2009.05.16. Введение в аксиоматику йоги. Заключение. (Вадим Запорожцев)

Понятие бхавы: вдохновение, влюбленность, вера.

Напомню вам, что на предыдущем занятии мы остановились на рассмотрении значения термина «бхава». Этот термин имеет множество вариантов перевода. Иногда оно имеет разные оттенки значений. Приземлено под бхавой понимают состояние вдохновения, чувство бытия или бытие в его истинном проявлении. Иногда термин «бхава» переводят механистично как некую интерпретацию. Но это всего лишь жалкие отблески этого понятия.

Мы на прошлом занятии говорили о феномене веры. До известной степени и термин «вера» можно перевести гораздо более глубоко. Он во многом выражает суть быстрых методов йоги, которые основаны на фундаментальных принципах устройства Вселенной. У нашей Вселенной есть свойства, о которых мы в нашем состоянии, находясь на нашем уровне духовной эволюции, пока еще не догадываемся. Они ускользают, они в некотором смысле скрыты от нас. Но, даже еще не достигнув каких-то духовных высот, мы время от времени переживаем эти состояния. Это действительно какие-то состояния вне времени. Иногда это как вдохновение. Вдохновение – очень интересный термин. Это что-то неуловимое. Если присутствует вдохновение у поэтов, художников творцов, то все, что они делают, и жизнь вокруг них, приобретает какие-то удивительные оттенки, хотя ничего нового вроде и не привноситься. «Вдохновение – это расположение души к живому понятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных» (А.С. Пушкин).
Это все грани-чувства того состояния, которое мы называем «бхава». Вместе с тем состояние влюбленности также подходит под определение состояния бхавы. Косвенным образом пока мы сами не испытывали таких состояний, мы можем составить хоть какое-то представление об этих состояниях. С другой стороны, когда вы испытываете состояние вдохновения или влюбленности, то его очень тяжело передать. Тяжело передать вообще: друзьям, близким, кому угодно. Они не понимают, т.к. слова остались старыми, а смысл в них пытаются вложить совершенно новый.

 

1. Название лекции:

Введение в аксиоматику йоги. Заключение.

2. Автор:  Вадим Запорожцев

3. Фото автора:

alt

4. Краткое описание

Понятие бхавы: вдохновение, вера, влюбленность. Опасности, связанные с быстрыми методами в йоге. Путь в быстрые методы лежит через классическую йогу. Особенности практик в быстрых методах йоги: вовлечение в процесс, непривязывание к результату, исключение фактора  времени. Предпосылки для быстрых методов: желание человека изменить мир к лучшему. Свобода воли. Волеизъявление с позиции силы. Какой человек готов к быстрым методам? Для кого предназначено учение йоги? Заключение: краткий обзор курса «Введение в аксиоматику йоги».

5. Дата и место чтения лекции:

2009.05.16  Культурный центр «Просветление».

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами).
Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять
материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

7. Текст напечатан: Яроцкой Викторией

8. Текст отредактирован: Яроцкой Викторией,Еленой Келлер,Анной Поляковой

9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги:
г. Москва Сайты: www.openyoga.ru, www.openyogaclass.com/kurs

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

Теория

32кб/с,2009_05_16_kcp_lek_aks_obzor_i_bhava_theory_web_mp3,размер 68,2мб

128кб/с,2009_05_16_kcp_lek_aks_obzor_i_bhava_theory_mp3,размер 72мб

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

Теория

FLV,2009_05_16_kcp_lek_aks_obzor_i_bhava_theory,размер 185мб

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) – пауза.

 Аудио:

Теория

Видео:

Теория

 

16. Основной текст лекции.

Сегодня 16 мая 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Находимся мы в КЦ «Просветление», в г. Москва, рядом с м. «Новослободская». Это лекция для Открытого Йога Университета. Вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru .

Сегодня заключительная лекция курса «Введение в аксиоматику йоги», на которой мы поставим точку именно во введении в аксиоматику йоги. Начнем мы сегодняшнюю лекцию с того, на чем остановились в предыдущей лекции.

Понятие бхавы: вдохновение, влюбленность, вера.

Напомню вам, что на предыдущем занятии мы остановились на рассмотрении значения термина «бхава». Этот термин имеет множество вариантов перевода. Иногда оно имеет разные оттенки значений. Приземлено под бхавой понимают состояние вдохновения, чувство бытия или бытие в его истинном проявлении. Иногда термин «бхава» переводят механистично как некую интерпретацию. Но это всего лишь жалкие отблески этого понятия.

Мы на прошлом занятии говорили о феномене веры. До известной степени и термин «вера» можно перевести гораздо более глубоко. Он во многом выражает суть быстрых методов йоги, которые основаны на фундаментальных принципах устройства Вселенной. У нашей Вселенной есть свойства, о которых мы в нашем состоянии, находясь на нашем уровне духовной эволюции, пока еще не догадываемся. Они ускользают, они в некотором смысле скрыты от нас. Но, даже еще не достигнув каких-то духовных высот, мы время от времени переживаем эти состояния. Это действительно какие-то состояния вне времени. Иногда это как вдохновение. Вдохновение – очень интересный термин. Это что-то неуловимое. Если присутствует вдохновение у поэтов, художников творцов, то все, что они делают, и жизнь вокруг них, приобретает какие-то удивительные оттенки, хотя ничего нового вроде и не привноситься. «Вдохновение – это расположение души к живому понятию впечатлений, следовательно, к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных» (А.С. Пушкин).

Это все грани-чувства того состояния, которое мы называем «бхава». Вместе с тем состояние влюбленности также подходит под определение состояния бхавы. Косвенным образом пока мы сами не испытывали таких состояний, мы можем составить хоть какое-то представление об этих состояниях. С другой стороны, когда вы испытываете состояние вдохновения или влюбленности, то его очень тяжело передать. Тяжело передать вообще: друзьям, близким, кому угодно. Они не понимают, т.к. слова остались старыми, а смысл в них пытаются вложить совершенно новый.

Рис.1. Вдохновение, вера, влюбленность – это все грани-чувства того состояния, которое мы называем «бхава».

Опасности, связанные с быстрыми методами.

Я напомню, что иногда крайне тяжело объяснить, что вообще такое, быстрые методы. Это состояние, в которое человек выпадает. Впечатление, что он раз – и на другую волну переключился. Я напомню: мы также рассмотрели некоторые перегибы, отрицательные моменты при проблесках фундаментальных законов, по которым устроена Вселенная, а также какие бывают опасности, проистекающие из веры.  Верой могут быть заражены огромные массы людей, идущие совершенно не в том направлении.

Существует еще одна опасность, связанная с быстрыми методами. Она выходит на первый план, когда те или иные техники и практики, затрагивающие сильные переживания, попадают в руки людей неуравновешенных, а иногда просто психически нездоровых. Это бич современного мира, в который наряду с классическими методами йоги начинают проникать, и быстрые методы в йоге. Большой процент из этой «волны интереса» составляют люди, падкие на что-то новое, необычное, то, что основной массой человечества еще не осознано. Это в основном маргинальные слои населения, стоящие на грани общественных норм поведения или образа жизни. Иногда это связанно с образом жизни человека, иногда, что гораздо печальнее, с психическими расстройствами. И прослеживалась такая тенденция, что в быстрые методы идут люди маргинального склада характера, которым недостает чего-то нового, и которые не адекватны по жизни. Бичом это стало потому, что, попадая в эти быстрые методы, такие люди склонны иногда к странным поступкам: кто-то сводит счеты с жизнью, кто-то демонстрирует параноидальные припадки. Хочу сказать, что такой публики хватает и следует быть внимательным и осторожным. К примеру, у человека психическое заболевание и он не знает, куда ему приткнуться. А тут йога, быстрые методы йоги. Человек начинает их практиковать, у него обостряются психические расстройства, он начинает непотребства творить. А потом говорят, что в этом виноваты быстрые методы йоги. Классическая йога в этом плане предельно выверенное учение, там особо не развернешься, там нужно быть явно невменяемым, чтобы как-то себе навредить. А в быстрых методах существует эта опасность.

Почему я об этом говорю? Потому что психически нездоровые люди тоже часто впадают в достаточно странные состояния: какого-то наития, восторга или мистического переживания. У них глаза светятся, и ты понимаешь, что с человеком что-то особенное происходит. Это очень легко можно спутать с тем состоянием бхавы, о котором говорится в быстрых методах. На самом же деле между состоянием параноика и состоянием бхавы – пропасть и пропасть непреодолимая. Этому параноику нужно вначале привести себя в порядок обычными классическими методами: уравновесить свой разум, свои чувства, и лишь затем подходить к быстрым методам.

Крайности смыкаются, они очень похожи. Поэтому, если рассматривать традицию в древней в Индии, то такие персонажи отсекались на подходе. Сейчас в нашем мире, где доступно все, очень тяжело разграничить. Тем более, современный мир с современными законами цивилизации постепенно обостряет многие психологические заболевания. И такие не совсем вменяемые личности начинают бродить везде, где только можно. Они зачастую составляют основу сект, каких-то маргинальных организаций, новомодных течений, учений, будь то в психологии или где-либо еще. То есть это такой пласт маргиналов, который везде присутствует.

Безусловно, йога также не лишена этого процента. Толку от этого никакого, а опасностей очень много. Во-первых, такой человек может дискредитировать организацию, в которую он попадает. К примеру, попадет он на психологический тренинг, потом начинает творить непотребства и затем обвиняет, что был виноват тот или иной учитель в области психологии или еще чего-то. Точно такая же опасность есть и в йоге. Поэтому, мы очень серьезно присматриваемся к людям, которые идут изучать йогу. При малейшем подозрении у человека паранойи или невменяемости, мы этого человека стараемся выделять или помечать. Мы не имеем права разворачивать людей от йоги, мы не имеем права определять: вот этот достоин, а этот не достоин, изучать йогу. Но если есть хоть малейшие отклонения в психике, то, безусловно, никакие быстрые методы этому человеку не даются. Это общее правило всегда и везде. Опасность большая, но не для обычных нормальных людей, а для людей маргинальных, которые ведут себя неадекватно, которые не совсем себя контролируют. Конечно же, такие люди легко могут впадать в экзальтированные состояния, которые иногда похожи на прорывы в «сверх». Но, как правило, у них за такими взлетами идут страшнейшие депрессии и провалы вниз, такие страшные, что эти взлеты легко после них забываются. То есть и взлет, и падение были обусловлены психическим заболеванием.

Еще раз хочу сказать, что это не имеет никакого отношения к быстрым методам. Плацдарм для быстрых методов – это классические методы йоги. А классические йоги означают, что человек полностью себя контролирует, не позволяет себе каких-то эмоциональных взрывов, непонятных выходов агрессии. Конечно же, при занятиях йогой обостряется чувствительность и иногда бывает очень тяжело себя контролировать. Допустим, человек становится очень чувствительным к шуму, он не может переносить никакой шум. Или к запаху. К примеру, запах сигарет выводит его из себя. Но это объясняется обострением органов чувств, а не психическим заболеванием человека. Поэтому бывают ситуации, когда человек начинает заниматься классической йогой и становится более раздражительным. Это говорит о том, что у него обострилось восприятие, а не о том, что у него какие-то там процессы. Вместе с тем, есть люди, у которых есть кармические скрытые психические заболевания. Мы не будем сейчас анализировать, что было причиной этих психических заболеваний. Как вы помните, йога – это не медицина, а система самопознания. Если есть возможность помочь людям с отклонениями в психике какими-то упражнениями йоги – очень хорошо. Если такой возможности нет, то йога, собственно, и не претендует на то, чтобы всех вылечить.

Опасность быстрых методов заключается в том, что иногда образовываются группы людей. Знаете, есть такое понятие «харизма», а есть понятие «паранойя» в плохом смысле слова. И когда ту или иную организацию, будь то политическая партия, предприятие или что-то иное возглавляет харизматичный лидер, то он заряжает всех энергией, работой. А есть люди параноидальные. Они заражают всех нервозностью. История знает множество примеров таких людей. Это вечные ожидания конца света, вечные какие-то сотрясания психической атмосферы. Такие люди, впадая в полутрансовое состояние, за счет всяких дерганий, подпрыгиваний, завываний и прочего создают вокруг себя атмосферу срыва обычного «психически нормального покрывала мира». И все, кто рядом с ними находится, также попадают в эту волну. Понятно, что в этом измененном состоянии под действием какого-то психопата, человек косвенно начинает касаться быстрых методов, его наталкивает на это лидер. И опять возникает мешанина. С одной стороны совершенно недостойный человек вышел на эти методики и начинает к ним других людей подталкивать. Люди сами не разобрались, что это такое. Им вроде как что-то большое светлое открывается, а вроде бы и паранаидально-неприемлемое одновременно. Это же касается всех братств, сект и т.д. Все они на какой-то ведь энергии существуют и живут. Природа этой энергии непонятна. Психотерапевты и медики, которые пытаются помочь людям, вступившим в какую-либо секту – бессильны. Человек лечится несколько лет, а потом может сказать, что он приверженец какой-то секты, что все это время он притворялся, и сейчас пойдет совершать какой-то мрачный ритуал.

Переход к быстрым методам йоги через классические.

Конечно же, любое проявление невменяемости достойно сожаления. Даже почвы для распространения разных сектантских явлений не было бы, если бы придерживались первого и второго принципа йоги. Первый и второй принцип йоги – это некая чистота, которая не дает никакой плесени возможности размножаться. Если у вас на кухне чисто, то никакая плесень вам не страшна. А если вы не подметали два года, и у вас полным полно объедков всяких, то будет соответствующий запах и вид. Поэтому, еще раз хочу сказать, это – добрая традиция: приходить в быстрые методы йоги через классические.

Надо быть готовым потратить бесконечное количество жизней на совершенствование себя. Шаг за шагом приближаться к реализации первого и второго принципа (принципа непричинения вреда и принципа здравого смысла), тогда возникают все предпосылки для спонтанного перехода в высшее состояние.

Часто мы встречаемся с не очень адекватными людьми, которые находятся в высших состояниях. К примеру, у него просто болезнь и он в это состояние вываливается. Но еще раз: между этим состояние и состоянием йогина – пропасть. Тем не менее, это сыграло свою роль и существует точка зрения, что шизофрения и гениальность идут рука об руку. Очень часто мне приходится слышать, что великие ученые, композиторы и певцы – не совсем вменяемые люди. То есть те, кто действительно сделал что-то, что вдохновляет людей или меняет их жизнь в лучшую сторону, тоже не совсем обычные люди и внешне по своим проявлениям (по своему поведению, реакциям и т.д.) они, скорее, похожи на людей из психиатрической лечебницы.

Йога четко говорит, что такого не бывает. Яблоню по плодам определяют. Не может шизофрения дать таких плодов. Предпосылки для чего-то большого, чистого также упираются на первые два принципа. Принципы – свойства нашей Вселенной. Это что-то большое, чистое и настоящее. В то время как любая болезнь – это некий перекос.

Особенности практик в быстрых методах йоги.

Несколько слов скажем про практики и методики в быстрых методах йоги. Иногда эти практики и методики достаточно странно выглядят и внешне похожи на череду каких-то действий, которые проще описать как ритуалы. Но опять же: ритуал – это вроде что-то церковное, скорее пугающее. А если действительно посмотреть на практики быстрых методов, то они скорее напоминают детскую игру: сидят детки в песочнице и замки строят. Они целый мир создали. Они видят не кучу песка, а стены, башни. У них там целый мир, они сами сгенерировали мир своего воображения. И здесь сложно сказать, воображение это или реальность. Для них это реальность. Куча песка – это что-то внешнее, на что накладывается их воображение, и одно не оторвано от другого, эти два мира не накладываются друг на друга, они являются единым целым. Примерно по такому же принципу работают те или иные практики быстрых методов. Иногда они отчасти напоминают волшебную  детскую игру. И как играющие дети, люди, практикующие эти методы, не ждут результатов от того, что делают. Это мы можем башню построить, а потом ее продать в надежде получить прибыль. Мы живем будущим, кармой: сначала мы что-то сделаем, а потом за это получим результат.

Мы, сами того не понимая, волеизъявляем закон кармы в нашей жизни. Когда мы рассчитываем на получение результата, мы сами для себя в своей личной Вселенной волеизьявляем закон кармы. Помните из аксиоматики: мы созданы по образу и подобию Абсолюта; что хотим, то и получаем; куда смотрим, туда и идем. И мы начинаем чего-то ожидать или наоборот мы что-то делаем от страха, что придет наказание. Мы не столько думаем о будущем, сколько думаем о том, чтобы негативное нас не накрыло. Опять же: бизнесмену нужно кредиты отдавать и он строит здание не для того, чтобы в нем наслаждаться прибылью, а для того, чтобы расплатиться по долгам. То есть, в нашей жизни присутствуют надежда и страх. Мы их всячески волеизъявляем поддерживать. Маленькие дети, когда играют в песочнице, меньше всего рассчитывают продать свой замок из песка и обогатиться, или построить его из-за страха наказания. Они просто живут, живут спонтанно. И тем самым исключают волеизъявление кармы (причины и следствия).

Еще одна грань быстрых методов – это состояние, где нет надежды (то есть ожидания чего-либо) и нет страха, то есть по сути дела в обычной жизни игнорируется закон причины и следствия (закон кармы), закон разворачивания времени (что вчера было вчера, сегодня есть сегодня, а завтра будет завтра). Разворачивание времени идет в одну сторону, сколько мы помним, оно идет вперед. Фактор времени или фактор причины и следствия, или фактор разворачивания во времени полностью игнорируется в быстрых методах. Быстрые методы – это состояние маленького ребенка, поглощенного своей игрой в песочнице. Для такого ребенка день проходит незаметно в его собственном мире, с его собственными правилами игры, и ребенок счастлив. По мере того, как ребенок взрослеет, появляются надежды и страхи, и уже нет того былого счастья. Игнорирование привязки к результату своего собственного труда – это ядро такой науки, как карма йога (которая нас учит, какими способами можно избавиться от негативной кармы, приобрести позитивную и в идеале вообще выйти на уровень вне кармы).

Другой пример для описания быстрых методов йоги – это состояние влюбленности. Когда влюбленный юноша обнимает свою любимую девушку, он в ней растворяется (поглощается), у него нет мыслей о завтра или о вчера. Это как состояние счастья «без задней мысли». Иногда девушки или юноши спрашивают: «А я действительно влюбился или мне кажется?» – Обними свою любимую девушку или парня и проследи, есть ли какие-то другие мысли. Если ты приближаешься к этой истинной влюбленности, то все мысли растворяются. С помощью самых простых действий можно все очень быстро на места поставить. Часто возникает вопрос: «А люблю я его или не люблю?» или «Выходить мне замуж или не выходить?»

Рис.3. Если ты приближаешься к истинной влюбленности, то все мысли растворяются.

Классические методы – учение для всех людей, быстрые методы – практики для немногих.

В наше изучение аксиоматики йоги не входит детальное изучение быстрых методов, поэтому я старался глубоко не рассматривать их, у нас нет на это времени. В нашем Открытом Йога Университете эта тема изучается только на втором цикле обучения при условии, что первый цикл полностью пройден. Хочу напомнить, что цель Открытого Йога Университета – в первую очередь помощь вполне конкретным людям, которые хотят овладеть классическими методами йоги. Поэтому уделять слишком много времени быстрым методам – это все равно, что обсуждать деликатесы в стране, где нет хлеба, и люди с голоду умирают. Это как раз и есть состояние человечества в духовном плане. Многие люди потеряны, они лихорадочно цепляются то за одно, то за другое, чтобы найти в жизни какую-то опору. А т.к. ситуация может усугубляться проблемами со здоровьем, стрессами и т.д., то лучше было бы заняться обычной хатха-йогой и тем самым решить их первоочередные задачи. А кормить таких людей какими-то деликатесами – это нерационально. Лучше помочь огромному количеству людей теми средствами, которые можно дать в изобилии.

Все-таки быстрые методы рассчитаны на достаточно узкую прослойку людей. По этой причине фактически во всех странах, во всех учениях присутствовало такое деление: есть базовые представления, а есть тайные поучения. Это мы наблюдаем в той же Индии, в Тибете, в Китае, на Ближнем Востоке. Есть учения для большего количества людей, а есть практики для немногих. Есть практики, предназначенные для небольшого числа людей, но не потому, что другие недостойны – просто большинство людей нуждаются в хлебе, а не в черной икре. Так устроено человечество. Людей, которые сразу готовы воспользоваться быстрыми методами, безусловно, меньше. А людей, которые делают свои первые шаги в йоге, значительно больше. И они нуждаются во внимании.

Предпосылки для быстрых методов: желание человека изменить мир к лучшему.

Поэтому в Открытом Йога Университете все четко и жестко. Если к нам приходит человек и начинает нас просить, чтобы мы дали быстрые методы, мы ничего не даем. Почему? Потому что это эгоизм. Воспользоваться он ими не сможет, т.к. никогда не практиковал классические методы. А если он еще и невменяемый человек, то потом, проблем не оберешься. Вы помните, что основополагающий принцип в быстрых методах йоги – это устранение своих страданий, а также помощь всем живым существам в устранении их страданий. И если человек начинает как-то помогать людям, это означает, что он сделал первые шаги в направлении быстрых методов, или по-другому: тем самым он как бы купил билет в быстрые методы. Ведь корень всех страданий заключен в неведении, а неведение следует устранять посредством получения знаний.

Рис.4. Основополагающий принцип в быстрых методах йоги – это устранение своих страданий, а также помощь всем живым существам в устранении их страданий, т.к. корень всех страданий заключен в неведении.

До тех пор, пока человек у нас не включился в работу, мы, если честно, и внимания на него не обращаем. Это такое правило, не мы его придумали. Это старая древняя йоговская традиция. Считается, что если есть предпосылки у человека для быстрых методов, то это – отсутствие в нем эгоизма и желание что-то сделать для этого мира. Это человек, который начинает волеизъявлять переделать мир к лучшему. И этот внутренний толчок – очень серьезный, он внекармичный, он из ниоткуда, а по сути дела, это – попытка человека переоткрыть быстрые методы самому. Помните афоризмы йоги из древних текстов: «йоге нельзя научить, йоге можно научиться». И йогу следует переоткрыть каждому для себя. В человеке из ниоткуда зарождается импульс – сделать мир лучше. И он начинает активно что-то делать. Он старается попасть на глаза учителям, которые могут его посвятить в быстрые методы йоги. Если же он не демонстрирует этой энергии, то с ним и работать нельзя.

Иногда быстрые методы сравнивают с обработкой алмаза. В среде йоги буддийского характера (она идет практически параллельно с индийской йогой) их вообще называют алмазными методами. Чтобы получить бриллиант, нужно отшлифовать алмаз. Но если у тебя в руках кусок стекла, то бесполезно его шлифовать. Точно также и быстрые методы. Быстрые методы – это способ отшлифовать алмаз. Но если человек сам волеизъявил быть кусочком стекла, то бесполезно шлифовать. Поэтому, все равно все сводится к свободе воли.

Свобода воли в быстрых методах.

Как вы помните, йога претендует на свободу во всем. Сейчас я вам расскажу про быстрые методы, это как реклама-завлекаловка: «Да, хотим-хотим! А сколько это стоит?» – А нисколько. «Как нисколько?» Или: «За сколько денег вы у меня Кундалини пробудите?» Вы зря смеетесь, я очень много таких вопросов получаю. Сколько это будет стоить и за какой период времени? Самое смешное, что мне не смешно от этих вопросов.

Получается так, что человек должен сам волеизъявить трансформировать свою личную Вселенную, Вселенную вокруг себя, что целиком и полностью попадает под третий принцип. Поэтому этот принцип и является некими фильтрующими воротами. Если человек через эти ворота не прошел, значит, он не волеизъявил, значит, человек – еще кусочек стекла. А если он прошел через эти ворота, значит, он намерен исключить страдание и неведение из своей жизни, а также помочь исключить его из жизни всем тем, кто его об этом попросит. Причем он готов работать в этом направлении, активно работать, помогать каждому, кто малейшим образом заинтересовался. Таким образом, человек очень быстро сам трансформируется в кусочек алмаза. Этот кусочек уже можно подвергать быстрым методам йоги. Принцип свободы воли везде в йоге.

Волеизъявление с позиции силы.

И еще одна грань быстрых методов йоги – это волеизъявление с позиции силы. Не с позиции загнанности, когда весь мир против нас, а мы забились, как маленькие мышки в норку и сидим там дрожим, пока очередная кошка нашей негативной кармы не найдет нас, не наиграется, не намучает всласть, и не съест потом. Это совершенно другое, новое состояние.

На прошлом занятии мы касались войны, которая, слава Богу, закончилась и которой больше не будет. В мгновение ока человек осознает свое всемогущество, бессмертие. Иногда это бывает в состоянии большого стресса, любви к родине. Сейчас, когда говорят о любви к родине, многим даже непонятно, о чем речь. А на самом деле это ведь очень сильное чувство. К сожалению, сейчас это чувство сильно опошляется. А тогда люди гибли за это. Это были вполне вменяемые люди. Но какая-то высочайшая мысль, подняла их, сделала из смертных богов, равных Абсолюту. И эти люди волеизъявили, что не будет зла, не будет страданий, этим самым они стали готовыми к быстрым методам. А фактически уже в этот самый момент они начали их практиковать. Когда невооруженный воин идет на вооруженную армию, не испытывая страха и не думая о смерти, это можно описать как состояние бхавы. Почему? Потому что он чувствует, что он прав, что правда и сила за ним, смысл этой Вселенной за ним, а все остальное – недоразумение, будь там армия или что-либо еще. И это трансформирует. С формальной точки зрения, аксиоматической – он начал активно жить. Еще раз: у него нет страха, у него нет ожидания, у него нет справедливости. У него есть ощущение высшего смысла или высшего принципа этой Вселенной. Только лишь такой человек начинает бросаться в глаза учителю.

Какой человек готов к быстрым методам йоги?

В древних текстах есть определение учеников, которые достойны классических методов, есть определение учеников, которые недостойны быстрых методов. В древних текстах есть много разных классификаций. Если будет желание – возьмите, почитайте. Человек, который готов для быстрых методов – это преуспевающий человек. Он преуспевающий во всем. Он преуспевает в йоге. А до этого он был успешен в любых делах, которыми он занимался. И в то же самое время это человек предельно скромный, наделенный смирением и способностью к покаянию. Когда в быстрые методы приходят люди, чтобы решить свои какие-то финансовые или межличностные проблемы, и начинают ныть, как им плохо – они сами того не понимают, насколько они не готовы к быстрым методам. Инструменты для решения проблем, по поводу которых они ноют, есть в классических методах. Учения-практики быстрых методов считались долгое время закрытыми вовсе не потому, что кто-то их параноидально засекречивал, а потому, что если человек не готов к быстрым методам, он их не воспримет. Даже если он нос к носу столкнется с быстрыми методами, он их не распознает, потому что этот человек в своей внутренней Вселенной волеизъявил жить по другим правилам. Получается, что он пытается войти в воду и не намокнуть, то есть не задеть свое маленькое эго. Но это – несовместимые вещи. У такого человека ничего не получается и если у него были психическими расстройства, то эти заболевания обостряются. Этому есть естественная причина: у вас в руке что-то, от чего вы хотите избавиться, но вам жалко выбросить.

Рис.5 . Человек, который готов для быстрых методов – это преуспевающий человек.

Почему меня часто настораживают вопросы по поводу энергии Кундалини? Потому что энергия Кундалини сама по себе очень сильная энергия. Когда она, как учат древние тексты, начинает пробуждаться, она расплавляет все наши структуры. А если мы уцепились за эти структуры мертвой хваткой, она начинает их выдирать. Это как если бы маленький ребенок схватил гранату и начал размахивать ею. Вцепился так, что не забрать никак. Вцепился так, что чем больше будешь вырывать, тем он больше за нее будет держаться. Также и взрослые люди, которые держат гранату эгоизма в своих руках и размахивают ею, а с другой стороны пытаются разбудить энергию Кундалини, которая этот эгоизм будет у них вырывать. Не отдал гранату, оторвет вместе с рукой. И все равно это будет лучше, чем граната в руках.

В быстрых методах задействованы очень мощные энергии, никто не спорит. Но суть не в мощных энергиях, а в методе, как эти мощные энергии использовать. А если просто раскочегарить эти мощные энергии и не знать, что с ними делать, то очень легко можно себе приобрести проблемы. Если в нас эгоизм, несдержанность, зависть, ревность, подлость и т.д., а мы при этом еще начинаем накачивать себя энергией, то эти негативные качества вырастут до неимоверных размеров. Если у вас был и есть страх, вы не победили его, а при этом вы пробудите энергию Кундалини, она увеличит ваш страх до вселенских размеров. Это совершенно жуткие вещи.

Поэтому еще раз: Первый и Второй принципы йоги! Первый принцип: непричинение вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Второй принцип йоги: соблюдение здравого смысла.

Несколько слов обзорных по всему курсу введения в аксиоматику йоги.

Для кого предназначено учение йоги?

С чего мы начали? Мы начали с вами с рассмотрения, для кого же предназначено учение йоги? Для высоко продвинутых йогов и йогинь, совершенных, без негативных качеств и негативной кармы? Нет, учение йоги для обычных людей, таких как мы с вами со всеми нашими недостатками, со всеми нашими недоделками, со всей нашей кармической ситуацией. Людям высокопродвинутым йога не нужна, они уже и так на высоком уровне. Она нужна нам с вами, чтобы подняться до этого уровня. Йога – для нас с вами, для тех, кто до конца сам еще не понимает своих проблем. Древние учителя йоги оставили нам отправные точки, подсказки, знаки на пути, положения, которые помогут облегчить нам самотрансформацию. Это некие аксиомы, основополагающие моменты учения, которые мы еще пока на своем уровне развития и понять не можем до конца. Они нам дарятся. Но при этом нам говорится: «Вы не можете понять всей грандиозности бытия. Вам следует применять здравый смысл, логику и свято придерживаться принципа непричинения вреда». Ребята, если вы хотите пройти по пути, по которому шли мудрецы древности, то вам нужно следующее.

Заключение.

Постоянно про себя нужно повторять, внушать себе принцип непричинения вреда. Это залог успеха. Если этого не будет, не будет ничего. Какие бы утонченные практики и техники вы не практиковали, но если у вас нет осознания первого принципа йоги, то не получите вы результат. Точнее, при любом испытании в жизни, вы разрушите все. Так вот первое, что они нам сказали: есть первый принцип непричинения вреда, есть второй принцип здравого смысла, есть аксиомы, из которых эти принципы выводятся. Они призывали нас не игнорировать свой разум, а развивать его, не впадать в священную шизофрению и объявлять, что есть такие непознаваемые вещи и отодвигать свой разум на второй план, а наоборот всячески его развивать, применять здравый смысл. И в качестве отправной точки они и дали эти аксиомы. И если мы применяем свой разум к этим аксиомам и как бы авансом живем, соблюдая первый и второй принципы, которые только потом выводятся из этих аксиом, то, строго говоря, мы можем логически подойти к любой йоге, обосновать ее методы.

Но все-таки до конца с помощью логики и здравого смысла понять эти принципы мы не сможем. Об этом тоже есть предупреждения в йоге. Разум нужно оттачивать, но то, что вам потом откроется, будет выше, чем способен понять разум. То есть разум – это первая ступенька, и без этой ступеньки никак нельзя. Нас призывают размышлять над положениями йоги. Какие-то выводы сделали за нас и нам предлагают ими воспользоваться. Но при всем при этом нас призывают повторить с помощью логики все предыдущие выводы. Или же хотя бы с позиции логики переоткрыть эти методы, не говоря уже о том, что есть сверхлогичный спектр, который открывается в дальнейшем.

Многие аксиомы мы успели рассмотреть. Я напомню: учителя древности понимали, что в рамках одной системы невозможно описать все тонкости сложной системы нашего мироздания. И были даны две системы аксиом, на первый взгляд совершенно противоположные. Эти системы аксиом отличаются друг от друга, хотя, может быть, где-то перекликаются, но не зависят друг от друга. Соответственно, методы, которые выводились из первой группы аксиом и второй группы аксиом (системы аксиом микрокосмоса и системы аксиом макрокосмоса), могут быть совершенно различными, но приводить они должны к единой цели.

Опять же, все в рамках здравого смысла и логики. Никакого заигрывания с шизофренией, с ослаблением своего разума. Наоборот, последовательное оттачивание всех своих интеллектуальных, психических и физических способностей – всего, чем мы располагаем, причем очень изящным методом. Я напомню: это означает чередовать методы: где нужно себя напрягать, где можно себе позволять. Или своими словами: гармония работы и отдыха. Потому что перекос в сторону работы тормозит ваше продвижение вперед. В то же время перекос в сторону отдыха, когда человек только и делает, что отдыхает – это тоже перекос. Нас же призывают чередовать работу над собой с отдыхом для себя. Такое вот пошаговое приближение к совершенству своего тела, своего разума и всех проявлений, которые у нас есть. При этом вырабатывается такое качество, как терпение. И если человек достаточно долго идет по пути этих методов, которые называются классическими методами в йоге, то рано или поздно он действительно дорастает до состояния готовности ступить на путь быстрых методов йоги. Действительно, когда вы идете классическим путем, и вы одну жизнь прожили, занимаясь обычной йогой, вы отдаете себе отчет, что в следующей жизни вы родитесь и будете продолжать заниматься йогой, а также следующую, и следующую жизнь. И если рано или поздно благодаря таким занятиям из жизни в жизнь вдруг выработается состояние, что вы ощутите себя счастливым уже самим фактом, что вы просто занимаетесь йогой, тогда вдруг создадутся предпосылки для быстрых методов, то есть произойдет исключение времени. Это состояние: мне как бы все равно, буду я одну жизнь заниматься йогой или десять жизней. Изнутри не одна жилка трястись не начнет, и внутри не будет никаких разочарований и переживаний по этому поводу. Тогда человек начинает где-то подходить к состоянию бхавы со временем, то есть состоянию, когда цель и средства достижения цели сливаются. Занимаясь очень долго классическими методами йоги, человек очень быстро устраняет все свои кармические недоработки в виде тех или иных психических или физических заболеваний и создает очень надежный фундамент для быстрых методов. В дальнейшем имеется шанс, что эти быстрые методы, это состояние бхавы снизойдет на них, спонтанно откроется. И здесь начнут подключаться все остальные методы: и пробуждение Кундалини, и чакры можно будет открывать-закрывать, и все, что только захочешь, можно будет применять. Но это возможно в случае, когда человек опирается на классические методы йоги. Если что-то не так пошло, он всегда может опереться на классическую йогу: непричинение вреда, здравый смысл. У человека накоплена положительная карма, и он начнет свои задачки решать. А если человек не имеет фундамента  в виде классических методов, то приземляться ему потом будет некуда.

Можно привести следующий пример: представьте джунгли в бассейне рек Амазонки – это наша дурная карма, наше неведение, наша дурь, наша агрессия, наше заигрывание со всякой шизофренией, не дай Бог, употребление какого-нибудь наркотического дерьма – ведь ничего бесследно не проходит, все оставляет свои отпечатки. И эти отпечатки всего лишь ждут своего часа. И вот вы начинаете проходить через эти джунгли долго и мучительно. Вы вырубили площадку, выровняли ее и готовы рубить эти джунгли и дальше. Но вдруг прилетел самолет и сел на вашу посадочную полосу и сказал: «Молодец, мужик! Правильно сделал, теперь есть куда приземлиться быстрым методам». И человек садится в этот самолет, разгоняется по взлетной полосе и улетает туда, куда ему надо. Такой идеал. Другой пример: вдруг тебе достался реактивный самолет. Дай Бог, долетишь. А если вдруг что-нибудь не так пойдет, то и приземлиться некуда, потому что аэропорт, площадку не вырубил.

Рис.8. Классической йогой вы готовите взлетную полосу для самолета быстрых методов.

Итак, у человека есть огромная необходимость утвердиться в классических методах. Классические методы – это потребность всех людей. Прежде чем заниматься быстрыми методами, нужно научиться себя контролировать. На меня производит странное впечатление, когда приходит человек с психическими отклонениями и пытается практиковать быстрые методы. Первый шаг – вы должны быть готовы работать над собой долго-долго (в идеале – бесконечно), чтобы исключить время, быть довольным тем, что уже идете этими методами. Еще раз: средство достижения цели и сама цель сливаются и возникают предпосылки для спонтанного выхода в особое состояние таковости Вселенной. В каждой точке пространства Вселенная просветлена. Наши друзья буддисты упирают на открывающийся ясный свет – основу Вселенной. Иногда они говорят о пустотности. Много существует попыток описать быстрые методы йоги. Если проблеск случается и человек волеизъявляет жить по-новому, а формально это означает, что он волеизъявляет третий принцип йоги (отказ от страданий и оказание помощи в преодолении страданий всем живым существам), то тут в полном объеме можно использовать быстрые методы йоги уже безопасно.

На этом мы закончим изложение введения в аксиоматику йоги. Напомню, что мы старались излагать все своими словами, без использования санскрита, со своими шутками, песнями и прибаутками, только лишь по одной причине – чтобы было понятно. Это не значит, что мы не могли бы излагать моменты очень формальным трудным логическим языком, доступным двум с половиной посвященным города Москва. Толку бы от этого не было. Поэтому я еще раз хочу обратить ваше внимание: здесь вроде как все просто, но это не значит, что здесь были озвучены какие-то несерьезные темы. Конечно же, аксиоматика йоги требует более серьезного подхода. Но в Открытом Йога Университете первоочередная задача – обучение будущих преподавателей йоги, которые будут делать что-то полезное для блага всех живых существ. Для этих целей изложенного введения в аксиоматику йоги более чем достаточно, а если хотите глубже изучать, можете сделать это сами.

17. Ключевые слова:

18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

21. Глоссарий.

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий