Отзыв Тимура

Таиров Тимур, студент группы «Вега» МОЙУ (о поездке в январе 2015г):

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Вадима Валерьевича Запорожцева и Кожаринова Виктора, за то, что они предоставили такую великолепную возможность окунуться в атмосферу таинственности и необычного.

На самом деле, я очень давно хотел побывать в Индии, посмотреть своими глазами как живет народ, что вообще происходит. Но ехать туда, как турист я, честно говоря, не очень хотел. Поэтому у меня поездка все время откладывалась. И когда объявили, что у нас планируется выезд, для меня это было приятной неожиданностью. Я сразу загорелся поехать. Но потом объявили, что это для студентов старших курсов, я конечно очень расстроился. Но, тем не менее, я для себя решил, что обязательно побываю. И так сложились обстоятельства, что разрешили второму курсу поехать. Ни секунды не раздумывал, решил, что еду и точка, какие бы трудности, препятствия на моем пути не возникли. На самом деле, трудностей было много при подготовке, при принятии решения, я не знал что у меня по деньгам. Но, слава богу, все решилось. В том числе покупка валюты – достаточно серьезный вопрос, когда два дня до вылета доллары были не куплены, не понятно, что с курсом и сколько денег с собой вообще брать.

Теперь, непосредственно, о самой Индии. Первое впечатление – мы прилетели в большой современный аэропорт, красивый очень чистый. Ковры постелены, дорожки самодвижущиеся. Очень хорошее впечатление оставил аэропорт. Далее – метро. В метро тоже все очень чисто, красиво, аккуратно. Далее – вокзал. Вокзал… все иллюзии закончились о чистоте и опрятности. Но, тем не менее, что меня удивило: много народа, много животных, много бездомных, много попрошаек. Это все понятно, я и без этого знал. Люди на вокзале, какую-то тряпку постелили, там же завернулись, там же спят, отдыхают; для них это совершенно нормальное явление. Меня удивил тот факт, что ни от кого не пахло. Если проходишь мимо Курского вокзала, там… тяжело пройти. Там же меня удивило, не знаю с чем это связано, может быть с культурой, местными традициями, чтобы все было чисто и опрятно.

Далее мы поехали на поезде в славный город Варанаси, который оставил у меня просто неизгладимые впечатления. Очень яркий, красивый, древний город. Это просто сверх мечтаний – попасть в этот город именно с единомышленниками, не просто, как турист, а целенаправленно туда отправиться, посмотреть древний город, храмы, буддийские места. Поезд, кстати, у нас назывался «Сваттантра», нас это очень порадовало. Большая половина тантристов ехала, для нас это был бальзам на душу. Непосредственно, когда приехали в Варанаси, он нас встретил дождем, было очень грязно и, действительно, показалось, что Индия грязная страна. Идешь по колено в грязи. Все те предостережения, которые мы слышали, как то «У вас будет культурный шок, вы даже не подозреваете насколько там грязно!» – даже ни в какое сравнение не шло с тем, что увидели – настолько было все грязно. Действительно: окурки, бумажки, все вперемешку с грязью по колено – это первое впечатление о городе, потому что мы приехали, и с погодой не повезло. А далее были солнечные дни, все подсохло, там, действительно, убираются, и по утрам можно увидеть чистые улицы. Жили мы в отеле «Вест хаус». Условия спартанские, но самое главное, для тех, кто будет в следующий раз ехать, выбирайте отели, где есть горячая вода. Вот на это обращайте внимание, потому что с горячей водой там проблемы. По вечерам там очень холодно. Причем с той влажностью, которая есть в Индии (не такой как в России) там может температура быть +12, но холод собачий настолько, что даже в куртке холодно, так что имейте в виду. Берите теплую одежду или покупайте ее там. Продается, кстати, все за копейки. Я даже настолько, привык, что цены копеечные, что приехав в Москву… ужас какие тут цены!

По поводу еды. Мне очень понравилась индийская кухня, в тех местах, где мы регулярно питались. Потому что места тоже надо правильно выбирать, так как везде по-разному готовят. Где-то добавляют много специй, где-то меньше, какие-то кафешки ориентированы на европейцев и там, действительно, приемлемая пища, где можно цивильно покушать за скромную денежку. В одну такую кафешку мы постоянно ходили завтракать и ужинать. Очень понравилось, еда очень вкусная, порции большие. И когда мы приехали в Москву, я опять же зашел в столовую, заказал рис с овощами; я просто не смог его есть, мне показалось недосолено, вообще непонятно. Явно пристрастился уже к индийской кухне. Даже в поезде, когда мы ехали, там постоянно носят завтраки, обеды. Там носили такие котлетки очень-очень острые, но с хлебом и маслом тоже очень неплохо пошли. Тоже можно, в принципе, заказывать, никто не отравился.

Но цель нашей поездки не просто посмотреть страну, город, а также побывать в по- настоящему значимых местах. Все-таки древний город Каши славен своими традициями, где огромное количество храмов. Это, как известно, любимый город Шивы. И ему посвящен город целиком и полностью. Количество шивалингамов там просто зашкаливает. Каждая подворотня, каждый подвальчик, закаульчик – там обязательно будет стоять 2-3 шивалингама, чтобы каждый проходящий мог себе сделать персональную пуджу. Чтобы кто-то делал себе пуджу, я не видел вот на таких шивалингамах общественных. В храмах – да. В храмах, действительно, службы проводят и интересно посмотреть, как это все происходит. Много шума, конечно: одни- бьют в барабаны, другие – позвенивают, третьи – мантры читают, четвертые – цветы… И такое ощущение, что кто не попадает в лад, никто не знает, что надо делать. Но самое интересное, что выпадаешь полностью, в такой транс. Везде все мелькает, цветы красивые, обстановка необычная. Для меня это все было, конечно, откровение.

Побывали в огромном количестве храмов. Программа была культурно очень насыщенная. Каждый день у нас было по 2-3 храма, достаточно крупных и гуляние по городу, по интересным местам, по паркам, по музеям. Отдельно ездили в Сарнатх, по буддийским местам прошли. Честно говоря, меня буддийские места не сильно впечатлили, потому что нас плохо покормили в местной столовой. И весь день смазался…))) Но там явное отличие, что очень чисто, все «вылизано», дорожки чистые: ни соринки, ни мусоринки. Это, конечно, порадовало. Буддисты, они в этом плане, ребята щепетильные. А индусы, они спокойно… Спрашиваешь, куда выбросить мусор, они: «На пол! No problem!», а потом люди просто идут и за ними убирают.

Так же удалось пообщаться с достаточно интересными личностями, с так называемыми, «гуру». В первый же день мы нарвались на такого интересного мужичка, в красном костюме. Много нам чего интересного рассказал, мы сидели возле него минут 30. Действительно чувствуется, что человек практикующий, что-то знающий. Но, насколько его уровень соответствует, это еще нужно проверять. Больше ничего не запомнил из того, что он говорил.

Много тоже сидят вдоль набережной Агхори, люди, которые отреклись от всего мирского. С одним таким мне удалось пообщаться более тесно. Мимо проходили, почувствовалось, что очень хочется пообщаться. Интересная личность, чувствуется, что сильная, волевая. Сильная в энергетическом плане, взгляд очень сильный, в глаза просто смотреть даже тяжело этому человеку. Но просто посидеть, посмотреть, как он живет. Весь день он сидит в позе лотоса и вокруг него последователи-не последователи, не знаю кто они. Они просто крутятся вокруг него, помогают ему всячески. В основном, он не общается ни с кем, просто он сидел: мантры какие-то себе под нос бубнил. Если надо что-то спросить, то можно спросить, он никогда не отказывался ответить на конкретные вопросы. То есть в этом отношении нормально, очень дружелюбная обстановка. Единственно что, они там все курят гашиш. Причем даже такой забавный случай был, когда я остался один с ними, а ребята ушли гулять. Смотрю, что-то народ засуетился, показывают на парня, который подошел, а он, оказывается полицейский. Он сел рядом тоже гашиш затянул.

В общем, я что хочу сказать, Вадим Валерьевич говорит, что он не Учитель, если не он, то я не знаю кто вообще Учитель. В Индии вот так просто приехать и встретить Учителей – сложная задача. Необходимо проверять каждого, присматриваться долго: какой подход у людей, как они дают знания.

Кстати, по поводу йоги. Если вы думаете, что в Индии все йогой занимаются, то вы глубоко ошибаетесь. Так же удалось пообщаться с молодым брахманом, которому мы говорим, что мы йогой занимаемся, а он: «Йога? Это же так сложно». Брахман говорит – «Йога – это сложно!» С другой стороны, есть много йога-центров, где йогу дают для туристов, для приезжих, которые, может быть до конца не разбираются во всех тонкостях, и для них каждый индус априори Учитель. И когда мы по утрам занимались пранаямой и крийей на берегу Ганги, Сурья Намаскар пытались, но солнце отказывалось с нами встречаться: туманы такие, что в 2-3 метрах не видно ничего. Нас успели заснять местные фотографы, выложили на местный сайт. И было такое ощущение, что хотели сказать: «Ну, хоть кто-то в нашем городе йогой занимается. Приехали русские, начали практиковать».

Я хотел бы подвести итог, что в целом мне очень понравилась поездка, масса впечатлений, надеюсь, мы это все отразим в фотографиях, в видео. Все будет, я думаю, выложено в открытый доступ, и все это вы оцените по достоинству.

И еще хотел немного добавить, рассказать о практике медитации на смашане, когда ты приходишь и видишь церемонию от начала и до конца, когда приносят тело (сразу скажу, что приносят с песнями и плясками, все радуются, все счастливы, все довольны), и тело сжигается в соответствии тем социальным положением, которое человек имел при жизни. Если человек был богатый, то сразу видно его красивые одеяния, дров много в костре, а если бедный, то там костерчик такой маленький-маленький, горит очень медленно и долго. Как раз на такой костерчик я ночью приходил смотреть всю церемонию от начала и до конца. И на будущее, кто планирует посетить такую церемонию, провести подобную медитацию, вы лучше не ходите смотреть днем, приходите лучше сразу ночью, чтобы у вас не было предустановленным знаний и впечатлений от того, что вы видели днем. Много раз вы можете видеть, как все происходит, ну ничего особенного – вот труп, вот ноги торчат, голова, горит – все как обычно. Ночью это по-другому все воспринимается. У меня тоже был такой замыленный взгляд, состояние, когда я смотрел и ничего там не видел. Смотрел и смотрел. Тело горит, а я смотрю. А потом, когда я увидел череп человека, тут я испытал очень сильные ощущения.

Помимо того, что мы йогой действительно занимались, особенно усилено в первые дни, последние дни у нас практика постепенно-постепенно сужалась, и мы ее как-то выкидывали, но мы могли помедитировать в каких-то местах, где-то позаниматься пранаямой, где-то в каких-то храмах помедитировать. Кстати у меня очень хорошие впечатления от одного храма остались, мы совершенно не собирались туда идти, просто случайно шли с четками омывать их в Ганге. И тут раз, какая-то музыка играет, в голову что-то пришло и служитель, который сидел там, увидел нас и пригласил в этот храм. Мы с удовольствием зашли. Он там нам сразу коврики постелил, сели, вот отлично, сейчас помедитируем, как раз время было уже вечернее. Присели, и оказалось настолько мощное место, что я сразу почувствовал тепло вдоль позвоночника и почувствовал жар в груди, действительно, жар. У меня раньше никогда такого не было, я даже подумал, что кто-то прислонился рукой к груди, и подумал, что кто-то уже решил меня ощупать. Но я открыл глаза и никого не увидел. И я удивился. Вот такие бывают состояния, когда ты находишься в очень мощных местах, главное поймать волну и следовать ей.

Как индусы моются – это меня поразило. Они заходят по колено в Гангу, еще умудряются с головой нырять. При этом плавать там никто не умеет. Только видели одного человека, который плавал. Для меня, как любителя поплавать, это было странно.

Со всеми нужно торговаться. Если приходите на рынок, обязательно торгуйтесь, потому что цену они загибают конкретно. И еще на будущее знайте, что если хотите купить какой-либо заводской товар, то обязательно посмотрите на упаковке с обратной стороны какая стоит МРП. И какую цену предлагают вам. Допустим, мы хотели купить конфеты, нам индус предложил их за 400 рупий за большую банку, а МРП стоит 350, мы показали ему на банке цену и купили по цене МРП. А изначально он предлагал нам по 400. Тем не менее, имейте в виду.

Катание на рикшах. Я сидел на первом сидении и несколько раз, честно говоря, подумал, что мы врежемся, закрывал глаза и готовился к столкновению, потом когда открывал, думал: «Как это мы проехали? Непонятно».

В принципе, все очень хорошие впечатления, с удовольствием еще раз поеду, когда будет такая возможность.