Название лекции :

Сколько надо заниматься йогой в день. Перевод часов и йога. Вадим Запорожцев

photo vadimАвтор: Вадим Запорожцев
Дата:
2011.11.19.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое описание :   Свобода в йоге и власть над своими проявлениями. Радость при занятиях йогой как ключевой фактор успеха, Рита-йога. Аскетизм в жизни современного человека. Ритм жизни и фактор времени в йоге.                   

Скачать Текст, Аудио, Видео Варианты здесь: www.openyoga.ru



Слушать Аудио:     


Смотреть Видео:  

Читать Текст:

Сколько надо заниматься йогой в день. Перевод часов и йога. Вадим Запорожцев

photo vadim

Друзья, cегодня 19 ноября 2011 года, меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Это лекция Открытого Международного Йога Университета. Вся архивная информация находится на сайтах www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru. Также напоминаю, что для самостоятельного дистанционного изучения йоги у нас есть интернет йога курсы по адресу www.openyogaclass.com/kurs.

Не важно, где вы находитесь, в этом зале, либо за тысячи километров от него, важен вектор вашего устремления мыслей. Если он направлен на то, что называется облаком школы, то вы как бы поднимаетесь над фактором пространства. Главное – единое устремление мысли, желания, единое волеизъявление, единые взгляды на жизнь. Я напоминаю Вам, что Вы в этом мире общаетесь только лишь с теми, кто мыслит хотя бы отчасти так же, как и вы. У вас с такими людьми есть общая карма. Если бы у вас не было общей кармы, вы бы об этих людях даже не узнали.

Итак, давайте выпрямим спину, шею, голову, закроем глаза, мысленно обратимся к тому, что называется облаком школы. Представляем себе йогов и йогинь древности и современности. Если тяжело их представить, то начинаем представлять наших пра-пра-прабабушек  и пра-пра-прадедушек. Согласно концепции родовой йоги, нет разницы между величайшими учителями йоги и вашими пра-пра-прапредками. Кому-то легче представлять в виде учителей и учительниц. Кому-то легче почувствовать свою родовую принадлежность. Как легче, так и поступайте. И в слух или про себя повторяем мантры ОМ, ХРИМ.

Друзья, я хочу, чтобы вас всех отличало очень дружелюбное выражение лица. Знаете, есть такая поговорка «не можешь выглядеть умно, так хотя бы выгляди дружелюбно». Улыбаться нужно почаще, просто улыбаться людям, знакомым, не знакомым - не важно. И, как в песенке, «улыбка к вам не раз еще вернется»; вам Вселенная начнет улыбаться в ответ.

Вопрос: Когда мы приближаемся к высоким состояниям в йоге, то количество мыслеформ сокращается, ощущений же, наоборот, - больше, идет поток наслаждения, в связи с этим, несколько затрудняется восприятие информации из внешнего мира, сложно читать, производить расчеты в таких состояниях. Как йоги, достигшие этого состояния, совмещают весь этот экстаз с обычной деятельностью, где нужна логика, где нужно мыслить?

У Александра Сергеевича Пушкина есть высказывание: «Талант – это умение быстро приводить себя в рабочее состояние». Когда мы управляем своей жизнью, то какие бы ни были расчудесные, распрекрасные переживания, чувства во время тех или иных йоговских практик, мы управляем ими, а не они нами. Даже такое понятие, как высшее наслаждение в самадхи, или высший экстаз в самадхи, должно быть полностью под контролем воли человека. Очень часто у обычных людей наблюдается такой эффект, что внезапно они могут переживать какие-то экстатические состояния под влиянием стечения самых разных воздействий: весна, хорошая погода, или еще что-нибудь, и мы вываливаемся в какие-нибудь состояния, которые не характерны для нас. Но мы не в состоянии их потом воспроизвести. Что касается экстаза, то для йогина это должна быть такая же управляемая вещь, как и все остальное. Поэтому когда есть возможность в течение обеденного перерыва выпасть в экстаз, можно выпасть, но потом чтобы вовремя вернуться к концу обеда.

Друзья, вы помните, что идеология йоги – это свобода. Что такое свобода? Свобода – это когда всё от вас зависит, а не вы от кого-то или чего-то. Если же вы будете постоянно «выпадать в экстаз», и от этого будет страдать ваша работа, ваши близкие, ваши друзья, и вообще ни в чем не повинные люди, а сами вы будете не в состоянии как-то с этим справиться, то это уже отдаляется от идеалов йоги. Да, действительно, бывают иногда моменты, когда долго практикуешь-практикуешь-практикуешь, а потом что-то с тобой случается внезапно, не подконтрольно, но это всего лишь первые шаги. В дальнейшем надо всё ставить так, чтобы осуществлять принцип свободы, чтобы всё зависело от вас.

На предыдущем занятии мы рассматривали тему, связанную с происхождением йоги. Мы рассмотрели связку между такими понятиями, как Веды, а так же система Аштанга йоги Патанджали, и привязка к более поздним трактатам. Мы рассмотрели, как трансформировалось понятие йоги, акценты в йоге. И здесь я хочу еще раз напомнить основные моменты. Если мы будем изучать более древнюю литературу, дошедшую до нас, в частности, Веды, Упанишады, Араньяки, брахманы и т.д., то будет вырисовываться единая картина, где упор делается, как правило, на аскетических методах. Очень серьезной составляющей было умение держать себя в узде, а иногда - выполнять те или иные аскетические подвиги. Если же мы начинаем прослеживать более позднее время, то начинают добавляться интеллектуальные моменты, которые объясняют нам природу вещей, устройство человека, и как, используя это его устройство, можно достаточно осмысленно и быстро подняться в своём духовном развитии. И в еще более позднее время, стала появляться практика аскетическая и экстатическая. Наиболее красиво эта тема отражена в многочисленных индийских тантрах, где утверждалось, что можно использовать в своем духовном пути наслаждение, как и аскетизм, если грамотно. Или, по сути дела, это две стороны одной медали, когда мы умеем властвовать над собой и знаем, где и когда себя заставить, а где и когда себе позволить. Каким бы видом йоги вы ни занимались, аскетическим ли, экстатическим ли, там, где вы используете сжатую в кулак волю, или, наоборот, уходите в какие-то чувственные наслаждения, вопрос ни в том, каким путем вы идете. Вопрос в том, умеете ли вы лавировать между этими двумя методами. Перепрыгивать, когда надо и заставлять себя, и, наоборот, найти смелость и мужество отказаться от излишнего аскетизма.

На Востоке в дальнейшем вся эта идеология вылилась в то, что стало называться серединным путем или путем, лишенным крайностей, где человек в зависимости от ситуации мог сделать реверанс то в одну, то в другую сторону. И, фактически, вся проблема свелась к тому, как распознать эти моменты скачка, где себя заставлять, где себе позволять. Я свято верю, что каждый из присутствующих здесь в зале или слушающих нас через интернет, занимаются йогой каждый день с чувством, с толком, с расстановкой, и, конечно же, у каждого из вас в жизни возникает эта дилемма. А сколько еще упражнений делать? А достаточно ли позаниматься столько времени или еще добавить, или, наоборот, сократить дневной рацион занятия йогой? Это очень открытый жизненный вопрос для каждого из вас, потому что с одной стороны, вы должны осознавать, как много надо сделать, а с другой стороны понимать, что вы не можете только лишь и заниматься йогой 24 часа в сутки, вам еще надо на работу ходить, есть, спать.

Обычно историческая тенденция следующая. Вот человек ничего не знал про йогу, и тунеядствовал в этом отношении, над собой не работал, праздно проводил свою жизнь в каких-то преходящих утехах. Но вот познакомился с йогой и решил заниматься. Как правило, по мере его занятий йогой, как только стали приходить первые ощущения положительного результата, они всячески подстегивают человека и заставляют его всё сильней и сильней заниматься и прибавлять количество времени в каждом занятии. Начинает, как правило, человек минут с 30-40 в день, а потом может незаметно для себя это время увеличить до часа – полутора часов. А потом, незаметно для себя, иногда – до трех-четырех часов в день. И хочется всё больше и больше. В этом отношении йога имеет хорошую тенденцию «подсаживать» человека на йогу, так как, занимаясь ей, человек начинает себя чувствовать лучше, чем без йоги. Но потом, когда вы перегнули палку ваших неких временных рамок, приходят побочные негативные эффекты. Вы начинаете не успевать что-то делать на работе, недостаточное внимание уделять родным и близким, могут приходить периоды спада и усталости. И это для вас такой очень четкий сигнал, что вы перегнули палку в другую сторону, и от практики «там, где себя заставить» надо постепенно переходить к практике «там, где себе позволить». И я хочу обратить ваше внимание, что иногда гораздо легче закручивать внутренние гайки дисциплины, чем затем отпускать, так как здесь еще добавляется фактор внутренней гордости. Точнее, не гордости, гордость – это хорошее чувство, а внутренней гордыни. Это когда мы считаем, что мы такие крутые, мы суперйоги, да кто есть круче нас, кто по пять часов в день занимается йогой и т.д. И немножко даже страшновато этот статус потерять, и иной раз требуется мужественное решение срезать какие-то одни практики и оставлять другие.

Вот тут недавно умер Стив Джобс. Мне попалась его статья, она очень актуальна для всех разработчиков компьютерных программ. Мысль его заключалась в том, что в каждой новой версии программы, будь то какой-нибудь Word, Excel, с которыми многие из вас работают, становится всё больше и больше каких-то новых кнопочек, интерфейс постоянно меняется, только ты выучил, как делать что-то в одной программе, они всё вывернули наизнанку, ты в бешенстве начинаешь искать, где ж там эта кнопка «сохранить документ». Масса таких неприятных вещей. Самое интересное, система идет в сторону усложнения, она толстеет, толстеет, и говорят, что каждая следующая версия программы всегда хуже предыдущей. И, надо отдать должное Стиву Джобсу, он провозгласил другой лозунг: не как что-либо добавить в новой версии, а как что-нибудь сократить в новой версии - что-нибудь ненужное. Аналогичная логика наблюдается у многих людей, занимающихся йогой. Мы хотим ну всё объять: и мантра-йогу, и ньяса-йогу, и нада-йогу, и кундалини-йогу, и еще чего-нибудь сверху прикрутить. В результате у нас ни на что серьезно времени не остается, и мы нигде не достигаем результата. Поэтому крайне важно проанализировать свой каждодневный комплекс упражнений на предмет того, что бы «отвинтить». И вырабатывать такую временную стратегию, что, допустим, у вас есть какие-то упражнения, которые из года в год одни и те же, а другие йоги вы как бы сезонно добавляете, например, на 3 месяца добавили янтра-йогу. Отработали, всё, галочку проставили, перешли к какой-нибудь другой, менее известной йоге, опять - отработали, галочку проставили, - к следующей. Чтобы ваше занятие состояло из двух частей: основной костяк плюс то, что будет постоянно меняться. А так как разделов йоги очень много, то понятно, что вариантов на годы вперед хватит. Когда в дальнейшем вы ухватите эту функцию «где себя заставить, где себе позволить», вы действительно выйдете на такой радостный уровень жизни, вы будете получать радость от йоги или от выполнения йоги самой по себе. Просто вы делаете йогу – и вам приятно, хорошо, радостно и счастливо. Либо от преодоления себя, т.е. радость, когда вы чувствуете, что мышцы не тянутся, а вы говорите себе: «Нет, сейчас заставлю мышцы тянуться», и в пределах приличия начинаете властвовать над собой, при этом испытывая радость. Хотя, конечно же, может быть, ваша тушка ленивая недовольна: чего это ее тут заставляют тренироваться. Понятие радости – это ключевое понятие при занятиях йогой. Если есть радость – радость от выполнения или радость от преодоления себя, то это - йога. Если же радости нет, а есть насилие над собой такое, то йога не пойдет. Вы продержитесь так месяц-другой на своей воле, а потом вам это просто надоест. И вы воспользуетесь первым попавшимся благоприятным моментом, как то: отпуск, выходные, командировки, или еще что-нибудь. Сперва один день пропустите, а потом вообще всё забудете сразу. Потому что если нет радости, то нет смысла, стимула продолжать заниматься, а вы помните, что йога в себе одновременно содержит и цель, и средство. И цель, и средство, как ни странно, в известной степени сливаются. Конечная цель йоги – это ваша свобода, и если вы хотите быть в состоянии радости и счастья, вы будете. И средство достижения радости и счастья - через радость и счастье, когда вы потихонечку, порциями себя приучаете к радости и счастью. Каждый день по чуть-чуть, чтобы потом дойти до очень большого объема. И вот именно это, друзья, стало хорошей идеей в пропаганде йоги уже более поздних времен, которые мы отслеживаем в тех или иных тантрических источниках - Тантрах.

Напоминаю, что подавляющая часть упражнений Хатха-йоги (если не все), как ни странно, до нас дошла через тантрическую традицию. Очень мало что дошло напрямую от каких-то групп практиков еще времен Патанджали, которые бы практиковали йогу, как одна из 6 ортодоксальных систем Индии (там много всякого рода орденов, течений, сект, просто групп по интересам, духовных объединений людей, которые практикуют йогу в какой-то очень экстремальной форме, как натхи, или в более такой мягкой форме). И иногда создается такое непонимание, как же может объединяться в йоге такой жесточайший аскетизм, а с другой стороны – использование каких-то мягких методов, «там, где мы можем себе позволить». Насладиться вкусной пищей, например. И это стало в Средневековье очень популярной темой во многих йоговских кругах. Тогда же была подтянута своеобразная теоретическая база. Звучала она следующим образом, что вся жизнь на земле состоит из так называемых циклов. Цикл состоит из четырех эпох. Первая эпоха называется Сатья-йога. Ну и затем, по мере того, как степень заблуждения становится у людей всё больше, а люди становятся всё более слабыми, мир приходит в упадок. И самая последняя – четвертая часть этого цикла называется Кали-юга, или еще иногда переводится, как «железный век». И идеология добавления этих экстатических моментов в йоге, или упор на «где себе позволить», обосновывалась тем, что уже сейчас нет таких людей, которые как в эпоху Сатья-юги могли практиковать аскетизм - народ стал слабенький, народ стал непоследовательный. Я не знаю, насколько это серьезная доктрина, потому что от этого всегда попахивает такими умонастроениями, как когда старшее поколение говорит, как у них было всё замечательно и как сейчас всё плохо. С точки зрения глубинной аксиоматики йоги, это не совсем честный выпад в том плане, что если йога – это наука «там, где себя заставить, и там, где себе позволить», то понятно, что с ведических времен до нас только и дошли исключительные аскетические подвиги адептов, а как они после этого веселились, вероятно, об этом история умалчивает. Поэтому вроде как этого и не было. Но косвенно всё равно можно отследить, потому что в тех или иных мифах всегда одна и та же канва, сюжет, что вот, мол, йог или йогиня удалились куда-нибудь в леса, пустыни и стали практиковать аскетизм, потом набрали такое количество внутреннего могущества, что сами боги стали являться перед ними, восхищаясь их аскетизмом и предлагая какие-нибудь дары. И вторая часть аскетизма, как правило, отличалась тем, что люди говорили: «О, замечательно! Берем этот дар!» А дар мог быть разный, например, быть каким-нибудь раджой или получить какое-нибудь чудо оружие, или какую-нибудь волшебную палочку-выручалочку, как в наших сказках. Так что, вероятно, там всё было очень хорошо как с аскетизмом, так и с наслаждением.

Что касается нас с вами, современных людей, то я хочу еще раз эту тему повторить. К сожалению, мы живем в мире фальсификации, у нас фальсифицируют всё, что только можно: еду, политику, воздух, жилье, даже деньги; понятно, что это не проходит боком, и мы за это всё равно платим -  за наши чудеса техники, мобильные телефоны, быстрый транспорт мы расплачиваемся расшатанной нервной системой, бессонницей, плохим настроением, всякого рода фобиями, страхами, потому что в этом мире ничего не бывает просто так, из ниоткуда ничего не берется. Так вот и получается, что вы даже при своей среднестатистической жизни, как ни странно, каждый день добираете аскетизм: каждый день, когда вы едете в метро в забитом вагоне в давке, в духоте или еще где-нибудь. Если это проанализировать с точки зрения древнего, ведического образа жизни, то выходит, что каждый из вас каждый день практикует аскетизм даже не догадываясь об этом. Но это как бы в порядке вещей, поэтому перегружать себя еще дополнительным аскетизмом не надо. Это информация для тех, кто начитался чудесных индийских книжек и считает, что надо еще в особом порядке после работы после того, как из вас выдавили все какие есть силы в какой-нибудь дорожной пробке или в давке в метро, вы приходите домой и думаете: «Нет-нет, вот мой обычный день закончился, а теперь наступает аскетизм!» Вы в этом смысле перегибаете палку. Аскетизм равномерно распределен в нашем мире как искупление за фальсификацию.

Вопрос: По поводу давки в метро. Разве аскетизм это не тогда, когда мы сами себя к чему-то принуждаем? В данном случае нас давят, мы не испытываем от этого чувства наслаждения в этом плане, мы мучаемся.

Я говорю, что у нас цивилизация фальсификации, здесь даже аскетизм фальсифицирован. Никто ж не мешает вам сказать: «Всё, уезжаю из крупного мегаполиса, переселяюсь в деревню, заведу себе корову, буду вставать с петухами, ложиться, как только солнце заходит, буду вести натуральное хозяйство, как вели наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки!» Но ведь мы же не хотим такой образ жизни вести, мы добровольно здесь живем.

Вопрос: То есть, если я захожу в метро с мыслью, что вот я сейчас поеду, меня будут мучить, но я это сделал самостоятельно, то на втором плане я буду испытывать удовольствие, и это будет натуральный аскетизм?

Надо просто понять, где вас обманывают, и не поддаваться.

Вопрос: Это как практику даже можно использовать?

Конечно, да. Вы встали с утра, едете на машине, едете в метро, видите, что вы туда не можете войти, или в пробке встали. Вы должны остановиться и подумать: «Ведь это же мой аскетизм для того, чтобы потом получить что-то. Я же сознательно живу  в городе. А могу отказаться от этого аскетизма, развернуться на 180 градусов и уехать в деревню, продать машину и больше не возвращаться в город». Но ведь мы так не поступаем. Здесь всё хитро, друзья, «все ходы записаны».

Вопрос: Касательно аскетизма в йоге. Остается какая-то базовая практика, которую мы делаем каждый день, а на неё «наслаиваются» все остальные.

Лучше всего выбрать себе какие-то базовые практики, которые вы могли бы практиковать  каждый день, что бы ни случилось. Если у вас очень хорошая карма, вы ведете размеренный образ жизни, утром вам хочется на работу, а вечером домой, у вас нет стрессов от стояния на машине в пробке или давки в метро, жизнь Ваша размеренная, спокойная, то можно выбрать практику какую-то более сложную в плане Крия-йоги, Хатха-йоги. А если у Вас жизнь менеджера на каком-нибудь развивающемся производстве, и вы должны следить, чтобы все работали, а если не работают, тогда сами то за станок становитесь, то вместо грузчика ящики таскаете, то вместо бухгалтера дебеты с кредитом сводите, то есть вы такой разносторонний человек, топ-менеджер (менеджер –это человек, который вертится как белка в колесе, чтобы предприятие работало. Менеджер – это как Прана в нашем организме: как только где-то неполадка, он тут же в бой бросается, грудью закрывает амбразуру). Так вот, если Вы ведете такой образ жизни, то, конечно, тяжело вам бывает. Приходите домой, а вам ещё Крию делать, или Хатха-йогу, или 108 раз йогу простирания. Нет, вы уже там своего аскетизма набрали. И поэтому для такого плана людей надо выбирать практику, которую вы сможете сделать в любой обстановке. Как показывает опыт, это, как правило, Мантра-йога. Мантра-йога является тем самым холстом, на который можно нанизывать другие практики йоги, в зависимости от того, разгружали ли Вы штабеля товара, либо наоборот весь день за компьютером просидели, пытаясь запустить какую-либо программу. А вот Мантра-йога в этом отношении со всех сторон подходит наибольшему числу людей, даже если у Вас работа болтать, как у меня сейчас, вы на сцене актер, то, понятное дело, вы приходите домой, уже языком ворочать не хочется, устал язык.  Но у мантр есть хорошее продолжение – их можно повторять умственно. То есть это достаточно универсальный вид йоги. В командировке вы, в поезде вы едете, в самолете  летите, вы всегда можете практиковать, скажем, 108 раз своей мантры каждый день. И пускай для вас это является базой. А в дальнейшем вы по обстоятельствам добавляете то Хатха-йоги, то Крия-йоги, то ещё чего-то. Либо Вы выбираете какой-нибудь промежуток времени, например, 90 дней Крия-йоги каждый день, а потом - как получится.

Менее универсальная – это Пранаяма. Потому что пранаямой иногда Вы можете проще позаниматься, чем Хатха-йогой или Крией. Ещё менее универсальная, вернее, следующая по универсальности  - это Крия/Хатха-йога, йога простирания, а потом уже все остальные. Есть, правда, ещё аналог этого всего, но это уже из Высших Йог, вы будете это практиковать, как только познакомитесь с третьим принципом йоги, и встанете на путь быстрых методов йоги. У вас появится в виде холста другая йога, очень мощная, которая и хорошо сопрягается с Мантра-йогой, но которая вроде как сама по себе – это Йога визуализации. Заниматься йогой визуализации можно при любом раскладе. Вот пускай каждый проанализирует свой день занятия йогой. Крайне желательно выбрать какую-то мантру, практиковать её каждый день 108 раз, или 54 раза или хотя бы 27 раз, но лучше всего 108. И пускай это будет неотъемлемая часть Вашей каждодневной практики, чтобы ни случилось. А всё остальное будете добавлять сообразно вашему образу жизни, возможностям.

Вопрос: По поводу того, чтобы примерно 90 дней или какой-то длительный период практиковать один вид йоги, например, янтра-йогу. В течение недели делать один день янтра, второй день – мантры? В течение недели покрывать все основные практики?

Да, или так. Но, боюсь, недели не хватит. Здесь есть, конечно же, также и минусы. Есть практики, которые надо брать постоянным напором: каждый день в течение месяца. Это зависит от вида йоги, безусловно.

Вопрос: О Рита-йоге и о ритмах. Если в течение недели у нас один ритм, а в выходные мы позволяем себе побольше поспать. Делаем всё то же самое, но на 3-4 часа позже, чем обычно. Это будет вписываться в ритм? Или это уже нарушение?

Ритмы - это что-то ваше личное. Но у нас в йоге обучения есть такое предупреждение: бойтесь выходных, бойтесь отпусков, бойтесь праздников! Это самые страшные дни, которые у вас в жизни есть. Когда у вас что-то идет как часы, только тогда приходит счастье. Есть очень хорошая философская фраза: «Счастье – это когда утром хочется на работу, а вечером – домой» То есть когда у тебя настолько всё распределено в плане «там, где себя заставить», «там, где себе позволить», что ты получаешь счастье в этих переходах из одного состояния – в другое. Потому что если вы будете слишком долго отдыхать – день, другой, третий - потом этот отдых исчезнет. Я знаю многих людей, которые сказочно разбогатели и перестали ходить на работу. Они отдыхали: первый, второй день, неделю, месяц, третий, четвертый, пятый, десятый год, и они с каждым годом всё хуже и хуже себя чувствовали, они каждый вечер ложились спать разбитыми, уставшими, хотя они ничего не делали в этот день. И, наоборот, знаю людей, у которых ритм: встал, поработал, пришел, отдохнул - они бодры, веселы, они светятся от жизнерадостности. Поэтому как вы будете решать совмещение своего личного графика - это вопрос открытый.

Слава богу, отменили перевод стрелки часов у нас в стране. Перевод часов – это такая дурость с позиции йоги! Потому что вас заранее лишают счастья, заранее лишают возможности выработать ритм. Другими словами, косвенный пранический налог, налог на право на жизнь в современной цивилизации. Заигрывания со временем чреваты для вашего организма, для всех ваших йоговских практик, для тонких каналов – с очень большими последствиями. Помните, у Льюиса Кэрролла в «Алисе в стране чудес», когда Алиса познакомилась с Мартовским Зайцем и Болванчиком, у них была страшнейшая беда – они поссорились со временем, у них часы постоянно показывали пять часов вечера, согласно английской традиции, время пятичасового чая, и они вечно пили чай. Здесь та же самая ситуация: если вы поссорились со временем, вы очень много проблем для себя поимеете. В восточном менталитете, в Индии просто не поймут, что Вы хотите сделать, переводя часы. Это будут воспринимать как сексуальное надругательство - попытки  играть со священными понятиями. В Индии вообще всё, что связано со временем, ассоциируется со священной богиней Кали. Свирепая такая тётя, богиня времени. Она, с одной  стороны, - мать всего, с другой стороны, богиня разрушения, то есть всё отжившее она уничтожает. И так просто замахнуться на богиню Кали попытками перевода часов туда и обратно, это надо для восточного человека иметь совсем уж извращенный ум и совсем уж не думать о последствиях. Все проблемы Мартовского Зайца и Болванчика - это детский лепет в их представлениях о тех ужасных последствиях, тех ужасных бедах, которые могут быть с людьми, которые поссорились со временем. Я зашел на Курский вокзал – пять часов, и все показывают разное время. На вокзале, друзья! Одни стоят, их не ремонтирует никто. Вторые – надо было переводить на час туда - на час обратно, но о них забыли. Третьи - какое-то другое. Взял билет на электричку, в нем пробили ещё какое-то шестое время...!

Лучше всего - ритм. Если есть ритм, время работает на вас. Если ритма нет, вам постоянно приходится платить за это «чихание вашего двигателя», мы теряем мощность, мы изнашиваем наш «двигатель».

С другой стороны, если до этого неделя была ужасная, вы не высыпались, и есть единственный выходной, чтобы «себе позволить», то это ритм в каком-то большем ключе, в большем масштабе. Но это сможет определить только каждый из вас самостоятельно.

Вопрос: О времени. Мы тут как раз обсуждали, что мы перевели часы и остались жить в неправильном времени. Это сильно принципиально? Или мы привыкнем и как-то продолжим жить дальше?

В йоговских практиках сказано, что если ты хочешь получить  очень сильный результат, но времени мало, и ты не такой хороший йогин, как хотелось бы, то надо пользоваться всякого рода вспомогательными элементами. В частности, утверждается, что если ты хочешь пробудить ту или иную мантру, ты должен дождаться солнечного или лунного затмения и практиковать ту или иную мантру, зайдя по пупок в воду в день солнечного или лунного затмения, тогда ты получишь эффект несравнимо быстрее и обретешь всяческие способности. Когда я это прочитал, моя самая первая мысль была узнать, когда ж ближайшее-то? На Западе очень хорошую вещь сделали – выпустили программу Red Shift, совершенно чудесная программа, бескорыстно рекламирую. Во-первых, вы можете узнать, когда будет солнечное или лунное затмение на 10 тысяч лет вперед и, по-моему, назад с привязкой к широте и долготе, то есть в зависимости от того, где вы живете, вы можете его как наблюдать, так и не наблюдать. Но больше всего мне там понравилась возможность эмулировать, как будет выглядеть небо в этот момент, как будто в реальном времени затмение. Я обзавелся этой программой, вычислил, когда уже будет ближайшее затмение, всё уже  подгадал, когда уже будет всё на свете. Но тут маленькая загвоздка  – время у астрономов в этой программе по Гринвичу. А у нас как? Тогда это были ещё «славные» 90-е гг., когда вообще переводили невпопад, я совершенно сбился. Мне практику делать, а она начнется то ли в 2 часа дня, то ли в 12. Или ты отдыхаешь, думаешь, что через 2 часа у тебя практика, через 2 часа у тебя будет затмение, а оно поползло уже. А у тебя ничего не готово.

Поэтому это очень важный момент на самом деле. И ты должен знать, что такое 12 часов, что такое «полдень», «полночь», «рассвет», «закат», чтобы всё рассчитать и привязать йоговские практики. Потому что 12 часов, или полдень говорит о том, что Солнце в зените – оно поднялось на свою максимальную высоту, а потом будет, соответственно, «сползать» вниз, и именно этот момент должен называться «полдень». А я не знаю, в какую сторону сдвинули сейчас Солнце? Можно попасть в затруднительное положение, когда вы захотите какую-то практику практиковать, связанную, например, с лунным затмением или солнечным, и тут выяснится, что что-то там перепутали.

Та же самая ситуация с календарем: у нас какие-то вещи «привязаны» к одному, на Западе - к другому (Рождество, Пасха). А ведь изначально это были какие-то реальные возможности использовать  благоприятные конфигурации светил. Природу этого явления я не знаю, я очень боюсь всякого рода мракобесия,  но ведь что-то, вероятно, в этом есть, раз тысячелетиями одни и те же моменты до нас дошли. До нас дошло, что в неделе семь дней. Как только Революция случилась, ещё в царской России, начали экспериментировать. Сделали пятидневки – пять дней работаешь, отдыхаешь. Не прижилось. Начинаешь выяснять, почему 7 дней в неделе, и рано или поздно все пальцы указывают на Древний Восток, на шумеров, древних вавилонян. С той поры пошло разбиение, что надо делить неделю на 7 дней, как-то они догадались. С той же поры пошла всякого рода астрология. Но здесь тоже нюанс, ведь наша же Земля не стоит на месте, она перцессирует как юла (когда запустили юлу, юла крутится вокруг оси, а эта ось сама ещё по кругу ходит). И оказывается, что каждые 26 тысячи лет эта ось проходит полный круг. Это долго с позиции нашей жизни, но недолго -  для человечества. За 5-6 тысяч лет она может здорово поменяться. Сейчас у нас Полярная звезда как-то связана с хвостом Медведицы, а какие-то 15-20 тысяч лет назад Полярная звезда была совсем в другом месте. Весь небосвод вращался вокруг какой-то другой точки. И когда начинают про астрологию говорить, возникает вопрос – надо ли учитывать перцессию Земли, чтобы учесть, как то или иное светило влияет на человека, или не надо - вопрос открытый. За это время всё поменялось, но эффект какой-то есть.

В случае со временем всё проще – затмение есть затмение, солнечное ли или лунное, обед – это обед, полдень – это полдень, полночь – это полночь, восход – это восход, закат – это закат. И, собственно говоря, из этого и надо исходить и искать «привязки».

Вопрос: Для нашего Высшего Я времени же нет, и, получается, всё равно, буду я практиковать  в затмение или без затмения.

Да, всё именно так и есть, если Вы распознали и утвердились в своем Высшем Я, такие факторы, как пространство и время, много ниже, чем грандиозность Высшего Я. Но в этом-то и проблема, что мы его не ощущаем, и сперва надо делать какие-то практики, чтобы хоть как-то приблизиться к ощущению своего Высшего Я. А вот тут бывает очень полезно использовать фактор времени и фактор пространства.

Рита-йога.

Приятное с полезным. Если вы думаете, что раз вы занимаетесь йогой, то надо вести себя как будто вы уже умерли и вас забыли похоронить, то - нет. Вы должны жить полной жизнью и веселиться тоже надо, если вы хорошо поработали перед этим.

Фактор времени в йоге - это фактор, с помощью которого Вы можете до известной степени определить, насколько вы гармонично что-либо делаете или негармонично. Без фактора времени как вы определите, когда вам надо себя заставлять, а когда вам надо себе позволять? Не имея жесткой «привязки» во времени, вы не выработаете это интуитивное ощущение. И не имея этого фактора, вы, соответственно, будете перегибать палку – то в сторону того, что слишком много будете себя перегружать, то в сторону, что, наоборот, надо бы иной раз и потрудиться, а Вы и недобираете того, чего надо. Наконец, я напоминаю вам общую Ведическую концепцию, которая говорит, что в этом мире нет такого абсолютного зла и  абсолютного добра. Есть вопрос об уместности или неуместности чего бы то ни было. И вот когда какие-то вещи проявляются неуместно, они, собственно и являются самым страшным злом во Вселенной. Но, как ни странно, те же самые вещи, проявившись в другое время в другом месте, могут быть самым высочайшим добром во Вселенной. И вот фактор времени - это неотделимый от всего остального фактор вашей духовной практики, от того, какими видами йоги вы занимаетесь, как долго, как часто, и так далее. Поэтому следует постоянно медитировать или размышлять над фактором времени – что такое «время», как вообще определить, что это? Без этого мы рискуем сами превратиться в деструктивную силу и породить ненужные реакции в этом мире, когда мы не вовремя что-либо проявляем. В этом отношении та же идеология с вашими дурными привычками – иногда говорят, что у человека есть дурная привычка. С точки зрения идеологии йоги у человека нет дурных привычек. У человека есть какие-то проявления, которые он демонстрирует не вовремя. Поэтому прежде чем что-то в себе менять, спросите – а может, менять ничего не надо? Может надо в другое время демонстрировать всё то же самое, в другом месте, с другими людьми? Только таким образом мы с вами подойдем к сути ведических знаний, которые называются «Закон Рита», или «Закон сути, уместности, целесообразности». Если вы знаете этот закон, вас Вселенная начинает защищать. В Ведах есть образ бога Варуны. Точнее, даже не бог в нашем понятии, а как бы первопричина и надзиратель за выполнением закона Рита. Что, дабы во Вселенной выполнялся закон Рита, Варуна неотступно следит за ним с помощью своих многочисленных соглядатаев. И эти соглядатаи обладают очень интересными качествами – они всепроникающие, они всё видят, всё слышат, их невозможно смутить, их невозможно испугать. Очень интересная концепция защиты закона Рита связана с этим образом Варуны – это защита на уровне возникновения мысли. То есть, действовать, когда кто-то думает, что вам надо причинить зло, уже поздно. Надо упреждать зло ещё до того, как кто-либо был в состоянии вообще  подумать про зло связанное с вами или с какой-то либо ситуацией. И это достаточно грозное такое проявление Бытия – Варуна.

Вопрос: В произведениях, например, «Йога-Васиштха» и «Сказаниях о Кришне» сказано, что Варуна - бог воды. Можно поподробнее рассказать о Варуне?

Упомянутые Вами источники возникли много-много позже, чем Веды. Это такая интересная часть мифологии, связанная с Варуной. Есть ещё другой персонаж в Ведах – Индра. Вот Индра борется с нарушением закона Риты, когда уже налицо явное проявление, и больше - в сражениях. А Варуна – на 5 шагов вперед смотрит, не допускает даже мысли. Много мистики связано с проявлением бога. Вернее, его даже нельзя назвать богом в привычном смысле как ипостась Абсолюта. Считается, что именно он - бог клятвы, и он следит за соблюдением клятв. Называется в Ведах он Величайшим Асуром. А уже в более поздних произведениях слово «Асур» приобрело явно негативное значение, такое демоническое. А в Ведах ещё не было разделения, и поэтому под Асуром подразумевали какое-то мощное, могучее проявление. Как вода-наводнение или ещё что-нибудь такое, когда стихия проявляется. Более детально, когда начинают связывать Варуну с более локальным божком воды – это неправильно, это, скорее, - стихийные проявления.


Друзья здесь вы можете скачать Текстовый, Аудио и Видео варианты,форматы doc, fb2, mp3, flv:

Скачать Аудио Вариант1 MP3 Web 32кб/с, 22мб

Скачать Аудио Вариант2 MP3 Full 128кб/с, 88мб

Скачать Видео Вариант FLV, 227мб

Адрес где нас найти,контакты: Международный Открытый  Йога Университет, "Культурный центр «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29, телефоны в Москве:8(499)251-21-08,8(499)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал-Марина Кудашёва
Текст напечатали-
(а)-Ирина Неясова, Ирина Витюгова. 
Текст отредактировал-
(а)Лилия Воронкова.
Текст опубликовал-(а)-Шведченко Александр.
Краткое описание составил-(а)-Лилия Воронкова.
Рисунки и фото создал(а)-временно отсутствуют 
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют 
    
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют

Глоссарий-Словарь-Энциклопедия непонятных терминов йоги здесь: www.wikiyoga.openyoga.ru  

alt

 

Друзья, если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не соответствия, то пожалуйста зайдите сюда www.openyoga.ru  и сообщите ответственному об этом.