2012_12_22 Бхагават-Гита. 8 Глава. ч.2 Комментарии Вадима Запорожцева

Бхагават-Гита. 8 Глава. Часть 2 Комментарии Вадима Запорожцева

Друзья, вот всё-таки момент, когда к тебе Абсолют приходит, что называется, в теле человека, это несоизмеримо сильнее, чем ты урывками слышишь Абсолюта через разные, там, объекты и явления мира, в котором ты живешь. Потому что, знаете, получается такая ситуация, что обрывок одной фразы  от одного услышал, другую  прочитал, третья еще как-то у тебя, там, сама всплыла в памяти, внешне получился, как канал информации, как если бы тебе Вселенная подсказывала. И получается так, что ты пользуешься этим советом и получаешь хороший результат.
Но потом проходит какое-то время, и ты начинаешь сомневаться во всем. Помните, как у Горького: «А был ли мальчик»? То есть ты свои предыдущие победы начинаешь ставить под сомнение. Вот когда у тебя была проблема, и фактически вот таким образом с каких-то высших сфер от Абсолюта ты получил решение, то ты после решения проблемы, как бы это сказали религии, уверовал бы. Но потом проходит какое-то время, всё затирается, забывается, и ты себя спрашиваешь, а, может, это было случайно? Тут, значит, всплывает какой-нибудь умный псевдопсихолог и начинает вести странные речи про то, что ты задействовал своё подсознание, и пятое-десятое, в общем, какую-то фигню пороть в том плане, что есть вещи, которые так тупо не объяснишь подсознанием. Это какое-то неимоверное стечение должно быть ситуаций, вероятность которых, ну, просто ничтожно мала, а разум, который сомневается во всем, говорит: «А, может, действительно это мне показалось, может, действительно, мне просто повезло, а я решил, что это был Абсолют»?
 

Название лекции :

Бхагават-Гита. 8 Глава. Часть 2 Комментарии Вадима Запорожцева

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.12.22.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :
Краткое описание: Жизнь не халява, а работа над собой! Можно ли поймать
Абсолют делая определенные практики или создавая определенные условия?
Кто такой учитель? И почему подразумевается понятие отказ  от
собственного эго? Бхагавад Гита глава 8. Упоминание йоги умирания в
Бхагават Гите. Памятование об Абсолюте в момент смерти к чему нас может
привести? Понятие Пралайя. Йога и Астрология, связаны ли они? Как
сделать так, чтобы гарантированно после смерти попасть к Абсолюту? Если
есть ассоциативная связь более сильная к чему бы то ни было, кроме
Абсолюта, то это лишь вопрос времени, когда вы начнутся страдания. Будда
и Абсолют , как связаны эти понятия?  Вопрос привязанностей, хороши они
или плохи? Что нас приводит к Абсолюту, страдания или наслаждение?

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     
Смотреть Видео:  
Ссылка на видео

Читать Текст:

Итак, друзья, у нас сегодня 22 декабря 2012 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу.  Это у нас лекция Международного Открытого Йога Университета, вся информация на сайтах openyoga.ru, yogacenter.ru, happyoga.narod.ru. Напоминаю, твиттер я себе завел, и время от времени там какие-то послания посылаю, твиттер yogaopenyoga. Давайте, тоже заводите себе твиттеры и меня послушивайте.

Жизнь не халява, а работа над собой!

Сегодня нас ждет продолжение лекции, продолжение Бхагавад Гиты. Мы должны продолжить рассмотрение. И прежде чем мы продолжим это, я хочу еще раз вам правильную установку в жизни дать.

Друзья, ничего в этой жизни на халяву не приходит! Ничего! В йоге утверждается, что есть классические методы и, так называемые, быстрые методы. И иногда возникает неправильное понимание быстрых методов, что, якобы, быстрыми методами можно избежать своей кармы, или как-то перепрыгнуть через карму. Это сделать невозможно! В быстрых методах ваша карма очень быстро отрабатывается. Настолько быстро, что вы даже не замечаете, что вы ее изжили.

Поэтому я вас прошу, ну не бывает чудес здесь. Опять ко мне подходят: «А вот мы хотим, значит, у лохотронщиков выиграть приз». Ну, не выиграете вы. До вас никто не выигрывал, сейчас при вас никто не выигрывает, и после вас никто выигрывать не будет, поэтому давайте мы настраиваемся на серьезную работу над собой. Серьезно. Шаг за шагом. Вот хотите основание для своего личного счастья в своей личной жизни, начинайте по крупицам это основание строить. По крупицам знания собирать. И сделать из этого плацдарм, основу, фундамент вашей жизни. Ну, не верьте вы, что можно, там, на халяву, ничего не делая, – раз, и что-то получить. Это точно так же и рухнет в самый неподходящий момент, да еще, если этот фундамент рухнет, рухнет и все то, что на нем построено. Я понимаю, что сейчас мы живем в эпоху общества потребления, где какие нам только идеи сумасшедшие не навязываются в надежде как-то нас на денежки раскрутить. Но вы фильтруйте уж, пожалуйста, эти все призы. Фильтруйте их.

Я не понимаю, как можно сделать инструктора йоги за 2 недели. Это вообще реально или нет? Ко мне подходят: «Вот там-то и там-то платишь 50 тысяч – и завтра ты инструктор». А зачем 2 недели? Почему не 2 минуты? Зачем время-то терять?

Поэтому помните, процесс становления личности очень неочевидный. Очень мучительный. Знаете, «жизнь прожить – не поле перейти». Поэтому когда мы идем – будут и взлеты, и падения, и «колбасня», как мы это говорим, и чистки, и всё на свете. Знайте, будете, как кузнечик прыгать от проблем, вот так будете по кругу, и прыгать в одном месте. Будете целенаправленно идти, решать, осознавать свою ситуацию, избавляться от неведения, вот пусть на миллиметр, но хоть какая-то стабильность в вашей жизни появится. Стабильность.

Так, чудесненько, друзья. Мы рассматриваем с вами Бхагавад Гиту. Еще раз спрашиваю, есть, быть может, по предыдущим лекциям вопросы? По тем частям, которые мы уже успели рассмотреть.

Текст важный, друзья, текст нужный, недооцененный. Человечество до конца недооценило потенциал интеллектуальный даже Бхагавад Гиты. Можно такой детектив снять, такой блокбастер снять, да всё бы остальное – «Матрица» бы отдыхала или что там у нас сейчас? «Аватар». «Аватар», помните, был у нас? «Аватар» просто отдыхает.

Так, вопросов нет?

Невозможно поймать Абсолют!

Вопрос из зала: У меня вопрос такой – Вселенная, она периодически плавно подсказывает, куда нам дальше идти, или если мы что-то делаем неправильно, она, соответственно, нам, или подсказывает мягкими способами, что-то невербальное такое. Человек идет – слово в объявлении прочитал, где-то что-то еще, и в итоге ответ складывается в общую картину. Т.е. можно ли как бы интерпретировать текст Бхагавад Гиты так, что Арджуна именно в общении со всей Вселенной, Кришна, как личностный… как бы это сказать? Вся Вселенная с тобой на одном языке говорит.

Вадим Запорожцев:  Я понял вопрос. Друзья, вот всё-таки момент, когда к тебе Абсолют приходит, что называется, в теле человека, это несоизмеримо сильнее, чем ты урывками слышишь Абсолюта через разные, там, объекты и явления мира, в котором ты живешь. Потому что, знаете, получается такая ситуация, что обрывок одной фразы  от одного услышал, другую  прочитал, третья еще как-то у тебя, там, сама всплыла в памяти, внешне получился, как канал информации, как если бы тебе Вселенная подсказывала. И получается так, что ты пользуешься этим советом и получаешь хороший результат.

Но потом проходит какое-то время, и ты начинаешь сомневаться во всем. Помните, как у Горького: «А был ли мальчик»? То есть ты свои предыдущие победы начинаешь ставить под сомнение. Вот когда у тебя была проблема, и фактически вот таким образом с каких-то высших сфер от Абсолюта ты получил решение, то ты после решения проблемы, как бы это сказали религии, уверовал бы. Но потом проходит какое-то время, всё затирается, забывается, и ты себя спрашиваешь, а, может, это было случайно? Тут, значит, всплывает какой-нибудь умный псевдопсихолог и начинает вести странные речи про то, что ты задействовал своё подсознание, и пятое-десятое, в общем, какую-то фигню пороть в том плане, что есть вещи, которые так тупо не объяснишь подсознанием. Это какое-то неимоверное стечение должно быть ситуаций, вероятность которых, ну, просто ничтожно мала, а разум, который сомневается во всем, говорит: «А, может, действительно это мне показалось, может, действительно, мне просто повезло, а я решил, что это был Абсолют»?

И всё сводится к первому же шагу. Т.е. если вы принимаете в своей личной Вселенной концепцию Абсолюта и просите его придти, если вы не сомневаетесь в этой концепции, то тогда вы не склонны уже потом, вот так метаться после положительного результата. А если же нет, если же вы сегодня, то принимаете концепцию, то завтра не принимаете, то вот и случаются такие полосы. В первую полосу, пока принимали, была возможность настроиться на волну информации, на Учителя, на Учителей, как он называется. Потому, когда засомневались, ну и Абсолют говорит: «Ну ладно, сомневаешься – свободен, в принципе. Ну ладно, хорошо, я ухожу».

Т.е. в чем проблема, друзья? Такую вещь, как Абсолют поймать нельзя. Ее нельзя поймать в рамках какой-то религии, какого-то обряда, культа, какого-то там символа религиозного или чего-то. Невозможно поймать Абсолют! Невозможно его заковать, сказать, что: «Вот в этой книжке сказано всё про Абсолюта, чего в этой книжке нет, того нет на свете». Такое нельзя, потому что Абсолют смотрит и смеется. Потому что он – все книжки и всё вокруг, он больше, чем понятие книжки. Поэтому остается только лишь наше внутреннее волеизъявление «нипочему». Ни на чем не основанное, вне кармичное волеизъявление, а вот хочу, чтобы так было! Хочу, чтобы был Абсолют, и всё, точка! И вот тогда да, тогда мы не сомневаемся.

Смотрите, получить информацию, исходящую из разных источников, и чтобы она потом сложилась в единую информацию, это одно. И совсем другое, когда к тебе приходит человек и на понятном языке тебе всё говорит. А потом выясняется, что это вовсе никакой не человек, как вот в случае с Арджуной и Кришной, а сам Абсолют в форме человека. То, конечно же, по степени и силе воздействия несоизмеримо больше.

Учитель – это тот, кто отказался от собственного эго, чтобы через него светил Абсолют.

Собственно говоря, есть такая смежная тема – тема Учителя в йоге. И ответ на вопрос, а кто такой Учитель в йоге. А я напомню, в Индии одно из самых священных положений занимает Учитель. Т.е. гуру. Не вот эти вот псевдо-, смазливые, улыбающиеся, слащавые, несущие белиберду, когорта, которая сейчас экспортируется из Индии в Европу. А, по-настоящему, Учителя. Даже если они и улыбаются, и поют, и пляшут, ну как-то ты на них смотришь и никогда не скажешь, что что-то не то. Так вот вопрос: «Учитель – это…»? Можно его интерпретировать, либо, как отражение твоего высшего Я, либо как канал Абсолюта. Т.е. это человек, который убрал своё Эго настолько, что стал прозрачен для Абсолюта. То это Учитель. Т.е. он убирает своё Эго, Абсолют светит через него, мы говорим – Учитель. А в отношении Кришны или личностного снисхождения Абсолюта, ситуация диаметрально другая. Там никто никого не убирал, там его суть, вот он, что есть, то и есть.

Друзья, давайте мы пойдем дальше, далее рассматривать Бхагавад Гиту с того месте, где остановились.

Вопрос из зала: Бывают у нас различные ситуации, когда мы интуитивно начинаем ощущать, что, допустим, хотели пойти туда, собрались, а что-то интуитивно нам подсказывает, что лучше туда не ходить, а пойти куда-то там в другое место, к примеру. Ты начинаешь думать: «Я запланировал – сделаю, всё будет нормально».  Идешь, делаешь, как запланировал, и тут твоя негативная карма разворачивается, условия какие-то созданы для разворота кармы. Будет ли момент, если ты послушал свою интуицию и не пошел…

Комментарии: это ты про своё вчерашнее посещение ночного клуба рассказываешь?

Вопрос из зала (продолжение): допустим, да. Изживешь ты карму свою негативную или нет? Или ты просто потом в другом месте ее отработаешь?

Вадим Запорожцев:  Ну, это то, что называется опыт, друзья, потому что, конечно же, факторы действительно, и  подсознания есть, которое анализирует какую-то информацию, но потом она всплывает. Но если вы привлекаете концепцию Абсолюта в свою жизнь, то Абсолют виртуозно пользуется вашим подсознанием. А вот если вы не привлекаете концепцию Абсолюта, то вы уже пользуетесь своим подсознанием в том объеме, в котором вы, в общем-то, привыкли это делать. И, соответственно, сказать, почему было то или иное принято решение, исходило оно от Абсолюта или от вашего подсознания, невозможно в принципе. Во всяком случае, извне никто не сможет сказать. Еще раз, Абсолюта нельзя поймать. Вот очень странная вещь, друзья, с Абсолютом можно общаться, но поймать его нельзя.  Если он сам не позволит себя поймать, понимаете? А никакими такими увертками, логическими доводами или капканами, ловушками невозможно.

Так, всё вопросы? Закончились? Не начинались.

Поехали.

Мы остановились на 8-ой главе и 8-ой строфе.

Бхагавад Гита глава 8

8. Сознанием отдавшийся упражнениям йоги, не

отвлекающийся ни на что другое приходит к Высочайшему

Божественному Духу (Пуруше), о Партха, размышляющий (о нем).

9. Мудрого, древнего, кормчего, наименьше наименьшего творца вселенной,

невообразимого по форме, солнцецветного, потустороннего тьме кто вспоминает

10. В час ухода непоколебимым сердцем, приобщенный

благоговению и силе йоги, между бровей направив

полностью прану (жизненный ток), тот достигает

Высочайшего Божественного Духа (Пуруши).

11. То, что знатоки Вед именуют Акшарам (непреходящее),

к чему стремятся подвижники, освобожденные от страсти,

ища чего, странствуют брахмачарьи, то слово (пада) вкратце я возвещу тебе.

12. Закрыв все врата, манас заключив в сердце, в голове

удерживая прану, достигнув твердости в йоге,

13. “АУМ”, что значит Единое, Непреходящее (Акшарам)

Брахмо произнося, вспоминая меня, кто уходит, покидая

тело, тот идет Высочайшим Путем.

14. Не помышляя о другом, непрерывно кто всегда

вспоминает меня, для такого постоянно преданного йогина

я легко достижим, Партха.

15. Пришедшие ко мне махатмы, достигшие полного

совершенства, не получают нового рождения в бедственной преходящей обители.

16. Миры до мира Брамы подлежат возвращению,

Арджуна, но достигшие меня, о Каунтея, не подлежат вновь рождению.

Вадим Запорожцев:   Давайте остановимся. Теперь еще раз по каждой мысли.

8. 8. Сознанием отдавшийся упражнениям йоги, не отвлекающийся ни на что другое, приходит к высочайшему божественному духу – Пуруши, о Партха, размышляющий о нем.

Вадим Запорожцев:   Понятно, что в Бхагавад Гите, раз уж речь зашла об Абсолюте, о высшей реальности, то тут нужно понимать какой-то метод, как же достичь этой реальности? Что вот мы с вами разговариваем: «Абсолют, Абсолют!», но живем при этом самой обычной жизнью – на работу надо ходить, какие-то бытовые проблемы решать, какие-то у нас взаимоотношения с другими людьми. Возникает вопрос: «Ну, хорошо, если Абсолют такой неуловимый, то можно ли вообще, хоть как-то приблизиться к нему, осознать его, а если можно, то как»?

И в частности, конечно же, дается метод, что если ты принял концепцию Абсолюта в своей жизни, то в дальнейшем ты должен, как бы уделять время и усилия на то, чтобы концентрироваться на этой мысли, удерживать ее в своем разуме. И чем дольше ты будешь удерживать ее в своем разуме, тем  в большей степени будут происходить какие-то изменения внутри тебя: твои органы чувств, твоё восприятие и т.д., они выйдут на качественно новый уровень, и ты познаешь, приблизишься к познанию Абсолюта. Во всяком случае, препятствий со стороны для тебя не будет. Т.е. смотрите, здесь такая логика: вы сможете познать Абсолюта только в случае, если он вам себя покажет. Но с другой стороны если вы не будете делать всех предварительных упражнений, то вы уж его точно тогда не увидите и не познаете.

С другой же стороны получается, что если мы волеизъявляем, что концепция Абсолюта есть в нашей жизни, и какое-то время направляем свой разум на эту мысль, просто размышляем о ней, то, чем дольше мы удерживаем свой разум на этой мысли, тем в большей степени мы привлекаем вовнутрь себя ту мощь Абсолюта, которая уже, строго говоря, за нас делает йогу и нас перестраивает. Поэтому в некоторых школах йоги даже так и сказано, что от нас мало что зависит, в этом отношении мы должны уповать. Как сказано в Йога Сутрах Патанджали, мы должны уповать на Ишвару. Под Ишварой понимается Абсолют, который управляет всей Вселенной. Понятно, что если вы будете отвлекаться на какие-то преходящие дела, то вы будете о них думать, а если же вы будете стараться своё сознание сконцентрировать на Абсолюте, то чем больше вы будете это делать, тем в большей степени фактор Абсолюта будет проявляться в вашей жизни.

Йога умирания в Бхагават Гите.

8. 9. Мудрого, древнего кормчего, наименьше наименьшего творца вселенной, невообразимого по форме, солнцецветного, потустроннего тьме.

8. 10. Кто вспоминает в час ухода, непоколебимый сердцем, приобщенный к благоговению и силе йоги, между бровей направив полностью прану – жизненный ток, тот достигает высочайшего божественного духа – Пуруши.

Вадим Запорожцев:  вот это очень интересная часть Бхагавад Гиты, так как она напрямую указывает на йоги умирания.

Итак, если ты, своими словами, в свой смертный час вспомнил о концепции Абсолюта и сосредоточился на ней, плюс, как здесь было сказано, направил прану известным образом, то вот этот фактор смерти или разрушения всех структур грубого, тонкого и тончайшего, ты можешь использовать для того, чтобы усилить свою практику постижения Абсолюта. На этом построены йоги умирания, о которых мы говорили, что в момент смерти, смерть может стать фактором, значительно ускоряющим духовное развитие. Я обычно по этому поводу всегда шучу, говорю, что вот йоги такие корыстные люди, вот всё используют, даже свою собственную смерть используют для познания Абсолюта.

Но здесь есть одна маленькая пикантная такая подробность, из-за которой было сломано огромное количество копий среди последователей йоги и тех, кто исследовал Бхагавад Гиту. Здесь сказано, что прану следует направлять в точки между бровей. Вы помните, что это, так называемый, третий глаз. И получается так, что когда мы с вами уже умираем, то прана, которая оживляет наше тело, она отсоединяется от нашего тела, рвутся все ассоциативные связи с телом, и эта прана, как резиночка, которую растянули, должна от нас – раз, и улететь куда-то к нашему Я. Представьте, от нашего высшего Я до нашего тела протянули резиночку праны. Пока мы живы, эта ниточка есть, но вот в момент смерти, ее как будто перерезали и она, понятно, улетает обратно. Так вот, как из этого текста следует, рекомендуется, чтобы прана покинула через точку между бровей.

Вообще говоря, в других таких трактатах, связанных с моментами умирания, есть самые разные поучения на этот счет, считается, что в зависимости от того, через что покинет в момент смерти прана, этим определяется следующее рождение. Что у нас есть, якобы, естественные наши отверстия и если через более низшие отверстия прана покидает человека, то, как бы следующее рождение будет достаточно низким. А вот если прана покидает через более высшие точки, центры, то и следующее рождение будет более высшим.

Ну и спор заключался в том, что в одних школах йоги считается, что для того, чтобы в момент смерти познать Абсолют, прану надо выводить не через точку между бровей, а через макушку головы, через так называемую дверь брахмы, брахмы-дхару, это район темечка. Но никак не через точку 3-го глаза.

В других текстах, касающихся йоги, считается, йог или йогиня выводят прану через точку 3-го глаза для того, чтобы осознанно получить нужное рождение. Когда йог или йогиня решают вновь родиться на земле в определенном месте, якобы, они пользуются этой техникой в момент смерти: направляют свою прану через точку между бровей, и, как правило, подбирают известных им маму и папу будущих, чтобы родиться у них, как ребенок.

Т.е. здесь какое-то явное не совсем понятное, не совсем понятно, что имелось в виду. Я не берусь комментировать эту часть, можно ли выводя прану через 3-ий глаз, достичь Абсолюта, или это всего лишь уровень осознанного решения рождения или реинкарнации в следующей жизни, это всё связано с йогами умирания. Вы понимаете, что это очень большая тайна, всё, что связывает нас со смертью, поэтому трудно здесь что-либо сказать. Вот такая вот вещь.

Дальше идем.

8. 11. То, что знатоки Вед именуют Акшарам (непроходящее), к чему стремятся подвижники, освобожденные от страсти, ища чего ищут странствующие брахмачарьи, то слово, Пада, вкратце я возвещу тебе.

8. 12. Закрыв все врата, манас заключив в сердце, в голове удерживая прану, достигнув твердости в йоге.

8. 13. «АУМ» – что значит Единое, Непреходящее (Акшарам), Брахмо произнося, вспоминая меня, кто уходит, покидая тело, тот идет Высочайшим Путем.

Вадим Запорожцев:  Здесь следующая составляющая йоги умирания дается. Понятно, что умирать, друзья, это не самое прекрасное занятие, как вы понимаете, в известных обстоятельствах. Иногда надо умереть вовремя. Это тоже, из песни слов не выкинешь. Но в любом случае, уж если умирать, так после того, как ты сделал всё, что ты должен был сделать, насладиться жизнью, реализоваться, как личность, достичь высших состояний в йоге, нарожать детишек, прожить счастливой жизнью, и вот потом уж, где-то в возрасте 108 лет, можно и умирать уже. Во всяком случае, йогой умирания пользоваться. Пока вам не наступило 108 лет, конечно, лучше пользоваться йогами жизни.

Но, тем не менее, если уж такая вот вещь – вот вам уже 107 лет и надо бы подумать о вечном, то вы должны помнить, что, конечно же, состояние смерти, оно в этом смысле необычное, это тот опыт, который мы не имели в течение всей нашей жизни. И, как всё необычное, оно может нас смутить, сбить, заставить наш разум метаться. Вместо концепции Абсолюта у нас могут быть самые абстрактные какие-то мысли вертеться и сбить нас с правильного настроя, тем самым не позволить нам использовать момент смерти в йогах умирания для достижения высшего, запредельного. Поэтому рекомендуется, по-возможности еще при жизни через медитацию, через те, другие практики, научиться не реагировать на внешние раздражители. В том плане, что когда смерть придет, а это уж поверьте, самый большой внешний раздражитель должен случиться, что вы к нему подготовились. Еще раз.

Памятование об Абсолюте в момент смерти.

8. 12. Закрыв все врата, манас заключив в сердце, в голове удерживая прану, достигнув твердости в йоге.

8. 13. «АУМ» – что значит Единое, Непреходящее (Акшарам), Брахмо произнося, вспоминая меня, кто уходит, покидая тело, тот идет Высочайшим Путем.

Вадим Запорожцев:   Даются даже такие некоторые упражнения, что же делать, если смерть пришла. Более детально они до нас дошли в тибетских йогах, в йогах умирания, в каких-то вариантах индийских йог, непосредственно связанных с моментом умирания. И смысл заключается в том, что когда наступает момент смерти в результате, как сказали бы медики, травм несовместимых с жизнью, то, что происходит, по сути дела? Принудительное разотождествление. Вот вы отождествляли себя с телом или какими-то внутренними структурами, а тут такая ситуация, что вы больше не можете себя ими считать. И, понятно, из-за этого идет такая цепочка процессов психических, пранических, я не знаю, как их назвать, когда вы начинаете вытаскивать всю прану из тела.

И интересно, еще раз я подчеркну, опыт в тибетской йоге, где буквально описывают, что ощущает человек в процессе того, как прана покидает тело, достаточно интересно всё прочитать.

Так вот, прана как бы собирается из всего нашего тела, где-то вот в этой области сердца-головы. И туда же, если мы приковываем свой разум, т.е. сосредотачиваемся на сердечном центре, в тот момент, когда прана вся уже вытащена из нашего тела, из наших структур, но пока еще не покинула тело, вот если мы успели ухватить этот промежуток времени, сколько он длится, по всей видимости, очень мало. Я не знаю, но, по всей видимости, очень мало. Так вот в этот момент прана, как шарик на верхушке горы. Достаточно небольшого прикосновения, как ты можешь заставить скатиться этот шарик либо в одну стороны горы, либо в другую сторону горы. Поэтому даже небольшая медитация в момент смерти. Небольшое помышление об Абсолюте дают тенденцию к тому, чтобы вся наша жизненная сила и пошла в сторону Абсолюта. Вот на этом основаны эти йоги умирания. Как видите, всё достаточно логично.

А для того, чтобы столкнуть этот шарик наших проявлений, нашей праны в нужную сторону, надо, безусловно, помнить об Абсолюте. А как о нем помнить, когда ты тут умираешь? Тут тебе, собственно, как сказали бы, не до Абсолюта, да? Вот. И понятно, что даются вспомогательные упражнения, как-то: абстрагироваться от того, что происходит, или, как говорится, «закрыв все врата». Иногда под этим подразумеваются вполне буквальные какие-то вещи, когда человек закрывает глаза, уши, рот и нос. Раз – и все! Чтобы ничего не отвлекало; чтобы глаза не видели, уши не слышали, и т.д., и т.п. И тем самым ваше сознание через органы чувств перестает выходить наружу, а сосредоточено внутри. А если в этот же момент вы начинаете произносить мантру ОМ, а перед этим вы в практике помнили, что есть однозначное соответствие между, как бы именем Абсолюта, а это и есть имя Абсолюта. Вот, кстати, почему мантра ОМ так популярна в Индии. Ом – это имя Абсолюта.

Так вот, вы закрыли все ваши органы чувств, ваша прана вот-вот вас покинет, собралась, знаете, как стая птиц перед перелетом на юг, они, понятно, все свои гнезда побросали и сели на дереве, и вот ждут сейчас – одно указание, и мы все махнем. И самое главное – их не отвлекать и сказать, куда надо лететь. А чтобы сказать, куда надо лететь, надо напоминать себе мантрой ОМ. И вот человек начинает про себя повторять мантру ОМ, настраивается на Абсолюта, и вслед за этим устремлением его разума начинает прана покидать его тело в сторону Абсолюта.

Вот, действительно, через какие отверстия она его покидает – через точку между бровей или как вот в более таких тантрических текстах считается, через Брахма-двару, макушку головы, «Ворота Брахмы», – это вопрос, хотя и важный, но, как вы понимаете, второстепенный. Главное – конечная цель, куда мы идем – Абсолют. И за счет этого можно еще раз в момент смерти сразу же достичь конечной стадии всех йог, вот такие дела.

8. 14. Не помышляя о другом, непрерывно кто всегда вспоминает меня, для такого постоянно преданного йогина я легко достижим, Партха.

8. 15. Пришедшие ко мне махатмы, достигшие полного совершенства, не получают нового рождения в бедственной преходящей обители.

8. 16. Миры до мира Брамы подлежат возвращению, Арджуна, но достигшие меня, о Каунтея, не подлежат вновь рождению.

Вадим Запорожцев:  Ну, и вот дальше, что советы такие в Бхагават Гите по практике йоги, что основной такой метод работы с Абсолютом, друзья, самый основной – это памятование. То есть вы просто должны помнить об Абсолюте. Сперва вы должны как бы были утвердиться в том, что Абсолют есть. Или, как сказали бы в Индии, вы должны были бы получить второе рождение. Первое рождение, это когда мы просто родились, но еще мы не знаем, что есть Абсолют вообще, у нас нет еще этой концепции. А вот когда вы родились, и после этого, так или иначе, благодаря помощи Учителя, скажем, к вам пришла концепция Абсолюта, вы получили второе рождение. И после этого, чем больше вы о ней размышляете, чем больше вы о ней помните, тем вы сильнее в ней утверждаетесь. И в дальнейшем, уже после смерти, вы не попадаете в какие-то относительно промежуточные конечные точки после смерти, а оказываетесь непосредственно в Абсолюте, так как считается, что какими-то другими йоговскими практиками, йоговскими упражнениями или своей благой кармой после смерти можно попасть в другие миры.

Ну, во-первых, можно родиться еще раз на Земле в хороших или плохих условиях. Ну, а можно, на самом деле, как утверждает йога, после смерти оказаться, в так называемых мирах богов, то есть это то, что обычно в религиях можно соотнести с таким словом, как «рай». Это место, где все хорошо, где изобилие, где жизнь очень долгая и счастливая, где масса самых чудесных, удивительных вещей, и жить там – одно удовольствие. Но есть у этого мира достаточно неприятная деталь одна, что рано или поздно ваша положительная карма для того, чтобы жить в мире богов, заканчивается. После чего опять наступает смерть. Ну, а дальше ваша карма может быть совершенно непонятная; вы можете опять оказаться в мире людей, а можете и в более мрачном мире родиться.

Вообще говоря, на Востоке тема классификации миров – очень любимая тема. В том же Тибете, чуть ли не два десятка разных подуровней для рая и два десятка подуровней для ада, то есть буквально расписано все уж. Поэтому, собственно говоря, в йоге, в Бхагават Гите вам говорится: «Не прельщайтесь промежуточными мирами, не прельщайтесь этими промежуточными местами, которые вы считаете миром богов, они скорее отвлекают». Что, если уж вы умерли, то, по большому счету, самый оптимальный вариант – это, либо уж воспользоваться смертью и сразу же достичь уровня Абсолюта, либо опять получить тело человека. Так как в теле человека, не смотря на все несовершенства, все трудности, которые мы испытываем, жизнь в теле человека, как ни странно, быстрее нас приводит к Абсолюту, чем жизнь в теле богов. Ну, или жизнь в том или ином аду, отрицательном месте.

Бхагавад Гита глава 8

17. Те, кто знает день Брамы, ограниченный тысячью юг, и

ночь, ограниченную тысячью юг, те люди познали день и ночь.

18. От Непроявленного возникает проявление при наступлении

дня; при наступлении ночи исчезает в том, что именуется Непроявленным.

19. Это множество существ, повторно бывая, помимо воли,

исчезает при наступлении ночи, Партха, и возникает при наступлении дня.

20. За пределами же этого непроявленного есть иное

Бытие – Вечное Непроявленное, которое не погибает при гибели всех существ.

21. Непроявленным, Непреходящим, его называют

Высшим Путем; достигнув его, не возвращаются: это Моя Высочайшая Обитель.

22. Он, Высочайший Пуруша, о Партха, достижим

безраздельным почитанием (бхакти); в нем пребывают

все существа; им распростерта вселенная.

23. В какое время, отходя, к невозвращенью и в какое

к возврату идут йогины, это время я возвещу (тебе), лучший Бхарата.

24. Огонь, свет, день, светлая половина месяца,

шестимесячье движения (солнца) на север – отходя (при них) люди,

знающие Брахмо, идут к Брахмо.

25. Дым, ночь, темная половина месяца, шестимесячье

движения (солнца) на юг, здесь получив лунный свет, йогин возвращается.

26. Светлый и темный, эти два пути (подвижного) мира

считаются постоянными; по одному из них идут без

возврата, по другому снова возвращаются,

27. Зная эти пути, о Партха, йогины никогда не

заблуждаются; поэтому во всякое время будь предан йоге, Арджуна.

28. В ведах, в жертвах, в подвигах, также в дарах указуемый

чистый плод тот йогин, все это познав, превосходит

и вступает в изначальную, высшую Обитель.

Так в достославных упанишадах святой Бхагавадгиты, учении о Брахмо,

писании йоги, в беседе Шри-Кришны и Арджуны (гласит) восьмая глава,

именуемая

ЙОГА ВЕЧНОГО БРАХМО

Понятие Пралайя.

Вадим Запорожцев:  Ну, давайте ее разберем. Итак, в индийской космогонической мысли есть такое понятие, как сотворение Вселенной и растворение Вселенной, так называемая «пралайя». Считается, что сперва все возникло, должно пройти все стадии роста, а затем должно все исчезнуть. Концепция очень хорошо связана с современной парадигмой возникновения Вселенной у ученых. Как вы помните, что все началось из большого взрыва, и сейчас, как утверждают нам астрономы, все галактики сейчас разлетаются, как, знаете, осколки после взрыва снаряда. И существует, опять же у современных ученых, разные точки зрения на то, а что же будет потом. Самые разные приводятся гипотезы, вплоть до того, что все, рано или поздно, из ниоткуда, из этой точки большого взрыва взорвалось, а потом куда-то все опять же денется, и такой получается некий цикл.

Такая же, собственно, концепция и в индийской философии. Считается, что Брахма творит мир, он разворачивается, а затем должен исчезнуть, чтобы потом опять он был сотворен, опять развернуться и исчезнуть, такой круговорот всего, но уже такого вселенского масштаба.

Так вот, здесь же указывается, что, не смотря на возникновение Вселенной, исчезновение Вселенной, та первопричина, которая, собственно, и делает эти возникновения и исчезновения Вселенной, она по ту сторону всех этих процессов. Или по-другому, Абсолют изначальный, он не подвержен ни возникновению, ни исчезанию, а всего лишь, как бы следит за тем, чтобы все эти процессы были. В этом отношении, человек, которой достиг состояния Абсолюта, не только поднялся над круговоротом рождения и смерти, но еще и над самим понятием вот этой космической пралайи, или исчезновения Вселенной. Или другими словами, что как бы есть предопределенность от этих космических циклов.

А дальше начинаются уже совсем чудеса, такие замечания, которые чрезвычайно трудно комментировать, во многом они схожи с некоторыми утверждениями, которые вы можете найти в Упанишадах, Брахманах, Араньяках, то есть более древних текстах. Написано все таким сумеречным языком, не совсем понятным. Что если ты умираешь в одни времена года при каких-то одних астрономических явлениях, то, собственно, после смерти ты можешь осуществить один путь. Если же какие-то другие обстоятельства, как то нарастание или убывание луны, и т.д., и т.п, то у тебя путь другой после смерти. Где-то пересекается с таким понятием астрологии, но только, знаете, такой восточной астрологии. Восточная астрология, в отличие от западной астрологии, она больше упирает даже не на то, что у тебя будет в этой жизни, а на то, что у тебя, скажем, будет в следующей жизни, или что у тебя было в предыдущей жизни.

Вообще, мой вам совет: с астрологией общайтесь поаккуратнее, потому что, собственно говоря, там даже не понятно иногда, имеется ли в виду нарастающие или убывающие небесные светила истинными небесными светилами, либо это иносказательно какие-то указания на внутреннее устройство человеческого тела и на те, или иные функционирующие в нем системы, которые застала смерть.

Еще раз прочитай, чтобы мы освежили в памяти.

Бхагавад Гита:

17. Те, кто знает день Брамы, ограниченный тысячью юг, и

ночь, ограниченную тысячью юг, те люди познали день и ночь.

18. От Непроявленного возникает проявление при наступлении

дня; при наступлении ночи исчезает в том, что именуется Непроявленным.

19. Это множество существ, повторно бывая, помимо воли,

исчезает при наступлении ночи, Партха, и возникает при наступлении дня.

20. За пределами же этого непроявленного есть иное

Бытие – Вечное Непроявленное, которое не погибает при гибели всех существ.

21. Непроявленным, Непреходящим, его называют

Высшим Путем; достигнув его, не возвращаются: это Моя Высочайшая Обитель.

22. Он, Высочайший Пуруша, о Партха, достижим

безраздельным почитанием (бхакти); в нем пребывают

все существа; им распростерта вселенная.

23. В какое время, отходя, к невозвращенью и в какое

к возврату идут йогины, это время я возвещу (тебе), лучший Бхарата.

24. Огонь, свет, день, светлая половина месяца,

шестимесячье движения (солнца) на север – отходя (при них) люди,

знающие Брахмо, идут к Брахмо.

25. Дым, ночь, темная половина месяца, шестимесячье

движения (солнца) на юг, здесь получив лунный свет, йогин возвращается.

26. Светлый и темный, эти два пути (подвижного) мира

считаются постоянными; по одному из них идут без

возврата, по другому снова возвращаются,

Йога и Астрология.

Вадим Запорожцев:  Итак. Достаточно тяжело это все комментировать, друзья. Не понятно. Не понятно – и все, что имелось в виду. Точнее, ну, мы, вероятно, уже в значительно большей степени не сохранили знания йоги, как это было во времена Бхагават Гиты. Может быть, во времена провозглашения Бхагават Гиты из контекста было все всем ясно, но вот, допустим, мне сейчас не совсем все ясно. Не знаю, как вам. Вот. А просто спекулировать на это тему любят все сейчас, кого ни почитаешь – там целые трактаты пишут по этому вопросу, что, мол, не вздумайте умирать, когда шесть месяцев солнце убывает, идет куда-то, или ни в коем случае ночью умирать нельзя, только днем! Ну, все можно довести до маразма, все можно довести до бреда!

Поэтому вы помните, что если мы в йоге и во всем наследии ведического знания сталкиваемся с такими ситуациями, вы помните, что Высшее никогда не противоречит обыденному, что сверхлогика никогда не противоречит логике. Если мы даже логически не в состоянии ухватить, что там было сказано, то нельзя это списывать на то, что это тайна, непостижимая обычным смертным. Почему? Потому что так очень легко дойти до мракобесия, так очень легко дойти до, соответственно, состояния, когда вы будете свой бред считать Высшим. Вот, к сожалению, что там греха таить и астрология, и многие вот эти вот, как бы учения, они грешат вот такой мешаниной.

Ну, вот в частности, знаете, меня всегда так умиляет, что читаешь астрологический прогноз, а там сказано, что особенно в этот день Уран, Нептун и Плутон отрицательно влияют. А если вы помните школьный еще курс физики, то вы вспомните, что все эти планеты были открыты всего лишь лет двести тому назад, не более. То есть, это кто-то за последние 200 лет, а то и меньше, кто-то уже понапридумывал уже разных факторов влияния. Я еще согласен, там, древняя астрология, которая уходит своими корнями в древние культы, в цивилизации Месопотамии, Шумеры, Вавилон, может быть они что-то знали, чувствовали, обладали каким-то сверхзнанием. А тут вот уже в течение нашего времени такое мракобесие начинается, знаете!

Или вот завтра у нас будет семинар по Свара-йоге, и там мы, в частности, коснемся одного трактата, и тоже такая очень интересная постановка вопроса, что трактат древний, ему, там, тысячи лет. И тут же читаешь, читаешь, и в середине сказано, что действие Нептуна очень негативно или позитивно на чем-то сказывается. Так как это совместить? Нептун, который вот тут вот открыли, на кончике пера, ученые, его даже не увидели, его вычислили, да? И текст, который, якобы, древний тантрический йоговский текст? Ну, это примерно, знаете, как бы выглядело, как Арджуна, поговорив с Кришной, достал мобильный телефон и позвонил кому-нибудь, сказал, что все нормально. Вот примерно такие несостыковки, они сплошь и рядом. Для нас, людей не искушенных, мы все можем съесть, потому что налет мистики, налет восточного, мы всё считаем, что мы тупые, а, значит, каждый индус – это уже брахман, уже светоч йоги и знания. В результате сами не замечаем, как сами начинаем транслировать мракобесие. А кто-то это подхватывает, потом пишут книжки, кто-то в это начинает верить, в общем, мешанина страшнейшая!

Так, чудесненько! Мы главу эту рассмотрели. Вопросы по этой главе есть?

Из зала: Вопрос не по главе, просто пока я не забыла. Вы говорили, что планируется цикл лекций по связке точных наук, в частности, математики с йогой и в том числе с астрологией, астрономией. Вы планируете рассказать…

Вадим Запорожцев:  Нет, я про астрологию не берусь, у меня свои… у меня отдельные…

Из зала: Ну, мы услышим этот цикл лекций?

Вадим Запорожцев:  Друзья, ну это все равно, как если бы вы пришли к Эйнштейну и сказали: «Вот знаменитая формула Е=МС² написал, мужик? Написал. А как на счет следующей, работаешь? Когда?»

Вы что, друзья! Боюсь, у вас создается такое неправильное впечатление обо мне. Я не Гуру, не светоч знания. Я такой, знаете, очень давно читаю лекции, поэтому стараюсь излагать их понятно. Ну, во всяком случае, то, что сам понимаю, стараюсь излагать понятно. Но вы просто не представляете, что каждое слово, чтобы вам сказать понятно – это годы, когда ты перелопачиваешь непонятное. И вот так вот, мне назначили тут – назначили мне! – семинар по Свара-йоге. Да я б его…никогда по этой йоге вообще бы рта бы не раскрыл! Вы что! Тема-то там неблагодарная, тема там, ну, просто в ней забуксовать можно, как в болоте.

И вот здесь та же самая ситуация: да, конечно бы очень хотелось связать, как бы так вот со стороны как бы йоги, такие, действительно, точные науки, как математика, такие положения еще с положения с каких-то гуманистических основ, ну, Первого и Второго принципов йоги. Это было бы замечательно, но это надо все бросить, это надо только этим и заниматься, при этом не факт, что что-нибудь получится. Хотелось бы. Амбиции! Мне иногда говорят: «Вадим Валерьевич, Вы придумываете йогу». Ох, если б я умел придумывать йогу! Ой-ёй-ёй! Я бы вам придумал такое!..

Еще вопросы есть?

От заочного студента: А трансляция Свара-йоги будет?

Вадим Запорожцев: На счет трансляции я не знаю. У меня такое правило – если нет видео, аудио аппаратуры, я лекций и семинаров не провожу. А вот пока еще я не дозрел до того, что если нет трансляции, не провожу. Но, вероятно, скоро наступят и такие времена.

Из зала: Обычно транслируется…

Вадим Запорожцев: Все на совести, что называется, наших кураторов, всех тех, кто несет трудную эту работу йоги. Мне иногда звонят по телефону (я много писем получаю, иногда звонят, иногда лично), говорят: «Ой, Вадим Валерьевич, спасибо! Ваши лекции слушаем. Так все понятно. Жизнь изменилась к лучшему, всё-всё!» Я говорю: «Это не мне спасибо, это студентам моим  спасибо». Потому что, что толку? Я этих лекций, только последние двадцать лет, как птица-говорун и читаю, а с мертвой точки все сдвинулось только когда нашлись люди, которые, действительно, не для себя, а для блага всех живых существ те же лекции печатают, публикуют, делают трансляции. И я, конечно же, до земли готов поклониться всем студентам Открытого Йога Университета, потому что на ваших плечах все держится, и поэтому вся благодарность, которая, якобы, мне идет, это не мне благодарность, а вам. Вы делаете мир лучше, не я. Точнее, я делаю только свою часть, часть достаточно скромную, потому что я говорю то, что все и так знают. А вот донести до тех, кто не знает – делаете вы. То есть, это благая карма – сделать трансляцию того или иного семинара.

Так, ладненько, а есть ли по существу, по главе Бхагават Гиты?

Как сделать так, чтобы гарантированно после смерти попасть к Абсолюту?

Из зала: Вопрос такой. В прошлый раз мы говорили рассматривали предыдущую главу и там было указание, которое мы расшифровали как то, что если человек ведет правильный образ жизни, занимается йогой, работает над собой, то у него есть вероятность в момент смерти достичь конечной цели, просветлиться, слиться с Абсолютом. В этой главе говорится о том, что делаешь все то же самое, только попадаешь в один из лучших миров. А разница где?

Вадим Запорожцев: Подожди, еще раз – не понял, вопрос в чем?

Из зала: Ну, если прана выходит через определенные места, то от этого зависит, куда ты попадешь, допустим, да? То есть, что ты можешь не сразу слиться с Абсолютом, а попасть в какие-то промежуточные миры. Будут они лучше или хуже, это зависит от самого человека. То есть получается, что ты так же занимаешься йогой, ты так же над собой работаешь, но где вот, чем ты выше уровнем, тем у тебя больше шансов слиться сразу, а пока этого не произошло, то будь любезен, помайся на промежуточных, потом вернешься и можешь еще раз подняться.

Вадим Запорожцев: Ну я так понял: как сделать так, чтобы гарантированно после смерти попасть к Абсолюту, а не попасть ни в какие промежуточные миры?

Друзья, гарантий никаких! Почему? Потому что любая гарантия, это вы ставите себя или какие-то обстоятельства выше, чем Абсолют. То есть, Абсолют, как набор трюков, или набор кнопок – нажал на эти кнопки, и Абсолют, как миленький на задних лапках прибежал, и все сделал, как вам надо. Нет, такого не может быть.

Если есть ассоциативная связь более сильная к чему бы то ни было, кроме Абсолюта, то это лишь вопрос времени, когда вы начнутся страдания.

Из зала: Смотрите, с позиций аксиоматики если рассуждать, получается, что мы всю свою жизнь сознательно укрепляем вот эту ассоциативную связь с Абсолютом, то есть мы накачиваем ее праной, вытаскивая прану из всех других вещей. То есть когда ты вытащил ее из всяких мелких привязанностей, почему все эти практики на разотождествление направлены? Чтобы ты был привязан, даже к своему собственному телу меньше, чем к Абсолюту. И получается, что у тебя, как бы само собой, в момент смерти, твоя самая мощная связь тебя и вытащит.

Вадим Запорожцев: Ну, до известной степени так. Да, чтобы эта ассоциативная связь с концепцией Абсолюта, которую ты сам волеизъявил в своей жизни, была мощнее, чем все другие ассоциативные связи.

И вот (хороший, спасибо, вопрос), еще здесь такая параллельная тема. Как-то, знаете, у нас такая жизнеутверждающая йога в Открытом Йога Университете, я всё призываю упирать на Бхаву. Ну, может, это отличительная черта того, что мы сейчас с вам в городе Москве в России, то есть, если я сейчас не буду упирать на Бхаву, мы окончательно деморализуемся и вымрем просто от тоски здесь все.

Ну, а вообще говоря, в истории индийской философии были другие периоды, где в большей степени упирали не на положительную сторону жизни, а на отрицательную. Ну, вот, в частности, буддизм ранний этим, что называется, злоупотреблял. Жить было очень хорошо, и поэтому надо было как-то всех в чувство приводить, и делали акцент на то, что да, ты сейчас ешь свой хлеб, но завтра он кончится, сегодня живой – завтра умрешь, сегодня здоровый – завтра заболеешь, сегодня у тебя что-то есть – завтра потеряешь, сегодня тебя жена любит – завтра она разлюбит и бросит, сегодня у тебя есть преданные друзья – завтра они тебя предадут. То есть, вот такой упор на отрицательную сторону жизни.

И действительно, друзья, чего там, в общем-то, лицемерить – так оно и получится. Если у вас будет ассоциативная связь более сильная к чему бы то ни было, кроме Абсолюта, то это лишь вопрос времени, когда вы начнете страдать. Вы можете обожествлять свою жену, считать, что всё! А она вас может бросить, или муж. Вы можете обожествлять своих детей – а дети вас забывают. Можете обожествлять своих родителей – та же самая ситуация. Вы можете обожествлять деньги – вот началась инфляция и они обесценились. Все, что хотите можете обожествлять, и поэтому эта концепция рассматривания своей жизни не только со стороны положительной, но и со стороны отрицательной, разумно отрицательной, она так же очень важная.

И вот смотрите, если в течение жизни вы хватаетесь за более мелкие ассоциативные связи, то потом в момент смерти, когда надо эту ассоциативную связь на Абсолюта, а вас эта веревочка тянет к чему-то другому. Вы – раз! И попались. И конечно же, практика йоги, пока вы еще живы, вы очень хитро начинаете применять в своей жизни те или иные упражнения таким образом, чтобы скользить по наслаждению, не привязываясь к наслаждению. То есть, это в достаточной мере искусство – вы должны уловить закон Рита, согласно ему, не цепляясь, ни за людей, ни за обстоятельства, ни за вещи – скользить. Вы должны понимать, что все ценное – это Абсолют. Но вот Абсолют блеснул через человека – это ваша жена, но вы должны понять, что хоть и природа вашей жены – это Абсолют, и Абсолют светит через вашу жену, но если вы вцепитесь за нее, как за кусок мяса, то придет время, и она вам сама надоест. И так – чего бы вы ни касались.

И поэтому все практики, эти так называемые практики вайрагьи, или отвращения от мира, я не знаю даже, как это перевести, это когда вы стараетесь, ну, как бы понять природу вещей, что если пришло наслаждение через первое, второе, третье, четвертое, то это не значит, что оно будет вечно через него идти. Это всего лишь значит, что блеснул всего лишь какой-то спектр Абсолюта. И если вы в момент прихода этого наслаждения понимаете, что это не предмет, объект или явление принесли наслаждение, а именно Абсолют принес это наслаждение, тогда автоматически у вас, чем бы вы ни занимались, ассоциативная связь в сторону Абсолюта начинает крепнуть, крепнуть, крепнуть, и вы понятно, что в момент смерти вспоминаете об Абсолюте, а не о чем-то другом.

Так, чудесненько, еще есть вопросы?

Вопрос: А пропорциональна ли отточеность нашего разума, степени нашего самопознания внутри нас? И наоборот, если мы познаем себя, то принцип разума подтягивается за степенью нашей самоосознанности?

Вадим: Сложный вопрос. Почему?  Я сам пришел из науки, и не случись вся эта перестройка, там бы, наверно, и остался. Я помню, насколько не коррелирует в самом подходе науки такое понятие, как «самопознание», как какие-то духовные и общегуманистические моменты, с отточенностью разума. Может быть, человек, у которого очень оточен разум и он прекрасно  делает газовые камеры в концлагере. Но сказать, что он как-то духовно или в сторону самопознания больше развит, чем обычный крестьянин, который скотину лишний раз не ударит, если нет в этом необходимости. Эти вещи, безусловно, как-то связанные, но не однозначно связанные.

Слушатель:  Они наверно больше дополняют друг друга…

Вадим Запорожцев: Не знаю, трудно сказать.  Что такое разум? Вот в Ананда Лахари (это в йоге Шри Видьи) наш разум низводится до органа чувств. У нас есть обоняние, осязание, зрение, тактильные ощущения, вкус – пять органов чувств у нас есть, а в тексте Ананда Лахари разум назван шестым органом чувств. Под этим имеется в  виду, что этот мир, согласно концепции Шри Видьи, создан только для того, чтобы познать богиню Шри. А познать ее можно только с помощью шести органов чувств, то есть пять обычных и шестой – разум. Это всего лишь инструмент, канал информации, что ли? А фактически получается, что твое Я через эти шесть органов чувств пытается приблизиться к богине Шри. В отличие от западных людей, которые молятся на разум, там считается «вещь полезная, в хозяйстве пригодится», надо пользоваться, безусловно, надо оттачивать, развивать, но не обожествлять никогда.

Будда и Абсолют.

Вопрос: Сказано: «Идя путем бхакти, чем бы ты ни занимался, есть больше шансов в момент смерти опознать Абсолют  в пришедших явлениях и откровениях, и слиться с ним, чем…».  То есть это повышает твои шансы?

Вадим Запорожцев: Чем что?

Слушатель: Чем не идти путем бхакти.

Вадим Запорожцев: Конечно, когда ты идешь, хоть каким-то путем, это повышает твои шансы достичь цели, чем не идти вообще. Другой разговор, что в сравнении с чем?

Я встречал йогов – шестидесятников, они говорят: «Нам не интересна концепция Абсолюта».

Почему?

«Да, ни почему! Не нравится и все!».

Потому что у них сразу ассоциации Абсолют – религии, тут же мракобесие. Абсолютно им не нравилась концепция Абсолюта.  И что теперь списывать их со счетов?

Слушатель:  Имеется в виду, что это самый короткий путь. Как у буддистов сказано в «Тибетской книге мертвых», что когда ты  умираешь, встречаешь Будду одного цвета – он благостный, если узнаешь в нем себя, то  ты быстрее реализуешься. Узнал в Будде Абсолюта, и ты быстренько проскользнул.

Вадим Запорожцев: На самом деле, у буддистов под словом «Будда» такая мешанина…

Они, то ли подразумевают  под этим Абсолюта, то ли не подразумевают, очень тяжело сказать. Концепция буддизма чрезвычайно запутана. Был буддизм классический древний, Будды Гаутамы. А потом наступил тантрический буддизм, времен Нагараджуны. И как-то не критично из одного перетекло в другое. В классическом Буддизме Будда только один  – Будда Гаутама. И все, точка.

Начинаете изучать тантрический буддизм – Ламаизм (как его называли в СССР) тибетский, там у вас,  и какой-нибудь Будда ясного света, и Будда сострадания, и Будда медицины там есть, и еще пять десятков Будд и их подружек. Все достаточно замысловато.

И, когда ты умираешь, считать,  что под словом «Будда» тебе является Абсолют, понятно, мы не можем.  Потому что у них этих Будд, очень много. У них объяснение, что в момент смерти, каждый Будда который благостный, там делают упор на то, что: «Мужик, расслабься, ты уже умер, в этом ни чего страшного это лишь построение  твоего разума, и если ты поймешь, что это построения твоего разума, то перестанешь отождествлять себя с разумом и  вывалишься в это надразумное состояние». Потому что там Будды сперва нормальные идут, а потом гневные.

Слушатель: Да если ты с ним не подружился…

Вадим Запорожцев: Добро бы все хорошими Буддами кончилось, а то  же нет. Там надо везде распознать свою собственную природу. На самом деле, трактовки в текстах есть самые разные, в некоторых говорят: «Природу твоего ума». Другие говорят: «Природу причинно-следственной связи». Перед тобой являются растворяющиеся  отпечатки твоей кармы. Сначала растворяется позитивная карма, ты ее воспринимаешь как что-то положительное, потом слой отрицательной кармы, то есть все это неприятно.

Слушатель: Должен же ты какой-то аспект отпустить, и если ты его добровольно  не отпускаешь, слившись с этим благостным Буддой,  то приходит злой Будда и тебя пинками гонит дальше.

Вадим Запорожцев: Здесь  немного более утонченная концепция. Будда не виноват, ни тот изначальный, ни эти много. Там такая ситуация, что когда мы в неведении относительно своей собственной природы, то мы становимся заложниками каких-то странных проявлений.

Подобно тому, как вы стали заложником своей тени. Иногда некоторые животные на нее реагируют. Получается, что ты наделяешь ее реальностью, и начинаешь, согласно этой тени, строить свое по-настоящему реальное поведение. И все миражи в посмертном состоянии, они иллюзорны, но мы считаем их натуральными, и они гонят нас к следующему воплощению согласно этим миражам. А эти миражи возникли согласно жизни, которые ты прожил, когда ты был еще живой.

Вопрос привязанностей.

Слушатель:  Пришла в голову связка с Третьим принципом. В Тантрическом  Буддизме считается, что  к рождению в теле человека приводит  склонность к привязанности.  Именно склонность к привязанности приводит к рождению в теле человека. Получается, что отказ от привязанности и есть основной метод, чтобы выйти за плоскость причины и следствия, чтобы больше не рождаться здесь.

Вадим Запорожцев: Давайте так. Я в тантрическом буддизме ничего не понимаю. Если я начну еще из себя «гуру лепить», и всем подзатыльники раздавать, то тантрические буддисты на меня обидятся. Есть такие вещи, куда я не хочу вникать, потому, что есть разные школы, они по-разному интерпретируют одни и те же тексты.

Другой вопрос с привязанностью. Привязанность очень странная вещь, очень плохая вещь, когда вы привязаны к чему-то не реальному в этой  Вселенной и совершенно замечательная вещь, когда вы привязаны к чему-то реальному. Или  так: привязанность к чему-то более реальному лучше, чем  к  чему-то менее реальному. То есть может быть градация привязанностей. Потому что без привязанностей вы не сможете жить. Это сказки, что человек без привязанностей.

Помилуйте, вы видели хоть одного человека без привязанностей? И тогда что под этим подразумевается? Представьте, не будет привязанностей, весь мир развалится. Даже тела не будет. Остап Бендер говорил: «Мне моя жизнь дорога, как память». Мне мое тело дорого, как память, я к нему привязан. Представьте, нет привязанности: идешь, идешь — раз, об угол головой, пол черепа снес – «Да что его жалеть, привязанность демонстрировать»! Сложная тема.

Но здесь больше интересен практический вывод, а он следующий – надо, как бы скользить по привязанностям. То есть, рано или поздно, у вас должна остаться только одна привязанность  –  привязанность к Абсолюту и все, через что бы он не проявлялся. Будет проявляться через жену, увидели вы в жене Абсолюта и все – зубами за нее держитесь. Будет проявляться через работу, значит, за работу держитесь. Держитесь до того момента пока  светит.

Помните, что Абсолют неуловим. Он потом — раз, и выскользнул из жены, из работы или еще  из чего-нибудь. И главное – уловить момент подмены.  До этого был момент, и надо было привязаться, зубами вцепиться, а сейчас уже нет. Вот светит  вам Абсолют через Открытый Йога Университет, зубами вцепитесь в Открытый Йога  Университет. Потому что если сейчас все развалится, то альтернативы вы не найдете, при одном условии, что вам светит Абсолют. Завтра перестанет светить, плюньте в него первым, уйдите, бросьте его. И так во всем остальном, если у вас есть канал в Высшее, через что бы он не шел, вцепитесь в него.

Цепляйтесь за Высшее!

Но! Даешь такие советы и ими тут же пользуются очень интересные деятели, которые начинают кадрить девиц, а потом тут же их бросать: «О, дорогая, мне через тебя Абсолют светит. И еще целых две недели светить будет». А на третью неделю: «Перестал светить. Пошла вон, дура!» Вот таких  псевдопоследователей надо к порядку призывать.

Концепция Абсолюта неуловима. Вот я вам дал метод привязанности, и, казалось бы, можно  через привязанность  к Абсолюту приблизится, а он — раз, и вывернулся наизнанку, и лекарство превратилось в страшный яд.

Есть такие пикаперы, такая категория молодых людей,  которые (как бы это по мягче сказать?), кадрят девиц, а потом бросают. Плохо себя ведут. Для таких в аду отдельное помещение давно приготовили.

Слушатель: Их жалко, они туда  идут, чтобы, хоть как-то научиться с девушками общаться.

Вадим Запорожцев: Да, я вижу, что скромный человек, заходит в книжный магазин, а там руководство: «Как за пять минут девушку зацепить?». Некрасиво! Раньше это называлось «мошенники на доверии», некрасиво, но это работает. В ад попадет тот, кто книжку написал, сами  те, кто прочитали, у них мозгов-то не хватало это самим придумать. Сложная  кармическая ситуация.

И страдание и наслаждение могут привести к Абсолюту.

Слушатель: Если брать аксиоматику йоги, если отталкиваться от того пункта:  страдания не ад, что страдания мы сами себе выдумываем, а истинно есть  наслаждение. Получается, что светлый путь, который не ведет к перерождению является путем наслаждения, а тот, кто запутывается и идет темным путем, через страдания, и потом возвращаются, потом должны придти к светлому пути и через наслаждение достичь слияния с Абсолютом.

Вадим Запорожцев:  Не знаю. Сомнительный комментарий. Когда в вашей жизни начинается страдание? Вы живете, хорошенький такой, а тут – БАХ! – страдания. Аксиоматика: вы свободны. Но это только половина правды, а другая половина – то, что называется «долгом».

Или что такое долг? Это часть вашей свободы взаймы. Представьте, у вас в кошельке лежит 100 рублей, и 50 рублей чисто ваших, а 50 рублей вам дали в долг. А вы начинаете вести себя так, как, если бы это все деньги ваши. Вы начинаете нагло, с вызовом…  Такое  общество потребления….   «Я достойна лучшей жизни!».  Всегда хочется поинтересоваться: «А с чего, ты взяла, что достойна!?».

Или молодые люди, отмороженные, с пустыми стеклянными глазами, они сами не знают, что хотят. Молодой жеребец скачет, и скачет не на свои, а на заемные. Рано или поздно, они заканчиваются. Или ты плохо себя повел, а тебе сказали: «Ты себя плохо ведешь, а мы дали тебе кредит. А ну-ка заберем». Вот у вас начинают вытаскивать то, что заемное. Вы видите, что раньше хорошо жили, а  тут почва из под ног начала уходить. Приходит страдание.

Иногда полезно понять границу, где заканчивается ваша свобода и где начинается ваш долг, иногда лучше доходит через страдания. Мы страданиями мудреем, избавляемся от взбалмошности, от дури, от наглости, от потребительского отношения к жизни – «все должны, ведь вы этого достойны…».  Да не достойны вы ничего! Кандалов вы достойны на каменоломне!

Нам внушают, а мы как дураки на это ведемся. Иногда такая оплеуха, в виде страданий, она напоминает: «О, это были не мои 50 рублей! Сейчас быстро отработаю, отдам». Есть поговорка у Марка Твена: «Ничто так не проясняет разум, как перспектива быть повешенным поутру».

Так же у нас амбиции на жизнь: «Сейчас мы развернемся! Мы такие основные в этой жизни»! Вдруг – хлоп!!! Об невидимую стеклянную стену, перышки полетели. И вдруг ты понимаешь, что у тебя в голове концепции мира-то и не было, ты придумал ее иллюзорную. Ты думал, что ты абсолютно свободен, а этого нет. Поэтому иногда страдания не такая плохая  вещь, иногда оно наводит на размышление.

Но в абсолютном плане верно – субстанции боли нет. Есть просто субстанция наслаждения, которую ты сам поделил и столкнул лбами.

Слушатель: Страдания приводят к тому, что мы забываем про Абсолют.

Вадим Запорожцев: Оно так бы и было, если бы мы помнили бы о нем до этого…

Ситуация такая: нас и создал Абсолют, заранее не программируя на то, что он есть. Мы о нем не забыли, его просто не было в нашей Вселенной. Мы не можем его забыть. Другой разговор, если мы волеизъявили – Абсолют пришел. А потом мы волеизъявили, что будем жить без него. И видим, что без него-то тяжелее, идут страдания. Конечно же, это может нас натолкнуть на памятование, что Абсолют был.

Но, поверьте, у закоренелого уголовника, который сейчас отбывает срок, и ему очень плохо, нет концепции Абсолюта (не смотря на всех миссионеров), и страдания не приводят его к концепции Абсолюта, а приводит его к озлобленности. Он, как животное, стиснув зубы, терпит, чтобы потом убежать и продолжать делать тот же негатив.

Получается, что первый шаг – это наше волеизъявление Абсолюта, если это есть, то тогда и страдания могут нас приближать к Абсолюту. Если нет, то ничего нас не спасет.

Говорят парусники  можно заставить против ветра идти, если  особым способом паруса разложить.

Поэтому если у вас пришла концепция Абсолюта, замечательно. Наслаждение – чудесно, лишь бы не забывал, что наслаждение от Абсолюта. Страдание – замечательно, лишь бы понимал, что где-то ты был не прав и пришли страдания.

И то, и другое тебя приводит к Абсолюту.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 19 мб 

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 78 мб 

 Скачать Видео Вариант FLV, 267 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовалКарина Халтурина
Текст напечатали-
(а)-Ирина Неясова, Лилия Воронкова и Наталья Сергеева
Текст отредактировал-
(а)-Наталья Сим
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-временно отсутствуют
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий