Новые Материалы сайта.

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


1. Название лекции:

Ответы на вопросы:

Что такое йога? Виды йоги. Для чего нужна йога? Энергия кундалини. Мантры. Лайя-йога.Сахаджа-йога.Насколько необходимо вегетарианство? Закон кармы. Пранаяма-йога.


2. Автор: Вадим Запорожцев


3. Фото автора:

4. Краткое описание:

5. Дата и место чтения лекции:

2007.09.19 Культурный центр « Белые Облака »


6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.


7. Текст напечатан: Натальей Тимониной


8. Текст отредактирован: Натальей Тимониной


9. Рисунки:

10. Фото:

11.Сайты: www.openyoga.ru www.yogacenter.ru., www.happyoga.narod.ru.


12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

32кб/с,2007_09_19_Lecture_belie_oblaka_web.mp3 размер 14,8 МБ

128кб/с,2007_09_19_lek_beloblaka_voprosy_otvety.mp3 размер 75,5 МБ


14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео: 

FLV,2007_09_19_lek_beloblaka_voprosy_otvety.flv размер 152 МБ

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

 Аудио:


Видео:


16. Основной текст лекции.



Меня зовут Вадим Запоржцев, я учу йоге, достаточно давно это делаю, и сегодня несколько слов будет посвящено тому, что такое йога. Несмотря на обилие книг, вопрос этот остается все еще открытый. Наконец, я постараюсь ответить на вопросы, если у кого-то возникнут, и ответить на один  вопрос, который мне был задан дистанционно по одному разделу йоги.

Что такое йога.

Йога – это древнее учение, которое дошло до нас в крайне урезанном виде. Фактически мы сейчас пользуемся всего лишь крупицами той информации, которая в древности работала на все сто процентов. По какой-то непонятной причине наука эта стала исчезать, причин было много, и до нас дошли действительно лишь жалкие крупицы, которые продолжают гибнуть, продолжают оставаться невостребованными, и лишь только очень малая часть применяется в повседневной нашей жизни. У нас и на Западе известна в первую очередь Хатха йога, это комплекс физических статических упражнений, которые великолепный дают результат в качестве оздоровления тела, для того, чтобы поставить разум, чувства под контроль. Но на Востоке помимо Хатха йоги известно множество других йог. Можно перечислить кое-какие из них. Это Крийя йога, Пранаяма йога, Мантра йога, Раджа йога, экзотические йоги, такие как Лайя йога и прочих очень очень много.

Вопрос из зала: А Лайя, как переводится?

Вадим Запорожцев: Вы знаете, я отвечу на все ваши вопросы, но только лишь после того, как я завершу ту часть, которую я считаю нужным сказать.

Так вот в настоящее время известна в основном Хатха йога, известна она по той простой причине, потому что она дает реальный результат, она реально людям помогает. Бессонница, стрессы, малоподвижный образ жизни, все с этими всеми моментами прекрасно справляется Хатха йога. Но есть разделы йоги, которые еще лучше справляются с некоторыми другими такими моментами, возникающими в нашей жизни, такими как стресс, такими как неуверенность в себе, такими как чувство страха. Огромный перечень негативных эмоций, который заставляет нас достаточно много страдать. И разные разделы йоги прекрасно справляются с этими задачами, но вот тут я должен заявить такую очень серьезную вещь, что все это бесплатное приложение, цель йоги вовсе не в том, чтобы только лишь даровать нам здоровье, силу, уверенность, цель йоги в несколько другом. Очень сложно ее определить. В разных текстах по йоге, в разных школах по-разному определяется. Иногда это определение сводится к такому термину, как познание самого  себя, познание своего Я. В некоторых школах йоги, если вы ознакомитесь с таким трактатом, как Йога Сутры Патанжали, цель йоги будет сводиться, точнее одним из самых главных инструментов остановления образования мыслеформ  в нашем разуме. То есть мы должны научиться ставить под контроль свои мысли и так далее. То есть йога – это в первую очередь духовное учение и лишь только во вторую очередь учение, которое дает нам какие-либо положительные физические моменты, связанные со здоровьем и прочими вещами. Вот, если понимать такое положение вещей, то многие древние трактаты становятся понятны, если же нет, если же только утилитарно относиться к древним текстам, то зачастую их невозможно даже прочитать, то есть не понятно о чем там сказано. Точно также касается многих рецептов, многих таких вещей, которые крайне полезны для современного человека. И, наконец, еще одна главная вещь, о которой не следует никогда забывать, что основной принцип йоги – это принцип доброты, это принцип ненасилия, не причинения вреда, поэтому если вы сталкиваетесь с проявлением йоги, в котором присутствует, к сожалению, подавление, причинение вреда в тех или иных его видах, то надо себя спросить чем это обусловлено, является ли это абсолютно необходимым. Дело в том, что вопрос этот совершенно непростой, вот сейчас каждую секунду, произнося каждое слово, я, безусловно, убиваю тысячи, миллионы бактерий, которые также хотят жить, как и я. Для того, чтобы приготовить мою вегетарианскую пищу, приходится пахать поле и тысячи всяких паучков, жучков погибают, применяются всякого рода удобрения, которые отравляют в прямом смысле этого слова гигантское количество живых существ, включая человека. То есть каждый наш шаг сопряжен с причинение вреда, хотим мы этого или нет. Мы бы дня не прожили с вами, если бы не причиняли вред кому бы то ни было. Это просто не возможно, пока мы с вами  живем в этих физических телах, мы не можем не причинять вред и здесь мало, что можно сделать. Но есть другая сторона. Есть небольшая часть нашей жизни, где мы вправе распоряжаться своими поступками, своей энергией, своим временем, своей силой. И йога как раз призывает нас, что если есть возможность не причинять вреда, мы должные его не причинять, если же такой возможности нет, если мы пошли на войну родину защищать, хотим мы того или не хотим, нам приходится участвовать в боевых действиях. И это иногда приводит к вполне плачевным результатам наших врагов, мы их просто убиваем. И возникает вопрос: а как же быть в этом случае? В этом случае йога отвечает, что мы должны выполнять свой долг. Если наш долг воевать, мы должны делать это честно. Если мы будем таким образом поступать по жизни, то дурная карма к нам не прилипнет. Если мы выполняем свой долг и поступаем так, как он велит, то даже если мы палач и рубим каждый день головы, ни по своей воли, ни по своей прихоти, а просто потому у нас такой долг, то дурной кармы, даже убийство на нас не остается. Если же мы делаем вред там, где могли бы его не делать, делаем вред, где не является нашим долгом причинять этот вред, то иногда даже самый безобидный поступок может привести к совершенно ужасным последствиям, это то, что называется дурной кармой. Вот такая наука йоги – гармония жизни с самим собой и гармония жизни со всем окружающим миром.

Теперь, прежде чем выслушаю ваши вопросы, я отвечу на один из них, который был мне задан, грубо говоря, дистанционно. Этот вопрос касается достаточно сложной и малоизученного раздела йоги, поэтому, если мои слова будут несколько не понятны, я прошу за это прощение. Вопрос этот был связан с тем, что существуют ли мантры для пробуждения энергии Кундалини в человеческом теле, если существует, то какие это мантры, где они и как их использовать?

Ответ на этот вопрос следующий: ну, во-первых, я напомню вам аксиоматику, то есть основные положения йоги о том, что такое энергия Кундалини. Энергия Кундалини  -  это наша единственная энергия в теле, у нас нет в теле двух, трех энергий, у нас она всего лишь одна. И эта энергия, как утверждают древние источники йоги, расположена в основании нашего тела. Любое проявление человека – это по, сути дела, проявление энергии Кундалини, более того, любое слово, которое человек произносит – это также по сути дела проявление энергии Кундалини. Дальше еще больше, если вы тщательным образом проанализируете все положения такого раздела, как Джнана йога, вы очень четко увидите, что по сути дела сама энергия Кундалини - есть мантра, то есть вибрация. Дело в том, что говорить об энергии без понятия вибрации крайне тяжело, фактически понятие энергии и понятие вибрации в творении нашего мира были одно и то же, об этом нам говорят разные источники, в библии сказано, что сперва было слово. Что такое слово? Слово -  это вибрация воздуха с определенной частотой. Если же по такому же закону наша внутренняя энергия также совершает вибрацию, поэтому слово в этом смысле вибрация энергии Кундалини, вибрация уже другого материала – воздуха, но сам характер или окрас этой вибрации тот же самый. Так вот я отвечаю на вопрос: существуют ли мантры для пробуждения энергии Кундалини? Да, безусловно. Второй вопрос: сколько их? Их очень много. Какого рода эти мантры? Эти мантры такие, которые позволяют каждому по-своему пробуждать энергию Кундалини. Если человек много внимания уделяет физическому телу и занимается йогой, то естественным образом будет для него пробуждение энергии Кундалини через выполнение асан, через определенные статические упражнения йоги, но если эти асаны еще подкреплены соответствующими мантрами, то сделать это намного быстрее и проще. Если мы с вами занимаемся дыхательной практикой, пранаяма йогой, то существуют также мантры, которые посредством дыхательных движений позволяют нам пробудить эту энергии. Или, наконец, совершенно абстрактное, вы художник, вы дизайнер, вы сидите перед своим компьютером или перед своим полотном будущей картины, и вы познаете всю йогу мира через познание прекрасного, так называемая йога Шривиди, в которой призывают познать устройство этого мира через познание всего прекрасного, что есть в этом мире. Так вот есть специальные мантры, которые позволяют раскрыться в творчестве, которые позволяют раскрыть энергию Кундалини и направить ее на творение бессмертных произведений искусства и так далее. Поэтому, таким образом, этих мантр много и в зависимости от того, какой образ жизни ведет человек, чем ему больше нравится заниматься, такую мантру и следует использовать. Что же касается непосредственно того, как использовать мантру, это достаточно долгий разговор, очень сложный, когда-то здесь продавался наш фильм, к сожалению его сейчас здесь нет, он называется Кундалини Мантра йога, вот такой фильм мы когда-то сняли, если вам интересно будет, найдите, там теория этого вопроса изложена достаточно хорошо, как мы считаем. Вот вкратце на этот дистанционный вопрос, который мне был задан. Теперь я с удовольствием выслушаю ваши вопросы.

Вопрос из зала: скажите, пожалуйста, мантры эти, где найти?

Вадим Запорожцев: Вообще говоря, если вам очень сильно повезет, и вы найдете учителя, который вас посвятит в эти мантры, это было бы просто чудесно.

Вопрос из зала: Самому читать или слушать?

Вадим Запорожцев: Как вам скажет ваш учитель, так и поступать. Иногда очень хорошо слушать, иногда хорошо читать, но опять же это общая теория из мантра йоги о том, что мантра пробуждается повторением. Дело в том, что если даже вам дадут мантру, ее надо будет пробудить. Без пробуждения мантра не работает. Это своя наука, так называемая пройога – как пробуждать мантры. Где они берутся? Я не ошибусь, если скажу, что в этом славном магазине найдется десятка два книг, где эта тема достаточно хорошо освещена.

Вопрос из зала: Простите, а разве мантру не должны передавать? Какой-то обряд передачи?

Вадим Запорожцев: Да, это хороший вопрос на счет обряда. Дело в том, что если даже если вам передадут мантру, мантра – это знаете, как если вы хотите разжечь свой костер – у вас нет спичек, вы идете и берете небольшое количество огня у соседнего костра и со временем костер разгорается, но если костер этот из сырых дров, то этого маленького огонька будет не достаточно и требуются еще колоссальные усилия с нашей стороны, чтобы этот огонь распространился. Вот в лесу окажитесь в пасмурную погоду, попробуйте даже от небольшого  источника огня зажечь костер, примерная аналогия с мантрами.

Вопрос из зала: Можно вопрос про долг задать? Вы говорили про долг палача. Как здесь работает выбор? Человек же выбор делает.

Вадим Запорожцев: Дело в том, что, не знаю, вероятно, вам этот вопрос известен лучше, чем мне, но, я имею в виду не вас лично, а всех здесь присутствующих, во Франции профессия палача была наследственной, при чем это были одни из самых уважаемых людей.

Вопрос из зала: Но он же тоже мог сделать выбор?

Вадим Запорожцев: Ну, в каком смысле, если он уже родился в семье палача и это наследственная профессия, то его карма и соответственно дхарма предрасполагает его идти по этой специальности. Конечно же, он молодости мог отказаться. Дело в том, что головы рубить тоже можно по-разному. Это я тоже узнал. Можно отрубить голову с третьего удара и жертва при этом хрипит

Из зала: Ну, да, я знаю эту историю про Кришну и про Джуну, когда можно…

Вадим Запорожцев: Нет, вопрос в чем?

Из зала: Вопрос в том, что можно еще и выбор делать.

Вадим Запорожцев: Безусловно, если вы чувствуете, что ваш долг быть палачом.

Вопрос из зала:  Просто вы же сказали о ненасилии, о не причинении зла, а убийство – это наверное причинение зла?

Вадим Запорожцев: Дело в том, что если это ваша дхарма, ваш долг, вы пошли родину защищать, и вы, конечно, можете дезертировать.

Вопрос из зала: Ведь я могу не пойти?

Вадим Запорожцев: Да, вы не пошли, но на самом деле вы оголили участок фронта, враг прорвался, вырезал все население, вы белый, пушистый, а в результате вашего бездействия пролилось крови столько, причем неповинных людей, что это еще как сказать, как посмотреть. Поэтому каждую конкретную ситуацию я предлагаю осмысливать, что называется, самим на досуге, но общие положения йоги именно такие.

Из зала: Это кшайтрийский ответ.

Вадим Запорожцев: Какой? Я не расслышал.

Из зала: Ответ человека, который занимает позицию воина.

Вадим Запорожцев: Да я вообще очень миролюбивый человек, таракана не раздавлю, выкину в окошко.

Вопрос из зала: Вы сказали, что в теле есть одна энергия, а как энергия, которая выделяет сперму, сексуальная энергия, и энергия, которая идет через седьмой центр? Как вот эти два типа энергии?

Вадим Запорожцев: О, как вы завернули. На самом деле, я не знаю, о чем вы сейчас говорите. Вероятно, вы сейчас говорите в рамках своей философии, какой-то своей структуре йоги. А я вам могу повторить только то, что я вам уже сказал, есть такие положения, которые называются аксиоматика йоги. То есть это те положения, из которых практики многочисленные: почему надо на голове стоять или в позу лотоса садиться. Они выводятся, как в математике выводятся формулы из основных аксиом, также и в йоге все очень логично. Так вот, согласно этой аксиоматики у нас всего лишь одна энергия, ни две, ни три, точно также, как у нас всего лишь одно сознание, ни два, ни три, ни пять. Все остальные проявления энергии – это всего лишь частный случай, в том числе упомянутая вами, сексуальная энергия.

Из зала:  То, что я говорил, это три разных источника в энергетическом теле.

Вадим Запорожцев: К сожалению, я не знаком с вашей философией, мне трудно комментировать.

Вопрос из зала: Позвольте вернуться. Лайя йога – это что такое?

 Вадим Запорожцев: Это раздел, который позволяет нам достичь не цепляния. Дело в том, что все в этом мире приходящее, все, как говорил философ, изменяется, все разрушится. Все наши прекрасные тела когда-нибудь съедят черви, этот прекрасный стол когда-нибудь закончит жизнь на помойке. Вопрос в том, что, если же мы в течении жизни подготовились к такому процессу, что все рано или поздно исчезнет, растворится, причем не только на уровне таком внешнем, но и еще и на уровне нашего физического тела, то мы приобретаем такую способность опускать ситуацию. То есть выжимать максимум положительного для себя из текущего момента и не цепляясь отпускать его. Для чего это надо? Дело в том, что при пробуждении энергии Кундалини этот процесс достаточно, красиво читать книжки про него, а вообще говоря, когда энергия Кундалини просыпается, точнее не она просыпается, хотя бы небольшая эманация этой энергии проснулась, человек испытывает дикий ужас и страх животного характера.

Из зала: Не всегда.

Вадим Запорожцев: Когда человек не готов к пробуждению этой энергии. Когда каналы и центры не очищены, и если это происходит случайно, человек испытывает дикий страх и наоборот.

 Дело в том, что я в свое время разговаривал с фронтовиками, ветеранами Великой Отечественной Войны, они приводили огромное число примеров, когда в состоянии совершейнешего шока, стресса вдруг человек начинал творить поистине чудеса, проявлял какие-то неслыханные способности, чисто физические иногда, поэтому это две вещи взаимосвязанные, но это отдельная тема. Так вот Лайя йога как раз и помогает нам встретиться с этим моментом. А уже подробности – это везде по-разному, в каждой школе, насколько я знаю, в йоге какие-то свои методы прекрасные. Еще вопросы?

Вопрос из зала: Вы сказали, что Кундалини энергия – это одна, как основная. А вот, например, когда человек умирает, уже истощились силы, она остается или она все-таки иссекает. Если она не иссякла, человек ушел из жизни рано, куда она девается. Почему, если сказать, что есть энергия какая-то в воздухе, если не дать человеку вздохнуть, он умрет, значит, есть какая-то Кундалини вне человека?

Вадим Запорожцев: Ну, я понимаю, что джентльмен в первом ряду не пропускает ни одну лекцию, вы вероятно здесь часто бываете?

Из зала: Я еще работаю.

Вадим Запорожцев: А, вы работаете. Редко, да. Просто я слышу вопросы из разных направлений, из разных аспектов йоги. Да, согласно аксиоматики, Энергия Кундалини покидает наше тело в момент смерти. То есть наше тело фактически после нашей смерти – это пустой сосуд. Другое дело ,что иногда в течении жизни, грубо говоря, оно намагничивается, и знаете как если железо возле магнита долго держать, оно само приобретает некие такие свойства магнитные. Вот точно также иногда после смерти тело человека продолжает еще быть насыщено этой энергией. Как правило, у великих святых после смерти их тело не подвергается разложению. Более того, считается, что это чудотворные мощи, в дальнейшем, к которым ходят паломники, это общая традиция для всех религий, для всех учений, в том числе для йоги. Хотя в йоге все равно считают, что лучше всего труп кремировать после смерти.

Вопрос из зала: Скажите, вопрос долголетия йога решает?

Вадим Запорожцев: Да это серьезный вопрос. Вообще на самом деле я в самом начале сказал, что много из йоги не дошло до нас, потеряно безвозвратно. Так вот, если мы с вами проанализируем древние тексты по йоге, совершенно не двусмысленно есть там такое положение, что в принципе практикой йоги йогин может достигать бессмертия, но под бессмертием там понимается не абстрактное бессмертие, а поддержание своего тела в жизненном состоянии достаточно продолжительное время.

Вопрос из зала:  То есть физическое тело в активном состоянии?

Вадим Запорожцев: Да. Хотя  точки зрения опять же самой науки йоги мы все с вами бессмертны. То есть в момент смерти мы сбрасываем только тело, потом рождаемся вновь

Вопрос из зала: А есть учителя, которые живут без тел, я говорю о физическом теле. Сейчас есть такие?

Вадим Запорожцев: Мне трудно ответить на такой вопрос. Я не встречался с ними.

Вопрос из зала: Я имею в виду, мало ли может доходила информация?

Вадим Запорожцев:  Если честно, информации столько разной доходит. Дело в том, что вы должны себе очень правильно понимать, вот я сейчас перед вами, как говорится, как клоун выступаю, для чего я это делаю? Только лишь для одной цели, чтобы донести как-то учение йоги. Конечно, это с моей стороны очень нагло, заносчиво. Но если бы я этого не делал, может быть, вы чего-то не узнали. Хорошо я это делаю, плохо, это другой разговор. Но если человек занимается йогой, он меньше всего склонен к популярности, он сидит в своей, так сказать, пещере и медитирует. Ему мало, что надо от вешнего мира, поэтому эти люди, которые, может, и достигли бессмертия, если им нечего нам сказать, они не склонны жить в нашем мире, наш мир очень грязный. Мы ходим по улице, мы видим грязь под ногами. Ну, грязь можно подмести, а ментальную грязь куда деть? Я знаю, что люди, которые серьезно практикуют йогу, не склонны афишировать свою личность, им это просто мешает.

Вадим Запорожцев:  А вот откуда исходит энергия человека? Вы говорите: «энергия, энергия». Как ее ощутить?

Вадим Запорожцев:  Где эта энергия?

Из зала: Да.

Вадим Запорожцев:  Ну, энергию ощутить, наверное, каждый из нас может. Попробуйте поголодать недельку одну, вторую, третью, и вы тогда очень четко поймете, что, начиная с какого-то момента, энергии то у вас и нет, вы и рукой пошевелить не сможете.

Вопрос из зала: Это понятно. А откуда она должна идти?

Вадим Запорожцев:  Поэтому энергию мы безусловно черпаем из нашей пищи отчасти. Но есть энергия, которая управляет потоками энергии. Грубо говоря, вы садитесь в автомобиль. Перевозит вас энергия бензина, вы должны в бензобак залить горючие. Но чтобы управлять этим автомобилем, вы должны использовать некую другую энергию. Грубо говоря руками крутить. Так вот, точно также и здесь. У нас внутри есть энергия, которая управляет другими потоками энергии, которую мы получаем из пищи, откуда угодно

Вопрос из зала: Вот внутри где? Вы сказали в основании…

Вадим Запорожцев:  А вас непосредственно интересует, где внутри. В основании тела, как учат древние трактаты йоги.

Вопрос из зала: А где это основание тела?

Вадим Запорожцев:  Это район промежности, половых органов, заднего прохода. Дело в том, что здесь мы сталкиваемся с достаточно сложным таким положением. Грубо говоря, наше тело состоит не только из грубого физического тела, но и из других тел, которые сделаны также из материи, но эта материя очень тонкого порядка, которую современные ученые, к сожалению или счастью не открыли. Так вот все эти энергетические структуры находятся в этих тонких телах и в момент смерти они все покидают физическое тело. Вот там и находятся все эти источники нашей энергии.

Вопрос из зала:  Кундалини связана с сексуальной энергией?

Вадим Запорожцев:  Безусловно, сексуальная энергия – одно из самых сильных проявлений Кундалини. Сексуальная энергия – порождение жизни, самая святая, самая священная энергия во вселенной. Потому что, если бы не было этой энергии, мы сейчас с вами здесь не сидели, мы  бы просто не родились. Так это как раз и есть одно из самых  близких эманаций энергии Кундалини.

Из зала:  Хорошо, в древних писаниях есть такое выражение – «Смертный затвор», смертный затвор считается мужской орган. Допустим сохранение лучше мужской энергии семени или все-таки тратить?

Вадим Запорожцев:  Вы знаете, это вам лучше обратиться к учителям, откуда вы получили эту информацию. Я  боюсь сейчас, что я начну не совсем поняв из какого раздела йоги вы задаете вопрос.

Из зала: Нет, я, почему говорю, вот есть путь, да?

Вадим Запорожцев:   Ну, я могу в общем и целом сказать, такие общие моменты, ну которые вероятно каждому присутствующему здесь понятны, да. Вообще говорят, целомудрие – это очень хорошо, но целомудрие не должно доводиться до какого-то совершенно идиотского состояния. Наш организм предусматривает в том числе и занятия сексом. Другое дело, как регламентировать эти вопросы, в каких соотношениях, это уже согласно каждому отдельному человеку, его предпочтению. Если же мы, как учат древние трактаты, учимся не растрачивать эту энергию, сублимировать и направлять ее на какие-то свои цели, то мы достаточно быстро ставим под контроль свой разум, свои чувства. Но с другой стороны дарить радость любимому человеку, не говоря уже о продолжении рода не менее благородно. Более того все попытки задавить сексуальную энергию всегда плохо  заканчивались. Почему? Потому что природа рассматривает попытку задавления сексуальной энергии, как попытку прекратить род людской, то есть этакая угроза  жизни на земле. Поэтому существует механизмы, очень утонченные, очень страшные, которые, если человек по какой-то причине не занимается сексом, но не умеет правильно сублимировать эту энергию, то совершенно жутким и совершенно неприятным образом природа заставляет его это делать. Поэтому здесь это вопрос, еще раз, в каждом конкретном контексте надо рассматривать это по отдельности. Кроме того, существует такой раздел йоги, прекрасный раздел йоги, у нас в традиции это триада – это йога союза, тантара йога, йога влюбленности, которая утверждает, что, если мы правильным образом используем сексуальную энергию, то мы не только не теряем, ну и наоборот мы увеличиваем свою энергию, дарим радость, счастье всему ,как говорится, человечеству. Вопрос, как это использовать.

Вопрос из зала:  Я правильно понял? Вы говорили, что наполнение яйцеклетки идет из….

Вадим Запорожцев:  Нет, подождите, я про яйцеклетку еще пока ничего не говорил.

Вопрос из зала:  Сексуальная энергия выделяется из мужского сперматозоида, из спермы

Вадим Запорожцев:  Вы знаете, такие моменты чисто физиологические, есть разделы йоги, которые именно этим занимаются, где детально описаны кое-какие такие процессы. Я просто отсылаю вас к первоисточникам, это во-первых, достаточно сакральная тема, тот факт, что мы сейчас вслух говорим об этих вещах, еще лет 150 назад, человек, который распространял эти знания, да не сносить ему головы  при всем принципе ахимсы и не насилия, понимаете? Почему, потому что есть знания, ну, вот есть Янтра йога, йога образов, не дай бог, она попадет к рекламодателям, так они все зомбировать начнут образами. Сейчас правда ситуация изменилась, сейчас наоборот заутаивание знаний карается свыше, но надо тоже понимать какие-то моменты.

Вопрос из зала:  Такой момент, работать можно и без физического тела?

Вадим Запорожцев:   Я к сожалению затрудяняюсь ответить на ваш вопрос, мне надо знать откуда вы черпали информацию. Я попрошу, у нас тут костяк, может кто-то еще хочет задать свой вопрос.

Вопрос из зала:  Что такое Сахаджа йога?

Вадим Запорожцев:   Сахаджа йога, вообще говоря, один из вариантов перевода слова Сахаджа, как спонтанное, на сколько мне известно это раздел йоги, который сейчас достаточно популярен, но непосредственно анализировать его я затрудняюсь, но вероятно достойная йога, вероятно.

Вопрос из зала:  А о чем она?

Вадим Запорожцев:  Ну, вероятно, как и вся йога, о том, как сделать человека счастливым, более сильным и в конце концов познать свое собственное Я, я полагаю, я надеюсь, что это так. Вообще прохвостов, прошу прощения, мало в йоге. Встречаются люди достаточно редко, нечистоплотные. Иногда это ошибающиеся люди, но все хотят добра. Поэтому я надеюсь, я не надеюсь,  и про Сахаджа йогу я действительно что-то слышал, по всей видимость это очень достойная йога.

Вопрос из зала:  Вы сказали, что учителя йоги, они не приходят в этот мир, потому что это мир грязный, правильно?

Вадим Запорожцев:  Нет, это нельзя так сказать. Знаете, мне время от времени приходится чинить санузел, и по локоть залазить в самое самое, но лишний раз я туда не полезу туда.

Вопрос из зала:  Зачем они тогда вообще рождались на этой земле?

Вадим Запорожцев:  Серьезный вопрос. Вопрос не ко мне.

Вопрос из зала:  Вот, я, сколько не спрашиваю, кто приходит читать лекцию по йоге. Что я за два, три месяца приобрету, занимаясь йогой? Я занимаюсь 14 лет йогой.

Вадим Запорожцев:  14 лет, поздравляю.

Вопрос из зала:  И первых два месяца, я знаю, я проходил. Что даст мне месяц второй, я буду скрупулезно придерживаться правил учителя?

Вадим Запорожцев:  Ну, и что вы можете вынести за эти годы?

Из зала:  А я не скажу, я хочу услышать вас.

Вадим Запорожцев:  Ну, сам факт, по всей видимости, что вы продолжаете ей заниматься, она вас не разочаровала.

Из зала:  Нет, вы знаете, я ее бросал очень много раз.

Вадим Запорожцев:  Да, а почему?

Из зала:  А потом возвращался, например, попал в аварию, была  парализована рука, опять вернулся к йоге.

Вадим Запорожцев:  А, то есть вас жизнь направляла, да?

Из зала:  Да, очень часто. Просто в институте случайно как-то, там была цирковая группа, мы выступали, ездили по области, вы знаете было очень интересно, но сначала. Но потом опять бросал.

Вадим Запорожцев:  Поздравляю, у вас богатый опыт, просто счастлив за вас.

Из зала: А какой вы йогой занимались?

Из зала: Хатха йогой. И что я сейчас хочу сказать по поводу хатха йоги, допустим как упражнений, да, и пранаям. Все говорят, что сначала нужно пранаямы, а, как правило, любое упражнение..

Вадим Запорожцев:  Вы знаете, в каждой школе йоги есть свои подходы. Еще есть у кого-то вопросы?

Вопрос из зала:  Вы в самом начале говорили желать счастья всем: и друзьям и врагам. Возникает вопрос, энергия человека, она ограничена, собственно, а зачем ее использовать на врагов, если есть еще близкие, любимые люди, любимые актеры?

Вадим Запорожцев:  Я понял. Почему мы желаем счастья врагам? А вопрос достаточно простой в ответе. Есть такое понятие, как карма. Дело в том, что если бы у вас не было плохой кармы, у вас бы не было врагов.

Вопрос из зала:  Зачем думать о них?

Вадим Запорожцев:  Дело в том, что, по всей видимости, вы им что-то должны. Вы об этом не помните, но вы своим врагам что-то очень сильно должны. Ну, я так образно говорю.

Вопрос из зала:  Всем врагам?

Вадим Запорожцев:  Знаете, проблема вот этого причинно-следственного механизма в йоге или закон кармы, Карма йога говорит, что, если у вас нет кармы, вы никогда не встретитесь с ситуацией, даже, если вы пройдете рядом, только лишь наша карма заставляет нас сталкиваться с нашими врагами. Значит когда-то что-то, мы не помним своей прошлой жизни, мало ли чем мы занимались. Поэтому в этом смысле, если мы кому-то что-то должны, то пора начинать отдавать. То есть в этом смысле занятия йогой позволяет нам накопить энергию, даже хатха йогой и расплатиться с должниками энергией. Уж, если вы украли вы в прошлой жизни у кого-то яблоко и в этой жизни должны отдать ему это яблоко, есть два способа. Первый способ: вы садите дерево яблони, чтобы вернуть это яблоко, а второй способ: просто заплатить, на рынке купить это яблоко и передать его ему. То есть, вот в отношении наших долгов также есть возможность, но не всегда, расплатиться по долгам. Чем быстрее мы начнем мы это делать, тем лучше для нас, но для того, чтобы расплачиваться мы должны что-то иметь, но для того, чтобы что-то иметь, нам надо работать над собой. Занятия йогой как раз позволяют  приобрести энергию, которой мы сможем расплатиться по всем своим кармическим долгам.

Вопрос из зала:  То есть, если в самый светлый момент, момент поднятия энергии, мы вспоминаем о врагах, это нормально?

Вадим Запорожцев:  Да, нет. Все гораздо прозаичнее. Вот сейчас вы думаете хорошие или плохие мысли. И вам кажется: так подумал, сяк подумал, какая разница? А потом в одно прекрасное утро или вечер вы попадете в ситуацию, что надо будет пойти налево или направо и в зависимости от того, какая у вас будет мысль, направленная на добро или на зло, вы так и поступите. Поэтому повторяйте про себя, как заклинание что-то хорошее. Почему? Потому что, когда будет момент выбора, может быть, вы по привычке пойдете в сторону добра и не утяжелите свою карму. Понимаете, все начинается с мысли, все начинается с нашего отношения, с нашей мотивации. Если наша мотивация положительная, то со временем и поступки положительные подтянутся. А вот, если наша мотивация отрицательная, то даже, если мы начнем делать положительные поступки, нет гарантии, что это нам не надоесть.

Вопрос из зала:  Тогда не надо думать о врагах. Зачем? Смысл думать о врагах? Растрачивать свою энергию? Тоже не понятно. Мы так и будем эту ношу носить!

Вадим Запорожцев:  А вы будете ее носить в любом случае, думаете вы о них или нет. Если вы им что-то должны, вы думаете что, что они это забудут?! Вы думаете, что, если вы кому-то что-то должны, то все забыли?!

Из зала:  А это их проблемы!

Вадим Запорожцев:  Это не их проблемы! Это станет вашей проблемой.

Из зала:  Но карму же можно изменить!

Вадим Запорожцев:  Вот я и призываю, занятием йогой сеять разумное, доброе, вечное, желайте всем добра, счастья.

Вопрос из зала:  А скажите, а человек, он тотально контролируется кармой?

Вадим Запорожцев:  Нет! Хороший вопрос! Дело в том, что в нашей жизни все наши поступки отчасти обусловлены нашими предыдущими поступками.

Вопрос из зала:  Только отчасти?

Вадим Запорожцев:  Да, отчасти. Другая часть абсолютная свобода воли. И вот один человек от другого отличается именно какая часть над какой преобладает. Грубо говоря, так, если человек делает плохие поступки, то эта вот плохая часть растет, растет, а свобода воли все меньше, меньше, меньше. Если же наоборот, он делает хорошие поступки, то свобода воли расширяется, а часть обусловленная сужается. Более того, конечная цель йоги, как ни странно, это выйти вообще из поля действия кармы, чтобы  у нас не было ни плохой кармы и ни хорошей. Но для этого сперва мы должны нейтрализовать негативную карму позитивной, а потом отбросить понятие кармы вообще. Или вот в этом случае расширить свободу воли полностью. То есть йога в этом смысле, она ведет к свободе.

Вопрос из зала:  Свобода – это просветление?

Вадим Запорожцев:  Ну, можно назвать так. Скорее свобода – это освобождение, есть такой термин. Просветление – это когда мы что-то, опять же я прошу прощение за вольность трактовки, просветление – это когда мы что-то понимаем уже, но еще осталось много дел, которые надо доделать, а освобождение – это после того, когда мы уже все поняли и все доделали, вот тогда мы свободны.

Вопрос из зала:  Насколько вегетарианство необходимо для просветления, для занятия йогой?

Вадим Запорожцев:  Вы понимаете прекрасно, что есть мясо и убивая животных – это варварство и со временем, ну, они же родились не для того, чтобы мы убивали, но во всем есть своя логика.

Из зала:  Ну, есть хищники, которые убивают, травоядные

Вадим Запорожцев:  Да, я как раз про это и хочу сказать, что, к сожалению, это из того зла, которое, ну вот, допустим, вы родились в нашей стране, в городе Москве, скажем так, что у вас нет возможности выбирать свою диету, ну и бог с ним. Знает, это будет второго порядка малости загрязнения, по сравнению с чем-то другим. Как правило, если человек с этим сталкивается, то есть над чем работать в области мысли. Хотя действительно, есть упражнения, в том числе и йоге, очень сильные упражнения, где, если вы не будете соблюдать строго диету, вы просто трех недель не протяните, вы в одно прекрасное утро проснетесь, и такое впечатление будет, что на вас всю ночь воду возили, вы проснетесь в состоянии разбитости. Почему? Вот как раз из-за несоблюдения диеты.

Вопрос из зала:  То есть вегетарианство не обходимо?

Вадим Запорожцев:  Да, если с такой позиции, то абсолютно не обходимо вегетарианство. Более того, и более жесткие ограничения в еде. Если же мы не занимаемся такими специфичными практиками, да можно кушать все, что вам в голову придет. Но мой совет такой:  вот, если вы приходите за стол, вот по левую руку или  по правую вегетарианская еда, по другую – мясная. Если при всех равных возможностях, конечно же, склоняйтесь к вегетарианской. Если равного замещения нет, кушайте все, что вам придет в голову. Опять же, если вы  не придерживаетесь вегетарианства по каким-то своим моральным причинам или, если вы не делает каких-то серьезных практик.

Из зала:  В жизни есть путь. И йога – тоже путь к просветлению. А в православии нет кармы, потому что это путь более прямой.

Вадим Запорожцев:  Вы знаете, есть такая хорошая, добрая традиция во всех школах йоги. Есть три темы, куда йога не лезет: 1. Наука, 2. Медицина, 3. Религия. Если Господ Бог создал все эти три направления и худо бедно удерживает, значит, вероятно он постарался не зря и всегда вызывает плохой осадок, когда допустим человек занимается не своим делом. Поэтому в отношении религий, в этом отношении йога учит, что это настолько понятие Высшего больше понятия слова и мысли, что говорить здесь не о чем. Другое дело методики, о которых вы сказали, опять же здесь я мало, что могу сказать, лучше вам обратиться к людям, которые непосредственно это практикуют.

Из зала:  Спасибо.

Вопрос из зала: Вопрос по причинению вреда. Чем руководствоваться. Много каких-то принципов, религий тех же, кто-то одно говорит, кто-то другое, а с точки зрения йоги, как определить, где свое?

Вадим Запорожцев:  Вот такой книги, где были бы описаны все случаи жизни, к сожалению, нет и никогда не было, и никогда не будет. Потому что мы все очень разные, у нас у всех разная предыстория, разная карма. Поэтому в первую очередь, как учит йога, ну безусловно крайне желательно познакомиться с этими всеми нормами поведения, которым нас учит та же йога, там есть принципы ями ниямы, ну какие-то нормы: неворовитость, говорить правду и так далее. Но знаете, всегда может возникнуть такая ситуация, которая вот на нет сведет все на свете. И тогда человек спрашивает: «как я выгляжу». Да не дай бог сказать ему,  как он выглядит, он обидится и наоборот закомплексует. Или наоборот, я например, себе за правило положили врать за день ни больше 50 раз в день. У меня спрашивают: «Как дела?», дела плохо, я говорю: «замечательно!». Один раз соврал, да. То есть всегда все можно довести до абсурда, поэтому в этом смысле йога призывает нас опять же руководствоваться этим же самым принципом, стараться не причинять вреда ни чем, ни словом, ни делом, ни мыслью, если есть возможность. Если же возможности нет, но вот так мы поставлены в жесткие такие условия, вот мы все с вами живем в царстве – государстве, ни мне вас учить какие здесь правила игры.

Из зала:  Ну, это же наша карма.

Вадим Запорожцев:  Безусловно, да. Здесь самое главное – это наш вектор в сторону улучшения ситуации. А если же мы с завтрашнего дня упремся рогом и скажем: «все!». Ну это будет не столь эффективно. То есть здесь вопрос эффективности. Ну, это одна сторона вопроса, другая сторона вопроса, это, что во многих религиях, учениях это называется совесть, а в йоге – это немного по-другому, это наша высшая интуиция. Иногда нам подсказывает наша высшая интуиция, как надо поступить. Более того, есть такой интересный в йоге, такая даже медитация, если угодно. Если мы столкнулись с проблемой. И не знаешь, как поступить, то ли так , то ли так, предлагают, во-первых, уединиться, чтобы никто не мешал, сесть и мысленно сосредоточиться на сердечном центре. Почему? Потому что центр эмоций ниже, центр интеллекта выше, а вот в этом центре рождаются самые сбалансированные решения. Иногда разум говорит: «делай так», а чувства говорят: «нет, делай так!». И из всего многообразия лучше всего придти в такое равновесие, чтобы ни чувства разум забивали и не разум чувства,  а сосредоточиться на сердечном центре и спросить себя о том, как же надо поступить. Вот это, пожалуй, единственное, что я могу сказать в этом ключе.

Вопрос из зала:  То есть предчувствие и интуиция, вы сейчас сказали, я сейчас грубо скажу: это два разных механизма?

Вадим Запорожцев:  Я не знаю, я не берусь утверждать ни то, ни другое. То есть ни туда, ни обратно, надо разобраться в терминах, что вы считаете предчувствием, что вы считаете интуицией

Из зала:  Предчувствие – это сердце, это четвертый центр?

Вадим Запорожцев:  Не знаю, я прошу прощения, на некоторые вопросы я сознательно не буду отвечать. Почему? Потому что существует достаточно большая путаница в терминах.

Вопрос из зала: Ну, вы же сами говорили про чувства, про это место, я об этом и говорю про четвертый центр, про сердечный центр. Чувства и разум – это же ваши слова?

Вадим Запорожцев:  Дело в том, что откуда вы знаете, что это центр чувства, а знаете ли вы, что древние греки считали разум у человека находится именно здесь.

Вопрос из зала: Вы же сами сейчас об этом говорили?

Вадим Запорожцев:  Постойте, знаете ли вы, что в некоторых трактатах по йоге говорится, что только лишь человек раскрывший сердечный центр, постигает все мыслимые и немыслимые науки и как сказано там в одном тексте дословно: «он парит подобно лебедю над зеркалом разума и способен отделять в любом учении все ценное от всего второстепенного подобно тому, как парамахамса отделяет молоко от воды. И вот это все расположено вот в этом центре. Поэтому знаете, сейчас вот опять же это, к сожалению, это такая мифологическая мифотворчество, сейчас огромное число книг по чакрам, все пишут про чакры. На самом деле это не такие простые очевидные структуры. К сожалению, есть пять, шесть источников, которые были прочитаны. На основании их написали книги, потом кто-то прочитал эти книги, написал свои книги и так пошло, пошло до бульварной прессы. Это все дошло, как седьмая вода на киселе, поэтому здесь надо быть аккуратнее.

Вопрос из зала: Вы занятия, когда проводите, вы с пранаямой как-то человека знакомите?

Вадим Запорожцев:  Раз вы про занятия спросили, значит, в качестве рекламы – это наш центр, кстати, он называется Просветление, очень рекомендую посетить, там идут занятия по йоге, семинары, следующий семинар будет по крия йоге, это динамическая йога, крайне интересная, она в первую очередь на западе интересна из-за своего антидепрессивного действия. Также идут бесплатные лекции по йоге, тоже приглашаю, приходите. Там рассматриваются все вопросы аксиоматики йоги, все эти трактаты, опять же, если есть интерес, пожалуйста.

Вопрос из зала: А вот дыхание?

Вадим Запорожцев:  Да, простите, я не ответил на ваш вопрос!

Вопрос из зала: Например, задержка кумбхака, вот например предлагается два, четыре, допустим шесть, допусти вдох, задержка  и выдох. Это по физиологии человека?

Вадим Запорожцев:  В вашем вопросе звучит на самом деле очень серьезный момент, я должен его пояснить. Мы, во-первых, все эти вопросы – это сложные вопросы, выносим на семинар. Почему? За время занятий, занятие идет полтора часа, просто не успеваешь и теорию, и практику дать. Вот у нас, кстати, был семинар месяц назад именно по пранаяме. На занятиях мы пытаемся помимо хатха йоги, крия йоги, мантра йоги – работы с голосом, проводить пранаяма йогу. Теперь непосредственно, касаясь вашего вопроса, о соотношении. Дело в том, что мы в своей работе, в первую очередь, опираемся на те тексты нашей традиции, традиция ксти называется Анандасвами. Там сказано следующее: самое первое с чего нам надо начинать занятие дыхательными упражнениями, мы должны отключить свой разум, нам надо забыть про эти два, четыре, восемь или другие соотношения. Почему? Любая мысль блокирует внутренние ощущения. В пранаяма йоге хотя мы делаем дыхательные движения, наша цель – ухватить прану, а это все на уровне едва заметных ощущений идет, вот едва, едва, их даже можно спутать. Так вот самое главное там не физическое действие, а вот эти тонкие ощущения, которые возникают при этих физических действиях,  и все, что идет в ущерб этим ощущениям должно быть отброшено. Я не открою секрет, в пранаяма йоге мало, кто преуспел именно по этой причине, что люди пытались по книге заниматься, и вот в этой книге сказано задержка столько-то, а это блокирует сам процесс – прана очень тонкая. Легче преподавать Крия йогуа, Хатха йогу, нежели Пранаяму йогу. Собственно по этой причине, она так мало известна.

Из зала: Ну, я смотрел по интеллектуальным людям, которые, допустим, теряют волосы быстро, то им все-таки нужно было грубую часть усовершенствовать, улучшать физическое тело.

Вадим Запорожцев:  Безусловно, без Хатха йоги я не сторонник. Мне иногда говорят, что можно всего достичь медитацией. Может быть, есть люди, которые могут сесть и медитацией всего достичь. К сожалению

Вопрос из зала: Продолжите, пожалуйста, всего достичь…

Вадим Запорожцев:  Достичь всех тех результатов, которые получает человек от занятия медитацией. Дело в том, что под занятиями медитацией, под занятием любой практикой подразумевается некий конечный результат, который человек получает. Так вот, когда я говорю: «достичь», имеется в виду как раз это. Что же касается непосредственно медитации,  я здесь сошлюсь на трактат Йога Сутра Патанджали, где сказано, что постепенно мы сокращаем число мыслеформ в нашем разуме до тех пор, пока в голове не остается одна мысль, и это состояние называется Самдхи. Поэтому  под моими словами: что же там в конечном итоге надо достичь, можно понимать самадхи.

Вопрос из зала: Что значит одна мысль остается?

Вадим Запорожцев:  У нас в голове есть мысли. Вот она одна и остается, одна, ни две, ни пять.

Из зала: А может совершенство?

Вадим Запорожцев:  Что совершенство?

Из зала: Достичь совершенства.

Вадим Запорожцев:  Безусловно, совершенство.

Из зала: все техники, все мантры считаются  костылями, помощниками к просветлению.

Вадим Запорожцев:  Безусловно

Из зала: Их надо рано или поздно откидывать.

Вадим Запорожцев:  Безусловно. Но я надеюсь, что как раз в этом-то проблемы не будет. Дело в том, что сейчас никто не занимается йогой. Пока еще откидывать нечего, этих костылей пока еще нет. Еще вопросы у кого-нибудь есть? Тогда приглашаю вас на занятия. Если не придете на занятия к нам, приглашаю где-нибудь найти других учителей йоги, сходить к ним на занятия.

Вопрос из зала: Вы сказали ваша школа Анандасвами, а скажите, что это за школа?

Вадим Запорожцев:  Это классическая йога.

Вопрос из зала: А кто учитель?

Вадим Запорожцев:  Ну, много учителей, преемственность учителей. Их имена вряд ли  что либо скажут непосвященному человеку.

Вопрос из зала: Сколько человек в группе?

Вадим Запорожцев:  По-разному бывает.

В зависимости от того, какое время. Вы понимаете, что в утренние часы людей мало. Группа может быть 5, 6, 7 человек, там может быть до 15 и даже до 25 человек. Опять же это зависит от дня. Допустим в будние дни, как ни странно народ хорошо ходит, в субботу, воскресенье меньше ходят, это по-разному, лучше всего вы позвоните, спросите. Поэтому я по занавес призываю вас все-таки обратить внимание на это древнее учение йоги и по возможности позаниматься, найти учителя или группу йоги, благо в Москве их сейчас очень много, попробовать, если не понравится в одном месте, попробуйте в другом месте. Почему? Потому что стили преподавания, поверьте, у всех разные.

Вопрос из зала: Обязательно ли искать учителя?

Вадим Запорожцев:  Что значит обязательно? Вот у нас все фильмы, там Кундалини, Мантра йога, Тантра, Крия йога, Хатха йога, все они идут, как самоучители. Почему? Вот мы сейчас здесь собрались с вами в прекрасном магазине, совершенно прекрасный магазин, я здесь могу найти на любой случай книгу, но вы отъедите 300 километров от Москвы, поверьте, вы там не найдете практически ничего. И для людей, которые сейчас в Нижнем Урюпинске сидят, для них мы выпускаем фильмы, мы их распространяем частично бесплатно, кстати, хотите наш фильм можно скачать бесплатно через интернет, мы распространяем бесплатно, мы некоммерческая организация. Ну, не знаю, если у вас, конечно, есть интернет. Почему? Потому что нет у них возможности у учителя учиться. Но, допустим, опыт  многолетний показывает, что, когда ты сам занимаешься, ты все равно делаешь ошибки, достаточно попасть в группу, даже просто в эту атмосферу, как тебя раз волна и подхватывает. Все-таки в этом что-то есть, это экономиться время. Ну, если вам не нравится в группы ходить, вперед, надо заниматься одному. Поэтому я призываю вас обратить ваше внимание на это древнее учение, найти какую-нибудь группу йоги, попробовать походить. Придете к нам, очень будет хорошо. Еще раз говорю, у нас там бесплатные лекции есть по йоге, так что милости просим. Ну, еще раз я призываю вас, если же уж не следовать заветам йоги, то хотя бы подумать о них, давайте не будем делать никому зла без крайней необходимости. На этой радужной ноте, спасибо вам всем за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


17. Ключевые слова:


18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:


20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:


21. Глоссарий.



Яндекс.Метрика