Кнут или пряник?

Открытый Йога Журнал - Архив статей

Хороший руководитель знает, что к каждому сотруднику нужен свой подход. Кого-то необходимо хвалить, чтобы он выполнял работу вовремя и качественно. Для кого-то этот способ не работает, он начинает “шевелиться” лишь при наложении штрафов и вычетов из заработной платы. Почему происходят такие различия: одних людей мотивирует кнут, а других пряник? И нужно ли использовать систему кнута и пряника в своей жизни?


Эволюция осознанности


В статье “Как научиться жить здесь и сейчас” мы подробно описали деление общества по уровню осознанности. Чем ниже осознанность человека, тем в большей степени на него будет воздействовать “кнут” в виде условий, наказаний и т.п. Когда уровень осознанности возрастает, начинает преобладать “пряник”, то есть похвала и различные бонусы.


Воздействие механизма “кнут - пряник” можно разделить по направленности на внешнее и внутреннее. На внешнее в большей степени реагирует группа, состоящая из неприкасаемых, шудр, вайшьев. Внутреннее, в большей степени, работает для кшатриев и брахманов. Распишем подробнее.


Для неприкасаемых и шудр наличие строгих правил является определяющим фактором. Так как уровень осознанности низок, увеличение уровня свобод заставляет эти два слоя деградировать и приводит в дальнейшем к ещё большим страданиям.


Вайшьи склонны воспринимать “пряник” в большей степени, чем “кнут”. Наличие прямой мотивации в виде непосредственной выгоды стимулирует их к действию. Но и без “кнута” они обойтись не могут, т.к. велик соблазн пойти “по головам”, пользуясь своей свободой в ущерб другим живым существам.


Начиная с уровня кшатриев, баланс “кнута и пряника”начинает смещаться вовнутрь.


Кшатриев не страшат телесные или финансовые наказания, как это происходит в случае с предыдущими варнами. Они в большей степени идеалисты и заслуженная похвала и слава — лучшая их награда. Кнут им нужен в минимальном размере, и самым страшным наказанием является утрата чести вследствие недостойного поступка.


Брахманы не нуждаются во внешних “кнутах и пряниках”, полностью трансформируя их в понятия долга, чести и ответственности. Их видение происходящего достаточно ясно для того, чтобы мотивация к правильному действию рождалась у них изнутри. Единственный внешний стимул для брахмана — чтобы все живые существа были счастливы.


Таким образом высокий уровень осознанности приводит к отказу от примитивной системы “кнута и пряника”, и мы обретаем свободу действовать не из чувства страха или получения наживы, а из соображения всеобщего блага, личной воли и своих целей.


“Выкинь из своей жизни кнут и пряник. Только так станешь свободным. Кнут — страх голода, нищеты, неуважения, невыполнения желаний. Пряник — обратное. Вместе кнут и пряник — это та двойственность, между которой мечется душа, и страданий при этом много больше, чем наслаждений от плода действия”. Дхармананда


Йога призывает нас стремиться к абсолютной свободе, но не пренебрегать внутренним кнутом или пряником в случае необходимости.


Рекомендации от Йоги


1. В первую очередь, необходимо сокращать до минимума вред, который мы приносим окружающему миру, и делать всё от себя зависящее для выполнения поставленных перед собой задач. Об этом говорят два основополагающих принципа йоги — Ахимса (ненасилие) и Брахмачарья (эффективность). Эти принципы — база, на которой строится вся система Йоги. Бесчисленные поколения йогов утверждали целесообразность соблюдения этих простых и одновременно сложных правил.

Если вы решили принять для себя активную позицию, Йога рекомендует оказывать другим живым существам помощь в отказе от страданий. Но вы должны действовать по-доброму и эффективно: не навязывайте свою помощь без разрешения; не становитесь заложниками своей доброты, давая больше, чем можете себе позволить. При правильном использовании своих возможностей вы со временем обнаружите, что ваша свобода и свобода окружающих вас людей возрастает и никто и ничто не причиняет вам страдание.


2.“Наметил-сделал” — принцип Раджа йоги, который созвучен второму принципу: поставил цель — выполни её. Каждый раз, получив положительный результат от любой деятельности, мы чувствуем эмоциональный подъём, радость, возрастает уверенность в собственных силах. Даже маленький, на первый взгляд, результат способен дать нам опору для толчка к счастью.

До принятия решения следует тщательно изучить все аспекты проблемы или задачи. Но, сделав выбор, идти до конца, добиться результата, отбрасывая всё, что не ведёт к заданной цели. Даже если в самом конце станет ясно, что решение ошибочно, всё равно “игра стоит свеч” — мы получим бесценный опыт!


3.“Просто делай, не привязываясь к результату!” — принцип Карма йоги. Важно понимать, что само-мотивация крайне тяжелая наука. Выполнять своё дело быстро и качественно, даже если сегодня нет желания, или вы не видите непосредственного результата, который возникает вследствие вашего труда — путь настоящих героев. Однако, стоит лишь перевалить за моральный рубеж, ограничивающий мировосприятие, как тут же открывается второе дыхание.


4."На всё воля Высших сил” — принцип Бхакти йоги, который напоминает нам о том, что даже если мы честно и упорно трудились, существуют аспекты, на которые мы повлиять не в силах. И тогда единственное, что нам остаётся — это уповать на волю Высших сил. Делать всё, что от нас зависит, а остальную часть со спокойной совестью делегировать Вселенной. А она всегда сделает нам тысячу шагов навстречу.


5.“Я Брахман и ничто иное!” — эта фраза является очень могущественной мантрой, способной поднять дух и укрепиться в своей воле. Очень часто мы думаем, что в нас не хватает каких-либо способностей, талантов, качеств, необходимых для получения желаемого. Но это не так. В нас природой заложен неисчерпаемый потенциал. Мы уже победили, когда родились! Наша задача состоит в том, чтобы кропотливо и терпеливо очищать наши тела и ставить их по контроль: физическое тело, эмоции, чувства, разум. Именно для раскрытия этого потенциала нам и дана великая возможность проявиться на земле.


Не стоит забывать о том, что существуют такие разделы Йоги, как Ха-тха, Крия, Мантра, Пранаяма йога. Они помогут очиститься от загрязнений, освободят наши жизненные силы, которые мы сможем направить на достижение столь желаемых целей.


Отвечая на обозначенный в названии статьи вопрос, можно ответить: “Ни то, ни то” — Ни кнут, ни пряник не способны обеспечить нас нескончаемой мотивацией для свершения каких-либо дел, пока воздействуют снаружи. Однако: “И то — И то”, грамотное использование внешнего и внутреннего стимула, полное и безоговорочное управление своей жизнью будет вести в заданном направлении и позволит добиваться поставленных целей, принося счастье себе и всем окружающим.


Мира и добра!


Автор статьи: Мирра

Редакция: М.Сарасвати-Бхавани, Керигона

Куратор проекта: Керигона