Как Хатха йога развивает разум?

Открытый Йога Журнал
































































































































Известно, что занятия Хатха йогой развивают разум. Но каким именно образом? Как связан процесс мышления с выполнением статических поз? Какие аргументы можно привести с научной точки зрения и с позиции йоги? Мы попробуем, используя логику, разобраться в механизме воздействия Хатха йоги на разум и мыслительный процесс.

Определения используемых понятий

Под йогой понимается система самопознания, основанная на доброте и здравом смысле (Первый и Второй принципы Йоги), пропущенных через понятие личного долга, и использующая метод гармонии. Там, где мы себя заставляем, используется метод Сознания, где мы себе позволяем — метод Энергии. Гармония заключается в уместном сочетании методов Сознания и Энергии. Причём оба метода должны быть пропитаны радостью: радостью от выполнения, радостью от преодоления себя и радостью от отдыха. Лишь при соблюдении этих условий возникает йога.


Под Хатха йогой в данном случае понимается выполнение статических поз (асан) в согласии с основным методом йоги.

Чтобы дать определение слову «разум», воспользуемся общефилософской точкой зрения. Ра́зум — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

Головной мозг определяется, как физическая и биологическая материя, содержащаяся в пределах черепа и ответственная за основные электрохимические нейронные процессы. С точки зрения современной науки, мозг представляет собой сложнейшую сеть нервных клеток — «нейронов», производящую и обрабатывающую огромное количество логически связанных электрохимических импульсов, а внутренний мир человека, в том числе его разум, является продуктом этой работы1. Это наиболее распространённое в науке определение.

Попробуем обобщить и определить разум, как мыслительную деятельность, основанную на нейронных процессах, протекающих в мозгу человека.

Рассмотрим связи между нейронами. Чем больше устойчивых связей, тем лучше происходит процесс извлечения необходимой информации, лучше работает память и мышление. Чем больше неустойчивых связей, тем больше ресурсов необходимо на хранение воспоминаний, а память ухудшается.


Научная точка зрения

В течение дня с помощью наших органов чувств мы получаем большой объём информации, которая образует новые связи между клетками мозга. Как правило, эти связи не отличаются особой прочностью, но забирают для своей жизнедеятельности много ресурсов: питательных веществ. При выполнении физических упражнений мы учимся сознательно управлять потоками информации, поступающей в мозг из окружающей среды. Когда мы сосредотачиваем своё внимание на ощущениях тела, то постепенно выводим из области активного внимания все остальные потоки, высвобождая дополнительный объём питательных веществ и электричества тела на работу с уже полученной информацией. Связи непрочные и ненужные обрываются, освобождая ресурс для очередной порции информации.

Вспомните любую боль. Если происходит непроизвольная концентрация на болезненных ощущениях, то боль субъективно воспринимается всё сильнее и сильнее, и даже может привести к шоковой перегрузке. А если мы отвлекаемся на что-то, ощущение боли притупляется, субъективно уменьшаясь. Схожий эффект возникает во время занятий: мы стараемся сконцентрироваться на работе тела, а все остальные раздражители автоматически уходят на второй план. Что-то действительно важное «укладывается» в голове, а «мусор», который накопился за день, стирается.


Ощущения нашего тела — самые яркие ощущения, на них легче всего сконцентрироваться.

При регулярной практике вырабатывается привычка к концентрации на процессе. И, следовательно, эффективность мыслительной деятельности возрастает. Чтобы усилить эффект, очень важно не допускать боли в процессе занятия. Во-первых, боль это показатель того, что вы не внимательны в процессе практики, а следовательно — неэффективны. А во-вторых, болевые ощущения затрагивают самые глубинные структуры нашей нервной системы. Получив однажды страдания, организм не склонен повторять те же действия в следующий раз. И таким образом вырабатывается не устойчивая привычка, а отторжение к занятиям. И уж тем более ни о какой йоге и речи быть не может.

Позиция йоги

Итак, мы рассмотрели точку зрения науки, которая сводит деятельность нашего ума к взаимодействию нейронов головного мозга. В йоге для объяснения принципа работы ума вводится такое понятие, как прана. Прана — жизненная сила, которая пронизывает всё человеческое устройство, и за счёт которой происходят все жизненные процессы, в том числе работа мозга. Чем больше праны, тем слаженнее действуют наши структуры. Чем меньше праны, тем больше неорганизованности, человек становится вялым, пассивным, хуже сопротивляется заболеваниям.

Анализируя трактат «Йога Сутры» Патанджали, мы найдём основную цель йоги, выраженную как освобождение разума от неконтролируемого мыслеобразования — так называемое состояние «читта-вритти-ниродха». Такое освобождение приводит к состоянию самадхи, Просветлению.


Аксиоматика йоги говорит нам о том, что в нас природой заложена способность размышлять, задавать вопросы, анализировать. Принцип Разума, на котором построен интеллект, был создан одним из первых при творении Вселенной. Наш разум — это не изобретение чего-то нового, а реализация одной из фундаментальных основ, на которых построен весь мир. Наша нервная деятельность, высшая и низшая — это способ использовать этот принцип. Принцип Разума, во-первых, универсален, во-вторых, это определённый этап на духовном пути человека, в совершенстве освоив который, мы должны выйти на принцип Сверхразума или интуиции.

Также аксиоматика говорит нам об ассоциативных связях, на работе с которыми построена вся йога. «Ассоциативная связь возникает вследствие иллюзорного действия майи: когда мы что-то одно считаем чем-то другим, и между двумя этими вещами устанавливается связь, по которой начинает течь прана». Поддержание каждой ассоциативной связи требует определённого количества нашей жизненной силы.


Основной принцип работы с ассоциативными связями — устанавливать и укреплять нужные и рвать ненужные связи.


Йога говорит нам о том, что занимаясь Хатха йогой, удерживая своё тело и ум в определённом состоянии, мы разрываем ненужные ассоциативные связи. Свободной праны в нашем распоряжении становится больше, и она направляется на восстановление и укрепление нуждающихся структур. Так как современный человек задействует большое количество сил в интеллектуальной сфере, прана направляется на поддержание и оптимизацию структур связанных с работой нервной системы.

Выполняя асаны Хатха йоги, мы дорабатываем то, что недоработали, начиная с минувшего дня и вплоть до того, что пришло к нам из прошлых жизней, в том числе и жизней в телах животных. Именно поэтому часто асанам дают название зверей, птиц или насекомых — поза павлина, поза лягушки, кошки и т.д. Концентрируясь непрерывно на внутренних ощущениях тела, мы достигаем однонаправленности внимания, предотвращая утечку жизненной силы на неуместные процессы, возникающие в нервной системе. То есть мы устанавливаем нужные нам ассоциативные связи и обрываем ненужные.

Гармония в практике

В самом определении понятия «йоги» указан метод, который применяется в том числе и в Хатха йоге. Метод Гармонии подразумевает плавный и уместный переход от подхода, где мы позволяем себе, к подходу, где мы заставляем себя, и обратно. Ведь перекос в ту или иную сторону в конечном итоге выливается болью и страданием.

Применение метода Гармонии исключает возникновение неприятных ощущений.

Йога — очень логичная и добрая система. И, как мы можем убедиться, не подменяет собой науку. Однако, они прекрасно дополняют друг друга. И с той, и с другой точки зрения Хатха йога в любом случае окажет благоприятное влияние на мыслительную способность, но лишь в случае соблюдения принципов йоги, метода Гармонии и регулярной практики. Лишь радостью должно быть пропитано каждое упражнение, лишь «внутренняя улыбка» будет способствовать нашему развитию!

Радуйтесь и развивайтесь с Хатха йогой!

Автор статьи: Мирра
Редакция: Керигона
Куратор проекта: Керигона

____________________________
1 Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.




Вернуться в журнал…

OpenYogaJournal@gmail.com

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий