Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


1. Название лекции:     

Первый и второй принципы йоги (или принципы сверхлогики и логики в йоге).


2. Автор: Вадим Запорожцев


3. Фото автора:

 

4. Краткое описаниеПервый принцип йоги гласит, что мы должны не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если возможности не причинять вреда нет, то следует поступать так, как велит нам наш долг. Второй принцип йоги гласит, что мы должны не растрачивать силы и время понапрасну. Без этих двух принципов не бывает йоги вообще. Почему первый принцип йоги называется принципом сверхлогики? Почему второй принцип йоги называется принципов логики? Почему же они так важны? Что такое доброта и зачем она нужна? Что тебе мешает найти другую интересную работу найти? Каким образом добиваться цели? Почему нельзя демонстрировать сверхспособности? Почему эти два принципа сталкиваются лбами? Как применять эти принципы в жизни? Ответы и многое другое вы найдете в этой лекции.

5. Дата и место чтения лекции:

30 августа 2008 года,  Культурный центр «Просветление».


6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.


7. Текст напечатан: Еленой Зверевой.


8. Текст отредактирован: Еленой Зверевой.


9. Рисунки: Елены Зверевой.

10. Фото: из архива Школы йоги.

11. Сайты: www.openyoga.ru , www.openyogaclass.com


12. Бесплатно скачать текстовый файл:

13. Бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

32кб/с,2008_08_30_kcp_lec_12princip_yogi_web.MP3 размер 34,8 МБ

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

1 часть:

2 часть:


15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

Аудио:


 Видео:

1 часть

 
 

2 часть


16. Основной текст лекции.


  Без этих двух принципов не бывает йоги вообще. Сейчас это стало актуально, потому что на Запад стали проникать разные техники и практики, и иногда очень странные практики и в особенности, когда стала Тантра-Йога проникать на западные просторы, то началась вакханалия. А что можно делать, а что нельзя делать? Как можно поступать, а как нельзя поступать? А что допустимо, а что не допустимо?



Принцип свехлогики в йоге

(первый принцип йоги)


     Первый принцип йоги гласит, что мы должны не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если возможности не причинять вреда нет, то следует поступать так, как велит нам наш долг.


Жертвоприношения и Тантра.



    Итак, с проникновением на Запад древнего учения йоги стали переводиться некие древние тексты, древние Тантры, которые были написаны аллегорическим языком, иногда непонятным, иногда пугающим. И стали находиться люди, которые некие вещи стали понимать буквально, вплоть до того, что находились какие-то группы людей, которые устраивали жертвоприношения животных и называли это Тантра-Йогой, и говорили, что якобы в каком-то тексте сказано, что если хочешь получить то-то и то-то, умилостивить какую-то стихию или энергию, пробудить какую-то способность, то надо устраивать жертвоприношения животных. И когда с этим сталкиваешься, то становится как-то не по себе – сегодня они животных в жертву приносят, а завтра глядишь и человечка потащат на алтарь. А с другой стороны, вот Тантра и в ней написано то-то и то-то, так-то и так-то. Я сейчас оставлю за кадром, что есть чисто тексты по йоге и чисто тексты по Тантре, а есть промежуточные. Так вот, первый принцип йоги – непричинение вреда ни одному живому существу – священен и все, что противоречит этому принципу, можете смело выкидывать. Если что-то противоречит первому принципу, значит, вы что-то неправильно поняли или переводчик что-то неправильно понял или эти последователи йоги – никакие не последователи йоги, а группа каких-то отморозков, которые не знают чем заняться. Это ситуация очень жесткая. 
   Другое дело, что если вы поинтересуетесь образом жизни средневековой Индии и то не всей Индией, а каких-то отдельных участков, то конечно же как и сейчас, когда мы заходим в какой-то магазин, где продают мясо животных (коров, свиней), как вы понимаете не научились еще выращивать мясо в чистом виде, а какое-то n-ное количество дней назад это было не мясо, а вполне живые существа, которые бегали, прыгали, веселились и травку щипали, а сегодня мы их съедим. Т.е. идеология была такая, что если их и убивать (потому что, что так их съедят, что эдак их съедят), то хорошо было бы сделать для блага этих животных, которых и так убьют по-любому (потому что человечество еще пока не отказалось от употребления мяса в пищу), какие-либо ритуалы, мантры, которые помогли бы душам этих животных, после такой насильственной смерти на бойне во всяком случае не рождаться больше в телах животных. И вот из этого и произошли все те упоминания, которые вы можете встретить в Тантре, что если убивается то или иное существо, то должна быть прочитана та или иная мантра, но если есть хоть малейшая возможность кого-то не убивать, то ни одни вменяемый и в здравом смысле последователь йоги никогда не будет никого убивать, ему просто в голову это не придет. Это ПРИНЦИП МИНИМУМА ВРЕДА. Но всегда находится пара уродов (прошу прощения), которые могут любую и даже самую возвышенную идеологию, самые возвышенные духовные учения извратить настолько и понять их с позиции еще звериной природы. Поэтому с какой бы йогой вы не столкнулись, ПРИНЦИП МИНИМАЛЬНОГО КОЛИЧЕСТВА ВРЕДА – это самый основополагающий священный принцип. Конечно это такой жесткий вариант, когда кого-то убивают, еще более жесткий вариант, когда убивают людей.



Мы не можем не причинять вреда вообще, 
но можем сократить его до минимума.



   С другой стороны, вы должны понимать, что не причинять вреда мы не можем. Каждый из нас не может прожить и секунды, чтобы за эту секунду кто-либо не расплатился своей жизнью, будет ли это микроорганизм, которого вы случайно с воздухом вдохнули, будет ли это червячок, которого вы раздавили, когда шли на работу или сюда на лекцию в Культурный Центр «Просветление» в Москве (www.yogacenter.ru), или вот вы кушаете вашу вегетарианскую пищу, но чтобы произвести эту вегетарианскую пищу были распаханы поля, огромное количество всяких мышек и зверюшек погибло. И вот так, куда не ткни, за что не схватись, везде будет этот кровавый шлейф. 
   Поэтому, когда йога призывает нас не причинять вреда ни одному живому существу, это не такая наивность, это учение с понимание реальности. К сожалению у нас у всех есть карма, т.е. все те поступки, которые мы совершили до этого, в результате этих поступков мы родились там, где родились, т.е. в нашем мире в настоящее время, и здесь определенные правила игры. Откуда они взялись? Они сложились. Когда-то в прошлой жизни мы сами были законодателями тех законов, по которым сейчас же и живем, поэтому если мы сталкиваемся с какими-то вещами, которые нам не нравятся, то где-то в прошлом мы вероятно имели отношение к тому, что где-то мы этому попустительствовали прямо или косвенно. Поэтому в этой жизни мы имеем то, что имеем. Каждую секунду кто-то гибнет, каждую секунду творится какое-то насилие, и остановиться мы это не можем, более того, если мы попытаемся остановиться этот естественный на сегодняшний момент ход вещей, то мы породим еще более страшные последствия. 
   Напомню вам самый типичный случай, вот говорят, что в Африке люди голодают. Люди до Второй мировой войны там не голодали, потому что их было там так мало, они рождались, огромное число их тут же умирало от болезней, западные страны дали им вакцины, смертность резко снизилась, а продовольствия как было на малое количество людей, так и осталось. Понятно, что численность населения стала расти, а люди эти не склонны были земледелием заниматься и вообще не склонны чем-либо заниматься для прокорма, и выросло большое количество людей. И что мы видим? Что лет через 40-50 как попали первые вакцины, мы видим совершенно чудовищную картину, что если раньше от болезней умирали тысячи, то сейчас от голода умирают миллионы. Живые существа рождаются, чтобы дожить до какого-то возраста и страшно умереть от голода. Т.е. иногда нарушая естественный сбалансированный ход развития, на первый взгляд, пытаясь облагодетельствовать, в результате мы порождаем еще большие страдания. 
   Это все прекрасно понимает йога, поэтому и в этом принципе она прекрасно понимает, что вы не в состоянии с завтрашнего дня перестать причинять вред прямо или косвенно, более того, если вы попытаетесь это сделать, то вы породите еще более худшую ситуацию, но в ваших силах там, где возможно сократить страдания Т.е. надо было в Африку поставлять не только медикаменты от болезней, но так же и противозачаточные средства, чтобы численность населения была прямо пропорциональна той площади, где вырастала еда. 
   Поэтому вопрос в первом принципе йоге заключается в следующем, что если есть для нас возможность сократить страдания, если есть возможность не делать что-то плохого кому-то, то мы должны очень четко этого придерживаться. 


Долг.


   Возникает следующий вопрос: а если возможности не причинять вреда нет? Такие случаи часто случаются. Например, если человек родину защищает от врага или когда какая-то банда головорезов нападает, и он понимает, что если он ничего не будет делать, эта банда головорезов вырежет огромное количество совершенно неповинных людей и он должен им противостоять, а если он не будет противостоять, то он породит еще более страшные условия. Поэтому в этом первом принципе йоги всегда добавляется, что если нет возможности не причинять вреда, то мы должны действовать так, как велит нам наш ДОЛГ. Т.е. если ты родину защищаешь, то защищай родину и делай это честно, если ты на войне, то воюй со своим врагом, но не расстреливай пленных. Понимаете тут две разницы, если ты врага убил во время войны, когда у вас равные шансы, а если ты начинаешь расстреливать пленного, который уже не представляет угрозы, то начинаешь отходить от принципа минимума вреда. 
   Но к счастью такие сильные моменты не часто встречаются, обычно мы сталкиваемся с бытовыми моментами, которые бывают даже более страшными, потому что они менее очевидны. Например, на работе начальник общается со своими подчиненными, и с одной стороны, он должен быть белым и пушистым и никому не причинять вреда, а с другой стороны, если он начал заниматься попустительством, то у него на фирме бардак и никто не работает, бизнес все хуже и хуже и организация прогорела и в конечном итоге пострадали и сами же эти подчиненные, которые вместо того, чтобы работать, по курилкам ходили и обсуждали, какая у них зарплата маленькая (это любимая тема), т.е. вместо того, чтобы подзаработать побольше, они все смотрят, кто на сколько получает больше. А начальник занимается йогой и помнит, что должен не причинять вреда ни одному живому существу. Но с другой стороны, он понимает, что если он будет мямлей и размазней, то молодые и зубастые его сотрудники камня на камне не оставят от его начинаний, что собственно говоря каждый раз и случается, поэтому он должен быть строгим. Он бьет кулаком по столу, более того, он кому-то зарплату срезал, кого-то оштрафовал, а кого-то уволил и на первый взгляд: «Ух, какая собака, сволочь. Мы ж просто в курилке сидели, как все нормальные люди, а вот ему не понравилось, вот он гад…» - т.е. понимаете у любой ситуации есть две стороны, а если он этого не сделает, то будет еще большее зло. И этот момент о том, что надо выполнять свой долг, очень важен, потому что если ты начальник, ты должен держать дисциплину и если кто-то не понимает правил игры, то ты должен поступать так, как велит тебе твой долг, а долг начальника – это держать всех в подчинении. У начальника есть оговоренные, узаконенные методы устрашения и принуждения к порядку и он должен ими пользоваться, но не больше, как только вышел за рамки, то всё, нарушил уже этот принцип, а если внутри этого долга, тогда да. Например, начальник уволил своего самого нерадивого сотрудника и начал всем своим конкурентам звонить: «Вы ж смотрите этого Ляпкина-Тяпкина к себе не берите», т.е. он ему делает такую репутацию, чтобы тот вообще не устроился на работу и это уже месть и тут уже начальник переходит грань, т.е. если он его просто уволил, то это уже другой разговор. Такие же самые вещи во взаимоотношениях между родными и близкими. 



Про нытье.


   Надо быть добрыми, надо, конечно же, всем помогать, нельзя быть злыми и бесчеловечными. Но иногда вы глазом не успеете моргнуть, как вам на шею сядут с вечным нытьем, с вечными проблемами, причем вас же еще и обвинят во всех своих проблемах и это сплошь и рядом случается, и особенно между людьми близкими. С одной стороны, к тебе в очередной раз приходят ныть про то, как все плохо, и с одной стороны, ты должен понимать, что жалко, а с другой стороны, твой долг помочь, а не выслушивать нытье, если ты помочь не можешь, что толку тебе слушать нытье? Вот такие моменты чаще встречаются, нежели такие как война или что-то еще капитальное. 


Дхарма.



   Фактически при взаимоотношении со всем миром есть некая грань и у каждого она своя, это некая тропа, на санскрите она называется «ДХАРМА», т.е. это некий путь в жизни. Когда человек идет по пути дхармы он причиняет минимум из возможного вреда всем, и от жизни берет максимум положительного из того, что может позволить ему его карма. 
   Карма тоже определяет количество свободного полета, который есть у нас, кто-то обладает большими способностями и может проявить себя и там, там и там, кто-то меньшими способностями и для него более узкий коридор. Но в любом случае, какой бы коридор кармы ни был, всегда есть тропинка дхармы, если вы будете по нему идти, будет минимум вреда окружающим и максимум пользы для вас, т.е. вы будете себя чувствовать хорошо, востребовано и все у вас будет Окей. Во всяком случае, из всего негатива, который вам может дать карма, если вы будете идти по тропе дхармы, вы получите по минимуму, а вот шаг влево, шаг вправо, то там можно и по максимуму получить. 


Доброта.



   Первый принцип йоги – непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости – это принцип доброты. 
Обычно все мы тянемся к людям добрым, а люди злые нас отпугивают. Очень удивительно, ведь формально, этот принцип не имеет отношения к йоге, йога – это вполне конкретная методика самопознания, с вполне конкретными описаниями, как человек сделан, как шла эволюция, с конкретными упражнения (хочешь получить это и это – делай то-то и то-то) и т.п., т.е. это даже какая-то логика. А вот быть добрым, если поразмыслить хорошенько, вещь совершенно нелогичная. Собственно говоря, а почему я должен быть добрым, почему мне не быть самым злым на свете? Мне говорят, что хорошо быть добрым, потому что люди тебя полюбят. А я говорю: «Да плевать я хотел на людей». Они мне говорят: «Ну, вот карма хорошая будет». А я им отвечаю: «Какая карма? Не знаю никакой кармы. Вот сосед воровал, убивал, счастливую жизнь прожил, а когда его кондрашка схватила, то лучшие медицинские светилы со всего мира его реанимировали и поставили на ноги, потом он, правда, все равно умер, но по другой причине. Т.е. какая карма, о какой карме вы мне говорите?» И действительно, о какой карме мы можем говорить? Карма может наблюдаться только, если мы рассмотрим период больше, чем одна жизнь, но мы все с вами с трудом помним, что было до нашего рождения, и я думаю, что вряд ли кто-то знает, что будет после нашей смерти, да и в течение этой жизни. С позиции логики нет никаких оснований быть добрым, наоборот, если подходить к этому вопросу с точки зрения логики, то есть все основания быть самым злым на свете, сегодня отрывайся, что называется, по полной программе, а завтра будь, что будет… Говорят про какие-то кары небесные, про какой-то рай, про какой-то ад, а кто знает, кто видел, кто оттуда вернулся? Я таких не встречал, мои соседи тоже, мои подельники по банде тоже, и может быть это такой черный пиар». И в какой-то степени это правильные размышления, потому что мы с вами живем в плоскости, в так называемой кармической плоскости. Красивое санскритское слово «карма», но если более понятный перевод дать, то это закон причины и следствия: что посеешь, то и пожнешь. Т.е. сделал – получил результат. 
   В плоскости кармы нельзя обосновать доброту, потому что йога говорит, что доброта сверхлогична, она выше, чем карма. Вот иногда говорят: «Человек от природы добрый», человек от природы добрый – это человек от природы мудрый, это человек от природы искушенный, это человек от природы высоко поднявшийся в каком-то своем духовном развитие, потому что он прожил уже не первую жизнь. И как учит нас йога в момент смерти и следующего рождения мы не помним предыдущей жизни, стирается все, кроме некоего отношения к жизни. А что есть доброта, как не отношение к жизни, как не позитивное отношение к жизни? 
   Конкретика… Вот вы в прошлой жизни учили санскрит, читали йоговские трактаты, знали наизусть миллион мантр, но вот вы умерли, в этой жизни родились и ничего не помните, ни одной мантры, ни одного трактата не помните, вы не помните конкретики, но единственное, что вы вытащили из предыдущей жизни – это общее ощущение того, как надо жить, т.е. если вы в течение одной жизни поняли хотя бы в первом приближении как этот мир сделал, то в следующей жизни без конкретики это ощущение остается и вы не начинаете с голого листа. 


Добрые люди – мудрые люди.



   Люди добрые от рождения, это с точки зрения те люди, которые очень сильно духовно искушены. У такого человека совершенно может не быть никакого образования, он может совершенно не разбираться ни в философии (ни в йоге, ни в какай-то другой), ни в высшей математике, вообще ни в чем, он может не преуспевать ни в бизнесе, ни в политике, т.е. во всех сферах деятельности, но может быть наделен от природы добротой. И йога по этому поводу говорит, что этот человек более высоко стоит по своему духовному уровню, чем самый распрекраснейший умник, который может и санскрит тебе по памяти цитировать, и тексты философские приводить в пример, и умничать на все моменты, но если его сердце холодное и твердое, как камень, и ничем его не пронять, если он эгоистичный, холодный и себялюбивый, то это всего лишь упаковка, и стоит только лишь немножко измениться условиям, как это все слетает, весь этот лоск мгновенно слетает. В то же самое время человек добрый, пусть без развитого разума, без развитых чувств, без развитых каких-то способностей, но у него есть внутренний потенциал, внутренняя энергия и если он примет решение: «А вот бы сейчас не плохо бы своим интеллектом заняться», то такой человек очень быстро достигает каких-то высот, потому что у него есть более важный принцип – вот это внутренне ядро, вот эта внутренняя доброта. 
   И получается такой замкнутый круг – йога дает могущество, в йоге могущества можно достичь, только если ты ей занимаешься, и если, занимаясь ей, ты придерживаешься первого и второго принципа йоги. А тот факт, что ты придерживаешься первого принципа йоги, говорит о том, что ты уже искушенная душа, что ты уже в прошлой жизни практиковал нечто подобное. Получается, что в йогу приходят и достигают успеха в йоге только добрые люди. 



Доброта сверхлогична.



   Понятие «добрый» какое-то размытое, его не ухватить, вот «умный» понятно, а вот «добрый», как медуза, что под этим подразумевать? Но каждый из нас интуитивно чувствует, что это значит. Почему не возможно ухватить это понятие «добрый»? Мы все прекрасно понимаем, что это значит, но понятие это приходит из сверхлогики, из того мира, который выше нашего звериного мира плоскости кармы. Наш мир – это мир жесткого чистогана: «как потопаешь, так и полопаешь», «как поработаешь, столько и получишь» и это правильно, это определенный этап развития человечества. Но выше этого нашего мира есть другие законы, где мир чистогана или свободной конкуренции перестает работать, там другие правила, это более высокий мир, и понятие доброты приходит именно оттуда, оно выше, чем логика, поэтому в плоскости логики, в терминах логики вы никогда не объясните, что такое доброта, всегда будет ускользать от вас четкое определение, но в то же самое время вы всегда будете чувствовать, что есть доброта, а что есть отсутствие доброты. 


Практическая сторона первого принципа йоги.



   Любая система йоги начинается с первого и второго принципа в йоге. Самый первый принцип – это принцип доброты – это принцип непричинения вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Но йога не была бы столь знаменита и столь действенна, если бы она не обладала бы конкретными рекомендациями и конкретными указаниями. Иногда приходит человек и говорит: «А я не добрый, я злой. Вот злой я. Нет у меня оснований, чтобы быть добрым, кругом подвох, кругом враги, со всех сторон подвох, чего это я должен быть к ним добрым? Вот не вижу я возможности быть для себя добрым, наоборот мой разум и моя логика говорит, что в этом мире надо быть злым, циничным, надо добиваться своего, и как того бандита, похоронят тебя на самом главном кладбище и еще траур устроят в три дня». Т.е. где логика? На что йога говорит: «Ну, ладно, не понимаешь и не надо. Не добрый ты, ну, и ладно. Занимайся йогой, но придерживайся этого принципа чисто искусственно». Например, вот не добрый я, но помню первый принцип, и вот жизненная ситуация, передо мной выбор – либо поступить так, либо поступить эдак. А я не добрый, я злой и я не знаю, как поступить, но я вспоминаю первый принцип йоги: «Если я сделаю так, то вреда будет меньше всего, а если я сделаю эдак, то вреда будет больше всем, а результат в принципе один и тот же. И ладно, так уж и быть, сделаю так, как советует йога» - и человек так делает и порождает на уровне логики, на уровне причины и следствия определенный шаг, который приводит к следствию новые условия, когда у него раскрывается какая-то часть разума, потому что практика у него идет лучше, я не знаю, что там происходит, то ли кровоснабжение идет лучше, то ли еще что-то, но шаг за шагом это (быть добрым) входит в привычку, а потом вдруг, в одно прекрасное утро учение из вне и ощущение изнутри сливаются и ты действительно понимаешь, что в этом же суть. Это я на пальцах объясняю в жизни все сложнее и веселее. 



   Итак, какое бы указание по йоге вы бы не получили, у вас есть пробный камень проверить - йога это или не йога, правильно ли понято это указание или не правильно – это первый принцип йоги. Если вы видите, что какой-то очередной гуру к нам с Луны свалился и начинает свои абстрактные теории внедрять в наше сознание, то как вы помните «яблоню по яблокам определяют», посмотрите какие следствия. Если в результате всего этого всем хуже, то может быть он чего-то не понимает, если от этого страдают живые существа, то может быть что-то неправильно понято. Пример, вот молодой человек, у него юная красавица-жена, вот он жил-жил, йогой заинтересовался, полез в какую-то древнюю книгу, там ему сказали, что «сексом ни-ни...», он себя раз и подобрал, а молодая жена мучается, что ей на сторону ходить? А ведь в книжке написано, что не дай Бог… И в результате перекос, он назревает-назревает, а вроде все честно, на все увещевания жены молодой человек древним текстом помахивает и говорит, что это ж мудрость вековая. И вроде не подкопаться, но только есть страдающая сторона и это сразу же вызывает подозрение. Как только от вашей деятельности есть страдающая сторона, это реальный способ призадуматься: «А то ли я делаю?» Конечно же жизнь гораздо сложнее, есть наш долг и там будет страдающая сторона, если мы исполняем свой долг, но если этого нет, то может быть здесь что-то неправильно переведено с санскрита или этот гуру, который с Луны свалился, чего-то недопонял – нельзя однозначно сказать, везде надо разбираться. Но сухой остаток йоги – это ДОБРОТА, доброты должно быть больше и больше, если ее все меньше и меньше, то имеет смысл призадуматься: «А йога ли это?». Во всяком случае с точки зрения теоретической йоги, если есть нарушение первого принципа йоги, то это не йога.



Рис. 1. Непричинение вреда ни одному живому существу



1.1.  Так поступать НЕ следует









1.2.  Так поступать желательно



 







              РИС. 2. Значки на разных товарах, обозначиющие, что данный продукт не тестирован на животных.



 


 


 


Принцип логики в йоге

(второй принцип йоги)



   Второй принцип йоги гласит, что мы должны не растрачивать силы и время понапрасну.



   Второй принцип йоги, тоже очень интересный и в некоторой степени, противоречащий первому принципу. Итак, второй принцип йоги – это нерастрачивание своих сил и времени понапрасну, это эффективность в жизни, в работе, в учебе, в занятии йогой, в чем угодно. Этот принцип говорит нам, что не следует размениваться по мелочам, что следует направить свою жизнь на достижение ЦЕЛИ. 
Вот мы с вами просыпаемся с утра и осознанием, что крокодил не ловится, не растет кокос, зарплата маленькая, работа неинтересная и вообще все плохо, все скучно и чего-то не то. И к чему нас призывает йога? Она говорит, что все хорошо, есть отрицательная эмоция, а теперь сядь спокойненько и проанализируй, почему такое положение. Сейчас этим занимается современная психология, она пытается по винтикам разобрать мотивацию тех или иных поступков, что получается у нее с переменным успехом, потому что первым принципом в психологии и не пахнет. Опять же с точки зрения психологии тяжело обосновать, почему я должен быть добрым? Собственно нет логических оснований быть добрым, все основания притянуты за уши, вот есть такая чушь, что «если я буду добрым, то у меня внутренние органы будут меньше стареть, будет лучше пищеварение и цвет лица», но вот у всех негодяев, которых я встречал, было отменное пищеварение и цвет лица, так что здесь что-то не так все просто. Так вот вернемся ко второму принципу – не растрачиваться по мелочам. И начинаешь для себя понимать, ну, работаешь ты на этой работе, но что тебя туда загнали или ты в рабстве? 
   Что тебе мешает найти другую интересную работу найти? Ты должен понять, что вот есть ситуация, которая тебе не нравится, потом ты должен понять почему, потом ты должен определить для себя чего ты хочешь, т.е. поставить цель, и, наконец, добиваться этой цели. 
   Каким образом добиваться этой цели? Тоже сесть и для себя решить: «Хочу высокооплачиваемую работу».
   Что для этого надо? Подучиться для этого надо, как-то пошевелиться, как-то более активно чем-то интересоваться и т.д. и какой-то импульс сделать, понятно, что это не в три дня может прийти, но если будешь двигаться в этом направлении, то рано или поздно достигнешь этой цели.
   Так вот второй принцип нам говорит – осознай, чего ты хочешь (обратите внимание, что здесь не только про йогу, а про жизнь вообще). Кто-то говорит: «А я ничего не хочу, я хочу в просветление, в самадхи уйти и больше оттуда не возвращаться» - хорошо, вот у человека такая цель; а кто-то говорит: «Не-не, хочу прожить богатым, счастливым, чтобы жена-красавица, куча детишек, чтобы по свету путешествовать, стать стареньким и под занавес просветление» - очень хорошо, а почему бы и нет? – это наше желание, а желание порождает цель, цель поставил, следуй ей. 


Каким образом следовать цели? 



   Следовать цели последовательно, с привлечением здравого смысла и логики. Почему? Потому что живем в плоскости кармы и здесь одно событие порождает другое, другое – третье, третье – четвертое. Так вот, сейчас начни порождать такие события, чтобы результатом двадцать пятого шага… знаете, это как шахматная партия, чтобы бах и в дамки. Но для этого сейчас продумай, чего ты хочешь, продумай хотя бы приблизительно шаги, как этого достичь. Понятно, что не все сразу ясно, иногда думаешь, что должно быть так, а получается эдак, но в любом случае привлеки свой интеллект, привлеки свой разум, привлеки свою логику, привлеки свой здравый смысл - это ключевой момент в йоге. Почему-то считается, что йога – это что-то волшебное, фантастическое, что разумом не понять, что это что-то туманное… Нет, друзья, йога – это в первую очередь логика и здравый смысл, вот, когда логика и здравый смысл доходят до своих крайних точек, т.е. вы становитесь, как Эйнштейн умными, как математик просчитываете все ходы или как шахматный гроссмейстер, вот как учит йога, когда вы полностью отработаете уровень логики, включается сверхлогика, и не раньше. Поэтому можно поставить цель и сидеть ждать у моря погоды, т.е. «вот это я сделаю, а вот этого делать не буду, пускай само сделается, а вот это мне нравится, это я тоже сделаю, а больше напрягаться не буду»... 



Второй принцип йоги – это принцип логики.



   Второй принцип йоги – это принцип логики. Почему он так важен в йоге? Ответ простой. Прежде чем получить тело человека с его разумом, с его интеллектом, мы с вами прожили миллиарды жизней в телах животных, из жизни в жизнь мы усложнялись, рождались и умирали до тех пор, пока не получили славное тело человека. Тело человека – это переломный момент в эволюции. Можно эволюцию разделить на два этапа: до тела человека и после тела человека. 
   1.   Не смотря на то, что мы получили тело человека и прекрасный аппарат, который называется интеллект, как ни странно мы им не пользуемся, потому что с уровня еще жизни в звериных телах, мы тащим за собой то, что называется нелогичность или инстинкты, т.е. раз сработало, второй раз сработало, значит, и в пятый раз сработает – это по принципу неясности в мозгах, как если 5х5=25, 6х6=36, значит, и 7х7=47, по этому принципу мы и живем по жизни, в результате мы и не достигаем цели, потому что мы там, где надо было интеллектуально все продумать и просчитать каждый шаг, мы как говорим: «А вот у меня интуитивное прозрение, что надо так поступить» - а это очень скользкий путь, потому что, да, это может быть проблески сверх, может быть сверхлогика озарила наш путь на несколько шагов вперед, а может быть это наоборот какие-то остатки со времен звериного тела, где нам кажется, что это у нас интуиция, открытие, прозрение, а на самом деле это какой-то грубый инстинкт, когда в голове чего-то не прочистилось. 
   Мы с вами, люди, представляем из себя странную мешанину, у нас огромное количество поступков, мотиваций и поведений, как по жизни, так и в достижении целей, достались нам от тел животных (понятно, что есть животные умные, а есть животные умные). Животному бы надо бы остановиться и подумать, что там капкан, а оно начинает наобум идти, вот и мы начинаем наобум идти, т.е. мы тащим эти шаблоны поведения еще со времен жизни в телах животных и попадаем в очередную яму. 
   2.   В то же самое время у нас есть прослойка разума, здравого смысла, логика, мы все-таки уже люди и мы знаем, что если на работу долго не ходить, то и зарплаты долго не будет, т.е. если ложкой не взять суп, то и до рта он сам не долетит. Это вторая часть (первая часть – инстинкты, вторая - логика). 
   3.   Третья часть – это действительно проблески сверх, интуиция, сверхлогика, ба-бах откровение, человек утром просыпается: «Я знаю, мне надо делать это-это-это» и действительно делает и прям, как в воду смотрел. 
Но беда в том, что эти три составляющие перемешаны. И вот у человека по жизни то у него идет прозрение, то у него как у хорошего финансового аналитика здравый смысл прет, он там все шаги просчитал, как он власть будет захватывать, то у него действительно сверху откровение, что йогой надо заниматься, то у него опять тупость такая звериная «не хочу заниматься и всё, лапы ломит, хвост отваливается, не буду», а логика говорит: «ну ты ж позанимайся, тебе и полегчает и фигура будет хорошая и депрессия пройдет», а он «не буду и все». Так вот мы такая мешанина, то один пласт идет, то другой, но живем то мы в плоскости кармы, вот плоскость глупости пошла, значит, глупостей натворил, значит, потом получишь глупые результаты, пошла плоскость логики, логично себя начинаешь вести, получаешь результат, про сверхлогичность трудно сказать, потому сверхлогичность в этом отношении очень странная, она дает все то же самое, что дала бы логика, но плюс при этом дает еще сверху, это как прожить жизнь миллиардером, радоваться жизни, а под конец еще и просветлиться. 
   Так вот мы представляем мешанину, а многие практики в йоге требуют от человека логичности, не сверхлогичности, а просто логичности, т.е. делай раз, делай два, делай три, решил заниматься хатха-йога, значит, занимайся каждый день, не хочется – где-то заставь, наоборот если слишком сильную нагрузку взвалил на себя – сократи эту нагрузку, т.е. найди свой ритм, для этого не нужны откровения с небес для этого нужна обычная логика, надо просто проанализировать свое состояние, сделал это – получил это, буду делать другое – получу другое.
   Второй принцип йоги учит нас избавлять полностью от шаблонов поведения жизни в телах животных и полностью переходить на логику, как только вы полностью перешли на логику, вот тогда имеет смысл говорить о сверхлогике, вот тогда потихонечку начинают открываться те чудесные сверхспособности, о которых мы читаем в книжках, восхищаемся, и думаем, как бы нам их заполучить. 

   Всё в наших руках! Работать над собой постепенно! Это суть второго принципа йоги – не размениваться по мелочам.


Перекосы.



   Какие перекосы?
   Перекосы это когда человек начинает забывать про логику. Знаете, есть такие люди, некоторые очень хорошие, некоторые не очень, всякого рода целители, экстрасенсы, гадалки, ясновидящие, яснослышащие, яснознающие. Очень печальное зрелище, потому что за редким исключением это типичные люди, у которых сверхлогика мешается со звериными инстинктами, т.е. вот здесь у него было откровение, а вот здесь его личные галлюцинации, вот здесь он что-то действительно знает, а здесь просто щеки надувает, чтобы вытащить лишний доллар с доверчивого клиента, и у них так это все причудливо перемешано… А заняться логикой они боятся, потому что у них опыт как сверх, так и ошибок, и все-таки уповают на то, что будет сверх. Им кажется, что логика разрушит это сверх, и они боятся потерять, например, свою способность видеть третьим глазом, и они боятся проанализировать это с позиции логики, потому что думают, что этим они там что-то разрушат. С помощью логики не возможно разрушить сверхлогику, логика подчиняется сверхлогике, сверхлогика выше, но с помощью логики можно разрушить все звериное, как раз нелогичное. Но они долго пользовались этими чудесами, поэтому боятся. Поэтому во всех вменяемых трактатах по йоге говорится, что если будете заниматься йогой, начнут проявляться проблески сверхспособностей. И практически в каждой книжке будет предупреждение: оставьте их в покое, не пользуйтесь ими, оставьте до поры до времени, потому что если начнете пользоваться, то глазом не успеете моргнуть, как среди сверхоткровений начнут подмешиваться шаблоны из жизни в телах животных, пойдет мешанина и сами потом не разберетесь. А потом еще наплодите вокруг себя тумана, таинственности. Люди будут на вас смотреть, думать, что вы нарушаете логику, и они будут думать: «Он не думал, а бац результат получил, а я тут три недели рассчитывал каждый шаг и получил правильный результат, а он пришел, сказал, что у него чего-то открылось и тоже получил правильный результат». И те люди, которые на вас посмотрят, подумают: «А чего это я три недели работал? Мне бы лучше как он сразу же, за одну секунду» – и этот человек перестает свои аналитические способности, в результате полностью бросает второй принцип йоги и вместо того, чтобы подняться, деградирует вниз. А виноват кто? А тот, кто на каждом углу показывал свои сверхспособности, он как бы совратил этих людей, он как бы сказал: «А ничего делать не надо. Халява. Над собой работать не надо. Щелкните пальцем, скажите эту мантру и будет вам счастья» - а не будет вам счастья, если не будете работать. Всё гораздо сложнее действует, даже чтобы мантру оживить, чтобы она сработала, это не просто так щелкнуть пальцем, над этим серьезно работать надо, а у этого человека нет этого отношения, что ничего просто так не бывает, в результате человек перестает вообще чем-то заниматься, ухудшает свою карму. А виноват кто? Змей-искуситель, экстрасенс, который демонстрировал на каждом углу свои сверхспособности. 
   Поэтому, если у вас откроются сверхспособности, то Боже упаси вас их на каждом углу показывать, а зачем? Ответственность ляжет на вас, если какой-нибудь дурак на вас посмотрит и остановится в своем развитии, то вы будете виноваты. Поэтому вот это второй принцип: всё, что можно сделать с помощью логики, нужно делать с помощью логики!!! Есть старый анекдот про Будду. Будда ушел с места, где с ним один сотоварищ решил практиковать йогу. Вернулся в это же место через 20 лет и спросил у своего сотоварища: «Ты 20 лет здесь занимался работой над собой и чего ты достиг? Тот сказал: «Я могу по воде ходить по этой реке туда и обратно». На что Будда сказал: «Глупый, ты потратил 20 лет, лодочник перевез бы тебя практически даром». Т.е. надо соизмерять, что на что тратить. Т.е. это я к чему? К тому, что если можно, не прибегая к каким-то магическим способам, достичь то, чего вам надо, то в первую очередь достигайте именно этим способ, т.е. обычным, а потом только магии, заклинания, пляски под луной и прочее. 


Связь первого и второго принципов йоги.
Как ими пользоваться.



   Итак, мы имеем первый принцип йоги – это сверхлогика доброты, второй принцип йоги – это избавление от наследия звериной кармы. И без первого и без второго очень тяжело достичь вообще хоть чего-то. Эти два принципа – это пробный камень. Любое учение, которое называет себя йогой, можете по ним проверять, если расходится, значит, не йога. 
   На первый взгляд кажется, что все просто, но здесь включается третий завуалированный и непонятный вариант. Когда сверхлогика проникает в наш мир, то это получается как «бабушка на двое сказала», это например как вопрос: «А есть ли Абсолют, который сотворил весь мир или его нет?» – и с точки зрения логики, в плоскости кармы ответ следующий: «Да, Абсолют есть для тех, для кого он есть и его нет для тех, для кого него нет» - т.е. понимаете, что это нелогично, потому что само понятие сверхлогично. Точно также и эти два принципа, первый принцип и второй принцип как ни странно сталкиваются лбами. Первый принцип говорит – минимум вреда, второй принцип говорит – не растрачивайся по мелочам. Например, второй принцип говорит: «Вот ты хочешь стать богатым. Не надо долго думать, вот тебе банк напротив. Не надо тебе 20 лет работать. Зачем время тратить? Возьми динамит, пойди и взорви сейф, укради деньги (или как у нас в стране «приватизируй)». Второй принцип развивает логику и казалось бы: «Да, действительно, а чего это я должен, как папа Карло работать, если здесь всё так просто делается?» А первый принцип говорит: «Нет! Потому что если ты у кого-то украдешь, значит, кто-то будет страдать, кто-то будет недоволен». 

   Поэтому эти два принципа сталкиваются лбами и вся жизнь проходит в той узкой дорожке между двумя принципами. С одной стороны я должен чего-то эффективно достигать, но с другой стороны, если это самое эффективное будет причинять вред, то с более высокой точки зрения это не самое эффективное.

   Т.е. вот такая очень хитрая игра. Поэтому вот еще один момент, который вы должны помнить для себя и для анализа всех остальных йог, что ПРИМЕНЯТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ДВА ЭТИХ ПРИНЦИПА ОДНОВРЕМЕННО. 
   Еще раз, второй принцип йоги: тебе нужны деньги. Ну так пойди на улицу и ограбь первого прохожего. Ты поставил цель – деньги, и какая самая быстрая реализация? Возьми дубинку и отбери. Но это уже противоречит первому принципу и поэтому отпадает. Но другой момент - идти на низкооплачиваемую работу и там работать 40 лет и может быть заработаю эти деньги - тоже отпадает. Потому что есть высокооплачиваемая работа и зачем ты пойдешь на низкооплачиваемую работу, если есть высокооплачиваемая работа, т.е. примени свой разум, подсуетись. И есть такой момент - если ты устроился на работу своей мечты, то завтра же начинай искать другую, чтобы знать себе цену, даже если тебя все здесь устраивает, то все равно поинтересуйся конъюнктурой на рынке. Почему? Чтобы быть всегда в теме, чтобы всегда соблюдать второй принцип йоги, чтобы не получилось так, что есть короткая дорога, а ты идешь и делаешь крюк в 40 км. Но с другой стороны, если ты принял приглашение на работу и у тебя какие-то моральные обязательства перед теми, кто тебя принял, а ты ищешь более оплачиваемую работу, то это нарушение первого принципа йоги. 
   И вот только лишь, когда два эти принципа срабатывают, у вас открывается то, что называется ДХАРМА – дорожка вашей жизни. У вас есть КАРМА, вот вас пустили в такой коридор, он достаточно широкий, но можно пройти слева направо, справа налево, можно пройти зигзагами, с выкрутасами, и это все не очевидно, потому что если это горы, то надо идти по ложбинке между гор, чем карабкаться и опускаться, а если это равнина, то конечно же надо идти напрямую. Т.е. элементарная логика плюс сверхлогика. Логика – это если поставил цель, то последовательно ее добивайся, но не любой ценой, а только лишь с соблюдением первого принципа доброты или непричинения вреда. У вас есть дорога вашей жизни, ваша карма, в прошлой вы может быть только тем и занимались, что йогов убивали одного за другим, и в результате родились там, где родились, должны были стать миллиардерами и в роскоши купать, а… нет, будете здесь жить, ибо нечего было йогов убивать. Вы можете пойти налево, пойти направо, вот вы все сейчас сюда пришли (в Культурный Центр «Просветление» на бесплатную лекцию по йоге, которую читает Вадим Запорожцев), вот почему вы пришли сюда, а не в соседний ресторан, где очень весело там сегодня презентация и бесплатное пиво, так вот вы пришли сюда, почему? Потому что множество факторов. А может быть вы нарушили второй принцип йоги, может быть вы шли за пивом и попали на скучную лекцию? Вам надо быстро осознать и скорректировать свое движение или вы шли сюда на какие-то высокие поучения, а попали Бог знает куда, тут я и на санскрите ничего не сказал. Т.е. вот вы проснулись, у вас есть день суббота, вы можете поехать загород, может пойти на Красную площадь, в ресторан, сюда прийти и на все четыре стороны. У вас есть зона вашей свободы и куда-то идти то надо, и обычный человек как поступает? Обычный человек просыпается и у него мешанина в голове, во-первых, всплывает звериная карма, звериный шаблон поведения, который говорит, что если когда-то прошел по этой тропе, то по ней и ходи, нечего на другую заходить – это шаблон повторяемости, что если прошел по этой улице, то, как правило, человек всегда по этой и ходит и на другую не заглядывает, в общем, какая-то не нелогичность, а привычка. Потом: «Лапы ломит, хвост отваливается, ничего не соображаю, вообще я с бодуна сего проснулся, голова трещит, какая тут логика?» - но все-таки проблеск логики: «Плохо – значит, надо проветриться, опохмелиться», потом вышел опохмеляться и тут логика сработала: «Ага, будет как вчера, а вчера было плохо, значит надо куда-то в другое место идти», а потом раз и что-то свыше: «Есть Культурный Центр «Просветление» на Новослободской» – и вот человек здесь. 

   Т.е. каждый наш шаг мы планируем. К чему на призывает йога? К тому, чтобы каждый наш шаг сверять с этими двумя принципами: первый принцип – чтобы от наших шагов было минимум вреда (вот если по этой дороге ползут 20 червячков и мы их раздавим, а вот по другой ползут только 5 и мы раздавим 5 червячков, то конечно же надо давить 5, а не 20, но идти то надо), но, с другой стороны, принцип целесообразности, т.е. если мы куда-то собрались, то надо идти и достигать цели и самым коротким путем.



Вопрос: Когда мы идет путем дхармы, карма на нас еще влияет?
Вадим Запорожцев: Конечно. Вот мы что-то сделали в прошлой жизни, сформировали какие-то условия, в этой жизни родились, исходя из тех условий, которые сделали в прошлом. Сейчас имеем то, что имеем. Если нам что-то не нравится и мы начинаем работать против этого, то в следующей жизни, то против чего работали, сокращается, и наоборот, что делали, то и увеличилось. Т.е. такая тенденция передается из жизни в жизнь. Вот мы до конца жизни дошли и остался сухой остаток, что родимся мы там-то. Но карма другими понятиями апеллирует, странными и практически не поддающимися формализации, это будет ли человек счастлив, несчастлив или у него будет ровное состояние, или по-другому, будет ли он страдать, будет ли он наслаждаться или ему будет ни холодно, ни жарко. Т.е. все сводится к этому, а вот моменты могут мелькать. Вот вы можете прожить жизнь сельского крестьянина и у вас будет урожай в том количестве, в котором посадили и вы этому радовались, потом что-то было неприятное, потом вы умерли, родились принцем Великобритании, и тут декорации в виде дворца, а там были в виде полей и свиней, но по сути дела вы либо страдаете, либо наслаждаетесь от своей жизни, а декорации могут быть самые разные. Поэтому и получается, что если из жизни в жизнь мы делаем правильные поступки, то в следующей жизни мы меньше страдаем, если неправильные поступки, то больше страдаем И так оно по кругу идет, идет, идет бесконечно, сделали хороший поступок – в следующей жизни наслаждаемся от результатов хорошего поступка, потом заслуга от хорошего поступка иссякает и дальше, что осталось; сделали плохой поступок – страдаем от плохого поступка, отстрадали сколько нужно и наступает что-то третье. А так как человек непоследователен, человек делает поступки разные и так оно все по кругу из жизни в жизнь.



Вопрос: Есть ли катализатор, который приводит к постоянному непрекращающемуся источнику наслаждения?
Вадим Запорожцев: Йога и является этим катализатором, который к этому приводит. Если вкратце отвечать, то наш мир – это сочетание кнута и пряника. Наш мир все равно заставляет нас что-то делать. Если мы долго не ходим на работу, то потом заканчиваются деньги и приходит кнут в виде голода или еще чего-нибудь и нас гонит. Мы начинаем ходить на работу и получаем пряник. Т.е. идут какие-то процессы, мы как-то с собой боремся, как-то себя все равно перестраиваем. Йога – это те же самые процессы, только обычно человек проживает их за несколько жизней или за жизнь, а йога сжимает это до дней, месяцев и минут, потому если копнуть в устройство нашего тела, то какие бы ни были внешние обстоятельства, это сводится к тому, что устранили мы из себя какую-нибудь грязь или наоборот на себя еще накидали. Поэтому сама йога является этим катализатором (ускорителем), а внутри йоги есть разные практики, которые помогают еще больше ускорить.



Вопрос: Вопрос по поводу применения первого принцип. Иногда бывает, что один и тот же поступок можно рассматривать и как добрый и как злой, и когда ты сомневаешься, то начинаешь применять повышенную логику, а как вы сказали логикой нельзя определить эгоистичный это поступок или альтруистичный, и получается замкнутый круг. И чем в таких ситуациях руководствоваться?
Вадим Запорожцев: Если есть время (а иногда жизнь наваливается так, что нет времени), то мы должны проанализировать возможные пути выхода и чтобы все были счастливы. Если это невозможно, например, я иду с автоматом Калашникова банду маньяков-убийц призывать к порядку, я конечно бы хотел всех их взять живыми, посадить в клетку и чтобы психологи исследовали, как такие чудеса в этом мире образуются, чтобы расшифровать, откуда берутся эти отморозки, но с другой стороны, я могу их всех «в капусту» положить из этого же автомата Калашникова, потому что вдруг они вырвутся и начнут кого-то убивать, а у меня не будет времени размышлять, т.е. я должен сделать минимум зла, т.е. максимально их отловить, т.е. не дать им уйти и вот тут вот дилемма – что получиться. Здесь есть еще один тонкий и серьезный момент – а мой ли это долг с автоматом Калашникова ходить этих отморозков отстреливать. Тут еще проблема долга. Например, иду ночью по темному переулку и вдруг истошный женский визг и какая-то мужская фигура и кажется, что то ли кого-то грабят, то ли насилуют, то ли убивают, и ты бежишь спасать эту даму, а получается, что они так любовно развлекались, а ты уже морду начинаешь бить этому негодяю и ты себя спрашиваешь, а твой ли это был долг лезть непонятно куда, то ли они там развлекались, то ли нет? Другое дело, если я сержант милиции, тогда это уже мой долг лезть, и даже если кого-то задену случайно, то нечего по ночам орать там, где не надо, надо же тоже себя в пределах приличия вести. И если я решил, что храбрости лезть в эту ситуацию у меня нет, то я могу убежать, но могу и по телефону в милицию позвонить и сказать: «Что-то тут непротребное твориться, приезжайте, разберитесь». Т.е. в вопросе непричинения вреда нужно определить – а твой ли это долг лезть в эту ситуацию. Поэтому из всего этого и принимается решение, но в любом случае, если есть возможность сократить страдания, чтобы все были счастливы, то надо поступать именно так.



Вопрос: Вопрос по закону кармы. Если никто не может пострадать незаслуженно, то получается, что и злодей неповинен, он как проводник кармы. И зачем жалеть жертву, если она сама виновата?
Вадим Запорожцев: Это опасная психология. Эта опасная психология погубила Индию и до сих пор уничтожает, потому если ты родился шудрой (одна из самых низких каст), то: «Сам дурак. Ах, тебе плохо? Сам виноват». Вообще закон кармы – это очень простой закон, закон причины и следствия, просто закон причины и следствия. Карма не передается, не получается, каждый действительно получает по заслугам, т.е. невозможно, чтобы тот парень всё сделал, а мне досталось, если такое происходит в жизни, то это более утонченная карма, вот если меня в этой жизни подставили, то это значит, что я в прошлой жизни кого-то подставил таким же образом, это зеркальная ситуация, и ничего интересного в законе кармы нет. Более того, закон кармы может быть хорошим прикрытием для циников, людей злых, эгоистичных: «Ага, негры умирают в Африке, значит, сами виноваты, гады, значит, в прошлой жизни что-то сделали. Ах, там война, детишек перебила, значит, гады были, сами виноваты» - т.е. это не йоговская вещь. А с точки зрения йоги мой любимый пример, который отражен даже в Упанишадах, это когда ты видишь, что каждый получает по заслугам, а все равно жалко. Вот он три последние жизни пилил сук, на котором сидел, в четвертой жизни упал, и ты понимаешь, что он сам пилил, ты видишь, что ему больно, ты понимаешь, что с одной стороны он дурак глупый, а с другой стороны, видишь, что ему больно и его жалко. И состояние йога – это не потирать руки: «Закон кармы свершился!», а наоборот, когда тебе жалко, когда ты понимаешь, что дурак, понимаешь, что получил по заслугам, а все равно жалко, это как если бы вас принудительно заставляли бы смотреть трагедии каждый день, вам бы это надоело и вы бы сказали: «Всё-всё, хватит, давайте переделаем ситуацию. А можно ли его не наказывать? Или соломку подстелить, чтобы падать мягко было?» 
Поэтому с формальной точки зрения – да, но с точки зрения процесса йоги – Боже упаси нас придерживаться таких взглядов на жизнь, это такая циничная, прагматичная и крайне опасная в том же кармическом плане вещь: «Ты так смотрел, как кто-то делал глупости, а потом страдал за это (а мы же все делаем глупости), вот потом ты сделаешь глупость, упадешь, а все будут смеяться над тобой и говорить, что так тебе и надо». Т.е. в этом смысле ситуация зеркальная. В Упанишадах есть такая история, которая мне очень нравится, она дух передает, я ее сейчас в вольном пересказе дам, а если интересуют подробности, то поищите, почитайте. Сидел мудрец медитировал, вдруг к нему прилетает голубь и говорит: «Спаси меня, меня хотя съесть». Мудрец же гуманист, птичку жалко же, он говорит: «Ладно садись, я тебе даю слово, что никто тебя не обидит, я тут маг-волшебник и никого не допущу». Прилетает через некоторое время коршун и говорит: «Отдай мне голубя, я гоняюсь за ним третий день поймать не могу, а у меня в гнезде птенцы с голоду умирают, если я сейчас голубя не поймаю и не скормлю птенцам, то птенцы умрут». И вот сидит мудрец, и чего ему делать? Если отдать голубя, то его съедят, если не отдать, то птенцы погибнут. Это типичная ситуация в жизни, это то что называется «звериная плоскость кармы», мы все так живем. Но у этой истории есть изящное продолжении (с этого и начинается одна из упанишад). Мудрец подумал и сказал коршуну: «Давай с тобой так договоримся. Я от себя кусок мяса отрежу, а именно столько, сколько весил этот голубь, ты накормишь птенцов и голубь останется целым». Взял, отрезал от себя кусок мяса и отдал, но там еще есть продолжение, так что найдите почитайте. Вот так же и учителя йоги, смотря на то, как мы тут ковыряемся, видят, что это две равновеликие стороны, и ничего тут не сделаешь, и они жертвуют собой, чтобы развязать эту ситуацию, т.е. они в нашу плоскость кармы привносят что-то такое сверхлогичное. А сверхлогика выше, чем карма, вот, например, поезд, тоннель, на рельсах сидит ребенок, деваться ему некуда, ни влево, ни вправо, поезд надвигается, в плоскости кармы ты ничего не сделаешь, а тут такая рука сверху ребенка приподняла, поезд проехал, и ребенка опустила. Т.е. понятно, что так действуют только высшие сферы, но действуют они только в одном случае, если мы к ним обращаемся, иначе они не вмешиваются, а может мне нравиться сидеть на рельсах, чтобы меня давали, но это очень сложный вопрос. Поэтому идеология йога, позиция йога – это когда ты видишь, что есть две стороны, что все получают по заслугам, но все равно жалко, но все равно хочется сделать так, чтобы все поумнели и из трагедии сделать HAPPY END. Вот это смысл йоги.



РИС. 3. Нерастрачивания сил и времени понапрасну



3.1. Составление плана (цели)








3.2. Не следует отклоняться от поставленной цели








3.3. Реализация намеченного плана (цели)



             



 

 


17. Ключевые слова: лекции по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, смотреть, слушуать. текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Елена Зверева, принцип сверхлогики в йоге, принцип логики в йоге, Первый принцип йоги, не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, если возможности не причинять вреда нет, то следует поступать так, как велит нам наш долг, непричинение вреда, Тантра Йога, жертвоприношения животных, Тантра-Йога, мантры, карма, Африка, каждую секунду кто-то гибнет, насилие, страдания, минимум вреда, человека защищает родину, война, начальник, нытье, долг помочь, надо быть добрым, дхарма, путь в жизни, принцип доброты, доброта, злой, логика, доброта сверхлогична, закон причины и следствия, человек добрый, человек мудрый, санскрит, йоговские трактаты, санскритское слово, люди добрые от рождения, йога дает могущество, страдающая сторона, Второй принцип йоги гласит, что мы должны не растрачивать силы и время понапрасну, нерастрачивание своих сил, эффективность, все плохо, психология, достижение цели, осознай, чего ты хочешь, просветление, самадхи, разум, логика, здравый смысл, тело человека, принцип логики, интеллект, переломный момент в эволюции, нелогичность, инстинкты, в телах животных, интуиция, целители, экстрасенсы, ясновидящие, йог, красавица-жена, нелогичное, проблески сверхспособностей, шаблоны из жизни в телах животных, дорога жизни, звериная карма, звериный шаблон поведения, зачем жалеть жертву, если она сама виновата, эгоист, мудрец, голубь и коршун в Упанишадах, учителя йоги, высшие сферы, смысл йоги, жалко, happy end.


18. Контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.


1. Что подразумевается под первый принципом йоги?

а) Принцип сообщающихся сосудов.
б) Нерастрачивание сил и времени понапрасну.
в) Непричинение вреда ни одному коровьему существу без крайней на то необходимости
г) Непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости.

2. Что подразумевается под вторым принципом йоги?

а) Непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости.
б) Нерастрачивание сил и времени понапрасну.
в) Нерастрачивание сил и времени на еду.
г) Добродетель есть середина.

3. Какое есть важно дополнение к первому принципу йоги?

а) Если возможности не причинять вреда нет, то следует сесть и ждать у моря погоды.
б) Если возможности не причинять вреда нет, то следует поступать так, как велит долг.
в) Принцип верховенства права не зависит от характера конкретных базовых законов и даже от конкретных организационных мероприятий.
г) Прежде, чем ввязаться в какую-либо деятельность, спроси себя: «А приведет ли она меня к поставленной цели?

4. Первый принцип йоги – это …?

а) Принцип минимума вреда.
б) Принцип равенства вреда и пользы.
в) Принцип максимума вреда.
г) Принцип эффективного бюджетирования.

5. Как можно будучи человеком, живущим в плоскости кармы не причинять вреда вообще никому?

а) Легко. Для этого надо заниматься Хатха-Йогой по 30 минут каждый день.
б) Надо умереть от голода.
в) Надо освоить программу Adobe Audition 1.5.
г) Никак.

6. Как должен поступить последователь первого принципа йоги, если на его семью нападает банда головорезов?

а) Защищаться только голыми руками и не брать в руки оружие.
б) Защищать семью всеми способами и даже с оружием в руках.
в) Смиренно принять смерть без сопротивления и пожелать семье того же.
г) Принять позу лука.

7. Расстреливание пленных и месть являются ли примером первого принципа йоги?

а) Первое – да, второе – нет.
б) Нет.
в) Да.
г) Второе – да, первое – нет.

8. Что такое дхарма?

а) Чешский двор.
б) Путь в жизни, и если человек по нему идет, то причиняет минимум вреда и от жизни берет максимум положительного из того, что может позволить его карма.
в) Закон причины и следствия.
г) Путь в жизни, и если человек по нему идет, то причиняет максимум вреда и от жизни берет минимум положительного из того, что может позволить его карма.

9. Первый принцип йоги – это …?

а) Принцип ненависти.
б) Принцип смирения.
в) Принцип доброты.
г) Принцип кипения.

10. Доброта логична, сверхлогична или это инстинкт?

а) Не классически логична.
б) Сверхлогична.
в) Инстинкт.
г) Логична.

11. В какую деятельность стоит ввязываться согласно второму принципу йоги?

в) Только в ту, которую нашептывают тебе по ночам зеленые человечки.
б) Только в ту, которая ведет к максимуму наслаждения.
в) Только в ту, которая имеет прямое отношение к йоге.
г) Только в ту, которая ведет к поставленной цели.

12. Второй принцип йоги – это …?

в) Принцип применения английского языка в жизни.
б) Принцип применения сверхлогики в жизни.
в) Принцип применения инстинктов в жизни.
г) Принцип применения логики в жизни.

13. Первый принцип йоги – это …?

а) Принцип применения сверхлогики в жизни.
б) Принцип применения компьютера в жизни.
в) Принцип применения инстинктов в жизни.
г) Принцип применения логики в жизни.

14. Что может разрушить логика?

а) Веру в светлое будущее.
б) Животные инстинкты.
в) Сверхлогику.
г) Кирпич.

15. Как нужно применять эти два принципа йоги в жизни?

а) Первые 20 лет - первый принцип, последующие годы – второй.
б) Перпендикулярно.
в) Последовательно.
г) Одновременно.

16. Что такое карма?

а) Название июльского выпуска журнала «Дамский мир».
б) Закон сверхлогичного постижения.
в) Закон причины и следствия.
г) Закон Ахимсы.

17. Как можно передать карму?

а) Никак.
б) Сглазом.
в) Через рукопожатие.
г) С помощью альбома картограмм и диаграмм, изготовленных для Саратовского областного сельскохозяйственного совещания.


19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.

1г, 2б, 3б, 4а, 5г, 6б, 7б, 8б, 9в, 10б, 11г, 12г, 13а, 14б, 15г, 16в, 17а.


20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

Лекция № 6 (образ жизни йогов и йогинь) от 10 мая 2008 года,

Лекция № 1 (образ жизни йогов и йогинь) от 5 апреля 2008 года


21. Глоссарий (временно нет).



Яндекс.Метрика