Самопознание как путь к взаимопониманию

Открытый Йога Журнал - Архив статей

Каждый день мы общаемся с разными людьми: родными, близкими, знакомыми и незнакомыми. Одних мы понимаем с полуслова или даже без слов, а других с трудом или вообще не понимаем, как будто разговариваем на разных языках. Как услышать то, что человек хочет сказать, а не то, что мы хотим услышать? Как избежать “испорченного телефона” и научиться слышать, а не просто слушать?


В нашем мире люди общаются между собой не только вербально — посредством слов, но и невербально, с помощью мимики, жестов и иных способов, которые позволяет им использовать их нервная система. Но восприятие часто ограничивается только внешним, не обращая внимания на тонкую и неочевидную внутреннюю составляющую. Из-за этого, в нужный момент, может быть упущена большая часть информации. И между общающимися неизбежно возникнет недопонимание.


Мы редко обращаем внимание на то, что собеседник из-за не связанных с нами причин может быть в плохом настроении. Однако его состояние очень сильно влияет на наше восприятие. Ловя оттенки агрессии, привнесённые извне, мы непроизвольно закрываемся и, в большинстве случаев, уже не способны адекватно воспринимать информацию, источник которой также начинает закрываться, неосознанно отслеживая наше отторжение.


Следовательно, чтобы услышать человека, необходимо обрабатывать не только смысловую нагрузку его слов, но и стараться проанализировать, в каком состоянии он находится. Важно понимать, каково его настроение, помнить предыдущий опыт взаимодействия с ним, а также принимать во внимание, что он такое же свободное живое существо, как и мы. Кроме этого необходимо тщательно отслеживать свои реакции, структурировать внутреннее понимание того, откуда они берутся и как воздействуют на наше состояние в целом. Возможно тогда мы сможем увидеть, о чём действительно хочет сказать наш собеседник.


Что отличает нас от Абсолюта? И для чего весь этот замысел?


Йога утверждает, что каждый человек по своей сути является невыразимым и запредельным существом, равным по потенциальной силе и могуществу Абсолюту – создателю Вселенной. На санскрите этому феномену даётся название Атма, что в вольном переводе означает: “та, которая не исчезает”, “та, которая не делится”.


Атма проявляется в этом мире посредством жизненной силы, или Праны, и двух её способностей: действовать вовне, видоизменяя всё, что внешне по отношению к Атме, и воспринимать изменения, сохраняя импульс извне. Сила, которая приводит эти процессы в движение, называется Волей.


Единая реальность предстала в многообразии форм лишь с одной целью — чтобы каждая Атма смогла самостоятельно пройти путь самореализации и пришла к точке познания себя и окружающей Вселенной. После чего, испытав состояние Высшего блаженства, соединилась бы вновь с первопричиной всего Бытия.


Этот замысел смог осуществиться благодаря тому, что Абсолют окружил каждую Атму оболочкой иллюзии — Майей, в то время как сам остался вне её влияния. И Йога говорит нам о том, что путь к высшему состоянию лежит через наше взаимодействие друг с другом. Чтобы, общаясь, мы перетирали эту оболочку словно зерно между жерновами.


Майя — потенциальная возможность проявления всего сущего.


Всё разнообразие этого мира существует благодаря вуалирующей силе Вселенной — Майе. Она разделила единую жизненную силу (Прану) на две равновеликие грани — принцип вечного постоянства и принцип вечного видоизменения. Эти два состояния пронизывают все сферы нашего мира и нас самих.


Йога утверждает, что человек проявляет себя в мире с помощью трёх групп тел: тончайших, тонких и грубых. Майя, обладая способностью что-то одно представлять чем-то другим, запутывает нас. В результате этого Атма начинает считать себя своими проявлениями. И в этом заключается самое грандиозное заблуждение. Мы ассоциируем свою запредельную сущность, которая вечна и абсолютно свободна, с нашим физическим телом, разумом и чувствами, которые у обычного человека весьма хрупки. В результате такой подмены понятий любой фактор, причиняющий дискомфорт нашим телам, воспринимается как угроза жизни. А при взаимоотношениях с другими людьми возникают различные неуместные реакции в виде обиды, злобы и прочих.


Желание жить и продолжать свой род является неизменным на протяжении эволюции всех живых существ.

 

Атма, проживая жизни в телах животных эволюционирует, используя все качества, которые в человеческом мире уже считаются неуместными. Они позволяют ей быстрее продвигаться по лестнице развития. Обретя же тело человека, Атма получает возможность для общения с другими людьми на более цивилизованном уровне. Неконтролируемая агрессия или иные подобные реакции при общении - это знак того, что Атме нужно над собой поработать.


Наша задача состоит в том, чтобы оттачивать свой разум и с его помощью научиться контролировать неуместные реакции, сохранившиеся в виде отпечатков в наших тонких и тончайших структурах. Устраняя пелену неведения в отношении истоков своего дурного поведения, приближаясь к нашей истинной сущности, мы начинаем лучше понимать мотивы других людей. Лишь в таком случае мы обретаем возможность услышать и понять друг друга.


В чём может помочь Йога?


Физические йоги, такие как Крия йога и Ха-тха йога, помогут разобраться с телом физическим. Наблюдая за ощущениями во время занятия, в какой-то момент мы можем осознать тело, как объект восприятия, а себя - как субъект, который непосредственно воспринимает. Это существенно расширяет степень нашей свободы, так как даёт возможность контролировать воздействие мыслей и эмоций на наше самочуствие. Физические йоги помогут очистить наш организм от различного рода загрязнений, что позволит отследить то, как наше тело влияет на наши тонкие структуры.


Эти действия позволят накопить некоторый запас Праны, необходимой для последующих этапов.


Мантра йога и Пранаяма йога помогут сделать прорыв во взаимодействии. Работая с голосом, мы получим положительный эффект в качестве чёткого донесения информации, которую мы хотим сообщить собеседнику. А Пранаяма йога, воздействуя на самые тонкие структуры, подкрепит наше вдохновение. Однако, осваивать её нужно предельно осторожно. И если мы будем внимательны и гармоничны в практике пранаямы, это благотворно отразится на качестве нашего общения.


Следующий этап — ментальные йоги, позволяющие нужным образом настроить свой разум и чувства. Накопленная предыдущими практиками Прана сыграет важную роль, когда нужно будет искоренять неуместные тенденции и насаждать необходимые.


В результате последовательного изучения себя и посредством практики различных видов Йоги мы постепенно начнём видеть в каждом собеседнике нечто большее, чем просто человека. Познавая свою запредельную сущность, мы учимся принимать запредельную сущность каждого живого существа. Следовательно, начинаем общаться на более глубоком уровне. Многие неурядицы и недопонимание просто исчезают. Майя утончается, и мир предстаёт перед нами уже не через призму наших ложных представлений о себе, а таким, какой он есть на самом деле: прекрасным и полным возможностей.


Учитесь слушать друг друга и будьте счастливы!


Автор статьи: Мирра, Керигона

Автор рисунка: Анастасия Госькова

Редакция: Ева Рати, Ольга Белоус

Куратор проекта: Керигона