2013_08_03 А.Авалон Гирлянда букв. Глава 4. ч. 1 Комментарии Вадима Запорожцева

Раздел Йога Архив - Лекции по Йоге за 2013 год

2013_08_03 А.Авалон Гирлянда букв. Глава 4. ч. 1 Комментарии Вадима Запорожцева

Слово «Шабда» (śabda), происходит от корня «śabd» - «издавать звук», - и обычно означает звук вообще, включая голос, слово, речь и язык. Это либо «литерированный» звук (варнатма-ка-шабда, varṇātmaka-śabda), имеющий смысл (артха), т.е. либо обозначающий вещь, либо подразумевающий свойства и отношения вещей, или же это «не-литерированный» и бессмысленный звук (во всяком случае, для нас), и в таком случае это просто дхвани (дхваньятмака-шабда, dhvanyātmaka-śabda), например, рев стремительного потока, удар грома и пр. Я сказал «для нас», поскольку каждый звук имеет смысл для Ишвары. Звук возникает из соприкосновения двух вещей, ударяющихся друг о друга. Так, например, литерированный звук проявляется через контакт органов речи с внешним воздухом. В другом месте более полно описывается, что шабда проявляется и существует как четыре шакти, а именно пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Они названы так в связи с другим синонимом шабда - Вак, или Дэви Сарасвати...»

Здесь Вудрофф еще раз повторяет то, что было понятно уже из первых глав. Я напомню, эта его работа составлена из статей, которые он написал в разные годы. В данном случае нам еще раз напоминают, что такое «Шабда». А поскольку мы косвенно изучаем еще и мантра видью, науку мантра йоги, которая чрезвычайно сложна в понимании, то не лишним будет вспомнить эту идеологию еще раз.

Итак, изначальный непроявленный Абсолют, тот о ком мы не можем ничего сказать, ни то, что он был один, ни то, что их было много, был ли он тогда или сейчас, там или здесь, большой или маленький. Ни одно слово и ни одна мысль не выражает то его состояние, изначальное, запредельное, до начала творения Вселенной, или до начала его проявления... 


 


Название лекции :

А. Авалон Гирлянда букв. Глава 4. ч. 1 Комментарии Вадима Запорожцева


photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев,
Дата:
 
2013.08.03.
Где:
 Международный Открытый  Йога Университет
 
Краткое описание :
 




 

 

alt

Слушать Аудио:     


alt Смотреть Видео с Youtube:   


наш канал на Youtube: www.youtube.com/user/happyogahappyoga

alt

Смотреть Видео с сервера openyoga.ru:   


alt скачать лекцию в аудио формате

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 19 мб адрес: 

http://openyoga.ru/av_yoga/lek/2013_08_03_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4/

2013_08_03_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4_32.mp3

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 75 мб адрес: 

http://openyoga.ru/av_yoga/lek/2013_08_03_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4/

2013_08_03_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4.mp3  *отсутствует 3 мин в середине лекции

alt скачать лекцию в видео формате

Скачать Видео Вариант FLV, 360 мб адрес: 

http://openyoga.ru/av_yoga/lek/2013_08_03_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4/

2013_08_03_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4.flv


alt скачать лекцию в текстовом формате (doc)

Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003)
2013_08_03_artur_avalon_girlyanda_bukv_g4.doc

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:
временно отсутствует


Читать текст

А. Авалон Гирлянда букв. Глава 4. ч. 1 Комментарии Вадима Запорожцева


Итак, друзья, у нас сегодня 3 августа 2013 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу, и это у нас лекции Международного открытого йога университета, вся архивная информация на сайте www.openyoga.ru.
Мы с вами доблестно изучаем книгу «Гирлянда букв» Джона Джоржа Вудроффа, и дошли до 4 главы. Если у кого-то есть вопросы по предыдущим главам, самое время их озвучить. Не стесняемся, не бывает глупых вопросов, бывают глупые ответы. Нет? Тогда идем дальше. 


«…Глава 4. Парашабда, причинная шабда.

Слово «Шабда» (śabda), происходит от корня «śabd» - «издавать звук», - и обычно означает звук вообще, включая голос, слово, речь и язык. Это либо «литерированный» звук (варнатма-ка-шабда, varṇātmaka-śabda), имеющий смысл (артха), т.е. либо обозначающий вещь, либо подразумевающий свойства и отношения вещей, или же это «не-литерированный» и бессмысленный звук (во всяком случае, для нас), и в таком случае это просто дхвани (дхваньятмака-шабда, dhvanyātmaka-śabda), например, рев стремительного потока, удар грома и пр. Я сказал «для нас», поскольку каждый звук имеет смысл для Ишвары. Звук возникает из соприкосновения двух вещей, ударяющихся друг о друга. Так, например, литерированный звук проявляется через контакт органов речи с внешним воздухом. В другом месте более полно описывается, что шабда проявляется и существует как четыре шакти, а именно пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Они названы так в связи с другим синонимом шабда - Вак, или Дэви Сарасвати...»



Здесь Вудрофф еще раз повторяет то, что было понятно уже из первых глав. Я напомню, эта его работа составлена из статей, которые он написал в разные годы. В данном случае нам еще раз напоминают, что такое «Шабда». А поскольку мы косвенно изучаем еще и мантра видью, науку мантра йоги, которая чрезвычайно сложна в понимании, то не лишним будет вспомнить эту идеологию еще раз.

Итак, изначальный непроявленный Абсолют, тот о ком мы не можем ничего сказать, ни то, что он был один, ни то, что их было много, был ли он тогда или сейчас, там или здесь, большой или маленький. Ни одно слово и ни одна мысль не выражает то его состояние, изначальное, запредельное, до начала творения Вселенной, или до начала его проявления. И вот этот запредельный Абсолют сделал очень странную вещь, которая явилась причиной разворачивающейся Вселенной. Он произвел изначальную вибрацию, некий звук или как здесь сказано «Шабда». Но всегда встает вопрос, ведь мы только что говорили, что тогда не было ничего, о какой вибрации может идти речь? Вибрация чего и в чем? Ответ следующий, понимать это надо иносказательно. Это всего лишь аналогия, которая должна рано или поздно натолкнуть наш разум на полное переосмысление и переоткрытие момента творения Вселенной, а никак не детальное описание как все произошло. Это всего лишь модель, которая хоть как-то доступна пониманию нашему «скудненькому умишке», что бы хоть за что-то зацепится в этом грандиозном акте творения Вселенной. Если не давать таких аналогий, о чем говорить? Одна голая высокая абстракция, остается только молчать и улыбаться, как делали многие великие йоги и святые, когда их спрашивали о том, как возникла Вселенная или что такое Просветление. Они подобно Будде, молча улыбались, что сказать, если это не выразимо? Итак, вся аналогия возникновения Вселенной – объяснение на пальцах сложнейших сверхлогичных процессов. Но эти объяснения хороши тем, что они как подзатыльник направляют нас в нужную сторону и сужают кругозор нашего искания в осмыслении, как все произошло. И получается, что мы имеем первоимпульс самого Абсолюта, который провибрировал сам  в себе, или сам себя потряс. В результате этого действа, «Шабде», первовибрацие Абсолюта в самом себе, возникла чудеснейшая вещь – которая называется майя или которая называется прана, или которая называется первомантра, или которая называется первым осознанием. И Абсолют стал проявлен. В этом смысле понятие проявленного Абсолюта уже более конкретное и осязаемое, про которое можно что-то сказать, в отличие от Абсолюта непроявленного, про которого ничего сказать нельзя. Опять же вопрос – проявился через что, как? И снова нас ждет череда абстракций, которую с позиции сегодняшнего разума мы не способны понять, но которая дает толчок в правильном направлении для медитации и размышлений. Сделаете комплекс Хатка-йоги на 40 минут, а потом 10 минут помедитируйте на непроявленного Абсолюта, затем на проявленного. Так что–нибудь и дойдет до вас.

Первовибрация, фактически она же прана, и она же проявляет себя то, как Энергия, то, как Сознание. Мы подходим к другому описанию понятия вибрация, высоко аксиоматичному. Что такое любая вибрация? Возьмите линейку и ударьте ей по столу, она начнет качаться, и вы увидите, что в вибрации есть две крайние точки и некое движение, соединяющее их. Вы люди современные и у каждого в доме есть электричество, чего не скажешь про древних ришей, мудрецов. И в доме у вас есть розетка, а в ней две дырочки, если, безусловно, у вас однофазный ток. Одна дырочка заземлена, проводок от нее идет прямо в землю, чем глубже, тем лучше. А другая дырочка называется фаза, собственно именно в ней 220 В и находятся, и напряжение в этой дырочке меняет свою полярность от +220В до -220В по некому периодичному закону, описывающемуся функциями синусов и косинусов. Получается гармоничная волна, от + до – идет изменение. Аналогично, проявленный Абсолют в оболочке праны - это вибрация между двумя полюсами. И полюса эти следующие – принцип вечного видоизменения и принцип вечной неизменности, или другими словами, мужской принцип Сознания и женский принцип Энергии. В самом описании праны изначально содержится дальнейшее разделение единого Абсолюта на два фактора проявления – мужской и женский. Кстати сказать, именно поэтому в йоге считается, что все связанное с взаимоотношениями мужчин и женщин, начиная от простых влечений, симпатий и антипатий, и заканчивая сексуальными желаниями и предпочтениями, корнями своими уходит в самые что ни наесть глубины творения Вселенной. Вот почему во всех вменяемых школах йоги говорят, что все, что происходит на кухне между мужем и женой имеет планетарные и космические масштабы. Принципы гармонии и противоречий были заложены задолго до вашего рождения, тогда, когда Абсолют создавал мир. Стоит ли удивляться проблемам в семейной жизни? Решением этих проблем занимаются разные йоги, в нашей школе это йога Влюбленности, Тантра, Триада, Йога сексуального союза, но не об этом речь. А речь о том, что крайности эти взаимоисключающие. Крайность вечного видоизменения, по сути дела непостоянства и крайность вечной неизменности. И под понятием первошабды как раз и подразумевается вибрация Абсолюта в Абсолюте, от одной крайности – видоизменения, в другую крайность - постоянства. В дальнейшем этот первоимпульс в своих разных комбинациях породил все остальные принципы – принцип разума, пространства и т.д. до принципа земли. Все, что вы видите вокруг себя, куда бы вы взор не кинули, это как раз и есть порождение комбинаций двух этих принципов - принципа постоянства и принципа видоизменения, только в других пропорциях, фрагментальных, раздробленных.

Вибрация то во что-то нематериальное, чем является Сознание, то в Энергию, в Шакти, в материальное, к чему мы привыкли, хотя до конца и не понимаем что это такое. Та часть, которая материальна, принцип Шакти, принцип Энергии, Вудроффом была разделена на четыре составляющие, четыре Шакти. Но он не упомянул, что на четыре Шакти приходится четыре градации Сознания, по степени утончения. Итак, здесь названы соответственно  пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Самая последняя, вайкхари – звук, который срывается с губ, звуковая вибрация. Например, я сейчас говорю, и молекулы воздуха сначала устремляются вперед, затем назад, они двигаются, и вы меня слышите в каждом уголке этого зала. Это известно из законов физики, можно учебник почитать и вспомнить что такое звуковая волна. Получается, что проявленная часть вайкхари, это действительно Шакти, звуковая волна, я сейчас говорю, и на ваши барабанные перепонки оказывается вполне конкретное воздействие энергии. Например, есть крайняя форма звука, называется ударная волна. У меня специальность - физика быстропротекающих процессов и я очень хорошо все знаю про взрывы. Когда взрывается бомба, один из самых страшных поражающих факторов - это ударная волна. Человек может быть без единой царапины, но контуженный ударной волной. Фактор Энергии в этом случае описывается не гармоничным законом, как звук, а резким фронтом. Ударная волна - страшная вещь, перепад давления в пол атмосферы ни одно здание не выдерживает, его просто сдувает.

В составляющей Энергии всегда прячется составляющая Сознания, показывающая какой окрас имеет звук, какой в нем смысл. Если этот смысл соединен с человеческой речью,  то вы меня понимаете, а если бы я как воробушек начал чирикать, то до вас бы составляющая Энергии доходила, а составляющая Сознания – нет. Или как сказано у Вудроффа, если бы я начал хлопать в ладоши – составляющая Энергии доходит, а составляющая Сознания не доходит, поэтому для нас это кажется ничего не значащим звуком. Но с точки зрения Абсолюта за каждой вибрацией, будь-то хлопок или мое слово, всегда спрятано Сознание.

Получается, что на уровне шабда, в форме пара звук еще не разделен на Энергию и Сознание. А затем форма носителя (Энергия) становится все грубее и грубее, и фактор Сознания, неизменности, беспрепятственно через нее транслируется. Говорят, что если вы подниметесь на ступеньку выше, от звуковой речи на уровень речи мыслительной, то вы начнете понимать язык зверей и птиц, не говоря про иностранные языки. Иногда вы много лет учите иностранный язык, а столкнетесь с иностранцем, он говорит быстро-быстро и ничего не понятно. Так вот, в йоге утверждается, что если вы подниметесь на шаг выше, то от уровня Сознания, которое предписывается вибрацией слов того или иного языка, перейдете на более высокий уровень Сознания, вы начнете понимать язык зверей и птиц, а дальше и вообще язык всего. Например, гром ударил, так это для кого-то гром ударил, а для вас вполне конкретное послание.

Любая вибрация состоит из двух полюсов – вибрация воздуха и смысл, который ваше Сознание из нее черпает. А дальше, как утверждает Аксиоматика все еще веселее. Мы сейчас рассмотрели схему перехода от одного полюса к другому. От Сознания к Энергии идет шабда, вибрация, несущая в себе смысл, и это самое простое уравнение, одна Энергия и одно Сознание. Но, как утверждают плохо сохранившиеся трактаты и знания по йоге, в свою очередь Энергия и Сознание также дробятся, и предстают соответственно - энергия в пяти аспектах, а сознание в четырех. Не спрашивайте меня, что это за аспекты, аксиоматично я вам не отвечу. Много гипотез я слышал, что это за пять видов Энергии, и четыре вида Сознание. За уши притаскивали и типы темпераментов, помните, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. А в качестве Энергии такой разброс идиотических мнений вплоть до классификации женщин, согласно Кама Сутре, женщина-слониха, женщина-заяц, кто не читал, тому и не надо, а кто читал, меня поймут. Это бред! Имеется в виду другая вещь - аспект Энергии и аспект Сознания, понятия более высшие, более аксиоматичные, которые даже выше, чем проявления человека в форме мужчины или женщины. Мы так сделаны, что различить аспект Сознания может только Энергия, а аспект Энергии различим только для Сознания, на сверхтонком уровне, еще до возникновения прилагательных в отношении Энергии или Сознания. Друзья, это очень сложная тема, сохранились буквально крупицы знания. Но даже эти крупицы дают очень хороший результат, подобно тому, как если бы вы нашли несколько страниц из учебника математики, посвященные решению кубических уравнений. И вы не знаете, как эти формулы выводились, но если пользоваться ими, то получается правильный ответ. Я напомню, что на протяжении тысячелетий высшим пилотажем в математике было решение кубических уравнений. И решать кубические уравнения по-настоящему научились только в современную эпоху, где-то 1500 год, и это был толчок к возникновению науки, связанный с именами таких ученых-математиков как Кардано, Тарталья.

Так вот, до нас дошли алгоритмы – решения, но как их получили в древности, это знание либо потеряно, либо не обнародовано, чего тоже нельзя исключать. Возможно, придет время, и найдут манускрипт, объясняющий эту ситуацию. Пару лет назад в одном индийском храме нашли несколько тонн золота, и это в бедной то Индии. Итак, получается, что с позиции мантра-йоги, все, что мы имеем вокруг, можно объяснить шабда, первовибрацией. Но вибрация эта не такая тупая, как иногда кажется некоторым недалеким последователям в йоге. Друзья, вибрация звука – это верхушка айсберга, это самое примитивное. Могущество произнесенного слова объясняется именно этим. Ведь слово – это инструмент, который есть у каждого из вас. А как вы им пользуетесь? Ругаетесь, или еще хуже, врете. И теперь смотрите, что получается, когда вы врете. Две крайности – Энергия и Сознание разъединены, и помимо того, что и так на каждом уровне огрубления идет подмена, согласно закону четырех и пяти все перемешивается, так еще, и вы черное называете белым, говорите не так, как есть на самом деле. Поэтому я на каждой лекции, посвященной мантра йоге, повторяю, берите пример с меня, не врите больше 50 раз в день. Это та норма, когда еще можно жить, а если врать больше, то можно окончательно запутаться, разъединяя имя и форму, артху и шабду. Я уже приводил пример на предыдущих лекциях, что в польском языке «урода» - красавица, а по-русски сказать: «какая ты урода!», вряд ли девушка обрадуется. И таких слов-перевертышей в частности в славянской, индоевропейской, как ее называют ученые, группе языков, очень много. Одни и те же корни, имеют противоположную смысловую нагрузку. Идет деление народов, допустим, славяне на севере, южные славяне, и т.д., и вот - граница и понятие меняется. Моя сестра живет на Украине, как то она съездила в Польшу, и очень удивила меня, сказав, что польский язык ближе к русскому, чем украинский. Я не лингвист, да и украинского я не знаю, но она говорит, что многие слова нам проще понимать и звучат они также. И вот происходит так, что родственные народы идут как пирог слоеный, раз – разъединение, раз – подмена понятий. Я так понимаю, что это проистекает из личной неприязни, раз у него это хорошо, значит для меня плохо. В частности, есть пример известный из истории, в Индии богов называли «дэвы», как слово «девушка», что значит божественная. А скажем в родственной культуре зараастрийцев, «дэв» - это демон. И, наоборот, у зараастрийцев высшее светлое божество Ахурамасда, а в поздней ведической традиции под словом «асур» (созвучно «ахура» и «асура») подразумевается демоническое существо. Родственный когда-то народ, с общим языком (ведический язык ближе к языку авесты, чем к санскриту), чего-то не поделил, расплевались, разругались, разошлись и начали друг друга поливать грязью, то, что у них белое, у меня черное и наоборот. Вспомните миф о едином языке и вавилонской башне, после чего собственно все пошло криво. Здесь та же самая ситуация, враньем мы внедряем дополнительную майю и дурим сами себя. Поэтому, друзья, еще раз, особо много врать - плохо! Иногда, правда, бывают ситуации, когда вы можете говорить правду, но лучше бы вы молчали, или говорили не правду. В вашем запутанном состоянии лучше придерживаться более фундаментального закона Рита, или по-другому, первого, второго и третьего принципов йоги. Потому что есть такие умники, которые режут правду-матку, но при этом сами хитрые, хотят этой правдой кому-то сделать зло. На ТВ таких персонажей много, у них вечные разоблачения, но при этом они имеют свою корысть.

Итак, смысл понятен, по мере вовлечения в мир, чем дальше мы от первоимпульса, от первошабды, тем больше вранья, тем легче запутаться. Говорим одно, подразумеваем второе, делаем по третьему. Фактически мы сами себя в этой жизни запутали, и надо распутываться. По большому счету, что же такое мантра? Мантра – это нить Ариадны, по которой ты идешь, и рано или поздно выходишь из лабиринта Минотавра – вранья, который всех пожирает. Что такое пробужденная мантра? Когда вы действительно по этой ниточке хотя бы раз вышли к первозвуку – парашабда. Один раз вышли – все, вы получили вкус победы! Вы уже знаете, как надо ее пробуждать, но это практический аспект мантра видьи.
 

«…И снова, шабда в своей манифестации либо имманентно, либо трансцендентно. Первое трояко - 1) С общепринятой точки зрения это означает звуки такого же класса, как и слышимые ушами, а также звуки, чья сила (шакти) относится к обычному, общедоступному уровню. 2) С йогической точки зрения это означает тонкий звук, воспринимаемый органами слуха и умом, который превосходит обычные звуки и чья шакти превышает средний уровень. Но способности к восприятию тонкого звука могут быть большими или же меньшими, и поэтому происходит градация; способности одной личности иногда более высокие, чем у другой, подобно тому, как среди обычных людей одни слышат лучше, чем другие. 3) С точки же зрения «абсолютного уха», т.е. способности воспринимать звук без ограничений, как в случае с совершенным йогином, - это означает чистый звук, или шабда-танматру. Он воспринимается совершенным йогином в его чистом аспекте. К аннотации к большинству важных философских терминов развертывается именно так. Следовательно, есть различные значения таких терминов как прана, акаша, вайя и т.д. Термин шабда имеет четыре значения, в ходе постижения которых мысли последовательно развиваются по выше приведенному образцу. Некоторые могут подумать, что с точки зрения чистой логики такое положение вещей неприемлемо, однако мы должны подходить к вещам практично, ведь обычно жизнь не отвечает требованиям чистой логики. Но, несмотря на это, данные методы и положения соответствуют истине. Например, Брахман - это все вещи в виде Шакти, несмотря на то, что сам Брахман (брахма-сварупа, brahmasvarūpa) находится за пределами их всех. И если те, перед кем все эти коннотации Брахмана выложены одновременно, жалуются на неопределенность, это происходит в силу того, что они еще не вполне освоились с данным предметом. Но по мере того, как эта тема постепенно осваивается, гуру шаг за шагом проводит шишью вверх к месту, где все аспекты начинают рассматриваться в отношении к целому (пурна, pūrṇa), чьими аспектами они и являются…»


И я сейчас как гуру буду вас, шишью, учить уму разуму. Но по сути дела здесь Вудрофф сказал уже то, что я озвучил в отношении трех форм звука. Точнее их четыре, но на уровне пара он настолько не различим, что там мало, что можно сказать, он там как бы един. По поводу замечания Вудроффа, что все можно разделить на имманентный или трансцендентный полюса - найдите словарь, надо будет пояснять, что такое имманентный, и что такое трансцендентный.

Иммане́нтность (лат. immanens, род.пад. immanentis «пребывающий внутри») — философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней.
Трансценде́нтность (трансценденция, прил.  трансценде́нтный) (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве потустороннего в отличие от имманентного.

Вудрофф вновь наводит нас на мысль о двух полюсах, между которыми происходит проявленное бытие. То, что мы, говоря более понятным языком, разделили на Энергию и Сознание, можно делить с других позиций, другими языковыми дефинициями. Не это нам важно. Важно, что у каждого значения, у каждой вибрации есть вложенные друг в друга понятия. Помните «Алису в стране чудес», момент, где Шалтай-болтай объяснял Алисе премудрости и говорил, что есть слова, как бумажник, их разворачиваешь, а потом сворачиваешь. Кстати, это одна из самых цитируемых книг в области физики и математики. Надо создать библиотечку, совершенно необходимую для студентов Открытого йога университета, куда в обязательном порядке внести «Алису в стране чудес» и «Алису в зазеркалье», поверьте, вы не потеряете, а только лишь приобретет.

Так вот, получается, что есть разная глубина наполненности каждого слова, впрочем, как и каждого звука. Некоторые слова мы заврали своими ассоциациями, некоторые достались нам уже искореженными, некоторые своими корнями по цепочке передачи импульса от более тонкого к более грубому носителю уходят так глубоко что, фактически пока до смысла доберешься, проходит много времени. Но как только ты ухватываешь истинный смысл любого слова, оно превращается в мантру, соответствующую тому или иному объекту или явлению во Вселенной. Ты становишься повелителем или Господином проявления, подобно Абсолюту. С позиции мантра йоги, мантра шастры, как Абсолют управляет Вселенной? Думаете, он, засучив рукава, ямы копает? Да, копает, только засучив рукава не свои, а ваши. А на самом деле управление идет на уровне мантры, которая в дальнейшем огрубляется до того, что вы, засучив рукава, копаете ямы. Попытки объяснения мантра йоги, которые даются в мантра видье, в шести ортодоксальных системах Индии, в тех или иных группах, сектах, религиях, учениях и течениях весьма противоречивы, и кажется, что они объясняют все в разнобой, но, по сути, приводят к одному и тому же. И задача гуру, как здесь было сказано, взять своего шишью, (я все звездные войны вспоминаю «О, мой юный подован, я Учитель и сейчас буду тебя учить!») и протащить его от грубой формы соотношения вибрации Сознания и Энергии к все более тонкой, тонкой и толкнуть его в пара звук. И для этого, друзья, применяются самые разные облегчающие методы. В частности, пока ты себя в хорошую физическую форму не приведешь, вряд ли ты чего-то достигнешь. Все йоги взаимосвязаны, но как здесь пишет Вудрофф, это не бред, не галлюцинации и не набор разрозненных теорий, а осколки, отголоски единого учения, восходящего к Ведам, но которые в дальнейшем стали все хуже и хуже пониматься, и по-разному интерпретироваться, вот почему и появились разные ветки объяснений.


«…Первую главу я начал с причинного шабда, или шабда-брахмана. Шива имеет два аспекта, а именно нишкала (niṣkala (отсутствие частей)) и ниргуна (nirguṇa (отсутствие атрибутов)), сакала (sakala (наличие частей)) и сагуна (saguṇa (наличие атрибутов)). Первый - это непроявленное и запредельное Высшее, а второй - проявленный и имманентный созидающий Владыка (Ишвара) или правящая Мать (Ишвари)…»


Вот здесь опять идет подмена понятий, бедному европейцу не разобраться. Иногда, когда говорят Шива, подразумевают мужской аспект проявленного Абсолюта, в противоположность понятию Шакти, женскому аспекту понятия Абсолюта или его жене. Но иногда, когда говорят Шива, подразумевают Парамашиву или Абсолюта. Поэтому в головах может образоваться путаница. Тут имеется ввиду, что Абсолют предстал в образе Шивы, мужской принцип постоянства, и соответственно, в женском принципе вечных видоизменений. Подобно тому, как есть различия между Сознанием и Энергией, также есть различия и в описательных характеристиках:

«…нишкала (niṣkala (отсутствие частей)) и ниргуна (nirguṇa (отсутствие атрибутов)), сакала (sakala (наличие частей)) и сагуна (saguṇa (наличие атрибутов))…»

Фактически, что вы можете сказать про Сознание? Из скольких частей оно состоит? Ничего и не скажешь… Или, какие характеристики у вашего Сознания? По определению, Сознание – это инструмент, высвечивающий все, на что оно направлено.  Его можно направлять на белый свет или на черную бумажку. Мы не можем приписать многообразие каких-либо форм или проявлений для Сознания, что мы с легкостью можем сделать для Энергии.  Поэтому вышеизложенное это всего лишь градация на Сознание и Энергию, только другими словами.

«…Первый - это нишпанда, без движения, поскольку это постоянный и неизменный Брахман. Это ашабда, которое означает здесь тоже самое, поскольку при отсутствии проявленности нет шабда как результата и нет шабда как причины. Последнее означает, что в таком случае нет причинного напряжения. Второй аспект, называемый «шабда-брахман», проявляется как созидание из Брахмана, который является уравновешенным состоянием Шакти. Из шабда-брахмана все шабда проявляются в виде мантр или как-то иначе. Сам по себе шабда-брахман является непроявленным (avyakta) шабда; последнее шабда-брахман является причиной не только шабда, но и всех артха и протьяи. Это так, но в данной шастре термин шабда – брахман используется в силу того, что здесь он относится к происхождению шабда также как шрут, объясняющийпроцесс творения, также представляет шабда, артха и пратъя. В данном случае говорится Творение, созидание из шабда- прабхава, поскольку у нее  универсум в его причинном аспекте состоит из шабда (vānmaya). Также говорится о «творении из артха», т.е. из высшей Артха, космической материи, которой является пракрити-шакти. Здесь приводится известный нам результат (карья), соотносящийся с единой причиной всех результатов, и при этом, однако, данной причине дается наименование тех результатов, которые являются предметом рассмотрения. Более того, шабда-аспект Брахмана имеет величайшую важность, поскольку именно в этом аспекте он является Ведой…»

Тут Вудрофф перечислил многочисленные точки зрения, где идет подмена понятий от одного к другому и путаница получается страшнейшая. Одна двойственность подменяется другой двойственностью, по образцу вышеупомянутого примера с Шивой – иногда Шива – Абсолют, а иногда Шива – Сознание. Здесь же путают разные дуальности, например, «не проявленный Абсолют – проявленный Абсолют» - это одна дуальность. А Абсолют, проявленный на Сознание и Энергию – это другая дуальность. По сути дела – четыре компонента, а взять их и перемешать, тогда ни один западный последователь не поймет о чем речь. Вот в чем беда! Нужны ключи к пониманию этих текстов, потому что, например, упомянуто так то и так то, а из контекста видно, что понимать надо по-другому. Поэтому я всех, кто интересуется йогой предупреждаю, прежде, чем за умные книжки браться, приходите к нам на сайт интернет йога курсов www.openyogaclass.com – пройдите Аксиоматику йоги. Иначе в голове такая бредятина сложится!

Вудрофф здесь упоминает о том, что эта путаница в Индии сложилась исторически очень давно. Западный ученый, не отягощенный традицией, начинает изучать из разных источников и получается каша. Надо отдать должное индусам, они в этом отношении более последовательны, если родился в какой-то традиции, то он ее и долбит от рождения до смерти. А прыгать от традиции к традиции не популярно, считается, что ты должен схватить кусочек знания и долго шлифовать его внутри. Это в противоположность западным последователям, которые кидаются от одного гуру к другому, этакие коллекционеры Посвящений, мантр, знаний, практик. Вы должны понимать, что когда идет разговор о Двайте или Сагуна Ниргуна, т.е. когда дается двойственная описательная система, то, во-первых, она многоуровневая, а во-вторых, она не имеет эмоционального окраса.  Мне тут попался один адепт тайных наук, который стенал и, заламывая руки, говорил: «Ах, эта двойственность!», а я не мог понять, чем ему двойственность то не угодила. Ведь не было бы двойственности в отношении не проявленного или проявленного Абсолюта, то не было бы самого этого адепта, некому было бы руки заламывать. Аналогично, ходят толпы печальных адептов, которым майя не угодила: «Ах, эта майя!» и чуть ли не матерят ее. Но майя не имеет эмоционального окраса, майя – это часть двойственности от Абсолюта к нашему миру, от не проявленного к проявленному, не было бы майи не было и стенающего. И эта двойственность может уже потом проявляться на другом уровне, как принцип вечного постоянства и принцип вечного видоизменения, но это уже другая двойственность.
Сейчас все индусы, которые ходили в колледж и получили западное образование, находят компромисс между европейским влиянием и своими религиозными мракобесными взглядами в Адвайте, становятся Адвайтистами. Начинаешь интересоваться, а как именно они придерживаются недвойственности, и за голову хватаешься. Потому что если ты действительно придерживаешься недвойственности, то почему так упираешь на кастовое разделение людей? Поэтому, друзья, будьте аккуратны с философскими концепциями, не все так просто.


«…Но каков же смысл того слова шабда, которое используется в термине «шабда-брахман»? Об этом уже говорилось выше. «Шабда» в данном случае не означает лишь грубый или тонкий звук. Начиная с рассмотрения обоих результатов (карья), мы переходим к их причине (карана). Проявленный звук - это гуна акаши. Но какой в этом смысл? Ведь шабда не просто свойство пространства и ничего более; т.е. термин шабда не ограничивается гуной акаши. Если бы это было так, тогда не было бы возможности объяснить хорошо известный научный эксперимент (который, будь он известен раньше, наверное, «разрушил» бы все индуистские теории), в котором звенящий колокол перестает слышаться в закрытой колбе, из которой удален воздух, но всё же остается пространство (акаша). Если бы шабда было только гуной акаши и не было бы связано больше ни с чем, нельзя было бы сказать, что звук усиливается и ослабляется, проявляется и исчезает вместе с ваю. Следовательно, термин «шабда» не ограничивается звуком, грубым или тонким. Именно причинное напряжение (спанда), которое свойственно напряженному состоянию чит-шакти и майя-шакти, вначале манифестируется как шабда-танматра для «абсолютного уха», а затем как более или менее тонкий звук для «йогического уха», соответственно тому, как фундаментальная акаша-спанда адаптируется к его (т.е. уха) относительной способности посредством более или менее плотной среды, и, наконец, проявляется как обычный звук, когда фундаментальная спанда приспосабливается к способности человеческого уха посредством такой плотной среды как воздух. И поэтому воздух, также как и ухо, является одним из факторов манифестации фундаментальной спанды, которая есть шабда как изначальное созидательное причинное напряжение, или возбуждение в теле пракрити-шабда…»


Это фактически тоже самое, с чего мы начали лекцию. Вудрофф последовательно показывает, что не надо примитивно понимать понятие шабда, как всего лишь звуковую вибрацию, потому что по сути дела тут имеет место передача первоимпульса от тончайшего носителя к более грубому носителю. Грубую вибрацию мы можем слышать ухом, на более тонкой ступени – наши тонкие органы восприятия, это к тому, что йогин может понимать язык зверей и птиц, еще тоньше – это уровень танмантр, т.е. квантов явления, и далее это парашабда, не разделенная пополам вибрация, где и проявленная и скрытая.


«…Шабда - это само космическое напряжение, присутствующее в первичном пространстве спанда-шакти, которое производит шабда-танматру, превращающуюся в акаша-бхуту, а затем в ваю и остальные танматры и бху-ты…»


Мне было бы любопытно взглянуть на английский вариант этого текста, интересно, какое изначальное английское слово было переведено как «напряжение». Иногда у переводчиков возникает соблазн переводить слова в шаблонном,  типичном значении. В результате такого перевода, на первый взгляд может казаться, что текст получился вполне естественный. Но у каждого слова есть много оттенков, и надо капать вглубь, что бы понять, каким именно вариантом надо пользоваться. А еще есть такие слова, ложные друзья переводчика, например, английское слово «accurately», нам хочется перевести, как «аккуратно», а правильный перевод - «точно». Или слово «интеллигент», в нашем понятии это умный, духовный, порядочный человек, а в английском языке, это «умник». До анекдотов доходило, когда в одном тексте слово «Шакти» переводили как слово «потенция», и вместо того что бы сказать: «… И вот Бог Вишну со своей Шакти…», говорили:  «…И вот Бог Вишну со своей потенцией…». Оттенок получался сразу весьма сомнительный.


«…В соответствии с ведантой это pancikrta, т.е. каждая таттва имеет четыре части своего собственного элемента, а также по одной от каждого из остальных четырех. Благодаря косвенной причинности бхаутика-сришти, или хираньягарбхи имеется комбинация таттв, произведенных посредством бхута-сришти в непосредственной причинности (sākṣatkartṛtvam) Ишвары, производящая грубый мир человеческих ощущений, который и есть вират. Таким образом, единое, первичное напряжение передается в виде, а также посредством цепочки его результатов. Чтобы отличить это первичное шабда, оно называется «парашабда», а манифестирующееся шабда - «апарашабда», или же просто «шабда». Последнее же представляет собой тонкий и грубый звуки, доступные для органов чувств, или то, что мы называем дискретной материей; а первое представляется сверхчувственным для обычного сознания и органов чувств. Таким образом, парашабда - не звук, но состояние возбужденности космической Шакти, когда при созревании самскар нарушается предшествующее состояние равновесия (sāmyā-vasthā) пракрити…»


Здесь интересное включение о том, как творились татвы или таковости, основные кирпичики, из которых построена наша Вселенная. Сложная тема, не буду ее комментировать, во всяком случае, сейчас.


«…Так появляется волнение (беспокойство) (ksobha), или общее движение (саманья-спанда, sāmānya-spanda) Шакти, и это космическое напряжение, которое есть парашабда, или паравак, раскрывается в виде манифестации шабда (апара). Это напряжение, являясь потенцией всего проявляющегося, манифестируется в человеке как артха, пратьяя и шабда в объекты (прамейя, prameya), которые он познает (пратьяя, pratyaya) как познающий (праматри, pramātri), и в наименования, благодаря которым он думает о них, как бы «осуществляя последующее объяснение интуитивного переживания жизни», - как удачно заметил профессор Прамтханатха Мукхопадхьяя. Изначальное шабда, или паравак (некоторым образом аналогичное Логосу) - это космическая предрасположенность и предпосылка созидательной эволюции. Это волнение первичной субстанции, проецируя себя на чувственный план бытия, становится слышимым в форме звука (дхвани), но, само по себе, оно лишь возможность и субстрат звука. Говорится, что творение - это шабда-прабхава, то есть оно происходит из, а также является манифестацией напряжения, или космической Шакти. В этом смысле каждое движение, или процесс в универсуме есть парашабда. Хотя напряжение (формирующая сила) едино, для различных органов чувств оно проявляется по-разному. Когда причинное напряжение соприкасается с ухом и сознанием (умом), оно производит звук, когда оно соприкасается с глазом и сознанием, - цвет и форму, и, когда оно соприкасается с какими-то другими органами чувств, - появляются другие виды ощущения… »


Итак, все творение началось с первоимпульса, и фактически, все, что кругом – комбинация Сознания и Энергиии или некие мантры. Все, что вы видите, весь мир – это осуществленные мантры. Есть мантра у этой кружки, и если ее знать, то, согласно вышеизложенной идеологии, можно делать с этой кружкой что угодно – творить, разрушать, сохранять. Здесь еще один очень интересный подход, который мне нравится, подход индийских философов, мудрецов. Весь мир - есть комбинация Энергии и Сознания, проявленной части, Шакти, и скрытой части Сознания, Чит. Например, наши уши воспринимают вибрацию воздуха, несущую информацию, которую мы распознаем нашим Сознанием. Грубо говоря, у нас есть спектр нашего Сознания, который воспринимает информацию от звуковых волн. Дальше, вы видите глазами какую-то информацию, т.е. есть канал Сознания через глаза. Аналогично, тактильные ощущения. Потоки Сознания и Энергии, и если проанализировать, то, сколько их получится? Древние йоговские учения сошлись на пяти органах чувств.

Вопрос из зала про вестибулярный аппарат.
Ответ ВВЗ: Свое местоположение мы определяем с помощью вестибулярного аппарата, по сути это маленький кристаллик, который давит на нерв то с одной стороны, то с другой. И мы можем делать вывод, в каком положении мы находимся.
Итак, пять потоков информации от внешнего мира, которые сводятся к зрению, осязанию, обонянию, слуху и вкусу. И каждый поток информации не сам по себе, у него есть носитель, и мы можем говорить о Шабде, или о вибрации, или о мантре, характерной для, соответственно, ушей, глаз, носа и т.д. По-другому, есть носитель, в котором идет вибрация, волна, шабда, и мы получаем информацию, что в мире происходит. Т.е. для каждой из этих вибраций есть характерный квант, или танмантра, неделимый кирпичик потока Сознания и Энергии, который мы получаем через органы чувств. В обычной жизни мы пользуемся грубыми органами чувств, сначала видит зрение, а потом идет подтверждение на тонком уровне. А как мы уже говорили несколько лекций назад, согласно древним текстам, у йогов возникает способность воспринимать эти каналы информации вне грубых органов чувств – видеть не глазами, слышать не ушами, ощущать прикосновения не кожным покровом и т.д. Непосредственно выходить на этот пласт, уровень, порожденный соответствующей шабдой, и с него черпать опыт. Его называют иногда внечувственный опыт, но не в том плане, что чувств нет, а в том плане, что уровень их другой.

Вопрос из зала: Вы говорили, что Сознание высвечивает все, на что мы его направляем, и не имеет ни положительного, ни отрицательного окраса. А как оно может делиться на четыре части?
ВВЗ: Оно не делится на четыре части, оно едино, оно так предстает. И помогает ему в этом майя, а каким образом, одна из самых больших загадок. Многого мы не знаем. Допустим, в терминах йоги Влюбленности, которая завязана на наш обычный жизненный опыт, считается, что подобное в подобном, что на грубом, то и на тонком. Дается объяснение, которое не всем понравится, но зато его все поймут, подобно тому, как девушке, если поставить перед ней шеренгу юношей, то один ей понравится, она влечение начнет испытывать, а к другим – нет. А почему так происходит? Безусловно, тут играет немаловажный фактор – наш предыдущий жизненный опыт, отпечатки, сансары, которые мы тащим из прошлых жизней. Но не все так просто, оказывается распознание или тяга идет к разным аспектам Сознания. Для юношей – к аспектам Энергии. Разделение единого Сознания – это исключительно майя для девушек. А разделение на аспекты Энергии – это майя для юношей. Майя воздействует на аспект, а с помощью каких методов это реализуется Абсолютом – изучайте йогу Влюбленности, Шри Видью, раздобудьте 16-тиричную мантру и т.д. Это большие тайны, и так просто их вам не дадут! Разговор здесь не идет о разделенности, а о нашем восприятии, это тема для интеллектуального осмысления. Подрастет МОЙУ до больших масштабов, появится ресурс для обсуждений таких вещей. Подобно высшей математике, чем больше ее изучаешь, тем больше в нее поглощаешься, и обычный мир чисел превращается в невероятное сочетание свойств. Это интересно само по себе. Когда-нибудь и мы будем проводить мозговые штурмы. Но мозговой штурм про высшую математику можно проводить только с теми, кто ее знает.

Вопрос из зала: А можно свести майю к загрязнению на разуме? Или это что-то большее?
ВВЗ: Майя возникла, когда разумом еще и не пахло. Поэтому к загрязнению разума мы не можем ее отнести, но вероятно на уровне разума есть аспект майи.

Вопрос из зала: Можно воспринимать мир через манас? Или сразу в будхи?
ВВЗ: Что значит в будхи? Представьте компьютер, куда вы не загрузили фотографию, и что вы в нем увидите? Как минимум надо что-то загрузить. Посредством будхи вы ничего не познаете, будхи – промежуточный, облегчающий познание инструмент, создающий точную копию информации. Вы будете видеть только то, что попало в будхи, до тех пор пока не достигли Высшего состояния Самадхи, когда вы можете познавать, минуя будхи и манас.

Голос из зала: Я имел в виду, что посредством мантры можно миновать манас и сразу создать копию в будхи.
ВВЗ: Абсолютно правильно. Это хорошее замечание, практическое применение мантра йоги.

Голос из зала: А есть пространство интуиции, в котором мы созерцаем, минуя все?
ВВЗ: Если «минуя все», то значит между твоим Я и Абсолютом, нет ничего.

Голос из зала: Я хотел разделить копию будхи, которую я сам создаю и интуитивное постижение без усилий.
ВВЗ: Как я понимаю, под словом «интуитивное» понимается Самадхи без объекта, потому что вся наша интуиция – опять в области будхи, друзья! А Высшее состояние прямого постижения, это когда вы черпаете информацию напрямую, минуя все, либо из своего Высшего Я, что эквивалентно. Простор для медитаций.

Напоминаю, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Мы проводим, в том числе и практические занятия по хатка, крии, и другим направлениям йоги. Стоимость их от 300 рублей. Также проводятся индивидуальные занятия тех, кто не может участвовать в группе по тем или иным причинам, стоимость от 2000 рублей. Проводим лекции, типа сегодняшней, семинары, ритриты стоимость 2000 рублей. Напоминаю про бесплатные интернет йога курсы на сайте www.openyogaclass.com , где можно самостоятельно изучать теорию и практику йоги. Если кто- то из вас планирует стать преподавателем йоги, то сейчас идет набор в группу по подготовке преподавателей йоги. Занятия начнутся с октября, группа называется VEGA, вся информация есть на сайте www.openyoga.ru Есть время подготовится и поступить к нам!
УРА!


Благодарность всем тем,кто работал над материалом:
Шаблон опубликовал(а)-Карина Халтурина
Текст напечатали(а)-Наталья Тугаринова
Текст отредактировал(а)-Наталья Тугаринова
Текст опубликовал(а)-Станислав Усатов
Краткое описание составил(а)-Аня Смирнова
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют
Английский перевод выполнил(а)-временно отсутствуют 


Можно ли копировать. Права: Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru

alt