Лекция Вадима Запорожцева № 3 (образ жизни йогов и йогинь) от 19 апреля 2008 года

Раздел Йога Архив - Скачать Серию лекций "Образ жизни йогов и йогинь"


1. Название лекции:

Первая тема лекции: Разделение людей на группы по степени самоосознания

 

Вторая тема лекции: Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.


2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

 

4. Краткое описание: Древнее знание йоги проникает к нам на Запад, мы начинаем делать те или иные упражнения, медитации, достигая тех или иных высот в йоге, мы начинаем некритично переносить эти достижения и на все остальное, мы начинаем боготворить эту кастовую систему в Индии, или их образ жизни, или что они едят или что они носят, в результате получается несмешной перекос, который ставит в тупик всё, в том числе и йогу, и единственный выход – это хорошо понимать традицию того места и того времени, где сохранилась йога, не слепо ее копировать, а пытать перенести на нашу почву. Судить о человеке надо в первую очередь по тому состоянию, в котором находится его душа, как бы он ни выглядел, к какой бы национальности, расе, вероисповеданию или еще чему ни принадлежал бы. В рамках йоги от вас требуется в первую очередь общаться только лишь с себе подобными, стремиться к тем, кто уже находится на более высокой ступени и всячески избегать общения с ненужными людьми. И причем вы даже отчет себе не будете отдавать, как быстро вы наберетесь того, чего не надо, если вы начнете общаться с ненужными людьми. Мы не можем из человека, который находится на низкой стадии развития, сделать человека на высокой стадии развития, нам это не дано. Из проблемы общения с тем, с кем не надо общаться вытекает проблема одиночества – один из самых суровых бичей в жизни человечества, более того один из самых суровых моментов в духовной жизни каждого йогина или йогини. Не возможно одному достичь всего и сразу. Мы обречены общаться друг с другом. Чтобы знания йоги не навредили людям в состоянии Пашу, их пришлось засекретить. Скажи преходящему – нет, а Высшему – да!

5. Дата и место чтения лекции:

19 апреля 2008 года, Культурный Центр "Просветление".

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.


7. Текст напечатан: Еленой Зверевой.


8. Текст отредактирован: Еленой Зверевой.


9. Рисунки: Елены Зверевой.

10. Фото: из архива Школы йоги.

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес: http://openyoga.ru/av_yoga/e-books/Obraz_jizni/Obraz_jizni3.doc

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес: http://openyoga.ru/av_yoga/e-books/Obraz_jizni/Obraz_jizni3.fb2

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:


 


15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

 Аудио:

   Видео:


 

 
 

16. Основной текст лекции.


1. Разделение людей на группы по степени самоосознания.

 

1.1. Перекосы, возникающие в результате неправильного разделения людей.



    На прошлой лекции мы остановились на том, что, ни смотря на внешнее сходство между людьми, души, которые находятся внутри человеческих тел, разные по степени самоосознанности, по степени ответственности, по уровню духовной ступеньки. Мы коснулись этой темы, потому что прежде чем судить о человеке, т.е. надо судить не так, как это часто делается по каким-то внешним факторам: по внешности и т.п. А судить о человеке надо в первую очередь по тому, на какой стадии эволюционного развития находится его Я, его душа, его атма, точнее в какой степени атма человека самоосознает сама себя. Почему? Потому что атмы у нас у всех равновеликие или в своем идеале они все одинаковые, но степень, в которой осознает каждая атма сама себя, разная. Вспомните самые чудовищные перекосы в течение истории человечества, когда объявлялись войны, когда одна раса истребляла другую, одна национальность истребляла другую национальность, люди одних взглядов истребляли людей других взглядов, иногда совершенно чудовищным образом. Так вот это была попытка делить людей по каким-то внешним признакам, которая по сути своей не имеет никакого отношения к разделению людей, но в то же время это имело место. К сожалению, случались такие вещи, что в той или иной большой группе людей, если вы, допустим, будете изучать историю Америки еще до Колумба, там иной раз одно племя индейцев уничтожало другое племя индейцев. На вопрос, почему они это делали с такими же людьми как и они, индейцы отвечали: «Нет, те были нелюди», т.е. они других индейцев считали живыми существами с телами людей, но по своей внутренней структуре животными. И вот самым чудовищным образом шла борьба за выживание и иногда действительно ничего не оставалось, как в этой борьбе не дать себя уничтожить, но это вовсе не прикрывает все те злодеяния, которые начали под этой эгидой делать.
    И я вас призываю к тому, чтобы вы с самых первых занятий по йоге понимали, что мир гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд: что есть справедливое или несправедливое, правильное или неправильное, правильные подходы образа жизни или неправильные. Если вы более внимательно изучите условия, в которых жили люди, вы начнете понимать, что Вселенная, в общем-то, сбалансирована. Как это не печально сказать, но у любого явления есть две стороны и если мы иногда сталкиваемся с какими-то традициями, которые нам кажутся совершенно не применимыми в качестве образа жизни для нас, мы не должные судить строго. В Индии есть законы Ману – достаточно интересный свод правил, регламентирующих жизнь людей. Не дай, бог, нам с вами по ним жить. Но в тот момент времени, для тех людей, для того состояния, которое из себя представляла масса людей, т.е. для той степени самоосознанности душ этих людей, это были наиболее оптимальные справедливые и прогрессивные законы. Поэтому мы должны отказаться от такого огульного суждения, вот это хорошо – это плохо. Вот говорят: «Рабовладельческий строй – плохо» - да, действительно это плохо, даже сейчас по телевизору показывают, что до сих пор в Африке работорговля или где-то в других странах. Но если вы проанализируете состояние и положение дел в какой-нибудь Римской империи еще много-много тысяч лет назад, то получалось так, что изначально рабами были люди, души которых находились на крайне низком уровне самоосознания и саморазвития и поэтому эта общая структура, если без перекосов, была выигрышной для всех. Понятно, что мы с вами сразу вспоминаем, что над этими рабами издевались, их всячески били, унижали, это чудовищные перекосы. Но была и другая сторона, эти люди не голодали, так бы он в лесу своем жил бы где-нибудь в Африке и постоянно бы гиб от неурожая или каких-нибудь зверей. Та же самая ситуация, вот иногда говорят: «Царская Россия, крепостное право, как чудовищно, как плохо, как же это так, это же позор». Действительно позор стал уже в последние годы крепостного права. Потому что души стали там рождаться там очень развитые. Но если вы проанализируете эту ситуацию, скажем, тысячу лет назад, когда это крепостное право стало зарождаться, оно ведь зарождалось не на пустом месте. Представьте себе ситуацию, когда человек по своей психологии бомж и он все свое уже пропил, берет в долг и тоже пропивает и таким образом он сам себя закабаляет. Вы должны понимать, что все, что в истории происходило…, иногда хотят представить, что это вот какие-то группы, классы, одни начинают подавлять других и т.д., к власти стремятся… но если бы все так было просто… Все гораздо сложнее, к сожалению, любая система, любой образ жизни выстраивается исходя из тех людей, которые есть. Помните поговорку, что «все заслуживают тех правителей, которых имеют». И не судите строго эту бедную Индию с ее кастовыми пережитками, с ее многочисленными вещами, от которых мы бы просто содрогались, все хорошо в своем месте и в своем времени, но и не нужно слепо это копировать.
    Почему эта тема такой важной стала, в том числе и в йоге? Потому что древнее знание йоги проникает к нам на Запад, действительно начинаем делать те или иные упражнения, медитации, достигая тех или иных высот в йоге, мы начинаем некритично переносить эти достижения и на все остальное, мы начинаем боготворить эту кастовую систему в Индии, или их образ жизни, или что они едят или что они носят. И вот на этом получается такой не смешной перекос, который ставит в тупик все, в том числе и йогу. В этой связи перед всеми нами стоит сейчас очень серьезная задача – как выработать свой образ жизни и действительно отделить зерна от плевел, отделить ту мудрость, которая сохранилась в среде, допустим, Индии, Непала, Тибета, других стран, где йоговские знания были, и отделить от этой шелухи, которая иногда окружает. Сделать это на первый взгляд просто. Казалось бы, все, что работает оставить, а все, что не работает выбросить. А вот не получается так просто. Поэтому единственный выход в этом смысле это хорошо чувствовать и хорошо разбираться в традиции того места и того времени, где сохранилась йога, понимать, почему все так, а не иначе. Но в то же самое время не копировать, а попытаться перенести на нашу почву, на наш образ жизни, на наши взаимоотношения и т.д. и т.д.
Итак, подведем некие основные моменты.

    Есть три большие группы душ:
       - это те, которые еще недавно были животными и поэтому им бесполезно говорить что-либо утонченное, они просто не поймут о чем речь;
       - есть души, для которых, в общем-то, и предназначено знание йоги;
       - и есть третья категория таких душ, о которых мы ничего сказать не можем, это учителя йоги.

    Мы должны сразу же для себя сделать такой четкий однозначный вывод, что судить о человеке надо в первую очередь по тому состоянию, в котором находится его душа, как бы он ни выглядел, к какой бы национальности, расе, вероисповеданию или еще чему ни принадлежал бы. Вот это действительно разделение людей и здесь ничего мы с вами поделать не можем. К сожалению, во времена французской революции, или во времена нашей революции, почему-то этот закон абсолютно никто не понимал. И вот эти были отчаянные попытки сделать Царство Божее на земле…, ведь попытки очень хорошие, справедливые, например, строительство коммунистического общества, когда все равны, всем равные возможности, права и т.д. И вы помните, к чему это каждый раз приводило, что во Франции, что у нас, что в каких-то других странах. Почему-то каждый раз благородный порыв человечества изменить жизнь к лучшему заканчивался крахом. Ведь проанализируйте жизнь этих революционеров, это сейчас нам пытаются представить, что это были последние негодяи и какие-то маньяки, но ведь это же не так, это же были идейнейшие люди, это были честнейшие люди, но они стали заложниками своих неправильных воззрений на природу человека, они считали, что мы все одинаковые, что мы все равны. Да, мы все равны, но это равенство будет только лишь тогда, когда мы достигнем просветления, самадхи, освобождения, но сейчас мы все абсолютно не равны с вами. И если нет этой самоосознанности, то, как ты можешь человека, который еще в статусе полуживотного ставить на руководящую роль? Он же еще собака в теле человека, грубо говоря, он же начнет тут же этим злоупотреблять. И этого, конечно же, наши революционеры не видели и все получилось так оно получилось, но на самом деле народ мудрее, все равно как-то лишних стали выдавливать, все равно потом пошла эта небольшая трансформация, потому что иначе бы полнейший коллапс государству. Поэтому следующий такой момент, о котором следует помнить, что построение такого идеалистического общества возможно только лишь с учетом того, что степень сознания каждого индивида абсолютно разная. И если из йоги приводить пример, то кому-то можно доверить какие-то тайные знания для практики йоги, а кого-то вообще на пушечный выстрел нельзя к ним подпускать. Но здесь сразу же идет другая сложность. Как все в древности было просто: «вот у него другой цвет кожи – а, всё не наш, чужак, отделить, а еще лучше уничтожить, чтобы под ногами не мешался». Как просто разделять, когда есть явный критерий, за который можно зацепиться, а вот в отношении души вы этого не сможете сделать, как вы сможете определить, на какой степени эволюционной лестницы находится душа? Поэтому нам ничего не остается, кроме как действительно по общению с людьми определять, кто они. Это очень трудно иногда сделать, иногда наши предубеждения играют с нами злую шутку и мы начинаем общаться с теми, с кем не надо и наоборот не общаться с теми, с кем надо, и это нас далеко в сторону.


1.2. Необходимость общения с единомышленниками.



    Теперь непосредственно коснемся тех образов жизни, которые дошли до нас в рамках йоги. И так в рамках йоги, что от вас требуется в первую очередь? В рамках йоги от вас требуется в первую очередь общаться только лишь с себе подобными и всячески избегать общения с ненужными людьми, т.е. если вы видите, что у вас есть альтернатива общаться с людьми, которые стоят на низком уровне развития, т.е. непонятно то ли они люди, то ли звери, или с людьми на высоком уровне развития, то естественно нужно выбирать второе. Иногда нас просто карма заносит в такие условия, что например, вы родились где-нибудь, вы не подозревали, что ваши соседи по лестничной клетке, друзья во дворе будущие уголовники, ведь дети они играют вместе, но ведь степень развития Я у ребенка тоже разная. Бывает, что ребенок попадает просто в чудовищную среду, маргинальную среду, понятно, что он общается с будущими преступниками, убийцами и непонятно с кем, вот так карма загоняет иногда, поэтому здесь мы ничего сделать не можем, уж, где родились там и родились. Но что в наших силах, это не пересекаться с теми, с кем нам пересекаться не надо, не позволять, чтобы наши дети пересекались с теми, с кем не надо. У меня одна девушка учила йогу, а сама была учительницей начальных классов и там у них такая директива вышла для учителей, что «вот вы давайте так, у вас есть отличники, у вас есть двоечники, давайте их перемешайте для того, чтобы отличники вытаскивали двоечников». На первый взгляд, благородный такой посыл, а с другой стороны, это подрезать будущему отличнику крылья, потому что он будет общаться не пойми с кем, наберется у него не пойми каких привычек и может поставить крест на своем будущем. Поэтому на первый взгляд такие благородные порывы, они чреваты чей-то изломанной судьбой. Вот так же мы с вами должны очень тщательно выбирать круг общения, понятно, что не всё полностью в наших руках.
    Мы можем выбирать с кем общаться, а с кем не общаться или если мы отвечаем за других людей, например за детей, то огораживать их от тех, с кем не надо общаться, иначе глазом не успеем моргнуть, как эти души попадают в среду отрицательную и пойдет страшный перекос, и перекос на всю жизнь! Иногда сделать это сложно, но если есть возможность, то это делать надо. Мы не можем переделать людей, этого нам не дано! Мы не можем из человека, который находится на низкой стадии развития, сделать человека на высокой стадии развития, нам это не дано, Господ Бог бьется, бьется и то ему надо несколько жизней, чтобы поднять этого человека на следующую стадию. Поэтому не занимайтесь такими «толчками в зад», что типа: «Ты давай развивайся», вы ничего не достигните, это не ваша задача, развивает только Бог или Абсолют, как угодно назовите, или Космический закон Дао, но никак не вы. Поэтому не в ваших силах переделать людей, не в ваших. Но в ваших силах общаться с нужными и не общаться с ненужными. Конечно же, вы должны всячески способствовать тому, чтобы люди действительно поднимались по духовной лестнице эволюции, но, друзья, на этом поприще мы можем сделать так мало с вами, практически ничего. Я, Вадим Запорожцев, веду курсы по подготовки преподавателей йоги в рамках Открытого Йога Университета в Москве (www.openyoga.ru) и там мы изучаем очень странные тексты, один из таких текстов - это «Афоризмы для будущих преподавателей йоги» (оказывается и такая наука сохранилась). Так вот там сказано, что «ты в принципе никогда никого не сможешь научить йоге, это тебе не дано, ты сможешь сделать лишь одно - устранить препятствия на пути другого человека, чтобы он сам переоткрыл йогу». Мне иногда говорят: «Вот вы учите йоге», - да не учу я никого, я устраняю препятствия на пути людей, чтобы они сами переоткрывали йогу, больше я ничего не делаю. Если я устраняю эти препятствия хорошо, профессионально, вовремя, то честь мне и хвала, если я это делаю неправильно, значит, я не соответствую своей должности. Но я никого не учу йоге, йоге нельзя выучить, йогу можно только лишь переоткрыть внутри себя. Вот точно такая же ситуация и с людьми, с которыми вы общаетесь, не пытайтесь их сделать лучше, вы их не сделаете лучше попытайтесь устранить препятствия на их пути, чтобы они сами сделались лучше. Казалось бы, это одно и то же, но тут совершенно принципиальная разница.
    И, наконец, вторая часть - это стремиться к тем, кто уже находится на более высокой ступени, вот почему во всех трактатах и сказано, что всегда при любой возможности находись в поле какого-нибудь учителя, в Индии это сплошь и рядом, получи у него даршан (лицезрение), всячески вокруг него вертись, крутись. Почему? Потому что, знаете, как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Если это срабатывает, то и набираться нужно того, что полезно, а не того, что нас уводит вниз.
  Поэтому вот еще один момент, который как-то определяет образ жизни, это всегда искать своих единомышленников, всегда искать людей, находящихся на твоем же уровне духовного развития и постараться не общаться с теми людьми, которые на более низком уровне развития. Во всяком случае, если мы общаемся, то всегда нужно фильтровать это общение, иначе мы можем набраться чего-то совершенно негативного, как знаете от собаки вшей, если долго возишься с собакой, потом не удивляйся, что у самого вши завились. Вот точно также на бессознательно уровне, начинаются копироваться шаблоны поведения, какие-то реакции на внешние раздражители, какие-то приоритеты и т.д. и т.д. И причем вы даже отчет себе не будете отдавать, как быстро вы наберетесь того, чего не надо, если вы начнете общаться с ненужными людьми. Иногда мне говорят: «Ну, как же, я вот с ними общаюсь, я жизненного опыта набираюсь. Откуда я знаю, какой мир? А вот тут я с бывалым уголовником пообщался, он мне рассказал, как у них там было на зоне, в красках» Только зачем вам это? Вы просто не понимаете, что этим самым вы настраиваетесь на волну уголовщины, и если в вас заложены семена негативной кармы, связанной с этим миром, то считайте, что вы их начинаете поливать. Именно так прорастает карма. Поэтому иногда вот это набирание опыта, это не набирание опыта, это условия для того, чтобы, если в вас есть негативные семена этой кармы, они развернулись. Если в вас их нет, то общайтесь хоть с 3 раза уголовником к вам не пристанет. У меня много учеников было, иногда я просто поражаюсь насколько судьба и карма людей непредсказуема. Например, детство - это какой-то полубарачный поселок бывших заключенных, причем за какие-то мрачные убийства - не убийства, а он все детство с ними… причем дети этих уголовников такие же, он с ними все детство проиграл, понятно, что когда они все выросли, этих детей всех потом попересажали, потому что тоже уголовниками оказались. А он вышел, как ни в чем не бывало и совершенно не пристало. Почему не пристало? Да кармы не было негативной, связанной с этим уголовным прошлым, а если бы была, сам бы оказался в зоне. А может быть и не оказался бы, потому что карма ждет всего лишь условий для того, чтобы развернуться. Мы с вами носим внутри себя семена негативной кармы, какой мы даже не помним, и зачем искушать Высшее? Мы не знаем в чем наши прегрешения, зачем искушать, зачем полевать водой поле, не зная, а вдруг там действительно есть семена этой негативной кармы? Поэтому не надо общаться с теми, от кого не надо пытаться набираться этого жизненного опыта, не пригодится он вам, если у вас нет кармы, а если есть, то тем более не пригодится. Вот такой тоже момент мы должны с вами понимать, что это стремление в образе жизни - общаться с теми, с кем надо и не общаться с теми, с кем не надо.



1.3. Проблема одиночества.



    Обратная сторона этой медали, что человек иногда закрывает на это глаза и продолжает жить в мире и общаться с кем попало, обратная сторона этой медали придет в очень неприятной форме – форме одиночества. Потому что, когда вы общались с кем попало, вы не общались с кем надо было общаться, а потому рано или поздно внутренний запал энергии и сил иссяк, а вокруг как было болото, так и осталось. Поэтому иногда проблема одиночества – один из самых суровых бичей в жизни человечества, более того один из самых суровых моментов в духовной жизни каждого йогина или йогини. Но все должны через это пройти, чтобы потом ценить общение. Иначе человек потом не ценит общение, ему все равно общаться с себе подобными или общаться не пойми с кем, но лишь пройдя эти ступени одиночества, мы начинаем ценить общение. Именно по этой причине еще один момент в образ жизни йогов и йогинь (в общем, основная же тема эта) это следующее такое наблюдение или закон: «в йогу все приходят по одиночке». Т.е. все переживают так называемый период, когда человек один на один со Вселенной. Знаете, сидит в своей пещере и медитирует один, ничего его больше не интересует никто и ничто. Так называемые пещерные йоги. Но потом пещерный йог начинает искать себе единомышленников, это следующий совершенно логический шаг. Иногда бывает такой вопрос: «А можно ли обмануть природу? Уединиться в пещеру и быстренько достичь просветления, чтобы больше вообще не рождаться в этом мире. Зачем мне тратить время на общение с себе подобными? Я буду сидеть и медитировать достигать однонаправленности разума, добьюсь самадхи, высшего просветления. И чего я буду тратить время на общение? Я лучше лишних два часа йогой позанимаюсь.» На самом деле звучит достаточно логично, больше усилий сделаешь в этом направлении, вроде как быстрее и достигнешь. Только здесь включается еще один механизм, о котором следует помнить, что в природе не существует никаких упражнений, никаких практик, никаких мантр, янтр, никаких поз, медитаций, которые бы гарантированно привели вас в состояние самадхи или в состояние Высшего, их просто нет. Все методы всего лишь устраняют препятствия на вашем пути, а последний рывок вверх, как он происходит, благодаря чему и т.п. - это тайна, что называется, за семью печатями. И об этом мы даже не можем разглагольствовать и судить, поэтому вот так запрограммировать свое духовное развитие, написать план на пять лет вперед, например, овладеваю этой техникой за полгода, этой ступенью за два года, это за три, через пять лет самадхи, т.е. сам себе нарисовал такую схему. Хороший план, именно так и надо поступать, даже лучше не растягивать на пять лет, а ограничится годиком, а чего время терять? Подход должен быть такой: всё и сразу. Но только лишь беда в том, что вы действительно достигните многих-многих состояний, многих-многих сверхспособностей, но только самой высшей ступени вы не достигните в принципе. Не существует техник, которые бы привели вас к высшему, их просто нет, это абсурд. Высшее раскрывается как-то само. Но если вы не будете делать этих техник, практик, тогда уж точно не откроется, а если будете, то во всяком случае устраните препятствия на пути этого Высшего, но никаких гарантий, что оно откроется. Еще раз напомню это высказывание: «Высшее открывается только тому, кому оно хочет открыться». И мы не можем заставить Высшее открыться, у нас нет для этого веревочек.


1.4. Мы обречены общаться друг с другом.


    Возвращаемся к схеме из первой лекции, т.е. к пяти принципам образам жизни йогов и йогинь древности, эта схема очень хорошая, но она неполная, потому что, грубо говоря, когда вы будете достигать состояния просветления или самадхи, не вы будете достигать состояния просветления или самадхи, а ваша личная вселенная, каждый ее атом будет достигать просветления или самадхи. Т.е. напоминаю вам, не смотря на то, что мы живем вроде как в одной вселенной, но на самом деле это иллюзия, у каждого из нас личная вселенная, у каждого своя вселенная, более того наши вселенные где-то пересекаются, где-то не пересекаются. Так вот достижение Высшего - это не так, что я один вырвался вперед, а вы все остались внизу, нет, это состояние, когда все и сразу. Но только в этот момент оно воспринимается несколько по-другому, потому что всё или кто захотел в этот момент погрузиться в это – погружается. Т.е. вот этот маленький тонкий момент такой, что разделение я и социум, я и общество, я и другие люди, оно не имеет под собой почву, нельзя провести границу там, где вы заканчиваетесь и начинается что-то внутри вашего мира, вашей вселенной от вас в стороне. Мы едины во всем. Поэтому акцент опять здесь очень сильно смещается и вы вдруг начинаете понимать, что до тех пока из состояния йога одиночки вы не перейдете на следующую ступень, а именно - общение, взаимодействие и практика с себе подобными, грубо говоря, никуда вам не вырваться, это действительно попытка убежать от своей тени. Поэтому в среде йогов и йогинь очень серьезное место занимал вот этот второй акцент - общение с себе подобными. Почему? Потому что так всё хитро придумано, что пока вы не станете непрерывной частью целого, вы не сможете ничего достичь, т.е. вы должны быть гармонично интегрированы вообще во всё, чтобы и вы развивались и всё, вокруг вас окружающее, развивалось и потом вы бы в едином порыве вышли и всё, вас окружающее, вышло, а то, что осталось, не противоречило бы вашему просветлению. Это просто другой взгляд на то же самое, другая игра, именно по этой причине иногда спрашивают: «Вот почему там великий йогин достиг состояния самадхи, вышел за пределы нашей вселенной, в состоянии изменять всё, кроить всё, он может изменять все (сверхспособности описаны в йоге достаточно досконально), чего он только не может делать… и воскрешать из мертвых и уничтожать, и строить и разрушать… но почему-то никогда ни один йогин не воспользовался этой способностью, не перекроил всю историю человечества. Почему он это не сделал?» А потому что все и так сбалансировано и гармонично, но правда только лишь с его позиции, а с позиции других есть перекос, но это не его перекос – это перекос других, но он то видит ситуацию в целом со своей высоты, поэтому, зачем же вмешиваться, всё и так прекрасно идет. Знаете, мы всегда любим ругать Господа Бога: «Как же плохо он это мир сделал», а вы попробуйте сделать лучше. Единственное, что мы можем сделать, это только в отношении самих себя и всё, а весь остальной мир живет так, как ему нравится, и не трогайте его, пожалуйста.


    РИС. 1. Единомышленники. 

 


    Так вот, этот искус достичь одному всего и сразу, он в себе содержит на самом деле бомбы замедленного действия или препятствия, которые в принципе не дадут йогину сделать следующий шаг. Т.е. мы обречены общаться друг с другом, более того мы с вами обречены отработать какие-то моменты в йоге через общение друг с другом, по-другому не бывает. Иногда говорят: «Ну а как же там вот пример великого святого, который там один сам жил-жил и чего-то достиг» - а мы просто ничего не знаем про его жизнь, вообще ничего не знаем, мы про йогу то ничего не знаем, хотя тема нас интересует, а там частная жизнь великого святого, и мы не знаем как, где, чем, что он практиковал. Знаете, есть такая байка, обычно ее рассказывают про Шанкарачарью, но, вообще говоря, это тема достаточно популярная в мифах Индии, о том, что вот он вдруг осознал, что он совершенно не взаимодействовал на каких-то других моментах с другими энергиями и какие-то моменты в человеческом устройстве ему совершенно не знакомы. В результате одного философского диспута, ему необходимо было получить сексуальный чувственный опыта (а он был монахом, какой уж тут сексуальный чувственный опыт, он блюл очень суровые обеты безбрачия). И он очень хитро решил выйти из этой казуистики, он силою йоги оставил свое тело и вошел в тело другого человека. Там была ситуация (опять же по-разному рассказывают эту байку): умер очередной раджа, у которого остался целый гарем жен, вот только умер, он и воспользовался этим случаем, вышел из своего тела, вошел в тело раджи, всячески наслаждался с его женами и получил этот опыт, правда потом это привело к тому, что он проиграл в этом серьезном диспуте и должен был признать себя побежденным (там серьезные были каноны ведения диспутов). Т.е. формально он взял на себя обет безбрачия, но ведь это обет не для тела, а для него и так получилось, что он его нарушил, ведь не важно нарушаешь ты его в теле, занимаясь любовью с женщинами, во сне, в своих грезах или как угодно, ведь это все одно и тоже, потому что есть воспринимающий – это Я человека. Поэтому его так очень хитро поймала одна дама за руку, но нужно отдать ему должное, он признал ее своей учительницей и сказал: «Да, действительно, я признаю». Так иногда этот период бывает очень быстрый и нам кажется, что его вообще не бывает, но вселенная не допускает, чтобы мы перепрыгивали через ступеньки, тем более, если вы собираетесь еще пяток другой прожить жизней в этой вселенной, вам придется еще раз рождаться и вопрос: где вы родитесь? Опять родитесь где-нибудь среди уголовников каких-нибудь или вы родитесь в среде йогов и йогинь - это большая разница. Существует такое высказывание, что «нет большего счастья, чем родиться в среде йогов и йогинь». Т.е. все остальные рождения, это на самом деле относительное счастье.


1.5. Отказ от эгоизма.


    Поэтому следующий шаг на пути к высшему, духовному - это действительно отказ от эгоизма, отказ от состояния пещерности в йоге, отказ от того, что: «Я вот маленький такой сейчас достигну просветления, мне будет хорошо, а до вас мне дела нет, точнее, вот если достигну просветления, тогда и поговорим, может быть я вам чем-нибудь и помогу, а может и не помогу, там видно будет». И как начинаешь говорить: «Уважаемый, ну ты хоть чего-нибудь для человечества сделай полезного». Он говорит такую фразу, которая с его точки зрения непробиваемая, но на самом деле просто смешная: «Как я могу учить, когда я сам не достиг еще Высочайшего?» Да когда ты достигнешь высочайшего, ты растворишься в этом высочайшем, кого тебе тогда учить? А у тебя сейчас кармические задолженности остались, не надо вот апеллировать на высочайшее, это, знаете, иногда эго ищет такое красивое для себя самооправдание: «А что я могу сделать, я такой маленький сирый и убогий, я такой вообще ничего не знаю, ничего не умею, сам погряз, как я буду помогать другим, мне самому нужна помощь, помогайте мне». Я не буду уже касаться здесь стороны эгоизма, хотя он здесь на лицо, такое потребительское отношение ко вселенной. Здесь на самом деле закрадывается более страшная вещь, теоретическая, а именно, «как корабль назовешь, так он и поплывет». Считаешь себя маленьким сирым и убогим, заслуживающим только снисхождения и жалости, сам себя таким и делаешь. Понимаете, в чем ловушка? Чем себя считаешь, тем и становишься.


1.6. Про общение и эгоизм в Тантрах.


    Прямо противоположный этому подход, это подход в Тантрах: «Всё! Я осознал, что моя суть и суть Вселенной едины, что мой потенциал безграничный, что уже сейчас я начинаю помогать людям изменять эту вселенную к лучшему и не жду пока я достигну просветления, я прямо сейчас начинаю работать, не завтра, когда у меня третий глаз откроется и Кунадалини проснется, а сейчас, в том объеме, в котором понимаю, в том объеме, в котором хочу, в котором могу». И вот в Тантрах есть такое высказывание, очень сильное высказывание: «Если хочешь быть богом, веди себя как бог». Очень странное высказывание, о нем следует поразмыслить. Или то же самое, что у наших друзей буддистов другая шутка-прибаутка, они постоянно любят ее цитировать, «о неразрывности сансары и нирваны», что не существует разницы между сансарой и нирваной. Под сансарой понимается то, что мы называем бытовухой, а нирвана – это что-то такое высшее, просветление, райские кущи. Очень странное так же высказывание, нет разницы, никто не мешает прямо сейчас сделать вашу жизнь такой, какой вы хотите ее видеть, другое дело понятно, что до этого вы хотели чего-то другого и уже успели наворотить это и поэтому приходится с учетом предыдущих желаний двигаться дальше, но по сути дела основной тантрический метод в этом именно такой. И вот почему очень активно в среде йогов и йогинь такая тема используется, что, во-первых, общение с себе подобными, во-вторых, не в таком потребительском отношении: «Вот я такой маленький, учителя с Гималаев, придите, учите меня, помогайте мне и т.д.» Нет, надо обращаться к учителям с Гималаев, но все, что ты можешь сделать сам, сделай сам, не жди пока учитель с Гималаев придет и гвоздь вместо тебя будет в стену забивать, забей его сам, не жди пока он будет тебя Хатха Йоге учить, книжку открой, прочитай, читать то умеешь, попрактикуй хоть сам немножко, хоть палец об палец ударь. Поэтому в среде йогов и йогинь это очень серьезный аспект: мало того, что ты общаешься с себе подобными, ты устраняешь препятствия на пути духовного роста всем тем, кто в этом нуждается, ты постоянно прислушиваешься к чему-то Высшему, к учителям, к знанию йоги и в то же самое время ты очень активный ведешь образ жизни.


1.7. В среду Пашу нельзя давать знания, предназначенные для Вира.

Секретность и открытость в йоге.


    Вот мы касались на прошлом занятии состояния человека, занимающегося йогой, в Тантрах называемого «Вира», один из возможных переводов «герой». Это состояние человека, как сказал Юлий Цезарь: «Проживай каждый день так, как если бы это был твой последний день» - т.е. всё, не надо думать о завтрашнем, завтра тебя закопают, а прошлое уже ушло, сегодня живи, сегодня делай что-то сильное. Поэтому это состояние называется «Вира» (герой), или «если хочешь быть богом, веди себя как бог». Соответственно из этого вытекают и все последующие практики, моменты и т.п. Но теперь, обратите внимание, что будет, если такой лозунг кинуть людям в среду полуживотных-полулюдей? Вот представьте, что есть какой-нибудь уголовник недоразвитый, который кого-то там порешил, кого-то ограбил, кого-то изнасиловал, еще чего-то сделал, и вот ему скажите: «Хочешь быть Богом, веди себя как Бог». Понятно, что это толкнет его еще на большие злодеяния, понятно, что закон кармы никто не отменял, если ты сделал что-то не совсем чудесное, то это лишь вопрос времени, когда придут результаты твоего труда. И вот представьте, что такое высшее знание начнет проникать в среду полулюдей-полуживотных, они действительно себя на пять минут богами почувствуют, они действительно начнут творить непотребства, они не понятно чего наворотят. Этого делать не надо, это же страшно.
    Поэтому вот еще один такой момент, что методы йогов и йогинь, они не то, чтобы скрывались - нет, они не скрывались, они не то, чтобы лежали в кошелочке на черный день – нет, они их практикуют каждый день, вопрос в другом – не надо об этом трепаться среди ненужных людей, иначе мы своим трепом сподвигнем кого-нибудь на подвиги в отрицательном смысле этого слова. И вот этот человек наслушавшись нас, а мы его воодушевляем этим, начнет делать какие-то телодвижения непотребные, и вот это уже опасно, потому что карму получим, как он, потому что он это сделал, так и мы, потому что язык за зубами надо было держать. И еще не понятно, чья карма будет тяжелее. Поэтому, конечно же, паранойи здесь не должны быть, но также и не должно быть и обратной стороны, что: «Ребята, все в йогу, ребята, быстрые методы практикуем, вот Кундалини, вот сексуальные практики, давайте эти мантры, янтры магические, все скопом, все равны, все хорошие, все замечательные, завтра будет коммунизм!» - не будет завтра коммунизма, а начнется не пойми что после этого, потому что, конечно же, эти методы попадут не только в хорошие руки, но и в нехорошие руки, случайные руки и вот такой винегрет на выходе будет. Это очень прекрасно понимали йоги и йогини и пришла другая крайность – тотальная секретность на практики йоги. Это сейчас вы может прийти в Культурный Центр «Просветление» в Москве около м. Новослободская (www.yogacenter.ru) и пройти курс йоги, вы можете посетить какой-нибудь семинар, когда какой-нибудь уважаемый йог приезжает и каким-нибудь мощнейшим практикам, мантрам, янтрам учит. Лет бы еще 200 назад это бы в страшном сне не приснилось ни одному йогину, это было все тотально засекречено. Почему? Чтобы знания не падали туда, куда не надо.
    Но получилось так, что секретность сыграла дурную службу с учением йоги, йога стала исчезать, просто ученик из этой секретности не мог находить учителя, соответственно учитель не мог передавать знания и знание не могло идти в этой непрерывной цепочке дальше. И дело сложилось настолько критично, что как утверждают некоторые уважаемые мной йоги, дело поставило на то, что йога должна была вообще исчезнуть, мы бы с вами даже этого слова бы не знали, ни йоги, ни Тантры, вообще ничего бы не знали. Но что-то очень серьезное произошло лет 150-200 назад, не знаю, когда конкретно, это тоже очень такая таинственная вещь, когда вдруг какой-то очередной ключевой момент в развитие человечества свершился и то, что до определенного момента было строжайшей тайной, начало распространяться, причем распространяться достаточно активно. И получается следующая вещь, что для нас с вами уже начинают играть другие правила игры, другой образ жизни, если бы мы с вами были йоги и йогини в каком-нибудь закрытом ашраме 300 лет тому назад, где-нибудь в предгорьях Гималаев, мы бы вели один образ жизни, полностью закрытый никто бы не знал, что там и как. Сейчас ситуация изменилась на прямо противоположную, наша святая обязанность – это не задерживать на себе знание. Так получилось, что я достаточно продолжительное время готовлю преподавателей йоги (подробнее о курсах для преподавателей можно узнать здесь www.openyoga.ru), не потому что мне это нравится - просто больше некому заняться этим, учителям не до этого, у них свои головные боли. И знаете, кого я безжалостно всегда отчисляю, точнее, если честно, я никого не отчисляю, народ сам уходит, это тех, кто получает очень мощные практики, очень мощные знания и на мой вопрос: «Ну, дорогой, люди ждут передай другим», и вот тут начинается песня: «А да вот время не пришло, а да я еще сам не разбираюсь, а да я то, а да я сё», и здесь закрадываются сомнения: первое – это эгоизм, чтобы придержать знания для себя: «а мантру, решающую все твои проблемы для себя личненько придержать», понимаете, некий эгоизм: «вот я буду сильнее, а все будут слабее, я буду выделяться над общей массой, потому что у меня наработки древних, с посвящениями, с прайогой, со всеми делами, а у них нет» – ну, совсем уж чудовищный перекос. Иногда это просто тупость, когда человек думает, что если это ему так просто досталось, то и все вроде как мысли умеют читать: «вот я знаю, пускай мои мысли читают, я буду мысленно всех учить» – ну это уже несколько самонадеянно себе такой статус брать, чтобы всех мысленно учить. Как получил, так и передай! Хоть чего-нибудь для себя удержал, руки тебе потом это знание будет жечь, не видать тебе просветления как своих собственных ушей. Поэтому у нас на курсах это очень строго: получил нахаляву, отдай дальше. Другое дело, что отдавать нужно квалифицированно со знанием дела, чтобы опять же не было полузнания, если давать, уж все давать в полном объеме. Но вот обратите внимания, а образ жизни то поменялся.
    Т.е. я к чему всю эту долгую песнь веду, к тому, что, к сожалению, мы только отчасти сможем скопировать этот образ йогов и йогинь, которые донесли до нас знание йоги, другую часть образа жизни мы должны вырабатывать сами, исходя из общих принципов йоги, исходя из общих положений, начинаний и т.д. И если раньше ты там получал знание и больше должен был думать, как его спрятать посильнее, то сейчас, получая знание, ты должен в первую очередь думать, как его лучше применить в своей собственной жизни, но это правда и тогда тоже было, а еще лучше это как бы на тебе эта цепочка не прервалась, чтобы ты не был этим действительно гнилым звеном в этой иерархии, цепочке. Поэтому общаясь с себе подобными, помогая всем, практикуя не теряя время, избавляясь от такой ханжеской ценично-эгоистичной позиции: «Вот я такой маленький, учите меня, просветляйте меня, а я вот такой сижу, но я подумаю просветляться мне или нет, там видно будет». Друзья, если у вас есть такия мысли, что: «Я хочу решить для себя какие-то свои личные проблемы, хочу знаний» - вы получите эти знания, вы решите проблемы, но в первую очередь будут внимание уделять тем, кто бескорыстно будет помогать всем живым существам или по-другому выражаясь тем, кто активно начнет перестраивать свою внутреннюю личную Вселенную. Там в вашей Вселенной бардак, хаос, преступность и непотребства, не хотите такой Вселенной себе лично, значит, начинайте создавать себе другую. Каким образом? А очень активным, это позиция Вира (героя). И на самом деле есть очень сильные механизмы, я не буду вас перегружать этой теорией, это теория ассоциативных связей, если вы вытащили ассоциативную связь из того, что вам не нравится, оно рассыпается на глазах, как карточный домик, с ним даже бороться не надо.


2. Цель жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги.



    И теперь мы возвращаемся еще к нашей схеме, которую нарисовали на первом занятии, схематично показывающую приоритеты в области жизни. На самом деле это никакая не рекомендация, как выстраивать свой образ жизни, а всего лишь какие-то моменты, которые помогут вам лучше осознать для себя свой собственный образ жизни. Итак, в среде йогов и йогинь, через которых к нам дошла наша йога было пять основных принципа.


      Схема: Пять основных принципов образа жизни йогов и йогинь древности








    Самое первое, что там было, это была ЦЕЛЬ. И вот отсюда вся пляска и начиналась. Это то, к чему мы идем долго, мучительно и упорно, а в среде йогов и йогинь, донесших до нас высочайшие йоги, это была первая ступень, о чем здесь идет речь? Мы с вами живем зачастую неосознанно, мы рождаемся, за компанию растем, в школу ходим за компанию, учимся за компанию, работать устраиваемся за компанию, какие-то выбираем один моменты в жизни над другими за компанию, т.е. мы не явно и не активно выбираем себе то, к чему стремиться в жизни, то, что является ценным в жизни, а что является второстепенным в жизни. Люди в отношении своих целей тоже делятся на три категории.


2.1. Цель для Пашу.


    Есть люди в состоянии Пашу, как в терминологии танры, или как знаете, есть другой прекрасный термин, поясняющий состояние Пашу. Был такой чудесный писатель Джонатан Свифт, он написал совершенно уникальное философское произведение, только не смейтесь, «Путешествие Гулливера». Мы в детстве привыкли, что это что-то такое смешное, лилипуты, для детей, но на самом деле, это очень серьезное философское произведение и нам известны, как правило, два путешествия Гулливера в страну великанов и в страну лилипутов, но там было еще два, которые почему-то в широкое распространение не пошли. И в последнем, он попал на территорию, где разумные были лошади, а люди были в состоянии скотском, так вот, там людям дали название «Яху», т.е. вот состояние Пашу и состояние Яху. При случае найдите произведение или фильм замечательный как-то вышел, по-моему, англичане сняли, который так и называется. Так вот для души в состоянии Яху (полуживотное-получеловек) и цели в жизни либо не осознанные, либо за компанию, либо по традиции, вот сказано: «делай так-то и так-то, а все остальное табу». Что такое табу? Пять лет расстрела через повешенье, если вышел в сторону, старейшины строго следили. Так вот и жизнь у него не осознанная с самого детства до самой смерти.


2.2. Цель для Вира.


   Наконец, у людей в состоянии Вира, опять же пользуясь терминологией Тантры, у них уже более структурированная цель жизни: «Ага, я родился, чего я хочу – я хочу, скажем, денег заработать, стать богатым, или получить власть, или жену себе красивую хочу, или наплодить детишек», т.е. то, что можно оформить представить или у кого-то еще более абстрактные: «Хочу нобелевскую премию в области литературы» – и вот человек всю жизнь работает, этот человек знает цель и стремится к ней и в этом смысле этот человек на более высоком уровне развития, чем человек-животное. Про среду же йогов и йогинь мы можем сказать то, что там они все находились по всей видимости с самого рождения они были в нужном русле. Вот еще вероятно почему имеет смысл это высказывание, что «нет большего счастья, чем родиться в семье йога или йогини». Там с самого начала приоритеты в жизни были другие. Например, деньги – это лишь вопрос жизненного опыта, человек, который очень часто их зарабатывал, а потом их очень часто терял, начинает очень просто относиться к деньгам, вот люди, которые никогда не зарабатывали денег, для них это пунктик, понимаете, когда приходит опыт, что это может, как прийти, так и уйти, человек начинает более свободно вести себя и деньги, как ни странно, очень любят таких людей плавных, пришло и ушло, пришло и ушло, а он видит этот поток и механизм делает для их сбора, вот так вот работает фондовая биржа. Как правило, люди, которые в течение многих жизней умели зарабатывать деньги и течение многих жизней теряли деньги, проще относятся к деньгам и деньги любят таких людей. Но йоги и йогини понимали, что стремиться делать это целью жизни нельзя, потому что радость от получения денег может быть совершенно омрачена страхом их потерять, даже не самой потерей, а только страхом, т.е. все гораздо более утонченней. Люди обычно боятся наперед, обычно сами мысли: «А вдруг меня ограбят, а вдруг у меня это утащат», вот эти мысли на самом деле просто отравляют существование человека и в совокупности страданий приходит больше, чем радости от обладания деньгами. У меня был один товарищ, он разбогател сказочно, он нормально работал, очень реально работал, и как-то я его застал, когда он совершенно был пьяный в ноль, я ему говорю: «Чего ж ты? Тебе радоваться», а он мне: «Ты понимаешь, маленькие (это как про детей, так и про деньги) деньги – маленькие проблемы, большие деньги – большие проблемы», т.е. ему было уже совсем не до веселья. Но это нельзя передать человеку, у которого не было опыта,. Поэтому если у вас есть желание денег, то в первую очередь йога рекомендует удовлетворить это желание, а не отказываться заранее, не имея их, т.е. не отказываться от того, чего никогда не пробовал, иначе это еще большие замысловатые породит кармические реакции. Если есть тенденция к чему-то и она никому вреда не приносит, то осуществляйте. Но опять же йогов и йогинь не заставить жить для этой цели, то же касается власти, то же самое касается «жену хочу красивую» и можно действительно найти себе красивую жену, но потом вся череда проблем, связанная с межличностным общением, со всеми этими склоками, со всеми этими терками, они просто сводят на нет всю радость первых трех месяцев совместной жизни. Поэтому ставить целью жизни – найти себе жену прекрасную не совсем разумно (она ведь может и бросить тебя в самый не подходящий момент, более того, ты ее сможешь разлюбить или она тебя сможет разлюбить), т.е. мы сразу становимся на те правила игры, которые потенциально опасны, то же самое касается власти, то же самое касается сверхспособностей (по воздуху летать, мысли читать или еще что-то). В результате человек вдруг с ужасом может понять, что в этом мире ни за что хвататься нельзя. Это состояние монаха, который отказался от всего, чтобы ничего не потерять: «если вы не живете, вам и не умирать». И мы где-то подсознательно все-таки цепляемся за какие-то цели: хочу квартиру, маленькая моя квартира, хочу побольше, или хочу подружку такую-то.


2.3. Как из «хочу» получаются страдания.

За что цепляться за преходящее или за вечное Высшее?


    Но как только сказал «хочу», а потом как только сказал «мое», знай, что следующим словом будет «страдание». Это только лишь вопрос времени, когда там все так хитро сложится, нашу карму никто не отменял, что мы будем через то, чего хотели страдать.
    Поэтому очень странная была такая вещь в среде этих йогов и йогинь – они хотели лишь того, от чего не будет страдания, а всего, что приносит страдания, они не хотели. Не потому что они себя как-то уговорили, нет, у них было миллионы жизней в предыдущих телах, когда они были на разных уровнях развития, где они этим всем наелись. Можно хотеть чего-то, когда ты голодный, но когда ты этого наелся и тебя уже от этого тошнить начинает, ты к этому не стремишься. Так вот, а что же тогда остается в жизни йога, если он ни к чему не стремится? Да, там дети, казалось бы, все хорошо, благородно и замечательно – да это так, и более того, вы помните, что там это священный долг, но это в первую очередь долг, а не цель. Это бич современных девушек, которые себе место в жизни не могут найти и думают: «Сейчас нарожаю детей буду их воспитывать и в этом будет мой смысл жизни». А дети потом вырастают, становятся алкоголиками и эту мамашу еще и посылают. А она потом страдает: «Я на вас всю жизнь положила» - ну, извини, ты сама выбрала. Это не значит, что нельзя так себя вести, но нельзя на это подсаживаться, вот как только подсел на что-то, то жди, что это может развернуться совсем в другую сторону. Т.е. и что же остается? Полностью отказаться от мира? Денег не зарабатывать, к власти не стремиться, до женщин не дотрагиваться, детей не иметь, фактически ничего не остается? Нет, это неправда, это только лишь приблизительная наша интерпретация, потому что мы еще этого не наелись и нам кажется, что в этом есть смысл. Но у людей, которые в течение пяти жизней отрабатывали одно и то же, в шестой жизни уже начинается от этого отторжение.
    И вот тут я еще сделаю параллельный такой момент, это то совершенно чудовищное испытание, которое нас ждет всех в будущем, если мы сейчас не выработаем правильные приоритеты в жизни, нас всех с вами ждет совершенно чудовищное испытание, причем в самое ближайшее время, это не Армагеддон, не конец света, не метеорит в нас врежется, нет, это не война ядерная, это не террорист номер один, который там бомбу сделает - все это чушь. Нас ждет очень страшное испытание и причем очень скоро - это испытание изобилием, это испытание роскошью, вот сейчас вы все бегаете, прыгаете, почему? Потому что условия жизни заставляют вас лапками бить, они вас в тонусе держат, а завтра можно будет практически не работать и все это иметь. И вот эта вот роскошь нас убьет. Почему? Потому что если хоть малейшие остатки с уровня Пашу (тела животного) остались, они расцветут так, что в результате человек потеряет смысл жизни, и тогда начнутся волны суицидов. Кстати, это уже сейчас идет в развитых странах, казалось бы, там все как «сыр в масле», а только и слышишь, что одни застрелился, другой удавился. И вот получается, что иногда отрицательные условия вовсе не являются для нас наказанием, а иногда наоборот это очень серьезное лекарство, чтобы сохранить нам жизнь. Человек попадает в такие довольства и благоприятные условия, всем наедается, к Высшему не стремится, а все, что есть уже пресытилось, и он пулю себе в лоб пускает, или кто-нибудь в русскую рулетку играет, чтобы хоть как-то себя в тонусе держать. Поэтому эксримные виды спорта - это характерный отпечаток тех стран, где есть достаток, ни одному негру, который с утра до ночи бегает, чтобы себе кусок хлеба добыть, в голову не придет вести такой образ жизни и это будет страшное испытание, не все его переживут к сожалению. Вот как ни странно, хорошую жизнь переживут не все.


2.4.Скажи преходящему – нет, а Высшему – да!


    Но вернемся мы к цели. Итак, у йогов и йогинь изначально не было стремления к этому внешнему, поэтому их то хорошая жизнь не испортит, они с самого начала за это не цеплялись, поэтому им было все равно: хорошие условия жизни, плохие условия жизни - какая разница? Они за это не цеплялись. Обратная сторона этой медали прекрасно изложена во всех философских учениях, во всех религиях, все религии делают упор на то, что все бренно, все преходяще и они в этом смысле правы. И если начинать анализировать жизнь с этой точки зрения, то действительно очень мрачная перспектива, вроде как и смысла нет. Но на самом деле смысл есть. И вот эта высшая цель, к которой стремились йоги и йогини, она не может быть выражена в словах, но, начиная с какого-то момента, человек начинает интуитивно чувствовать, что его тянет к чему-то Высшему, как правило, если он еще и йогой никогда не занимался, он и нужных слов то подобрать не может, он говорит: «Есть что-то Высшее и меня к этому тянет, не хочу я ни на что смотреть, все равно это все приносит страдания». Так вот это Высшее и есть та самая вещь, что если к ней стремиться, то человек никогда не будет испытывать страданий. Поэтому иногда спрашивают: «К чему стремятся йоги, йогини, аскеты, они, что отказываются от наслаждения, от радости, от счастья?» Нет, они не отказываются, просто они выбирают такие темы, которые потенциально не будут приносить страдания.
    Поэтому если вы видите в своем муже мужа - это вопрос времени, когда вы начнете с ним страдать, если вы видите в своей жене жену - это вопрос времени, когда вы начнете страдать, если вы видите в детях детей - это вопрос времени, когда вы начнете страдать, если вы видите в работе работу - это так же вопрос времени, когда вы начнете страдать. Все, что бы вы ни перечислили, если вы хватаетесь за это, то это вопрос времени, когда вы к этому будете стремиться, потом получите, потом три секунды насладитесь, а потом триста лет это вам будет доставлять беспокойства. И, к сожалению, так устроен мир.
    В то же самое время человек, который с самого начала выбирает вот это Высшее, стремление к этому Высшему и начинает к этому стремиться, для него происходит самая странная трансформация, что например, она в муже видит не мужа, а Высшее в оболочке мужа, что в жене он не видит жену, он видит Высшее в оболочке жены, в детях видит не детей, а Высшее в оболочке детей, т.е. в работе - не работу, а ступеньки, чтобы достичь этого Высшего.
Вот на первый взгляд такая маленькая хитренькая подмена, вроде, как и ничего существенного (подумаешь за одним считал другое). Но, во-первых, это не так то просто сделать, мы все равно интуитивно будем хвататься за формы, а во-вторых, это как раз единственный шанс нам всем с вами жить, заниматься своим делом, любить, рожать, работать, достигать высот и при этом, в конце концов, не остаться у разбитого корыта. Почему? Потому что если человек за всем приходящим видит Высшее, он начинает скользить. Очень часто учителя йоги последнее время сравнивают это с виндсерфингом, что вы начинаете скользить по гребню волны и стоит только ухватиться за эту волну, как она вас о берег разобьет, но если вы перестаете хвататься за преходящее и за всем будете видите неизменное, то вы будете как бы скользить с волны на волну, наслаждаться жизнью, при этом не испытывать удары об берег или об скалы.
    И вот цель йогов и йогинь, тех, кто донес до нас высочайшие йоги, в том числе Йогу Влюбленности, - каждую секунду быть преданным этому Высшему и уметь видеть это Высшее через преходящее.


    РИС. 2. Нужно за всем преходящим видеть неизменное Высшее (постоянного Абсолюта), т.е. за формой видет содержание.



 



И как только ты научался это делать, то жизнь твоя совершенно магическим образом трансформировалась: пришли деньги - ты радуешься, ушли деньги - ты тоже радуешься, пришла жена - ты радуешься, ушла жена - ты тоже радуешься, вот маленький ребенок - ты радуешься, он вырос, оперился, улетел, своей жизнью стал жить и ты тоже радуешься, т.е. с тебя головная боль снялась. Т.е. если мы перестаем цепляться, то мы начинаем на гребне волны плыть по жизни, но для этого, наш взор должен быть устремлен к Высшему, как только схватился за что-нибудь – всё об берег, больно. Потому что, чем больше наслаждение, тем больше волна, а чем больше волна, тем сильнее она тебя стукнет или по-другому, кто высоко поднялся, тому далеко падать. В этих группах йогов и йогинь эта цель была от рождения, потому что это был смысл по умолчанию, там не надо было никому объяснять, там этим жили. Вот у нас есть какие-то общепризнанные нормы поведения, мышления, то, что мы все, не сговариваясь, считаем естественным, но для нас это может быть что-то одно, а для других людей другое, например, для людоедов, которые в джунглях, совершенно естественно по праздникам какого-нибудь человечка съесть, точно так же как для нас торт на какой-нибудь праздник съесть.
    Для этих йогов и йогинь с самого начала приоритет был Высшее, а потом наслаждение всем многообразием того, чего дает жизнь, но только лишь с одним необходимым качеством - не предать Высшее, как только предал Высшее, т.е. ухватился за волну, шмяк тебя, почесал в затылке: «Да, здесь я был не прав». Я не хочу сказать, что среди йогов и йогинь все были небожители, это были реальные люди для своей эпохи, они тоже делали ошибки побольше, поменьше, они иногда на этих ошибках учились, более того огромное количество предупреждений, мы знаем от тех, кто совершал ошибку, ее устранил и после себя оставил описание, чтобы другие не попадались, есть совершенно чудесные тексты, они для меня священные, где йоги и йогини делали ошибки, после которых их в буквальном смысле слова физически уничтожало и самое последнее, что они делали, это писали предупреждение: «Не делайте так, как мы», хотя сами уже понятно до следующей жизни вряд ли этим советом смогли бы воспользоваться. Т.е. как потерял на секундочку о Высшем мысль, схватился за преходящее, а иногда это будет очень утонченно, иногда это совершенно не видимо, то получил негативный результат. Поэтому это накладывает достаточно серьезные ограничения в частности на меня, когда я пытаюсь объяснять Высшие Йоги. Иногда ко мне приходят и говорят: «Уважаемый гуру, Йога Влюбленности – всё же так классно, любите друг дружку и всё будет у вас О’Кей, а ну-ка давайте-ке нам эту йогу выкладывайте». И вот тут у меня проблема, я не имею права держать знание для себя, вы помните, мы уже об этом говорили, я обязан его отдать, я его на халяву получил, вы его должны его на халяву получить, но как мне объяснить человеку? Я говорю: «Ты обычной йогой занимаешься?» - «Нет, не занимаюсь». «Ты хоть какую-то аксиоматику знаешь?» - «Нет, не знаю». «Ну, хорошо, а образ жизни твой какой?» - и вот тут начинается хоть завуалировано, но примерно так: «Хочу домик на Рублевке, вертолетик, чтобы был, деньжат там, жена красавица фотомодель, детишки пускай будут и все это в просветлении, чтобы все это было большим куском с бантиком». Я говорю: «Ну, понимаешь, я не могу тебе дать это знание, потому что все начинается с самого первого – цель, если у тебя цель – уже схватиться за форму, то любая Йога Влюбленности превратится в обычную влюбленность, которая как возникает, так же и исчезает». Бесполезно на песке рисовать, придет волна и все смоет. В этом очень серьезная трудность. По этой причине я и затеял эту тему из серии этих лекций, это образ жизни йогов и йогинь, донесших до нас эти йоги. Почему? Если вы не будете понимать, чем они жили, как они жили, то вы не поймете ни самой йоги, ни основных моментов, которые сделают ее либо рабочей, либо не рабочей.
    Так вот еще раз, как только мы начинаем хвататься за что-то преходящее, то это вопрос времени нашего разочарования, это вопрос времени нашего страдания, только лишь вопрос времени!
     Мне иногда так больно видеть влюбленные пары: «мы с тобой будем там вместе навсегда…», а я этих влюбленных пар за свою жизнь уже насмотрелся так, что уже и смотреть не хочется. Очень хорошее есть в Йоге Влюбленности выражение, положение, что «если ты видишь влюбленных, оставь их в покое, либо помоги». Т.е. помоги в каком смысле? Устрани препятствия. Но как ни странно иногда препятствие на пути влюбленных продлевает время жизни влюбленности, т.е. пока он на северном полюсе, а она его здесь ждет, у них влюбленность, а когда он приехал, на третий день поругались, подрались, а если бы еще полгода там прожил, еще бы дольше была влюбленность. Иногда, как ни странно препятствие, оно консервирует нашу негативную карму и она не разворачивается, чтобы мы не уничтожили свою влюбленность, вот такой парадокс. Поэтому не стремитесь тут же бросаться на шею объекту своей влюбленности, иначе сами, как слон в посудной лавке, в своих объятиях всю эту влюбленность в песок разотрете.
    Так вот, как только сказал: «мое», как только схватился: «мой муж, моя жена, мои дети, моя собака, моя квартира, мой счет в банке», жди того, что кто-то или что-то согласно ТВОЕЙ негативной карме (я подчеркиваю – твоей) это отнимет или это перестанет доставлять наслаждения. Играть отрицательного полицейского здесь будет не какая-то внешняя сила, которая нас наказывает, иногда думают, что кто-то там снаружи, злая сила пытается нам отравить жизнь, нет-нет, отравлять жизнь себе будем сами же по средством своей же негативной кармы, семена которой внутри нас.
    Кстати, из Йоги Влюбленности такой момент: влюбленность уничтожают наши же внутренние негативные семена кармы, снаружи этот подарок никто у нас не отбирает.
    Так вот, как только сказал «мое», как только схватился, как только начинаешь наполеоновские планы на что-то строить, что называется, жди обломов со стороны своей негативной кармы. А если даже обломов этих не будет и ты достигнешь этой цели, то потом может прийти разочарование, например, получить-то получил этот миллиард долларов, а вот тоска хоть повесься и пропить его даже не с кем стало, да и не пропьешь столько. Т.е. это очень страшные вещи и вся идея – из жизни в жизнь нас этому научить. Мы в очередной раз оказываемся у разбитого корыта и в следующей жизни уже цепляемся не так сильно, мы умнеем. И, в общем-то, эволюция - это ступеньки, которые поднимают нас выше и выше, чтобы мы перестали хвататься за преходящее. Но если вы хватаетесь или стремитесь к Высшему, то все остальное используйте, как вам заблагорассудится, единственное - не причиняйте вреда ни одному живому существу и не растрачивайте жизнь по мелочам. Поэтому вот иногда вопрос: «А что йога против богатства?» - да она и ни против и ни за, ей дела нет до богатства. «А что йога против моей красавицы жены?» - да прекрасная у тебя жена, если она еще и йогой интересуется, то вообще просто чудесно, а если нет, то тоже, ну, извини, сам выбирал. Что здесь можно сказать? Все начнется потом, но йога тут ни причем, потому что его красавица-жена, которая может быть ни ухо ни рыло в йоге, но может стать для него ангелом-хранителем, вдохновителем, помощницей, очень часто женщины даже не понимая поддерживают мужчину, памятник таким женщинам, истинная энергия, а может наоборот превратиться в сварливую ведьму, которая все соки из него выжмет. И кто здесь будет разбираться, йога? Нет. Никто. Вот поэтому еще раз с первым основным моментом в образе жизни йогов и йогинь - с целью, мы сейчас и закончим.


   РИС. 3. Вариант разворачивания событий, если цепляться за преходящее


1)


 



2)



3)



 



РИС. 4. Вариант разворачивания событий, если не привязываться к преходящему.


1)



2)




3)




4)





            

17. Ключевые слова: лекции по йоге, аудио лекции, видео лекции, бесплатно скачать, смотреть, слушать, текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Елена Зверева, Йога, самоосознанность, степень самоосознанности, степень ответственности, самоосознания, стадия эволюционного развития, Я, атма, раса, национальность, Америка, Колумб, индейцы, Вселенная, образ жизни, Индия, законы Ману, Римская империя, рабы, Африка, работорговля, Царская Россия, крепостное право, развитые души, души на низком уровне развития, древнее знание йоги, Запад, Непал, Тибет, учителя йоги, три большие группы душ, разделение людей, революции, просветление, самадхи, освобождение, Космический закон Дао, Бог, Абсолют, Высшее, душа, Афоризмы для будущих преподавателей йоги, семена негативной кармы, святой гуру, одиночество, общение, однонаправленность разума, мантры, янтры, самадхи, Высшее, просветление, иллюзия, Шанкарачарья, Тантра, кунадалини, сансары, нирваны, Гималаи, Хатха Йога, Вира, герой, Юлий Цезарь, закон кармы, среда полулюдей-полуживотных, тотальная секретность, ашрам, эгоизм, ассоциативные связи, цель, Пашу, Джонатан Свифт, яху, йоги, йогини, сверхспособности, священный долг, испытание изобилием, испытание роскошью, смысл жизни, высшая цель, Йога Влюбленности, Высшие, Йоги, негативная карма, семена кармы, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, курсы для преподавателей йоги, «все заслуживают тех правителей, которых имеют», Афоризмы для будущих преподавателей йоги, один на один со Вселенной, всё и сразу, общаться друг с другом, отказ от эгоизма, отказ от пещерности в йоге, кармические задолженности, теория ассоциативных связей, ассоциативная связь, Школа йоги традиции Анандасвами.


18. Контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева.


1. По каким признакам нужно судить о человеке?

а) По органо-лептическим.
б) По внешним признакам, т.е. как он выглядит, по расе, национальности, вероисповеданию и т.п.
в) Ни по каким, все люди равны.
г) По тому, на какой стадии эволюционного развития находится его Я, его душа, его атма, в какой степени атма человека самоосознает сама себя.

2. Почему опасно общаться с уголовниками?

а) Они передадут нам свою негативную карму.
б) Мы можем полить семена своей негативной кармы и они прорастут.
в) Научат плохому.
г) Отнимут сэмки и кэпку.

3. Для чего нужны позы Хатха Йоги, медитации и другие методы йоги?

а) Они устраняют препятствия на пути йогина к Высшему.
б) Для защиты от спама.
в) Они приводят гарантированно к самадхи.
г) Для успеха в жизни.

4. Кому открывается Высшее?

а) Тому, кто залезет на Кайлас и три раза плюнет через плечо.
б) Высшее открывается только тому, кому хочет открыться.
в) Тому, кто проживет в человеческом теле 108 жизней.
г) Тому, кто практикует йогу

5. Можно ли достичь Высшего без общей практики с другими йогами?

а) Всяко бывает.
б) Да.
в) Нет.
г) Откуда я знаю?

6. Закончите фразу из Тантр: «Если хочешь быть Богом,…».

а) то никогда им не станешь.
в) практикуй ежедневно йогу.
г) сначала научись хотя бы красиво одеваться.
д) веди себя как Бог.

7. Как в Тантрах называются люди, души которых еще недавно были в телах животных и находятся в состоянии полуживотного-получеловека?

а) Вира.
б) Яху.
в) Пашу.
г) Ку.

8. Как в Тантрах называются люди, для которых собственно и предназначена йога?

а) Интеллигенция.
б) Вира.
в) Дивья.
г) Зира

9. Дети в среде йогов и йогинь, донесших до нас высшие йоги, это?

а) Случайность.
б) Цель.
в) Долг.
г) Способ.

10. Кого нужно видеть в муже/жене/детях, чтобы не начать страдать?

а) Великих йогов.
б) Абсолюта (Высшее в оболочке мужа/жены/детей).
в) Их вообще не нужно заводить добропорядочному йогину.
г) Мужа/жену/детей.

11. Какая цель была у йогов и йогинь, которые донесли до нас высшие йоги?

а) Найти Атлантиду.
б) Райская жизнь.
в) Каждую секунду быть преданными своему кругу общения.
г) Каждую секунду быть преданными Высшему и уметь видеть это Высшее через приходящее.

12. Что или кто уничтожает влюбленность?

а) Объект влюбленности.
б) Неопытность.
в) Порча и сглаз.
г) Семена нашей же собственной негативной кармы.

13. За что можно хвататься и к чему можно стремиться, чтобы это не принесло страдания?

а) За любимого человек, он ведь никогда не подведет.
б) За поручни в автобусе.
в) За Высшее.
г) За своего учителя.

14. Продолжите выражение: «Нет большего счастья, чем родиться в семье…»

а) олигархов.
б) йога и йогин.
в) яху.
г) Вира.

15. Когда человек начинает ценить общение?

а) Пройдя ступени одиночества.
б) После тантрических практик.
в) Став «вира».
г) После чая.

16. Что нужно, чтобы жить, заниматься своим делом, любить, рожать, работать, достигать высот и при этом, в конце концов, не остаться «у разбитого корыта»?

а) Удачно жениться/выйти замуж.
б) Ежедневно читать секретную мантру.
в) Купить запасное корыто.
г) За всем приходящим видеть Высшее, неизменное.

17. Как только сказал: «Хочу», а потом как только сказал: «Мое», следующим словом будет: «…»?

а) Общее.
б) Коммунизм.
в) Страдание.
г) Вечный кайф.


19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Елена Зверева. 

1в, 2б, 3а, 4б, 5в, 6г, 7в, 8б, 9в, 10б, 11г, 12г, 13в, 14б, 15а, 16г, 17в.


20. Ссылки на тексты с похожими тематиками: Все лекции из серии "Образ жизни йогов и йогинь древности"


21. Глоссарий (временно нет).