2011.04.23 Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

Раздел Йога Архив - Лекции по Йоге за 2011 год

Йога и свобода. Вадим Запорожцев.
Да, на прошлой лекции мы плавненько для себя прорисовали  способ ответа на вопрос, как донести идею свободы, как донести высшие принципы свободы до других людей. Так чтобы у них не вызывало отторжение, так чтобы это не было насилием над другими людьми.
Мы подошли к очень интересному способу – поучиться у Абсолюта, как он это делает. Фактически, Абсолют проводит с нами 24 часа в сутки, и в состоянии бодрствования, и в состоянии сна со сновидениями, и в состоянии сна без сновидений. Обратите внимание, как он ненавязчив, вплоть до того, что если вы волеизъявляете, что в вашей вселенной нет Абсолюта, все происходит, так как если бы его бы и не было. Поэтому, чтобы применить этот способ мы подошли к понятию вера.Позже мы порассуждаем над связкой свобода и вера.



Название лекции :

Йога и свобода. Вадим Запорожцев. 

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев,
Дата:
2011.04.23.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание : Временно отсутствует

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru
Слушать Аудио:
    


Смотреть Видео:  

Читать Текст:

Йога и свобода. Вадим Запорожцев.

photo vadim

Мы, на предыдущей лекции, обсуждали тему свободы. И в начале лекции, я попрошу кого-нибудь напомнить, к чему мы пришли на предыдущей лекции? Есть ли желающие?                                 

Слушатель Олег: На предыдущей лекции мы изучали вопрос, как донести до людей йогу, как донести идею йоги до наших близких. Говорили о Раджа-йоге….


Вадим Запорожцев: Мы с вами сослались на пример  человека, который своей жизнью проиллюстрировал, как можно находить общий язык, как можно управлять в  разных условиях и при разных стечениях обстоятельств.


Слушатель: Было так же замечание о том, что Абсолют с нами разговаривает на нашем же языке, и мы, если научимся правильно понимать его, можем быть своим в любой среде.


Вадим Запорожцев: Да, действительно, Абсолют разговаривает с ними на понятном для нас  языке, но это мы рассматривали при другой связке, как донести идею свободы до других.  И был пример о том, какие у нас есть взаимоотношения с Абсолютом. Поучиться лично нашим отношениям с Абсолютом, для того чтобы потом точно так же выстраивать свои взаимоотношения со всеми окружающими людьми, с родными и близкими, с нашими начальниками или подчиненными, и т. д.


Слушатель: В конце была обозначена тема «Свобода и вера», притом, что йога дистанцируется от религии.


Вадим Запорожцев:  Да, на прошлой лекции мы плавненько для себя прорисовали  способ ответа на вопрос, как донести идею свободы, как донести высшие принципы свободы до других людей. Так чтобы у них не вызывало отторжение, так чтобы это не было насилием над другими людьми.

Мы подошли к очень интересному способу – поучиться у Абсолюта, как он это делает. Фактически, Абсолют проводит с нами 24 часа в сутки, и в состоянии бодрствования, и в состоянии сна со сновидениями, и в состоянии сна без сновидений. Обратите внимание, как он ненавязчив, вплоть до того, что если вы волеизъявляете, что в вашей вселенной нет Абсолюта, все происходит, так как если бы его бы и не было. Поэтому, чтобы применить этот способ мы подошли к понятию вера. Позже мы порассуждаем над связкой свобода и вера.

Но прежде, кто хочет поразмышлять? Как донести идею свободы до других?


Павел Сапрыкин: Я думаю, что один из важных моментов, что мысль о свободе нужно без насилия внедрять в жизнь. Проще всего показывать своим примером, как это возможно сделать. Обратная сторона свободы  - это ответственность,  если ты свободен, то сам отвечаешь за результаты того, что ты сделал в жизни. Если кто-то руководит, то он берет на себя ответственность за результат.  А если  ты на свое усмотрение действуешь, то сам отвечаешь за результат.

Надо с каждым говорить надо на понятном для него языке, так же как и Абсолют с нами разговаривает.

Абсолют может проявляться по-разному. Негативные или позитивные события, которые с нами происходят, это и есть проявление Абсолюта, он нас учит таким образом.  Что бы с нами не произошло, хорошее или плохое, надо  сделать выводы и относиться с благодарностью. Можно смотреть более глобально на то, что случилось, не надо переживать, плакать, обвинять других людей, в том, что они сделали что-то не так. Надо брать ответственность на себя, это и ведет к свободе.


Вадим Запорожцев: Это чудесное замечание. Сам фактор того, что вы становитесь свободны, приводит к тому, что вы перестаете ныть и жаловаться, престаете докучать своим  друзьям и близким. Потому что, выходя на новый уровень жизни, вы понимаете: да, вы  становитесь свободным, а раз вы свободны, то за все отвечаете вы и в своей жизненной ситуации виноваты только вы сами.

Как не странно, такое отношение к себе самому выводит человека на очень оптимистичный стиль жизни. Как следствие, с таким человеком приятно общаться, он не доставляет проблем никому, ни своим друзьям, ни близким, ни родственникам. Потому, что он ничего от них не требует - он свободен. Чем больше он становится свободен, тем приятнее с ним общаться.  И наоборот, когда мы зависимы, тогда мы можем предъявлять кому-то претензии, мы можем кого-то обвинять и ныть кому-то, как нам плохо.

И эту ситуацию я хочу еще посмотреть с обратной стороны.

На предыдущих лекциях мы рассматривали связку свобода – ответственность. Если  ты становишься свободным, то ты и начинаешь отвечать за кого-то. А теперь эта ситуация с обратной стороны….

Вы – рабовладелец. То есть свобода и рабство. И вы украли у кого-то свободу. Представьте, что вы - русский помещик  начало 19-ого века. И у вас, как у Чичикова, мечта: сколотить себе известное состояние. Вот у вас столько-то душ крестьян, но в отличие, от Пал Иваныча Чичикова у  вас не мертвые души, а живые. И вот вы – барин (или барыня).

Сейчас стало модно вспоминать свое дворянское происхождение. Куда только ЧК и НКВД смотрело все эти 37-ый годы, непонятно?

Представьте, что у вас столько людей, за которых вы отвечаете. С одной стороны у вас есть над ними власть. Этого кузнеца продать, повара купить, того переселить, этого выпороть …  Вы – царь и бог, а у вас рабы и каждая ваша прихоть исполняется.

Помните, как это было в фильме «Формула любви»? - «Хочу, чтоб на латыни все изъяснялись».  И крестьяне начинают афоризмы на латыни изучать, и говорить, чтобы усластить ваш слух.

С одной стороны, вроде как приятно - у вас есть власть. С  другой стороны вырисовывается совершенно не очевидный парадокс – вы становитесь заложниками, тех людей, над которыми вы властвуете.

И это только глянцевая сторона, что вы за счет своих крестьян (рабов), свободны. Или наоборот, это только глянцевая сторона, когда наш среднестатистический бюрократ за счет прописки и регистрации свободен, он может, как ему кажется, планировать жизнь страны. Это иллюзия, потому что, есть обратная сторона:  «Ах, если ты такой хороший, раз ты наш господин, так ты за все и отвечаешь! Мне плохо – ты виноват! Эпидемия – ты виноват!».  И с известной периодичностью, недовольство накапливается, иногда объективные причины этого недовольства, иногда просто умопомрачение и мы имеем, как у Пушкина сказано: «народный бунт». Кровавый, беспощадный, безумный, бессмысленный, когда бывшие рабы начинают убивать всех подряд, всех кто попался под руку. И кого начинают резать и жечь? Понятно – своих бывших хозяев.

В этом смысле такая кармическая завершенность. Ни что не остается без наказания. Есть такой анекдот: «В тюрьме сидят двое - заключенный и охранник». Сидят двое, но один считает себя рабом или заключенным, а другой считает себя свободным. Но по сути дела несвободны оба.

Выкристаллизовывается любопытная вещь, что если от тебя хоть кто-то зависит, то ты автоматически становишься несвободен.  Если от тебя зависит жена, твой муж, сослуживцы на работе или ты запугал всех своих соседей в своей деревне, городе, подъезде. Есть такие люди, которым надо что-то такое творить. Если  тебе кажется, ты преуспел в этом, тебя все слушаются, все подчиняются, и, на первый взгляд, тебя боятся, по большому счету, бояться должен ты сам.

Рабство, которое ты накладываешь на других -  это рабство, которое лежит и на тебе. Только ты этого не осознаешь.  Поэтому самая страшная вещь происходит, когда ты оказываешься  в невидимом рабстве. Самая страшная тюрьма – это та тюрьма, где ты думаешь, что  ты свободен, где не видно стен, не видно каторжных колодок на руках и ногах.

Все умные люди стараются, как можно меньше бывать в ситуациях, когда от них кто-то зависел.

Мы, по своей неопытности, думаем: «Как хорошо было бы, если бы я был начальником! Или владельцем крепостных крестьян!  Или царем! Или тираном–рабовладельцем»! А умные люди стремятся, чтобы как можно меньше кто-либо от них зависел. Они всячески дистанцируются от власти. И чем больше они стараются дать свободу другим, тем больше они ее получают. И это уже истинная свобода, когда и ты свободен, и те, кто тебе подчиняются, действительно, свободны. Это сложная, не совсем очевидная схема, но поразмышляйте над этим хорошенько.

Мне попался однажды очень плохой перевод китайского трактата, но даже через этот перевод, светила эта мысль. Суть трактата заключалась в перечислении того, какой  император самый лучший.  И некие такие ступеньки – градации. Расскажу своими словами. Идея заключалась в том, что лучший император тот, которого люди боятся. Он постоянно казнит, всех держит в узде и повиновении. А кто лучше этого императора?   Лучше этого императора следующий, который, как казнит, так и милует, кого надо -наказывает, кого надо  - награждает. Следующая градация: еще лучше тот, который мудрее и ведет такую политику  - мало, кого казнит или наказывает. Там идет целый список этих сравнений, но самое парадоксальное, это последняя ступень. Самый наилучший император тот, о котором люди только знают, что он есть.

Вы понимаете? Это такая высочайшая форма власти, такая высочайшая форма свободы  своего императора,  который просто своим присутствием делает все, что надо, но при этом нет  ярко выраженной зависимости других  от него. Это точно передает ту мысль, что  таким образом ведет себя Абсолют.  Он в минимальной степени нас порабощает, он  в абсолютной степени не ущемляет нашу свободу. И тем самым, и мы свободны, и он свободен. Мы можем общаться с Абсолютом, только лишь, если сами волеизъявим к нему обратиться. То есть мы полностью свободны, свободны даже от Абсолюта, это парадокс. Потому, что он нас сделал по своему образу и подобию.

Это идеальный и  гениальный вариант руководителя.   Настоящий руководитель это тот, кто обличен властью. Настоящая власть – это проявление твоей личной свободы, когда ты делаешь, как ты хочешь. Но по настоящему, это происходит, когда ты даришь свободу другим. А когда ты ее у кого-то воруешь, то получается, что ты воруешь ее у самого себя. Всегда бойтесь, когда от вас кто-то зависит. Знайте, если хоть кто-то от вас зависит, то это только скрытая, неочевидная  форма того, что вы от кого-то зависите.

Очень изящно применяйте эту схему  на своем  рабочем месте, в своей семье или со своим любимым юношей или девушкой. У вас не останется выбора, так как вы, если человек свободолюбивый, вы  хотите свободы,  не за какие уговоры не пойдете в сторону сокращения своей свободы. Это для вас нонсенс.

По этому, вы не будете подсаживать на себя, порабощать кого-то, становиться пупом земли: «Только я и  все! Пока я жив,  вы все живы, я умру и вам конец»!  Только появляется такая мысль, которая начинает щекотать  наше Эго: «Какой вы незаменимый! Какой вы умный! Что же мы  будете делать без вас!? Умрем все!» Эго начинает расти, распирать: «Да, я великий, умный, могущественный!» - мы начинаем себе говорить. И в этот момент, когда мы попались на Эго, мы начинаем терять свою свободу. Если нас прямо не взяли, то возьмут с тыла. Наше самолюбие: «Какая наша, Вадима Валерьевича, величайшая роль в истории йоги! Незабываемая!  Я же пуп земли, светоч, океан сострадания и знания!»   А такие мысли возникают…

Недавно тут мне прислали письмо «… мы ваши лекции на другие языки переводим…», а Вадима Валерьевича начинает распирать: «Мои лекции уже читают на других языках!». Мне же так приятно, я уже становлюсь фактором международного влияния! Я же ОГО-ГО!!!

А это говорит Эго. И в этот же момент приходит несвобода. А потому что мне сразу становится не безразлично. Как меня переводят на другие языки? А правильно ли меня переводят? А  вдруг неправильно  или еще что-нибудь. И этим я начинаю сажать сам себя в тюрьму.

А бывает, приходят письма: « … а можно вас цитировать? Имеем ли мы право…? Или …авторские права на ваши лекции… и т. д.». И вот только скажу: «Мои авторские права на лекции…» или «Копирайт», сразу в наручники приковал себя к своим собственным лекциям, и я становлюсь придатком своих же лекций.  И вот, спросите (простите меня за сленг), на какой хрен мне все эти лекции?  Я не хочу, что бы от меня кто-либо зависел даже, через систему копирайта.

Возникает вопрос, как тогда зарабатывать деньги или еще что-то? Думать надо. Не надо это делать впрямую, косвенно, за счет рекламы, как в  Google. Реклама есть, мне за нее платят, а вы берите, что хотите.

Всегда надо думать, что бы в меньшей степени порабощать кого-то. Чем угодно: своей личностью, тем, что ты делаешь, результатами своего труда. И чем меньше ты будешь порабощать, тем больше свободы у вас будет. И обратная сторона, конечно же, все захотят со мной общаться, с моими лекциями, за  которые я не требую  ни денег, ни поклонения, ни воспевания, ни восхваления. Конечно же, люди чувствуют, что этим самым  не ущемляют свои права, они остаются свободными и даже расширяют свою свободу. Оказывается, что, разрывая круг того, что от меня кто-то зависит, я обретаю свободу, я даю кому-то свободу и сам ее получаю.

И наоборот, если я требую прописки или регистрации или «почему без панамки?», или как в фильме «Кин Дза Дза»,  в носу чтобы колокольчик висел и два раза «ку» делали при встрече.  Тем самым, я только себя завязываю.

Поэтому, если у вас есть возможность кого-то не порабощать, не порабощайте. Если есть возможность развязаться – развязывайтесь. Иногда возникает эгоистичный страх, а если они от меня зависеть не будут, то завтра разбегутся все. А я останусь один, не кому не нужен и ни кто со мной играть не будет. При этой схеме вы теряете свободу.

Мы, в МОЙУ тратим столько времени на рассмотрение, казалось бы, второстепенных, не имеющих, казалось бы, отношения к йоге вопросов. По идее, мы должны рассматривать, как та или иная поза влияет на какие-нибудь эндокринные железы, как это модно на Западе. А эта поза, от какой болезни? А вот эта от чего? А похудею ли я, если буду делать эту позу или поправлюсь?

Все ждут этого от йоги, что  их запрограммируют как машинки, и они, будут делать. А мы, вроде как понапрасну время тратим, рассуждая о таких абстрактных вещах, как свобода, рабство. Но это вещи первостепенные. Даже тот фактор, обладания какой-то фигурой -  может являться отражением каких-то психических процессов. Вы можете внутренние ручки расцепить и отказаться  от чего-то, или, наоборот, за что-то схватились.

Эта концепция: отпускать или держаться, порабощать или давать свободу, она моментально отражается, в том  числе и на физическом теле. Я часто встречал людей, которые страдали болезнями только лишь по тому, что боялись. Боялись давать свободу, боялись отпускать. Муж боится отпустить жену, жена боится отпустить мужа. Родители боятся  отпускать детей, дети  -  родителей. Начальник считает, что нужно держать в узде подчиненных. Работники мечтают стать незаменимыми на фирме, чтобы их не уволили. Как ты его уволишь, он - главный инженер или технолог, если потом фирма остановится?

Сейчас пошла волна в СМИ, закон джунглей: «Кто смел, тот и съел», не успел украсть, хоть поработи окружающих. Не успел приватизировать  нефтяную компанию, так хоть методом лингвистического программирования всех вокруг зазомбируй и держи, что бы они, как марионетки были. Каждый пытается урвать себе. Впрямую не украл, так косвенно кради. Люди не понимают, что это тупиковый  вариант, это давно отработанно, во времена динозавров. А динозавры  вымерли давно. Так зачем же опять, повторять чужие ошибки?

Очень аккуратно относитесь к людям, которые от вас зависят. И не только к людям, даже к домашним животным. Мы в ответе за тех, кого приручили. Прежде, чем кого-то приручать - собаку, кошку, мужа, жену, сослуживцев, вашего начальника, подумайте: «А вам это надо?». Может все-таки выстраивать  линию поведения в сторону  увеличения свободы, а не ее сокращения?

Параллельная этой тема.

Мы пришли на предыдущей лекции к выводу, что очень хорошим примером, для нас является  Абсолют.   Такие мудрые люди, как китайские императоры, которые правили  тысячелетиями, в этом смысле уподоблялись Абсолюту, недаром, их называли «живыми Богами». Не все, конечно же, императоры были мудрыми, но факт остается фактом, что в средние века, мы в  Европе были просто варварами, по сравнению с той утонченной культурой, которая была в Китае.

А знаете, почему Китай был закрыт?  Они не могли смотреть на европейцев. По всем канонам и представлениям европейцы были хамы, с совершенно омерзительными привычками, от некоторых даже плохо пахло. Китайцы  не были горделивыми, самонадеянными, а они просто сравнивали. Тибет тоже очень долго был закрыт. Почему?  А вокруг варвары, с которыми бесполезно разговаривать, они все равно ничего не понимают.

Мы пришли к выводу, что можно копировать свое поведение с поведения Абсолюта. Пусть Абсолют будет нашим абсолютным учителем. Но для этого мы должны хотя бы верить в то, что он есть.

Йога - это система, призывающая к свободе, а если вы, как свободное существо, волеизъявили не верить в Абсолюта. Почему?  Без объяснения причин. Имеете право на такую точку зрения, как свободные люди?  Имеете. И что, для вас закрыт  путь к дальнейшему росту? Нет, не закрыт! Есть еще один путь, и я хочу, что бы мы о нем немного поговорили.

Но сначала ….

Вадим Запорожцев:  Кто себя похвалит?

Наталья Королькова: Я такая молодец! Очень важный итог моей работы над собой случился на этой неделе. Мне руководство согласовало повышение зарплаты.


Вадим Запорожцев: О, браво! Вот это я хочу слышать! Иногда ко мне приходят и говорят: «Мы Хатха  йогу научились в три узла завязываться. Или левой ногой затылок чесать». Меня это мало интересует. А когда люди, занимающиеся йогой, начинают проявляться в социуме, для меня это большее доказательство, что истинные йоговские процессы идут замечательно.

Наталья: Помимо повышения зарплаты, мне позволили идти еще в один, дополнительный отпуск. Моя свобода по всем пунктам расширилась. Самое интересное то, что их предложение было выше, чем мое изначальное пожелание.

Хочу подвести итог. Йога работает, если вас интересует какое-то социальное развитие, почитайте курс по Кармайоге, курс по йоге и деньгам, была замечательная лекция по резюме. Все это работает! И вот результат, который я сегодня могу озвучить. Это конечно не за один день, но это того стоит.

Вадим Запорожцев:  Отличная реклама! Лучшей рекламы я и не хочу слушать.

Лучшая характеристика мужчины - это его женщина, лучшая характеристика женщины – это ее мужчина. Так же и здесь, лучшая характеристика каких-то духовных свершений – это ваше преуспевание в обычной жизни. И, заворачивая этот мощнейший раджайоговский посыл, все рекомендации, которые Наталья перечислила, выводятся в тех лекциях и рекомендациях  из соотношения свободы. Если вы будете своему начальству своей работой, своим вкладом в фирму увеличивать свободу в чем-то, начальство всегда, с радостью, пойдет на увеличение вашей свободы, через финансы, через отпуска или через что-то еще. Потому, что вы даете свободы больше. Это такой директивный путь. У нас нет двух вселенных, законы одинаковы, как в йоге, так и в бизнесе, в искусстве, культуре, в чем угодно.

Вернемся к нашей теме. Продолжаем.

А если не веришь в Абсолюта и китайского императора?  А не было китайского императора, или был только Шихуанди,  император который казнил около 200 известных ученых Китая, в один день отрубили им головы.

( В Википедии сказано: Цинь  Шихуанди.  « как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю.»  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%ED%FC_%D8%E8%F5%F3%E0%ED%E4%E8 )

Так вот, развитие Китая было  отброшено на столетия назад после этого. И уже в последующих эпохах, даже сравнение, того или иного политического деятеля с делами  этого императора, воспринималось, как глубочайшее оскорбление. Как если бы вас ставили на один уровень с совершенно невежественными правителями.

У всех нас есть какая-то предыдущая карма и может сложиться, что в настоящий момент мы не признаем понятие «Абсолюта».  Если сейчас введут насильное религиозное образование в школах, знаете к чему это  приведет лет через двадцать - тридцать?  К тому, когда на дух не будут переносить чего-то Высшего, Божественного, Абсолютного. Когда это из-под палки – всегда эффект обратный. Может так  случиться, что у вас такой предыдущий этап жизни. Ну не нравится вам идея Абсолюта, не нравится и все!

Как же доносить идею свободы? Кто как думает?

Анастасия Госькова: У нас есть две системы аксиом макрокосмоса и микрокосмоса. И если мы не можем опираться на аксиомы макрокосмоса, представителем которого является  Абсолют, то мы можем опереться на аксиомы микрокосмоса.

Вадим Запорожцев: Замечательно.

Анастасия: А можно еще высказаться по поводу предыдущей темы? Созависимость свободы и ответственности. Она мне очень близка.  Я к тем же выводам, что вы озвучили, пришла, размышляя над вопросом отношения с детьми. Можно?

Вадим Запорожцев: Конечно, мы слушаем.

Анастасия: Дети – это тот фактор, который своим появлением в нашей жизни,  делают нас несвободными от себя. Потому, что они делегируют  нам право распоряжаться  частью своей свободой. И это очень сильно чувствуется.  Не теоретически, а практически чувствуется.

И к вопросу о воспитании. Мы хотим, чтобы наши дети поступали верно, и  могли принимать верные решения в жизни. Самым легким способом видится контролировать, и методом кнута и пряника, наказаний и поощрений, объяснять ребенку, что верно и  что неверно. Но добиваемся мы этим лишь того, что ребенок поступает верно, лишь тогда, когда есть контролирующий фактор (внешний) – родители. Когда же этого фактора нет, как поступит ребенок – совершенно непредсказуемо.

Мне кажется, что надо дать понять ребенку, что контролирующий  орган должен быть внутри и тогда родитель может быть спокоен, что ребенок, даже когда нет контроля, будет принимать правильные решения. Потому  что  он сам будет брать ответственность за свои решения на себя, а не родители. И родитель становится более свободным в этих отношениях.

Вадим Запорожцев: Если вы помните, у нас вся эта дискуссия «Как донести идею свободы до других» началась именно с  взаимоотношений родителей с детьми. И вы, Анастасия, по-моему, и задали эту тему. Давайте еще раз по ней пройдем.

Получается, когда к нам приходят дети, на первый  взгляд, они ограничивают нашу свободу. Пеленки, кормить, играть, выгуливать. Родителям можно было бы  и чем-то другим заняться. На первый взгляд, свобода ущемляется. Но это только на первый взгляд, потому, что своим приходом в нашу жизнь, дети гарантируют нам возможность сохранения нашей свободы и возможности нам самим родиться в следующей жизни в теле человека, в качестве детей наших детей. Приход  детей не является сокращением нашей свободы, хотя на первый взгляд так и кажется, что на дискотеку не сходишь, потому, что ребенок дома плачет. Поэтому свобода не нарушается.

С другой же стороны, ребенок, когда приходит к нам, он приходит именно к нам, а не к кому-либо другому. В  этом смысле, не бывает случайных детей. Когда он к нам приходит,  он, действительно, добровольно делегирует нам определенный процент своей свободы, чтобы мы позаботились о нем, как бы говоря: «В этой жизненной ситуации, родитель лучше поймет, что будет лучше для моей свободы, как лучше выстроит политику поведения или воспитания, чтобы моя свобода расширялась».

Ребенок говорит: «Да, будучи еще маленьким,  еще не до конца отдавая  себе отчет в своих поступках, я доверяю родителям ограничивать меня от тех поступков, которые сократят мою свободу. И наоборот, поощрять, те поступки, которые  увеличат мою свободу. Когда родители говорят, что бы я не бездельничал, или наказывают за это, я сам  их об этом попросил. Тем фактом, что пришел именно в эту семью, именно к этим родителям  и с этими средствами наказания.  Но, с другой стороны, если родители меня с младенчества тащат в музыкальную школу, а мне хочется с друзьями играть, тем самым пытаются расширить мою свободу, потому что во мне, может быть,  Паганини и Чайковский спят и видят, как бы  мне раскрыться с самого детства. Я этого пока не понимаю, но понимают родители, к которым я пришел, как ребенок. Так же я делегирую им способ меня поощрять». Но для этого надо прийти именно к этим родителям, заявить о своем  согласии: «Я согласен, чтобы родители наказывали меня, как считают нужным, поощряли, как считают нужным».

Здесь, совершенно изящная параллель с тем, как к нам относится Абсолют. Недаром, в огромном количестве  доживших до нас  религий, очень часто высшие силы сравнивают с родителями.

В Аврамических религиях, там  больше - «отец небесный», и отношение человека к нему, как к родителю мужского пола. Может, это связанно с психологией восприятия, нужна была твердая мужская рука, чтобы  держать в  узде.

На Востоке, в частности, в Индии чрезвычайно  популярна другая концепция – «матери небесной».  Возможно потому, что мать мягче, если и наказывает, то не так жестко, может, приголубит  более проникновенно, чем  отец.  Этих  религий, где поклонение идет женскому, где Вселенная воспринимается, как мать, огромное количество.

Еще на Востоке сохранилась такая интересная концепция, мы о ней упоминали на прошлых занятиях – Кула или Каула доктрина, она очень хорошо сохранилась в тантрическом течении, в частности  в Тантра  йоге. У последователей  Каулы (или Кулы) все уравновешенно, у них есть и папа, и мама. Слово «Кула» или «Каула» в одном из своих переводов  означает – «семья». Есть небесная мама и небесный папа, а мы все, люди – их дети. И отношение к ним, как к небесным родителям, то есть уже полная семья. Там есть и мама, к которой можно подлизаться, есть и папа. Как маленькому ребенку, какие-то дела лучше с мамой обговаривать, а какие-то с папой. Просить новый мотоцикл – это, скорее, к папе, а отпроситься с уроков – это лучше к маме. Правда бывает наоборот, в зависимости от того, какой родитель, какие аспекты больше демонстрирует. Тут нет жестких законов, но есть некая сбалансированность, есть две крайности. У последователей Каулы есть именно такой подход, такой же подход и у последователей Родовой йоги (всех интересующихся отсылаю на сайт www.openyoga.ru ) через систему  предков. Предки, предки, предки и уходят до таких  высот, что ой-ёй-ей! До самого Абсолюта. Только уже Абсолют, как влюбленная пара, а мы их дети.

Обратите внимание, параллель между религиями  и стандартами поведения в семье. Между родителями и детьми. Любая религия, через свою философию или метафизику, это шаблон поведения  для  ее последователей.

И действительно, если ты в каких-то мифах, сказаниях или догматах читаешь, что должно быть так и так, то ты, невольно, переносишь это на свою жизнь, на свою семью, на своих детей или родителей. Как ребенок делегирует полномочия, чтобы себя контролировать, наказывать или поощрять, тем фактом, что он рождается именно у определенных родителей. Подобно этому, если человек обращается в ту или иную религию, то он тем самым делегирует полномочия Абсолюту прийти в его жизнь именно в тех качествах, которые приписывают  Абсолюту в той или иной религии, и действовать в рамках этой религии. Мы должны сами сказать: «Верю в эту религию, приди и оживи ее. А я согласен играть по правилам этой религии». Только лишь после этого волеизъявления  Абсолют  говорит:  «Хорошо. Ты поверил в меня в такой форме,  приду в  такой форме. Хочешь,  как отец  небесный, хочешь, как мать, как тебе захочется. Я разговариваю с каждым на понятном ему языке».

Действительно, все самое лучшее, самое ценное, что мы встречаем  в религиях, вызвано именно этим. А самое отвратительное мерзкое, все, что приводит к крови, к догмам, к религиозной нетерпимости - это когда про большую истину начинают забывать. Форма  начинает  подменять содержание. А содержание только одно – Абсолют, больше нет ни какого содержания. И если уж я подписался на какие-нибудь религиозные доктрины, сказал:  «Хочу, чтобы за это меня наказывали, а за это поощряли. Я рождаюсь новым адептом  той или иной религии», то я сам приглашаю Абсолюта, играть по этим правилам. И он говорит: «Вот они заповеди, и ты сам согласился их соблюдать, начнешь нарушать – получишь подзатыльник».

Точно так же, как с ребенком. Он может родиться в семье интеллигентов, где тебя и пальцем не тронут, а может родиться в семье алкоголиков – что не так,  сразу затрещина, чтобы быстрее доходило.  У древних римлян было выражение: «Уши у мальчиков находятся на спине» - если надо донести знания в школе, то надо его лупить розгами, только так он их услышит и запомнит.

Получается, что мы сами начинаем, пользуясь своей свободой, придумывать пути духовного развития и, как следствие, призывать высшие силы действовать в рамках того, что нам ближе. Этим объясняется, почему все религии разные, иногда противоречат друг другу в принципе.  В  тоже время, и та работает, и эта работает. А как это определяется?  Я, например, вижу  человека, начинаю общаться и чувствую, как из него «прет». Что-то хорошее, доброе, светлое, неважно, какая религия. Я вижу - есть Высшее, хотя он говорит одну религиозную доктрину. Встречаюсь с другим, тоже, чувствую, что-то ему открылось, хотя говорит прямо противоположное, чем первый. А я чувствую, ему тоже открылось. Открыться может и так, и так, потому, что понятие Абсолюта оно сверхлогично. Оно выше, чем понятие форм.

Эта аналогия, взаимоотношения  детей и родителей, переносится на взаимоотношения космических мамы и папы с  нами самими. Если вы ребенок, и у вас есть ваши папа и мама, и вы с ними не в ладах. Например, ваши родители не понимают, почему вы йогой занялись, или еще что-то. Подумайте, перенесите эту концепцию на ваши  взаимоотношения с космическими папой и мамой, ведь ваши физические папа и мама - это лишь олицетворение космических. Если ваши дети шалят, взгляните на них глазами космического родителя, представьте, что это вы сейчас  Абсолют и вы смотрите на того, кто сам пришел и призвал вас. Начните общаться с этой позиции, и все встанет на свои места.

Это было ответвление.

А если не было  никакого Абсолюта, нет мамы и папы, ничего нет?


Юлия Романовец: Я хотела добавить на тему, которую затронула Настя. По поводу веры или неверия в Абсолюта. Один из ярких примеров, которые я люблю приводить:  если аборигены, которые живут где-то в Африке, не разу не видели электричества – это не значит, что его не существует. Его просто не существует в их Вселенной. Мы можем во что-то верить, верить в инопланетян, но  оно, либо есть,  либо не появится в нашей вселенной. Чтобы развивать отношения с Абсолютом, чтобы он общался на понятном для нас языке, вне зависимости от того, верим мы или нет, нужно развивать доверие.

Для примера. Почему детей  до пяти лет надо воспитывать, как царей? Потакать им во всем.  Потому что в этом возрасте закладывается фундаментально доверие, тотальное доверие, есть папа, есть мама, если они заняты, есть подруги, бабушка, дедушка и все будет хорошо. И у ребенка развивается тотальное доверие, он в будущем будет доверять Абсолюту, этому макрокосмосу и избавляться от каких-то сомнений. А сомнения - это наше неведение. Мы не знаем, как поступить, начинаем сомневаться, а если мы не сомневаемся и тотально доверяем Абсолюту, то можем общаться с ним на другом языке. Вера - перетекающая в доверие.

Вадим Запорожцев: Это следующая тема. Давайте чуть-чуть назад вернемся.

Вопрос был несколько в другом: «Существует ли способ донести привлекательность свободы, помимо фактора Абсолюта»? Какой еще способ может пригодиться, чтобы донести вкус свободы. Кто что думает?


Слушатель Марина: Если мы не уповаем на Абсолют, то уповаем на себя самого. И идя по ступеням просветления, со временем сами становимся своими учителями. Мы сами себя учим. И набираемся опыта у себя.

Вадим Запорожцев: Кто еще хочет тему развить?

Слушатель  Елена: Я, когда была маленькая, у меня болели коленки. Мой пес подходил ко мне и клал лапы на коленки, и своей любовью все проходило. Неважно как это назвать, но любовь это тот же импульс.

Вадим Запорожцев: Да, есть еще какой-то факт, который,  не апеллируя к такому грандиозному понятию, как Абсолют, но так же способен что-то изменить. Что это за фактор?

Слушатель: Этот фактор - вера в наше Высшее Я.

Вадим: Да. Этот фактор в этом  смысле помогает нам в осмыслении и в способе донесения идеала свободы до других. Да, вы, как существа свободные, можете не знать про Абсолюта,  но вы-то сами есть! Есть такое понятие, как «Вы», ваше тело, ваши тела. И если вы начинаете размышлять над тем, кем же вы являетесь, то приходит знание. И это знание, постепенно, начинает отсеивать затмевающие идеи в отношении того, кем же вы являетесь на самом деле. Рано или поздно, вы придете к осмыслению концепции: «что есть ваше Высшее Я».

Это, действительно, очень серьезный фактор. Если вы осознаете, хотя бы в мельчайшей степени, что есть ваше Высшее Я, то все качественно начинает меняться. И этот фактор: «как донести вкус свободы до других людей», может быть трансформирован в  фактор «помочь другим людям разобраться, кем они являются на самом деле». Или все превращается в  призыв, известный с древнегреческих времен: «Познай самого себя!». И  по мере того, как человек будет познавать самого себя, он будет становиться свободнее. Чем он будет свободнее, тем он больше будет пропитываться этим вкусом. Он попробует это на себе. И в дальнейшем, попробовав этот вкус свободы, он не будет от него отказываться.

Вырисовывается второй фактор знания - знания своей собственной природы.

Итак, если вы кому-то помогаете обрести  знание его собственной природы, вы можете привить ему вкус к свободе. Это диаметрально противоположно, на первый взгляд, тому, о чем мы здесь говорили. Здесь нет апелляции к высшим силам, к Абсолюту, здесь есть вы, как живой человек, и есть другой человек, так же живой. Идет взаимодействие один на один с другим человеком, от вашего Высшего Я к его Высшему Я. Здесь не надо доказывать, а существует ли это Высшее Я или не существует. Потому что, по умолчанию, мы все согласны с тем,  что оно существует. Мы можем сомневаться: «Есть или нет Абсолют». Но открыто сомневаться: «Существует или не существует ваше Высшее Я» - эта мысль достаточно абстрактная.

Здесь есть небольшая тонкость  в том, что мы подразумеваем под своим Высшим Я, в первую очередь, конгломерат своих ощущений.  Если кто-то другой  доносит до нас знание, как распутывать этот конгломерат и проникать во все более глубинные и глубинные слои своего же собственного Высшего Я, то начинает меняться наше представление о нас самих. Если можно так сказать, оно становится более абстрактным. Вплоть до того, что, рано или поздно,   вы понимаете, что никакие  качества, сравнения, ни какие эпитеты, регалии не имеют отношение к тому, что называется наше высшее Я. Оно вне качеств, но оно есть. Потому что, по мере того, как вы будете приближаться к нему, вы начнете ощущать его все сильнее и сильнее. В древних текстах сказано так.

Вы сидите здесь в зале. Безусловно, у вас, у каждого  есть ваше Высшее Я. Оно светит через конгломерат представлений о себе, ощущений от вашей предыстории, через ваши тела, страхи, надежды, но этого света достаточно для каждого из вас, чтобы почувствовать, что вы есть, чтобы почувствовать, что я сижу в этом зале, такой хорошенький.  Но если кто-то другой начнет доносить до вас знание вашей Высшей природы, то вы последовательно начнете отказываться от ложных представлений о себе, и углубляться в истинную сердцевину или в истинную суть своего Я.   Вы начнете понимать, что ваше представление о себе, конечно замечательное, но под  этим слоем есть что-то более яркое, более реально ощущаемое и осязаемое, чем ощущение я - женщина,  я – мужчина, у меня такое образование, такие надежды, такие страхи и т.д.

Итак, чем глубже, тем сильнее оно начинает светить, но тем труднее его словами описать природу своего Высшего Я. И на каком-то этапе вы дойдете до такой степени глубины, что ваше Высшее засверкает так мощно и сильно, как сказано в древних текстах - «ярче миллионов, солнц и лун». Вы вдруг ощутите свое существование настолько в грандиозном свете, по сравнению с которым ваше настоящее ощущение себя – жалкая тень, жалкий отблеск! Тут не надо будет уже верить или не верить, существует ваше Высшее Я, или не существует, вы просто будете его постигать  напрямую. Вы его и сейчас постигаете, но через толстое наслоение представлений о себе.  И чем больше эти представления, неведение относительно самих себя,  сокращаются, сокращаются, сокращаются, и сокращается, тем больше приходит свободы. И вы начинаете пробовать ее на вкус уже сами. Попробовав ее хоть раз, вы уже ни за какие уговоры не будете от этого отказываться. Почему?  Вы поймете, что это единственное,  к чему вы всю жизнь стремились. А все остальное - это были какие-то увертки, которые должны были привести к тому же самому, только обходными путями. Все это приобретается с помощью знания.

Теперь сухой остаток. Как мы можем донести до других людей вкус свободы? Ответ очевидный - мы должны дать им знания! Мы должны донести до них знание, чем они являются на самом деле. Если нам удалось донести, хотя бы немножко знания другому человеку, кем он является на самом деле, вы раз и навсегда привьете ему вкус свободы. Лекарство – это знание!

Как правильно сказала Настя, у нас в системе аксиоматике йоги есть две системы аксиом: микрокосмоса и макрокосмоса. Сухой остаток системы макрокосмоса - это упование на Абсолюта,  попытка скопировать его стиль поведения.   Для того, чтобы это сделать,  надо, по крайней мере, иметь веру в Абсолют. И есть другой путь из аксиоматики микрокосмоса - апелляция к Высшему Я человека, а в большей степени это приходит через  знания. Если есть знание, то можно говорить о каком-то Высшем Я или приближении к этому Высшему Я. Иногда, вульгарно, называют это двумя путями. Путь через Джнану – путь через знание  и путь через Бхакти – путь через веру. (Правда  «вера» не очень хорошее слово для  Бхакти  йоги, но в первом приближении годится.)

Неважно, какой путь вы выберете. И тот, и другой ведет к конечной цели йоги – приобретению высшей свободы, как для вас самих, и (как сказано у классика)  для тысяч других которых вокруг вас.

Но вернемся к пути «знания». Если вы научитесь другим людям давать знание и это знание поможет им понять их Высшее Я, вы привьете им вкус к свободе.

Но как сделать, чтобы знание действовало? Знание надо применить в опыте.  Чтобы человек мог тут же внутри себя отыграть и, получив знание из ваших уст, пропустив его через свой опыт, получил положительный результат, то он убедится, что знание верное и сам пойдет этим же путем. Если же не будет фактора опыта, знание так и останется умственной эквилибристикой, теорией.

Теперь вернемся к теме «Свобода и вера».

Владимир Савостьянов: Идея свободы доносится, когда ты чувствуешь и понимаешь свободу, когда к тебе  приходит Ананда свободы. Осознание - это понимание, плюс чувствование и жизнь в этом, тогда можно предать.

Вадим Запорожцев: Замечательное дополнение, оно как-то ускользнуло от нашего рассмотрения. Мы почему-то забыли, что приближение к свободе должно раскрывать нашу истинную природу.

Мы помним, что наша истинная природа это - Ананда или радость, счастье, наслаждение. Если мы, хоть чуть-чуть раскрыли свою свободу и приблизились  к своему Я, то уровень радости, счастья резко увеличивается, а это то, к чему мы все стремимся.

Поэтому, если нам удастся донести Ананду до других, то это в какой-то степени покажет вектор своего внутреннего движения. А удается это сделать через вдохновение. Если вас переполняет какая-то идея, в которой вы  утвердились, хотя бы от части, то из вас начинает (простите за сленг) «переть  изо всех щелей».  Ваша речь может быть скомканной и неправильной, как говорят англичане: «Человек с копытом во рту». Но это ничего не значит. За каждым вашим словом чувствуется что-то большее, чувствуется Ананда, которая вас распирает. Другой человек, войдя в соприкосновение, как бы настраивается на волну счастья, радости, грандиозности, даже если до конца не понимает, чем она вызвана. И под впечатлением этой радости, наслаждения, Ананды, он начинает задумываться: «А в какое направление двигаться? Что волеизъявлять?». И он склонен волеизьявлять, чтобы внутри у него была такая же Ананда.

В древней Индии есть такой метод обучения или «Как донести идею свободы до других». Называется он -  Доршан или лицезрение, так можно перевести. Суть его заключается в посещении святых людей, йогов или йогинь достигших очень большого  уровня. Древняя Индия была богата учителями и к ним, иногда за многие сотни и тысячи километров, приходили другие люди, только лишь  для того, чтобы побыть рядом, лицезреть. При этом наблюдался очень интересный эффект: у всех,  кто, хотя бы короткое время находились возле учителя или учительницы йоги, достигших определенной степени свободы или познаний в йоге, в их жизни все начинало идти с ускоряющимися темпами. Эти люди, даже не до конца осознавая, начинали резко прогрессировать в йоге.

Хочу обратить ваше внимание. Иной раз, это мог быть необразованный крестьянин, который совершенно не понимал концепций, о которых говорил учитель, ни философию,  которая проповедовалась, в той или иной школе йоги, куда входил этот учитель. Достаточно просто рядом физически оказаться, в поле зрения. Доршан – «в  поле зрения, лицезрение». Этого оказывалось достаточно. После этого этот крестьянин начинал чувствовать то, к чему он интуитивно стремился, что он не может выразить, предать другим, «с копытом во рту» даже не может объяснить, что он чувствует. Возвращаясь домой, он начинал практиковать йогу, пытаться читать какие–то древние тексты, как-то в них сам разобраться. То есть он волеизьявлял идти этим путем, этот путь шел по-ускоряющей.

Поэтому, если вам представиться возможность получить Доршан у учителя или учительницы йоги, хватайтесь зубами за эту возможность, даже если вы ничего не понимаете. Просто лицезреть, просто побыть рядом. И это уже метод.

В нашей школе йоги мы пошли дальше. У нас есть концепция «Облако школы». Мы всем настоятельно рекомендуем, с известной периодичностью посещать занятия, лекции или семинары. Как позволяет время, особенно заочникам. И дело не в теме семинара, ни в нас, ни во мне лично, ни в Виктории, ни в кураторах, ни в остальных студентах - дело в другом,  - в Облаке школы. Это, как бы Доршан на расстоянии, в определенном месте и времени. И если ты в нем побываешь, то ты ухватываешь этот вкус. Он тебя какое-то время держит, как бы на подпитке,  и ты нейтрализуешь свою негативную карму. Тебе есть, что противопоставить негативным тенденциям своего же собственного разума.   Это, друзья, статистика.

У человека начинаются проблемы, негативная карма. Каждый делал, что-то нехорошее  и время от времени…  Отклики поступков приходят по прошествии какого-то времени.  От этого никто не застрахован, ни  один студент. И случается с человеком то, что у нас сленгово называется  «человека расколбасило». «Крокодил не ловится, не растет кокос», непонятные эмоциональные состояния, много факторов, всех  не перечислить. Но замечено, что если человек продолжает, время от времени находиться в Облаке школы, то он, как бы переваривает это все и  продолжает учиться. Если же в этот момент он начинает избегать занятий, лекций, семинаров, то, как правило, ему становится гораздо тяжелее пережить  эту чистку.  Во-вторых,  вероятность того, что он уйдет, возрастает.

И все случается  таким неприметным образом, пока ты в среде единомышленников, в поле школы ты думаешь со всеми  на одной волне, и тебе совершенно очевидно, что нужно делать, и как.  Но стоит пропустить семинар раз, другой, третий,   четвертый….. Ты попадаешь в ментальное поле обычных людей и забываешь обо всем. Про йогу, про свободу, завязаешь в этом болоте, впрягаешься в эту упряжку социальной жизни и «бежишь с бубенцами», несешь поклажу нашего обычного социума.

Печально встречать людей, которые у нас учились и ушли. Ушли по разным причинам. Тусклые глаза. Были у нас – светились, а встречаешь – тусклые. Не хочется даже узнавать, «Как жизнь?» - и так все видно, карма есть карма.

Поэтому фактор Доршана может вдохновить вашу свободную волю на то, что бы у вас было так же.

А если у вас Доршан очередного БОМЖа в метро,  или вашего не отягощенного умом  начальника, или подчиненного, или Доршан телевизора каждый вечер, бывает интернет–Доршан. Вы невольно начинаете копировать их стиль свободной воли. И они вас вдохновляют на эту серую муть, в которую вы и сползаете.

Тут,  помимо Джнаны и Бхакти, вырисовывается третий принцип. Который красиво называетсяпринцип учителя.

Если у вас есть учитель, которого вы можете с известной периодичностью лицезреть, получать Доршан, то если у вас нет веры -  Бхакти, даже если нет Джнаны – тупой, как пень, но есть учитель, которому вы преданны, то учитель все компенсирует. Вот почему так велика роль учителя. А в донесении идеи свободы до других есть один стопроцентный фактор – наличие учителей.

Возникает вопрос: «Где учителей брать?».

Напоминаю, у нас в МОЙУ учителей нет. Я -  не учитель. Все остальные кураторы и преподаватели, на сколько, мне известно, не учителя.  Хотя, может очень хорошо претворяются.  Тут я только за себя могу говорить. Поэтому искать их у нас бесполезно.  Все, что мы можем - это донести до вас эту идею, что учителей неплохо бы искать. «…Но там, высоко в горах, не в нашем районе…», говорят, еще остались учителя и учительницы йоги. И если у вас будет возможность  соприкоснуться  с ними - это было бы здорово!

Но вопрос другой, почему, где–то там, а не у нас здесь? Здесь мы приходим к следующей стадии.  Почему на каждом углу в Москве нет по учителю жизни, настоящему, а не эти, которые что-то  из себя изображают? Здесь очень парадоксальная вещь – круг  замыкается сам на себя, а их нет потому, что мы их не зовем! Мы их не призываем, они нам не нужны! Мы их не призываем, они не рождаются в этом мире, не приходят в наш мир, соответственно, их и нет! «А где-то там далеко в горах…», люди жили более духовно. Они понимали, что им учителя нужны, они призывали, и у них учителя рождались. Вот у них есть, а у нас нет.

Вывод: призывать учителей!

Призывать учителей в свою жизнь, медитировать на них!

Раньше, в начале и конце лекции мы обязательно медитировали на учителей и учительниц, но сейчас жизнь все убыстряется и убыстряется, и времени все меньше.  Давайте сейчас проведем медитацию. Кто проведет?

МЕДИТАЦИЯ

Садимся удобно.  Выпрямляем шею, спину голову.

И представляем над головой учителей йоги. Представляем, так как получается, в каком образе они приходят к  нам, в том образе так и хорошо.

Благодарим их за те знания, которые они нам дают, за ту помощь, которую они нам оказывают.

Мы всегда можем к ним обратиться попросить.

Образ может быть любым, даже ваши настоящие родители или ваши бабушки и дедушки.

Концентрируемся на этом образе, благодарим их.

Заканчиваем медитацию возвращаемся к привычной жизни, но помним, что учителя и учительницы могут всегда помочь,  и мы можем к ним всегда обратиться за помощью.


Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 25мб 

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 100мб

Скачать Видео Вариант FLV, 258мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, "Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал(а)-Белов Сергей
Текст напечатал(а)-
Сергеевой Натальей
Текст отредактировал(а)-Сергеевой Натальей

Текст опубликовал(а)-Шведченко Александр
Краткое описание составил(а)-

Рисунки и фото создал(а)-
временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.