2012_01_28 Формула счастья (6-я лекция). Вадим Запорожцев

Название лекции :

Формула счастья и третий принцип йоги (6-я лекция). Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.01.28.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :
Почему так важен принцип памятования? Что такое человек? Чем отличаются зазубренные знания, от знаний пропущенных через себя. Взаимосвязь имени и формы. Счастье и наслаждение, является ли это одним и тем же? Обет отказа от страданий. В чем разница между сознанием и Высшим Я. Йоговский алгоритм принятия решений, как его применять  в бытовых вопросах? Дхарма и путь отказа от страданий. Как меняются своды законов и как они связанны с кармической ситуацией общества? Что йога думает по поводу  долга? Является ли отрицание страданий необходимым и достаточным условием для того, чтобы быть счастливым? Концептуализация счастья, как причина возникновения страдания.

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru

 

 

Слушать Аудио:     


Смотреть Видео:  
Ссылка на видео

Читать Текст:

Итак, сегодня 28 января 2012года. Меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Находимся мы в культурном центре Просветление в городе Москве, возле метро Новослободская. Это у нас лекции Международного Открытого Йога Университета вся архивная информация, все записи предыдущих лекций находятся на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru. Так же у нас есть курсы для самостоятельного изучения теории и практики йоги на сайте www.kurs.openyoga.ru.

Рассматриваем мы с вами тему, связанную со счастьем. На предыдущей лекции мы уже более  или менее определились. Мы должны плавненько связать тему счастья с темой третьего принципа йоги. Я, конечно, понимаю, что память у всех плохая, никто ничего не помнит, но поделать я ничего не могу, так как в йоге сказано, что до тех пор, пока вы не научитесь работать со своей памятью и не воспользуетесь всем арсеналом средств, которые может дать нам память, с места вы не сдвинетесь. Есть разные способы работы с памятью, например, вспоминать, на что вы потратили время своей бесценной жизни и заносить это в дневник. А можно просто припоминать и озвучивать это.

Принцип памятования.

Итак, дабы вы все немножко попрактиковались в йоге, я хочу задать такой вопрос: «А, собственно говоря, чем мы занимались на прошлой лекции»? Для тех, кто был или слушал ее в записи. У кого какая память? Давайте мы сейчас с вами выясним. Но, чтобы вы собрались с мыслями, я дам вам небольшую паузу. А в течении этой паузы пусть кто-нибудь себя похвалит. Кто будет этот кто-то? Прошу. Выходим, представляемся по полной программе.

Марк Топский группа Эка МОЙУ: я на этой неделе насладился прекрасным моментом, когда я смог попробовать настоящее домашнее варенье сливовое, которое приготовили наши студенты и приносили, и угощали всех в нашем центре на Автозаводской. Это было очень приятно. Ну и, конечно же, очень хорошо, так уж случилось, что я однажды попрактиковал на этой неделе, и было очень много приятных ощущений, связанных с пранаямой.

Вадим Валерьевич: Вот так, хочу себя похвалить за то, что мне было хорошо. Браво, браво, замечательно. А теперь кто-нибудь улыбнется улыбкой истинно йоговской, жизнерадостной, открытой, располагающей. Чтобы смотреть на такого человека и самому захотелось йогой заниматься. Кто выполнит позу с улыбкой? Если не будет по-хорошему, да, прошу. Так, я должен освободить место для позы. А, достаточно. Браво, замечательно, замечательно, чудесно. Ну, а теперь давайте будем проверять вашу память. Что с вашей памятью? Что-то с памятью моей стало, все, что было не со мной, помню. Так, ну, кто желающий? Если желающих не будет по доброй воле, память начнем проверять в принудительном порядке. Нет желающих? Прошу. Выходим, представляемся.

Что такое человек?

Елена Грачева МОЙУ группа Астра: мы начали лекцию с того, что обсуждали, что же такое человек. И мы ссылались на древнее писание, на Бхагават Гиту. И основная мысль там была то, что человек, это не тело физическое, а это бессмертная душа, которая перемещается из жизни в жизнь, из тела в тело.

Вадим Валерьевич: да, замечательно. Но так же, что мы добавили на предыдущей лекции? Что человек есть не только лишь душа бестелесная. Человек то, что мы называем человеком, это некий мост от высшего к запредельному, вполне конкретному земному, вещественному, обычному. Потому что, если есть душа, а тела нет или тело уж какое-то совсем странное, то это больше будет похожу не на человека, а на что? На приведение, понимаете? Мы же не говорим с вами, что такое приведение. Поэтому, действительно, наше высшее запредельное, невыразимое, вне времени и пространства, неуничтожимое, совершенно замечательное, счастливое, чудесное, даже больше, чем понятие счастья с одной стороны. Но, с другой стороны, если мы говорим про человека, то есть тело со всеми атрибутами этого тела, как то: подверженность страданиям, разрушению и смерти. И поэтому, как бы сказать, что если только лишь тело, но нет души, это скатываться в такой махровый материализм. Сказать, что только есть душа, а тело, как вспомогательное, даже отрицательное, препятствие, это скатываться в такой безжизненный идеализм. Йога, как вы помните, далека от обеих этих крайностей, заявляет, что как раз человек и есть мост между этим.

Браво, замечательно, с памятью все в порядке. Давайте дальше память проверять, кто следующий? О чем же мы еще с вами говорили на предыдущей лекции? У всех память отшибло? Нет, вот нашелся человечек. Да, прошу, друзья. Ну, вы понимаете, вам бесполезно изучать йогу.

Марк Топский: я вспомнил. Тоже яркий момент был. Вот, как раз Андрей Сазонов подошел, связано было с его выступлением, когда он выложил свою идею между связью первого, второго и третьего принципа, и как это проявляет человек. Выразил свою идею через графику, когда он представил график в виде трехмерной системы координат. Да, плохо  видно в видеозаписи было. Значит, вектор вверх, так называемый, первый принцип проявления доброты, сверхлогики. Вектор в сторону, горизонтальная прямая – использование логики. И, так скажем, вектор в глубину, то, что издает это трехмерное пространство, третий принцип, некая квинтэссенция или золотая середина в совершенном использовании первого и второго принципа.

Вадим Валерьевич: ага, замечательно. Тоже с памятью у человека все хорошо – занимается йогой. Помните этот анекдот, приходит пациент к доктору и говорит: «Доктор, у меня провалы в памяти». А доктор спрашивает: «Да? Говорите, провалы»? А пациент: «Какие провалы»? Чтобы не получалось так же и с нами. Мы изучаем йогу, древние трактаты, там откровения древних мудрецов. И недели не прошло, как в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Как же такое может быть? Так, ну, давайте, напрягаемся. Да, пожалуйста.

Екатерина, группа Чатур: Также на предыдущей лекции мы зачитывали определение из двух словарей Даля и Ожегова. Мы говорили о том, что там не совсем корректно сказано. Кроме того, один, как он представился, человек, зачитывал нам определение из советской энциклопедии, что же такое счастье.

Вадим Валерьевич: да, действительно, было, было. А кто был на предыдущей лекции? А кого не было? Слушайте, было ведь подавляющее большинство! С памятью очень плохо. Еще у кого там извилины зашевелились? Прошу.

Вероника, группа Астра: я в записи слышала.

Вадим Валерьевич: да в записи можно.

Студентка МОЙУ, группа Астра: по поводу выступления человека. Сергея. Я помню, что он ссылался на советскую энциклопедию и было решено, что это авторитет гораздо больший сейчас, чем википедия, потому что она сейчас еще формируется. И я помню, еще был форсаж в сторону коммунизма, и фраза о том, что вся жизнь — борьба, но только с неведением еще, было добавлено. И мне еще запомнилось: пытались разграничить понятия счастья и наслаждения.

Вадим Валерьевич: вот, ага, замечательно! Замечательно! Еще напрягаем память. Я потом объясню, почему так важно напрягать память.

Чембаева Галина группа Астра: мы закончили лекцию размышлением о том, может ли быть человек счастлив, когда не счастливы вокруг него люди. И мы вот на этом поставили многоточие.

Знания пропущенные через себя.

Вадим Валерьевич: да, да, замечательно. Так, есть еще люди, которые все помнят? Нет? Нет таких людей! Таких больше не оказалось. Друзья, понимаете, какая вещь получается? Приходит человек учиться в Университет какой-нибудь или институт. Учится, учится, сдает экзамены. Потом заканчивает. Получает, скажем, красный диплом с отличием. Приходит работать по своей специальности и вдруг выясняются две вещи: первая вещь – что он ничего не помнит, а из того, что помнит – ничего не понимает. И, фактически, настоящая учеба начинается с работы, когда ты сталкиваешься с той или иной проблемой, пытаешься ее разрешить с позиции того багажа, который, якобы, изучал. Это, к сожалению, бич современной цивилизации – не эффективность образования, полнейшая не эффективность образования!

Дело в том. что есть колоссальнейшая разница между обычными знаниями, которые вы услышали или зазубрили, и теми знаниями, которые вы, как бы чувствуете, пропустили через себя. Так вот, по-настоящему вы что-либо знаете, это не если вы,  как этот попугай выучили какие-то правильные фразы и в нужный момент произносите их. Настоящее знание – это когда вы ощущаете всю реальность бытия, связанную с этим знанием.

Я был свидетелем очень часто таких сцен: подходишь к какому-то человеку, действительно знающему йогу, начинаешь спрашивать его, сложный достаточно вопрос, и он в лёт, не задумываясь, нигде не наводя справки, тем более, не обращаясь к википедии или большой советской энциклопедии, в лёт начинает отвечать на достаточно сложные вопросы. Причем, на такие, на которые ответ-то запомнить тяжело. В то же самое время, задаешь этому человеку, скажем, вопрос связанный с той информацией, которую он должен был вообще знать. Например, знаешь что он интересуется каким-то видом деятельности, вчера он смотрел про это передачу и спрашиваешь его: «Ну, там, такое-то число, чему должно быть равно и погода какая собирается быть на следующей неделе»? Тот же самый человек на тебя смотрит очень удивленно: «А я не помню! Я полезу в интернет, в википедию, она мне все расскажет». И я сначала не мог понять, почему же такая вот разница? Почему такая избирательность в памяти? Что-то человек отлично помнит, а что-то не может запомнить.

Потом я понял! Секрет-то в следующем: дело в том, что йогу этот человек не помнил, йога была внутри него! То есть, он настолько вживался сознанием, что ему не нужно было зазубривать, ему не нужно было как-то там заучивать, он просто мысленно обращался вовнутрь себя, и, как божий день, получал ответ на достаточно сложные вопросы. Что же касается каких-то обычных знаний, где, действительно, требуется муштра, чтобы запомнилось что-нибудь. Это, безусловно, в одно ухо влетело, в другое вылетело.

Так вот,  я бы очень хотел, чтобы каждый их нас, не просто так присутствовал на той или иной лекции, а, как бы пропускал через себя знание. И, если знание до вас доходит, согласно концепции Джанана йоги, или йоги знания, хотите вы того, или не хотите вы того, это знание само по себе начинает перестраивать внутренние структуры устройства вашего тела. Грубо говоря, энергии внутри вас по-другому текут, сознание по-другому циркулирует, направляется, самочувствие ваше, начинает по-другому функционировать мироосознание.  Любое знание, которое вы, действительно усвоили, на вас наносит такой отпечаток, что вам не нужно его зубрить, вы сами становитесь знанием. Вот в этом и был секрет этих людей, которые прекрасно читали лекции по йоге или отвечали на сложные вопросы, при этом не заглядывая в бумажку и не готовясь к этому, хотя готовиться-то они готовились. Но, если нужно было более узко подобрать те или иные слова, чтобы выразить это знание, но с самим ядром этого знания они никогда не расставались, потому что являются сами олицетворением этого знания!

И вот, понимаете, памятование стопроцентное у вас будет наблюдаться лишь в одном случае, если вы, действительно осознали то, что когда-то пережили, чтобы это была не абстрактная информация: влетело – вылетело, а влетело, вас изменило и вы изменились. И вам достаточно в любой момент, всего лишь взглянуть во внутрь, чтобы все помнить! Вот такая моя история поучительная!

Взаимосвязь имени и формы.

Ладненько, мы обещали с вами продолжить рассмотрение темы счастья и попытаться привязать ее к третьему принципу йоги. Есть ли у кого-нибудь мысли по этому поводу? Да, вперед! Выйти, представиться. А где у нас здесь была доска? Нет, маленькая не пойдет. Нужно что-то образно большое. Нет у нас доски? Нет. Словами…образно. Знаете, нужно уметь еще и словами картинки рисовать. Вот, знаете, как в сказках – течет река с кисельными берегами молочная или еще что-нибудь. Вот такие образы, они позволяют в буддхи каждому слушающему перевести мантру имени в янтру. Вы помните? Имя и форма — не разделимы. Если правильно подберете слово, вы правильно произведете в уме каждого человека образ. Если бы этого не было, мы бы с вами не могли читать художественную литературу. Читаешь себе пейзаж какой-нибудь, а в голове ничего нет! Пусто! Да это быстро надоест.

Счастье и наслаждение.

Алексей Некрасов, группа Астра: я думал по поводу счастья и наслаждения и пришел к мысли, что разницы между этими понятиями нет.  И потому, что есть, что называется жизненностью, там в йоге, праной. И так же можно назвать счастьем вот это проявление — оно, как бы увеличивается в человеке, когда возникает такой пик наслаждения, пик счастья, и человек к этому стремиться. И я, так понимаю, у того, кто занимается саморазвитием, возникает вектор вверх, когда ступенями изменяется его уровень осознанности, способностью проявлять эту жизненность, вот. Но он происходит скачкообразно. Сначала он находится на одном уровне и у него происходит пик вверх, пик еще выше, наслаждение еще выше, и поднимается на новый уровень еще, и так далее.

Вадим Валерьевич: так, Леш, в следующий раз подготовиться получше с графиками, диаграммами. Купить  ватман размера большого А0, и тушью нарисовать от руки. Друзья, учимся доносить свою точку зрения с помощью разных инструментов! Хорошо, спасибо, браво!

Итак, есть такие скачкообразные моменты в приближении. Еще кто-нибудь об этом думал на прошедшей неделе, насчет связки? Да, прошу вас.

Сергей Белов, группа Чатур МОЙУ я попробую поразмышлять. У меня четкой концепции нет, но для меня счастье и третий принцип – это неразрывно связанные вещи. В третьем принципе закладывается очень серьезная аксиоматика, которая вытаскивает собой микрокосмос, когда мы лично отказываемся от страданий и стараемся помогать всем живым существам. То есть, мы стар идем изнутри во Вселенную, закладываются ассоциативные связи, с которыми я должен работать. То есть, если в жизни что-то происходит, что доставляет мне страдания, то это намек на то, что мои ассоциативные связи, моя майя скрывают от меня то, что является реальным на самом деле, и с этим нужно работать. И третье, это макрокосмос – о том, что Вселенная заботится обо мне и хочет, чтобы я был успешный, и счастлив. А то, что происходят в жизни ситуации, когда тут плохо, там плохо, это лишь зацепка и указание на мои ассоциативные связи, что я почему-то так считаю. Вселенная, на самом деле делает для меня что-то большее, больше блага. Она мне показывает, где я не прав и если третий принцип воспринимать лично для меня, не только отказываясь от страданий, а что и Вселенная при этом желает мне счастья, получается, совмещение системы микрокосмоса и макрокосмоса. И лично для меня понять этот принцип гораздо проще.

Вадим Валерьевич: ага, браво, замечательно! Прошу.

Иванникова Любовь, группа Астра МОЙУ: значит, на прошлом занятии нам задали такой вопрос: «Можем ли мы быть счастливы, если другие люди не счастливы»? Вот я считаю, что наше счастье связано, не только с третьим принципом, но и с первым принципом. Не зря они нам все даются. Согласно аксиоматике, мы знаем, что высшее Я каждого из нас свободно и счастливо в своем изначальном проявлении. Значит, если это так, то, в принципе, мы можем быть счастливы. Как я это вижу? На основании этого факта. Независимо от других, хоть там травой порасти, потоп. Да, можем! Но, с другой стороны, зачем нам дается первый принцип? Если мы его будем нарушать, то мы тем самым себе создадим негативную карму, а пока мы будем с этой негативной кармой, мы не сможем выйти на тот уровень сверхлогики, потому что в йоге защита от дурака идет – пока ты не стал добрым, пока ты не идешь по этому пути, то есть, йога тебе на раскроется, ты не просветлишься, ты не будешь счастлив. Так же дается третий принцип йоги – отказ от страданий. И если кто-то так же волеизъявляет отказаться от страданий, ты ему можешь помочь.

Вадим Валерьевич: Нет, не можешь, ты берешь на себя обязанность помогать.

Любовь: да, но, опять же, все живые существа свободны. Если кто-то захочет страдать, это, опять же, его личное дело. Поэтому нам даются вот эти указания, что нужно делать. Но это совершенно не противоречит тому, что если везде, хоть потоп, ты спокойно можешь просветлиться и быть счастлив.

Вадим Валерьевич: да, браво! Молодец! Еще у кого есть мысли? Да, прошу, друзья! Давайте, выходим, размышляем вслух, заставляем себя раскрывать рот, проявляем себя в этой Вселенной!

Галина Чембаева, группа Астра: тоже хотела бы на эту тему поразмышлять: может ли быть человек быть счастлив? Мне кажется, что эта такая иерархия, что, в принципе, любой человек может быть счастлив, вне зависимости от уровня его духовного развития. Но человек, который на более низкой ступени стоит, более эгоистичный и ему все равно, что вокруг происходит. Ну, безусловно, он может быть счастлив. Но, если человек поднимается по духовному пути, тем более, ему становится не безразличны те люди, существа, которые вокруг, тем более у него способность к сопереживанию увеличивается и он видит гораздо больше страданий, гораздо острее сам может их почувствовать. Вот и поэтому он, наверное, принимает третий принцип, чтобы делать все возможное для помощи другим, и чтобы не страдать самому.

Обет отказа от страданий.

Вадим Валерьевич: понятно. Браво, браво, друзья! Ну, я вот подозреваю, что кто-нибудь будет нас слушать в записи, или здесь в первый раз столкнувшись с йогой, и этот человек будет спрашивать: «Эти люди постоянно твердят про третий принцип йоги, а что это за принцип такой»? Кто нам напомнит третий принцип йоги? Желающие есть или сразу всех отчислять из Открытого Йога Университета? Да, прошу.

Госькова Анастасия, группа Три МОЙУ: третий принцип йоги, он так же называется обетом отказа от страданий. И, принимая этот обет, мы говорим себе о том, что никто и ничто не может нам в этой жизни навязать страдания, если мы волеизъявляем не страдать. И, так же, принимая этот обет, мы берем на себя обязательства, что, если понадобится наша помощь какому-то живому существу, если это существо волеизъявляет не страдать, то мы обязуемся ему помочь осуществить это волеизъявление.

Вадим Валерьевич: замечательно, замечательно, браво! Кто еще поразмышлять? Давайте, прошу. Все остальные тоже готовимся, нужно высказать свою точку зрения.

Шабрацкая Екатерина, группа Чатур МОЙУ: по теме йоги и счастья. Я хотела вот что сказать: с помощью йоги мы открываем заложенное в нас состояние счастья, гармонии и блаженства. Заложенное в нас аксиоматически.

Вадим Валерьевич: нет, нет, стоп! Заложено аксиоматически – это такая, немножко ловушка на пути. Да, то есть, как бы здесь лучше сказать, красивее…но, аксиоматически, мы просто решили: так, во мне заложено счастье! Все! Точка! Но, а кто-то скажет: «Во мне не заложено счастье». Ладно, оставим это, не буду перебивать.

Шабрацкая Екатерина, группа Чатур МОЙУ: заложенное естественно, и если что-то нарушает нашу гармонию, и счастье, значит мы в это самостоятельно вовлекаемся. Рассмотрим пример: вот мы идем с работы или занимаемся йогой, счастливые, да, и, значит, грубый продавец нам говорит что-то не очень счастливое.

Вадим Валерьевич: да, это про меня.

Екатерина: Вот, мы можем в этот момент все через себя пропустить, прочувствовать, что он чувствует в этот момент, а можем наоборот, собраться и как-то вот устоять, и не вовлекаться. В этом у нас второй принцип йоги – он нас учит не вовлекаться в ненужные нам дела, состояния, а так же, я считаю, эмоции – это тоже соблюдение второго принципа йоги. Когда мы не вовлекаемся в негатив и этим сохраняем свое состояние. Если же в этот момент мы этому продавцу еще и пожелаем счастья, будь ты трижды счастлив, да, тогда мы соблюдаем первый принцип йоги, потому что пожелание – это вектор нашего сознания, который подтягивает за собой энергию. То есть, применяя первый принцип йоги, желая счастья тем, кто нам счастья не желает, мы, косвенно, способствуем тому, чтобы мир стал лучше, а люди в нем стали счастливее. И  последний момент, самое трудное: чтобы быть счастливым, когда вокруг кому-то плохо. И что же нам в такой ситуации делать? На эту ситуацию как раз нам отвечает третий принцип йоги: помогая другим людям, если это возможно, мы создаем благоприятные условия для своего собственного счастья!

Вадим Валерьевич: браво, молодец! Еще у кого какие размышления? Прошу.

Светлана Ерохина, группа Астра: по поводу третьего принципа йоги и отказа от страданий. Очень часто отказ от страданий люди подменяют тем, что закрывают глаза на реальную проблему, на реальную ситуацию. Так, если у нас постоянно болит нога и мы отказываемся от страданий, принимаем какой-то там наркотик, обезболивающее, идем на йогу ту же, отвлекаемся, да, убираем свое внимание и сознание от этого…

Вадим Валерьевич: без комментариев. Давайте отрежем Сусанину ногу! Не надо, не надо, я вспомнил дорогу. Я вспомнил про йогу!

Светлана Ерохина, группа Астра: Хотела сказать, что иногда наше страдание, мы должны обратить на него внимание и понять, в чем, собственно, эта проблема? Иначе оно будет постоянно к нас возвращаться циклично и, собственно, понимание нам как раз и помогает. Знание йоги, фундаментальная аксиоматика, чтобы решить.

Вадим Валерьевич: замечательно, браво! Еще? Еще, кто рта не раскрывал? Пусть раскроет! Да, прошу, друзья. Вот, понимаете, вы сейчас пришли, у вас есть прана, вот она у вас есть в каком-то состоянии. Вот, у тебя есть бизнес, начальный капитал. Вложи его в дело, приумножь! Вот точно так же и наши лекции! У вас есть прана, вложите в свое выступление, приумножьте, выйдите отсюда сильнее, мощнее, более яркими, более понимающими. Здесь это не просто лекция, это психический реактор. Здесь Облако Школы. Здесь вообще все! Все дела! А вы сидите и молчите! Прошу.

МОЙУ, Андрей Сазонов, группа Чатур: спасибо за поддержку, было приятно слушать. Это, как допинг. Я что хотел сказать? Что, в принципе, опять же, мы знаем, что страдание само по себе — это, как темнота. То есть, его не существует. Если отсутствует свет и отсутствует наслаждение, а страдание возникает, как говорилось на занятии, страдание – это наслаждение, разделенное пополам и когда сталкиваются лбами, мы ощущаем эффект неприятный, боль, страдание. И у меня такая аналогия возникла. Я давно хотел ею поделиться: нормальное наслаждение можно сравнить с током, который течет по проводам. Прана-ток. И аналогия такая: ток, плюс и минус, и две фазы, когда, по каким-то причинам сталкиваются, условно говоря, возникает замыкание.

Вадим Валерьевич: давайте будем аккуратнее с электротехническими терминами. Когда две фазы, там вообще, Бог знает что, может произойти.

МОЙУ, Андрей Сазонов, группа Чатур: нормальное короткое замыкание.

Вадим Валерьевич: Да, если это переменный ток.

Андрей Сазонов:я беру переменный ток, обычную сеть. Многие, когда сталкивались в обычной квартире.

Вадим Валерьевич: в обычной квартире там ноль и фаза, там однофазная.

Андрей Сазонов:Ну, хорошо, это к физике.

Вадим Валерьевич: нет, нет, это даже не к физике. Если вы дома решите розетку починить, помните, там не все так просто, там не плюс и минус меняется, там несколько все сложнее.

МОЙУ, Андрей Сазонов, группа Чатур: да, так вот, у меня аналогия такая: пусть будет ноль и фаза, но суть не меняется:- короткое замыкание  – это не приятно, но, тем не менее, от тока светится лампочка и работают все бытовые приборы, как бы естественный процесс. То есть, наслаждение – это нормальное состояние. Состояние человека, в котором он должен находиться, вот. И еще про такой момент хотел сказать, по поводу человека. Была такая тема на прошлой лекции. Затрагивали, что же такое человек, то есть, у меня, может быть, не совсем такая аналогия правильная, но тем ни менее, она моя. То есть, человек –  это стадия определнная развития, эволюции. У нас считается, принято вообще, что геоцентричный есть человек. Есть животное и этим все заканчивается, есть божества.

Вадим Валерьевич: это где так принято?

МОЙУ, Андрей Сазонов, группа Чатур: у меня такое сложилось ощущение. Что-то, что я смог прочитать. У меня сложилось такое ощущение, если более четко выражаясь. Но в последнее время я стал думать, что Вселенная такая огромная, что существуют другие стадии развития, промежуточные. Наше состояние, которое сейчас, это мы проходим, априори, ступень развития и куда мы пойдем дальше, это будет зависеть от того, как мы, скажем, эту ступень пройдем, как в школе, экзамен сдадим. Будем развиваться до определенной степени, значит, пойдем выше. Если будем как-то меньше, то останемся на второй год. И с понятием наслаждения, и счастья, оно взаимосвязано. То есть, это наше естественное состояние, прана в том числе, она тоже является залогом счастья, без нее, в общем-то, сложно быть счастливым.

Вадим Валерьевич: замечательно, браво! Да, сейчас я выслушаю.

Только, друзья, еще раз, из области электричества, потому что даже некоторые инженеры с дипломами  в этом путаются. В обычной розетке вашей, вот дома которая, не на производстве, а дома, однофазный ток. У вас, грубо говоря, дырочка заземлена, то есть, буквально, иногда стержень в землю вбивают и можете привязать к ней этот провод, а по другой, грубо говоря дырочке, знак меняется от плюса к минусу по закону синуса и косинуса. Когда же две или три фазы, это уже промышленный ток, там уже страшно, про это и говорить не будем.

Андрей Куликов, группа Чатур: Да, я хотел по поводу…маленькое подтверждение ваших слов. До этого вы сказали, что у нас здесь, как реактор, облако школы и все дела. Андрей начал говорить про короткое замыкание и у нас тут компьютер завис.

Вадим Валерьевич: он что, уже больше не работает?

Андрей: Вот такой нюанс важный.

Вадим Валерьевич: Вы, давайте, поаккуратнее, поаккуратнее с короткими замыканиями. Так, прошу, прошу.

Разница между сознанием и Высшим Я.

Александр Злобин, группа Астра: в дополнение к Андрею, хотелось нарисовать такую линию вектора развития. Получается, что животное. Следующий этап, когда животное приобретает развитый мозг и, скажем так, сознание переселяется, и получает тело человека. Уже в дальнейшем.

Вадим Валерьевич: так, стоп, стоп. Что-то промелькнуло. Какая-то крамольная фраза, что в сознание переселяется.

Александр Злобин, группа Астра: ну, бытует такое мнение, что сознание при развитии. Развивается  не тело просто, а сознание. При развитии просто оно переходит из тела животного, в дальнейшем, в тело человека.

Вадим Валерьевич: а энергия куда девается? Друзья, давайте, если мы говорим про йоговскую точку зрения, будем строги к таким моментам, которые называются аксиоматика йоги. То есть, это выжимка, все, как оно сделано. Так вот, как оно сделано? У вас есть ваше высшее Я, у вас есть ваше сознание. Друзья, колоссальная разница между вашим сознанием и вашим высшим Я. Ваше сознание, это всего лишь один из инструментов вашего высшего Я, точно так же, как другой инструмент вашего высшего Я называется энергия. Когда энергия и сознание выходят из вашего Я в не дифференцированном виде, в неразделенном виде, это называется прана. Поэтому, когда человек умирает, грубо говоря, из него выходит не сознание, а прана. Когда же человек воплощается в другом теле, грубо говоря, в это другое тело переходит прана от предыдущего. То есть, оно выходит сперва к своему источнику высшего Я, а потом опять вовлекается уже в новое тело.

К сожалению, бытует такая путаница во многих йоговских школах, где ставят знак равенства между неизменностью и не уничтожимостью сознания, и того, что называется человек. И путаница страшнейшая получается. Хочу, чтобы вы здесь были немножко строги. Может быть, даже не понимаете, о чем идет речь, но я вас уверяю, в дальнейшем, если оставить эту ошибку, пойдет слом йоги. вплоть до того, как делать позу Хатха  йоги в стойке на голове или еще какую-нибудь другую. Но я отвлекся. Продолжаем.

Александр Злобин, группа Астра: но, получается, с получением тела человеческого, наше высшее Я получает развитый мозг. Но, учитывая определенные кармические наработки, которые оно тащит за собой с того момента, как оно было в теле животного, оно получает вот это страдание, именно утонченное тонкое, которое так тяжело отследить. И получается, что вот этот третий принцип отказа от страдания, он переводит впоследствии наше высшее Я на более высокий уровень развития, но не понятно конечно, как он это делает.

Вадим Валерьевич: браво, браво, хорошо мысль, замечательная.

Александр Злобин, группа Астра: Я не закончил ещё. В общих чертах законспектировал. И возникает вот эта боль. Где-то в каких-то структурах есть напряжение чрезмерное и сопротивление, а, учитывая то, что есть мозг, который достаточно хорошо развит, но так же он и склонен к шаблонированию, очень сложно в какой-то момент разотождествиться с каким-то образом действия, которое приводит к этой боли, и адекватно ситуации измениться. То есть, возникает какой-то страх к переменам, но который нужно в себе побороть.

Вадим Валерьевич: ладно, ладно. Потом, в следующий раз. Нет. Оттачиваем, оттачиваем механизм. Кто еще что-то хочет сказать? Прошу, друзья, оттачиваем формулировки, они должны быть лаконичными, просты, однозначны, доходчивы, эмоциональны. Услышал, понял, пережил, просветлился.

Йоговский алгоритм принятия решений в бытовых вопросах.

Наталья Сим, группа Чатур МОУЙ: рассуждая на тему счастья и тему третьего принципа йоги, у меня возник вот такой бытовой вопрос.

Вадим Валерьевич: бытовой вопрос? Хорошо.

Наталья Сим, группа Чатур МОУЙ: да, вот я хотела бы обратиться ко всем студентам, к авторитетному мнению. Третий принцип йоги гласит, как мы уже сказали, в помощи всем живым существам, которые обращаются к нам за помощью, отказаться от страданий. Но отказаться как? Вот, в чем заключается помощь? Как мы ее видим? Помочь, как нам кажется или так, как хочет или требует это живое существо?

Вадим Валерьевич: ага! Ну, давайте, я своими словами. Вы видите наркомана, у которого ломка страшная, который в страшных страданиях и он говорит: «Друг, дай двадцать рублей на дозу». Да? Или вот, более часто встречаются БОМЖи, которым опохмелиться нужно. Человеку реально плохо, реально плохо. Да, он хочет избавиться от этих страданий и он просит вас помочь ему избавиться от этих страданий, а вы дали обет отказа от страданий и обет помощи всем другим живым существам, соответственно, в преодолении этого страдания. Как вы должны поступить? Прошу.

Студентка: мы вспоминаем и применяем алгоритм принятия решений. В первую очередь мы вспоминаем наш долг, потом мы применяем первый принцип йоги, второй принцип йоги. В этой последовательности. Если мы практикуем быстрые методы, то применяем третий принцип йоги. А, первое мы вспоминаем, что мы свободны, пардон! Значит, вспоминаем, что свободны, долг, первый принцип, второй принцип, третий принцип, потом мы можем спросить мнения окружающих или авторитетных для нас людей, потом снова вспоминаем, что, в общем-то, мы свободны и можем применять какое угодно решение, и принимаем решение.

Вадим Валерьевич: так вот, в случае, если человек просит вас опохмелиться или новую дозу, где здесь коллизия, кому пятерку поставить? Кому? Да, да.

Из зала: применить здравый смысл – отправить его в больницу, чтобы там лечился.

Вадим Валерьевич: все замечательно, только теперь с формальной стороны. Да.

Ответ: первым делом мы определяем свой долг, наше ли это дело – помочь этому человеку.

Вадим Валерьевич: да, но если мы приняли третий принцип йоги, то мы, вроде как подписались на то, что нашим долгом является помощь всем в преодолении страдания? Где здесь неувязка?

Ответ: думаю, в неувязке со вторым принципом.

Вадим Валерьевич: абсолютно правильно, друзья! Второй принцип йоги, почему он второй? Да потому, что он более основополагающий. В этом смысле не бывает так, что вы выполняете третий принцип йоги, а второй или, скажем, первый нарушаете. Такого не бывает. Почему? Вот, говорят, первый принцип йоги, потому что он более главный, чем второй и третий принцип йоги. Почему говорят второй принцип йоги? Потому что он более главный, чем второй принцип, но менее главный, чем первый, понимаете, да? Почему третий принцип йоги? Только потому, что по-настоящему он имеет смысл, если два предыдущих выполнены.

Поэтому, когда вы сталкиваетесь с ситуацией, сталкиваетесь с человеком и он говорит: «Да, я страдаю! Да, я хочу избавиться от страданий, но я хочу, чтобы ты мне помог избавиться от страданий», так-то, так-то и так-то, то это, извините, вещь очень и очень спорная. Мы должны, в первую очередь для себя, если вы ему будете помогать, проанализировать, а не является ли тот способ помощи ему нарушением первого принципа йоги?

И, действительно, Люба абсолютно была права. Все это заключено в алгоритме принятия решений. То есть, алгоритм – очень хорошая вещь. Поэтому вот так, соответственно, и поступайте. Не обязательно это будет наркоман. Это может быть подчиненный на работе, начальник, ваш муж или жена, ваши дети или родители, ещё кто-нибудь кто-нибудь придет и скажет. Придет муж к жене и скажет: «Ты знаешь, дорогая, я в страданиях! Хочу это, это, это, это, а ты мне, значит, вот не даешь. Вот, давай»! Как это?  Или, наоборот, со стороны мужа. И вот как здесь быть? Надо подумать. Возможны варианты, друзья. Друзья, принципы йоги, это не тривиальщина. Иногда слушаешь, ну что там греха таить, какой-нибудь из Индии гуру, и начинает лепетать благоглупости, как они называются. Типа: «Ребята, обнимайте друг дружку, целуйте друг дружку, значит, любите друг дружку»! А как это делать, они не говорят!  А, знаете, если ты не говоришь, как делать то, собственно говоря, это вообще разговор ни о чем. Просто это, действительно, называются благоглупости. Они звучат, но абсолютно глупые по содержанию и там, собственно говоря, не логика, а глупость, не сверхлогика доброты, а щебетание каких-то формул. И, знаете, таких мантр заклинаний, в плохом смысле слова, которые никто не понимает, но которые красиво звучат. Хорошо. Еще кто? Да, прошу.

Из зала: у меня по этому поводу вопрос возник.

Вадим Валерьевич: по этому, это по какому?

Михаил, группа Три: я по этому рассуждению: то, что мы отменили вторым принципом третий принцип.

Вадим Валерьевич: мы не отменили мы скорректировали свое действие.

Студент: ну, я понял. Но первостепенный-то долг?  Ну, у нас-то долг помочь ему, получается?

Вадим Валерьевич: нет, у нас долг помочь. Но мы должны сами думать, как помогать, а не следовать на поводу у чужих непонятных желаний. Мало ли кто как считает, понимаете? Вы на себя же взяли обет помогать, вы взяли на себя помогать так, как, в общем-то, нужно помогать. Не так, как, может, в замутненном разуме, от вас требует кто-то снаружи.  Иначе, я вас уверяю, завтра к каждому из вас после принятия принципа йоги выстроится очередь, к вашей квартире, кого не попадя. Тому опохмелиться, пятерку, понимаешь. Этому ещё чего-нибудь. Столько желающих попользоваться вашим третьим принципом найдется,! я вас уверяю! Ещё раз, йога – это не глупость, это не абстрактные заклинания или призывы! Нет! Это, в первую очередь, практика, реальная практика в каждодневной жизни. Только тогда йога – это йога!

Студент: такой вопрос: а если человек вас просит помочь, но мы же не знаем, как ему помочь?

Вадим Валерьевич: пример? Давайте в лицах, давайте. Мы, как в этих иностранных учебных заведениях. Если вы сталкиваетесь с какой-либо ситуацией – характерную ситуацию.  Да, пожалуйста.

Сергей, г.Омск, заочный студент МОЙУ: со мной недавно случилась такая ситуация – я подъезжаю на машине, там у нас стоит гипермаркет такой большой. И, смотрю, целенаправленно ко мне идет молодой человек с пакетом документов. Вижу, что документы лежат. Ну, я думаю, окна, наверное, протирать или что-то ещё. И он говорит: «Давай, я протру окна и ты мне заплатишь немножко денег». Я говорю: «Грязно. Зима. Какие окна? В чем дело? Тебе что нужно»? Он говорит: «Мне не хватает на билеты».- «Тебе сколько не хватает денег на билет»? – «300 рублей». Не помню, сколько он сказал, примерно такая сумма. Я понял, что человек не просто так говорит, он зарабатывает деньги на что-то. То есть, он просит за свою работу платить что-то не просто «дай сто», а просит триста рублей. Ну, меня так немножко заинтересовало. Я говорю: «Давай пойдем». Я купил ему покушать, посадил, посмотрел документы. Я представился почему-то милиционером в каком-то звании, так, напустить немножко майи, узнать правду, в конце концов, от него. Он, оказывается, едет с Востока. Пачка документов его, детский дом какой-то был. Ну все, он там вышел, там бросили его где-то. Но документы, я посмотрел, нормальные. Мы посчитали, сколько ему нужно денег – 380 рублей. Я дал ему пятьсот рублей, но: «Если я тебя завтра увижу, потому что я буду дежурить здесь,  я тебя сразу заберу в участок». Накормил, дал ему денег и, честно говоря, у меня было такое состояние, что он меня не обманывает, интуиция сработала. И он, спокойненько, такой счастливый. Я потом уже хожу по гипермаркету, смотрю, а он влетает, накушался такой, счастливый, лицо красное после мороза, естественно и  глаза блестят. И увидел меня, и побежал ко мне. Если бы человек, который хотел меня обмануть, он просто бы схватил эти деньги и ушел, спрятался где-то. Но интуиция сработала. Я его накормил, дал денег и человек пришел с благодарностью, глаза блестят от радости и счастья: «Я еду в Тюмень! Меня там уже друзья ждут, пятое, десятое». То есть, я вот так поступил, не знаю, как. Я, конечно, не сидел, не рассуждал, не применял алгоритм, но что-то сработало. Я думаю это сработа йога.

Вадим Валерьевич: браво, браво! Так, ещё кто, что? Прошу, прошу, да, да.

Елена Грачева, группа Астра: мы говорили о том, что почти все говорили – если кому-то вокруг плохо, то нам тоже плохо. И я хотела сказать: бывает, что, наоборот, люди замыкаются в себе и совсем не чувствуют, может, сознательно даже выбирают. Не чувствуют просто других людей, ну, чтобы не страдать, как другие страдают. И, если мы выбираем не замыкаться так, а, наоборот раскрываться, то мы начинаем ощущать страдания других людей, и мы начинаем их чувствовать. Это нам помогает больше познать Вселенную, больше ощущать через других людей.

Вадим Валерьевич: интересная точка зрения. Хорошо, вернемся к ней. Браво! Прошу, прошу.

Дхарма и путь отказа от страданий.

Андрей, вольный слушатель Международный Открытый Йога Университет: я хотел бы просто порассуждать на эту тему. На тему счастья и отказ от страданий. И хотел бы увязать это с таким понятием, как свой путь или путь сердца. Например, дхарма – личный путь в жизни, тот путь, который помогает нам развиваться по жизни. То есть, ведя к своим целям, идя своим путем. То есть, я считаю, что таким образом мы автоматически отказываемся от страданий. То есть, путь, который доставляет нам удовольствие, путь, который приносит нам интерес в жизни, мы начинаем чувствовать себя счастливыми, как только с ним сливаемся.

Вадим Валерьевич: Ну, строго говоря, спорное заявление. Почему? Потому что можно чувствовать себя по-разному и в разных направлениях идти. Убийца выйдет на улицу и очень будет счастлив, если сегодня ему удастся хоть кого-нибудь убить. То есть, здесь должно быть все более продумано. Это волеизъявление, все-таки волеизъявление, в каком направлении двигаться.

Андрей, вольный слушатель Международный Открытый Йога Университет: Путь развития, который я имею ввиду, путь, который нас делает более духовно осознанными и приближает к целям, скажем так, более высоким.

Вадим Валерьевич: ну, если так обрисовывать, вообще, то – да. Вот если конкретика, начинаются уже нюансы, моменты, но все равно, браво, браво! Отлично! Еще есть желающие что-нибудь? Прошу. Отличное русское слово — кейс.

Михаил:  такое, может быть абстрактно, я уже начал путаться. Изначально рассмотрели то, что долг первичный, чем все-таки первый и второй принцип йоги. Теперь мы возвращаемся к тому, что все равно,  первый и второй принцип.

Вадим Валерьевич: нет, нет! Ну, друзья, то есть пошаговые приближения. Сперва у вас был один — долг. Вы, исходя из этого долга, прошли путем йоги и дошли до осознания третьего принципа йоги, и после этого уже начинаете принимать, чтобы скорректировать свой предыдущий. Долг не так, что одновременно все меняется, нет, это же по стадийное приближение или по стадийное направление своей личной тропинки.

Михаил: Ну, вот пример. Я милиционер и мой долг сажать за решетку людей. «Вор должен сидеть в тюрьме»! Я, к примеру, даже когда кого-нибудь валю,  я думаю: «Ну, ладно,  я  по-минимуму буду причинять ему вред, не буду руки ломать, просто свяжу». Посадил его за решетку, эффективно все сделал и вот он говорит мне: «Здесь все так плохо. Выпусти меня». Но я должен опереться на свой долг – посадить его, конечно. А не нарушать третий принцип или второй принцип: «Мне так жалко тебя, слушай».

Вадим Валерьевич: нет, нет, подождите. Что-то не совсем я ухватываю. Давайте по порядку и ещё раз. Итак, я, значит, пошел. Знаете, профессия военного или вот как у нас сейчас, полиция, это должно быть высший пилотаж, это, понимаете Бхагават Гита про таких людей написана. Это не тот сброд, который, к сожалению, иногда у нас встречается, а это, действительно, был высший пилотаж, когда во имя идеи, долга, служения, во имя Отечества. Любимый город может спать спокойно. Так вот, ситуация: мой долг, чтобы любимый город  спал спокойно и все! Точка! Это мой долг! Я под это подписался. Я помню первый принцип йоги, никому я вреда причинять не буду, без крайней на то необходимости. Я помню второй принцип йоги – я должен очень эффективно причинять вред, если такая необходимость есть. Я помню третий принцип йоги – я должен отказаться от страданий. Почему? Потому что я, как бы должен в такую сторону развернуть свою личную Вселенную, чтобы, в принципе, не было самой постановки вопроса, что кому-то придется причинять страдание.  Я волеизъявляю, чтобы моя будущая Вселенная, даже меня не подводила к такому состоянию, чтобы я, хотя бы в принципе, мог кому-то причинять страдания. Но это будет потом, а сейчас я иду по городу и вижу, значит, что кто-то что-то делает плохое. И мой долг – его остановить. И я должен выполнить свой долг от начала и до конца, понимаете? Здесь нет никакого противоречия. Если я выполню свой долг от начала и до конца, то в будущем я приближусь к тому состоянию, чтобы в большей степени срабатывал третий принцип йоги и в моей Вселенной просто не было бы никого для кого бы была это крайняя необходимость – причинение вреда. Друзья, еще вам говорю, вдумайтесь в идеологию и логику этих йоговских знаний. Это не прямое одномоментное принятие! Типичная ошибка, что вот все! С завтрашнего дня не причиняю страданий или, там, с завтрашнего дня все счастливы! Нет! Это по стадийное приближение, начиная с того уровня, который есть лично у вас, лично сегодня и лично здесь, и к тому, какому мы хотим видеть. То есть, по стадийно. Итерации. Поэтому, какое уж здесь нарушение третьего принципа по йоге, если я его посадил в тюрьму, а он меня просит выпустить.

Своды законов и карма.

Михаил: тогда еще один момент. Это был спорный момент. Я все ещё не могу уяснить для себя. Да, была раньше кровная месть. Это его долг был убить и он не нарушал первый принцип в этот момент.

Вадим Валерьевич: что значит не нарушал?

Студент: ну, то есть нарушал, но он должен был убить и его долг был убивать. Он должен был руководствоваться первым вторым принципом? И на него будут все смотреть косо? Все село, например?

Вадим Валерьевич: и в чем вопрос, я не понимаю?

Студент: смысл в том, что должен был он в тот момент убить или нет? В этом селе реально принято убивать. Если, например, его жену изнасиловали.

Вадим Валерьевич: ну, это уже нужно к этому сообществу людей обращаться, какие у них там, как говорится, правила игры.

Из зала: по-моему, очевидно достаточно, что, если кровная месть, то исключает нашу власть судебную. У нас три вида власти и, соответственно, вся власть в руках клана, в руках рода. Если вдруг в обществе появлялось существо, которое нарушало все этические законы этого общества, то его необходимо было уничтожить. Если ты был мужчина этого рода и тыне сделал этого, соответственно, то твой род был под угрозой и ты должен был его уничтожить.

Вадим Валерьевич: да, значит, здесь абсолютно правильно, друзья, вы должны…вот мы здесь сидим, такие белые и пушистые, у нас есть милиция, как бы мы ее не ругали, во всяком случае, рано или поздно, приедет. Понимаете, рано или поздно, кого-нибудь схватит, кого-нибудь уж обязательно посадит. У нас есть судебная власть. Можно обратиться в суд. Ее рассмотрят, с одной, с другой стороны. Ну, то есть, у нас есть законодательная власть. Сидит и продумывает, как бы эти законы были наиболее с минимумом вреда. А, представьте себе, что там греха таить, более примитивные общества. Общества людоедов где-нибудь в джунглях или общества, где реально кровная месть. Откуда она взялась? Она взялась просто, как, знаете, естественное продолжение того, что оставлять, как есть, ты не можешь, а вот таких более умных способов решения или более изощренных способов решения так же еще, к сожалению, еще никто не придумал. Ведь это же величайшее достижение цивилизации. Поэтому ты не можешь позволить себе такую роскошь, как оставлять в живых обидчика, даже если он может отделаться выкупом.

Обратите внимание, в отношении вот если кто-то из вас изучал юриспруденцию, как меняются своды законов. То есть, чем более примитивное общество, тем меньше возможностей наказания. Там, либо живи, либо убьем, третьего не дано. Уже у более развитых есть выкуп: убил кого-то, ну заплати деньжат, вроде как, и не увидели, и так далее, и так далее, до наших дней. Почему это происходит? Что, люди поменялись? Нет, просто для общества целиком гораздо выгоднее с этого обидчика хоть что-то поиметь, чем просто его убить. Ну, убил и все, радости нет, кроме морального удовлетворения, радости никакой. Нужны более тонкие способы, как заставить жить всех совместно и это одна из самых сложнейших, на самом деле тем – те законы, которые царят в обществе.

Вот известно, допустим, в Китае. Они особо не церемонятся: раз, и все, расстреляли. В Европе — нет! Отменили смертную казнь. Почему? Сытое общество, процент преступности маленький, можно позволить себе держать большие тюрьмы, большой штат охранников, чтобы их там пожизненное заключение они отбывали. А в Китае, ну, до недавнего времени, страна бедная. Это что же, вот всех их там кормить? Это же накладно. Обществу легче перебить. То есть, здесь какой-то другой смысл.

Что же касается йоги, что же касается вашей, непосредственной, ситуации. Представим, что вы родились в обществе, где есть кровная месть. Вот есть кровная месть. О чем это говорит? С самого начала?

Из зала: Карма плохая!

Вадим Валерьевич: Абсолютно правильно, карма у вас расчудесненькая, у вас просто нет выбора. Родился, все, никуда не деться, очень жесткие, выбора нет. Это говорит о том, что ваша карма, соответствующая. Значит, вы когда-то в прошлом сами поспособствовали такой ситуации, что уже вот в этой, следующей жизни, ваша свобода резко сократилась и, безусловно, тут нужно что-то делать. Но, обратите внимание, практически во всех примитивных обществах была кровная месть, но ведь потом же от нее отказались?!

То есть, когда-то был первый человек, который сказал: «Нет, убивать не буду! Пусть откупится». Понимаете? Или ещё что-то. Важен вектор в сторону добра. Вектор. И вот, как находить этот вектор? Это уже очень болезненная ситуация.

Вот на чем погорел Советский Союз. Большая страна, красивая, замечательно только вот одна беда – уклад жизни в каких-то Азиатских республиках один, в Кавказских республиках другой, Россия — третий. Культура, менталитет. Сколько угодно говори про дружбу народов, про то-се, пятое-десятое, а все равно кланы, а все равно за невесту выкуп.

У меня вот товарищ приехал, говорит: «Сына женю». А что такдолго не женил? Да вот, денег не было, не так просто жену там. Это в России вольница, а там нет, там нужно отстегнуть соответствующую сумму. И  что делать? Везде свой устой, ломать его нельзя, потому что это – лучшее из того, что там годами складывалось. Значит, нужно искать медленный, аккуратный, гуманистический способ. Вот лавировать, чтобы и старое не отменять так вот, по-глупому, и, в то же самое время, менять ситуацию к лучшему. Что же касается вас, то, безусловно, если вы принимаете третий принцип йоги, да, то вы должны, как говорится, учитывать где вы живете, и соответствующую свою предысторию. Ну, это уже отдельный разговор, здесь уже нужна конкретика.

Михаил: Спасибо. А теперь можно по теме?

Студент: А вопрос можно? Вот по этому моменту: является ли это добром, что человек, убивший, не получил сразу по своим заслугам.

Вадим Валерьевич: какой человек?

Студент: ну, вот убийца, допустим.

Вадим Валерьевич: давайте по порядку.

Студент: Вот идет убийца. Вот он кого-то убил, его заметили, что он убил и его самого не убили. То есть, он не получил по заслугам. Получается, что у него дальше остается на следующее?

Вадим Валерьевич: Остается что?

Студент: Груз ответственности.

Вадим Валерьевич: безусловно, вы должны понимать, что здесь идет все по двум параллельным веткам. Такая очень, знаете, я прошу прощения, это очень вульгарно прозвучит, поговорка. Она звучит следующим образом: «Бог не фраер, Бог все видит». То есть, вот точно так же и карма. У каждого человека, есть цепочка причин и следствия, ответственности, согласно той Вселенной, которую он строит.

То есть, если ты убийца, ты можешь вообще не знать ни про какие законы. Ты живешь в своей собственной Вселенной, в своей собственной Вселенной. Ты говоришь: «В свое собственной Вселенной можно убивать, скажем, в таких-то, таких-то условиях». И ты это провозгласил. Но пока это, мало ли, что ты там провозгласил, может, спьяну, что придумал. Но, если ты, не дай Бог, это выполнил, то Джнана, Крия и Ичха слились вместе. Это – могущественный инструмент перестройки нашего мира. И вот, ты этим тройным инструментом, раз, свою личную Вселенную и изменил! А если ты изменил правила в своей личной Вселенной, ты сам под них начинаешь попадать. Если ты сегодня убиваешь, то тебя завтра будут убивать. И это вот одна такая линия преступления и наказания. Не нужны, ни суды, вообще никто не нужен! Не нужен даже Абсолют, друзья! Вот я упомянул Господа Бога, даже Господь Бог не нужен для того, чтобы человек сам себя наказал! Он сам волеизъявил законы, где могут быть такие убийства и страдания, значит, со временем, он попадает в общество других людей, которые волеизъявили примерно то же самое. И вот, они начинают, из жизни в жизнь, мочить друг друга со страшной силой по очереди. Они сами для себя придумали отдельно взятый личный ад!

Теперь, что касается гражданских или уголовных законов. Они больше касаются общества. Общество может сказать: «Мы – общество»! Что такое общество? Это череда душ, которые умирают, рождаются, умирают, рождаются и друг с другом связаны. Знаете, вот как такой рой пчел. Вот они вместе приходят, они вместе двигаются по пространству и времени, это называется народы, они связаны друг с другом.

И вот вопрос уголовного законодательства, более мягкие, какие они у нас там, административного, это всего лишь вопрос – оставит ли тебя общество, как члена общества, либо исторгнет на те, последующие жизни. Если вас общество наказало и вы, как бы искупили, то общество считает: ну, ладно, ты сделал ошибку, ты сделал плохо, но, чтобы тебя не прогонять вообще из нашего общества, вот тебе, значит, такое наказание, после чего снова возвращайся в наше общество. Самое же страшное, когда общество вообще отторгает человека и, будь добр, рождайся, где хочешь. В среде животных, хочешь, еще где-нибудь. Но это очень тонкие цепочки причинно-следственных связей, очень тяжело о них говорить и отслеживать. Но получается, что законы людей, это законы сообщества. Но, помимо законов сообщества, есть еще законы глобальные. Вот такая ситуация. Что-то было еще?

Йога и долг.

Студент: я хотел сказать по счастью и третьему принципу.

Из зала: у меня по долгу возник вопрос. Как йога понимает слово долг? Что-то общечеловеческое такое или профессиональный долг? Потому что, если ситуация: мы проходим и видим на улице, как совершается убийство, да, и у меня нет долга хватать его за руку, и сажать. Но, допустим, если я представитель милиции, то я должен это сделать, как человек?

Вадим Валерьевич: у вас, действительно, нет долга лезть, но у вас есть долг позвонить по телефону, чтобы те, у кого есть долг, та же милиция. Почему милиция в своем изначальном, как и военные. Должен! Это элита должна быть общества, не отбросы, прошу прощения, а элита. И ваш долг – позвонить, и сказать, и они, с радостью и счастьем, выполнят свой долг.

Я помню когда-то, не знаю, рассказывал я вам такую историю или нет, что в советские времена принимал участие в добровольной народной дружине, и с одним милиционером разговорился. Ну, такой хороший, по-своему, парень, вот. А мне, говорит, это нравится. А там, еще при Горбачеве это было, запретили водку и были страшные очереди за спиртным, и там драки постоянно были, а он, вроде как, там порядок поддерживал, чтобы не поубивали друг друга. Я говорю: «Господи, как ты тут работаешь»? А он отвечает: «А мне нравится! Драйв! Я ему по физиономии и он меня по физиономии». В общем, он нашел себя. Ну, там, пьяная драка, обычный человек не будет лезть, а ему это вообще, он об этом всю свою жизнь мечтал. Да, и вот, потом, действительно, смотрю, полез куда-то там, супермаркет. Я так в сторонке стою. Действительно, не хочу по куполу получить бутылкой, а он вовсю, но все правильно, по закону, не то что там кого-то просто бил, он исполнял свой долг. То есть, ваша задача – иногда дать возможность другим исполнить свой долг. Здесь нужно определиться с собой. Что же касается, что такое долг, это касается всех студентов. Ну, ладно, уже время поджимает. Прошу.

Михаил: я считаю, что каждый стремится к счастью и если мы опираемся на аксиоматику, то это наше естественное состояние. И есть шаги, по которым мы можем. И, если мы возьмем по принципам йоги, то это первый принцип йоги – мы становимся добрыми, мы говорим то, что я добрый и все вокруг. То есть, я волеизъявляю, что все вокруг должны быть добрыми, но это еще не факт, что мы должны быть счастливы при этом. То есть, мы можем быть добрыми, но при этом можем быть несчастливы. Потом мы, как бы начинаем оттачивать. Мы несчастливы и начинаем анализировать, шпынять вокруг, и мы начинаем оттачивать свой разум, становимся эффективными. Мы делаем так, чтоб быть эффективными в своей доброте, то есть, мы дальше начинаем формировать Вселенную и начинает появляться больше счастья в нашей жизни. И, когда мы уже полностью отказываемся от страданий в нашей жизни, мы делаем вот этот мощный толчок к тому, что мы направляем свою доброту и свою эффективность на то, чтобы сделать счастливым себя. Но, так как мы все, как рой, зависим друг от друга, то есть, мы должны делать какую-то Крию в этом действии, чтобы преодолеть майю, мы должны делать и других, тех, кто хочет, счастливыми, чтобы, либо все счастливы, либо никто. В том числе, соответственно, если я буду счастлив, то я буду ежеминутно счастлив. Если я буду видеть счастливые лица других, то, если я даже забуду, что я счастлив, я буду все равно счастлив.

Является ли отрицание страданий необходимым и достаточным условием для того, чтобы быть счастливым?

Вадим Валерьевич: интересно. А вот здесь такой маленький провокационный вопрос. А вот третий принцип йоги, он же ничего не говорит про ваше личное счастье. Он, скорее, говорит про то, что вы отказываетесь от несчастья. Третий принцип йоги, как звучит? «Я отказываюсь от страданий». Да, но он вовсе не говорит: я стремлюсь к счастью. Здесь немножко обратная сторона. Не утверждения, а отрицания. А является ли отрицание страданий необходимым и достаточным условием для того, чтобы быть счастливым?

Михаил: тогда возьмем практику «не то, не то».

Вадим Валерьевич: нет, стоп! Мы сейчас вообще в сторону уйдем.

Студент: хорошо, ладно.

Алексей, группа Астра: мне кажется, является, потому что, если говорить, что счастье является естественным состоянием, то страдание возникает, когда мы перестаем это воспринимать, как что-то. Есть что-то, а другого нет. Если у нас мало сил, то мы живем на одном уровне, а если у нас много праны, то на другом. То есть, может быть, не хватает знания, что нет ничего, кроме счастья, чтобы отказаться.

Вадим Валерьевич: нет, здесь, давайте, по-другому вопрос должен быть. Более узкий. Является ли отказ от несчастья обязательным условием того, что вы получите счастье? Давайте поразмышляем. Кто согласен, кто не согласен? Давайте, поразмышляем, друзья. Вот сейчас я буду проверять вашу память. Точнее, не сейчас, на следующей лекции. Вот с этого вопроса мы начнем следующую лекцию. И вот тогда мы выясним, у кого какая степень провалов в памяти. Только не спрашивайте потом, какие провалы. Так. Далее идем.

Итак, третий принцип йоги и счастье. Кто еще что-то хочет сказать по этому поводу? Да, прошу секунду, а кто вообще ничего не говорил, рта не раскрывал? Да? Вот, надо раскрыть, выйти и раскрыть.

Антон, город Самара,  группа Чатур, заочный студент: третий принцип и счастье.

Вадим Валерьевич: Поразмышлять. Вот, третий принцип и счастье или, хотя бы просто счастье. Счастье. Нужно, как мантру, несколько раз вслух произнести: счастье, счастье.

Антон: В нашей обычной жизни счастье – это когда, независимо, в каких условиях, в каких ситуациях находишься, ты всегда остаешься в каком-то островке незатронутости, неважно, что с тобой происходит. Это всегда стабильное состояние радости, блаженства, наслаждения.

Вадим Валерьевич: то есть, условие, критерий счастья – это островок незатронутости? Ну да, хорошо, хорошо, интересно.

Антон: Это опыт, который я пропустил через себя.

Вадим Валерьевич: Да, да, личные примеры, друзья, кейсы из личной жизни. Вот, Сергей очень хорошую историю рассказал. Понимаете, когда все разговоры, абстрактно-йоговские, они надоедают быстро, а вот когда предметно-конкретные, каждодневные, вот тогда, действительно, из зазубренного превращается в знание. Да, пожалуйста.

МОЙУ, Настя, группа Два: если из аксиоматики, то наше естественное состояние – это состояние счастья. Я считаю, что без третьего принципа мы можем быть счастливы, но мы не можем быть абсолютно счастливы, сейчас объясню, почему. Что нам не дает увидеть, узнать наше естественное состояние? Это майя и неведение, и пока мы полностью не снимем все слои майи, мы не сможем узнать свое истинное абсолютное счастье. А чем является страдание? Это майя и неведение, соответственно, если мы от него не отказались, какой-то кусочек майи у нас еще остался, и абсолютного счастья достичь мы не сможем.

Вадим Валерьевич: встречный вопрос для следующей лекции. Ну, для тех, кто, конечно, в курсе терминологии. Как соотносятся понятия майи, счастья и страдания? Является ли понятие майи однозначным, как это, синонимом слова страдание или нет? Почему я задаю этот вопрос? Если вы поедете в Индию, или из Индии сюда кто-нибудь приедет, то очень вероятно, что вы натолкнетесь на такую точку зрения, когда будут ставить знак равенства между майей, страданием и несчастьем. Вот очень бы хотелось вашу точку зрения по этому поводу. Еще кто? Вперед.

Концептуализация счастья.

Злобин Александр, группа Астра: еще возникла такая мысль, что концептуализация счастья является причиной возникновения страдания.

Вадим Валерьевич: так-так, стоп!  Концептуализация счастья?

Злобин Александр, группа Астра: концептуализация счастья, когда возникает определенное видение счастья, само определение счастья. И человек начинает привязываться к тому, что у него что-то должно быть для того, чтобы он чувствовал себя радостно и гармонично. И, соответственно, когда он может, в зависимости от степени своего неведения, он может ставить перед собой различные образы этого счастья, и, соответственно, испытывать дисгармонию внутри себя.

Вадим Валерьевич: так-так, замысловато. Ставить образы и испытывать дисгармонию?

Злобин Александр, группа Астра: ну, что такое счастье – это абстрактное какое-то видение.

Вадим Валерьевич: так, стоп. Блиц опрос. Кто-нибудь, хоть раз в жизни, из здесь присутствующих, был счастлив, а? Да. Кто-нибудь, из здесь присутствующих, ни разу в жизни не был счастлив? Ну, я просто так поднял руку, чтобы вы не стеснялись, это просто рука. Ни за, ни нет. Вот, значит, выходит, что у каждого был этот опыт. Теперь вспомните, пожалуйста, у кого этот опыт личных переживаний был как-то связан с каким-то набором обстоятельств, вещей или явлений. Допустим, весна или еще что-нибудь. Поднимаем руки. Ага! У кого, вот просто абстрактно, вот просто счастлив. Ага! Тоже немало, тоже немало. Да, интересно. Мне это напоминает один анекдот: когда ты разговариваешь с Богом, это называется молитва, а когда Бог с тобой, это шизофрения.

Так, ладненько, чудесненько, друзья. Время нас уже поджало. Мы продолжим на следующей лекции изыски в этой области. А все мои слова имеют смысл, и всех присутствующих здесь, только в одном случае, если мы знаем, и стараемся придерживаться первого, второго и третьего принципов йоги.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 19,5 мб

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 78,1 мб

Скачать Видео Вариант FLV,203 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал-Егоров Евгений
Текст напечатали-
(а)-Евгения Стороженко
Текст отредактировал-
Елена Подрядова
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-Наталья Сим
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий