2012_10_20 Вопросы и ответы. Джнана йога. Вадим Запорожцев

Вопросы и ответы. Джнана йога. Вадим Запорожцев

Давайте мы с вами продолжим исследование вопросов йоги. Начинать какую-то особо глобальную тему пока нет возможности, так как у нас впереди будет серия семинаров и других мероприятий. Ну, а если есть какой-то глобальный интерес обсудить тот или иной текст, то или иное направление в йоге, то имеет смысл этот интерес озвучить. Скажем, разобрать какой-нибудь древний трактат. Или какое-нибудь писание, типа Бхагават Гиты, или еще что-нибудь в этом роде. То есть то, что, по идее, должно занимать серию из нескольких лекций, и мы бы тогда вставили это в обойму наших будущих лекций, и стали рассматривать, так как сказать много чего можно, а времени на все мало. И, конечно же, хорошо бы услышать интерес, который есть у нас у всех.
Итак, пока вы все будете думать о вопросах в области йоги, давайте-ка мы по старой доброй традиции Открытого Йога Университета пригласим кого-нибудь, чтобы он принародно, глядя честными глазами вам в лицо, себя похвалил. Есть такой желающий себя похвалить или нету? Скромничают. Давайте бороться с ложной скромностью!


Название лекции :

Вопросы и ответы. Джнана йога. Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2012.10.20.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание : 

  1. Что такое Джнана-йога? Методы и упражнения Джнана-йоги. Определение слов «знание», «информация», влияние знания на нашу жизнь. Роль сознания. Почему необходимо фильтровать поступающую к вам информацию? С помощью каких инструментов можно отличить галлюцинацию от реальности? Означает ли третий принцип йоги – принцип отказа от страдания – отказ от жизни? О йоге-Влюбленности и быстрых методах в йоге. Разъяснения по вопросам обусловленности, волеизъявления, желания. Об этом и многом другом вы узнаете из этой лекции!

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru

Слушать Аудио:     
Смотреть Видео:  
Ссылка на видео

Читать Текст:

Давайте мы с вами продолжим исследование вопросов йоги. Начинать какую-то особо глобальную тему пока нет возможности, так как у нас впереди будет серия семинаров и других мероприятий. Ну, а если есть какой-то глобальный интерес обсудить тот или иной текст, то или иное направление в йоге, то имеет смысл этот интерес озвучить. Скажем, разобрать какой-нибудь древний трактат. Или какое-нибудь писание, типа Бхагават Гиты, или еще что-нибудь в этом роде. То есть то, что, по идее, должно занимать серию из нескольких лекций, и мы бы тогда вставили это в обойму наших будущих лекций, и стали рассматривать, так как сказать много чего можно, а времени на все мало. И, конечно же, хорошо бы услышать интерес, который есть у нас у всех.

Итак, пока вы все будете думать о вопросах в области йоги, давайте-ка мы по старой доброй традиции Открытого Йога Университета пригласим кого-нибудь, чтобы он принародно, глядя честными глазами вам в лицо, себя похвалил. Есть такой желающий себя похвалить или нету? Скромничают. Давайте бороться с ложной скромностью!

Евгений, группа «Готра»: Добрый день, Международный Открытый Йога Университет, группа «Готра», зовут меня Евгений Кустов. Хочу похвалить себя за то, что я очень хорошо работаю у себя на работе. Я работаю настолько хорошо, что у меня высвободилась куча свободного времени, и теперь, прямо находясь на работе, я могу заниматься йогой, я могу читать лекции, проходить тесты, и мое начальство не возражает против этого. Более того, оно поддерживает мою инициативу, идет навстречу Международному Открытому Йога Университету. И это приносит мне не только удовольствие, но и приносит деньги, которые я могу вкладывать в собственное обучение, и в то, чтобы поехать на выездной семинар, и так далее.

Вадим Запорожцев: Браво!!! Вот он – идеал! Благодарю!

Может еще кто-нибудь похвалить себя хочет? Друзья, сам себя не похвалишь, никто никогда не похвалит. И так, со временем, кажется, что жизнь твоя бессмысленна, невольно приходят депрессия, подавленность. У Марка Твена было произведение очень хорошее о том, как дядечка решил покончить жизнь самоубийством, и практически покончил бы, если бы ангел не показал ему, что бы случилось, если бы он вообще не родился. То есть каждый нужен в своем месте. И если взять такой магической рукой из пространства и времени Вселенной вырвать любого из вас, то я вас уверяю, Вселенная в следующее же мгновение распадется на составные части, и мир погрязнет в хаосе, или в Пралайе, как бы сказали в древних текстах. То есть пойдет разрушение всего-всего.

Заочный студент: Можете рассказать какие-либо практические упражнения из Джнана-йоги?

Из зала: А можно еще уточнить, что такое Джнана-йога?

Вадим Запорожцев: Вот такое хорошее замечание – еще выяснить бы, а что такое Джнана-йога? То есть сведем это к двум вопросам.

Итак, что такое Джнана-йога? Вообще, слово «джнана» созвучно со словом «знание», «знать», или с английским словом «knowledge». И что-то какие-то общие индо-европейские корни прослушиваются в этом слове. И, действительно, слово «джнана» означает «знание», или «йога знания». Мы все интуитивно представляем себе, что такое «знание»: мы пошли в школу, нам дали там какой-нибудь учебник, мы его выучили, и после его прохождения у нас что-то внутри поменялось. Если анализировать понятие «знания», то, рано или поздно, оно сведется к понятию «информация». Понятие «информация» – это такое достаточно абстрактное, с одной стороны, понятие, с другой стороны, – вполне конкретное, потому что информационные технологии сейчас во всем мире «цветут и пахнут», и продолжают совершенствоваться, и расширяться.

Но даже в самом формальном понятии «что такое знание» есть пробелы. «Что такое информация» – пробелы. По-разному пытаются физики и современная наука ее обыграть, в частности, таким понятием как «энтропия», «теория хаоса». Другими словами, если вы возьмете книжку Льва Николаевича Толстого «Война и Мир», то там вы увидите упорядоченный набор знаков, букв. Но никто не мешает вам взять и эти буквы разместить вперемешку, и тогда это будет не «Война и Мир», а какой-то хаотичный набор знаков. Или по-другому: такой среди ученых анекдот ходит, что если взять и посадить за печатные машинки обезьян, которые хаотично нажимают на кнопки, то какова вероятность, что таким случайным попаданием своих пальцев по клавишам они опять же напишут произведение «Война и Мир»?

То есть информация – фактор совершенно неуловимый. В йоге идут дальше, понятие «информация» сводят к такому понятию, как «сознание». Для того, чтобы определить, что чтобы то ни было является информацией или не является, нужен такой фактор – сознание. Таким фактором сознания обладает только лишь живое существо. Ни один компьютер никогда, как утверждает йога, принципиально не сможет обладать сознанием. Можно делать безумно сложные программы, которые ведут себя, как если бы машина обладала сознанием, но на самом деле это всего лишь сложная комбинация каких-то достаточно простых операций.

Сознание – это тот фактор, который нам говорит о наличии Высшего Я.

То есть, если есть человек, у этого человека есть Высшее Я, или обезьяна, у которой также есть Высшее Я (собственно, дедушка Дарвин нам сказал, что разница не особо большая, в чем можно убедиться включив телевизор), то это Высшее Я может проявить себя в этом мире в виде Праны. Прана – это опять же, как ее можно назвать, – проявление. Проявление Высшего Я. Оно проявляется, либо в виде сознания, либо в виде энергии. Энергию пока оставим в покое, остается сознание. Итак, сознание – это как раз то, что может отличать есть ли информация или нет. Но это по такому большому-большому счету. Промежуточно вы можете придумать какой-нибудь алгоритм, который будет запрограммирован на распознавание – есть информация или нет. По типу того, как компьютер может отсканировать страничку и распознать, какой там текст  написан, как если бы он тоже обладал сознанием, но на самом деле никакого сознания нет, а есть какой-то там набор процедур, которые очень быстро выполняются.

Но мы с вами начали говорить про Джнана-йогу. Итак, Джнана-йога – это когда есть фактор сознания, и когда есть фактор получения информации, или приобретения знаний. На самом деле, тем фактом, что вы, где бы то ни было приобретаете знания, хотите вы того или не хотите, вы изменяете свою внутреннюю и внешнюю Вселенную. Невозможно получать знания безнаказанно. Любые знания, не обязательно знания высшей математики, философии или йоги, но так же знания, прошу прощения, какой-нибудь чуши собачьей, которая рекламируется по телевизору.

Любой фактор информации оставляет внутри вас отпечаток на поверхности вашего разума. И все дальнейшие решения, хотите вы того или не хотите, будут проистекать под влиянием этого знания, или этого опыта приобретения знания.

Из этого выходят две тенденции: положительная и отрицательная. Положительная – что если вы получаете правильные знания, то тем самым, просто самим фактом, что вы их получаете, друзья, вы изменяете свою жизнь к лучшему. Прочитал хорошую книжку – сам стал лучше и мир вокруг стал лучше. Но есть и обратная сторона Джнана-йоги, вернее, не Джнана-йоги, а этого фактора приобретения знания. Если вам попадается какое-либо неправильное знание, деструктивное знание, как угодно можно называть, это вопрос терминологии, но давайте сведем к такому термину – «неуместное знание», то это неуместное знание может изменить вашу жизнь в худшую сторону, как внутренний ваш мир, так и внешний. Поэтому помните, что самим фактом, что вы что-то изучаете, этим же фактом вы оказываете влияние на Вселенную.

В древнем Тибете в йоговской традиции была очень популярная практика – практика чтецов. Это когда нанимали специального человека, который приходил в тот или иной дом и просто вслух читал какой-нибудь текст, философский, йогический, какой угодно, просто читал вслух. В надежде на то, что кто-либо, во-первых, краем уха его услышит, или сам этот человек, который читает этот текст, его еще раз осознает; за это деньги платили, чтецы на этом зарабатывали. И считалось, что это очень серьезный фактор для устранения каких-то неблагоприятных явлений или моментов. Самых разных: неурожай или непогода, или крокодил не ловится, не растет кокос. И приглашают человека, и он делает всего лишь одну вещь, он не обладает никакими сверхспособностями, он тупо открывает священный текст, тупо его читает вслух (потому что если про себя, то не понятно – то ли читает, то ли спит, а деньги-то надо платить). И после этого все, вроде как, хорошо становится. Понятно, что «отловили» эту закономерность, «причина-следствие» и это дело стало распространяться.

Поэтому вот какая вещь получается: все современные ученые в нашем мире, они все подпадают под категорию Джнана-йоги. То есть самим фактом, что ты занимаешься наукой – всё, ты попал под категорию Джнана-йоги, потому что ты начинаешь познавать новые законы Вселенной, открывать их (например, закон всемирного тяготения, как Ньютон). И самим фактом, что ты их познал и открыл, ты изменил свой мир внутренний и внешний, а также мир всех остальных людей, кто с тобой рядышком находился. А если ты еще умудрился эти знания передать дальше, например, написав книгу или прочитав лекцию, то чем больше людей эти знания получили, тем в большей степени оно влияет на ту Вселенную, в которой мы живем. Потому что, согласно йоге всё, среди чего мы живем, это комбинация сознания и энергии, поэтому если вы влияете хотя бы на один фактор – сознание – через полученное знание, то вы, фактически, лепите эту Вселенную в другую сторону.

Поэтому идеология Джнана-йоги следующая: все мы с вами были созданы прародителем Абсолютом (или Первопричиной, или Первожизнью, как хотите называйте) по образу и подобию этой Первожизни. То есть Абсолют наделил нас свободой. Свободой от всего, даже от предустановленного знания. Потому что, если бы Абсолют нам, когда нас творил, дал бы тут же и знания, то этим фактом, что мы эти знания получили, мы бы уже сформировали свою окружающую Вселенную не так, как бы мы захотели сами, а под влиянием Абсолюта. А вот Абсолют такой хитрый, решил: «Нет! Не буду нарушать свободу воли», и сделал нас без предустановленного знания, что и называется – наше «изначальное неведение».

И, действительно, так получается, что прежде чем достигнуть тела человека, мы проходим жизни в разных телах, и, в общем-то, мало там у нас знания. Экспоненциально мы начинаем набирать объем знаний, или полученной информации, только лишь начиная с тела человека. А уже внутри тела человека – с изобретением сети Интернет, где доступность знания растет просто в геометрической прогрессии. Если еще двадцать лет назад нужна была какая-нибудь книжка или трактат, или научная статья, или просто вот сборник анекдотов – пока их найдешь! А сейчас, сидя за компьютером, чирик-чирик-чирик – раз! – тебе вывалилось все, что надо и не надо. Пожалуйста, черпай знания, как говорится, не выходя из дома.

Так как мы все находимся в изначальном неведении как следствие нашей абсолютной свободы, то мы и свободны выбирать, какое знание получать, а какое не получать. И, в зависимости от того, какое мы выбираем, так мы и меняем свою Вселенную, в том направлении и идем. А кто-то другой получает другие знания (помните, надпись на могиле: «Не все йогурты одинаково полезны») и идет другой дорогой. И, собственно, Джнана-йога, во-первых, учит нас относиться к знанию так же как и к еде – вы же не будете есть все подряд, а то и у вас на могиле напишут такую же надпись. Выбирать чистые источники информации, знания, и отвергать сомнительные. Выбирать некий такой путь, некую последовательность что изучать за чем: сперва одно, потом второе, третье.

И, наконец, идеал Джнана-йоги, такой фундаментальный идеал (как у физиков есть теория «великого объединения» всего что знают, формула, зная которую ты знаешь всё) – это то знание, приобретая которое ты автоматически получаешь все оставшиеся знания. Как только это случается, как только вы приобретете знание, через которое приобретаются все остальные знания, вы достигнете высшего состояния в йоге, которое называется самадхи (сперва самадхи с объектом, потом самадхи без объекта).

И, по сути дела, приобретя ВСЕ знания, которые только лишь могут быть в этой Вселенной, эта Вселенная станет не особо вам нужна, скучновато станет. Почему? Ну, вы и так всё знаете. Действительно, начинаешь смотреть сериал и уже знаешь, кто кого зарежет – ну какой интерес его продолжать смотреть, надо что-то другое. И в этом отношении, после приобретения этого знания мы начинаем относиться к миру уже спокойнее, без излишнего поросячьего визга, а более осмысленно, размеренно. По большому счету, если достигаем знания, приобретением которого достигаются все знания, как утверждается, Вселенная нам больше не нужна. Мы можем оставаться в этой Вселенной, а можем выйти по ту сторону всего на свете, в состоянии высшей свободы, это как кому нравится; или оставаться здесь.

Во всяком случае считается, что все великие Учителя йоги – Риши, все те, кто написал Веды, все те, кто провозгласил Закон Рита, все те, кто нам дал Йогу, они оставались в этом мире исключительно для того, чтобы ждать: не появится ли кто-нибудь, кто волеизъявит получить именно те знания, которые у них есть (о знании всего). А если такие люди появятся – то учить их. То есть они оставались здесь, в этом мире только лишь в качестве учителей. Делать больше нечего было, друзья. Абсолютно нечего. И тот факт, что вы все здесь собрались и вам хоть с какого-то боку интересна йога, косвенно это доказывает, что вы сейчас волеизъявили получить какую-то новую порцию знаний, и, как обещают нам древние Риши, рано или поздно, вы, идя по этой тропинке, приобретете то знание, знанием чего приобретаются все знания, и достигнете высочайшего самадхи – освобождения, просветления, бессмертия, величайшей любви-влюбленности, пробуждения энергии кундалини, как хотите это называйте, в общем, конечной цели.

Достаточно хорошая перспектива. И метод – обратите внимание – надо всего лишь ЗНАТЬ! Придя на занятия по высшей математике вы не знали какую-то формулу. Вы просидели лекцию – раз, узнали. Эти идеи вам в копилочку бросились. Вы потом можете палец о палец не ударять, но самим фактом того, что у вас там внутри эти идеи есть, они сами за вас работают. Это ж мечта лентяя, который не любит ничего делать – приобретай знания и все! Другой разговор, что потом самому хочется что-либо сделать.

Вот такой основной алгоритм, или логика того, что называется Джнана-йогой. А упражнения какие? Упражнения в Джнана-йоге, как и во многих других разделах йоги, есть самые разные. Но, как вы понимаете, одно из самых фундаментальных упражнений, которое необходимо для того, чтобы оперировать сознаниями, это память. Потому что, если в одно ухо влетело, а в другое вылетело, конечно же, какой-то отпечаток остался, безусловно, невозможно безнаказанно получать знания. Даже если вы сидите, занимаетесь своими делами, а тут же в фоновом режиме включен телевизор, где с утра до ночи реклама, все равно ваше подсознание выхватывает это знание и зомбирует вас в нужном направлении.

Поэтому еще раз говорю – будьте очень разборчивы в потоках информации! Не пьете же вы воду из лужи! Имидж ничто – жажда все, да? Раз – и лакать из лужи грязную воду. Не будете же! А вы пойдете и что-нибудь себе поприличнее найдете. Вот точно так же и здесь – получать информацию из первых попавшихся уст. У меня товарищ из Израиля вернулся и мне анекдот по этому поводу рассказал. Встречаются два друга, один другому говорит: «Слушай, мне так Чайковский этот не нравится!», а тот его спрашивает: «А ты его слышал?» – «Нет, не слышал, мне Изя напел». Вот иногда нам тоже Изя напел, и мы под этим влиянием живем в дальнейшем. Первое упражнение – мы должны фильтровать информацию.

Информация дорого стоит. Я когда-то работал в очень уважаемой конторе Pricewaterhousecoopers, которая и сейчас цветет и пахнет. Время от времени она издает некие аналитические прогнозы. Больше они известны для пиара, когда обнародуются через СМИ, но в меньшей степени, в частности я к этому руку прикладывал, это когда по заказу – находится клиент, который говорит: «Хочу по какому-то виду деятельности, бизнеса, какую-либо информацию». А она стоит денег, очень больших денег, это дорогое удовольствие, чтобы тебе сделали какую-нибудь аналитическую записку, прогноз или еще что-то. Она стоит безумных денег, но потом это становится фактором, куда идет и развивается этот мир. Потом, на основании этой информации, какие-нибудь ответственные мужи принимают решения и соответствующие действия делаются.

Так вот, самое первое в Джнана-йоге – это выбирать чистые потоки информации, фильтровать, отсекать весь мусор, не позволять, чтобы в фоновом режиме вам внушали ненужную информацию. Американцы хвалятся, что они, якобы, развалили СССР благодаря агентам влияния. То есть ходит такой дядечка и на каком-нибудь официальном рауте точку зрения высказывает – свою личную точку зрения, а она не пропадает бесследно, она где-то в мозгах откладывается и дает потом ростки. В частности, сейчас в современном мире это единственное возможное средство политической борьбы. Не надо на баррикады идти, зачем? Брось одну идею, эта идея со временем все, что надо, сделает за тебя. Конечно, как в положительном, так и в отрицательном смысле. Опять же – какая идея? Не надо, как террористы, кого-то взрывать, убивать – зачем? Эволюционно мы уже должны это преодолеть.

И второй момент – памятование. Если вдруг вы получаете какой-то поток информации, заслуживающий доверия, вы должны постараться его не забыть. Конечно, вы его и так не забудете, но надо его сильнее и сильнее, чаще и чаще вспоминать, чтобы он утверждался в вашей голове, как бы пропечатывался сильнее и сильнее. Поэтому каждое простое памятование о каких-то вещах превращается в практику йоги. Просто памятование о каких-то принципах йоги уже изменяет мир к лучшему! Вот такой метод Джнана-йоги – памятование. Во-первых, не забыть, а во-вторых, чем чаще будешь вспоминать, тем сильнее окажешь влияние на мир.

И, в связи с этим, есть еще продолжение этой темы, связка с другой йогой, которая называется Мантра-йога. Есть специальные речитативы, которые необходимо повторять (они называются «мантры»), и все мантры условно делятся на три большие категории: мантры энергии, мантры сознания и мантры имен.

Мантры сознания – это те мантры, или такие формулы речевые, где не важно на каком языке они произнесены, главное – что ты понимаешь смысл. Произнес мантру, понял смысл, он лучше в тебе отпечатался и сильнее изменился мир внутри и снаружи тебя. Еще раз произнес – еще сильнее. Еще раз – еще сильнее. А если будешь полчаса повторять, так вообще просветлишься. Пример такой мантры (она хорошо известна, мы ее разбирали на предыдущих лекциях) – Тат Свам Аси «Ты есть То», где имеется в виду, что у тебя есть твое Высшее Я и твое Высшее Я ничем не отличимо по своей природе от Я Абсолюта, который создал этот мир. Чем больше утвердишься в этой мысли, тем сильнее это будет проявляться. Не потому, что ты себе, как попугай внушаешь, а по другой причине: как утверждает йога, потому что это – правда. И многие йоги в древности, да и сейчас их ходит-бродит полным-полно в Индии, занимаются тем, что постоянно произносят мантры сознания. Если по-русски, то «Я – Абсолют» или «Я – Всемогущий». На Западе это превратилось в пошлое такое направление, что если себе что-то долго повторять, давать положительную установку, то, якобы, оно и выполнится. Новомодный вид психологии – «позитивная психология». Психология – это обычно целый букет может быть всякого, но, как правило, эти все тренинги сводятся к «обмани ближнего своего и возрадуйся радостью весьма великой». Вот сухой остаток после всех этих психологических упражнений.

Так вот, памятование, повторение, сосредоточение своей мысли именно на смысле. Потому что если взять любую формулу – например, формулу Эйнштейна, Е = mc² – пока мы сосредоточены на ней, она как бы высвечивается нашим сознанием. Но вот какие-то паразитические мысли пришли – прыг-прыг-прыг – а мысли вообще, как обезьяны, они – прыг-прыг-прыг, и – раз! Мы уже отвлеклись, забыли.

Другой разговор, что студенту завтра сдавать экзамены с утра, а он весь семестр, непонятно чем занимался. И перспектива быть отчисленным, перспектива неприятностей заставляет его мобилизоваться, и он демонстрирует однонаправленность своего сознания. То есть упражнение в том, чтобы удерживать свое внимание на том знании, которое ты выделил, получил и считаешь перспективным. Как если бы это был участок земли, о котором тебе сказали: «Именно здесь бури скважину, именно здесь пойдет фонтан нефти, а будешь где-нибудь в соседней области бурить, так ты, хоть все скважинами избей, но ничего не получишь». И здесь то же самое, ты должен ухватить перспективное направление и долбить его, возвращать свое сознание, возвращать. Оно убегает, оно как обезьяна – прыг-прыг-прыг, а ты его – хвать, обратно и – мордой, как кота. Мозги опять – прыг-прыг-прыг, а потом ты опять в какой-то момент поглощаешься, думаешь только лишь о формуле Эйнштейна Е = mc², и все вокруг вдруг исчезает. А потом опять какая-то паразитическая мысль забежала в ухо, и ты отвлекся. И надо отсекать паразитические мысли, направлять свое сознание на выбранные мысли, выбранное знание и удерживать его как можно дольше.

И дальше получается следующая вещь: многие из вас в детстве брали увеличительное стекло под солнцем и фокусировали его, и бумажечку подсовывали, раз – дырочку прожигает. Точно такая же и здесь ситуация – если вы сначала научитесь памятовать, затем возвращать прыгающее сознание к тому, о чем вы размышляете, затем отсекать все постороннее и усиливать концентрацию над тем, о чем вы размышляете, в такую джнану концентрироваться, то рано или поздно, степень вашего сознания превращается в эту линзу, которая буквально прожигает все то, на что она направлена. Любой объект или явление, как учит Джнана-йога, на котором сфокусировано и долго удерживается сознание, выворачивает себя наизнанку в смысле предоставления вам знания. Иначе говоря, вы будете знать ВСЁ об объекте. И с этим, кстати, связана сверхспособность, когда человек может брать какой-нибудь предмет, фокусировать на нем свое сознание и знать предысторию этого предмета такую, которая кажется нам фантастической.

Перечитайте Артура Конан Дойла, про Шерлока Холмса – примерно из той же серии. Шерлок Холмс берет и говорит: «Да, вот эти часы были пять раз заложены в ломбарде, принадлежат тому-то тому-то», что на первый взгляд кажется фантастикой. Вот это – методы Джнана-йоги, друзья.

Конечно, есть еще самые разные вспомогательные упражнения, которые подводят нас к Джнана-йоге. Действительно, если у вас будет плохо развито физическое тело, то вы будете отвлекаться, вы не сможете сфокусировать свое внимание. Поэтому необходимо заниматься и Хатха-йогой, и Крийя-йогой, чтобы фактор тела вам не мешал. Аналогичные моменты связаны и с другими областями. Все остальные йоги помогают вам в осуществлении Джнана-йоги. Вот это, если так, совсем коротко. Хотя, конечно, упражнений таких набирается, целый курс можно сформировать.

Александр Злобин, группа «Астра», Международный Открытый Йога Университет: С помощью каких инструментов можно отличить галлюцинацию от реальности?

Вадим Запорожцев: Здесь, конечно, встречный вопрос – смотря какую галлюцинацию. Галлюцинация галлюцинации рознь. Позиция йоги здесь следующая: на самом деле нельзя сказать, что кто-то из нас в чистой реальности, а кто-то из нас в чистой галлюцинации. Нет, мы можем сказать о пропорциях. Скажем, мы все бредим на 99%, а кто-то бредит на 98%, и он – великий Учитель человечества. А, фактически, формально мы полностью уходим от галлюцинации, полностью постигаем реальность только лишь достигнув конечной цели йоги – называется по-разному: самадхи, освобождение, просветление, бессмертие. Вот в этот момент мы, как бы глядим на весь мир и на себя самих глазами Абсолюта, того, кто породил этот мир, включая нас. А у Абсолюта такое есть замечательное свойство – он вообще такой же, как и мы с вами, ничем не отличается, кроме одной вещи: на нас действует изначальное неведение и, как следствие, иллюзия, галлюцинация, а на него – нет.

И вот, только лишь когда мы поднимаемся до уровня Абсолюта и видим все, как оно есть на самом деле, мы перестаем бредить. А до этой ступени мы бредим, но бредим все в разной степени, в разном объеме. Как отличить? Во-первых, есть серьезное принципиальное ограничение, что этим вы можете заниматься только сами для себя. На самом деле, этот опыт непереносим. Если вам встречается другой человек и вам кажется, что он бредит, то может выясниться наоборот – что он-то как раз все видит нормально, а бредите  вы. Есть такие чисто фундаментальные границы между нами, поэтому вы можете определить только сами для себя, в какой степени галлюцинации или в какой степени реальности вы находитесь. Со стороны вряд ли вам кто-нибудь что-нибудь дельное скажет. Вернее, могут сказать, как было у них, но насколько их опыт для вас применим – вопрос открытый. А уж тем более однозначно ставить ярлыки, что кто-то 100% бредит, а кто-то 100% в здравом уме и твердой памяти – это невозможно в принципе, друзья. Я не говорю про пациентов психиатрических больниц, там уже другие вселенные.

Поэтому вопрос сводится к следующему: в какой степени я сейчас нахожусь в состоянии бреда, галлюцинации, а в какой  степени я сейчас нахожусь в состоянии познания реальности? И вот тут начинается целая детективная история, которая называется «самопознание». И каждый шаг в этой истории похлеще, чем детектив, друзья, поверьте. Причем со всех сторон. Поэтому определить мы можем только лишь сами. Есть косвенные советы бывалых йогов и йогинь. Опять же, не известно, насколько они применимы в вашей личной вселенной. Самое первое – это постараться быть честным с самим собой. Фактор честности с самим собой достаточно быстро нам помогает определить, где мы бредим, а где мы на грани познания реальности.

С другой стороны, есть другие факторы. Все мы живем в том уголке Вселенной, где действует закон причины и следствия, или он же – закон кармы. Или, словами физики, у нас действует второе начало термодинамики, или по-другому – у нас время линейно разворачивается вперед. Мы привыкли к тому, что вчера было вчера, сегодня у нас сегодня, а завтра будет завтра. Сперва причина, а только потом – следствие. И вот, пока мы с вами живем в уголке Вселенной, где действует закон кармы, или закон причины и следствия, так же полезен другой фактор для определения в какой степени мы в галлюцинации,  какой в реальности – это «яблоню по яблокам» проверять, или – по последствиям. Если вам открылись Небеса, и, как вы считаете, духовная революция свершилась, а через несколько дней вы вообще забыли о ней и ваша жизнь, как была серая и убогая, так и осталась, то, вероятно, это была не духовная революция, и это не Небеса открывались, а просто изощренная форма галлюцинации. А вот если, действительно, с вами что-то произошло, что, на первый взгляд, окружающим вас людям кажется, ну, полнейшей шизофренией и галлюцинацией, но после этого вы стали более свободны, жизнь ваша изменилась к лучшему, то здесь есть хоть какой-то косвенный фактор для того, чтобы сказать, что все-таки у вас был реальный опыт, а не галлюцинация. Вот, собственно, и все. Никакой прибор не измерит, никакой гуру, никакой экстрасенс не увидит. Просто увидеть можно только тот объем, куда вас пускают. А мы все – самодостаточные вселенные.

Вопрос от заочного студента: Мне не понятно, как можно соблюдать третий принцип йоги, который говорит, что нам нужно отказаться от страданий, если также в йоге говорится, что вся наша жизнь – страдание. Как же можно отказаться от жизни? Не могу понять.

Вадим Запорожцев: Во-первых, в йоге не говорится, что вся наша жизнь – страдание. Вы в йоге такого не встретите никогда. В йоге на вопрос, является ли жизнь страданием или является жизнь наслаждением и счастьем, отвечают: «Вопрос поставлен некорректно».  Почему? Если мы – спящие боги, то, что волеизъявите – то и будет. Кто вам может сказать, что в вашей жизни будут одни только наслаждения, если вы волеизъявляете страдать? Или наоборот – кто же вам может сказать, что в вашей жизни будут только лишь одни страдания, если вы волеизъявляете одни наслаждения?

Вы помните, Абсолют нас сделал по своему образу и подобию, то есть свободным и всемогущим, или, другими словами, как захотите – так и будет. Что волеизъявите – то и получите.

Другой разговор, и с этим нельзя не согласиться, что действительно, с позиции получения новой высоты видения, ты видишь, что предыдущая твоя форма существования, ну никак иначе, как страданием, не называется.

Я помню советские годы – все бегали за едой, книжками, джинсы скупали, колбасу, хрусталь и ковры. И стенки из этих бывших соц.стран, из Польши, это был предел мечтаний. А еще накопить на это железо на колесиках, то что с производства сняли, на эту модель Жигулей, «Копейку». И, действительно, тогда те из немногих, кто это имел, радовались. А сейчас, с прошествием времени, ну что? Ну, полно этой колбасы, и джинсов полно. Смотришь на ту жизнь, которую ты проводил в погоне за этими шмотками. Разве это можно называть счастьем? Это ж сплошные страдания: а вдруг не дадут?! А вдруг сломается?! А вдруг колбасы не хватит?! Или еще что-нибудь. И в йоге сказано, что жизнь – это более сложная вещь, чем какая-то запрограммированная картина, где, либо все плохо, либо все хорошо, либо третий вариант, не менее тупой, что жизнь – это полоска белая, полоска черная. Это тоже бред! Жизнь – это жизнь. Вы – это вы. Что волеизъявите – то и будет.

Но, другой разговор, что каждый раз мы с вами волеизъявляем какие-то желания, а когда они исполняются, во-первых, они нам не особо нужны, а во-вторых, мы от них даже начинаем страдать, а в-третьих, мы вспоминаем предыдущий период своей жизни, когда мы не жили своей жизнью, мы все жили чем-то: либо ожиданием чего-то, либо воспоминанием о прошлом, а все это делало нас зажатыми. Мы сами себя наказывали – сами страдали. Так вот, с этой позиции, пока у нас нет, опять же, возвращаясь к Джнана-йоге, такого знания, знанием чего приобретаются все знания, пока мы живем, нам кажется, что мы  даже и счастливы. Но вот мы чуть поумнели и мы начинаем уже с ужасом смотреть на предыдущую ступень, где нам казалось, что мы счастливы. С ужасом! И на каждом углу это видишь: допустим, девушка влюбилась в юношу, полжизни положила на то, чтобы добиться его внимания, служила ему как Парвати – Шиве, но вот он на нее обратил внимание, вот он ее полюбил, а девушка его в этот момент уже разлюбила. Ситуация в обратную сторону – уже мужчина бегает за этой девушкой, начинает у нее знаки внимания требовать, а ей он уже противен, омерзителен, она от него уже убегает. С запозданием приходит – это же череда кошмара! Поаккуратнее надо с желаниями, они имеют совершенно дурацкую привычку – все исполнятся!

Реплика из зала: А это нам не вовремя…

Вадим Запорожцев: Да, в этом все и дело, что уже потом мы чего-то другого хотим! Поэтому такая постановка вопроса, что жизнь – это только лишь страдания, это неправильная постановка вопроса. Другой разговор, что с позиции высшего просветления, когда нам так хорошо, вспоминаешь как ты жил до этого, и все внизу кажется ужасным. Это как в анекдоте: дед с бабкой попали в рай, после смерти, вдвоем, одновременно. Все кругом хорошо. Дед смотрел, смотрел вокруг – птички поют, ну красота! Разворачивается и – бац! – бабке в морду кулаком. Бабка отлетела, встает: «За что?! Что ты меня бьешь?» «Да если бы не твои эти лечебные диеты, мы б еще лет десять назад здесь оказались!» Всё в этом мире так неоднозначно…

Теперь, что касается третьего принципа – обета отказа от страданий. А вот он, как раз, и дает нам рекомендацию, что если все желания исполняются, то какие бы выбрать желания, чтобы потом меньше всего от них раскаиваться? И вот одно из таких желаний – это выстроить свой мир так, чтобы в нем в принципе отсутствовал фактор страдания. Но такое может быть не раньше, чем вы сами, в своей личной вселенной волеизъявите этот закон. Почему? Потому что никто другой, даже Абсолют, вам его навязать не может! Он сделал вас свободными. Свободными делать глупости, свободными страдать, свободными вести себя, как вам заблагорассудится. Понятие свободы – это страшное понятие, друзья. Свободой можно по-настоящему наказать! Хорошо было в Советском Союзе – за тебя партия и правительство все думает. У нас сажали за тунеядство. Попробуй не работай, сразу тебе – статью. А сейчас – свобода! За тунеядство никто не сажает. Не работаешь и не работай.

Реплика из зала: Еще и деньги платят.

Вадим Запорожцев: Деньги платят, это уже когда все взвыли от такой свободы. Уже прибежали и сказали: «Нет, не хотим!». Свобода – это никто за тебя не отвечает. Девушка говорит своему юноше: «Я хочу быть свободна от тебя». Или юноша – своей девушке: «Я хочу быть свободен от тебя». Потом остается свободным, и знаете, как эта свобода называется? Одиночество. Когда вообще никого не остается, и выть хочется.

Так что, никакого противоречия нет, это всего лишь рекомендация. Третий принцип йоги говорит, что в нашей жизни были неправильные желания, в результате которых, фактически нам только кажется, что мы наслаждаемся, а мы всего лишь страдаем. Показывают сейчас Северную Корею, великий вождь товарищ Ким Чен Ир, великий вождь товарищ Ким Ир Сен, сейчас у них великий вождь товарищ Ким Чен Ы. Там кто-то умер, очередной этот лидер, и показывают толпы людей, которые реально плачут. Реально! «Как же мы будем жить!» Смотришь на них – это же Советский Союз, только в утрированной форме. И их незнание о том, как они хреново живут, на самом деле оберегает их психику. Вот и железный занавес был нужен только лишь для того, чтобы все не поняли, как здесь плохо, а не для того, чтобы какой-то вред «туда» сделать.

Мы все-таки должны формировать в своей жизни такие желания, чтобы приближаться к состоянию когда нет страданий как можно быстрее. И одна из таких рекомендаций – это третий принцип йоги. Безусловно, что если вы только что сегодня прочитали о третьем принципе йоги, самим фактом, что вы услышали, что он есть, вы уже серьезно повлияли на свою вселенную. Во всяком случае, вы знаете, что так бывает, что у кого-то так было, и вам рекомендуют, чтобы так было у вас. Но это вовсе не значит, что с завтрашнего дня вы сможете так легко и просто отказаться от страданий, если последние миллионы жизней только хотели страдать и страдали. Здесь идет такая достаточно долгая борьба предыдущих тенденций с этой новой тенденцией.

Но третий принцип йоги неимоверно ускоряет ваше духовное развитие. Каждый раз, когда ушла от вас девушка, или жена, есть две стратегии. Первая – это зациклиться на осознании факта и обвинять, какие все кругом враги и предатели, и провести какое-то количество времени в этом состоянии, пока не надоест. А можно постараться сразу же переключиться. Но это надо делать аккуратно, потому что, если у тебя перед глазами постоянное напоминание о жене, которая от тебя ушла, или о муже, который тебя бросил, или о твоем начальнике, который тебя уволил, то сделать это чрезвычайно тяжело. Вы невольно вспоминаете, и это уже – отрицательное памятование. А если вы переключаетесь на что-нибудь положительное по принципу, что все страдания – это недоразумения, и вот сейчас я немножко один побуду, побуду, а потом сама взвоет и прибежит, или сам взвоет и опять на работу позовут уже на другую должность, на совершенно другие деньги, еще будут просить, чтобы вернулся. То, как ни странно, во-первых, вы сталкиваете Вселенную к этому сценарию, потому что вы сами волеизъявляете этот сценарий. А другие участники игры, они, если есть тенденция, быстрее под нее подключатся. Другой разговор, если нет тенденции, но это – отдельная тема. А во-вторых, вы все эти годы не занимаетесь самокопанием, более оптимистично смотрите в мир. А уж если совсем плохо – помоги тому, кому еще хуже, тогда забудешь о своих проблемах. Тоже третий принцип йоги в воплощении.

Но, друзья, третий принцип йоги, как правило, провозглашается только лишь для тех из вас, кто решит пользоваться быстрыми методами в йоге. Быстрые методы в йоге и третий принцип йоги – нераздельны. Если вы влезете в быстрые методы, но не примете третий принцип йоги, вы будете страшно страдать, и все будет очень плохо. Я это по себе знаю. Меня когда-то втащили в одни быстрые практики, методы, и вроде я знал третий принцип йоги, и все равно негатив какой-то ниоткуда начинался, самонакручивания, то, что у нас называется «причинная шизофрения». Раз – тебя захватывает, и тебя уже понесло поневоле. А третий принцип йоги – это такой стоп-сигнал. Бабах! – страдаешь? Страдаешь! Всё, самим фактом, что страдаешь указываешь себе – где-то ошибаешься, что-то пошло не так, где-то ты сделал ошибку. Это такой сигнал предупреждения «машина, стоп!», как на кораблях. Полный назад, надо разбираться, куда дальше плыть. Страдание в этом смысле – хорошая вещь, которая нам показывает фактор сокращения нашей свободы, то, что мы идем не в ту сторону. Подобно условному рефлексу, когда до горячего дотронулся – рука отдернулась, и больше не полезешь – больно. Точно так же и страдания – вещи хорошие. Но хорошие, как сигнал, а не как способ существования.

Светлана, заочный студент: Вопрос по методам сознания. В йоге Влюбленности на чем нам предлагают концентрироваться: на Высшем Я партнера или на чистом состоянии влюбленности, любви?

Вадим Запорожцев: В йоге Влюбленности все немножко с другой стороны. Можно концентрироваться, на чем угодно, в зависимости от того, какое упражнение в йоге Влюбленности вы пытаетесь практиковать. Потому что в этом состоянии, как сказали бы в древней Индии, субъект, объект и процесс неразделимы. И, по большому счету, если вы находитесь в состоянии высшей духовной влюбленности, вы не разделяете состояние этой влюбленности с объектом этой влюбленности и с субъектом этой влюбленности. Или своими словами, как мы любим в Открытом Йога Университете: Вася влюбился в Машу. И в момент, когда он испытал это высочайшее чувство влюбленности, для него есть что-то общее: Маша, Вася, Влюбленность. Обычно на заборах так и рисуют: Вася+Маша=Любовь. Меня всегда трогают такие надписи на асфальте около больших многоэтажек: «Олечка, я тебя люблю!». Чтобы она из окна выглянула, эта Олечка, и увидела: о, ее кто-то любит! С теоретической точки зрения это все сливается в единое, вы не сможете отделить одно от другого, от третьего. Но подходить к этому слиянию, когда вы не можете отделить одно от другого, от третьего, можно по-разному. В частности, для тех, кто практикует быстрые методы в йоге Влюбленности, я третий принцип йоги буду давать особо жестко, иначе, действительно, волна страданий вас захватит.

Такой метод: идти от партнера, от человека, в которого ты влюблен, к самому идеалу влюбленности, то есть к тому Абсолюту, что светит за человеком, и только лишь поэтому вы влюблены. То есть от конкретики к абстракции. А иногда легче наоборот. В особенности некоторым мужчинам легче идти от абстракции к конкретике. То есть, допустим, сперва у вас есть этот идеальный образ девушки своей мечты, вы на нем концентрируетесь. А потом вы делаете то или иное упражнение со своей партнершей. А йога Влюбленности, это как в танцах. Вы можете девушку потанцевать пригласить, вам нужен объект для обожания. Примерно такие же отношения в йоге Влюбленности. И вот вы девушку «пригласили», и теперь берете идеальный образ, накладываете на вполне реальную девушку, и от этого случается масса самых интересных явлений, вплоть до того, что девушка со временем имеет тенденцию становиться все больше и больше похожа на этот ваш образ, она становится этим образом. Это было проверено много раз. Такое впечатление, что мы в  руках своего любимого человека, как пластилин. Если мы его любим, мы рано или поздно, становимся тем, кого бы он хотел видеть. И это достаточно серьезные йоги, друзья, это целый класс йог.

Вообще эти йоги: йоги Влюбленности, быстрые методы, которые избавляют от страданий в межличностных общениях юноши и девушки, они – в зачаточном состоянии. Их надо сейчас начинать адаптировать для западного человека, прилизывать. Потому что такое количество страданий! Я просто по себе знаю, эти все неразделенные влюбленности! То ты в кого-то влюбился, а тебя не любят, то в тебя кто-то влюбился, а ты думаешь: «Боже ж ты мой! Вот еще эта!..» Редко, когда в унисон – и ты любишь, и тебя любят; ты не любишь, и тебя не любят. Нет, обязательно сдвиг по фазе, А самое обидное, в моей жизни это постоянно было, – эти сдвиги меняются! То ты любишь – тебя не любят, то тебя любят –  ты не любишь. То опять, как у Пушкина в Евгении Онегине, помните эту ситуацию? Только там один заскок, а представьте: таких заскоков много. Из огня в холод тебя, из огня в холод. Вот где эгоизм крошится! Только расслабился, пригрелся, а тебя – раз! – холодной водой. Только напрягся аскетично: «Всё, никаких влюбленностей, никаких баб в этом мире!» – лучики весенние тебя пригрели, опять растекся.

Как делают стандартный кирпич, из которого в Москве дома строят? Есть такой аппарат, морозильная камера и печка. Берут кирпич, заморозили, потом  – в печку, нагрели. Потом опять заморозили, опять нагрели. По-моему, 100 циклов должен выдерживать нормальный кирпич. И то потом крошится в песок.

Так что, эти методы надо адаптировать, потому что они все были сделаны под систему самопознания и не для утилитарных целей. И я начал в Отрытом Йога Университете их давать, а сейчас не знаю, куда от этих практик деться, потому что они очень востребованы одной частью населения и на дух не переносятся другой. А меня раздирают обе стороны. А начал давать только по одной причине: самая большая проблема при подготовке преподавателей, когда хороший преподаватель, классный специалист готов, может работать с утра до ночи, совершенно замечательно лекции читать, йоги давать. Звонишь ему – захандрил. Что такое? Да вот, что-то с женой, с мужем разборки начались… Я посчитал количество силы, нервов, Праны, которая тратится на разборки внутри семьи, на ревность, на «ты любишь – тебя не любят» или «тебя любят – ты не любишь» – оно просто фантастически большое! Если его сократить, даже на полпроцента, то это сделает людей сверхработоспособными. Можно перевернуть весь мир!

Международный Открытый Йога Университет, Козлова Евгения, группа «Готра»: что такое быстрые методы в йоге?

Вадим Запорожцев: Друзья, смотрите, все методы можно разделять на две группы. «Классические методы» (но не в том плане, что это классическая йога, потому что в самой классической йоге тоже есть быстрые методы, а в том плане, что это устоявшиеся, привычные упражнения в йоге): Хатха-йога и т.д., как мы понимаем её на Западе, где ты медленно, но верно, шаг за шагом начинаешь работать и потом что-то получаешь. Где присутствует фактор времени, что чем дольше, тем лучше и больше.

Но также в йоге есть, так называемые «быстрые методы в йоге». В самом названии кроется секрет их основного действия, а именно: если применять такие очень изощренные философские подходы, где цель и средство сливаются воедино, то вы можете исключать фактор времени. И с другой стороны: то, на что вам понадобилось бы сорок лет, вы можете осуществить за два дня. Но это особое направление в йоге, где нужны предварительные практики. Подобно тому, что пешком до Индии вы можете идти несколько месяцев, а на самолете долететь за несколько часов, но чтобы научиться управлять самолетом надо здорово перед этим поучиться.

Вот точно так же и в быстрых методах: сперва нужно идти самыми обычными классическими и быть готовыми все двести миллиардов последующих жизней идти классическими методами. И только после того, как вы выработали такое отношение к жизни, вы можете воспользоваться уже компонентами быстрых методов в йоге, где цель и средство сливаются. Некоторые быстрые методы применяются в обучении студентов МОЙУ на преподавателей йоги. Почему? За четыре года классическими методами в принципе не возможно сделать преподавателя йоги.

Сергей, заочный студент: Как понять необусловленность воли? Как полную бессмысленность волеизъявлений?

Вадим Запорожцев: Сережа, надо попроще формулировать! Я вспоминаю все время в этом случае лозунг, еще в советские годы у нас на одной площади висел, звучал он так: «Стратегия ускорения – живое творчество масс!»

Еще раз вопрос. Как понять необусловленность воли? Как полную бессмысленность волеизъявлений? Нет, так понимать не надо! Воля, на то она и воля, чтобы волить. И чтобы после волеизъявления все было так, как пожелала воля. А если мы говорим про всякую бессмысленность волеизъявления, то – что воля, что не воля, все равно… Я не совсем понимаю это слово – «бессмысленность» волеизъявления. В том, что воля не исполняется – бессмысленность, или в том, что если даже выполнится, то все равно ничего не будет счастья? В каком смысле это понять?

Сергей, заочный студент: Какой тогда мотив?

Вадим Запорожцев: Мотив чего?

Сергей, заочный студент: Волеизъявления идут без разума, они идут – и всё! Вот даже у примитивных существ, или даже мы иногда что-то не подумали.

Марк: Первое, про свободу воли. Воля сама по себе не может быть обусловленной. Она способна сама создавать то, что называется «обусловленное». Изначально воля – это такой творческий посыл, который не опирается ни на что. Это, как наша изначальная абсолютная потенциальность.

Вадим Запорожцев: Марк очень увлекается тантрическим буддизмом. Не «потенциальность». Давайте, не «потенциальности».

Марк: Ну, прана.

Вадим Запорожцев: Друзья, это две большие разницы! Между словом «потенциальность» и словом «прана».

Марк: Необусловленность воли можно понять лишь тем, что источник воли – наше Высшее Я, оно равно Абсолюту, то же самое. Абсолют не обусловлен. Его инструмент – воля, которая проявляется и создает всё, не нуждается в опоре. Он свободен. Изначально. То есть он не предопределен, никаких кармических предрасположенностей, никаких обязательных условий, ничего не нужно, чтобы ему волить.

Вадим Запорожцев: Молодец!

Абсолют нас сделал по образу и подобию какими? Свободными. Что такое свобода?

Реплика из зала: Необусловленность!

Вадим Запорожцев: Необусловленность! То есть, что захочу, то и будет, я сам волеизъявляю, какая будет моя вселенная. Сам! Никто за меня! Ни Абсолют, ни правительство, ни партия, ни агенты влияния! Пока сам я не воспользуюсь этим рычагом свободы, никто ничего не сделает в моей личной вселенной. В йоге есть такое положение – с вами в принципе ничего нельзя сделать. Вас и убить нельзя, по большому счету. Можно уничтожить тело. Ну и что, тело потеряли – тело обрели в следующей жизни. Опять же, степень страдания, которую можно доставить, определяется только лишь той глубиной, насколько вы впустили фактор страдания в свою жизнь. Вы сами выстроили ситуацию, опирающуюся на какой-то фактор, который может вдруг внезапно измениться.

Например, девушка полюбила юношу и впустила его в свою личную жизнь. А юноша сказал: «Ты мне больше не интересна, давай, до свидания». Девушка страдает. Но почему она страдает? Да потому, что она впустила этого юношу, а он так себя некрасиво повел. Если бы она с самого начал знала, что он проходимец, когда он к ней «подъехал», то она бы сказала: «Я знаю, что  через два года три месяца и шесть дней, вечером, ты мне скажешь вот такие слова. Я не  хочу с тобой иметь дело». И, на самом деле, юноши еще только-только хотят закадрить, а многие девушки, они уже сразу: «Я знаю, что будет потом», и этим избегают страдания. И так во всем остальном. Конечно, есть фактор, допустим, голода, каких-то физиологических страданий. Но тоже, если очень глубоко копать, копать, копать, то выяснится, что мы выстроили свой метаболизм так, что рассчитываем на какие-то факторы, которые могут внезапно исчезнуть. А если бы мы были какие-нибудь очень экзотические микроорганизмы, которые на дне океана питаются сероводородом, то нам бы совершенно было до фонаря наличие хлорофилла в листьях, или солнце светит или не светит. Нам бы на дне океана и так было бы тепло и весело. Но мы волеизъявили изначально другой источник питания выбрать и из жизни в жизнь его тащить. Поэтому, собственно говоря, страдания нам не могут навязать. Мы сами можем так волеизъявить, что к нам приходит то, что потом оборачивается неправильным боком для нас.

Так вот, Марк абсолютно прав, что свобода другими словами – всемогущество. Тот фактор, что вас Абсолют всех сделал по образу и подобию своему, то есть свободными, говорит о том, что вы так же всемогущи, как и Абсолют. Каждый из вас. И в Джнана-йоге утверждается: ваши сверхвозможности приходят к вам в руки, прямо пропорционально вашему их осознанию. Вам достаточно просто узнать, чем вы обладаете, то есть познать, чем вы обладаете, и это будет к вам приходить. Поэтому и работают все эти мантры «я буду сильный, я сильный, я сильный». Аутогенная тренировка, самовнушение. Оно работает. А какое-то негативное утверждение, оно временно вводит вас в заблуждение, уводит в отрицательную сторону, а в конечном итоге  никуда вас не ведет. Как сказано, медитация, саньяма на положительном приводит к сверхспособностям. Саньяма на отрицательном не приводит никуда. Вы просто теряете время. А как называется ваша свобода в действии? Воля. Поэтому она работает, так весь мир работает.

Вторая часть вопроса совсем до меня не дошла. Что: имеет ли смысл применять эту волю? Если в этом контексте, то – да, конечно. Потому что каждый акт применения вами воли, когда все, согласно вашей воле и случается, как ни странно, приводит вас к еще большему приобретению знания о вашей истинной природе.

У Вивекананды, по-моему, было в книжке такое сравнение про тигра, который всю жизнь прожил среди овец и считал себя овцой. И точно так же всего боялся, и пугался до тех пор, пока другой тигр не позвал его к озеру, и не показал отражение в воде: «Смотри, ты ж никакая не овца, ты – тигр!» Вот точно так же и мы с вами – как овечки, такие же забитые, сирые, всего боимся. Но в тот момент, когда мы осознаем свое Высшее Я в нас тигр просыпается: «Ррр! Мяу!», и начинаем по-своему все делать. Но для этого надо убедиться в этом. А как убедиться? Волеизъявить и получить подтверждение своей воле.

Вот, кстати, связка с другой йогой, которая называется Раджа-йога. Поэтому, если когда-то что-то волеизъявили, стиснув зубы доводите до конца. Новую группу студентов сейчас набрали – возьмите себе на заметку. Взяли мотивацию, волеизъявление «четыре года отучиться», зубами держитесь, как бы вас ни колбасило, но отучитесь. Тогда вы выйдете на качественно новый уровень. Если же, по тем или иным причинам, уважительным, не уважительным, вы будете вести себя так: волеизъявил, но не сделал, то вы будете своим поступком закладывать правила игры, что ваша воля ничего не стоит. И вы будете еще сильнее заблуждаться в отношении природы своего собственного Я.

Поэтому, если понимать вопрос в том смысле, что имеет ли смысл что-либо волить, то – да, друзья, волеизъявляйте. Ваши планы должны быть амбициозны, зубасты. Придите домой, напишите цели, которых хотите достигнуть, волеизъявляйте и достигайте, шаг за шагом приближайтесь к осуществлению своей мечты. И вот, когда один раз ваша небольшая воля выполнится, вы так – раз! – распрямитесь. Второй раз – еще сильнее. Третий раз – еще сильнее, еще, еще, еще, и еще, а потом, как учит Раджа-йога, вам даже делать ничего не надо будет, вам достаточно будет всего лишь волеизъявлять, как все вокруг за вас само сделается.

У Наполеона было такое высказывание в отношении армии, что всегда давай своим солдатам реалистичные приказы, чтобы у них выработался инстинкт, что твой любой приказ, он обязательно выполняется. И если ты так будешь достаточно долго себя вести, то потом, в самый ответственный момент, когда задача будет действительно невыполнимая (обретение просветления), а ты волеизъявишь ее, – твоя армия достигнет победы.

Вопрос из зала: Вы говорили, что воля отличается от желания. Что это разные вещи. И вот я задумалась: а ведь, допустим, Абсолют волеизъявил проявиться, да? Это был акт воли. Но он же пожелал этого, не так чтобы «надо», это же было желание? И в чем тогда разница? Или наше любое волеизъявление?

Вадим Запорожцев: Ну нет, давайте Абсолюта не трогать, потому что мы иначе окончательно запутаемся, с Абсолютом. Давайте в обычном смысле.

Давайте от обратного. Когда возникает желание? Желание возникает в тот момент, когда есть волеизъявление, но нет осуществления волеизъявления. Помните из «Кавказской пленницы» этот анекдот, что мой отец хотел купить дом, но не мог, мой отец мог купить козу, но не хотел. Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями. Поэтому, что такое «желание»? Это когда ваша воля что-то волеизъявляет, а мир не двигается, согласно этому волеизъявлению. Воля, как бы поставленная в очередь на исполнение, называется желанием.

И понятно, что желания бывают большие, маленькие, преходящие, космические, вселенские, но в любом случае, есть разница между процессом волеизъявления и процессом выполнения этого волеизъявления. Вот эта разница называется желанием. Чем хуже у вас карма, тем дальше этот промежуток. У великих святых и у великих йогов и йогинь – меньше. Про себя могу сказать – не врут йоги! Самые безумные желания у меня исполняются. Начинаешь заниматься йогой – все быстрее, быстрее и быстрее. В идеале, как утверждается в древних текстах, процесс волеизъявления и осуществления волеизъявления сливаются в одно мгновение. И вот только в этот момент у вас исчезают желания. А чего желать, когда все оно случается тут же?! Поэтому и говорят, что у йогов и йогинь не бывает желаний, и действительно, откуда им взяться, если что бы они ни захотели, тут же, как рояль в кустах, уже есть. И поэтому сам термин «желание» говорит о запаздывании, о карме. Понятно, какая карма у Абсолюта?! Не было! Поэтому давайте мы о нем говорить не будем, давайте с нами.

В отношении нас с вами. Итак, если это действительно такое, по-настоящему стоящее волеизъявление, не минутное, и оно долго не выполняется, то оно начинает превращаться во все более и более мощное желание. И чем это желание мощнее, тем оно быстрее проламывается вперед в очереди, без очереди. Все мелкие, «худые» желания, всех распихивает. И сам, как мы сегодня вспоминали, как за джинсами в советские годы, такое толстое желание, распихало очередь и свои джинсы купило. А худенькие желания, им приходится так, по мере продвижения очереди. То есть, это такая сдвижка по времени, обусловленная законом кармы.

Сергей, заочный студент:  нет обусловленности = нет причины = нет смысла.

Вадим Запорожцев: Смысл = обусловленность, это вообще мне немножко резануло ухо. На счет смысла и обусловленности, это слишком смело как-то – знак равенства ставить. Смысл – это смысл, а обусловленность – это обусловленность.

Сережа, вот Марк Топский, напиши ему письмо. Горит желанием ответить, они нашли друг друга! Потому что Марк, буквально ходит по КЦ «Просветление», хватает всех за грудки и говорит: «Тебе не надо аксиоматику объяснить?» А все разбегаются. Ну, я пошутил, конечно. Наоборот, все очень классно. Действительно, Марк очень хорошо разбирается в аксиоматике, очень хорошо. Потому что в этих вопросах, действительно, чувствуются такие неуловимые грани осмысления, которые так вот просто в лекциях на одном дыхании мы вряд ли сейчас сможем рассмотреть.

Вопрос из зала: У меня вопрос есть, не по теме немножко. Вы сказали, что если один человек может причинить другому человеку страдания, в этом виновен сам человек, которому страдания эти причиняют?

Вадим Запорожцев: Да. Давайте аксиоматически, или с самого начала.

В вашей личной вселенной только лишь те, кого вы пригласили. Никто случайно вломиться к вам в вашу вселенную не мог. То есть, если по каким-то причинам когда-либо в этой жизни или в предыдущих жизнях вы волеизъявили, что тот или иной объект или явление, человек, или не знаю что, может придти в вашу жизнь, вы как бы открыли ворота своей личной вселенной и впустили его. И очень часто бывает такая ситуация, что когда вы открыли ворота и впустили, вроде и первое время ничего, все вели себя прилично. А потом, с течением времени вдруг выяснилось, что те, кого вы впустили в вашу личную вселенную, начали, мягко говоря, чудить. Как-то себя неадекватно вести. И это начинает вам мешать. То есть, осуществляя своими действиями какую-то свою свободу, сокращать вашу свободу. Что мы воспринимаем крайне негативно, как страдания. В более примитивной форме – как боль. Но с другой же стороны, если проследить ситуацию, никто вас, как говорится, не тянул за руку впускать. Сами пустили. Мы на подсознании начинаем чувствовать только лишь после того, как у нас был негативный опыт.

Вот, допустим, если у красивой девушки был опыт с молодым юношей, который долго-долго ухаживал, а потом бросил, то когда она видит другого такого же юношу, аналогичного (а в этом отношении все люди, они как клонированные, есть такие группы людей, выращенные на одной и той же рекламе, и поэтому они похожи друг на друга по повадкам и мотивациями), у нее уже на подсознании: «Ага, будет как в тот раз», и это какая-то стенка. Зачастую она помогает. В редких случаях она мешает. Это когда говорят, что: обжегшись на молоке, на воду дуешь. Но, по сути дела, вы вытаскиваете только свой личный негативный опыт, который получили, информацию. Информация, она была негативная. И под влиянием этой информации вы формируете следующие поступки. Только лишь в этом ключе.

То есть, чтобы просто вот так кто-то вломился, знаете, такое мировое зло вломилось в вашу вселенную и начало творить непотребства, – нет. Скорее всего, это был троянский конь. Он заполз к вам в какой-то одной форме, а там показал свою истинную сущность в другой.

Реплика из зала: Прокомментировать просто. Таким же образом, как мы впускаем кого-то в свою вселенную, точно так же можем волеизъявить, чтобы человек ушел из нашей вселенной, мы можем его оттуда изгнать. И есть как бы такое, да, что спасибо тем, кто пришел в мою жизнь и сделал ее счастливой, и еще большее спасибо тем, кто ее покинул и сделал меня еще счастливее.

Вадим Запорожцев: Да, но вот иногда просто процесс входа затягивается и процесс выхода тоже. В этом проблемы. И только третий принцип йоги спасает.

Вопрос из зала: В дополнение вопрос. То есть, есть какая-то кармическая зависимость с этим человеком теоретическим, которого мы сейчас придумали, который как троянский конь пришел? Я так зерна своей кармы отрабатываю?

Вадим Запорожцев: Да, конечно! Абсолютно правильно. Друзья, вы, знаете, вот смотрите, если вы сейчас от чего-то страдаете (ушел муж, ушла жена, начальник выгнал с работы), то самим фактом, что вы страдаете, вы как бы сталкиваетесь с семенами своей же негативной кармы! Если бы у вас не было негативной кармы, вы бы и не страдали.

Но и другой вариант приятный, особенно для тех, кто сейчас страдает, что вы ни на секунду больше не будете страдать, чем заслуживаете это с позиции своей негативной кармы. Как только полностью исчерпаете, то есть отстрадаете свое до последней капли, от вас это отвалится.

Конечно же, карма бывает очень разная, некоторая карма длится в течение нескольких жизней, если до этого мы зло делали в течение нескольких жизней. Но это уже нюансы, вопрос в том, что ни на секунду не будете дольше страдать, чем ваша негативная карма.

Но и обратная сторона: ни на секунду больше не будете наслаждаться, чем ваша позитивная карма, если она вызвана обусловленностью. Вот почему в йоге и рекомендуют: сперва уничтожь негативную карму, потом уничтожь позитивную карму, выйди вообще вне кармы в состояние радости и счастья, за которые потом не придется расплачиваться горем или несчастьем. Вот только так.

Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 21.8 мб

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 87 мб

Скачать Видео Вариант FLV, 398 мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовалКарина Халтурина
Текст напечатали-
(а)-ЛилияВоронкова
Текст отредактировал-
(а)-Елена Подрядова
Текст опубликовал-(а)-Алексей Тарасов
Краткое описание составил-(а)-Лилия Воронкова
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий