Новые Материалы сайта.


Название лекции :


Вопросы и ответы. Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.05.05.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :
Как отражаются праздники на стране? Являются они благом, испытанием для народа? Что такое Принцип Разума? Почему эгоизм приводит к страданиям, и можно ли этого избежать? Человек ушедший в самадхи в какой реальности он находится? Понятие «аватар». История одного ученика. Почему упражнения в йоге делятся на  подготовительные и завершающие? Сосредоточение — это растворение, или забывание о раздражающих факторах? Медитация и повседневная жизнь, какие методы используются? Практики в общем ментальном поле, что это? Как выбрать себе духовное имя? Как распознать чистки, когда мы занимаемся быстрыми методами в йоге? Третий принцип йоги и йога сутры Патанджали. Что такое Нада йога? Что является защитной основой в практиках Триады? Соотношение Сознания и Энергии в человеке, как одно перетекает в другое? В чем разница между нада йогой и мантра йогой? Йога и интуитивное знание. Как отличить глупость от сверхлогичных знаний? Корреляция Сознания и Энергии в человеке. Медитация.

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     


Смотреть Видео:  

Читать Текст:

Праздник, как испытание для народа. Принцип Разума.

Друзья, праздники подкрались не заметно. Вторая суббота уже, говорят, и третья будет такая рабочая. У меня, конечно, есть свои мысли, что сказать нашим правителям, в то время, когда вся страна в руинах, когда все живут на деньги, заработанные с продажи нефти и газа, когда никто не работает и работать не хочет. Когда все мелкие и средние предприниматели просто с ужасом думают о том, что будут праздники, продажи упадут и они себе не заработают ничего. Я, конечно, этой современной психологии нашей жизни, честно вам скажу, не понимаю. Я понимаю, как радуются бюджетники, ходишь на работу, не ходишь на работу -  зарплату тебе заплатят. Но я сейчас больше и острее чувствую людей, которые сами себе на жизнь зарабатывают и вот их ощущения, что их дети теперь в большей степени будут что-то не дополучать, чем в обычные дни. Я не знаю, как донести эту мысль до наших правителей, что Советский Союз то закончился. А скоро газ, говорят, закончится, потому что сейчас уже стали сланцовый газ в Америке добывать, по себестоимости ниже, чем наш Газпром. Это всего лишь время, когда Газпром станет не конкурентно способным и опять бюджетники останутся без денег. Меня это в первую очередь беспокоит по той простой причине, что несколько нарушен текущий ритм обучения в Открытом Йога Университете. Меня это чрезвычайно не устраивает, что нарушилась эта логика, не по нашей вине, ну что делать я просто не знаю. Это вероятно надо воспринимать, как еще одно испытание. Много их было на Руси, войны, эпидемии, теперь еще испытания праздниками. То новогодние праздники, 12 дней, чтобы никто протрезветь не успел, обычно за праздники у нас население страны больше сокращается, чем растет, потому что все перепиваются не качественного алкоголя и умирают. А рождение как было маленькое, так и остается.
Поэтому я даже не знаю, какую тему начинать. Я вам напоминаю, что мы Шанкарачарьей решили заняться, фундаментальными вопросами по Адвайта Веданте. Фундаментальными вопросами по философии йоги, теми базовыми принципами, на которых вся аксиоматика строиться. Так вырвано давать очень тяжело, потому что большая тема, а большая часть студентов не присутствуют. Это тяжело мне, потом будет не в полном объеме. Поэтому, по всей видимости, придется проводить лекцию ответы-вопросы. Но с другой стороны, может это и хорошо. У вас есть возможность прояснить какие-то вещи в области йоги, если есть какие-то личные вопросы, как теории, так и практики по самым разным видам йоги, я готов сейчас на них ответить. Потому, что времени обычно не бывает так подробно. Поэтому, давайте мы начнем с вопросов, а так же я попрошу всех наших заочников, которые сейчас на связи так же высказывать свои вопросы, чтобы мы их обсудили и разъяснили. Итак, прошу вопросы.

Принцип Разума.

Елена, группа Астра. Я сейчас размышляю над вопросом, почему разум такой механизм, где много положительных вещей, но и много побочных эффектов. Почему такой механизм возник? Столько у него сложностей.
Давайте начнем по порядку. То, что мы называем разумом у человека, это не случайное образование, а это использование фундаментального принципа устройства вселенной. Грубо говоря, при возникновении вселенной, в принципе, возникло такое понятие, как разум. Этот разум общий на всех, друзья. Гигантский океан разума. Он возник, когда возникла наша вселенная. Потом на этом океане разума появился остров. Помните миф об устройстве земли, который дошел до нас со средневековой эпохи, что земля держится на трех китах, а три кита плавают в океане. Вот до известной степени, если так фантазию напрячь, то можно сопоставить, что на холсте разума были нарисованы все остальные наши проявления. Так вот наш человеческий разум, это по сути дела не что-то принципиально новое во вселенной, а всего лишь инструмент, который каким-то образом умудряется использовать тот космический разум, который был сотворен в начале творения вселенной. Это как радиоприемник, если угодно, а радиостанция была сделана давным давно. И, понятно, что этот радиоприемник, или механизм, который использует принципы разума, он может быть совершенен, не совершенен и в процессе эволюции его необходимо оттачивать. В первую очередь эволюция заставила нас оттачивать механизм разума, только лишь по одной причине — у нас возник эгоизм. Понятие эгоизма и разума тесно связаны. Если бы не было эгоизма, то разум бы никогда не развился. Поэтому, когда вы будете читать по всяким умным книжкам, ой как плохо эгоизм, что это что-то такое в чистом виде отрицательное. Не верьте друзья, все хорошо в своем месте и в свое время. Для живого существа с малой степенью самоосознанности, эгоизм приводит к тому, что существо волей, неволей начинает развивать разум. И понятно, это длиться достаточно долгое время в процессе эволюции живое существо из одной формы жизни, в другую форму жизни переходило. Наши собаки, кошки они ведь тоже демонстрируют наличие разума, но не в такой отточенной форме, как у людей. До тех пор, пока мы не получаем тело человека, в общем-то, эгоизм это скорее хорошо, чем плохо. Более того, даже если мы получили тело человека, то до известной степени эгоизм на начальных этапах, так же помогает нам осознать, что у нас есть разум. Хотя здесь есть такой нюанс, я отсылаю всех к курсу Родовой йоги.
Дело в том, что наши тела, мы получили в подарок, и здесь вопрос эгоизма уже становится под вопросом. Только лишь с возникновением тела человека и с нашим, уже отточенным разумом, эгоизм нам начинает страшно мешать. И мы должны бороться с эгоизмом, если хотим, чтобы у нас не было проблем в нашей жизни. Если мы хотим идти дальше, в сторону духовного развития и избежать всех тех страданий, которые возникают при таком с течении обстоятельств, что разум сильно развит, но при этом сильно развит эгоизм. Вот когда две эти вещи одновременно, 100 % возникают страдания. Причем страдания утонченные. Мы начинаем убирать эгоизм, и тогда наш разум подталкивает нас к следующей ступени в эволюции, или к такому интуитивному использованию того, что называется Сознанием.
Так вот вопрос был, почему столько всего-всего в наших головах, почему мы не умеем пользоваться разумом? Все когда-то приходиться осваивать в первый раз, иногда мы, действительно, не по назначению сложные приборы используем, начинаем разбивать орехи электронным микроскопом. Это вопрос опыта, это вопрос, собственно говоря, это вопрос дальнейшего продвижения. Если так развернуто ответить. Значит, что делать при этом? Продолжать оттачивать разум. Отточенный разум нам чрезвычайно необходим. Но, пытаться его оттачивать уже не с позиции кнута, как это в мире животных наблюдается, где из-за эгоизма возникают страдания, а страдания заставляют оттачивать разум. А уже с позиции пряника. Начиная с тела человека, у вас есть возможность эволюционировать дальше без использования фактора страдания, а только лишь с использованием фактора стимулирования. И все виды йоги, так или иначе, приводят к тому, что мы продолжаем развивать уже свой разум не под угрозой, что мы останемся без еды или из-за того, что нас конкуренты съедят, а уже из-за того, что мы понимаем, что это мощнейший инструмент для познания, и он очень нужен нам. В этом смысле, когда мы уже начинаем неэгоистично развивать свой разум, вот тогда от разума больше пользы, чем вреда.

Эгоизм приводящий к страданиям.


К каким именно страданиям приводит такое сочетание эгоизма и разума?
К страшнейшим страданиям, друзья. Таким страданиям, по сравнению с которыми все страдания просто детский лепет. Много разных поговорок на этот счет, «знания преумножают скорбь» и так далее. Это та ситуация, когда вы были не совсем умный человек, и вы многих опасностей не видели. А теперь вы стали умным человеком и вы не можете спокойно жить, и это проявляться может как в бытовых мелочах, так и в космическом масштабе. Вот руки не помыл, а вдруг болезнетворная чума на руках, сейчас съем и умру. Пока не знал, и проблем не было. А тут нет. Фирмы тут же начинают выпускать специальное мыло, которое буквально все уничтожает и никто понять не может, что если вы уничтожаете все подряд, то у вас больше шансов заразиться потом, чем у людей, которые вообще не моют руки, хотя это тоже не гигиенично. Или допустим, другая ситуация, можно сколько угодно в этой жизни преуспевать, вы можете стать богатыми, можете стать счастливыми в том плане, что у вас будет все как у людей. И дом, машина, счет в банке и вы уважаемый человек, и все, казалось бы, радовать должно, но вы как умный человек видите, что все умирают рано, или поздно. И вы подобно Будде Гаутаме, осознаете, что все ваши радости они, конечно, славные вещи, но они закончатся. И вот это осознание, что рано, или поздно я умру, а дальше не понятно что. Что рано, или поздно это все закончиться, оно начинает чудовищным образом отравлять жизнь. Что красная икра с черной уже в рот не лезут. И автомобиля новая марка не интересна. И счет в банке бессмысленен, если он не дает бессмертия. А бессмертия все только обещают, но никто толком не дает, и начинаются более тонкие мучения.
Еще более тонкие мучения начинаются у вас, когда вы не можете понять причину страданий в мире, они перед вами приходят, и вы начинаете мучиться в неразрешимых вопросах. Почему голод, эпидемия, чума? Почему, зачем, кто наказывает? И разум, тут же, начинает делать попытки ответить на эти вопросы. Так как есть фактор эгоизма, то ответить на эти вопросы очень тяжело, потому что ответ на этот вопрос включает ответ на вопрос, а кто ты есть сам. Без ответа на вопрос кто ты есть сам, ты не ответишь на вопрос, сколько страданий мы наблюдаем во вселенной. И эта утонченная форма страданий она гораздо острее переживается, чем страдания от отсутствия еды, или еще чего-нибудь.
Да, там что-то у заочников было?

Человек, ушедший в самадхи. Понятие «аватар». История одного ученика. Подготовительные и завершающие упражнения в йоге. Сосредоточение, или забывание раздражающих факторов. Медитация и повседневная жизнь. Практики в общем ментальном поле. Выбор духовного имени. Быстрые методы и чистки. Третий принцип йоги и йога сутры Патанджали. Нада йога. Мантра, как защитная основа в практиках Триады. Соотношение Сознания и Энергии в человеке. Нада йога и мантра йога. Йога и интуитивное знание. Корреляция Сознания и Энергии. Медитация.


Андрей Нефедов, Ленинградская область, группа Чатур. Когда человек выходит в самадхи он в проявленной вселенной, или в не проявленной вселенной, человек, который уходит в самадхи?
Друзья, в самом вопросе, на самом деле, скрытый ответ. Само понятие проявленной вселенной, это как другая сторона того, что называется самадхи, или первопричина бытия. То есть была когда-то первопричина бытия, у нас она называется законом ноль, так вот тогда не о какой проявленной вселенной еще и речи не было. Не было самого понятия проявленной вселенной. Когда вы выходите в состояние Высшее самадхи. Самадхи, так называемое без объекта, то вы как раз и оказываетесь в состоянии первопричины вселенной, то есть, вас во вселенной нет. И бесполезно вас искать здесь, на Альфа Центавре, на грубом уровне физического тела. На уровне тонких тел, или на уровне причинного тела, может вы, где-то себе гнездышко свили и в самадхи сидите. Нет, вас нет в этой вселенной. Понимаете, какой парадокс, иногда спрашивают – ну хорошо, были учителя человечества, тот же упомянутый нами Будда Гаутама, хорошо, они достигли высшего состояния, но они же где-то есть? Что же они допускают столько страданий в мире? Куда смотрит Будда? Я помню, в свое время песенка была очень популярная, во всем виноват Будда Гаутама - «На меня как на планету, беды сыпятся как груши, Будда Гаутама не умеет бить баклуши». Достаточно такая своеобразная песенка, что во всем виноват Будда. Ну, или кто-нибудь другой из великих учителей человечества. Казалось бы, реальные вопросы. Если какой-то святой йог, или йогиня достигли высшего состояния всеведения, всезнания и где-то преспокойненько себе сидят, а мы тут мучаемся. Почему это они к нам не придут и нам не помогут. А в том-то и вопрос, что их нет в этой вселенной. Они, как бы вышли за пределы этой вселенной. Но, другой разговор, что время от времени они опять возвращаются по своему желанию из этого состояния, приходят как учителя и учительницы, как тот же Будда Гаутама.

Понятие «аватар».

Знаете, есть такое понятие «аватар». Это не фильм «Аватар», который был на экране. Хороший фильм, но там несколько по-другому, где одно живое существо воплощается в тело другого живого существа. На самом деле это один из разделов древней йоги, о которых масса трактатах было написано, это не бог есть какой фокус, когда ты выходишь из своего тела и можешь вселяться в другое тело. Об этом целая шестая йога Наропы посвящена - перенос сознания в другое тело. А аватар в изначальном смысле слова духовного считалось, когда Абсолют, то есть первопричина бытия ни больше не меньше, сам Абсолют, сам Господ Бог, если мы рассматриваем в рамках той, или иной Индийской религии. Он непосредственно воплощался в форме обычного человека. В частности, в Махабхарате таким персонажем был Кришна. Кришна не человек. Кришна сам Абсолют, который принял форму человека и сошел к нам во вселенную, чтобы здесь учить других живых существ. То есть нельзя сказать, что он великий мудрец. Нельзя сказать, что у него было много жизней, нельзя об этом сказать, у него не было много жизней. Он сам Абсолют. Он просто взял и воплотился. Иногда возникает вопрос, а что это, как мог Абсолют в обычного человека воплотиться? Ответ тоже простой, такой же, как и этот вопрос. На то он и Абсолют всемогущий, что хочет, то и делает. Если он всемогущий, то может и в человека воплотиться. Вот таким образом все происходит.
Я не понял. Тот же самый Кришна, на поле сражения, одел на себя какое-то неведение?
Он надел на себя покрывало майи. Сам сознательно какую-то свою часть ввел в неведение.
Придумал себе характер?
Это уже тайна. Я за Кришну отвечать не могу. Что он там придумал, это уже вопрос не ко мне. Это очень серьезный вопрос. Что мы можем сказать о промысле Абсолюта? Единственно только одно о чем все эти трактаты говорят, если у вас есть возможность пообщаться с проявлением Абсолюта как то, аватар того же Кришны. Кстати Кришна считается Аватаром Вишну. Во вселенной проявлением бога в виде Вишну - хранителя вот оно воплотилось, появилось через Кришну. Еще вопросы, друзья? Не обязательно такого теологического, космического характера.
Алексей, МОЙУ группа Три. В разных источниках встречается на тему медитации такие вещи, что учитель дает определенный метод медитации своему ученику и обучает его этой медитации, и обучение этому методу проходит какое-то время, может даже несколько лет. Мне интересно, что означает в этом контексте «обучение медитации». И еще следующий, вытекающий из этого вопрос. Если взять физические йог, как хатха йога, то она имеет более такой универсальный метод для большого числа людей, если же взять такие более тонкие методы, как медитация, то они уже такие более тонко заточенные методы под каждого индивидуального человека и у них такие более тонкие нюансы. Из этого у меня вопрос. Как человеку выбрать метод, согласно своим индивидуальным качествам приемлемым для него? Например, в современном мире очень трудно найти учителя, который будет тебя вести два года в какой-то медитации.

История одного ученика.

Значит, начинаю с первого вопроса. Был такой славный дядечка, Свами Шивананда Сарасвати написал множество книжек, весьма достойных, честь, хвала, поклон земной, что значит Шивананда Сарасвати аватар бога Шивы. У него был ученик Свами Вишну Девананда уехал, по-моему, в Канаду, или куда-то туда. И потом написал множество книжек, по разного рода разделам. В одной из них, он как раз привел пример про медитацию, я дословно его не помню, но суть заключается в том, что ученик пришел к учителю и попросил его научить всем высшим состояниям медитативным, на что учитель заставил его заниматься обычными йогами и просто жить в том ашраме, где все это происходило. И так продолжался год, другой, третий. Сперва ученик ждал, потом стал негодовать, как это так, годы идут, а меня никто не учит. Третья стадия наступила, когда он смирился с этим образом жизни, наоборот ему уже все показалось естественным, красивым, он потихонечку поднимался в своих исследованиях йоги, но не так уж, что до экзальтаций высочайших. И, я уж не помню, сколько там прошло лет десять, потом ученика подозвал учитель и сказал, а вот теперь наступило время посвятить тебя в высочайшую медитацию, и произнес ему сладкий слог «ОМ», то есть «АОУМ» и ученик повторил всего лишь один раз. Произнес эту мантру, после чего впал в совершенно глубочайшую медитацию, глубокую как океан, широкую как небосвод, запредельную как космос и достиг Высшего состояния самадхи. Произнеся один раз мантру «АОУМ», то есть медитация на эту мантру привела сразу же к таким целям. А потом ученик стал выяснять, а почему же, собственно говоря, так оно произошло, нельзя было сразу дать эту мантру «АОУМ». На что учитель ответил, что ты, когда пришел, ты был как сырая трава. Долгие годы эта трава в твоем разуме, многочисленных, мешающих мыслей, джунгли переплетались, и бесполезно было что-либо делать. Но, с течением времени ты перестал поливать эти джунгли, эту траву неправильного образа жизни. И с течением лет, эти джунгли начали сохнуть, сохнуть, сохнуть. А потом они высохли до такого состояния, стали сухие, как порох и учителю надо было сказать всего лишь одну мантру, которая упала как маленькая искорка в эти сухие джунгли и мгновенно их спалила. И вместо этой массы мыслей, лиан переплетающихся все выгорело и стало чистое состояние безмыслия.
Вот такая же аналогия с тем, как долго надо учиться, или как долго надо подводить ученика к медитации. Я уж, как никто знаю эту тему. Мы готовим в ОЙУМ преподавателей йоги, ситуация практически всегда одна и та же. Сперва все под впечатлением каких-то материалов по йоге загораются энтузиазмом, приходят в таком энтузиазме и их хватает на год, на два. Потом начинается, типа ну когда же по воздуху летать начнем? Уже два года, а тут рутина, мы требуем дисциплины, спокойной, размеренной, шаг за шагом постижения. Причем основной аспект – вы самостоятельно должны продвигаться, а все ждут «ну когда же из нас будут великих учителей делать?» А никто из вас учителей великих не сделает, кроме вас же самих. Вы должны переоткрыть. Понятно, что на этой стадии многие отсеиваются, потому что скучно становится работать над собой, а те, кто остаются они вырабатывают привычку, они находят свой ритм поведения. Да, учиться, в своем темпе, плавненько подниматься до какого-то уровня, чувствую, что они становятся все более матерыми профессионалами, они уже начинают чувствовать многогранность йоги, с позиции аксиоматики, методов, мифов, наследия и разных текстов. И, понятно, что у такого человека уже нет ожиданий. То тогда, иногда бывают чудеса, что одна даже простая медитация может мгновенно поднять ученика, до очень высокого состояния. И вопрос, когда это случится? В чем роль учителя? Учитель не может за вас пройти просветление, а может сего лишь помочь вам, надоумить вас, как сделать, чтобы вы перестали поливать свои неведения. И тогда, даже то, что выросло на этой почве неведения - джунгли, они сохнут и потом лишь немножко усилий и все сгорает.

Подготовительные и завершающие упражнения в йоге.


Теперь второй вопрос, в отношении связки физических методов и методов медитационных. Ответ следующий, согласно подходу Йога Сутр Патанджали все делиться на две большие группы упражнений - подготовительные упражнения и завершающие упражнения. Подготовительные упражнения включают в себя морально этические принципы поведения, то что мы называем Первым, Вторым и Третьим принципом йоги. Затем, физические упражнения в большом объеме, чтобы тело было в хорошем состоянии, дыхательный и так далее. И после этого, когда человек на грубом уровне научился себя контролировать, только после этого имеет смысл давать более утонченные медитации. Потому что представьте, вам надо в медитации просидеть не шелохнувшись, иной раз несколько часов, а мы обычно сидим — ой тут зачесалось, там зачесалось, начинаем на месте вертеться, все у нас какие-то «дела-делишки». А телом надо уметь управлять. Логика такая, сперва от грубого к тонкому. Вот это вот подход Патанджали. От повседневного к утонченнозапредельному. И вот уже когда почва на уровне тонкого подготовлена, тогда можно выбирать разные медитации, которые вам нравятся.
Иногда есть методы в медитации прямо противоположные. Некоторые говорят - избавляйся от мыслей, а некоторые говорят наоборот - не трогай их, пускай приходят, а ты наблюдай за ними. И это все подводит человека ко второй стадии в йоговском постижении, которое называется в йоге саньямы, или усиливающие сосредоточение на той, или иной мысли, или явлении. Как только это сосредоточение доходит до того уровня, что в вашей голове всего лишь один только объект, или явление, это называется самадхи с объектом. Высочайшее состояние, когда вы получаете полностью всю информацию, касающуюся этого объекта, или явления. В дальнейшем, когда вы еще выше поднимаетесь, у вас остается самадхи без объекта. А это, по сути, прямое постижение самого себя, или вселенной. Потому что мы не можем говорить о себе самом, как об объекте, или Абсолюте, он выше, чем понятие объект. Возникает понятие самадхи без объекта. Вот это логика, грубая, тонкая, запредельная. Ответил ли я на вопрос?
МОЙУ, Басим, аспирантура. Вопрос такой. Все равно в медитации, привлекать ли мысли, избегать ли мыслей, есть определенные этапы. Обездвиженность тела, связка мыслей и дыхания и соответственно, нельзя выйти в более глубокую медитацию, если все-таки мысли будут, то есть если будет даже дыхание. Есть еще большие степени абстракции, там уже нет мыслей, нет дыхания. И вот вопрос, мне кажется, что это все вкладывается в понятие растворение первоэлементов.
Нет, это все не вкладывается в понятие растворения первоэлементов. Растворение первоэлементов, это более грубая составляющая кундалини йоги. Когда уже мы, достигнув определенной какой-то высоты, начинаем оперировать более базовыми устройствами.
Я заметил в растворении степень сосредоточения, то есть чем больше идет растворения, тем больше степень нашей сосредоточенности.

Сосредоточение, или забывание раздражающих факторов.

Вот смотрите, здесь ситуация, нельзя назвать это растворением при сосредоточенности. Мы просто забываем про ту, или иную вещь. В чем наша беда? Вопрос был самый первый, почему у нас в голове все не так, как надо. Ответ может быть такой. А нас постоянно дергают то влево, то вправо, то вверх, то вниз всякого рода мысли. Мысли, звуки, формы, люди, воспоминания, переживания, ощущения. Вот наш бедный разум сидит, а его, коль с одной стороны, коль с другой стороны, коль с третий стороны и соответственно человек такой не спокойный, не может сосредоточиться. И дальше, что надо делать? Надо каким-то образом сделать так, чтобы было как можно меньше раздражающих факторов, а сделать это можно, в том числе таким образом, чтобы про некоторые раздражающие факторы просто забыли просто, что они есть. Я обращаю внимание, не растворили их, а забыли. Друзья, память, так же как и способность хотя бы на время что-то забывать это фундаментальные инструменты в ваших руках. Это такой мощнейший бульдозер, даже не знаю с чем сравнить. Умение на время о чем-то забыть, точно так же как умение, что-то вовремя вспомнить, или удерживать внутри себя. Это высочайший шанс для нас для всех в самопознании. Поэтому получается раз, вы забыли про что-то и оно перестало вас дергать, значит, мы больше можем сосредоточиться на том, что мы волеизъявили и выбрали. Если же мы говорим с вами про растворение, а обычно такой термин Лайя применяется, во-первых, в терминах кундалини йоги, во вторых в терминах йоги умирания. Редко, когда в терминах сексуальных йог. Это не больше ни меньше, как действительно, растворение тонких структур, подобно тому, как вы взяли кусочек соли и кинули его в воду, он раз и растворился. Но потом идет обратный процесс, если конечно это не йога умирания, когда мы действительно собрались умереть, а скажем кундалини йога. То в дальнейшем, вы должны опять это все отлить в изначальном виде. Это сложные вопросы. Друзья, может, попроще есть? Спросите, что такое йога?

Медитация и повседневная жизнь.

Алена Воробьева, МОЙУ группа Чатур. У меня в продолжение этой темы. Только приземленный вариант. Медитация предполагает отсечение ненужных мыслей, концентрация на одном чем-то, а повседневная жизнь и работа она заставляет направлять разум так, чтобы удерживать много разных мыслей одновременно, то есть рассеивать, грубо говоря, свой разум. И тут возникает проблема, по сути, в жизни занимаешься одним умственным процессом, а в медитации надо сделать совсем другое.
Спасибо, Алена. У тебя чудесный вопрос, на пятерку. Я сейчас на него отвечу. Но это будет опять маленький кусок из Раджа йоги. Итак, абсолютно правильно ты подметила, что жизнь нас заставляет одновременно, как Юлий Цезарь, заниматься разными делами. Но, есть одна маленькая, такая принципиальная вещь. Если вы будете рассеивать свое сознание сразу на всем, вы ничего не получите. И вопрос умения делать много дел одновременно, это не вопрос, чтобы рассеять свое сознание сразу на все. Вопрос в другом, чтобы наоборот, предельно сильно сконцентрировать сознание, но научиться быстро-быстро перенаправлять его на разные дела. Например: вы варите суп, читаете книжку и разговариваете по телефону, обычная такая ситуация. Если вы одновременно перераспределите внимание, то ничего хорошего не получиться, и вы прочтете строку из книжки, слово услышите из телефона, у вас это все сплетется, потом увидите картошечку в супе и в голове отпечаток получиться непонятный. Другое дело, если вы умеете предельно сильно концентрироваться, но направлять свою концентрацию по очереди и в известном порядке. То есть быстро-быстро сконцентрировался, раз, выхватил часть из книжки, сконцентрировался, что-то с супом определился, сконцентрировался и ответил на вопрос по телефону. Вот эта способность, действительно приводит к тому, что внешне кажется, что человек одновременно занимается многими делами. Но он не занимается многими делами, он очень быстро, по отдельности занимается каждым из этих дел. Надо сказать, что современные компьютеры так сделаны. Вот современный процессор, который находиться в любом компьютере он не может одновременно делать две вещи. Он может быстро-быстро делать много вещей, то есть раз проверил не нажали ли вы там на мышку, что там вывести на монитор, потом проверить, может через интернет что-то пришло. Это раньше называлось порты прерывания. И их достаточно ограниченное количество и вот компьютер он как бы бегает по ним, опрашивает и выполняет все, что надо согласно его программе. В этом отношении, конечно аналогия устройства мозга, так как она представлена в древнем учении йоги полнейшая. Еще вопросы?
Игорь Терновский, Самара, группа Астра. Благодарю Вадима Валерьевича Запорожцева за практики Триады. Я, даже находясь в далекой от Москвы Самаре почувствовал на себе колоссальный эффект. Я понял на себе, что такое быстрые методы и теперь я думаю, мне будет намного легче разобраться в аксиоматике и передать эти сложнейшие знания людям.

Практики в общем ментальном поле.

Я принимаю благодарность. Мне приятно. Теперь, друзья, действительно мы впереди планеты всей, мы делаем то, что до нас на планете земля мало кто делал, если делал вообще. Мы учимся проводить практики для групп людей, или для одиночных людей, которые находятся в разных уголках земного шара. Причем практики достаточно сильные и достаточно своеобразные. И вот самое удивительное, что результат, который мы при этом получаем, лишний раз доказывает насколько были правы йоги и йогини древности, которые говорили, что для наших высших способностей, или сверх способностей такие понятия, как расстояния не играют значения. Не важно, находитесь вы рядом, или за тысячу километров, но если, грубо говоря, вы на одной ментальной волне, вас подхватывают одни и те же процессы, как если бы вы были рядом. И это, на самом деле, очень серьезный для меня повод поразмышлять над будущим распространением йоги. Безусловно, физическое присутствие крайне необходимо с известной периодичностью. Это другая часть йоги, о которой не надо забывать. Но, как тяжело собирать всех вместе, чрезвычайно тяжело. А тут, в общем-то возникает возможность объединять в общие ментальные поля одновременно огромное количество людей с минимальными организационными затратами. И давать им практики, которые качественно позволяют им расширить сознание. Единственное, чтобы я мог предложить, вот какая у меня идея, она собственно потихонечку уже начала отрабатываться. Заочники, если вы где-то в каких-то городах набирается несколько человек, можно было бы попробовать, если бы вы в каком-то месте объединились для практики и там подключились к интернету. Чтобы не по отдельности, а вот еще небольшими группками. И было бы интересно узнать, что из этого получиться. По моим ощущениям, практика должна быть еще качественней и более высокой. Но, есть соответствующие правила, проведения любых практик, в особенности касающихся быстрых методов, вы должны обязательно покинуть то место, где была практика и прочее, все то, что мы с вами подробно разбираем на йога Триаде со всеми ее предостережениями. Потому что, это все-таки серьезная работа, огромные джунгли начинают вырубаться при этом, и множество всяких диковинных зверей с вашего разума могут уползать самым неожиданным способом. Это может проявляться по-разному, допустим через физические ощущения, после подъема например будет усталость. Или, допустим, могут сниться те, или иные сны, вполне конкретные кошмары, потому что, грубо говоря, санскары, которые должны были созреть и испортить всю вашу жизнь они раз, вы их сдвинули с места, они проявились, но слабо проявились. Подобно тому, что есть зернышко сорняка какого-нибудь ужасающего и когда его выкапываешь, тоже не приятно. Но гораздо хуже, когда из этого зернышка через несколько лет вырастает огромное дерево опасное, поэтому самые разные могут наблюдаться побочные эффекты, их надо проанализировать и с соответствующими рекомендациями так же, как и в личном присутствии разобраться.
Вообще это, друзья, вот ты, Басим в аспирантуре, будущие светила человечества, студенты старших курсов, которые скоро выпускаться будут. Подумайте насчет своей специализации в плане того, а не взять ли это вам в рассмотрение. Чтобы хорошую нам дипломную работу написать, оставить свой след в теории и практике йоги. Ведь, друзья, что греха таить, мы во многом переоткрываем йогу. Не сохранилась она в полном объеме, как хотелось бы. С учетом новых средств, новой техники, очень интересной и перспективной. Еще вопросы?
В дополнение к этому. Хорошо, в Самаре собрались, допустим, несколько человек. Они там все правила соблюдают. У них должен дублироваться ведущий у себя? Или будет достаточно того, что они будут видеть по компьютеру?
Друзья, поверьте, это для меня настолько новая тема, ни в одном трактате ничего нет про трансляции медитации через интернет. Ну ни где я не находил, может быть я не правильно прочитал, там много чего описано, допустим, повозки летающие по воздуху, виманы назывались. Всякого рода интересные виды оружия описывались. Но вот про то, что занятия практикой, хотя нет, аналогия есть на самом деле, я может быть и не прав. Но это уже требуется достаточно большое умение владения собой. Это когда считалось, что йоги и йогини могут поддерживать ментальный контакт, то есть общаться на уровне мысли. То есть если провести параллель на уровне общения мысли и с помощью общения через интернет, то может быть в этом разделе можно поискать, что там пишут в древности. Может быть, что-нибудь и найдем, а вообще интересно.

Выбор духовного имени.

Марина Федорова, Тольятти. Вопрос по мантра йоге. В курсе по мантра йоге сказано, что мантра имени — это имя, с которым человек сильнее всего себя ассоциирует и с этим связано принятие духовное имени. Вопрос: как выбирают духовное имя, оно должно прийти как озарение, или как?
Сложный вопрос для меня. Во-первых, очень интересный пример величайшего учителя йоги Свами Вивекананды. На самом деле, это не настоящее его имя, а псевдоним. Более того, когда он странствовал по Индии, он принимал себе огромное количество самых разных имен, чтобы оставаться неузнанным. Но почему-то Вивекананда, оно более стало с ним ассоциироваться, и мы его знаем именно под этим именем. Как он выбирал это имя, я не знаю, но в одной из книжек в его биографии написанной Роменом Ролланом сказано, что так его в школе дразнили те, кто с ним учился в одном классе, что как бы такой умный был. Вивека - различение, слово «вивека» на санскрите имеет понятие различать,  в том плане, что понимать и так далее. Вот так у него сложилось имя Свами Вивекананда, под которым он стал известен по всему миру. Как сложится у вас в жизни, какое именно имя вы себе возьмете, я не знаю. Смотрите, как считаете нужным, но опять же, с другой стороны, такая тенденция мне не очень нравится, когда на Западе начинают брать имена восточные.
Вот меня зовут Вадим Запорожцев и зовут меня Вадим Запорожцев и пока меня это устраивает. Я не называю себя Абвгдананда и так далее. Почему? Не вижу смысла в этом. По-моему, в настоящий момент имя и форма вполне соответствуют друг другу. Хотя нужно узнать, что означает имя Вадим, имя, кстати, очень древнее Вадим. Есть, по-моему, даже смысл какой-то. Но я знаю, что у Михаила Юрьевича Лермонтова и Александра Сергеевича Пушкина есть произведения, под названием Вадим. История примерно следующая, что когда хотели позвать править на Руси Рюрика, а вообще, по идее, должен был править Вадим, то как-то не очень хорошо обошлись с Вадимом и позвали все-таки Рюрика. Я, конечно, не хочу, чтобы были такие аналогии, но в плане того, что это имя еще тех времен, Рюриковских. А откуда оно восходит и что означает, не знаю, надеюсь что-нибудь благопристойное. И если вы хотите поменять свое имя, есть люди, которым не нравится их имя, это ваше право, почему нет? Но подумайте пять раз, прежде чем взять его себе. Вот возьмете себе какое-нибудь имя, а оно многозвучно на русском, а приезжаете куда-нибудь на Запад, а оно там не благозвучно, потому что ассоциируется у них с чем-нибудь не совсем приемлемым. Это большая проблема транснациональных компаний, большая проблема, как себя назвать, чтобы, во-первых, все произнести могли, а во-вторых, было достаточно нейтрально и благозвучно. И очень много таких неприятных курьезов бывает, когда в той, или иной стране имя не правильно воспринимается. Еще вопросы давайте, друзья, кто не задавал.

Быстрые методы и чистки.

Никита Федорищев, студент вольный слушатель. Вопрос можно по тантре-йоге?
Да, только спина, шея, голова прямая. Никита, центральный канал, медитация на центральный канал, макушкой головы тянемся, что называется, уходим в космос.
Вопрос примерно похож о том, о чем мы говорили. Наблюдается такая тенденция, что после практики по дороге домой, идешь, как будто по воздуху, буквально не касаясь Земли. По крайней мере, в таком большом воодушевлении идешь. А с утра, очень часто бывает, что в таком разбитом состоянии просыпаешься, что кроме, как состояние глубокой депрессии сложно назвать. И причем не возникает каких-то негативных мыслей и в жизни не происходит каких-то событий, которые показывали бы, что это, как причина такому состоянию. И вот такое состояние может возникать в течение дня, оно не подчиняется никакой закономерности. То есть оно не день через день, а потом день,  два  дня, вообще ничего, а на следующий день снова. Еще бывает такое, что посреди дня возникает такой резкий подъем, как во время практик и тут же, через какое-то время такой же глубокий спад. И опять же, это не подчиняется никаким событиям, которые происходят в жизни. У меня такой вопрос, попадает ли это под описание того, что на лекциях говорилось, как  чистки, и как долго это может продлиться? И вообще, закончится ли это?
Так, давайте начну с конца. Можно ли называть это чистками? Друзья, это именно называется чистками! Если вы хотите узнать, что такое чистка — вот, пожалуйста, знайте. Чем хороша такая чистка? Тем, что у вас нет связи причины и следствия. Вам либо просто плохо, либо просто хорошо. На самом деле, это очень помогает быстрее пройти чистку. Гораздо труднее, когда вам кажется, что ваше состояние связано с каким-то объектом, или явлением во вне. Допустим, почему я не миллиардер, все, жизнь не удалась, или еще что-нибудь. Почему у меня не то, почему у меня не се. Получается, что вы начинаете хвататься за внешний фактор, удерживая его, и блокируете внутреннее прохождение процесса, а тут не за что зацепиться. Все само собой проходит, и ваш разум и рад бы на кого-нибудь вызвериться да не на кого. Это именно называется «чистка», это не просто чистка, друзья, а так называемая «причинная чистка»! Почему называется причинная чистка? Очень просто, есть такая поговорка в нашей школе, если в твоей жизни что-то происходит беспричинно, знай - работает причинное тело. Чистка уровня причинного тела — это самый ответственный и важный момент. Больше всего проблем в нашей жизни нам как раз и доставляет причинное тело. Так как мы не можем идентифицировать причину и следствие и не осознаем причинное тело, а там, грубо говоря, какие-то проблемы, которые должны проявиться и связаться с какими-то внешними проявлениями жизни, чтобы превратить нашу жизнь в кошмар и ад. А тут, как бы по отдельности враг выползает. Знаете, враг силен, когда сразу все поперло на нас, со всех сторон. А если по одному человечку, или по одной проблемке маленькой выползает, а мы их по одной и решаем тут же, или изживаем, скорее можно назвать изжить, то это уже не так страшно, можно и потерпеть. Как долго это может продолжаться целиком и вообще, закончиться ли когда-нибудь это? Это однозначно закончится, однозначно закончится вашим выходом на качественно новый, сильный, самодостаточный уровень бытия. Это, правда не значит, что потом не могут начаться какие-то другие процессы, с какими-то другими чистками, но они уже будут по другой статье. То есть, раз что-то отработав это уже уходит. Поэтому закончится обязательно. Вопрос как долго это будет продолжаться, как долго будут продолжаться чистки? Это вопрос полностью связан с тем, насколько отягощена была негативом ваша карма. Понятно, если грязи много и выходить будет долго. Если грязи мало, то и выйдет быстро. С одной стороны, с другой стороны, насколько мощно и квалифицированно вы будете проходить те, или иные практики. Помните, можно лекарство чуть посильнее и болезнь побыстрее, можно лекарство чуть послабее, ну и болезнь подольше, в зависимости от ситуации. В связи с этим, что мы видим? Похвалили меня - вот Игорь меня похвалил, мне приятно. Почему? Вы просто не представляете, сколько крови из меня пьет Триада! Вы думаете просто так провести практику? Там же основа невидимая, подводная часть причинного тела, невидимая абсолютно. Все, что снаружи творится - это как игра в песочницу, внешний ритуал, в кубики дети играют. А все, что внутри творится, вот это важное, оно такое затратное! Такое затратное! Мне молоко нужно за вредность давать. Вот такой ответ. Еще вопросы?
В продолжение Никитиного вопроса. А если нет этих причинных чисток? Вроде бы ходишь на Триаду и как бы, не ангел, должны быть они, но как бы все нормально. И вроде бы нет никаких явных, или не явных движений. Говорит ли это, что по сути дела на меня не подействовало?
Ни о чем не говорит, абсолютно ни о чем не говорит. Вы можете принимать лекарство наперед. Знаете, иногда врачи делают прививку, от чумы и холеры. Человеку сделали прививку от чумы и холеры, он вроде бы ничего и не понял, но вот потом, когда начинается чума и холера все вокруг умирают, а у него только небольшие недомогания. По-разному действуют эти практики, абсолютно по-разному. Я просто не хочу сейчас на этой лекции заниматься вопросами Триады. Я несколько от них подустал, честно говоря, давайте лучше вопросы по йоге.

Третий принцип йоги и йога сутры Патанджали.

Вопрос по поводу йога сутр Патанджали и быстрых методов. Алексей, МОЙУ. Вопрос в продолжение моего же вопроса на прошлой лекции. Вы сказали, что в йоге классической есть быстрые йоги, и есть классические. Как в йогах сутрах Патанджали, как их разбить? Это такой основополагающий текст, что является в них быстрыми методами и где там Третий принцип, и метод вовлекаясь выходи?
В йогах сутрах Патанджали все в несколько иной разбивке, чем в тех же тантрических йогах, тибетских йогах, или других школах йоги, там все, безусловно, есть. Там все более плавненько, размыто по этой системе аштанги и восмеричному пути. Допустим, яма - там вы найдете косвенно все принципы, которые входят в Первый, Второй и Третий принцип йоги. Потом, в следующих, хатха йога, пранаяма йога - там в каких-то других аспектах работа, допустим, с грубым физическим телом. А моменты в саньяме, они уже действительно, больше похожи на какие-то элементы быстрых методов. Поэтому, вы должны понимать, что такое йога сутры Патанджали. Йога сутру очень любят академики, академические круги, ученые, потому что она датирована. А вот в кругах практикующих йогов, я, честно говоря, не особо слышал, что где-то в захлеб читали йога сутру Патанджали.
Я, в свое время дал комментарии на этот текст, его тяжело давать, потому что йога сутра Патанджали, сама по себе, это очень короткий текст. Буквально несколько страничек. Крайне лаконичный, крайне абстрактный. Это, скорее описание направлений, в какую сторону двигаться, чем детальная проработка тем. Йога сутра Патанджали обычно называются дайджестом, когда вы много чего прочитали, взяли и как-то систематизировали, и кусочками коротенькими все изложили. Там, безусловно, все есть, логика там безусловно железно выполняется. В этом отношении нельзя сказать, что йога сутра Патанджали имеет какие-то логические провалы. Там все четко. Но вот детализации подробной вы, конечно, там не найдете. Чего нет, того нет. Поэтому, это вопрос уже вашего умения сопоставлять те методы, которые в большей степени дошли через другие источники, как более ранние, так и более поздние йоги. Вы понимаете, йогу придумал не Патанджали. До Патанджали йоге бог знает сколько лет, по сути дела столько же лет, сколько и Ведам. Сколько лет Ведам, столько лет и йоге, так можно сказать, а может быть еще и древнее. Откуда мы знаем? Ничего не знаем. Вот такой ответ. Еще вопросы есть?

Нада йога.

Вопрос по поводу мантра йоги. Алена Воробьева, группа Чатур. Извините, конечно, на прошлой практике Триады, вы читали мантры. Во-первых, очень вам большое спасибо, очень вдохновляющие.
Я старался!
У меня была просто какая-то медитация на эти мантры.
Так друзья, на то же мантра и рассчитана, на направление Нада йоги. Это, когда вы воспринимаете звук и растворяетесь в нем. У нас просто время не дошло до этих йог, у меня просто времени нет с вашими Триадами более подробно и систематично излагать другие виды йог. Направлений йог очень много, они очень таинственны. Кстати, Нада йога, она очень будет востребована в современном обществе, особенно для людей, которые любят музыку слушать. Вот это их йога. Потому, что по сути дела, это направление йоги, где вы настраиваетесь на ту, или иную звуковую вибрацию и грубо говоря, растворяете в этом свой разум. Условно говоря, в этой наде, в состоянии безмыслия. Вы думаете, почему все музыку любят слушать? Мыслей паразитических меньше, жить становится лучше. Почему раньше на эти концерты ходили, когда не было всяких магнитофонов? Именно по этой причине. С другой стороны, если нужно что-нибудь слушать, то сам Абсолют велел слушать мантры. И поэтому мантра йога плавно переходит в нада йогу, если ее исполнять соответствующим образом, что я и пытаюсь сделать. Потому, что когда я ставлю музыку, которая мне нравится, на меня начинают все шипеть, и говорить убери, убери, нам это не нравится, а совсем молчать я не могу. Потому что, во-первых, шум, отвлекающий иногда с улицы доносится, а во-вторых, мне все равно нужно мантру повторять, вот я и совмещаю полезное с приятным. Но все равно приятно.
У меня вопрос, эта мантра, там не было какого-то текста?
Там был явный текст.
Можно объяснить, что это была за мантра?

Мантра, как защитная основа в практиках Триады.

Можно, друзья, давайте все эти вопросы по Триаде вы задавайте на лекциях по Триаде. Здесь не совсем время. Смотрите, традиция требует следующего, основа многих практик, такая защитная основа —  это мантра. Чтобы все шло жестко, железно по заданному сценарию, основа это мантра. С другой стороны, мантра - это как запасная веревка для альпиниста. Вот он ползет там и на всякий случай у него есть еще страховочная веревка, на предмет негативной кармы. Так вот, но с другой стороны, некоторые мантры советуется произносить так, чтобы их никто из слушающих не понял, то есть произносить, но произносить таким образом, чтобы вы не смогли распознать мантру. И вообще говоря, это я помню, была такая смешная ситуация, как только стали проникать мантры с Запада, ну в частности в бывший еще СССР, в Россию, и я помню, какая была чехарда у всех в голове. Ну как же, там сказано, что попробуй в мантре что-нибудь не так произнеси и мантра не заработает. А все эти записи, которые привозили из Индии, ну действительно, такое было впечатление, что старый беззубый дедушка что-то непонятное лепетал, никто ничего разобрать не мог. И все говорили, да что же у них там с дикцией такое, что же у них там зубов, что ли нет у всех? Помните, как в фильме, где Р. Быков играл логопеда, «фефекты фикции» - дефекты дикции, улица Койкова - Максима Горького. И когда некоторые мантры повторяются, они не должны распознаваться, не должны. Так их нужно произносить, чтобы никто ничего не понял. Некоторые мантры можно произносить, чтобы все и все поняли, а некоторые, чтобы никто ничего не понял, вот этим и вызвано это мое бормотание. Это просто способ проведения тех, или иных ритуалов. Еще вопросы, друзья?

Соотношение Сознания и Энергии в человеке.

Елена, группа Астра. У меня вопрос о том, как вообще соотносятся энергия и сознание. Значит ли, что если у человека много энергии, то автоматически у него много и сознания, хотя бы в потенциале и наоборот.
Если бы это было. Так, если бы было много энергии, то автоматически и много сознания. В том то и дело, друзья, что это не так. Часто приходят студенты и говорят у меня столько праны, столько праны, не знаю, куда ее деть. Нет, друзья, если у вас чего-то много, много может быть только по отдельности. Много энергии, иногда много сознания. По отдельности и то и другое не очень полезные вещи, полезные они тогда, когда вы их соединяете, когда у вас много энергии и вы, соответственно, привлекаете много сознания, и как бы сливаете энергию с сознанием, чтобы получилась прана. Прана, действительно универсальная монета во Вселенной, всем она нужна. Но с другой стороны, иногда косвенный показатель, что где-то выделилось много праны, но вы не отслеживаете ее по фактору сознания, то вы можете отследить ее по фактору энергии. Или наоборот, выделилось где-то много праны и вы не можете отследить по фактору энергии, вроде все как было, так и осталось. Но фактор сознания неимоверно расширился, или скакнул на качественно новый уровень. В этом отношении можно делать кукую-то корреляцию, скорее по детектированию, по определению, что где-то наблюдаешь вдруг, взрыв энергии, или вдруг неимоверный скачок сознания, то вот там, скорее всего, был мощный, незаметный скачок праны. От обратного, если же вы в своей жизни чувствуете, что все вы понимаете, иногда такое состояние - не буду бизнесом заниматься, я и так все понимаю, как разбогатеть, или как стать миллионером. Зачем заниматься йогой, я и так понимаю, что там оно будет. Таким образом, ваше сознание может скатиться в безжизненное ментальное конструирование, очень опасная затея, если у вас есть перекос сознания, то нужно обязательно воплощать сознание в энергию. То есть всю свою энергию тратить так, как велит сознание и наоборот, если у вас избыток энергии, то самое лучшее, это остановиться, сконцентрироваться на сознании. Потом, опять направлять этот излишек энергии по пути сознания. Вот таким образом.

Нада йога и мантра йога.

Алексей, МОЙУ. У меня вопрос по поводу нада йоги. Есть ли какие-нибудь тексты, материалы, где можно что-то такое понятное найти?
Вы спрашиваете, «есть ли чем где», чем у нас, или вообще?
Как я понимаю, у вас сейчас нет времени заниматься нада йогой, а хотелось бы узнать о нада йоге.
Друзья, огромное количество текстов ждет своего перевода с санскрита. Некоторые даже просто с английского. Есть тексты, есть. Друзья, поискать просто нужно. Попробуйте в интернете поискать, не знаю, что там есть, или нет. Мне тяжело сказать, что где находится. Есть ли еще вопросы?
Тогда в эту же тему, для поисков, связь между нада йогой и шабда йогой.
Что ты имеешь ввиду под шабда йогой, Басим? Я не понимаю, что такое шабда йога.
Тоже самое, йога вибраций, я не вижу между ними никакой разницы кроме в названии.
Тогда ответь мне, какая разница между шабда йогой и мантра йогой. Ты сейчас ввел новый термин шабда йога, не помню, чтобы он широко распространялся.
Нет, есть даже в наших видах йоги, вы когда-то упоминали. Я не могу сказать, что я специалист в нада йоге, или шабда йоге.
Я про нада йогу много чего знаю, слышал и могу рассказать. Про шабда йогу в первый раз слышу, если имеется в виду, как вариант мантра йоги, знаете с осознанием такого уровня, как шада Брахмана, вот такой уровень, вот тогда да. Как самой по себе йоги, может она и есть, вы помните, столько, сколько проявлений человеческой жизни, столько есть и йог. И если я что-то не знаю, то это не значит, что этого нет во Вселенной. Другой разговор, что я про это я мало, что могу сказать.
Тогда связь между нада йогой и мантра йогой, чем они отличаются?
Чем они могут отличаться? Даже не знаю, что вам сказать, чтобы было понятно.
А можно я попробую ответить?
Да, ура! Нужно было мне сразу спросить, кто хочет ответить, да, пожалуйста.
Ольга, группа Чатур. Я на днях размышляла по поводу того, что каждый вид йоги использует какое-то одно человеческое проявление, способность человека. Мантра йога - это способность говорить, произносить звуки. Нада йога — воспринимать, слышать.
Молодец, правильно, браво, ура! Отлично! Да, то есть кто-то может произносить, а кто-то может слушать. Я вот, например, как Стинг петь не могу, а слушать мне нравится.
Только ли в этом различия?
Не знаю, Басим, сложно мне. Понимаете, если вы сами произносите, то вы сами и слышите — это одна сторона. С другой стороны, при нада йоге, получается, вы можете вообще ничего не произносить, а всего лишь настроиться на музыку сфер, помните, такое понятие было средневековое, в устройстве алхимии, в устройстве Вселенной, что существует музыка сфер. И, что настоящий композитор не придумывает музыку. Вангелис не придумывает музыку, он ее слышит и записывает, понимаете, да? Может быть, вот в этом ключе поразмышлять?

Йога и интуитивное знание.

У меня встречный вопрос, по поводу интуитивного знания. Иногда бывает так, что ты занимаешься какой-то деятельностью, и знание приходит изнутри и вот у нас даже были такие тексты по директивам, циркулярам, как бы знание, оно переоткрывается. Причем, не ты его переоткрываешь, ты чем-то занимаешься, и это знание само возникает. У меня вопрос, насколько этим знаниям стоит доверять? Как нечто такое, что само тебя ведет и соотношение этого с разумом.
Ответ на этот вопрос будет следующий. Итак, вы помните, что все знание, которым мы оперируем, делится на три большие группы: глупость, логическое знание и сверхлогичное знание. И вот такая беда, что сверхлогичные знания очень сильно похожи внешне на глупость, а глупость, иногда, очень сильно похожа на сверхлогичное знание. По этой причине йога едва не погибла. По этой причине всякого рода эзотериков развелось, которые собственно говоря, немножко опошлили йогу, вопросы Триады о которой вы спрашивали, Тантра йоги, это как раз из той же серии. Проблемы всех этих йог, что иногда, сверхлогичные откровения мешаются с откровенной глупостью. Так же есть и логичное знание. Вот с логикой все в порядке, это тот метод, которым пользуются ученые, дабы познавать Вселенную. И у каждого из вас, конечно же, могут быть проблески высочайшей интуиции, которые являются сверхлогикой и ведут вас по жизни. Но всегда есть опасность, что вы перепутали это со своей глупостью. Может выясниться, что то, что вы считали интуицией всего лишь набор рефлексов. Допустим, вы пришли в магазин и как вам кажется, интуитивно рука тянется, именно к этому стиральному порошку, или именно к этому напитку, интуитивно, так все логично, естественно тянется рука. Вы даже не можете себе объяснить, а при глубинном анализе выясняется, что вы подсознательно просмотрели огромное количество рекламы, которая рекламировала именно этот порошок, или именно этот напиток и вы даже не осознали, иной раз, что в вас просто заложили программу. Добро, если программа хорошая, ну действительно, стоящий порошок, или стоящий напиток, тогда все рады и счастливы. Потому, что на самом деле, как правило, опыт человечества показывает, что более безопасно идти по хоть какой-то проторенной дорожке, или по той дорожке, по которой хоть что-то известно, чем совершенно в какие-то дебри погружаться. Поэтому это не плохой механизм внутри нас.
Другой разговор, друзья, заключается в том, что иногда, эта программа может быть заведомо ложная реклама, и мы превращаемся в глупых людей и делаем глупости. И получается, что мы, иногда путаем такую бессознательную программу с откровением интуиции. И тоже непонятно, куда проведет. Иногда действительно, интуитивное какое-то воззрение при полном анализе вдруг понимаете, что не было у вас предустановленного знания, чтобы именно так поступить. Скорее наоборот, вся ваша жизнь говорила об обратном, а вы все равно идете какими-то шагами, которые, собственно ведут вас к цели, несмотря на кажущиеся трудности. На самом деле прорывы в новых областях знания йоги в человечестве, это когда находились смельчаки, которые шли туда, куда все остальные боялись идти, или говорили, что там делать нечего, опасно, или еще что-то. И они оказывались победителями.
Так вот получается такая вещь, что нам надо распознать, во-первых, является ли это наше восприятие сверхзнанием интуитивным, которому следует следовать. Является ли это просто заложенной программой и является ли эта программа очередной глупостью. В этом нам может помочь только логика, логичное знание. Мы должны самым безжалостным образом проанализировать с позиции логики вот эти свои, как бы устремления. И ситуация следующая, если это действительно была откровенная глупость несостоятельная, логика сразу же вам покажет. Если же это была какая-то программа бессознательно в вас внедренная, логика постарается ее отследить, этим занимаются, кстати, современные психологи, точнее пытаются заниматься. Если же конечно, это было сверхинтуитивное озарение, то ваш разум логический зубы сломает об него, в результате придет к ответу ни да, ни нет. Ваш разум начнет давать два взаимоисключающих ответа на вполне конкретно поставленный вопрос. Поэтому для себя имеет смысл выработать такое интуитивное, такую внутреннюю привычку работы с интуитивными чувствами, так что не бойтесь направлять свой разум на то, что вам кажется совсем таким волшебным. Если это действительно, интуитивное откровение, ваш разум сломает зубы об него. Если же это глупость, то распознает его.
Здесь, правда тоже есть такая тонкость, иногда получается так, что мы начинаем уж очень сильно анализировать своим разумом и начинаем привлекать разумы других людей и получается следующая вещь. Бывают такие тонкие моменты, что интуиция только нам открылась, не дай Бог чужой разум влезет, он как бы загасит интуицию. Поэтому аккуратнее нужно быть с подбором экспертов и советчиков, потому что чужое сознание, чужой такой нигилистический интеллект, может хрупкий канал интуиции разрушить. Вообще говоря, это все приходит с опытом и критерий на самом деле очень приятный. Мы живем с вами в плоскости причины и следствия, поэтому любые послания извне, будь они хоть трижды сверхлогичны никогда не должны нарушать основные принципы логики, или плоскости нашего мира причины и следствия, то есть, грубо говоря, по плодам познается дерево.
Владимир Севостьянов, Запорожье. Как выводятся из аксиоматики Первый и Второй принципы? Это очень интересно.
К сожалению, в рамках сегодняшней лекции я не могу на него быстро ответить. Есть ли из зала вопросы, друзья?

Корреляция Сознания и Энергии.

Елена группа, Астра. Мне все-таки непонятно, ведь энергия и сознание исходят из одного источника, это прана, то есть это как две стороны. И как такое может быть, что одно развивается, а другое идет параллельно, но не развивается.
Понимаете, оно развивается, но косвенно, как бы в автоматическом режиме, ну еще раз, представьте себе такой пример. В советские времена, или в наши времена, вы можете развивать промышленное производство, или не знаю какой бы пример из жизни привести. Вот богатство у вас может заключаться в том, что у вас много домов, а может заключаться в том, что у вас счет в банке на миллионы долларов. Вы строительная фирма, вы можете строить, строить и строить эти дома. Все больше, больше и больше, но если вы их не в состоянии продать, то соответственно, у вас нет денег и вам нечего положить на счет в банке. Это называется ипотечный кризис, который парализовал Америку. Примерно та же самая вещь. Вопрос не в том, чтобы что-то создать, а в том, чтобы то, что ты создал, еще изменило бы на уровне сознания у всего остального мира, а для этого нужно, чтобы это кто-то принял, как-то вплел в свое употребление. Еще раз, фактор того, что у вас очень-очень много домов не значит, что вы их можете мгновенно продать. Есть такое даже понятие ликвидность. Иногда проходит очень много времени, прежде чем по хорошей цене вы продадите тот, или иной дом. И обратная сторона симметрична, если у вас очень много денег, то это не значит, что вы тут же можете себе построить много домов. Для этого нужны бригады рабочих. Они должны быть как минимум живые все люди. Какие-то стройматериалы, а если вы на острове, где Робинзон Крузо, где не производят бетон и цемент, из чего вы будете строить?
То есть это факторы, как умение переливать одно в другое. Вот если вы умеете переливать одно в другое, то тогда да, оно коррелирует. Но с другой стороны, мир так устроен, что если где-то чего-то избыток и где-то чего-то недостаток, то со временем все равно находятся ушлые дельцы, которые приходят за бесценок покупают у вас и продают там очень дорого. Они вам помогают, но и сами от этого очень хорошо живут. Поэтому, это на самом деле, вопрос торговли, друзья. Вопрос торговли - это как раз высочайший вопрос соединения энергии и сознания. Если вы, в общем-то, хороший продавец, то вы хороший йогин, а у нас в Советском Союзе наоборот, всех продавцов ругали - вот торгаш. Всегда было с таким пренебрежением, что «торгаш». Потому, что торговли не было, это была практически система распределения, а ты попробуй по-настоящему что-то продать. А на Востоке, как они любят все торговаться, вообще для них вся жизнь вокруг базара вертится, что это и центр общения, и центр торговли, и центр заработка, и центр информации всего-всего-всего. Поэтому, если поразмышлять из обычной жизни, то станет понятным, почему допустим, много энергии, а не обязательно автоматически идет сознание. Хотя можно перекачать и нужно. Собственно говоря, йога, чем и занимается, она вот таким образом и делает. Сперва набери побольше энергии, а теперь конвертируй в сознание, а теперь слей вместе - прана получилась. Хлоп, на новый духовный уровень, или наоборот, медитацией расширь сознание. Расширил. Переведи в энергию. Перевел. Теперь соедини их. Соединил - получилась прана. И снова на более высокий уровень поднялся.

Медитация.

Чудесно, друзья! Все слова мои имеют смысл, только если мы помним о Первом, Втором, Третьем принципе йоги. Кто-нибудь нам их сейчас напомнит.
Выпрямляем спину, шею, голову. Закрываем глаза. Сейчас мы проведем медитацию на принципы йоги. Вспоминаем про Первый принцип йоги. Первый принцип не рекомендует нам причинять вред ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Думаем про этот принцип, запоминаем его, говорим себе: «я буду добрым, не буду делать зло», медитируем на этот принцип. Второй принцип йоги не рекомендует нам тратить силы и время на дела, которые не ведут нас к нашим целям, любым целям. В йоге, в работе, творчестве, учебе. Говорим себе: «я буду разумным и последовательным в достижении цели». Медитируем на этот принцип. Третий принцип йоги звучит так: «я отказываюсь от страданий, никто и ничто не имеет права причинить мне эти страдания, я буду помогать всем живым существам кто так же волеизъявит отказаться от страданий». Медитируем на этот принцип. Так же вспоминаем, что наилучшими условиями для изучения йоги, является ситуация, когда все люди, все живые существа вокруг нас счастливы. Поэтому переносим свое сознание в центр груди. Видим там яркий свет, или цветок лотоса, кому что приятнее. И произносим: «Да будут счастливы все живые существа». Ощущаем, как наше пожелание в виде света исходит из центра груди,  за пределы нашего тела и распространяется на всю Вселенную. Мы желаем всем счастья, близким, друзьям, всем, кого любим и всем, кто любит нас. Произносим во второй раз: «Да будут счастливы все живые существа». Медитируем, как наше пожелание выходит из центра груди за пределы нашего тела волной света и заполняет всю нашу Вселенную. Мы желаем счастья всем, кого не знаем и кто не знает нас. Таких существ бесконечно много во Вселенной и пусть они будут все счастливы. Третий раз произносим: «Да будут счастливы все живые существа». Медитируем, как волна света выходит из центра нашей груди, заполняет всю Вселенную, мы желаем счастья всем, кто обидел нас, всем кто желает нам зла, всем кто как-то нас раздражает, всем им мы желаем быть счастливыми. Пусть все они будут счастливы. Делаем несколько спокойных вдохов и выдохов. Затем  открываем глаза и считаем медитацию законченной.


Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 22.9 мб 

 Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 91.3 мб

 Скачать Видео Вариант FLV, 235.7 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, "Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал-Егоров Евгений
Текст напечатали-
(а)-Мария Денисова, Евгения Стороженко
Текст отредактировал-
(а)-Наталья Сим
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-Наталья Сим
Рисунки и фото создал(а)-
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.


Яндекс.Метрика