашение, чтобы не цеплять друг друга, поэтому и говорят о йогах, что йог, что это человек, который может жить со всеми, т.е. он всегда подстраивается под любой расклад, но нам до этого еще далеко, прежде, чем стать такими йогами, у которых в принципе в жизни нет конфликтов ни на какой почве, для этого нам надо научиться работать с причинным телом, а это, ой, как глубоко. 
    Так вот в образ жизни йогов и йогинь и вошло, что обязательно у вас должно быть уединенное место, где вы время от времени находитесь. Чем более интенсивно практикуете более мощные методы в йоге, ту же Пранаяму, например, тем вам больше надо уделять внимание тому, чтобы у вас была берлога, где вы будете зализывать свои причинные раны, если этого не будет, то будут начинаться конфликты, трения. Понимаете, этот механизм очень глубинный, он заложен в нашу поведенческую модель и заложен нашей природой, природа тоже не любит большую скученность, разные гипотезы по этому поводу выдвигают, некоторые считают, что если большая скученность населения, то возникают резкие вспышки эпидемии. Т.е. это еще наследие со времен, когда чума половину человечества выкашивала, средневековая жизнь была очень плотненькая, там особо не разгуляешься и что это, мол, естественная привычка, естественное желание держаться на расстоянии, т.к. безопаснее. Но я не знаю, как оно, может быть это, может быть еще что-то, может быть сразу вместе чего-то, но, тем не менее, знайте, если вы начнете серьезно заниматься йогой, у вас возникнет острая необходимость время от времени быть одному, если эту необходимость вы не будете осуществлять, то начнутся проблемы, проблемы не явные, а если вы еще не придерживаетесь принципа не причинения вреда ни одному живому существу, то вас может повести на этом, т.е. вы можете какие-нибудь скандалы устраивать. 
    С одной стороны, это хорошо, потому что вот вы третесь, и как бы еще до причинного уровня бы дошли, сколько бы вам надо было еще жизней родиться, чтобы дойти до этого уровня, уровень причинного тела? Это тот уровень, на котором живут высочайшие йоги и йогини, это сверх, до просветления рукой подать, поэтому вы начинаете тереться друг с другом, кстати говоря, по этой причине, когда мы касались «отдать священный долг», там было положение, что вашу жену или мужа следует выбирать, как а) мать или отца своих детей, б) как товарища по аскетизму. Среднестатистическая семья, как правило, к этому и приходит, на уровне причинного тела начинают муж и жена тереться, с одной стороны, это чистит друг друга очень сильно, быстро, «рука руку моет», с другой стороны, это то же самое, что в глаза песка насыпать – очень больно. И для того, чтобы хоть как-то сносно уметь вести в том числе и семейную жизнь, вам время от времени надо быть один на один со Вселенной, если не будете, то в одно прекрасное утро это напряжение достигнет опять какой-то критической точки и опять отключится разум и опять понесет. 

РИС. МЕСТА УЕДИНЕНИЯ.

 


Жилье.


    Чем плохо причинное тело? Причинное тело – это такой уровень, который более глубинный чем уровень разума, можно сколько угодно проходить психологические тренинги: «Ой, я белый и пушистый, я никого не трогаю, мир, дружба, жвачка, да будут все живые существа счастливы», но потом, как вас за живое заденет и вы забудете все, и в первую очередь этот тренинг самым первым слетит с вас, и вы уже с кулаками полезете на обидчика и уже всё. В этом опасность страшная, поэтому для йогов и йогинь в древности это был серьезный момент. Но мне говорить об этом вам, это то же самое что сыпать соль на ваши раны. Дело в том, что в нашей стране карма жилья одна из самых чудовищных, мы заплатили своим жильем за победу во Второй мировой войне, за космос, за все мы заплатили, у нас этот вопрос крайне жестко стоит, и если я вам буду говорить: «Друзья, для практики той или иной йоги вам надо иметь отдельную комнату, а еще лучше отдельный дом не многоэтажный, а где-нибудь на лоне природы», то это с моих уст будет звучать как издевательство. Поэтому если говорить вам, то я понимаю, что буду сыпать соль на раны, но и не говорить не могу, иначе процесс не пойдет. Так вот если вы начнете практиковать, то вам нужно будет место уединения. Точно также йогам и йогиням нужно было это место уединения, им было проще, в Индии жарко, земля ничья, а если и чья, то земли хватало, а наша страна хоть и наверно самая большая по площади, но попробуйте купить где-нибудь участок в Подмосковье, вот такой перекос. И говорят: «Жилищная проблема, жилищная проблема….» – это не жилищная проблема, это наша дурная карма, и она будет для вас обостряться по мере вашего занятия йогой, просто до сумасшествия вас будет доводить, откуда я это знаю? Дело в том, что я достаточно давно готовлю, в том числе и преподавателей йоги, у меня есть статистика, а статистике можно верить только той, которую сфальсифицировал сам, т.е. я знаю о чем говорю. 
    И какой из этого вывод, а вывод только лишь один: жить, как в Америке, т.е. чтобы у каждого желательно был бы домик, желательно, чтобы это была не клетушка в этом гетто-муравейники, а что-то такое с садиком и т.п., но еще раз, говорить вам это, это издеваться над вами. В то же самое время обратите внимание, как живет Америка, центр деловой маленький, а вокруг на 50 км по радиусу домики одноэтажные, коттеджи, я надеюсь, что мы к этому самому придем. 
    Поэтому если у кого есть возможность купить в Подмосковье сотку другую земли, если есть деньжата, то покупайте, она только и будет расти в цене, потому что все больше и больше людей начнут заниматься йогой и предложение будет не дотягивать до спроса, это анекдот конечно, но в то же время подумайте, иначе вы просто перегреетесь на такой пустяковой мелочи. Я помню, еще когда первые электронно-вычислительные машины, то все компьютерщики за голову хватались: «Ой, ой, система охлаждения, система охлаждения…», я так чисто пораскинул умом и подумал, что сделать какой-нибудь супер-пупер процессор, там какие-то миллиарды операций, это ж так сложно, а охлаждение – вентилятор поставил, крутится и все. Вот примерно такая же ситуация и в йоге, казалось бы, что нам бы сконцентрироваться на том, чтобы изучить практику с многочисленными подробностями, а где мы ее будет практиковать, где мы будем отдыхать и пр. – это дело десятое. А на самом деле, как у компьютера, если он перегревается, то он начинает сбои давать, точно так же и мы с вами перегреваемся йогой и нам надо место, чтобы остыть. 
    И еще раз я хочу повторить, что все-таки не была к нам ужасно сурова вселенная, она все-таки сделала один выход и многие из вас могут им воспользоваться, это так называемые «шесть соток» – дачные участки, которые в советские годы достаточно многим людям дали. И если у вас есть хоть какой-то клочок земли на достаточно разумном расстоянии, то имеет смысл переоборудовать его под место для практики йоги, пусть там условия более, чем спартанские, но шесть соток – это как раз тот размер, что ни больше, ни меньше, если меньше, то маловато: забор и уже сосед рядом; а так сосед относительно далеко, т.е. меньше плохо, а больше тоже тяжело, потому что нужно будет за ним ухаживать, сорняки выпалывать и йогой некогда будет заниматься. Так что проблема дачников – это на самом деле стратегическая духовная проблема, это проблема выживания, в том числе и йоги. Вот на первый взгляд смех, а с другой стороны, это когда человек собрался в дальнюю дорогу, полностью подготовился, но шел-шел и наступил ногой на гвоздь, нога болит, казалось бы, иди дальше, а идти не можешь из-за этого несчастного гвоздя. Вот примерно та же ситуация и в йоги, казалось бы мелочь – мало ли где одному побыть, дача, не дача, квартира… – казалось бы мелочь с позиции глобального просветления, поднятия Кундалини, открытия третьего глаза, то это все как-то пошло и по бытовому звучит. А вот это может оказаться тем гвоздем, наступив на который, вы проткнете себе духовную ногу и дальше просто будете не в состоянии идти, точнее, идти то можно, но это будут мучения. 
    Поэтому если есть у вас возможность улучшить жилищные условия – улучшайте, но это вопрос кармический, это не то, что ваши мама с папой не подсуетились или бабушки с дедушками, это не то, что страна у нас такая, это вопрос кармы, это расплата, мы задолжали, теперь надо расплачиваться. 
    Или на худой конец найдите себе где-нибудь участочек земли безлюдный в парке или еще где-нибудь и начните там заниматься, будете маньяков распугивать, они страшно боятся таких тем. Представьте кто-то пранаямой занимается и начинает шипеть, маньяки просто разбегаются, это вероятно самое страшное, что только может быть в их жизни. 
    Ну и на последок, огромная часть бытовых проблем, трения с мужем или женой или с кем-нибудь еще, как ни странно решается жилищным вопросом, в том плане, что пока вы вместе, то ненавидите друг друга, когда вы по раздельности, то становитесь милыми людьми и вопрос здесь более глубинный, чем кажется на первый взгляд.

            

17. Ключевые слова: лекции по йоге, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, смотреть, слушать, текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Елена Зверева, Образ жизни, знание йоги, западная цивилизация, Россия, что делать?, цель, познание Высшего, познание высших духовных законов, познание самого себя, познание своей природы, познание, что есть человек, средство, страдания, отказ от неведения, отказ от страданий, метод, отдать священных долг, тантрический подход, дыхание, отдых, практиковать Йогу Сноведений, момент смерти, аскетизм, методы чувственного постижения, Мантра Йога, майя, секс, сексуальная энергия, неведение, йога, продолжение рода, механизмы сексуального влечения, йога отделена от науки, власть, сверхспособности, способности, школа йоги, Йога Союза, Йога Секса, Тантра Йога, Йога Влюбленности, энергия Кундалини, энергия, причинное тело, Я, чакры, период одиночества, психологические тренинги, жилищная проблема, уединение, Америка, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, бесперспективность бездуховного пути развития, новым богом стала наука.

18. Контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1. Зачем нужно знать образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас знание йоги?

а) Чтобы получить сертификат для преподавания йоги.
в) Чтобы отдать священный долг.
г) Чтобы лучше разобраться в древнем наследии йоги и чтобы скорректировать свой образ жизни.
д) Чтобы слепо скопировать его.

2. Какова была цель йогов и йогинь древности?

а) Отказ от страданий.
б) Получить посвящение от гуру.
в) Один миллион долларов.
г) Познание Высшего.

3. Каково было средство в образе жизни йогов и йогинь древности?

а) Самосокращение.
б) Самоотречение (отказ от страданий).
в) Самоистязание.
г) Самообучение.

4. Каков был метод в образе жизни йогов и йогинь древности?

а) Рентгеновская спектроскопия.
б) Следовать за наслаждением.
в) Не причинять вред ни одному живому существу и не растрачивать жизнь по мелочам.
г) Причинять вред всем живым существам и растрачиваться по мелочам.

5. Что означало «отдать священных долг» для йогов и йогинь древности?

а) Почитание родителей.
б) Продолжение рода.
в) Соблюдение брахмачарьи.
г) Продолжить семейный хлебопекарный бизнес.

6. Какие дети для йогов чужие?

а) Дети шудр.
б) Каждый третий ребенок чужой.
в) Все.
г) Для йогов и йогинь нет чужих детей, все дети свои.

7. Как в рамках образа жизни йогов и йогинь древности ответить на вопрос: «Что делать?»

а) Ждать небесную благодать и ничего не делать.
б) Не терять ни секунды и практиковать йогу, познакомиться как можно с большим количеством йоговских методов, чтобы подобрать себе из этой копилки именно те методы, которые лично подходят.
в) Заниматься Хатха Йогой.
г) Устроить революцию.

8. Что будет с человеком, если природа почувствует угрозу продолжения рода, того, что не станут дети рождаться?

а) Она начнет с ним творить непотребства, отключит разум и человека понесет….
б) Самадхи без объекта.
в) Природа лишит человека возможности заниматься йогой.
г) Перпетуум мобиле.

9. За какую сумму отдавались храмовые жрицы в древних школах йоги?

а) За ту, что назначал их гуру-наставник.
б) За бесплатно.
в) За работу в храме.
г) За 350 рублей.

10. Как обычные люди исказили храмовое служение всему человечеству, даже своим телом?

а) Придумали бизнес-семинар: Противодействие контролирующим органам при проведении внезапной проверки на предприятии.
б) Придумали брахмачарью.
в) Придумали аскетизм.
г) Придумали проституцию.

11. К чему будет призывать вас вселенная, как только у вас возникнет избыток энергии, праны, как только вам прямая физическая смерть не будет угрожать?

а) К продолжению рода.
б) К решению проблемы перенаселения планеты Земля.
в) К власти.
г) К созданию дренажной системы ливневой канализации и наземного водосбора в ашраме.

12. Что такое энергия?

а) Непроявленная часть изначальной вибрации, породившей вселенную
б) Прана.
в) Проявленная часть изначальной вибрации, породившей вселенную.
г) Электрический ток.

13. Какова природа влюбленности?

а) Энергия Кундалини.
б) Это подарок Высшего, это состояние близкое к состоянию просветления.
в) Анахата чакра.
г) Причинное тело.

14. Как связаны проблема «Что делать?» и проблема одиночества в образе жизни йогов и йогинь древности?

а) Йоги очень боялись одиночества и постоянно что-то делали, чтобы не думать об одиночестве и не травить себе душу.
б) Кажется, что никак, т.к. когда жили йоги древности, Чернышевский еще не родился.
в) Считается, что каждый йог или йогиня с известной периодичностью должны были какое-то время проводить в одиночестве, вне зависимости от того, какой йоги они придерживаются.
г) Настоящие йоги живут в одиночестве и ни с кем не общаются.

15. Чем коварен причинный уровень (причинное тело)?

а) Тем, что его нет.
б) Тем, что мы его не осознаем, не отслеживаем (нам просто плохо без причины)
в) Тем, что там не работают законы вселенной и только хаос.
г) Не крошите мне мозг.

16. Как кого следует выбирать жену или мужа касательно образа жизни йогов и йогинь древности?

а) Как мать или отца своих детей и как товарища по аскетизму
б) Как идеального сексуального партнера.
в) Как товарища по школе йоги.
г) О чем вы спрашиваете? Йоги никогда не женятся, они одиночки.

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1в, 2г, 3б, 4в, 5б, 6г, 7б, 8а, 9б, 10г, 11а, 12в, 13б, 14в, 15б, 16а.

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками: Все лекции из серии “Образ жизни йогов и йогинь древности”

21. Глоссарий (временно нет).

Добавить комментарий