Лекция Вадима Запорожцева № 10 (образ жизни йогов и йогинь) от 7 июня 2008 года

1. Название лекции:
 

«Что делать?» в образе жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги (продолжение).

2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

 

4. Краткое описание: Крайности плохи не только в занятии йогой, но и в жизни. Если вы чрезмерно бедны – это серьезное препятствие в йоге, если вы чрезмерно богаты – это такое же серьезное препятствие в йоге, если у вас слишком много свободного времени – это препятствие в йоге, если у вас его слишком мало – это также препятствие в йоге. Стадии жизни: 1) сперва, изучи то, что накопилось за тысячелетия, 2) затем отдай священный долг, 3) затем делай, что хочешь и действительно очень многие йоги и йогини практиковали опасные практики, где очень тяжело выжить было. Высшее, запредельное, сверхлогичное знание никогда не противоречит обычному нашему повседневному знанию..

5. Дата и место чтения лекции:

7 июня 2008 года, Культурный Центр “Просветление”.

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Еленой Зверевой.

8. Текст отредактирован: Еленой Зверевой.

9. Рисунки: Елены Зверевой.

10. Фото: из архива Школы йоги.

11. Сайты: www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес: https://173904.selcdn.ru/av_yoga/e-books/Obraz_jizni/Obraz_jizni10.doc

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес: https://173904.selcdn.ru/av_yoga/e-books/Obraz_jizni/Obraz_jizni10.fb2

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

 

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

   Видео:

1 часть
 
 
 
 

16. Основной текст лекции.

Вопрос: Какое определение йога дает счастью и удовольствию? Как она отделяет одно от другого?

Вадим Запорожцев: Начнем с аксиоматических премудростей в йоге. Итак, наше естественное состояние, как учит йога, это состояние высшего счастья, это состояние высшего наслаждения, это состояние высшей влюбленности, если интерпретировать со стороны Йоги Влюбленности, это естественное состояние нашего Я, т.е. это природа нашего Я. Прошу обратить внимание, что это не искусственные какие-то реакции на внешние раздражители, а естественное состояние, т.е. оно не нуждается в поддерживании, оно само является основой, чтобы поддерживать все остальные состояния и все остальные чувства, которые мы переживаем, даже такие состояния, как боль, даже такие состояния негативного проявления, как пессимизм и т.д. Естественный холст счастья – это та основа, на которой в жизни мы рисуем картину своей судьбы, и рисовать можем самые разные узоры, самые разные картины, но если копнуть в самый-самый глубочайший низ, то там будет счастье, об это нас учит йога. Но! Вероятно, все мы с вами испытывали чувства далекие от счастья, далекие от наслаждения, вопрос: как они возникают? Возникают они из другого аксиоматического принципа построения вселенной – майи и закона ассоциаций, когда мы каким-то хитрым образом умудряемся брать свое естественное счастье, делить его пополам и эти половинки сталкивать лбами. И отсюда рождается то, что проявляется как несчастье, страдания и т.п. в результате мы еще плюс к этому делаем то, что называется карма, т.е. какие-то поступки, которые потом начинают приносить последствия. В результате все это запутывается и этот весь клубок мы, как правило, называем жизнью. То одна полоса, то другая полоса, как нам кажется, а на самом деле, это никакая не полоса, а эхо, с одной стороны, вернувшихся наших же поступков, с другой же стороны, действие майи, когда мы неправильно связываем одно с другим и делаем очередные ошибки. В этом смысле ЗАДАЧА ЙОГИ как раз в том, чтобы вернуться к этому изначальному состоянию – состоянию счастья, и все методы йоги, все различные упражнения, практики и т.д. они по большому счету, если интерпретировать йогу с позиции того, что называется счастьем, ведут нас именно к этому – к счастью. 
    Иногда меня спрашивают: «В чем цель йоги? К чему приводит йога? Какая задача стоит перед йогой? Для чего человек занимается йогой?», можно в этом смысле сказать: «Для того, чтобы быть счастливым», но только счастливым по-настоящему, чтобы это было счастье не такое, что сегодня счастье, а завтра не пойми что, а такое, что называется, естественное, которое не может быть разрушено ничем. Чтобы достичь такого счастья, которое не может быть разрушено ничем, надо вернуться к своему естественному состоянию, (а мы помним, что естественное состояние – это и есть то счастье), а для этого необходимо убрать майю, неведение, майя – вещь тоже очень хорошая и закон ассоциаций – прекрасный закон, но до тех пор, пока мы не научимся пользоваться этими законами, то наше счастье будет эфемерно, преходяще, а вот если мы преодолеваем неведение, если мы преодолеваем майю, если мы научимся всем этим пользоваться, то мы приходим к тому, что является нашей природой, к нашему высшему Я, а естественное состояние нашего высшего Я – это счастье.
    А есть ли разница между счастьем и наслаждением (удовольствием)? Примем что наслаждение и удовольствие одно и то же, в наших языках нет терминов адекватно передающих такие нюансы или полутона разных состояний, поэтому приходится либо английским языком пользоваться, как сейчас в основном и делают, если это касается каких-нибудь новомодных наук, либо санскрита чуть-чуть подбавлять, чтобы дать некий акцент. В конце концов, слово «йога» переводится как «союз», вернее одно из значений. Можно было бы Советский Союз перевести в Советскую Йогу. 
    Ощущение наслаждения или удовольствия не гарантирует того, что это останется навсегда. Здесь как раз наслаждение, удовольствие, когда мы говорим уже об органах чувств, например, я ем вкусную и сладкую конфету, я получаю и удовольствие и наслаждение; я ем что-нибудь горькое и невкусное – мне неприятно. Получая удовольствие и наслаждение, можно испытывать счастье, а можно и не испытывать, опять же если у меня проблемы в каких-то делах, а один из органов чувств доставляет мне удовольствие, то это удовольствие мне, что называется не в радость. Это как бы продолжение того механизма счастья, который уже осуществляется через действия наших грубых органов чувств. Иногда приходится слышать в йоге такое выражение, которое так же родилось от многих мифов и непониманий: «откажись от удовольствия и тогда придет счастье», это и так и не так. Иногда, да, действительно, чтобы достичь чего-то такого незыблемого надо отказаться от чего-то такого преходящего, но по большому счету незыблемое и вечное не зависит от преходящего, поэтому на этот вопрос лучше всего отвечать с позиции практики нежели теории.

Вопрос: Среди смертных был такой реализованный Будда, в свое время он сбежал от семьи, от своего царства, от удовольствия в поисках счастья и обрел нечто большее, чем счастье, он долго занимался всеми видами йоги, аскетизмом, и довел себя до такого состояния, что не смог даже перейти маленькую реку, и вот когда он понял, что занимался в жизни не тем, чем надо, тратил свою энергию зря и что это были иллюзии… и вот когда он проснулся на следующий день утром он испытал блаженство и просветление. Как это у него получилось?

Вадим Запорожцев: У меня сейчас есть хорошая отговорка – спросите у Будды. Я тут с йогой разобраться не могу, а вы меня в буддизм приглашаете интерпретировать, как там чего и как, поэтому формально я могу вообще не касаться темы буддизма, помимо буддизма в Индии еще 200 миллионов систем, у каждый свой акцент и разобраться в них не представляется возможным. Но я понял подоплеку вопроса, хотя здесь несколько спорных моментов. Во времена Будды не практиковалась йога так усиленно как может показаться, она вообще там не практиковалась. Более того во времена Будды был несколько такой откат духовный (опять же, друзья: йога и религии – вещи разные, отвечаю на этот вопрос, потому что у буддистов есть аналог йоги, они хорошо или хоть как-то сохранились в Тибете, называются Шесть Йог Наропы), так вот к тому времени, когда пришел Будда уже толком никто ничего не понимал, были многочисленные жертвоприношения, возлияния масла в огонь, чтение священных гимнов, но все это было форма, а содержание уже было потеряно. Пришел Будда, он не стал воевать с формой, а начал говорить о Высшем, но другими словами, другими понятиями, другим языком, поэтому его в дальнейшем начали обвинять, что якобы он атеист, что якобы он не признает Абсолюта в плане высшей сущности, создавшей вселенную, Будда просто об этом ничего не говорил. И когда мы начинаем говорить, что во времена Будды было то-то, то-то, пятое, десятое… – мы этого не знаем, мы не знаем, что было во времена Будды. Во-первых, это было очень и очень давно, во-вторых, что касается методики, действительно Будда был сыном одного из раджей, раджа – это такой удельный князек, у него было свое царство, большое или маленькое мы не знаем, может быть большое, может быть очень маленькое, история об этом умалчивает, и действительно он отказался от мира, какие-то аскетические методы практиковал, а потом действительно довел себя до крайнего изнеможения, а потом что-то с ним интересное приключилось (вот вы выдвинули эту историю, а ведь сколько направлений буддизма, столько и баек, как было это просветление, вот был фильм Бертолуччи «Маленький Будда», очень красивый фильм, посмотрите, там несколько свои даются акценты), что на следующий день якобы Будда достиг какого-то высшего состояния. Еще раз, я бы ни слова не сказал бы про Будду, потому что буддисты называют себя религиозными организациями, а йога не относится к религиозным организациям, йога – это система самопознания, а не религиозная организация, потому что в йоге момент веры присутствует только в том объеме, что, например, когда мы как маленькие дети начинаем изучать учебник математики, мы верим, что учебник написан правильно, всё, на этом вера заканчивается, все остальное йога призывает нас переоткрыть, т.е. йога говорит, что все, что не переоткрывавается, отбрось как ненужное, потому что мало ли кто что написал. В религиях подход несколько своеобразный, я сейчас не буду касаться этих тем, это очень тонкие темы, они где-то может и пересекаются, но это темы отдельные, вы можете исповедовать какую угодно религию и при этом заниматься йогой или не исповедовать никакую религию и заниматься йогой. 
    Когда Будда практиковал, он вышел на так называемый серединный путь, но это уже в большей степени было отражено у других последователей Будды, у так называемого более гуманистического буддизма Нагарджуны. Нагарджуна сказал, что во времена, когда Будда всех учил, его ученики не достаточно еще отличались умом и сообразительностью, чтобы перенять все знание, поэтому Будда якобы учил нагов (наги – это такие мифические существа), потому что люди не воспринимали учение, в момент смерти Будда сказал: «Всё, я передал всё учение, теперь смело умираю, точнее ухожу и с собой ничего не оставляю», и якобы продолжение этой истории такое, что наги передали в том числе и Нагарджуне эти знания, и эти знания послужили толчком к Тантрическому буддизму и возникновению того, что называется Шесть Йог Наропы. Так вот смысл там заключается в следующем, что крайности бесполезны. Вот у нас будет очередной семинар по Хатха Йоге (в Культурном Центре «Просветление», www.yogacenter.ru), там это основная тема – две крайности абсолютно бесполезны. И вот когда Будда понял, что крайность излишнего аскетизма, она такая же безысходная, как и крайность наслаждения, наслаждение неосознанное и необузданное он испытывал, когда был царевичем, а аскетизм, когда он себя всячески изнурял, и вот в ту ночь, когда он понял, что настоящий духовный путь лежит где-то посередине, Будда достиг просветления. Но это интерпретация скорее буддизма Нагарджуны, нежели того старого доброго буддизма, который был еще при царе Горохе, который сохранился только в отдельных местах, говорят в Шри-Ланке, в Юго-Восточной Азии, где-то сохранился еще тот буддизм, который был до Нагарджуны. Так вот чем хороша эта ситуация? Эта ситуация хороша тем, что как в буддизме Нагарджуны, так и в нашей школе йоги традиции Анандасвами нас призывают отказаться от крайностей. У нас есть чудесный фильм, мы его сами снимали долго, называется «Хатха Йога Самоучитель», снят этот фильм по трактату «Повествование о Хатха Йоге» (www.happyoga.narod.ru). Там учительница йоги учила своего возлюбленного юношу йоге, но а юноша был, мягко говоря, балбес немножко, а она учительница, уже знающая толк в йоге, она его постепенно обучала уму-разуму, и там в конце есть такая фраза: «Откажись от крайностей, в них нет результата». Т.е. существует два подхода в частности в Хатха Йоге, если мы про йогу говорим, точно также и в познании высшей истины, один подход (МЕТОД СОЗНАНИЯ) – это когда себя надо очень сильно заставлять, другой подход (МЕТОД ЭНЕРГИИ) – когда надо отпустить ситуацию и наоборот уходить в чувства, радоваться жизни. И тот и другой путь, доведенный до крайностей, ведет к тупику, если вы начнете себя излишне изнурять аскетизмом, вы не преуспеете в йоге, если же вы вообще будете вести праздный, разгульный образ жизни, вы тоже не преуспеете в йоге, поэтому ЙОГА иногда определяется как СОЮЗ между тем, где можно себе позволить и тем, где надо себя заставить. Еще раз, где себе позволить, а где себя заставить. И фактически овладение йогой, любой йогой, даже Хатха Йогой, где физические упражнения сводятся именно к этому, чтобы найти лично для себя тот путь, где при занятии Хатха Йогой надо себя заставить, и в то же самое время, занимаясь Хатха Йогой, надо вовремя находить другой участок пути, где можно себе позволить. Вот если будете лавировать между этими крайностями по этому лезвию бритвы, достигнете успехов в йоге, в том числе и в Хатха Йоге, физической йоге. А то у нас сейчас две крайности, одна крайность – это акробатика, т.е. йогу просто превратили в цирк, кто там как сильнее гнется, кто в три оборота завернулся, кто в четыре, кто в пять, да какое это отношение к йоге имеет? Все эти циркачи умеют это делать уже Бог знает сколько столетий, но там йогой и не пахнет, хотя гнуться они похлеще индусских йогинов. Понимаете это такой очень сложный момент, поэтому все прекрасно объясняется у Будды. 

Вопрос: Что йога может дать человеку, если он самодостаточен?

Вадим Запорожцев: Если человек самодостаточен, йога такому человеку ничего дать не может, потому что он и так все имеет. Но мы с вами еще, друзья, ой, как далеки от этой самодостаточности, поэтому мы с вами на этот пласт, холст естественного состояния счастья еще не вышли. Малейшая в жизни нервотрепка и всё, и нас снесло, малейшее какое-то неудовольствие и всё, и нас понесло, поэтому о самодостаточности пока еще речь не идет. Самодостаточность, она же свобода, наступает только лишь после долгого, серьезного пути по достижению йоги. Если же кто-то из людей считает, что он уже и так самодостаточен и что он уже счастлив и это счастье будет всегда, что может ему дать йога? Йога может сказать: «Молодец, в том же духе и продолжай…», но согласитесь, что не каждый день встречаем мы таких людей, поэтому в этом смысле йога – это как раз та наука, которая приводит нас к этому состоянию, долго, постепенно, скрупулезно, шаг за шагом.

    Если больше вопросов нет, тогда идем дальше.

    Итак, мы с вами остановились на последнем пункте в образе жизни йогов и йогинь – «ЧТО ДЕЛАТЬ?». Это самый трудный в объяснении пункт, потому что здесь начинаются нюансы, здесь начинаются какие-то кармические особенности, здесь начинаются те ограничения, которые накладывает эпоха. А в течение даже исторического времени, которое мы можем отследить, когда йога до нас доходила, это были разные условия жизни, опять же во времена Будды одни условия, во времена 10 века – другие условия и т.д., т.е. понятно, что условия жизни претерпевают некие изменения, но какие-то общие вещи все равно остались. 
    Мы с вами коснулись чисто таких практических моментов, что если ЦЕЛЬ – общаться с Высшим, значит, надо уметь общаться через все, что приносит нам жизнь, и в то же самое время обязательно какое-то время проводить в одиночестве. 

Жизнь среднестатистического йогина.

Богатство, нищета и золотая середина.

    И следующий момент, который до нас сохранился более или менее, это такая общая структура о том, как вообще жизнь среднестатистического йогина проходила. Итак, один такой главный момент, о котором нас учит йога, что крайности плохи не только в занятии йогой, но и в жизни. Если вы чрезмерно бедны – это серьезное препятствие в йоге, если вы чрезмерно богаты – это такое же серьезное препятствие в йоге, если у вас слишком много свободного времени – это препятствие в йоге, если у вас его слишком мало – это также препятствие в йоге. Поэтому есть такая золотая середина или как это сейчас называют средний класс, вот как в телевизоре умные дядечки говорят, что «в нашей стране надо, чтобы было как можно больше людей среднего класса». Я хочу сказать, что йога именно за это, чтобы было действительно как можно больше среднего класса, потому что это именно та прослойка, где вы с наименьшими потерями будете с одной стороны жить и добра наживать, а с другой стороны, минимум тех ограничений, тех крючков, которые не дают вам духовного развития. 
    Понятно, что если денег слишком мало то тут уже не до йоги, с другой стороны, если их слишком много, то тут начинается другая проблема, это как в поговорке «огонь, вода и медные трубы», гораздо легче пройти огонь и воду, чем пройти медные трубы, и вот так мы с вами хитро сделаны, что пройти испытание богатством – это самое тяжелое, что только есть в жизни, самое смешное, что в йоге нас учат, что стать богатым гораздо легче, чем отказаться от богатства. Что такое богатство? Богатство – это фактически две составляющие: это ваша карма плюс ваша внутренняя энергия, внутренний ваш потенциал, внутренняя сила, с которой вы рождаетесь, человек может родиться абсолютно бедным, но то, что называется, сделать себя в течение жизни, а может сразу родиться богатым, но если у него отобрать это богатство, то сам он себя таким богатым никогда не сделает. Но в любом случае, то, что вы имеете, вы как-то заслужили, это закон кармы, все, что мы имеем, мы как-то сами сделали когда-то. Поэтому более предпочтительно, это чтобы, рождаясь, мы уже имели бы хоть какую-то подушку, т.е. чтобы не бедствовали в детстве, т.е. чтобы у нас были родители, которые о нас бы заботились, но с другой стороны, чтобы мы сами всегда могли с нуля развернуться и достичь какой угодно высоты. Так вот иногда эта гонка уже становится самоцелью. И когда человек переступает некую границу, то он продолжает зарабатывать деньги, даже понимая, что ему не хватит времени жизни их потратить, более того даже его дети не в состоянии будут их потратить или если они начнут тратить, то они сами не выработают нужные качества, чтобы уметь зарабатывать, т.е. это очень опасная на самом деле вещь. 
    Если мы рождаемся совсем среди низа общества, то очень тяжело подняться, представьте, рождается ребенок, вокруг него какие-то бомжи, алкоголики, вокруг него все это вертится, и он начинает так же думать, хотя может быть очень способным, очень тяжело подняться на следующую ступень. Так же тяжело и отказаться от высокого уровня. Причем говорят, что подняться с самого низкого уровня гораздо легче, чем отказаться от богатства. И то и другое – это серьезные препятствия на пути. Богатство – это аналог шакти. Деньги – это в некотором смысле эквивалент энергии, (например, вам надо самому копать яму и до упора, а можете нанять кого-нибудь, кто за вас прокопает), т.е. это некий эквивалент, т.е. я не беру сейчас моментов мошенничества и т.д. Так вот золотая середина – это самое оптимальное для рождения. И наконец, если вы родились или достигли этого серединного состояния… да, кстати… наша страна очень хорошая, у нас нет допустим разделения по сословиям, а во многих даже очень цивилизованных странах до сих пор есть эти графья, князья, и они очень этим гордятся, но это становится неким чемоданом без ручки, человек может быть хотел бы по-другому жизнь прожить, а вот груз традиций заставляет именно так проживать и не у всех хватает сил этому противоречить; в нашей же стране в этом отношении все перемешалось; в Индии еще хуже – там кастовая система, она уже на подсознании, она уже на уровне суеверий, например, многие люди верят в приметы, что черная кошка дорогу перебежит… но мы как-то проще к ним относим, т.е. у нас есть противодействия, ну там плюнуть, например, а у них там этого нет, там действительно, если ты правоверный брахман и встретил какого-нибудь неприкасаемого, то лучше не встречать, а о браках между разными кастами до сих пор речи не идет. Так вот нам то повезло в этом отношении, а где-то похуже. 

Стадии жизни.

    1. Значит, следующий момент, это когда вы родились, это стадии жизни, они даже как-то трансформировались в религиозные учения и в религиозных учениях они в виде каких-то правил, почитайте например законы Ману, сейчас читаешь и волосы становятся дыбом, но для того момента, для тех людей были очень даже справедливые и нужные. Так вот смысл заключался в том, что если мальчик или девочка рождались, то имело смысл первую часть жизни потратить на обучение или первая стадия – это стадия, когда необходимо блюсти брахмачарью во всех смыслах этого слова. Т.е. это время, когда надо не растрачивать силы и энергию жизни ни на какие проявления, в том числе и на секс, опять же эти требования претерпевали изменения, даже по возрасту они самые разные были, самые древние источники, что до нас доходят, сообщают, что мужчине надо блюсти брахмачарью до достаточно серьезного возраста лет до 20-24, чтоб на девушек даже и не смотрел, потому что это самое изящное время наверстать недоделанное по прошлым жизням и не растрачивать в первую очередь сексуальную энергию понапрасну и для того, чтобы накопить ее, чтобы не растратиться до начала духовных практик в том числе и каких-то практик, связанных с сексом, чтобы когда у тебя появлялась подружка, жена или партнерша опять же в зависимости от школы йоги, от ситуации. Вот знаете, есть такие моменты, которые если за первый раз не сделаешь, то не сделаешь вообще. Я помню, когда-то мы в гору поднимались, а гора была из глины, большая гора и там были ступеньки прорыты, чтобы было удобно подниматься по глине, прошел дождь и эти ступеньки размокли, вот если за один раз поднимешься, то поднимешься, чуть только замешкался, она у тебя под ногой раз и получается такой каток и всё, и тогда уже точно не поднимешься. И вот в отношении секса где-то аналогичные моменты, и в некоторых школах йоги считалось, что лучше вообще ни-ни, чтобы этот потенциал не растратить, то, что на санскрите называется «БХАВА» – отношение. Считалось, что для мужчин, это должен быть возраст за 20 лет, в разных текстах, в разных школах называют разные периоды, но это уже за 20 лет, ну вы понимаете, что сейчас мало кто в современном мире, да и в самой Индии доживает до этого возраста, так и не коснувшись женщины. Но в школах йоги считалось, что надо изучать традицию, что толку тратиться на сиюминутное удовольствие, а лучше сохрани до того момента, когда будешь осознанно тратить. Для девушек этот возраст был поменьше, но безусловно это был возраст, когда девушка была уже в состоянии заниматься сексом, т.е. этот возраст был поменьше, чем у мужчин, но все-таки тоже достаточно большой возраст. Так вот первую часть жизни следовало прожить именно таким путем, как вы понимаете современная цивилизация не способствует тому, чтобы юноши и девушки так усиленно блюли брахмачарью, наоборот сейчас в современном мире девственность считается чуть ли не пороком, т.е. что в принципе противоречит самому принципу йогу (ты лучше накопи, что ж ты растрачиваешь не понятно где, не понятно с кем, не понятно на кого), но с другой стороны, йога не лезет в эти дела, как получилось так и слава Богу, карма такая, общество, в котором живем, такое, но в древности этот возраст был достаточно большой. Это первый этап жизни. 
    2. Второй этап жизни подпадал под определение «отдать священный долг», это ты должен был наплодить детишек. В некоторых традициях эта стадия называлась стадия домохозяина. Вот тогда и вперед со всеми своими подругами по полной программе и практикуй все виды практик, в том числе и сексуальных, вот тогда можно, потому что уже знаешь, что делать, потому что уже знаешь, как делать, и уже сформировались внутренние структуры тела, внутренние каналы и т.п. И таким образом этот период длился достаточно долго, в разных философских системах, в ведической, в Индии много философских направлений, где это очень жестко регламентировалось, но, в общем, смысл один и тот же. 
    3. Как только дети твои в тебе не нуждаются, как только они встали на ноги и в состоянии сами о себе позаботиться, ты свободен, хочешь в монастырь уходи, хочешь практикуй экстремальные виды практик, хоть гвозди себе в голову забивай, если считаешь, что это сможет помочь открытию третьего глаза или просветлению, т.е. считалось, что заслужил. 

    Вот обратите внимание, 1) сперва, изучи то, что накопилось за тысячелетия, 2) затем отдай священный долг, 3) затем делай, что хочешь и действительно очень многие йоги и йогини практиковали опасные практики, где очень тяжело выжить было. 

    Т.к. этот образ жизни проникал и в среду обычных людей, то там примерно та же ситуация стала складываться. Вот Будда, ведь с формальной точки зрения Будда бросил жену и ребенка. Я напоминаю вам у Будды была красавица жена и был сын, он бросил их и, как говорится, рванул по святым местам искать просветления, ну хорошо, что оставил им царство, т.е. они ни в чем не нуждались, ни в каких материальных моментах, а вот если бы нуждались, то не видать бы Будде своего просветления, как своих собственных ушей (ну как же так ты во имя себя лично бросаешь людей, которые на тебя рассчитывают и идешь эгоистично для себя лично счастья достигать, в среде йогов это считалось некрасиво), но т.к. у Будды все было Окей, то это нормально прошло, но обычно для таких аскетических подвигов выбирался возраст, когда дети уже подросли, чтобы вдруг, если ты сделаешь неправильную практику и Кундалини не в ту сторону пойдет, и тебя разорвет на кучу маленьких ошметков и ты умрешь на физическом уровне, то ты мало чем рисковал, потому что умер и умер, ладно, сейчас еще раз родишься, начнешь с того места, где закончил, только ошибок этих делать не будешь, ты подготовил плацдарм для себя, ты первую часть жизни учился, вторую часть жизни отдавал священный долг, практиковал в социуме, ты подготовил социум к своему возвращению, дальше можешь рискнуть, а если же ты вообще достигал высшего состояния, то вообще замечательно. 
    1. Т.е. как бы мы наблюдаем такие периоды в жизни. Действительно для человека молодого пока страсти, силы в нем кипят, пока он не растратил этот порыв, очень хорошо изучать йогу. Хуже всего, когда йогу приходят изучать люди молодые, но с тусклыми глазами. Потому что они не поймут самого главного, если нет бхавы, если нет запредельного благоговейного отношения к Высшему, то Высшее не откроется, можно сколько угодно изучать какие угодно трактаты, наизусть все знать, но йога она на срезе чувств, на срезе однонаправленного отношения, там все на карту поставлено. Поэтому естественно, что первую часть жизни до того, как вы созреете и физически и умственно, вы будете не растрачиваться, а наоборот все время будете направлять на такую подготовительную практику.
    2. Затем, как только вы более или менее чего-то достигаете и вступаете в зрелый возраст, и вот это самое чудесное время для практики всех йог и параллельно отдавать долги, но уже когда дело к старости идет, уже, как правило, если человек не занимается определенными практиками Йоги Союза, то та острота в том числе и от секса она притупляется, т.е. ощущения от секса у молодого человека и у старого безусловно разные, потому что тела в разных состояниям находятся. 
    3. И когда все долги отданы, тогда по полной программе можно практиковать какие угодно методы и самое приятное, что можно уже рисковать собой, если же мы начинаем рисковать собой до этого, то это может лишь породить дурную карму. Вот такие три этапа наблюдались. 
    Но единственное, что надо сказать, что у людей, которые в древности занимались йогой, у них несколько по-другому даже метаболизм тела был, там вообще считалось, что зрелость наступает годам к 35-40, а до этого бесшабашная юность, т.е. смещалось всё, жизнь длиннее и соответственно эти периоды смещались. Для обычных людей все идет в другую сторону, жизнь наоборот укорачивается и все периоды в жизни идут быстренько. 
Вы помните, что хотя мы все выглядим одинаково, но мы находимся на разных уровнях внутреннего развития, самосознания своего Я. Поэтому есть люди, которые совершенно не интересуются духовными практиками, они ничего не соблюдают, рано вступают в брак и т.д., в йоге это считалось не совсем разумным, но это было оправдано, потому что должны были быстро сменяться поколения, иначе цивилизация бы просто совсем не выжила бы. Невидимая часть носителей традиции йоги жили одним образом жизни, но все равно влияли на основную массу. Основная масса, пытаясь копировать, придумывала какие-то свои правила игры, отчасти похожие на то, как жили эти йоги и йогини, но со своими какими-то поправками. 
    И время от времени все приходило в упадок и время от времени одно какое-то главенствующее учение или религия сменяла другую, а вот эта тонкая ниточка древнего знания йоги неизменно прошла через все эти века, иногда это называется в некоторых текстах «Санатана Дхарма», слово «дхарма» можно перевести как путь или как ниточка, дорога, хотя там еще два десятка переводов. Так вот вечная ниточка, вечная струя знания, которая проходит через все эпохи, столетия, религии и т.д., она практически неизменна, хотя по форме все всегда меняется. Поэтому среди йогов и йогинь призывалось, что пока вы молоды и полны сил, не растрачивайтесь, изучайте, а как только созрели, вот тогда по полной программе, но без маргинальщины, без всяких таких опасных практик, а вот когда отдали священные долги, вот тогда всё, что угодно.

Вопрос: Что значит отдача священного долга?

Вадим Запорожцев: Раз вы не были на предыдущих лекциях, то советую вам ознакомится с ними на сайте www.openyoga.ru, потому что мы уже давно обсуждаем эту тему. Вкратце, это либо самим иметь детей, либо поддерживать тех своих друзей, знакомых, кого угодно, у кого есть дети. Потому что иначе может оказаться, что для того, чтобы родиться в хороших условиях, тела не будет, и придется рождаться в каких-нибудь плохих условиях.

Интересующийся: Что вы называете маргинальщиной?

Вадим Запорожцев: Маргинальщиной я называю в первую очередь распространение сейчас тех практик, которые призывают людей необдуманно использовать энергии, заключенные внутри них. Мы все с вами как-то сделаны, как мотор, как двигатель и если мы начнет неправильно какие-то практики применять, то мы сможем себе запросто навредить. На Западе этот вопрос стал коммерческий. Вот надо собрать группу людей, чтобы она пришла к тебе на какой-нибудь семинар. Чтобы она к тебе пришла и пришли потом другие люди, надо дать такие практики, чтобы у них остались сильные ощущения, и вот начинают вырывать из контекста какие-то сочетания одних упражнений, других, третьих, четвертых, делать из них такой ерш и давать людям, чтобы люди сделали и у всех крышу посносило, чтобы они все повыпадали куда-то и потом опять бы впали. И это все ничего, а если у кого начнется эпилептический удар или еще чего-нибудь начнется, или он прямо на семинаре «врежет дуба», он сам бы никогда не придумал бы такое сочетание практик или такое сочетание дыханий, поз и т.д., чтобы это всё сошлось, потому что йога – наука сильная и иногда, чтобы сильные загрязнения убрать надо сосредоточить усилия на каких-то каналах в определенном месте, а если это пойдет в разнос? К сожалению, эта сторона коммерции подключилась к тому, что стали наиболее сильные практики давать, то, что я называю маргинальщиной чистой воды, это опасно.

Интересующийся: Необходима ли консультация врача перед практикой йоги, чтобы например, эпилепсический припадок не случился?

Вадим Запорожцев: Здесь мы говорим о разных йогах. Та йога, которая обычно преподается, делается заведомо из таких упражнений, что она абсолютно не опасна, но я когда сейчас говорил про маргинальные практики, я говорил о тех, которые вы даже и не встретите в Москве. Поэтому что касается консультации у врача перед тем, как посещать немаргинальные практики, нужно тоже проконсультироваться с врачом, а вдруг у вас смещение позвоночника или перелом какой-нибудь был. Ну что может быть от этого плохого? Ну, растянется у вас что-нибудь, заболит, а я говорил о более серьезных практиках, говоря о маргинальщине, здесь то все безопасно.

Вопрос: А практика рейки – это маргинальщина?

Вадим Запорожцев: Я не знаю, я не знаю, что такое рейки не в том плане, что я не знаю, а у нас такое есть правило: «без комментариев», я не знаю, это не моя традиция, я отвечаю только за школу йоги традиции Анандасвами. Может быть очень хорошо, может быть очень плохо, для этого мне надо самому пройти это, а у меня нет времени для этого. Но насколько я знаю, маргинальщина редко встречается. Но я почему на этом заострил внимание? Потому что иногда слышу чисто теоретические утверждения, что «друзья, для того, чтобы мне достичь там какого-то супер-пупер самадхи, надо мне там каким-нибудь особым способом разбудить энергию Кундалини, как-нибудь через третий глаз ее куда-нибудь вытащить и куда-нибудь опять вставить…» – т.е. какие-то такие подробности, за которыми действительно чувствуются достаточно сильные моменты. А уж не говоря про психотропные вещества, вы просто не представляете, что полным полно людей, которые заигрывают с этой темой, они говорят, что это помогает им сконцентрироваться или чего-нибудь достичь, а это прямая дорога в могилу, но они утверждают, что «мне для последнего рывка, для открытия надо…». А это так не решается. И вот такие люди начинают биться, биться, биться. Так же и в Хатха Йоге: приходит ко мне человек позанимался и говорит: «Ой, мне мало, я хочу больше», а вопрос йоги не в том, что больше, а в том, что нужно делать то, что нужно, т.е. бесполезно раскачивать качели, если ты не попал в такт, ты просто отобьешь себе руки. Поэтому то, что касается рейки, то я надеюсь, что там все в порядке.

Интересующийся: Я заметил, что йогой в основном занимаются девушки, а мужчин недостаточно, как вы это можете объяснить?

Вадим Запорожцев: Во-первых, у меня такого не наблюдается. Я не знаю, как объяснить, может карма, может еще какие моменты. Допустим, в модном журнале написали, что йога – это круто, что какая-то певица или какая-то актриса занимается, это же ПиАр, и люди приходят и начинают заниматься. Самые первые волны были очень давно, в 30-ые годы в Голливуде (29-ый что ли год), была одна тетечка, она там преподавала. Я как-то с ней разговаривал, она, кстати, русская сама. Может кто-то ее и знает – Индра Деви, я когда ее встретил ей уже было много за 90 и вот она рассказывала, что среди звезд был интерес и она стала преподавать, потому что это было модно, (у нее сложная судьба, ее поносило по миру). Вот перекос в одну сторону, потом бывает перекос, когда только одни мужчины приходят, по-разному бывает.

Продолжение лекции.

Что делать? 

Развивать свой разум, оттачивать его, чтобы готовить плацдарм для запредельного.

    Это будет последняя лекция из темы «Образ жизни йогов и йогинь». Изучаем мы этот образ жизни не для того, чтобы его нам копировать, а для того, чтобы в первую очередь понимать все те практики, которые до нас дошли с этих древних времен, потому что, не зная контекста, мы не в состоянии понять, а от непонимания рождаются мифы, перекосы, иллюзии. Потом эти перекосы и иллюзии подхватываются и несутся дальше, и вот этот испорченный телефон убивает йогу, поэтому крайне полезно знать, как это знание передавалось. 

    И еще я хочу подчеркнуть, что древнее знание йоги невыразимо и даже при всем своем желании невозможно в словесной форме передать ядро знания, оно выше, чем понятие слов, оно выше, чем понятие «мысль». Т.е. наблюдается некий очень интересный момент, что сама йога начинается с того уровня, когда включается наш сверхразум или наша интуиция и только лишь после этого момента мы ухватываем то, что называется йогой. 
Но в то же самое время на уровне обычной логики, на уровне обычного разума, то, что называлось «сверх» превращается в систему неких взглядов, и вот эта система неких взглядов очень и очень логична, она такая же логичная, как и высшая математика, как другие науки, где есть причина, есть следствие, со всеми вытекающими моментами. 
    Поэтому отношение наше к постижению йоги должно быть следующее – йога никогда не будет издеваться над нашим здравым смыслом, даже если будет попытка передать СВЕРХУЧЕНИЕ, всегда сверхучение обликается в форму предельной ЛОГИКИ. В этом смысле йогу можно изучать действительно как математику, где любое положение выводится из других каких-то более базисных положений, это то, что иногда называется аксиоматикой йоги, и любая практика, любая поза в йоге, любое дыхательное упражнение, оно на самом деле очень жестко логически выводится. 
    И тот факт, что сейчас время от времени начинают игнорировать логику в йоге, играет очень дурную службу йоге, начинают плодиться самые разные средства, объяснения, пояснения того, как надо выполнять это или то упражнение, а начинаешь копать и понимаешь, что в лучшем случае это плохо понятые слова, которые ученик воспринял у учителя и сам пытается передать дальше, т.е. испорченный телефон. Но, слава Богу, что хоть так идет и на том спасибо. Но, строго говоря, любое положение в йоге выводится логически. Хотя, еще раз я подчеркиваю, понятие йоги и цель йоги идут выше, чем логика, и ядро йоги, ядро этого высшего знания невыразимо. Но в то же самое время, когда оно проникает в логику, оно приобретает форму крайней логичности. Или по-другому, как иногда сказано в текстах у древних йогов, они как бы делили все знание, которым обладает человек на два типа знаний, одно знание духовное, другое знание мирское. Духовное знание – это то, что ведет нас вверх, это какие-то высшие моменты. Мирское знание – это наши повседневные знания, вот например вопрос коммерции, как стать хорошим бизнесменом – это хорошее знание, но оно мирское, то, что вы станете богатым, не предполагает, что вы станете духовным. Но в то же самое время обратите внимание, высшее знание никогда не противоречит мирскому знанию. Иногда я слышу такие призывы, что надо от всего отказаться, от зарабатывания денег отказаться, от коммерции отказаться, от карьеры, от учебы, от всего-всего, чтобы открылось Высшее. Строго говоря, если вы от всего этого откажитесь, то это не является ни необходимым, ни достаточным условием для того, чтобы открылось Высшее, Высшее от этого не зависит, Высшее на то и Высшее. Другое дело, что иногда полезно, чтобы отказаться от тех или иных заблуждений, надо как-то себя оградить от того, что нас отвлекает, но это уже другой разговор, это уже как бы технология пути. Но высшее, запредельное, сверхлогичное знание никогда не противоречит обычному нашему повседневному знанию. И как только вы сталкиваетесь с противоречием, что какой-то там очередной великий учитель йоги учит вас высшему знанию, а в жизни он это приводит к тому, что это начинает противоречить, сталкиваться лбами с самыми обычными знаниями, так вот, если есть это противоречие, то в первую очередь надо разобраться, что ж там с этим высшим знанием, может мы неправильно его интерпретируем, понимаем, или перевод неправильный, или это вообще не из той оперы. Поэтому видите, какая здесь очень интересная вещь получается с точки зрения образа жизни, что обычное знание является своего рода пробным камнем для высшего знания, точнее, знаете как определитель золото это или фальшивка. И, конечно же, мне, например, очень обидно, когда выступают те или иные адепты тайных наук от йоги и начинают ахинею пороть откровенную, которая противоречит и науке, и медицине на современном ее уровне и начинают заниматься мифотворчеством, придумывать какие-то нереальные вещи, ссылаться на факты, которые никто никогда не видел и не слышал. И сейчас это проходит, сейчас народ все это съедает, потому что народ сейчас не разбирается, но пройдет совсем немного времени, когда народ станет разбираться и все это начнет вылазить…

    Поэтому когда мы изучаем йогу и сталкиваемся с какой-то нелогичностью с нашей точки зрения, это должен быть серьезный для нас вызов, потому что: а) либо мы чего-то базового и фундаментального не понимаем в йоге, б) либо опечатка в книге, хотели написать одно слово, написали другое, в) либо учение, которое преподносится нам как йога, на самом деле йогой не является, а просто это содержание и название случайно перемешались, г) либо еще какой-то фактор, которые указывает на то, что в этом отношении еще нужно поработать. 
    Еще раз, Высшее никогда не противоречит мирскому. Но и обратная сторона, мирское знание – это как мертвая вода, она убивает все нежизнеспособное, все болезни, вспомните Иван-царевича, с ним что-то ужасное случилось, его полили сперва мертвой водой, а потом живой водой, но не наоборот, обратите внимание. Так вот примерно та же ситуация и у нас с вами, для того, чтобы познать высшее ядро высшего знания йоги, которое запредельно и невыразимо, сперва надо нас вылечить от наших ран (вы помните, что когда Ивана-царевича мертвой водой полили, как сказано в сказке, все раны его залечились), вот когда тело уже готовое, хорошее, но не живое, вот тогда уже можно лить живую воду, вот точно так же и с йогой, что, как правило, Высшее любит открываться тогда, когда есть сосуд для этого высшего, когда человек в состоянии его воспринять, когда он уже в достаточной степени отполировал свой разум, когда он работает над собой, когда он твердо стоит на ногах и тогда уже начинаются первые проблески запредельного. А к сожалению сейчас мы видим ситуацию обратную, когда приходят люди невменяемые, иногда придурковатые, иногда просто пациенты психиатрических клиник, но начитавшиеся уже тех или иных эзотерических, мистически-космических книг, и вот их это несет и они считают, что это все йога, и очень плохо получается. Но самое опасное даже не в этом, а самое опасное, что таким людям мистически-космически-шизофреническим иногда действительно среди массы мусора бывает проблеск. Действительно бывают ситуации, когда у людей с мозгами еще не очень хорошо, а книжек уже эзотерически-космических много переварено и уже видятся духовные горизонты там, где ими и не пахнет, но с другой стороны, иногда бывают и действительно реальные проблески, и вот это очень сильно тормозит духовный путь для этих людей, потому что у них создается иллюзия, что разумом не надо заниматься, раз время от времени что-то открывается само. И вот эта большая масса целителей, колдунов, волшебников, которых сейчас расплодилось, они целиком и полностью подпадают под эту категорию. Конечно же не все, среди них бывают и достойные люди и форменные негодяи, но как говорится, если в мире что-то есть, значит, это для чего-то надо, например, есть плесень, которая все разъедает, она нужна, потому что она все ненужное разваливает, и волки лесу тоже нужны, как санитары леса, чтобы там не было эпидемий среди зайцев. Т.е. все в этом мире взаимосвязано, моя любимая поговорка: «если кто-то где-то оглох, значит, кто-то где-то охрип». Но это вовсе не значит, что мы должны этому уподобляться. Поэтому йога в этом большом пункте «Что делать?» по большому счету нас призывает развивать свой разум, оттачивать его, чтобы готовить этот плацдарм для запредельного.

РИС. Йога-экзамен: УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ!

Интересующийся: Вы противоречите сами себе, потому что практика предполагает изменение сознания.
Вадим Запорожцев: Стоп-стоп-стоп. Давайте, помедленнее, поспокойнее, потому что вы какие-то термины используете «измененное сознание», «практика».
Интересующийся: Вот я лично к вам обращаюсь без лишней театральщины, потому что там, где сцена всегда театр.
Вадим Запорожцев: Безусловно, я клоун, это театр одного актера, здесь актер один я. Эти лекции я читаю не для того, чтобы отвечать на вопросы, но я на них на все отвечаю, а для другой цели. Я из множества людей хочу отобрать тех, кто понесет древнее учение йоги дальше (www.openyoga.ru), я на этом не зарабатываю ни денег, ни имя, ни пиара, я действительно здесь клоун, это театр одного актера. Я это делаю для того, чтобы те люди, которые мне нужны, ко мне пришли, но не все люди, а только те, которые мне нужны.
Интересующийся: Мне кажется, что вы знаете, что я имею в виду под термином измененное сознание и просто притворяетесь, вот человек выпивает алкоголь, у него меняется сознание, человек занимается йогой, дыхательные упражнения, вы же знаете, что такое пранаяма? И вот у человека же меняется сознание.
Вадим Запорожцев: Да, я в курсе, что такое пранаяма. Что вы подразумеваете под сознанием?
Интересующийся: Обычное восприятие.
Вадим Запорожцев: Восприятие и сознание, это одна вещь или разные?
Интересующийся: Одна.
Вадим Запорожцев: Хорошо, что порождает сознание?
Интересующийся: Вопрос этот еще не изучен до конца.
Вадим Запорожцев: А о чем же мы с вами говорим тогда, если этот вопрос еще не изучен до конца?
Интересующийся: По логике….
Вадим Запорожцев: Если по логике, тогда вам надо изучать аксиоматику йогу, а в аксиоматике йоге сказано, что есть две вещи…
Интересующийся: А что такое аксиоматика йоги?
Вадим Запорожцев: Аксиоматика йоги – это то базовое логическое знание, на котором строятся все остальные выводы в йоге.
Интересующийся: Мне просто кажется, что есть противоречие между рациоанализмом, который принят в обычном мире и другим опытом «изменным».
Вадим Запорожцев: Я здесь отвечаю за йогу, до другого опыта мне до фонаря, если честно.
Интересующийся: Как я понял…
Вадим Запорожцев: Нет, давайте я все-таки отвечу на ваш вопрос, раз он прозвучал. Итак, согласно аксиоматике йоги, все объекты, явления во вселенной созданы взаимодействием двух основополагающих факторов, на санскрите «таттв» или таковостей, т.е. это такие вещи, с чего все начинается, так вот одна из них энергия (шакти), другая сознание (чит), это вещи не зависимые друг от друга, а самосущие. Поэтому, когда вы мне говорите про измененное сознание, то я хочу выяснить, что вы имеет в виду, потому что в аксиоматике йоги подразумевается, что сознание не меняется в принципе. Понимаете, мы просто не понимаем друг друга, вот и всё о чем речь. Вы берете термины из психологии, медицины, не знаю, откуда еще, а я беру термины из йоги. Поэтому это все недопонимание, поэтому если хорошо разобраться, то на ваш вопрос я не могу ответить в принципе. Потому что состояние человека, который выпивает стакан водки… действительно, вот он был трезвый, а потом, бац, упал, но сознание, как и у трезвого, так и у пьяного функционирует одно и то же, только в одном случае это сознание высвечивает трезвый разум и светит через трезвый разум, а во втором случае, когда он пьяный, изменяется разум, а т.к. разум отвечает за все наши реакции, за все наши психомоторные явления, то мы говорим, что человек пьяный, но сознание, как у трезвого, так и у пьяного абсолютно идентично, если брать одного и того же человека.
Интересующийся: Какой результат йоги, ну, там хорошее здоровье…?
Вадим Запорожцев: Результат йоги следующий. Люди, склонные к алкоголизму, бросают пить.
Интересующийся: А еще что, какие еще результаты?
Вадим Запорожцев: А что вам этого мало? А какие результаты вы хотите?
Интересующийся: Ну, допустим, то, что называют душевным равновесием.
Вадим Запорожцев: Да, будете невозмутимы, как удав. Но только для того, чтобы этого достичь вы пройдете серию…
Интересующийся: А всегда невозмутимым или только временами?
Вадим Запорожцев: Молодой человек, давайте, если я отвечаю на вопросы, то сперва вопрос, потом мой ответ, потом опять ваш вопрос, потом мой ответ, иначе получается бардак. Так вот если вы хотите стать невозмутимым как удав, то вы действительно сможете этого достичь, но это будет нескоро, я имею в виду не вас, а вообще человека. Потому что сперва очень сильно обостряется реакция на внешние раздражители, доходит до предела, после этого предела возникает внутри островок незатронутости, а в дальнейшем вы можете себя вести, как угодно, можете посуду бить, кричать, ругаться, но внутри вас возникает островок незатронутости и если надо будет, то раз и всё, и вы себя держите. А у человека, который не занимается йогой, этого островка незатронутости нет, и поэтому он является легкой добычей или игрушкой эмоций, чувств и т.д.
Интересующийся: Вот это мне близко.
Вадим Запорожцев: Ну, вперед, займитесь Хатха Йогой, Крия Йогой, Пранаяма Йогой.
Интересующийся: Где-то я слышал, что дыхательные упражнения вредные, по-моему для сердца… аритмию сердца вызывает.
Вадим Запорожцев: Да в йоге еще более свирепо сказано, что «занимаясь дыхательными упражнениями, будь так же аккуратен и внимателен, как дрессировщик, который укрощает диких зверей, тигров и львов», значит, если чуть-чуть поспешишь, то эти тигры тебя разорвут. Понятно, что полным полно людей (опять же к вопросу про маргинальщину), которые прочитали трактат по йоге, там сказано, что «будешь заниматься пранаямой – по воздуху полетишь», машину покупать не надо, в метро толкаться не надо. И вот люди начинают заниматься дыхательными упражнениями сильнее, чем им позволяет их организм, в результате, те плачевные явления, о которых вы упомянули, действительно все, что угодно может быть. Но я здесь говорю не о 20-30 минутах в день обычных упражнений, а о том, когда начинают форсировать, т.е. часа по 2 каждый день, а еще лучше 4 раза в день, как это предписывается утром, вечером, в обед и в полночь. Вот это уже начинается маргинальщина, когда человек не готов, а начинает себя накачивать сильнее, результат отрицательный. Вы еще что-то хотели?
Интересующийся: Да пока нет.
Вадим Запорожцев: Вы не обижайтесь, здесь очень жесткие правила игры.

Вопрос: Богатство и йога совместимы?
Вадим Запорожцев: Да. Т.е. еще раз, высшее знание не противоречит мирскому знанию. Йога и богатство совместимы, точно так же как и йога и бедность совместимы, йога совместима со всем.

Интересующийся: Как со всем? И с убийствами?
Вадим Запорожцев: Тут непричинение вреда ни одном живому существу без крайней на то необходимости. А если вы родину защищаете с автоматом в руках и ваш долг защищать ее, то тут уже ничего не попишешь, долг превыше. Вот такая у вас дурная карма, что приходится с автоматом в руках… или наоборот очень благая карма, как правило, настоящие профессиональные военные, это йоги высшего среза, потому что от них зависит жизнь или смерть. В руки кого попало автомат не дашь, они не будут соблюдать этот принцип непричинения вреда ни одному живому существу. Понимаете, никто не знает, какой мир, никто не знает, мир таинственный, для кого-то он поворачивается так, для кого-то эдак, но за этим за всем есть некое Высшее, потому мы сами ткем нашу вселенную, что мы хотим видеть, то мы и формируем. 

            

17. Ключевые слова: лекции по йоге, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, смотреть, слушать, текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Елена Зверева, Йога, состояние высшего счастья, состояние высшего наслаждения, состояние высшей влюбленности, Йога Влюбленности, естественное состояние нашего Я, счастье, наслаждение, удовольствие, майя, закон ассоциаций, несчастье, страдания, карма, неведение, союз, Будда, иллюзии, просветление, буддизм, Тибет, Шесть Йог Наропы, раджа, йога – система самопознания, религиозная организация, серединный путь, аскетизм, буддизм Нагарджуны, наги, тантрический буддизм, человек самодостаточен, цель, Высшее, брахмачарья, бхава, отдать священный долг, стадия домохозяина, Йога Союза, самосознание своего Я, самадхи, Кудалини, третий глаз, Хатха Йога, образ жизни йогов и йогинь, сверхразум, интуиция, причина, следствие, сверхучение, знание духовное, знание мирское, высшее, запредельное, сверхлогичное знание, пранаяма, аксиоматика йоги, энергия, шакти, сознание, чит, Хатха Йога, Крия Йога, Пранаяма Йога, не причинение вреда, богатство, шакти, деньги, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами.

18. Контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1. Какое естественное состояние нашего Я?

а) Газообразное.
б) Состояние высшего счастья.
в) Состояние высшей ненависти.
г) Не известно.

2. Кто является основателем буддизма?

а) Нагарджуна.
б) Петр I.
в) Будда.
г) Тантра.

3. Когда Будда с точки зрения буддизма Нагарджуны достиг просветления?

а) Когда Будда понял, что истинный духовный путь лежит только через аскетизм.
б) Когда рак на горе свистнул.
в) Когда Будда понял, что истинный духовный путь лежит только через наслаждение.
г) Когда Будда понял, что крайность излишнего аскетизма такая же безысходная, как и крайность наслаждения, когда он понял, что настоящий духовный путь лежит где-то посередине.

4. Каких два подхода существует в Хатха Йоге?

а) Восточный и западный.
б) Один подход – это когда себя надо очень сильно заставлять, другой подход – когда надо отпустить ситуацию и наоборот уходить в чувства, радоваться жизни.
в) Один подход – это когда себя надо очень сильно заставлять, другой подход – когда надо себя еще сильнее заставлять.
г) Подход серпа и подход молота.

5. С точки зрения йоги лучше быть бедным или богатым?

а) Богатым.
б) Бедным.
в) Йога нас учит, что крайности плохи не только в занятии йогой, но и в жизни, т.е. если вы чрезмерно бедны – это серьезное препятствие в йоге, если вы чрезмерно богаты – это такое же серьезное препятствие в йоге.
г) Йога нас учит, что крайности хороши не только в занятии йогой, но и в жизни, т.е. если вы чрезмерно бедны – это хорошо для йоги, если вы чрезмерно богаты – это так же очень хорошо для йоги.

6. В чем заключался первый этап жизни йогина или йогини?

а) В инструментальных измерениях оптических параметров проекторов светового потока. 
б) В соблюдении брахмачарьи, в учебе.
в) В проповедовании древнего знания йоги.
г) В отдаче священного долга.

7. В чем заключался второй этап жизни йогина или йогини?

а) В отдаче священного долга.
б) В окончании высшего учебного заведения.
в) В разработке нескольких вариантов модели дистрибьюторской сети на основании данных, собранных на первом этапе.
г) В усиленных тантрических практиках.

8. Взаимодействием каких двух основополагающих факторов созданы все объекты и явления во вселенной созданы?

а) Огня и воды.
б) Энергии и подсознания.
в) Энергии и сознания.
г) Стратегией инновационного лидера и всеобъемлющей системы управления качеством.

9. Как возникают негативные чувства?

а) В результате преломления лучей света в пластине с плоскопараллельными гранями.
б) Возникают они из аксиоматического принципа построения вселенной – майи и так называемого закона ассоциаций, когда мы каким-то хитрым образом умудряемся брать свое естественное счастье, делить его пополам и эти половинки сталкивать лбами.
в) Никак, это естественное состояние нашего Я.
г) В результате реализации закона 4 и 5.

10. Что означает отдача священного долга?

а) Обязательно родить сына.
б) 5 лет проработать на свое учебное заведение.
в) Это либо самим иметь детей, либо поддерживать тех своих друзей, знакомых, кого угодно, у кого есть дети.
г) Отказ от собственного имени во имя Высшего.

11. Для чего мы изучаем образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас древнее знание йоги?

а) Для общего развития.
б) Для того, чтобы понимать все те практики, которые до нас дошли с этих древних времен.
в) Чтобы скопировать его и жить как они счастливо.
г) Для того, чтобы вентилятор работал на второй скорости.

12. Для чего заниматься йогой (с позиции счастья)?

а) Чтобы стать черепашками-ниндзя.
б) Чтобы стать несчастным(ой) по-настоящему.
в) Чтобы стать красивым(ой) по-гламурному.
г) Чтобы стать счастливым(ой) по-настоящему.

13. Что йога говорит о высшем знании?

а) Высшее, запредельное, сверхлогичное знание никогда не противоречит обычному нашему повседневному знанию.
б) Высшее, запредельное, сверхлогичное знание всегда противоречит обычному нашему повседневному знанию.
в) Высшее знание человеку понять не дано.
г) Высшее и низшее знание едины.

14. Что такое аксиоматика йоги?

а) Это синоним Хатха Йоги.
б) Это аксиоматика Колмогорова.
в) Это то базовое логическое знание, на котором строятся все остальные выводы в йоге.
г) Это Йога-Сутры Патанджали.

15. В чем заключался следующий этап жизни йогина или йогини после отдачи священного долга?

а) В том, что нужно нарожать как можно больше детишек.
б) В том, что теперь можно практиковать мощные и опасные практики.
в) В строжайшей брахмачарьи.
г) В постройке собственной виллы на берегу Ганги.

16. Что такое шакти?

а) Семейство чипсетов NVIDIA nForce 600i.
б) Интуиция.
в) Энергия.
г) Сознание.

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1б, 2в, 3г, 4б, 5в, 6б, 7а, 8в, 9б, 10в, 11б, 12г, 13а, 14в, 15б, 16в.

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками: Все лекции из серии “Образ жизни йогов и йогинь древности”

21. Глоссарий (временно нет).

Добавить комментарий