2010.06.22. Вопросы-ответы по йоге. Вадим Запорожцев.

Название лекции :

Вопросы – ответы по Йоге. Вадим Запорожцев.

Автор: Вадим Запорожцев,
Дата:
2010.06.22.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :
 
altПамять – наше проклятие или способ освобождения? Свобода и обусловленность кармой. Концепция доброты и свободы в йоге. В чем отличие между абсолютной свободой и благой кармой. Единая реальность, или нет разницы между внешней вселенной и внутренней. Концепция Центрального Канала и ее роль в тех, или иных видах йоги. какие существуют методики в йоге по сохранению устойчивости сознания? Понятие  Бхавы, и почему именно в этом необходимо принимать важные решений своей жизни? Смелость, как отсутствие негативного опыта, или смелость на основании Высшего.


Скачать Аудио и Видео Вариант
здесь(внизу после текста).
Слушать Аудио:
 
 
 

Смотреть Видео:   
Ссылка на видео
Читать Текст:

Вопросы –
ответы по Йоге. Вадим Запорожцев.

Автор:
Вадим
Запорожцев,

alt

Сегодня 22 июня 2010 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это у нас лекция Международного Открытого Йога Университета. Мы  находимся  в Культурном Центре «Просветление» в  Москве возле метро «Новослободская». Архивная  информация находится на наших сайтах: www.openyoga.ru,  www.happyoga.narod.ruwww.yogacenter.ru.

Сегодня тема нашего занятия будет посвящена ответам на вопросы и в первую очередь, если у наших уважаемых заочников есть вопросы, значит сегодня ваш день, ваше время. Значит, жду.

Вопрос от Владимира: Есть ли у нашего сознания память?

Вадим Запорожцев: Этот вопрос очень глубокий, также аксиоматичный. И сводится он к другому вопросу: «А что же такое есть память, как же функционирует то, что называется память?». Вопрос чрезвычайно сложный. В рамках сегодняшней нашей лекции, мне пришлось бы прочитать достаточно много другой информации. Но в двух словах, некие такие намеки, такие основные положения, размышления, все-таки озвучу.

Память – наше проклятие или способ освобождения?

Итак, друзья, что же такое сознание? Сознание – это свойство нашего Высшего Я к всезнанию. То есть, если наше Высшее Я волеизъявит проявить свое всезнание в отношении какого-то объекта или явления, на которое направлено внимание этого нашего Высшего Я, объект или явление, выворачивает, в информационном плане, себя на изнанку и наше Высшее Я получает эту, полностью, информацию.   Поэтому, друзья, в принципе для нашего Высшего Я, память, как таковая не нужна. Зачем сложный, вспомогательный механизм каких-то реестров или хранилищ, когда и так все заложено в природе нашего Высшего Я? Собственно говоря, этим и  объясняются многие чудесные свойства, так сказать, йогов или йогинь, которые совершенно виртуозным образом могут управляться с  разного рода информацией. И поэтому, как следствие,  понятие памяти и понятие сознания, это, в общем, из разных областей.

Хорошо, тогда возникает вопрос: «Что же тогда то, что мы называем памятью обычной»? Это уже другой раздел аксиоматики йоги, построенный на том, что называется  цепочка ассоциативных связей, которые как раз и приводят к этому процессу памятования или  воспоминания, припоминания  и т.д. и т.п. И задействованы здесь все три структуры нашего тела: грубое, тонкое, причинное.

Ну, действительно, если, скажем, как учат наши современные  медики, если проблемы с теми или иными участками нашего мозга, то наблюдаются те или иные проблемы с памятью. Если хорошо функционируют структуры наших нервных окончаний, то память серьезная у человека, если наоборот, то провалы и т.д.  Ассоциативные связи пронизывают, конечно, безусловно, еще также тонкое, причинное тело.

Память, это такой ключевой момент, упирающийся в закон ассоциативной связи и он не такой простой, как может показаться на первый взгляд. И вот им то уже и пользуется сознание, для того чтобы взять ту или иную информацию, как бы извне, не из своего Я, а извне того хранилища, где все, в общем, у нас хранится, все наши воспоминания с детства, какие-то события, которые мы пережили. Они, так или иначе, сделали отпечаток на наших структурах  тонкого тела, причинного, грубого. И фактически, они то и являются формирующими нашу интерпретацию всех  дальнейших событий  или явлений, с которыми человек сталкивается. Вот почему концепция в «Йога  сутрах Патанджали» о том,  что наша память, это наше,  как и проклятие, так и способ освобождения.

То есть, именно этим во многом  и объясняется с человеческих позиций, почему, так сказать, умирая и рождаясь в следующей жизни, мы не обременены тем багажом памяти, который могли бы тащить из предыдущей жизни. То есть,  эволюционно, в плане нашего духовного развития, это казалось более выгодная стратегия – не помнить, что с вами было в прошлой жизни, но при этом открыты некие такие тенденции. То есть, если вы стремились к чему-то в прошлой жизни достаточно долго, то в этой жизни также тенденция без подробностей. Потому что, еще раз, в эволюционном плане. Эволюция в йоге подразумевается не только наша физическая эволюция, но еще и эволюция самосознания нашего Высшего Я. Это более выигрышный момент. И он работает до тех пор, пока вы, друзья, не достигаете высших состояний в йоге, когда вы, действительно, в состоянии вспомнить все свои предыдущие рождения, о чем говорят соответствующие положения в йоговских трактатах и свидетельства Учителей и Учительниц йоги, достигших определенных высот.

То есть, если своими словами, друзья, – до тех пор, пока память прошлых жизней будет вам мешать, природа оберегает вас от этой памяти. А как только исчезает опасность в плане духовного развития от вашей памяти предыдущей жизни, то вас туда пускает. То есть, это такой механизм, как это: мир – то, что мы выработали сами. И поэтому особо переживать, что вы не помните предыдущие жизни, ну, вероятно, не стоит. Знаете, как эволюционное приобретение, как развитие разума, чувств и т.д. более выгодны. Еще вопросы, друзья?

Мозг, это всего лишь инструмент работы нашего сознания, очень сложный инструмент, не очевидный инструмент. Под мозгом надо понимать не только нашу психическую структуру мозга, это всего лишь верхушка айсберга. Разум – это инструмент эффективной работы сознания. Вот так его можно интерпретировать. И одна из функций его – это как раз вся работа с памятью. Поэтому наша нервная деятельность,  она напрямую связана с памятью человека. У кого хорошая память, тот и интеллектуально силен. Если,  не дай Бог, провалы в памяти, знаете, как в том анекдоте: «Доктор, у меня провалы в памяти». Доктор: «Провалы, говорите»? Пациент: «Какие провалы»? Еще вопросы?

Мысль и вритти – это, фактически, процесс. А карма – это взаимосвязь процессов.

Это вещи не тождественные.  Суть раздела Раджа йога заключается в том, что до тех пор, пока вы не научитесь разъединять эмоции и информацию, ой, как тяжело вам будет управлять ими. Но если об этом, то это другая тема.

Вопрос: Прана задействования нашего сознания и энергии, это и есть тот оператор,  с помощью которого, фактически, происходит вот этот весь наш опыт, как познавательный, так и творящий.

Вадим Запорожцев: Мы все, в большей степени, живем в том мире, который сами визуализировали на основе того, что в йоге называется авторитетным свидетельством. Т.е. вот откуда мы знаем, откуда мы можем опыт приобрести в нашей жизни? Ну, можем, вот как называется, носом  столкнуться с чем-то, а можем, знаете, как в том анекдоте, верить на слово, про Василия Ивановича Чапаева и Петьку, про джентльменов, этот знаменитый анекдот. Если не помните, не знаете, в интернете наберите. Быстро найдете. Вот, т.е. авторитетное свидетельство. Есть такая категория, как авторитетное свидетельство. И его нельзя списывать со счетов.

В частности, скажем, авторитетное свидетельство в Древней Индии Вед являлось достаточным основанием для изучения истинности какого-то положения. Это не превращается в веру. Ну, как бы вам объяснить? Например, вы пошли учиться в школу. Вас научили пользоваться той или иной формулой. Вы ей пользуетесь. Но вы ее сами не знаете, как выводить. Вы математикам поверили на слово, что эта формула будет работать во всех случаях жизни, скажем, второй Закон Ньютона или Закон всемирного тяготения. У нас яблоко падает на землю, а вдруг там, скажем, на Альфа Центавре оно не падает, а улетает? Мы все равно в какой-то степени склонны обобщать  и интерпретировать это все в более мягких рамках.

Т.е. опять же, открывая учебник математики, вы о математике не знаете вообще ничего, вы доверяете тому, что там написано. Это такая совершенно неуловимая вещь, это нельзя списывать со счетов и называется это «авторитетное свидетельство». Вы просто не в состоянии в течение всей своей жизни переоткрыть йогу. Ну и что теперь, выбросить ее? Нет! Если, скажем, у вас есть доверие к тому или иному Учителю йоги, тому или иному трактату, той или иной точке зрения, вы это изучаете. Так сказать факт не веры, а доверия. Вот. И без этого жизнь бы остановилась.

Представьте себе, что если бы вы верили только лишь в те вещи, с которыми лично столкнулись.

– Говорит вам товарищ: «А я в Америке был».

– Вы: «А нет никакой Америки»!

– «Почему нет?».

– «Да я там не был».

– «Да я ж там был»!

– «Да мало ли где ты там был»!

И если вот так проанализируете, то жизнь остановится. Вы, как существо социальное, так сказать, вдруг превратитесь в амебу. А если же мы говорим о  более высоком уровне существования, оно подразумевает авторитетное свидетельство.

Еще вопросы?

Действительно, до конца  память предыдущих жизней не исчезает. И она, безусловно, присутствует в наших, так сказать, сегодняшних воплощениях. Действительно, кто-то рождается и бессознательно тянется к изучению точных наук, кто-то тянется к фортепиано, чтобы стать великим композитором, кто-то тянется на большую дорогу, чтобы взять дубину и сколотить шайку таких же головорезов, как и он, чтобы грабить запоздавших путников. Т.е. есть  эти  тенденции, которые мы переносим из жизни в жизнь, но без подробностей, а на уровне тенденции: нам кажется все, что связано с этой деятельностью привлекательно и связано с чем-то приятным. И наоборот – все, что не связано с этой деятельностью, будет отталкивающим, отвращающим, причиняющим, скажем, боль и страх.

Более того, в Йога Сутрах Патанджали, точнее, не в Йога Сутрах, а в комментарии к Йога Сутрам Патанджали у Вьясы, таким образом аргументируется наш страх смерти, друзья. Сами подумайте, с какой бы это радости мы боялись с вами смерти, если бы мы с вами жили всего лишь один раз? Т.е. я, конечно, исключаю, что это всего лишь какой-то  механизм, запрограммированный на генетическом уровне – как только мысль о смерти, сразу какие-то эмоции. Так вот, объясняется, что страх смерти, как раз и является свидетельством того, что мы с вами уже очень много раз  умирали. Иначе бы мы этого не боялись. Чего бояться, что вы не испытывали? Собственно, не было опыта, может, это приятно?

Некоторые наркоманы думают, что если они примут большую дозировку наркотиков,  то они в состоянии будут избежать ужаса всей смерти. Бред чистейший! Да, действительно, пока действует наркотик, он ничего не чувствует, а потом когда грубое тело отвалилось от тонкого тела, (как понимаете наркотики действуют на уровне грубого тела, а на уровне тонкого они не действуют, это химическое соединение), то там человек по полной программе сталкивается со всем тем, что ожидало его в момент смерти. Вот. Еще вопросы, друзья.

Вопрос: Если, например вспомнил какие-то прошлые моменты своей жизни, но моя нынешняя жизнь, сознание, к этому не стремится. В прошлой жизни занималась йогой, а в этой жизни я никогда не собиралась заниматься йогой, особо этим не интересовалась. Постоянно приходят воспоминания о том, что я это делала. И возникает некий конфликт: мне не понятно, зачем мне это нужно?

Вадим Запорожцев: Вопрос, собственно, в чем?

Уточнение: Вы говорите,  что прошлые жизни могут подталкивать к чему-то, чем человек интересовался, а мне кажется, мне эти знания не нужны?

Вадим Запорожцев: Девушка, вот вы понимаете, что я не могу отвечать на такие вопросы? Вот вы приходите и говорите: «Что-то идет одно, а хотелось бы чтобы что-то шло другое». Я просто не знаю, что вам ответить. Ну, хорошая у вас карма, что, несмотря на все бескультурие нашего общества, так сказать, на деградацию образования, обучения,  у вас есть эти моменты, которые заставляют интересоваться вас йогой, заниматься йогой, как системой  самопознания. Ведь, обратите внимание, включаешь телевизор, к чему нас призывают? Веселиться, не работать над собой, не учиться, вести праздный образ жизни. Вот. И, с одной стороны, человек, который ничего  не знает, может быть легко подцеплен этой рекламой, потратить всю свою жизнь впустую. Т.е. молодой, сильный, красивый, вся жизнь праздник, но наступает, так сказать, старость и уже мечты и надежды вдруг оказываются несбыточными. И человек у себя спрашивает: « А что я сделал в этой жизни»?  Ну, там, провеселился, пропрыгал. А если же, наоборот, в эту всю расхолаживающую атмосферу, где нас призывают не работать над собой,  вы чувствуете серьезное стремление, что если не заниматься самопознанием, то,  когда придет старость, то и вспомнить-то нечего будет. Т.е. это наоборот какая-то очень хорошая тенденция, наоборот надо благодарить судьбу, а не проклинать.

Но, друзья, я попрошу все-таки, давайте мы будем более конструктивны, здесь серьезное мероприятие, более серьезные вопросы будем задавать по йоге. Еще вопросы!

Свобода и обусловленность кармой.

Вопрос: Не все ведь так, что  карма  на сто процентов имеет значение? Может, для обычного человека свобода воли присутствует?

Вадим Запорожцев: Да, безусловно, друзья, это соотношение того,  что называется кармой и того, что называется  свободой. В каждом из нас есть процент нашей обусловленность. Это обусловленность как раз и называется кармой.

Т.е. карма не обязательно что-то плохое. Скажем, вы в результате своей дурной кармы родились, там,  в плохом месте и концы с концами сводите, и этим обусловлена ваша жизнь. Карма  может быть чем-то очень притягательным. Вы, скажем, родились в этой жизни чрезвычайно богатым человеком, принцем Уэльским, наследником престола. И сейчас время от времени по телевизору показывают скандалы с той же Великобританией. Ну, там как-то один отпрыск монарха повел себя как-то не так, то по другому. Этот человек обусловлен. Ну, принц, но он не может жить своей жизнью. Хотя, с одной стороны, у него как бы нет страданий, таких, как есть у безработного, бездомного БОМЖа. Но он также не свободен. И это называется карма.

Карма, как положительная, так и отрицательная, это обусловленность. Йога же призывает нас к свободе. И, как раз и идет война за этот процент. Какая доля в вашей жизни обусловлена, какая доля свободна. Йога призывает вас стремиться к свободе и избавляться от обусловленности. Т.е., если вы идете этим путем, вы идете к свободе.

Обратите внимание, йога не призывает вас к накоплению положительной кармы! Йога призывает вас вообще отказаться от кармы. Но только, чтобы от нее отказаться, безусловно, нужна стратегия.  А положительной кармой нейтрализовать отрицательную,  т.е. делать добрые дела.  Это первая ступенька в стратегии. А потом, когда положительные дела уравновешивают отрицательные дела – отказаться от того и другого.  Пока есть негативная карма, нейтрализовать ее позитивной, а когда в руках осталась позитивная – отбросить ее.

Ну, более понятным языком. Вот вы бедные, больные, беззубые под остановкой живете. Но вот, в одно прекрасное утро, на лавочке автобусной остановки сидел, значит, Учитель йоги. И он на вас посмотрел, шепнул вам тайную мантру, и все вам стало ясно, как божий день. Вы стали работать над собой, стали изживать свою дурную карму. Побрились, помылись, вставили зубы, устроились на работу.  Долго-долго работали, чтобы приобретать квалификацию, потому что  вы же не учились до этого, ничего не делали. Да, вы приобрели опыт, приобрели знания, сделали свое дело, сделали свой бизнес, начали преуспевать в этом бизнесе. Стали сперва состоятельным человеком, потом миллионером, потом миллиардером. И вот, в тот момент, когда вы стали миллиардером, вы полностью изжили свою карму БОМЖа. И вот настает момент отказаться от кармы миллиардера. И только лишь после этого приходит свобода. Т.е. знаете, отказываться от своей дурной кармы, да это же любой дурак сможет. А ты попробуй, откажись от своей благой кармы, да?

Вот такая логика. И, соответственно, цель в том, чтобы расширять свою свободу. В каждом человеке есть процент свободы. Даже у преступника, приговоренного к повешению. Казалось бы, мало, что он уже может изменить. Все равно есть хоть какой-то процент свободы до своей смерти. По этой причине в Средние века направляли священников к смертникам, что, может, он в последний миг перед казнью осознает, что был не прав, раскается и, хоть в этом плане, воспользуется своей свободой, чтобы как-то повлиять на свое будущее рождение. Вот.

И война идет за свободу, но свободу не любой ценой, а лишь такой свободы, которая бы не ущемляла свободу других. Значит, если вы только для себя хотите свободу и вам плевать на свободу других, так вы далеко не уедете, вы очень быстро застрянете. Вот. Так что свобода нужна лишь та, которая также  уважает свободу других. Либо свободны все, либо никто, ну в плане вашей личной вселенной. Вот. Еще вопросы?

Вопрос: Представьте себе, что мы волеизъявили желание ко всей вселенной, допустим,  встретить хорошего человека, либо чтобы у нас был успех в каком-то деле. Вопрос состоит в том, что как поступит Абсолют, если есть две возможности дать нам то, что мы желаем или не дать, чтобы потом дать нечто большее, хоть мы об этом и не подозреваем?

Вадим Запорожцев: Ну, понимаете, это очень сложный вопрос. Ну, опять же, если отвечать, то это, смотря в каких вы отношениях с Абсолютом?

Уточнение: Ну, допустим, я в плохих.

Вадим Запорожцев: Если вы в плохих с ним  отношениях, то он говорит, согласно аксиоматике йоги: «Ты придумал свои законы, сам по ним и живи». Т.е. понимаете, да? До этого человек придумывал законы и по ним жил. И говорил: «Да нет никакого Абсолюта»! А Абсолют: «Да, меня нет, живи так, как придумал». Это один сценарий.

Другой сценарий, ну если вы, все-таки, признаете, что там есть кто-то,  большой начальник, да. И, если вы помните аксиоматику йоги, если мы направляем прану, то Абсолют как раз и возвращается в тех проявлениях, которые нам наиболее близки. И в этом смысле, прямо пропорционально нашему обращению, он за нас и будет решать.

Вот, например, ты сейчас хочешь ручную гранату, чтобы она у тебя в руках взорвалась. Ну, я образно говорю. Маленький ребенок смотрит – ручная граната валяется. И кричит: «Хочу гранату»! А Абсолют: «Нет, нет, это не самое оптимальное желание. Давай-ка подождем, вот ты подрастешь немножко». Человек подрос и ему, действительно, для каких-то других целей понадобилась граната. Ну, мало ли, в мирных целях –  тонну угля добыть в шахте. Не отбойным молотком ковырять, да?  Абсолют говорит: «Вот теперь бери». Понимаете логику?  Это вопрос той вселенной, которую вы волеизъявили. Волеизъявили в своей Вселенной наличие каких-то правил игры, где  Абсолют будет заботиться о вас. Это один расклад. Или вы говорите: «Нет никакого Абсолюта». Это другой расклад. Вселенная очень сложная вещь, друзья, фантастически. Еще вопросы.

Вопрос: А если  я визуализировал, что вокруг все люди добрые, означает ли это, что мне не попадется мошенник?

Вадим Запорожцев: Этот вопрос пересекается с предыдущим. Это зависит от того, какая у вас карма. Если в прошлой жизни вы сами были мошенник на доверии, то вы породили эти правила игры, что в вашей вселенной и, соответственно, или в прошлой жизни, или в этой жизни, есть вероятность того, что может попасться мошенник на доверии. Если же ничего такого вы своих прошлых жизнях не волеизъявляли и, соответственно, так же не поступали или как-то по-другому нейтрализовали свои негативные поступки. Скажем так: когда-то вы были таким мошенником, а потом сделали так, чтобы даже духу таких мошенников не было в вашей вселенной. То, как вы понимаете, чего сами не создали, с тем вы и не столкнетесь. И все упирается, как говорится, в каждого человека и со стороны ответить ни да, ни нет, нельзя. Поговорка, что каждый человек находит свою судьбу. Ну, вот в том плане, что все мы что-то делаем, а потом получаем плоды своих результатов. Это надо учитывать. Еще вопросы?

Вопрос: Что говорит йога на такое понятие, как существование или не существование паразитирующих сущностей, на то, как всасываются на тонком плане и питаются энергией. Если такое есть, то, как бороться, защищаться?

Вадим Запорожцев: Друзья, ну, понимаете, это такие вопросы, так сказать, есть такие вопросы рейтинговые. И если сейчас я на первом канале телевидения начну эту тему обсуждать, то рейтинг будет зашкаливать. Но это не та тема, на которую мне хотелось бы говорить. Я объясню почему. Потому что, вот такой нездоровый интерес, который в результате приведет к чему? Кто-то чего-то не поймет и перепугается на смерть, кто-то на этом моментально будет денежки делать. Вот мы мазь продаем, намажетесь и не одна паразитирующая сущность, знаете, как комары, к вам не подлетит. Кто-то еще что-то. Знаете, это такие благодарные темы для пиара, но не благодарные, если мы действительно хотим разобраться в устройстве этого мира.

Поэтому, мир, безусловно, действительно сложный и самые разные есть, как вам сказать, проявления вселенной.  И я даже не хочу отвечать на этот вопрос. Скажу только одно: все, что вас запугивает, все, что делает вас не свободным, зависимым, все, что приводит вас в состояния рабства, должно быть отброшено, так как это ворует вашу свободу!

Даже трактат по поводу вот этих тонких сущностей. Тут даже вопрос не суть ответа, а суть того вообще, откуда  интерес, не вас лично, а вообще? И как вы живете по этому миру?  И если завтра найдутся такие темные люди, как пауки, которые начнут оплетать вас сетями и говорить: «Вот трактат по этим сущностям, как их изгонять». А вы почувствуйте, не чувствуете ли вы, что вас что-то темное  затягивает. Почему? Если почувствуете так, не открывайте этот трактат, он вам не нужен. Ну, безусловно, если это не вещь, так сказать, обусловленная вашей практикой йоги.

Мир очень сложный. Есть разные формы существования, в том числе  и самые разные проявления этих форм существования.  Но все должно придти к вам с позиции СИЛЫ, ЗНАНИЯ И СВЕТА. А не из затравленности, что кто-то ворует у вас энергию. Хотя бы по той простой причине, что, знаете,  о чем думаешь, там и живешь. И если слишком долго вы начнете общаться с людьми,  которые верят в эти сущности, то вы невольно начнете их плодить, даже если вы о них ничего не знаете. Вся ваша вселенная вывернется таким образом, как если бы эти сущности были. А так как вы ни ухо, ни рыло, не понимаете в тонких структурах материи и работы своего разума, то зачем вы теряете на этом энергию?

С другой стороны, мир очень сложный. И формы существования есть совершенно уникальные. Но вы понимаете, что все в этой вселенной сбалансировано, подобно тому, как у вас есть ваше тело. И очень плохо, если оно начнет как-то страдать. Но если, скажем, листва упала, то есть бактерии,  которые разъедают  эту листву. Представьте, если бы не было бактерий, плесени? Мир был бы завален трупами неразложившимися. Вы понимаете логику, да? Т.е. все есть в своих местах и в своем объеме, так же, как касаемо тонких и причинных структур, так же распадаются, как материя.  И есть такая причинная плесень, да? И она совершенно уместна в одних обстоятельствах, и совершенно не уместна в других. Но подходить к этому надо со здравым смыслом, со светом, с волей, с радостью познания, а не, как говорится, с дрожанием того, что что-то там.

Поэтому очень сложно отвечать на эти вопросы, чтобы что-то реальное сказать, что бы завтра это не породило волну публикаций в какой-то желтой прессе. Тут же воспользуются проходимцы от эзотерики, чтобы пугать людей и на этом деньги, зарабатывая.  По этой причине многие знания в йоге хранились в тайне. Вы думаете, что ли, только сейчас такая тенденция пошла? Она была всегда. Еще вопросы.

Концепция доброты и свободы в йоге.

Вопрос: Когда мы интерпретируем, мы составляем картину  мира. И у каждого она своя. Можно ли сказать, что когда мы набираем прану, мы увеличиваем степень правильной интерпретации или целостного видения мира?  И если да, то как,  работая с праной, можно приблизить интерпретацию к интуиции?

Вадим Запорожцев: Ох, какой сложный вопрос!  Да, смысл в чем заключается?  Да, действительно, по мере того,  как растет наша прана, растет наша энергия и сознание. Ну, или такой, представьте, аналог. Тусклый, тусклый фонарик. Вы идете по лесу. И не видите, что у вас под ногами. То ли пенек, то ли тень, то ли вам померещилось. Но вот вы поменяли батарейки на более мощные, и уже более ясный луч света высвечивает  какую- либо ситуацию. Понятно, что вы лучше осознаете ситуацию и лучше начинаете в ней ориентироваться.

Вопрос: Но не всегда прана без первого принципа может это делать.

Вадим Запорожцев: Да, конечно. Почему в йоге,  прежде чем разговаривать про прану, про какие-то тонкие тела, в первую очередь даются, так называемые принципы йоги? Да потому что все, любое знание может обратиться во вред вам. Понимаете, да? Если нет изначальной установки принципа  йоги.

Представьте себе, ученый современный. Это не тот ученый, который был 30 лет назад или 100 лет назад. Ученый 30, 100 лет назад – это человек интеллигентный, порядочный, который не допустит ничего плохого, не культурного. Возьмите сейчас современных ученых, например,  из тех стран, где не было традиции академизма, бывшие колонии. Да они мать родную на атомы разложат, если это будет нести им прибыль! Лишь бы как-то их признало ученое сообщество, и присудили им премию, вознаграждение. 

Наука сама по себе безнравственна, не потому что она плохая, а потому что не предполагается наличие концепции нравственности. Первый принцип абсолютно необходим. Фактически чем занимается ученый, познавая мир? Также пытается расширить горизонты своего познания. Вот его сознание слабо высвечивает, что там, на Альфа  Центавре творится, а вот уже марсоходы, луноходы запустили. Вот уже знают больше, т.е. расширили сознание. Или наоборот, не знала, там, про генную инженерию ничего, но расширили сознание, узнали больше. Но, опять же, куда пойдет эта генная инженерия? Либо монстров плодить, мутантов, либо еще куда, либо же, действительно, на благо всех, дабы жизнь человека сделать лучше. Вот это вы должны ухватить – концепция свободы в йоге, концепция доброты в йоге, она самая главная. Вспомните русские народные сказки. Иванушка дурачок, дурак дураком, сколько он там на печи  пролежал? Но ему вселенная благоволила – добрый был. Кощей бессмертный там, прошел все курсы эзотерики, понимаете ли, а все равно проиграл. Фактор первого принципа йоги или доброты – основополагающий. Поэтому он и первый принцип. Еще вопросы друзья.

Абсолютная свобода и благая карма.

Вопрос: Вопрос про карму. Я понимаю, как можно распознать и отбросить  негативную карму. Если мы страдаем, значит это негативная карма. А  вот как отличить благую карму от свободы? Благая карма дает положительные эмоции, и свобода дает положительные эмоции. Что-то я захотела и этого я могу добиться и там, и там.

Вадим Запорожцев: Как свободу отличить от несвободы? Где есть обусловленность, там есть несвобода. Древние йоги, да и в современных трактатах говорится, что дурная  карма это, как наручники из железа, а благая карма – наручники из золота. Понимаете, да? Если вы несвободны хоть в чем-то, то, фактически, все.  Ну, обречены вы получить Нобелевскую премию, вы, может, чего-то другого хотели, а все! Иногда это так действует. Ну, действительно, отличить бывает иногда очень сложно.

И природа этого процесса гораздо  более непонятна,  чем может представляться. Она сводится  к такому фундаментальному принципу тех же Йога сутр Патанджали, как  различить самость и саттву, или различить Атму – наше Высшее Я  и наши проявления пранические, потому что прана проявляется как сознание, энергия, наслаждение  в своем чистом виде. Знаете, как? Мы поем: «Ура», полны радости, сил, веселья.

Вот эта иллюзия самая тончайшая, когда наше Я связывает себя с проявлением своего Я, как что-то положительное, абсолютно положительное. Но до тех пор, пока вы не поймете, до тех пор, хоть три раза положительное, все-таки не ваше Я, да?  Это еще промежуточный этап на духовном пути. Надо сделать последний  рывок, отказаться, и от этого, собственно говоря. Познать: что есть Я?

И вот,  что наиболее интересно, затем мудрецы, которые эту вещь проделали, отказались, что называется, от саттвы, от наслаждения  своих проявлений и окунулись в состояние Высшего Я,  и как бы вернулись к обычному состоянию, человеческому, чтобы передать своим ученикам, что же они испытали. Они сказали такую фразу, что по сравнению с переживанием Высшего Я, самое большое  наслаждение во Вселенной, которое вы только себе можете сейчас представить, воспринимается, как страдание. Понимаете, да?

Когда вы читаете что в тантрическом буддизме говорят, что  кругом одни страдания, многие ходят, бродят с такими вытянутыми мордами, что все плохо сегодня, вчера, а  завтра вообще экономический кризис. Вот. Но это справедливо лишь отчасти. Почему? Потому что до тех пор, пока мы не достигли самадхи, это не справедливо. Есть наслаждение, есть страдание. Но с каждым новым этапом, предыдущий этап начинает казаться страданием.

Ну, вот скажем, человек еле-еле концы с концами сводил, вдруг на рынке ему дали место торговать. И так он счастлив: своя палаточка, свой бизнес. Ну, вот он еще разбогател, каждый день работал в поте лица, ведь это деньги приносило. Но еще разбогател, стал президентом  большого предприятия, уже миллионами ворочает. И спроси у него: «Вот ты сейчас с кресла президента пойдешь торговать»? Да конечно не пойдет, это же ведь сплошные страдания: с утра до ночи на этом рынке стоять и с этими клиентами придурками общаться.

Есть такие вещи, которые одновременно и справедливы, и несправедливы. Когда вы читаете в древних книгах, что весь мир страдание, с одной стороны, абсолютно правильно, с другой, абсолютно не правильно. Почему? Потому что мир много сложнее, чем страдания или не страдания. Это гораздо все сложнее. Как раз, йога и предлагает такой способ, вот таким образом пройти, чтобы вы взяли максимум свободы от этого мира, но очень легко отказывались от пройденного этапа, не цеплялись за него. Но обязательно пройти должны. А, конечно же, когда вы достигнете высшего состояния, то самое прекрасное, что вам казалось на свете, будет казаться сплошным страданием, с позиции вот этого высшего состояния. И получается, как бы такая ситуация. Еще вопросы.

Единая реальность.

Вопрос: Мы знаем, что очень хорошо практиковать пранаяму на рассвете, и если мы потом ложимся спать, то есть какой-то способ перенаправить эту прану в нашу объективную реальность, не  чтобы это все выливалась в очень яркие сны, а именно, как то,  чтобы оставалось еще и на жизнь.

Вадим Запорожцев: Ничего себе, приземленный вопрос. Пранаяма, она на то и пранаяма, что она, безусловно, распределяется на все ваше существование. И к концу…вы помните концепцию йоги  сновидения? Реальность едина. Нет двух реальностей.  Но видим мы каждый раз разные ее грани.  И, может быть, во сне до вас доходят лучше те аспекты, действия при незакрепощенном состоянии. А когда вы просыпаетесь, эта прана продолжает действовать. Она никуда не делась. Только мы не склонны ее в таких ярких красках уже воспринимать. Прана, если она есть, то она действует все 24 часа.  Проблемы здесь нет. Еще вопросы.

Вопрос: Вопрос по йоге Визуализации. В свое время вы рассказывали, каким образом происходит процесс восприятия внешнего мира в нашем Я. Дело в том, что воспринимание понятно. А каким образом то, что мы проецируем в Буддхи, влияет на внешний мир. Т.е. я обратный процесс не понял.

Вадим Запорожцев: Вопрос обратного. От визуализации к тому, что мы называем реальным миром. Здесь вообще аксиоматически считается, что нет границы. Граница, где заканчивается ваш внутренний мир и где начинается ваш внешний мир – условна. Она определяется, так сказать, вашей привычкой. Поэтому, если вы сотворили что-то в вашем внутреннем мире, это автоматически, считайте, что вы это сделали и во внешнем мире. Это уже вопрос механизма, как это одна шестеренка передастся другим, третьим, четвертым, пятым. Здесь много способов объяснить, причем мне больше нравятся такие, с точки зрения даже каких-то материалистических, своими словами, в кавычках, способы объяснения. Чтобы не притягивать эзотерику,  излишние моменты в йоге, которые мы с вами еще плохо понимаем.

Так вот, действительно, от умонастроения человека, от его эмоционального состояния, зависит, в том числе и метаболизм в его теле. И, как следствие, в состоянии ли он, скажем, сопротивляться внешним факторам и менять этот мир к лучшему в одну или другую сторону. И это очень много чего стоит.

Вспомните, сегодня 22 июня – война началась, вспомните, что представляла собой немецкая армия? Она, как чума. У чумы есть такое свойство: один человек заболел – не смертельно, если он заразит второго – второй тяжелее болеет, третий вообще может умереть; то есть она набирает свою силу с каждым заболевшим. Когда фашисты напали на Советский  Союз, они были, как чума, достигшая предельной степени опасности. Настолько был отлажен механизм военный, что это было чудо какое-то непостижимое. Ведь у Советского Союза достаточно сильные были войска, и техника была. Но что отличало немцев? Это внутреннее  устремление на победу. Иногда они вот этим – внутренней настроенностью на победу – одерживали победу там, где при прочих условиях они должны были бы сто процентов проиграть.

Но история сделала свой «скачок» в другую сторону. Опять же, 22 или, не помню, что-то начало июня 1944 года, операция «Багратион», где та же самая ситуация, только «зеркальная», где наши войска уже обладали вот этой харизмой, этой верой в победу, этим устремлением, что они в состоянии изменить мир к лучшему: «Все на Берлин!». И, действительно, какой там гигантский котел в районе этого самого Бобруйска?! В общем, разгромили армию «Центра» в пух и прах, ничего от неё не осталось. А казалось бы, ведь факторы сознания, вот эта установка. В 1944 году у наших у всех уже всё  – «На Берлин!», а немцы не знают вообще, что делать, как там весь этот фронт трещит по швам. И это немаловажный фактор. И фактически вот это вот – «Смелость города берет». Даже вот такое вот объяснение.

Но, безусловно, йога визуализации намного сложнее. Шестеренок видимых и невидимых полным-полно в ней по сравнению с этим. Но по доброй традиции Открытого Йога Университета и к большому уважению всех людей, занимающихся наукой, я не хочу злоупотреблять вещами, которые, знаете, которые ещё, современное человечество только ещё пришло на порог понимания. Не быть, как вот эти вот все многочисленные эзотерики – начинают, там, эзотерические оправдания или аргументацию людям, которые не знают, о чем они  говорят. Там какая-то биоэнергия и прочая-прочая. Я не говорю, что этого там нет, но лучше даже, если у нас… мы будем приближаться от грубого к тонкому, от понятного к непонятному, от логичного к сверхлогичному. И в этом отношении есть множество факторов, которые как-то, о чем Вы говорите, как внутренняя визуализация, фактически, из Буддхи…

А Вы за границей учились? Нет? У Вас вот такой жест – это американцы любят. Кавычки изображали? Это у них очень любимый жест – соединить  два понятия – что-то одно говорили, другое, то есть «ухватывайте логику», если своими словами говорить…

Ещё вопросы?

Вопрос: А вот мысль или образ в Буддхи, это тончайшая вибрация энергии или  же это тончайшая вибрация энергии и сознания?

Вадим Запорожцев: Значит, что такое любая Вритти? То есть она, собственно, порождает мысль или образ. Мы помним, что нет разницы в концепции между Намой и Рупой, формой и  именем, или вибрацией и… Всё, ответ ясен?

Ещё вопросы, друзья, давайте, представляйтесь.

Концепция Центрального Канала.

Вопрос: Я насколько понял, йога Визуализации очень хорошо сочетается с другими видами йоги, и мы можем одновременно практиковать, там, Хатха йогу или Мантра йогу. Есть ли какие-то особенности, какие-то моменты, на которые стоит обратить внимание, когда мы сочетаем разные виды йоги?

Вадим Запорожцев: То есть, давайте я  по-другому переформулирую – есть ли момент в йоге визуализации в сопряжении с другими йогами? Да, безусловно, есть. Для каждой йоги даются определенные акценты, определенные какие-то моменты, для того, чтобы ту или иную картинку нарисовать внутри себя. Нарисовать её, как визуально, так и эмоционально. Вы помните, что йога Визуализации не сводится исключительно к внешней картинке, но ещё она должна быть «пропитана» Вашими эмоциями и чувствами, тогда она «оживает».

Так вот, в каждой йоге есть свои акценты, как «заточить» визуализацию на тот или иной вид йоги. Если мы работаем, скажем, с Пранаяма йогой, то, безусловно, очень бы неплохо, иметь концепцию Центрального канала, а также каналов левого и правого. То есть визуализацию устройства наших каналов. Если же мы работаем с йогой Влюбленности, то совершенно неплохо иметь образ девушки своей мечты или самих себя, так как мы хотели бы выглядеть. И вот так получается, что есть такие небольшие «добавочки» в каждую йогу, которые значительно ускоряют процесс с привлечением в эти йоги, йоги Визуализации. Вот так бы я ответил. Ещё вопросы, друзья,

Вопрос: Какова связь между причинным телом и центральным каналом?

Вадим Запорожцев: Собственно говоря, фактически, что такое  причинное тело? Причинное тело – это некий набор структур, очень сложных, ускользающих из нашего понимания, наиболее базовых структур, которые потом, в дальнейшем «обрастают», так называемыми тонкими  структурами или тонкой материей, а те, в свою очередь, обрастают грубой структурой или грубой материей. С другой стороны, мы помним, что центральный канал – это, фактически то, с чего началось вообще творение всех наших структур. Поэтому, это вещь наиболее близкая к причинному телу или по-другому её можно классифицировать, как составную часть причинного тела.

Но  с центральным каналом очень всё сложно. Это знаете, друзья, как сделать медитацию  на центральный канал – легко сказать, что «представляем небесно-голубую трубку, от основания нашего тела до макушки головы», но понять фундаментальную сущность центрального канала, точнее того, что разъединяет или заставляет казаться отдельными наше сознание и нашу энергию – вещь чрезвычайно сложная. Почему? Потому что вы помните, как сказано: что внутри центрального канала отсутствует понятие пространства и времени. То есть это трубка, с одной стороны, ну, трубку представьте себе. И вроде бы, казалось бы, внутри есть пространство. А пространства-то  нет!

То есть это уже на грани вот таких вот вещей. Мне очень сложно что-то такое жесткое сказать. Но в плане фундаментального действия на все наши эмоции, все наши поступки и так далее, и тому подобное, безусловно, Центральный канал, как и причинное тело, оказывает самое первостепенное  значение. Действительно, если Вы осознали Центральный канал и научились с ним работать методом йоги, то по силе Вашего переживания, ощущений или опыта, который получает Ваше Я, это выше, чтобы то ни было у Вас до этого, в этой жизни или во всех жизнях перед этим. То есть это состояние, приближающее Вас к познанию самого себя. Поэтому действие от практики на Центральный канал, это и действует на причинное тело, потому что все остальные структуры они уже подчиненные        

Вопрос: Можно я уточню? Я вот имела в виду, что причинное тело мы можем определить по какой-то беспричинной радости или по беспричинному плохому состоянию…

Вадим Запорожцев: Ну, это достаточно условная такая, вульгарная…

Продолжение вопроса: Просто когда Прана у нас попадает в Центральный канал, это состояние Бхавы какой-то, какая-то степень легкая радости…

Вадим Запорожцев: Да нет. Когда в Центральный канал попадает Прана, Вы испытываете такое страшное чувство мистического экстаза,  что весь белый  свет, как на ладони. Человек, переживший это, очень легко определяется – его жизнь меняется после этого. Радикально меняется. То есть это настолько сильный опыт, который затмевает все ощущения, которые Вы, может быть, в обычной жизни испытывали. Поэтому, собственно говоря, Вы приближаетесь к работе своих проявлений – сознания и энергии – напрямую. А как следствие, там уже рукой подать до того, что называется ваше Высшее Я или Абсолют, кому как нравится. Вы помните систему микрокосмоса и макрокосмоса. Одни и те же явления можно с разных сторон смотреть, поэтому иногда спрашивают:  «А как я определю, что у меня работал Центральный канал»? А вот, друзья, не перепутаете. Не перепутаете.  Если есть сомнения – значит, не Центральный канал работал. Ещё вопросы, друзья. Кто не задавал вопросы?

Методики йоги по сохранению устойчивости сознания.

Вопрос Анастасии, группа Три: Вы говорили о том, что одним осознанием чего-то, ну, происходит так, что ситуация меняется соответственно этому осознанию, или начинает меняться. Это происходит в любом случае или только тогда, когда мы принимаем это осознание? То есть  бывают такие ситуации, когда мы осознаем что-то, например, что какая-то вещь не ведет нас ни к чему, но  нам очень сложно от неё отказаться, и получается что вектор осознания и вектор желания нашего направлены в противоположные стороны. Вот в  такой ситуации будет ли работать этот механизм?

Вадим Запорожцев: Ну, вот как вам объяснить, друзья? Наш мир очень интересно сделан – от грубого к тонкому, от тонкого к грубому. В йоге Визуализации, в курсе, я приводил этот пример, что жизнь наша, она представляет нам как бы такие точки выбора. Как человек, который очень долго шел до вокзала. И пока он шел до вокзала, он, собственно, мало, что мог сделать. Но, как только он пришел на вокзал, от каждой его мысли, от каждого его стремления или предпочтения зависит, в какую сторону он возьмет билет, на какой поезд.

И точно так же  в нашей жизни существуют, как в лучах сходящиеся, такие обстоятельства жизни, принятия решений. Это очень хорошо, потому что иногда мы бываем подвержены влиянию самых разных, иногда самых дурацких мыслей.  И вот представьте, если бы каждая ваша дурацкая мысль приводила к мгновенному  отражению на вашей окружающей жизни? Это ж замучаешься в таком мире жить. Поэтому мир очень сбалансирован, красиво сбалансирован. Он дает нам такой очень интересный механизм, что в какие-то моменты вот этот отклик на действие вашего сознания, он никакой. Точнее, как бы сказали математики, он по последствиям стремится к нулю. А бывают моменты, когда надо, действительно, очень четко мыслить в нужную сторону. А дабы четко мыслить в нужную сторону и никакие дурацкие мысли к Вам не пришли вот в этот самый неподходящий момент, в том числе помогает и Мантра йога. Чем, собственно говоря, иногда и определяется то могущество, которое дает иногда Мантра йога. И если в этот момент, когда идет момент выбора, вам очень важно в правильном акценте сознание свое иметь, то это, действительно, тут же станет влиять на дальнейшую вашу Вселенную.

Такие моменты случаются у нас иногда в жизни. Вот сейчас школьники закончили школу, куда вот он пойдет учиться? Пойдет  в один ВУЗ – станет великим специалистом, пойдет в другой – с него деньги сдерут. А так, как был дураком, так дураком и умрет. Или пойдет в одно место – там будет круг общения интеллектуальный, культурный, он сразу поднимется. Пойдёт в другое место – там все алкоголики, пиво пьют и он сам сопьется.

Или там место работы – человек пришел устраиваться на работу. Это ж не обязательно, что только вас должны проверять на соответствие, но и ВЫ должны проверять, куда вы пришли, может это какая-то там организация, где вы потеряете лучшие годы своей жизни. Понимаете, да? То есть это может быть организация, где даже деньги не окупят потерю времени. А иногда, наоборот, в деньгах потеряете, но вы откроете для себя что-то новое потому что вы будете работать там с величайшими специалистами, наработаете «…опыт – сын ошибок трудных». И потом, даже если Вы уволитесь из этой организации, с этим опытом Вас возьмут на самую управляющую должность в другой организации. Это вот всегда есть такие моменты.

И дабы это как-то оформить, в йоге и предлагают такие практики, которые ещё иногда называются ритуалы.

Вот вы решили что-то волеизъявить. Сегодня у вас одно настроение в голове, завтра другое, послезавтра третье – мечется разум. А вы сказали –  “Не, не. Я сейчас всё подготовлю вот в этом пространстве и в этом времени, зайду в это место подготовленное и волеизъявлю. Волеизъявлю, произнесу соответствующую мантру, как-то подышу, ещё там какие-то йоговские практики сделаю, что записано – он идет туда, он идет к счастью. Всё. Потом выйду, а оно само уже пускай там всё работает». То есть, это такие искусственные методы принятия решений. Это легче. Легче работать с нашими мечущимися мыслями.

Ещё раз, друзья, это нам кажется, что мы такие однонаправленные. А у нас сегодня в одну сторону мысль, завтра в другую. У Марка Твена была такая мысль, что каждый раз, когда бы мы желали своему соседу чтобы он сдох, и он бы умирал, все бы люди оказались в аду. Но, тем не менее, мир как-то не всегда реагирует на наши эти пожелания, для этого нужны какие-то такие особые моменты, понимаете? Вот так сделано.

Или вот такой пример из квантовой физики: на уровне размеров, сопоставимых с размерами электрона, невозможно померить систему, не повлияв на нее. А вот на большой кусок материи из того же самого материала – да хоть так его меряй, хоть так. Кусок угля, как был, так и останется. Слишком большая массивная система и вы должны быть либо, действительно, йогом высочайшим, что ваша сила сознания всё это сразу опрокинет, либо ещё какие-то факторы, либо этим самым, иллюзионистом. А работать это всё начинает на очень маленьких размерах.

Ещё вопросы, кто не задавал, друзья, давайте.

Вопрос Владислава: Представьте себе две ситуации. Это, кстати, материал из Вашей лекции, я всё записывал. Вот девушка перезанималась пранаямой. У неё возникло желание, сексуальное. Которое не может удовлетворить её муж, потому что у него свои проблемы. И тогда она, значит, находит партнера, с которым и реализует…

Вадим Запорожцев: Не, не, не…Подождите. Да Боже упаси, чтобы я давал такой сценарий, что каждый раз, когда у мужа проблемы, искать себе тут же партнера. У меня тут тоже все ходы записаны!

Продолжение вопроса: То есть желание исполняется относительно легко. Представьте себе вторую ситуацию.

Вадим Запорожцев: Не, не. Подождите. Я первую не совсем «ухватил»

Уточнение: Ну, вот захотелось-исполнилось.

Вадим Запорожцев: Что захотелось-исполнилось?

Продолжение вопроса: Желание появилось – оно исполняется. А так вот есть инструменты в йоге, которые относительно легко исполняют желания?

Вадим Запорожцев: Назовите мне хоть один относительно…Вы знаете, благими намерениями, куда дорога вымощена…

Нет, друзья, давайте не будем так. Я не хочу, чтобы йога Визуализации превращалась вот в эти многочисленные западные тренинги. Я вот об этом постоянно повторяю, что вот это совершенно идиотизм какой-то: «Хотите, чтобы у Вас было много денег, которые зеленого цвета – одевайтесь, значит, в зеленые платья. Подобное к подобному притягивается». Не надо вот этого утрировать. Это вот не такая простая йога, как может показаться на самом деле.

Ещё раз. Сперва надо создать потенциал для изменения, а потом грамотно направить этот потенциал, чтобы он сработал. И вот, если Вы не набрали потенциал для изменения, чисто йогой Визуализации Вы очень слабо чего достигнете. Но с другой стороны, если у вас будет этот потенциал, без визуализации он также не сработает, потому что пойдет в какую-то ненужную сторону. Это вопросы достаточно тонкие. Поэтому знаете, как – царских путей в йоге нет. Вы знаете этот анекдот? Про математиков. Когда вот… ну найдите его, у меня, опять же, есть ссылка. В интернете есть всё.

К одному знаменитому математику пришел царь и попросил научить его математике. А в том месте, где жил математик, было только две дороги – одна прямая и короткая, по которой ездила только знать, а другая – большая и длинная, по которой ездили простолюдины со своими поклажами. Ну, или как у нас сейчас – есть платный «хай вэй», а есть объездная дорога, яма на рытвине, на канаве. И математик предложил царю, как положено ученику, от простого к сложному. И что-то не понравилось царю это занятие. И он спросил: «А нет ли в математике царской дороги?» На что математик сказал: «Нет. Нет в математике царских дорог».

Вот точно так же и в йоге – нет вот таких вот «ноу хау», как вот сейчас книжка – «Всё! Величайший секрет в мире раскрыт! Наша запатентованная технология! Думайте так! Пройдите наш тренинг и всё в вашей жизни поменяется!» А вот не поменяется! А почему? А потому что есть карма. Всё, что сделали, то и получите. Хотите переделать? Умейте работать с собой. Но вот чтобы работать грамотно, чтобы за минимальное количество усилий получить максимальный результат, там, действительно, нужно, чтобы вас кто-то обучил и в этом смысле этот тренинг, может, и следует посетить. Но никто за вас эти проблемы не решит. Никто не избавит вас от болезней, от хандры и меланхолии. Только сами будем работать над собой.

Поэтому это непростой метод в йоге визуализации. То есть это я предваряю Ваш вопрос. Но если вы покороче его сформулируете, давайте я постараюсь на него ответить.

Вопрос: И вот представьте себе вторую ситуацию, когда желание исполняется относительно тяжело. Вот 18 век и перед домом девушки парень играет на гитаре, и может быть тогда, к концу ночи, она выбросит платочек из окошка. И вот вопрос именно в том, что именно в такие моменты рождаются мировые шедевры в музыке, в культуре, в науке, в искусстве, поэзии. Так вот, если человечество воспримет йогу в своем большинстве, то не потеряет ли человечество в этой культуре?

Вадим Запорожцев: Честно говоря, вообще не ухватил ни смысла вопроса, ни выводов…

Значит, друзья, нет. Человечество не потеряет оттого, что йога будет развиваться. Ещё раз – если вы думаете, что йога, это волшебная палочка, которой стоит только лишь махнуть, и ничего делать не надо будет, вы жестоко ошибаетесь. Если вам кто-то такое говорит, то он вводит вас в заблуждение. Друзья, вы живете в той вселенной, которую построили сами. Вот что настроили, в том и живете. Хотите перестраивать? Давайте-ка закатывайте рукава, и идите перестраивать. Йога всего лишь рекомендует, как это сделать наиболее оптимально. Всё. Ни о каких ущемлениях произведений искусства, или чего, йога не говорит. Вот как у вас там будет в вашей вселенной, так и слава Богу.

Ещё вопросы, друзья?

Бхава, как необходимое состояние для принятия решений.

Екатерина, вольный слушатель: Вы можете дать несколько принципиальных различий между йогой и буддистскими практиками? Мне, чтобы понимать. Я с буддистскими более или менее знакома, и мне бы хотелось…

Вадим Запорожцев: Екатерина, Вы не исключаете, что я не знаком с ними? Поэтому я не смогу Вам ответить на этот вопрос.

Вопрос: Вот вы сейчас упомянули в связи с Настиным вопросом, что мы сегодня думаем так, в одном направлении, завтра в другом направлении и можем себе какой-то сделать, назначить ритуал, практиковать мантры, чтобы принять решение, сделать выбор. Но можно привести какой-нибудь пример, с учетом наших знаний и того, что нам можно сказать, что вот нам практиковать в таких ситуациях, когда очень важный выбор нужно сделать?

Вадим Запорожцев: Ну, опять же я упомянул, это выбор работы там, выбор…

Уточнение: Нет, вот сама вот эта практика, хотя бы какие-то элементарные…какой ритуал сделать?

Вадим Запорожцев: Нет, ну друзья, Вы понимаете, это сложный вопрос. Нет, это на самом деле все очень нормальные вопросы. Фактически, во что деградировала Индия? В набор вот таких советов – что делать при  каждом случае жизни. Там мало, кто понимает, почему та или иная мантра работает, или работает ли она вообще. Там на каждом шагу сидит астролог, на каждом шагу тебе мантру дадут, посвятят  тебя во все таинства йоги, знай только кошелек свой доставай и, прошу прощения, «отслюнявливай» эти местные тугрики. Это немножко девальвировало само понятие вот этого вот ритуала, некоей такой очень тонкой практики. Поэтому, скажем, тупо копировать и давать вам, какую мантру читать при устройстве на работу, в принципе можно было бы; но, понимаете, она «заточена» под индусский менталитет. Вы, вероятно, слабо себе представляете жизнь там. Поэтому вот так, вслепую, переносить некоторые практики – это не оптимально. А оптимизировать их действие под современную эпоху для современных людей – это надо их «затачивать» определенным образом. Есть такая сложность.

Поэтому вот так вот, просто в мир, бросать вот эту практику «не заточенную» – я знаю, что после этого бывает. Эта практика попадет на наш сайт, с нашего сайта на другой сайт, потом она пойдет гулять по Интернету, потом всплывет на какой-нибудь телепередаче, уже в плане, может быть, даже маргинальщины какой-нибудь. При этом будут говорить, что вот это сказали йоги. И вот сейчас 90% интернета, все, что касается йоги, это вот такой хлам, который изначально были какие-то указания йоги, но потом обросли такими несусветными подробностями в этой аюрведе, в астрологии, в этих всех гаданиях и прочих, прочих, что к йоге не имеет никакого отношения. Поэтому тяжело дать для всех вот.

Вопрос: Нет, я имела в виду принцип. Потому что Виктория нам говорила, что когда важное решение нужно принять, желательно выйти в состояние Бхавы или…

Вадим Запорожцев: Нет, ну это понятно. Я подразумевал более тонко заточенные практики. Конечно же, при принятии любого решения надо быть в здравом рассудке, твердой памяти, желательно выспавшись, Боже упаси, под действием, там, скажем, алкогольного опьянения. Чтобы ответственно принимать следующий шаг. Вот это второй принцип. Йога к чему призывает Вас? Йога призывает вас осмысленно делать каждые шаги. Не важно, сделали Вы глупость, или сделали Вы прорыв в жизни. Это абсолютно неважно. Почему? Потому что если в долгосрочной перспективе вы выработаете политику осознанности, то, если вы осознанно сделали глупость, то следующий шаг – вы осознанно сделаете исправление этой глупости. А если вы, случайно даже, неосознанно для себя, сделали  что-то хорошее, то где гарантия, что следующий шаг не будет, опять же случайное исчезновение этого самого хорошего? Поэтому вот в этом отношении, безусловно – память, ясный рассудок, а если мы говорим про йогу, то это, безусловно, состояние Бхавы.

Ну, скажем, если человек идет учиться на художника, или, там, какой-нибудь творческой низкооплачиваемой специальности, или в науку он решил пойти – физику изучать. И вот если у него есть эта Бхава, что он, как юный Эйнштейн, что он переоткроет законы физики – это одно. А если он в этот момент начнет думать: «Так, а сколько они там все получают? А где они там будут жить? А какие там…?» Ну, знаете, какие-то другие, меркантильные интересы, то Бхава может улетучиться. Он может поступить вместо одной специальности на другую специальность, и потом будет, как сыр в масле, но потом будет всю жизнь волосы на себе рвать, что занимается не своим делом.

Понимаете, это ж тоже такой момент: обнаружения такой тропинки, которая называется Дхарма, или пути жизни. Кто Вам подскажет вашу Дхарму? Да никто, кроме как вы сами её для себя определите. Как вы можете определить Дхарму? Бхава подскажет. Если есть Бхава, вы балансируете материальное и духовное, свою позитивную карму и негативную карму, вы балансируете то, что есть и то, что должно быть. А если у Вас Бхавы нет, у вас все плохо, а что лапками шевелить? Бхавы нет, и будет ещё хуже. Вы сами себя начинаете программировать. Поэтому в этом отношении конечно. Ещё вопросы, друзья, пожалуйста.

Алексей, вольный слушатель: У меня вот какой практический вопрос. У меня у знакомой проблемы со спиной – сколиоз и ещё там что-то. У меня вопрос: можно ли ей порекомендовать йогу в качестве йога терапии? И ещё вопрос: даете ли Вы, или Ваш центр какие-то консультации индивидуальные по этой проблеме?

Вадим Запорожцев: Давайте, я ещё раз озвучу вопрос. У человека сколиоз, что бы мы могли ему посоветовать? Так, самое первое, чтобы мы могли посоветовать – это обратиться к врачу. То есть самый первый его шаг – это прийти к доктору и проконсультироваться. Сделать все необходимые процедуры, которые медики говорят – рентген, там, не знаю, это епархия медиков. И спросить у своего лечащего доктора, а как он смотрит на то, если, значит, пациент пойдет в йогу. И вот если доктор даст добро – очень хорошо. Пусть приходит и, согласно присмотру доктора, занимается. Если доктор скажет: «Ни Боже мой! Постельный режим», то, безусловно, слушать надо доктора.

Значит, друзья, йога НИКОГДА не подменяет медицину. Йога вообще не подменяет медицину, науку, религию, образование, знаете такое среднее школьное образование. Поэтому вот такой алгоритм.

Что же касается консультаций, уже после того, как врач сказал «добро» на йогу, то да, действительно, в йоге есть специалисты, которые совмещают, с одной стороны, знание йоги, а с другой стороны, знание тех или иных характерных проблем. И кое-какие рекомендации, конечно же, дать они могут. Но вот у нас, в Открытом Йога Университете – нет. Цель Открытого Йога Университета несколько другая. Это, во-первых, распространять знания йоги, а во-вторых, готовить преподавателей. Поэтому имеет смысл поискать кого-то в других школах йоги или в других, может быть, центрах. Вот так. Ещё вопросы?

Смелость, как отсутствие негативного опыта, или смелость на основании Высшего.

Вопрос: Чем обусловлена наша смелость получать новый опыт? Или ограничена….

Вадим Запорожцев: Чем обусловлена наша смелость получать новый опыт? Тумаками из предыдущей жизни. Понимаете, наша смелость ограничена. Это всё очень сложные такие моменты. Опять же, сегодня 22 июня. Вот германские солдаты, если вы почитаете мемуары их, рассматривали войну очередную, как все предыдущие. Напомню, что Францию они взяли, просто с минимальными потерями и воспоминаний у них больше осталось о французском сыре, вине и девушках, чем о тяготах войны. Они рассчитывали, что такая же ситуация будет и в России. И, действительно, первые дни говорили о том, что, приобретая новый опыт в России, всё это подтверждалось. Но затем такой мощный удар они получили, точнее серию мощных ударов они получили, что очень быстро поняли, что в этом смысле демонстрировать смелость в познании мира при помощи автомата, как они назывались там, не помню, танков и самолетов – это приведет к очень негативным последствиям.

То есть все зависит от вашей предыдущей кармы и от вашего образа жизни. Есть люди, в жизни наглые и смелые. Причем это, вероятно, каждое поколение, но сейчас вот это молодое поколение. Они вот уже не помнят всех ужасов скажем 80-х,90-х годов, а сейчас жизнь стабилизировалась, и жизнь в крупных мегаполисах представляется, как большой праздник – сплошные ночные дискотеки, танцы, пляски, песни. Но это всегда длится до такого вот сурового испытания.

Но не об этом. Так вот в среде таких людей вырабатывается такое очень бесшабашное отношение к жизни. Смелый, хоть куда. Туда?  Туда пойду. Сюда? Сюда пойду. То есть, это отсутствие негативного опыта. Более того, кое-кто из этих индивидов становится наглыми и надменными. Они начинают всех направо-налево. Такие цари этой жизни. Почему? Потому что люди более старшего поколения, они помнят, что фортуна переменчива. И вот эти вот люди очень наглые, они, казалось бы, идут по жизни и срывают цветки жизни.

Это, я помню, в 90-е годы криминал был. Такие были персонажи! Некоторые аж, честно скажу, восхищение вызывали. Как говорится, о мертвых никак, либо хорошо. Так вот – абсолютно смелые. Кремлевская стена? Заверните, покупаю.  А потом, рано или поздно, вот таким наглым поведением, без соблюдения первого и второго принципа йоги, пришла первая волна их негативной кармы,  и они получили подзатыльника. И после этого, поджав хвост, по норкам  шмыг, шмыг, шмыг, шмыг. И никого из них сейчас уже ни на какие подвиги не потянешь. Это вот одна ситуация.

Другая ситуация – это когда вы идете смело, с соблюдением первого, второго, третьего принципа йоги, когда вы отдаете  себе отчет с позиции доброты, здравого смысла, с позиции исследования мира, это совсем другой результат. И каждая Ваша победа она, наоборот, придает Вам сил. И опять же, сегодня 22 июня, та же самая ситуация случилась после Сталинграда, Курской битвы – всё, уже советские войска погнали супостата. И каждая новая победа – всё, азарт. И можете себе представить, люди, которые отбились от своей части, бросали госпиталь по ранению, рвались быстрее назад, чтобы успеть повоевать. Это был кураж, праздник был. Понимаете? Хотя могли бы до конца войны зализывать раны. Но нет, это было совсем другое настроение, познание нового вот на этой волне победителя, изменить мир к лучшему и так далее, и тому подобное. Поэтому этот вопрос свелся к первому, второму, ну если мы говорим, то и к третьему принципу йоги.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, согласно йоге Визуализации, Прана работает в режиме приема и передачи, то есть, как сознание или как энергия предстает? Есть  ли промежуток между приемом и передачей?

Вадим Запорожцев: Ой, это очень сложный вопрос, аксиоматический, сейчас я даже не хочу их касаться. Это высочайшая аксиоматика, там всё очень сложно. То есть это и сравнения, они такие, для первого приближения к пониманию, что субстанция Праны единая, что работает в одну сторону, как энергия, в другую сторону, как сознание. А вообще, вот этот сам механизм, он тут же приводит к концепции интерпретации. Почему? Потому что если один на прием, другой на передачу, то между ними идет интерпретация. А как вот это она идет интерпретация? Вот это сопряжение приема-передачи. А это очень серьезная аксиоматика, здесь сейчас у меня даже нет возможности её касаться.

Вопрос: Маленький вопрос. Скажите, пожалуйста, вот если я работаю только над своей кармой, личной, но не работаю над групповой кармой – кармой семьи, кармой страны, то мы кармически «кидаем» этих людей. Это так?

Вадим Запорожцев: Как Вас зовут? Владислав? Давайте так, просто Вы задаете вопросы, ответы на которые есть на сайте www.openyoga.ru а ещё лучше там есть курс www.kurs.openyoga.ru. И там есть прохождение последовательное азов йоги. От простого к сложному.

Дело в том, что в вашем вопросе сквозит полнейшее непонимание  того, что есть такое карма. Я не знаю, как это получилось такое досадное заблуждение, но вы в принципе не можете ничего делать с чужой кармой. Карма страны – это та часть вашей личной кармы, которая проявляется через страну. Поэтому, знаете, получается, что работа с кармой – это личная работа с тем, что вы сами сделали. А, что называется, за какого-то другого парня, вам отрабатывать ничего не придется. Концепция кармы подразумевает наличие субъекта, как бы в отношении кого эта карма. И когда мы говорим слово «карма», мы должны, в первую очередь, определиться с получателем кармы, кто будет страдать или наслаждаться. А это только лишь сам человек.

Но вот то или иное страдание, или наслаждение может, так или иначе, приходить через его родных, близких, через его страну. Поэтому вот в этом смысле это иллюзорно, что это отдельная карма страны. И решить вы ни за кого не сможете ничего. Понимаете, да? Это принципиально невозможно. Карма не передается, не получается. Поэтому и работать вы можете только со своей кармой, но никогда с кармой другого человека. Карма другого человека – это карма другого человека. Карма ваша – это карма ваша. Даже если вам кажется, что вы работаете с чужой кармой, то это всего лишь очень тонкое, запутанное проявление вашей собственной кармы, которая как раз и создает иллюзию, как если бы ВЫ работали с чужой кармой. Это вопрос принципиальный в йоге. Принципиальный, друзья.

Вопрос: У меня сложилось впечатление о пространстве и времени…

Вадим Запорожцев:  Оно Вам не нравиться?

Продолжение вопроса: Что вот пространство, это как бы энергия, а время, это как бы сознание. А что йога по этому поводу говорит?

Вадим Запорожцев: Да нет, Владимир, всё гораздо …да нет, не сложнее. Давайте даже не будем трогать йогу. Возьмем современную науку

Комментарий из зала: Да они не знают!

Вадим Запорожцев: Они все прекрасно знают, но молчат. Ну, а вы включите телевизор. Что вы узнаете? Кто гол  в какие ворота забил? Где пожар, наводнение или кто-то где-то умер от переедания? Ну, а в области науки вы же не найдете ничего. Вот в интернете – другой разговор. Но тоже, знаете, сайты надо выбирать, потому что сейчас очень много расплодилось такого наукоподобного мракобесия. Люди там с какими-то степенями, какие-то умные слова говорят, там у них позитроны, экспоненты, а начинаешь вникать – просто ахинея. Даже эзотерики просто дети по сравнению.

Так вот, о чем это мы? Так вот, концепция в современной физике свела наш мир к тому, что невозможно разделить пространство и время, поэтому стали говорить о так называемом пространстве Миньковского, где, в качестве одной из координат, выступает время. То есть три наши обычные координаты – длина, ширина, высота, и плюс ещё четвертая координата, временная. Дабы  размерность соблюсти, её умножают на константу скорости света, чтобы тоже метры, метры и метры были везде. Так вот, получается, что мы не можем говорить о пространстве вне концепции времени и о времени вне концепции пространства.

Когда мы говорим о времени вне концепции пространства и наоборот, то это, так называемая классическая физика Ньютона. Но в начале 20-го века Эйнштейн с группой товарищей несколько по-другому подошел к осмыслению этой проблемы и разработал, так сказать, частную теорию относительности. Но кроме этого он выдвинул потом ещё общую теорию относительности, которая также связала ещё третий такой фактор, как материю. То есть связала вместе пространство, время и материю. И тем самым было объяснена причина гравитации. Вот тот факт, что яблоко падает на землю, с позиции общей теории относительности объясняется не наличием какой-то силы гравитации, а наличием искривленного пространства. То есть грубо говоря, чем ближе вы к центру масс, тем больше искривлено пространство и вот за счет этого вот этот вот эффект всемирного тяготения. Но это, друзья, не моя область сейчас, это область физики. Поэтому йога не подменяет физику и науку в том числе. Это лучше найти вменяемые какие-то, подчеркиваю – вменяемые объяснения. Не наукообразные. Вот полным-полно людей, которые будут Вам чего-то там говорить; на около-эзотерически-космические, где одна сторона – наука, а другая, и привидения, и нечистая сила.

Вопрос: То, что люди склонны забывать события жизни, можно это расценивать как защитный механизм – экономия Праны?

Вадим Запорожцев: Ну, вероятно, да. Это сложный, вообще, механизм.

 



Скачать Аудио и Видео Варианты вы можете  здесь:
Аудио Вариант1.MP3 Web 32кб/с, 22,1мб адрес:   http://www.openyoga.ru/
2010_06_22_kcp_lec_yoga_vizualizacii_lec20/
2010_06_22_kcp_lec_yoga_vizualizacii_lec20_web.mp3

Аудио Вариант2.MP3 Full 128кб/с, 88,4мб адрес:   http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_06_22_kcp_lec_yoga_vizualizacii_lec20/
/2010_06_22_kcp_lec_yoga_vizualizacii_lec20.mp3

Видео Вариант FLV, 229мб адрес:
  http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_06_22_kcp_lec_yoga_vizualizacii_lec20/
/2010_06_22_kcp_lec_yoga_vizualizacii_lec20.flv

Адрес,контакты,где нас найти: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление»,
Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул.
Долгоруковская, д.29, т.(495)251-21-08,(495)251-33-67, e-mail:
HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru,
www.happyoga.narod.ru.

Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал(а)-Вячеслав Карандасов
Текст напечатал(а)-Любовь Божко и Ирина Витюгова

Текст отредактировал(а)-Подрядова Елена.

Текст опубликовал(а)-Шведченко Александр
Краткое описание составил(а)-Наталья Сим

Рисунки и фото создал(а)-
временно отсутствуют
Ключевые слова составил(а)-
временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют

Ключевые слова:
временно отсутствуют
Ссылки на тексты с похожими тематиками: временно отсутствуют
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия
непонятных терминов йоги здесь:
www.wikiyoga.openyoga.ru

alt


Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий