2010.09.11.Йога ведёт к свободе. Вадим Запорожцев.

Название лекции :

Йога ведёт к свободе. Вадим Запорожцев.

Автор: Вадим Запорожцев,
Дата:
2010.09.11.

Где:
Международный Открытый  Йога Университет

Краткое  описание :
Принципы, цели, методы йоги.  Что такое йога? Почему так важен принцип открытости в йоге? В чем смысл самопознания? Какова цель самопознания? Когда в  аскетизме отпадает необходимость? Почему не совмещаются  свобода и страдание? Как двигаться на пути йоги? Каких рекомендаций следует придерживаться на этом пути? Как согласовывается принцип свободы с методом йоги? Как достигать свободы? Почему так важна сила привычки в йоге? В чем заключается практика махамудры? В чем важность концепции конца света для человечества?
Скачать Аудио и Видео Вариант: здесь(внизу после текста).
Слушать  Аудио:

Смотреть  Видео: Ссылка на видео

Читать Текст:

alt

Йога ведёт к свободе. Вадим Запорожцев.

Итак, друзья, у нас сегодня 11 сентября 2010 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, я преподаю йогу. Находимся мы в Москве возле метро Новослободская в Культурном Центре «Просветление». И это у нас лекции Международного Открытого Йога Университета. Вся информация на наших сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.

 

 

Итак, сегодня нас ждет лекция, где я готов ответить на те или иные ваши вопросы. Итак, есть ли у кого какие-то вопросы, темы, которые можно было бы осветить на сегодняшней лекции?

 

– По аксиоматике йоге можно вопрос?

 

По аксиоматике. Я просто темы выберу.

 

– Про маха-мудру можно?

 

Про маха-мудру. А про маха-мудру в каком ключе?

 

– Практика.

 

Маха-мудра в понятии йоговской практики, да?

Еще у кого?

 

– Тема свободы.

 

Тема свободы.

 

– Мне интересна такая тема, что женщина страдает, когда мужчина не проявляет к ней внимания, Сознание не проявляет к ней мужчина. В «108 афоризмах Тантра йоги эта тема», в мифологии. Что-нибудь сначала сидел, медитировал, не замечал свою супругу. Потом без этой супруги жить не может.

 

Ага, еще у кого какие темы?

– Мне интересна тема секса без потерь.

– Я поддерживаю маха-мудру.

 

Маха-мудра. Еще?

 

– Можно я озвучу вопрос, который просто передавали? Спрашивали 2 или 3 человека, как йога, в частности у нас, относится к концу света в 2012 году? Если вопрос был задан, вопрос был.

 

Почему? Любой вопрос имеет право на существование. Давайте, друзья, для полного счастья еще наберем, не стесняемся.

Тогда детализация именно по аксиоматике. Какой именно вопрос?

 

– Может быть, немного странный, я а курсе аксиоматики такого не слышал. Поэтому, хотел спросить. Есть ли в аксиоматике йоги из непрочитанных разделов разделы, касающиеся так называемого «низшего Я человека»?

 

А что за низшее Я человека? Я, честно говоря…

 

– Ну есть такой принцип, исходя их троичности, есть, условно говоря, то, что мы считаем нашим Я – это нечто среднее. И существует некая иерархия высших Я, которые познаются последовательно. И это, так скажем, аксиоматика не вашей школы, я просто хотел узнать, есть ли нечто подобное.

Там смысл был в том, что существует, условно говоря, Я Земли, как планеты, как души всего сущего, некое единое, которое (условно говоря) считается низшим Я, и через первый уровень сознания возможен подход только к высшему Я. Начало единения с землей в целом, с природой, и через это идет соединение, выход на высшее Я.

 

Я, кажется, начинаю понимать. Но, давайте, с самого начала, в нашей школе йоги достаточно жесткое и четкое есть такое разграничение. Я – вещь, даже это не вещь, а концепция высшего Я настолько запредельна, что никакие прилагательные в отношении высшего Я неприменимы. Поэтому, даже сама постановка высшее Я, среднее Я, низшее Я не уместно хотя бы потому, что с позиции нашей школы йоги, это вещи (как бы), ну, это просто игра слов.

 

Действительно, я слышал в кое-каких направлениях йоги такого рода упоминания. Но, еще раз, я не берусь судить за другие школы йоги – у нас такое жесткое положение, я просто не знаю. С позиции аксиоматики нашей школы йоги, такого просто нет. Но я догадываюсь, что, может быть, имелось ввиду. Я могу на этот счет поразмышлять.

 

Дело в том, что очень плохо с переводами некоторых текстов и с некоторыми концепциями. И вот иногда случается так, что не совсем адекватный перевод, попадая в ту или иную традицию, ну, неудачно подобранные слова. Не то, чтобы кто-то был совсем безграмотный или не то, что кто-то там заведомо какую-то ошибку сделал. Так вот, некоторые слова неправильно отождествляются с изначальным смыслом. И, скорее всего, имелось ввиду проявления Я. А вот проявления Я, действительно, можно их как-то классифицировать на более грубые составляющие, тонкие составляющие, тончайшие составляющие. По всей видимости, вопрос в этом.

 

Итак, друзья, ни у кого больше вопросов нет? Ну, тогда я постараюсь все вопросы взять, перемешать и скомбинировать. Но больше всего, если честно, мне понравился вопрос про свободу. Вообще, йога и свобода – это ключевая тема жизни. И, как ни странно, здесь прозвучало множество вопросов, касающихся взаимоотношений мужского и женского с упоминанием мифа о Шиве и Парвати, затем практики маха-мудры, йогические практики.

 

Т.е. до этого в куларах был такой вопрос, как преодолевать жизненные трудности йогу или йогине? По сути дела, можно связать из этих разных понятий единую тему. Но, на сколько это изящно получится,  трудно судить. Но, тем ни менее, давайте попытаемся.

Итак, начнем, опять же, с самого начала, с аксиоматических моментов. Что такое йога? Это система самопознания, система самопознания своего внутреннего мира, внешнего мира, который (по сути дела) и внешний, и внутренний являются чем-то единым целым. Какие еще отличительные особенности йоги? Йога свято придерживается определенных принципов. Есть принципы фундаментальные, без которых совершенно немыслима йога. Есть принципы, как вам сказать, тактические. Йог или йогиня может их так или иначе применять на той или иной стадии жизни.

 

Что за фундаментальные принципы? Самые фундаментальные принципы – это первый и второй принципы йоги. Первый принцип призывает нас не причинять вреда без крайней на то необходимости всем живым существам, а если такой возможности нет, то поступать так, как велит наш долг.

 

Второй принцип… да, и этот принцип такой основной принцип, фундаментальный принцип, это краеугольный камень йоги. И поэтому йога – это система самопознания, основанная на доброте или первом принципе йоги, который по сути дела и является принципом декларации доброты.

 

Опять же, йога – это система, которая придерживается второго принципа йоги или логического, рационального подхода в исследовании внутреннего и внешнего мира. Этот подход очень и очень похож на подход науки современной. По сути дела, одно и тоже. Но вы помните, что подход современной науки фактически начался с эпохи Галилео Галилея, когда помимо абстрактных философских размышлений был внедрен эксперимент.

 

Т.е. до Галилея у всех мозги были как-то настроены таким образом, что можно было много философствовать, рассуждать, иногда заходить в какие-то дебри, и тем самым проявлять нелогичность.

 

Начиная с Галилея, мы имеем новую математику, новую науку. Я образно говорю Галилей – он как самая яркая фигура этой эпохи. Когда критерием истинности любой теории стала практика или эксперимент. Фактически, второй принцип йоги или принцип логичности, принцип здравого смысла или принцип подтверждения самых, может быть, абстрактных, философских начинаний, которые и выглядят достаточно логично, но если они не подтверждаются в результате своего внедрения, то, вероятно, где-то закрадывается ошибка.

 

Так вот, второй принцип йоги также неотъемлем от системы самопознания йоги. Это два базовых принципа – доброты и здравого смысла (иногда называется). Есть также другие очень мощные и важные принципы. Во-первых, вернее, в-третьих – третий принцип йоги, который может очень быстро ускорить ваше продвижение в занятиях йоги.

 

Это так называемый еще принцип отказа от страданий или обет отказа от страданий, где вы волеизъявляете строить свою личную Вселенную окружающую с позиции отсутствия страданий. Этот принцип призывает нас отказаться от страданий, отказаться от всего, что нам навязывает страдание. И в то же время всеми силами помогать другим живым существам в преодолении отказа от страданий этих живых существ, если они, конечно же, волеизъявляют от этих страданий отказываться.

 

Но третий принцип йоги уже не является, знаете, столь необходимым в йоге, абсолютно необходимым. Он сам собой рождается после долгой практики йоги самопознания с применением первого и второго принципов. И рано или поздно человек доходит до этого третьего принципа йоги. Но можно начинать науку самопознания на изначальных этапах даже не зная о третьем принципе.

 

Это три фундаментальных принципа йоги, как системы самопознания. Есть более второстепенные принципы или таки тактические принципы. Например, эта связка принципа открытости и принципа тайны.

 

Принцип тайны говорит нам о том, что наша Вселенная очень хрупкая в плане отзыва на информацию. И если мы начинаем ту или иную практику или тот или иной процесс самопознания или познания окружающей нас Вселенной, то иногда на получаемый нами результат могут оказать влияние чужие сознания других живых существ, которые так или иначе заинтересованы в исходе нашего познания.

 

Т.е. своим невольным интересом кто-то может склонить чашу весов или стрелку прибора в нашем познании окружающей нас Вселенной или познании нашего внутреннего мира. И поэтому предписывается часто хранить некоторые практики йоги в тайне, дабы ничто не помешало предписанного в йоге результата.

 

Но этот принцип тайны тут же компенсируется принципом открытости, где нас призывают после того, как мы сделали эту таинственную практику и утвердились в ней, чтобы потом потратили от себя зависящее, дабы донести эту практику до других живых существ, которые могли бы, собственно говоря, воспользоваться этой практикой.

 

Т.е. в йогу заложен принцип, знаете, распространения знаний, принцип того, чтобы уберечь йогу от исчезания, дабы следующие поколения могли воспользоваться наработкой предыдущих поколений или, в конце концов, сам же йог, если он вдруг умирает, он мог бы родится в среде людей, которым он оставил перед этим свои же собственные знания и так быстрее их получить, развить гораздо дальше, т.е. такая (как бы) преемственность.

 

Это очень важный принцип открытости. Если не бывает принципа открытости – это тупик. Действительно, огромное количество самых достойных, самых красивых систем самопознания таким образом были сведены на нет. Знаем ли мы много про герметизм, скажем, такое учение древних, или учение пифагорейцев или еще какие-нибудь другие учения, которые по разным причинам не дошли до нас. В качестве этих причин было не столь рьяное соблюдение принципа открытости.

 

Вспомните многочисленных алхимиков, которые (как они говорили) получали философский камень, эликсир бессмертия. И многие из них, я вас уверяю, достигли на этом поприще колоссальных высот. Но система преемственности была сбита, и алхимический трактат не мог прочитать уже в дальнейшем даже самый близкий ученик Учителя, если тот внезапно по каким-то причинам умирал. Поэтому, принцип открытости очень важен.

 

Обратите внимание, когда мы можем говорить о современной науке? Фактически, из Галилео Галилея. Что поменялось принципиально? Маленькая вещь – стало модным демонстрировать свои достижения в науке. Т.е. если ты достигал в познании окружающего мира каких-то высот, то об этом рассказывал другим членам общества, то эти другие члены общества тобой восхищались.

 

Достаточно вам для того, чтобы найти этому подтверждение, изучите биографию таких, что называется, столпов, как Декарт, Кардано, Тарталья – был такой тоже незаслуженно забытый математик, физик, философ. И тогда каждый из этих ученых мужей, получив результат, стремились как можно быстрее его опубликовать. И играла роль, как ни странно, элемент тщеславия, что я самый первый, кто открыл решение того или иного уравнения или той или иной задачи сложнейшей.

 

И элемент, как ни странно, тщеславия вынуждал их оставлять после себя решения и передавать их дальше. В дальнейшем это превратилось с практику, т.е. когда знание стало передаваться от Учителя к ученику. Т.е. то, что мы видим в йоге на протяжение тысячелетий. И мы получили науку, хотя, еще раз, никто не мешал идти таким же путем задолго до Галилео, задолго до эпохи трех мушкетеров.

 

Вероятно, многие из вас в детстве читали про «Трех мушкетеров» Дюма А. Это как раз эпоха слома, эпоха, когда что-то новое стало приходить.

И вы помните отношения очень хорошо описаны в этом приключенческом романе. Но кто мешал это сделать на 500 лет раньше или во времена греков?

 

Так вот, принцип открытости изначально был заложен в йогу. Собственно говоря, во многом определил большие знания, высокие уровни в открытии тайн, которые мы читаем в древних трактатах. Ведь в йоге институт ученичества и Учителя – это священная вещь. Т.е. даже в большей степени, чем, скажем, в современной науке между профессором и студентом. По той простой причине, что в йоге понимали, что сегодня ты учишь, а завтра можешь умереть. И ты родишься, и тебя будут учить твои ученики. И если ты сегодня не продумал момент подготовки своих учеников, то когда ты родишься, не будет того окружения, которое тебя подхватит и поможет быстро адаптироваться и достичь того уровня, на котором ты закончил в предыдущей жизни.

 

Фундаментальные принципы йоги

 

Итак, принцип тайны, принцип открытости. Какие еще бывают принципы в йоге? Безусловно, принципов в йоге много, они не столь явно выражены, как первый, второй и третий принципы в йоге. Например, более частные принципы йоги – это то, что в каждой практике должны быть начало практики, собственно практика и завершение практики. Т.е. некий идет момент разделения по той простой причине, что применяется метод, знаете, как говорили древние медики: лечить подобное подобным.

 

Да, действительно, мы воспринимаем мир фрагментарно, мы не видим единого континуума, мы не видим за окружающей нас Вселенной Абсолюта, мы не видим того, что наш внутренний мир непрерывно переходит во внешний мир, а внешний мир в наш внутренний мир, мы все равно делим.

 

«Вот я маленький сижу, а вокруг меня мир злой или добрый, мне до него дела нет»,  – говорит человек, и тем самым ошибается потому, что он связан. Так вот, мы ослеплены этой разделенностью. И вот чтобы помочь преодолеть эту разделенность, мы используем эту разделенность, когда делаем начало практики. Т.е. мы разделяем свою обычную жизнь от практики йоги и тем самым, знаете, как заноза вытаскивает занозу, подобно этому и принцип разделенности преодолевает принцип разделенности.

 

И таких еще можно множество принципов приводить внутри йоги. Но перечислил я вам их только лишь для одной вещи. Ну, хорошо, это система самопознания с этими принципами, хорошими, продуманными принципами. А к чему ведет эта система? Для чего она нужна? В чем смысл этого самопознания и что должно быть на выходе? Ответ следующий – свобода. Т.е. целю йоги должно быть обретение свободы.

 

В каких смыслах слова «свобода»? Друзья, во всех смыслах этого слова: и в относительном смысле слова «свобода», в каких-то, может быть, наших бытовых проявлениях нашей жизни, так и в абсолютном смысле слова «свобода» – достижение абсолютной свободы.

 

Т.е. в этом конечная цель йоги или самопознания. Более того, в йоге есть такой афоризм, что если йога отбирает у тебя свободу – выкинь йогу. Это сверхлогичное положение, которое замыкает на свободу все.

 

И это, как ни странно, очень хороший бывает критерий, как отделить, скажем, йогу от не-йоги. Или сейчас огромное количество людей боятся всякого рода сект, и постоянно приходится слышать: а вот йога – это ли не секта, не заманивают ли нас куда-нибудь, чтобы поработить, зомбировать или заставить работать на какие-то абстрактные идеи, каких-то абстрактных лидеров, каких-нибудь организаций, и т.д., и т.п.

 

И очень хороший экспресс-тест – это проанализировать на свободу то или иное явление. Да, действительно, дабы достичь состояния свободы, приходится путы, которые нас связывают, рвать и устранять методами йоги. Да, действительно, приходится себя в чем-то ограничивать, дабы все эти покрывала, которые нас пеленали, разорвать. Да, действительно, приходится применять в йоге иной раз аскетизм, дабы себя в чем-то обуздать, дабы себя заставить как-то преодолеть какие-то негативные тенденции своего разума, свою глупость, тупость, лень в конце концов. Но этот аскетизм даже в йоге, когда мы себя заставляем, когда мы себя поджимаем, и вроде (как бы) отдаляемся от состояния свободы, нужен всего лишь для одного, друзья, чтобы преодолеть то неведение, то незнание или те, знаете, металлические прутья, которые нас обвязали и делают нас несвободными. Но после разрыва всего того, что нас делает несвободным, нет смысла в аскетизме.

 

Свобода в йоге

 

Т.е. свобода – это такой (как бы) флаг, это такой (как бы) образ, это такая вещь, которую вы всегда почувствуете на вкус. И йога призывает нас биться, драться за свободу. Т.е. если занятия йогой приводят нас к свободе – это йога. Если занятия йогой не приводят нас к свободе – это не йога.

 

Еще раз, если на определенных стадиях вы поймете, что стали жертвой или рабом каких угодно положений, будь это пять тысяч раз йоговские положения, откажитесь от них. Значит, либо вы что-то неправильно поняли, либо неправильно сделали. И вот это очень-очень важная вещь – это свобода.

 

Также я хочу вам напомнить еще один маленький момент, связанный с йогой. Итак, йога – это система самопознания, которая должна вас привести к свободе. Существуют принципы, которые нас безопасно приведут к этому состоянию свободы. Почему? Потому что есть разные способы добиваться или осуществлять свободу.

 

Вы в чем-то ограничены в большом или малом, и вы можете, скажем, попытаться это ограничение уничтожить. Но бывают разные способы уничтожения ограничений. Можно уничтожить это ограничение с причинением вреда другим живым существам. Или, по сути дела, когда мы достигаем своей собственной свободы за счет несвободы других. Йога категорически против такого метода. Почему? Потому что в долгосрочной перспективе он нас опять сделает несвободными, но на более тонком, на более жестком уровне.

 

И вот, фактически, все принципы (первый принцип, второй принцип, все оставшиеся принципы йоги) – это, как говорится, способ безопасного обретения свободы. Действительно, от вашей свободы не должны страдать окружающие вас люди, иначе это не свобода, а вседозволенность. С другой стороны, принцип логичности. Если, я прошу прощения за сленг, вы с головой не дружите, если вы привыкли жить в какой-то непонятной ситуации, скорее, инстинктов, то это вопрос времени, где вы допустите какую-нибудь очередную ошибку и окажетесь в очередной ловушке, знаете, как звери, попадая в капкан, не говоря уже про третий принцип йоги.

 

Если есть страдания, друзья, свободы нет. Понимаете, какая вещь получается. И с этим нужно что-то делать. И вы будете вплотную носом сталкиваться в своей жизни реальной, не в абстрактно-философских рассуждениях йоги, а в повседневной жизни сталкиваться. И в первую очередь, во взаимоотношениях со своими родными и близкими, друзьями, знакомыми, вашими начальниками или подчиненными.

 

Но, опять же, наиболее остро этот вопрос станет в вашей жизни во взаимоотношении с вашим мужем или женой. Так заточена Вселенная. Так вот, в отношениях со своей женой или своим мужем вопрос свободы иногда ой как больно бьет по нам, что мы и не знаем, что же делать.

 

С одной стороны, мы свободные существа, с другой стороны, мы не можем вести себя Бог знает как потому, что противная сторона может от этого страдать. А когда на это накладывается еще множество факторов, это превращается в комок на первый взгляд практически неразвязываемый.

 

Т.е. это представляется неким проклятием на род людской, который, кажется, вы не преодолеете ничем: ни сменой своих сексуальных партнеров, мужей, жен, ни этими всеми психологическими тренингами и правильной постановкой вопроса. Все равно, разум будет понимать, а эмоции будут клокотать.

 

Так вот, не любой ценой свобода в йоге. И принципы в йоге – это как раз те оберегающие моменты, как на пути к свободе еще больше не запутаться и еще больше не стать порабощенным.

Методы в йоге

 

Наконец, помимо принципов и целей в йоге есть еще методы в йоге. О них тоже нужно сказать несколько слов. Методы в йоге – это как двигаться, какой вариант движения наиболее приемлемый в жизни. И тут йога нам дает метод, основу, можно сказать, сухой остаток многих обычных слов.

 

Так вот, метод этот звучит так: комбинация где себя нужно заставить с комбинацией где себе можно позволить. Или по-другому, в какой момент нужно применить аскетизм и себя подобрать, даже не смотря на то, что это внешне будет казаться, как если бы вы сами ущемляли свою собственную свободу. А в какой момент нужно наоборот, развернуться и проявить себя, или получить максимум наслаждения вполне естественным образом тем, который нам приносит наша жизнь.

 

И это сочетание методов или переход (там, где себя заставить, и там, где себе позволить) вместе со всеми предыдущими принципами, о которых я упомянул, вместе с этим знаменем, о котором стоит ни на секунду не забывать, что цель йоги должна привести вас к свободе. И рождая эту гарндиознейшую систему йоги, по которой вы можете двигаться дальше.

 

И это будет в максимальной степени гарантия для вас от ошибок, которые могут быть в вашей жизни. Причем, обратите внимание, вне зависимости от того, чем вы занимаетесь, мужчина вы или женщина, в какой культурной среде вы живете, на каком уровне вы сейчас с вашей кармической ситуацией. Т.е. в настоящий момент вы страдаете или наслаждаетесь, или у вас какая-то серая полоса идет.

 

Вне зависимости от факторов, которые изменчивы, и которые могут меняться в разных странах, в разные времена. Даже у одних и тех же людей в течение жизни они могут меняться.

 

Так вот, вне зависимости от всего, йога дает такие общие рекомендации. Обратите внимание, не жесткие наставления, не жесткие закабаляющие правила, а рекомендации, чтобы вы их имели ввиду.

 

И, обратите внимание, эти рекомендации имеют характер не статических утверждений, а некой динамики. Скажем, первый принцип йоге не говорит нам, что мы не должны причинять страдания. Мы не должны не причинять страдания, даже если очень захотите, вам это не дано. Но в ваших силах сокращать страдания окружающих вас живых существ.

 

Аналогичным же образом второй принцип йоги. Он не говорит, каких целей следует добиваться с помощью принципа логики, принципа проверки опыта, который подтверждает теорию. Он всего лишь рекомендует из всех возможных траекторий познания мира выбрать некую последовательность. Т.е. так или иначе похожую на то, чем пользуются современные ученые. Т.е. это может быть некий эксперимент в жизни, осознание цели, теории, как этой цели достичь, воплощение этой теории в жизнь, корректировка этого пути, достижение цели, осознание, нужна ли вам была эта цель, корректировка цели.

 

Понимаете, это некий путь продуманный, не шараханье, как воздушный шарик на ветру в одну сторону, в другую сторону, а спокойно, никуда не торопясь проанализировать, что есть сейчас, проанализировать, чего я хочу в будущем, и в первом приближении нарисовать, написать план, как мне этого будущего достичь. И выполнять его последовательно. Если в процессе выполнения выяснится, что что-то нужно подкорректировать, следует корректировать.

 

Опять же, динамика. Принцип тайны и принцип открытости, опять же, содержит в себе динамику. Он не говорит, знаете, все держи в секрете или наоборот, все, всем на каждом трезвонь все тайны. Нет, он говорит, что есть некая логика, последовательность каких-то превращений. Аналогичным же образом принцип начала практики, практика и завершение практики.

 

И аналогичным образом вы увидите еще большое количество таких второстепенных, третьестепенных принципов, скажем, в каждой конкретной отдельно взятой йоге. Скажем, в йоге Визуализации, в йоге Триады, в Раджа йоге, Хатха йоге, какой угодно йоге.

 

Так вот, это не что-то застывшее, это рекомендация указывающая. И, опять же, дается метод, как следовать этим динамичным рекомендациям. Т.е. как если бы это был некий путь.

 

И следовать предлагают следующим образом. Когда-то себя и поджать нужно, а когда-то себе позволить расслабиться. Когда-то нужно поработать хорошо, а когда-то и отдохнуть. И, понятно, что человек неопытный то начинает слишком сильно и долго себя зажимать, то слишком уж долго в таком расслабленном состоянии пребывать.

 

Но каждый перегиб будет со временем уменьшаться, если вы идете по этому пути. И со временем вы начнете постепенно чувствовать свою жизнь, чувствовать свою траекторию. И, более того, вы будете ощущать, что с каждым днем жизни вы становитесь свободнее. Хотя, для внешнего человека это может и не выглядеть так.

 

Допустим, вы были бездельником, ничего не делали, праздно шатались туда-сюда, вроде, свободный человек. Но вот вы начали заниматься йогой, подобрались, поступили в какое-нибудь учебное заведение или пошли работать, стали над собой работать, у вас жесткий график, у вас все расписано по часам. И ваши бывшие собутыльники говорят: «О, ну ты вообще себя зажал». Но они не могут за вас решить. Почему? Потому что да, внешне это может выглядеть, как зажатость, но внутри вы, во-первых, ощущаете большую свободу, большую радость от жизни.

 

И, наконец, еще одна такая вещь, которая неотъемлема от йоги – это принцип радости. Т.е. этот путь, там, где нужно себя заставить, т.е. применить аскетизм, и там, где можно себе позволить, он, на первый взгляд как-то не совсем хорошо связывается с принципом, что мы идем к свободе.

 

Ну, действительно, если я сейчас практикую в чем-то аскетизм и должен себя поджать, то это выходит, что же это я, иду против своей же собственной свободы? Выходит, йога навязывает мне какое-то действие, которое как-то зажимает мою свободу? И тут же йога утверждает, что я должен выбросить йогу, если йога зажимает мою свободу. Ничего подобного, друзья, это в первом приближении так кажется.

Принцип радости говорит следующее, что даже себя поджимая или заставляя что-то делать, наиболее эффективно при этом чувствовать внутреннюю радость от преодоления себя. Что да, действительно, в физическом плане вы, как бы, себя аскетизмом подзадаваили. Но на более тонких уровнях причинного тела, вы наоборот, больше раскрылись. «Ага, я стал более могущественным, я покорил самого себя, я покорил свою леность, свою глупость. Я управляю телом, а не тело управляет мной». И это состояние свободы, это состояние эйфории, это состояние радости.

 

Итак, этот аскетизм, т.е. там, где нужно себя заставить, абсолютно не противоречит стремлению к свободе. Это более хитрый, знаете, ход, более неочевидный такой обходной маневр, чтобы развязать кармические узлы, которых мы в прошлой жизни навязали множество.

 

Знаете, иногда, чтобы сложный узел развязать, приходится очень хитрые траектории этой ниточкой проделывать. Но в следующий момент, когда вы понимаете, что все, вот на этом этапе аскетизм отработал все, что он мог мне дать, то вы должны безжалостно отказаться от аскетизма. А это бывает тоже очень тяжело.

 

Почему? Потому что люди подсаживаются на аскетизм «ой, какой я крутой, по 4 часа сплю, вегетарианец, не пью, не курю, на женщин не смотрю, пранаямы, Мантра йоги, визуализации, все в одном флаконе». И человека начинает распирать гордыня, какой я крутой. Особенно, если это начинает как-то сказываться. Действительно, такой человек, как кремень становится властным, он там преуспевает и в политике, и в бизнесе, и в искусстве, и в чем угодно.

 

И это, знаете, его раз – и зацепило на эго, на своих представлениях о том, кем он является. А эти представления не являются истиной сутью того, кем является человек. И вот иногда аскетизм может дурную службу сыграть даже когда вы приблизились к нему с помощью внутренней радости преодоления себя. И вот в следующий момент безжалостно его отбросить.

 

Вопрос про сексуальные практики

 

Был вопрос про сексуальные практики. Прежде, чем преступить к сексуальным практикам юноши с девушкой, очень бы хорошо этому юноше попактиковать сексуальный аскетизм. Т.е. вообще себя поджать, дабы накопить потенциал, чтобы да, действительно, гормоны в нем играли, чтобы да, один вид девушки вызывал в нем, соответственно, сексуальный трепет.

 

И если он таким образом держит себя в руках, преодолевая скотство (а скотство говорит: «Растрать этот потенциал. Зайди в интернет, позвони по секс услугам, завтра прибегут 20 тысяч девиц, не останется и следа от твоего аскетизма»). Но нет, юноша будет накапиливть, чтобы потом, когда он встречается с девушкой, скажем, для практики той же йоги Триады, тратить на девушку. Почему? Потому что накапливал он не ради самой цели накопления, а ради того, чтобы это потом потратить, но потратить умно. Опять же, разделяя какую-то часть, которую нет необходимости совершенно тратить, так называемый секс без потерь. И другую часть, дабы принести наслаждение себе и той девушке.

 

И вот переход от того момента, что у вас внутренняя радость от того, что вы испытываете сексуальный аскетизм, вы набираете потенциал, чтобы ту или иную практику в Тантра йоге можно было осуществить, чтобы было с чем работать.

 

Друзья, это ужас на самом деле, когда на западные тренинги приезжают плейбои порастратившиеся. Ну какую ты им дашь медитацию, если он до этого там несколько лет позволял себе все, что угодно, он не прошел аскетизм, пока у него не выработалось этой тончайшей энергии, которая в совместной медитационной практике можно мужское и женское взаимодействовать.

 

А они такие, знаете, пустые приходят, ну как с ними работать? Никак, все эти тантрические медитации никому не нужны. Это просто, знаете, в голове мысли не подкрепленные ощущениями. В то же самое время, если вы знаете, как себя сдержать, то даже самая простая мысль, визуализация в своей партнерше канала в просветление, мгновенно трансформирует энергию, которую вы с помощью аскетизма набирали. Но, опять же, в какой-то момент вы должны сказать себе: «Все, вот я накопил, теперь я это трачу».

 

И вы начинаете, соответственно, испытывать радость от практики вовлечения. Т.е. вы растворяетесь, если мы возвращаемся к вопросу о сексе, вы растворяетесь в своей подружке точно также, как подружка в вас. У вас не остается наблюдателя аскетичного: «Все контролирую, все под контролем, все идет по плану». Нет, вы стали ощущением, вы тратите. На какой-то момент вы поняли, ага, вы сделали все, что надо, и опять там, где себе позволить и там, где себя заставить на фоне внутренней радости. Эта внутренняя радость и есть залог того, что вы идете к свободе.

 

Да, конечно, это все в идеале, да, конечно, мы все не совершенны, у нас самые разные пласты кармы, самые разные. И поэтому, это все будет идти, конечно же, с трудом, это все, конечно же, идет, знаете, в книжке одно написано, в принципах другое, а в вашей жизни может быть по-другому написано. Вы можете, как бы, понимать, что вы не дотягиваете до этого. Что на это йога говорит? «Да и не важно, не дотягиваете сегодня, завтра начнете дотягивать». Почему? Главное – делать. Будете делать, признаете эти принципы, будете делать, рано или поздно карма почистится, разум прояснится и (как сказать) выйдете на тот же самый уровень.

 

Поэтому, первый, второй, третий принципы йоги легче декларировать, чем воплощать в жизнь. Точно также и все остальные. И вы будете постоянно себя ловить на мысли: «Ах, блин, что-то не дотягиваю. Но даже эта мысль о том, что не дотягиваете, она положительная. Почему? Потому что вы помните, памятование. Вы делаете максимум из того, что вы можете. С каждым разом все легче, с каждым разом все это получается более красивее. Причем, есть такая карма…

 

Друзья, есть разные виды кармы на самом деле. Есть карма ментальная, когда вы даже физически через практики дошли до очень высоких уровней, а тончайшая карма, как прозрачная пленка, вроде ничего нет, а дальше не можете пройти, как стекло, понимаете.

 

И, кажется, куда идти, я все сделал, как в йоге, а ничего не работает. А потом: «Нет, ничего не сделал, еще нужно продолжать делать». И вот тут рождается следующий совет в йоге о том, как достигать свободу с учетом того, что я упомянул до этого. Т.е. тройное действие по преодолению тех пут, которые вас связывают.

 

Т.е. три фактора должны быть в вашей жизни помимо перечисленных. Это сила знания, это сила воли, это сила действия. Только когда, знаете, это три в одном, из этих трех ингредиентов рождается лекарство, способное, как кислота разъесть всю вашу кармическую грязь, уничтожить всю вашу иллюзию.

 

Т.е. я всегда хочу привести пример с анекдотом из двух лягушек, которые упали в банку или кувшин со сметаной. Одна била лапками, а вторая побила, побила, выпрыгнуть не может из кувшина и решила, а бесполезно. И утонула. А вторая, которая била лапками не смотря ни на что, до тех пор, пока из этой сметаны не образовался кусочек масла.

 

И, оперевшись на этот кусочек масла, она выпрыгнула и оказалась на свободе. В йоге вас ждут такие же периоды в жизни, когда, знаете, ну вот когда вам кажется, что все принципы, вроде бы как, соблюдаю настолько, насколько в состоянии вообще на данный момент, вроде бы и занимаюсь, вроде все на свете. А вроде такое впечатление, что я воздух начинаю месить. Или ощущение, что в жизни ничего не меняется. Причем, не меняется иногда очень долго, иногда месяца, иногда годы, в зависимости от наше кармы. Мы не знаем этого, никто не знает, сколько потребуется времени.

 

А потом человек уже привыкает к такому образу жизни. Т.е. он просто так поступает только потому, что он делал так всегда. Он уже не задумывается о принципах, о йоге, даже, если честно, иной раз, друзья, кто-то даже о конечной цели свободы забывает. Просто он привыкает так жить по жизни. И, о чудо, как только он забывает, как только он забывает ситуацию, как только он перестает к чему-то так, знаете, о чем-то так постоянно навязчиво думать (о той же свободе), то он перестает быть рабом желания обрести свободу. Ведь желание обрести свободу – это также несвобода. Свобода – это крайне абстрактная вещь.

 

И человек начинает, что называется, как лягушка, бить сметану. Слава Богу, практик в йоге очень много самых интересных, хватит и на работе, и с друзьями (что называется), и с женой, и с любовницей, и с любовником, у кого какой образ жизни. Т.е. хватит на все варианты жизни применить что-то интересное.

 

И когда это превратится в привычку, в тупую привычку свободы. А просто вы вышли на такой, знаете, крейсерский ход. Как хороший корабль ели-ели его на буксире из гавани этой  выведут, а потом он вышел в океане на крейсерский ход и прет спокойненько. Вроде, ничего не меняется, океан и океан. А потом вдруг раз – через какое-то время – Бразилия или еще что-нибудь.

 

Точно также и в йоге случается через какие-то времена, они разные у людей. Вдруг в одно прекрасное утро, вечер, день, ночь, в одиночестве, среди людей, во время практики, одиночной практики, во время практики с другими людьми, это может быть практика Хатха йоги, Тантра йоги,  Раджа йоги, Карма йоги, какой угодно йоге, вдруг количество движений лапок, которые вы как лягушка до этого делали, переводит количество в качество.

 

И вдруг бац – и образовался этот кусочек масла. И бабах – вы выпадаете в экстаз. Экстаз бывает самый разный. Иногда даже нет ощущения экстаза, а все раз – и сложилось в голове, все пазлы раз, раз, раз, раз стали. И вы поняли, для чего все было до этого, что есть сейчас и что будет в дальнейшем, и вы счастливы. Иногда это бывает экстаз с подключением всех энергий. Иногда вас начинает трясти, волосы на коже становятся дыбом, глаза круглые, вы ничего не слышите, не видите и не можете в таком состоянии после переживания, знаете, как самнамбула под впечатлением открывшегося, у всех по-разному бывает. Не будем мы сейчас анализировать личные переживания, хотя они очень интересные.

 

Мне, например, всегда было интересно знать, какие переживания у тех или иных, в частности, учеников, которые те или иные практики делали. Мне это просто интересно, мне интересно, как это у кого бывает. Во-первых, это дает понять, другим помочь. Во-вторых, это просто замечательное откровение. И вот переживания этого экстаза при всех различиях выводит человека на качественно новый уровень. Он действительно начинает понимать смысл слова «свобода».

 

Друзья, «свобода» – это иными словами всемогущество. Т.е. он начинает понимать, что да, действительно, его внутренняя природа или его внутреннее высшее Я – это свобода. Т.е. все, что он захочет, то и будет. Друзья, это вещь, которую легче сказать, чем осознать. Я, еще раз, сравниваю ее с безбрежным космосом, знаете, «открылась бездна звезд полна», когда ты смотришь на млечный путь и понимаешь, что конца у Вселенной нет, Вселенная бесконечна. И этого начинает пугаться разум потому, что он не в состоянии переварить эту концепцию.

 

Итак, эти качественные скачки перехода на новые, новые уровни, они приводят к тому, что степень свободы резко возрастает. Потом бывают откаты. Это, знаете, вот вы совсем тонули в этом болоте или банке со сметаной, но вот вам удалось выпрыгнуть один раз. И потом начинается или продолжается обычная лягушачья жизнь.

 

У вас, конечно же, есть опыт преодоления. Но потом друзья по болоту: «Пойдем квакать, нет, пойдем комаров есть. Нет, лучше на солнышке греться». Или самые разные бывают обстоятельства жизни. Они со временем затирают, затирают, затирают этот опыт.

 

Но этот опыт а) не остается бесследным. После этого опыта человек выходит другим, чем он в него входил. Этот опыт, как правило, связан с колоссальным эмоциональным потрясением, наложенным на интеллектуальные, психические, физические, какие угодно факторы, которые вас… действительно, что называется экстаз или самадхи. После этого вы окончательно убеждаетесь, что тот путь, который вы вели до обретения самадхи, он разумный.

 

Но со временем острота впечатлений начинает спадывать. Но хочу я здесь заострить внимание на другой вещи. Прежде, чем этот экстаз случился, вы применяли троичную силу (силу воли, силу знания, силу действия) с принципами йоги, стремлениями йоги, с рекомендациями йоги. И более конкретные практики вы делали. Т.е. то, что аллегорически вы били ножками, как лягушка, это значит, что вы делали Хатха йогу, Крийя йогу, еще какую-нибудь йогу, йогу Триады, или еще что-нибудь вы делали.

 

И рано или поздно, вы (что называется) на качественно новый уровень вышли. Но возникает такой вопрос, вернее, еще одно такое понятие крайне  важное в йоге, крайне важное в осмыслении йоги – это привычка заниматься, привычка бить лапками этой лягушки.

 

Просто вы по привычке начинаете делать, вы даже забываете про этот момент свободы. Почему? Потому что идет перемалывание вашей кармы. Карма на то и карма, что она не уходит так безболезненно. Иной раз вы на какие-то времена вообще забываете, для чего вы все это начали, понимаете, да? Т.е. сперва вас вдохновила йога, вы начали заниматься. Потом со временем что-то на спад пошло, потом опять на спад, потом опять на подъем.

 

Но если выработалась привычка, друзья, время работает на вас. И это вопрос всего лишь времени, когда вы достигнете нужного результата. Хотя бы по той простой причине, что привычка – это фактор, который игнорирует время. Т.е. какая разница, если вы привыкли что-то делать и время работает на вас, то рано или поздно, какая бы ни была затемняющая вас карма, какое бы ни было жуткое неведение у вас, накопится положительный потенциал, сорвет повязку с глаз, качественно изменит вашу жизнь и выведет вас на новый уровень.

 

Т.е. время не нужно, если есть привычка. Привычка, знаете, перечеркивает понятие времени. Будет это 20 дней, 20 лет, 20 жизней, а какая разница, если привычка. Причем, самое приятное у привычки, друзья, что привычка передается из жизни в жизнь.

 

И если вы, скажем, в одной жизни привыкли заниматься йогой и достигли какого-то уровня, т.е. действительно, у вас была очень суровая карма, мрачная. До этого вы вообще были мрачным убийцей. И в течение одной жизни вы не успели достигнуть высоты какой-нибудь в йоге, но соблюдая принципы открытости, тайны и всех остальных принципов, вы дошли до какого-то уровня, благополучно умерли. Если в момент умирания или рождения вы не воспользовались йогами, соответственно, преодоления смерти и другими йогами, то вы рождаетесь как маленький ребенок, как правило, в той среде, с которой вы кармически связанны. Т.е. если до этого вы были так или иначе связанны с йогой, то вы и рождаетесь в том месте, где будет доступ к учению йоги.

 

И вы вдруг начинаете чувствовать тягу к йоге, вас просто тянет к йоге, вам эта тема просто интересна. Причем, с самого раннего может быть возраста, часто даже безотчетно. Почему тебе йога нравится? Не знаю. Там вот очень много маленькие дети. Просто вас тянет.

 

Многие дети не будут демонстрировать этого, они захотят чего-то другого, а вот вас будет тянуть потому, что привычка передается в этом смысле, как отпечаток из жизни в жизнь. Все, друзья, йога в у вас в кармане, если есть привычка. Было ли у вас самадхи или не было, гнетесь ли вы как-нибудь в позах йоги или не гнетесь, знаете ли вы всю философию йоги с аксиоматикой или другими сложными моментами или не знаете, по сути дела, ничего не говорит о вас, как о йогах.

 

О йогах или йогинях о вас говорит только лишь одна вещь – привычка заниматься. Если у вас есть привычка заниматься, вы йог или йогиня. Если такой привычки нет, даже если вы будете, знаете, начитаны, как толковый словарь, т.е. будете гнуться, как акробат, я не знаю, в пять узлов завязываться, демонстрировать какие угодно психические силы, способности, сверхспособности, это, друзья, ни о чем не говорит, абсолютно ни о чем не говорит. А вот если есть привычка, то есть и все перечисленное перед этим. Вопрос только уместности, времени, когда вы это все получите.

 

Поэтому, этот фактор вневременной привычки, как ни странно, ускоряет наше обретение свободы. Т.е. это также очень хитрый принцип: наше же неведение выворачивается в ускоряющий фактор по преодолению неведения. Йога очень интересная наука, йога претендует на то, чтобы быть сверхлогичной наукой. В словах до конца не объяснить, почему так. В словах до конца не объяснить, что такое свобода.

 

Ну, и, наконец, в дальнейшем мы идем. Вот вы пережили этот экстаз, вот вы вышли на качественно новый уровень. И в дальнейшем, конечно же, у вас возникает более глубинное ощущение внутренних процессов и переживаний и более быстрые, короткие пути (как вы понимаете), чтобы достичь тех или иных состояний, и помочь выйти в это состояние других.

 

И вы начинаете помогать другим, что называется «лягушкам» в их банках со сметаной помогать также обрести свободу. Кому-то словом добрым, кому-то личным примером, кому-то еще как-нибудь. И вы даете наиболее быстрые рекомендации, чтобы они не тратили время на переоткрывание методов, которые уже известны.

 

И так рождаются многие практики. В частности, здесь была упомянута практика маха-мудра. Я хочу сразу же вас предупредить, что сейчас на Западе под маха-мудрой есть два направления, которые на первый взгляд кажутся разными, но по сути дела, выходят из одного источника. Очень много практик маха-мудры в среде так называемого тантрического буддизма. А по сути дела, это тибетский вариант йоги. Но, на самом деле, есть и более изначальная основа этой практики. Т.е. более изначальная практика маха-мудры известна в индийских йогов среди йогов и йогинь древности.

 

Итак, давайте начнем по порядку, что означает… Так вот, да, эта практика, очень, если ею овладеть или освоить, быстрее вас приводит к состоянию того, что называется «толчка в самадхи», в переживание этого «ага, вот он этот экстаз», этого достижения свободы.

 

Поэтому, в древности Учителя давали эту практику ученикам такие, соответственно, воздействия из множества других вспомогательных практик, которые, знаете, как в фокусе сходились, и быстрее доводили ученика до этого состояния, когда его сметана негативной кармы трансформировалась в кусок масла методов йоги, от которых можно оттолкнуться и выпрыгнуть.

 

И это как раз и есть практика маха-мудры, такого, знаете, одношагового просветления или одношагового толчка в это состояние свободы. Вы помните, у классиков марксизма-ленинизма есть выражение о построении коммунистического общества «из царства необходимости в царство свободы».

 

Собственно говоря, сейчас даже идея свободы, конечно же, себя очень непопулярной сделавшая, а ведь изначально люди думали ого-го, как высоко. Они изначально мечтали о том, о чем мечтает каждый – о свободе. Но вот, знаете, воплотили эту мечту как-то кроваво. А задумка была-то хорошая, друзья.

 

Так вот, маха-мудра. Итак, под маха-мудрой подразумевается некий толчок, который позволяет вам оказаться одношагово в просветлении, т.е. множество факторов, сходящихся внутри вас и позволяющих осознать ваше высшее Я или, если угодно, принципы Вселенной.

 

Знаете, в 1945 году взорвали бомбу ядерную. И устройство плутоние-ядерной бомбы достаточно интересная схема. Это, упрощенно говоря, маленький шарик где-то размером с апельсин, чуть больше с апельсин из плутония, окруженный сферическим слоем взрывчатки. И вот самая большая трудность была, точнее, одна из самых больших трудностей в разработке атомной бомбы, это как заставить обычную взрывчатку, которая в виде такого слоя окружает шарик из плутония, взорваться следующим образом. Чтобы ударная волна сферически сходилась в центр.

 

Ну, чтобы вы поняли, о чем я говорю. Если подорвать с одного конца, то волна от этого места, где вы подрываете взрывчатку, как раз, наоборот, будет вывернута в другую сторону сферы. Вот вы кидаете камушек в воду, круги расходятся как раз изгибами наружу.

 

Очень долго ломали голову, на самом деле, это такая непростая задача, как подорвать окружающую взрывчатку таким образом, чтобы сходящаяся волна приблизилась к металлическому шарику плутония и сжала его до так называемой критической массы.

 

Ну, я не буду вас в эти подробности ядерной физики вводить. Но смысл в том, что придумали следующую схему. Вернее, один из вариантов, что они со всех сторон облепили внешний слой взрывчатки множеством так называемых детонаторов. Т.е. это небольшие устройства, как правило, от электричества приводящиеся в действие, и которые в свою очередь дают некую ударную волну, а она, в свою очередь, инициирует основную взрывчатку.

 

Т.е., как правило, обычную взрывчатку, друзья, ее не взорвать. Вы можете взять кусок тратила и поджать его зажигалкой, и он у вас коптящим пламенем сгорит и никакого эффекта не будет. Т.е. нужны какие-то определенные условия, некий такой толчок, ну очень мощный толчок. И как раз детонаторы это делают.

 

Вот научились делать эти детонаторы со всех сторон. И одновременно, самое главное одновременно их подрывать таким образом, чтобы ударная волна от взрывчатки именно сжала этот центральный шар плутония и получился ядерный взрыв. Чуть запоздает, скажем, один из детонаторов, и у вас будет не сходящаяся сферическая волна, а какая-то вытянутая. И у вас центральный заряд просто разбросает, ядерного взрыва не получится. Это очень большая техническая задача. Наши ученые Харитон, Зельдович с честью в свое время справились с ней.

 

Так вот, махамудра представляет такой же эквивалент. Вы должны быть доведены до некой критической массы от знания. Т.е. вы должны практиковать какие-то практики, очистить каналы, вы должны довести себя до какого-то состояния восприимчивости, вы должны минимальный объем теории знать. Вот вы, значит, этот центральный шарик, да. Ну этого мало. Нужен некий импульс, который бы качественно перевел ваше внутреннее знание в действие, в осознание, в самотрансформацию.

 

И для этого как раз и создаются условия вокруг вас в виде обычной взрывчатки. Но и, опять же, эти условия должны провзаимодействовать строго в определенный момент. Если не дай Бог, одно чуть раньше, а другое чуть позже, не получится эффекта.

 

И вот я специально привел такую техническую аналогию потому, что если бы я вам приводил аналогию из древних трактатов, ссылающуюся на сферические наросты на лбу молодого слона или прочую экзотику, вы бы мало что восприняли, там есть свои, конечно же, аналогии. Или подобно какому-то украшению или подобно какому-то цветку, там много всего, или подобно рою пчел, который когда… Ну, я сознательно хочу на такой современный лад это перенести вовсе не потому, что мы здесь подменяем науку. А очень полезно вам немножко и в обычных вещах разбираться. Кстати, это одна из самых интересных тем – создание ядерной бомбы. У нас, кстати, фильм прошел, назывался он «Братство бомбы», очень рекомендую посмотреть, очень рекомендую. По-моему, Николаев там главный продюсер, не-продюсер. Я забыл имена, найдите вы, называется «Братство бомбы», такое испытание человечества на зрелость.

 

Т.е. это в ответ на следующий вопрос о 2012 году, видите, у меня как все одно к одному. Так вот, смысл в чем? Учитель делает этот импульс сходящийся, и если ученик подготовлен, в восприимчивом состоянии, он выпадает в это, он выпадает в это самадхи. И факторы этого могут быть самые разные, скажем, в тантрическом буддизме в качестве этой взрывчатки-детонатора в большей степени использовали некую внутреннюю энергетику Учителя и, скажем, те или иные тексты, когда Учитель читал тот или иной текст с соответствующими поучениями. Учитель сам, как бы, настраивался на эту волну просветления, и она невербально через текст, который он озвучивал, вполне вербально доходила до ученика, и тот вываливался в состояние просветления.

 

Действительно, такие школы тантрического буддизма, как Карма Кагью, в основном, Карма Кагьи, в основном у них метод маха-мудры. У них до сих пор построены на этом практики, на сколько мне известно, до сих пор они пытаются передать. Хотя, и сами говорят, что это уже практика не стала однотолчковой. То ли народ не тот, то ли еще какие-то ситуации, но очень хорошая практика.

 

В индийской же йоге, там, безусловно, тот же самый метод, но еще сдобренный большой частью физических упражнений. Т.е. мы об этом уже говорили о разнице такой фундаментальной между тибетскими йогами и индийскими йогами. Тибетские йоги предельно упрощены. Это как чертеж на заводе, который штампует просветление. Индийские йоги – это больше лаборатория, где самые разные возможны результаты. Сильная сторона есть и у тибетцев, они пропускают массу людей иногда совершенно необразованных и позволяют им избавиться от страданий. Но и слабость в этом – это достаточно узкий метод. Шаг влево, шаг вправо – он перестает работать.

 

Индийские йоги наоборот – они менее массовые. Но зато уж как если он сделает, так сделает. Это более глубинное понимание некоторых процессов. Знаете, это если покупать вещи ширпотреб или в какой-нибудь бутик.

Тибетские йоги – это все-таки больше конвейер. А индийские йоги – это больше бутик, где та же вещь на индивидуальный заказ и стоить может больше. В том плане, что больше требуется квалификации от йога или йогини. И варианты индийские мы знаем следующие: когда вы делаете серию воздействий с помощью дыхательных движений, с помощью манипуляции с группой мышц, находящейся в основании тела в районе половых органов, в районе живота, в районе горла.

 

Затем определенный такой подход по блокированию органов восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д. – в разных вариантах есть разные моменты). В частности, там призывается пальцами закрыть уши, глаза, рот. Т.е. ничего не вижу, ничего не слышу, никому ничего не скажу.

 

И, фактически, это все предварялось также, как и в тибетских йогах. Безусловно, под благословением Учителя. Т.е. этот толчок от Учителя к ученику везде очень важный. Но (как бы) здесь большая детализация и большая возможность одному человеку усилить, своими какими-то факторами облегчить этот процесс.

 

Да, безусловно, перед этим нужно очень серьезно разрабатывать мышцы. Причем, задействованы там, как ни странно, мышцы, во многом мочеполовой системы, т.е. достаточно интимные мышцы, которые обычно у людей не работают. И самое смешное, что в наиболее быстром способе они (как бы) тренируются при занятии йогой Триады, которые предполагают какие-то сексуальные взаимодействия только потому, что это вполне естественно, эти мышцы как раз и были завязаны на этот импульс, который дает жизнь.

 

Т.е. если вы до этого умели заниматься сексом без потерь, если вы практикуете со своим партнером, партнершами эти практики так, как предписано в той же йоге Союза в Триаде, то у вас разрабатываются эти мышцы, и дальше начинают самые разные варианты маха-мудры, варианты совместных практик. Самые сильные, самые простые. Варианты одиночных практик, где до известной степени те же самые мышцы, только с большим усилием приходится их напрягать, отключать внешнее воздействие.

 

И получается следующая вещь, вы (как бы) на секундочку разотождествляетесь со своими энергиями, с потоками восприятия, которые через органы зрения, слуха на вас сыпется, и на долю секунды видите свою прану в разотождествленном виде. Вы, как бы, на секундочку от себя, знаете, от всех тел (грубого, тонкого, причинного) со всеми кармическими наслоениями, вы (как бы) на секундочку разотождествляетесь.

 

И у вас есть возможность взглянуть, направить эту прану на собственное Я и самоосознать себя. В этом смысл практики маха-мудра. Т.е. задействовать всю энергию. Безусловно, мощнейшая часть энергии – это идущая на продолжение рода, сексуальная энергия. Не явно во всех практиках маха-мудры используется сексуальная энергия. Просто вы не вырветесь.

 

Знаете, иногда сравнивают, что вы, как птичка, а тело, как клетка. Вы не вырветесь из этой клетки до тех пор, пока вы не сделаете определенные такие моменты, позволяющие вам разогнуть прутья и вылететь хотя бы на секундочку.

 

Что касается методик, что касается мантр, упражнений, ньяс, все это, действительно, по-разному в тибетской традиции, в индийской традиции. В индийской традиции тоже есть очень много направлений маха-мудры. Есть более упрощенные варианты, есть более сложные варианты, соответственно, описания. Но смысл везде один и тот же, что вы понимаете природу своего Я.

 

У тантрических буддистов что-то совсем скупо про наше высшее Я. Вообще, нужно сказать, что там очень любопытная ситуация сложилась. Я не берусь ее комментировать, я просто не уха, не рыла не понимаю в тантрическом буддизме. Я упомянул только по одной причине, что вам, безусловно, попадутся эти практики. Вы будете смотреть: «О, слово здесь такое, слово здесь. Вроде бы звучит одинаково, а вроде бы, что-то разное подразумевают».

 

Нет, друзья, источник единый. Тибетские йоги не свалились с Луны, они также прибыли с Индии. Но получили  какую-то свою специфику или окрас в среде буддизма. Да, так вот что же касается самого главного, если вам удастся где-нибудь найти Учителя, который вас в практику эту посвятит, то это величайшее счастье.

 

Вопрос про «конец света» в 2012

 

Теперь дальше мы переходим к концу света. Вот был такой вопрос относительно конца света в 2012 году. Ну, на самом деле, разные источники разные концы света называют, кто-то в двадцатом, кому-то 2020 больше нравится. Ну, давайте, мы по порядку. Вообще, ожидание конца света очень мобилизует, очень придает уверенности, силы. Знаете, как такой (как бы) психологический фактор, позволяющий людям преодолеть какие-то свои загрязнения, глупости.

 

Вот вы жадный человек, и вы понимаете, что со своей жадностью ну ничего вы сделать не можете. И надо было бы быть щедрее. А тут тебе говорят: «Знаешь, товарищ, конец света, куда все потащишь?». И это позволяет иногда некоторым по-другому взглянуть на жадность или на глупость, или еще на что-то. Поэтому, здесь иногда наблюдаются такие моменты некоторые положительные, некоторые отрицательные.

 

На протяжение истории человечества я даже не знаю, какое количество раз ожидали конца света. Причем, в разных культурных, религиозных традициях своя какая-то хронология, своя какая-то логика, свои какие-то цифры, свои какие-то выкладки, опирающиеся на свои какие-то источники. Они абсолютно разные: на Востоке это что-то одно, на Западе что-то другое. Внутри Запада в одной религии одно, в другой другое, в третьей третье. Точнее, как сказать, не в религиях, а в течениях тех или иных религий.

 

Вот сейчас еще подбавились к нам южноамериканские, там свои какие-то другие расклады. Правда, народа самого, может быть, не сохранилось, для них уже конец света наступил еще Бог знает когда. Но обещали, что будет продолжение, да?

 

Поэтому, давайте, по-хорошему, по порядку. Концов ожидаемых света на протяжение истории человечества было очень много, наверное, на несколько порядков больше, чем фильмов голливудских о концах света каждый год выпускается.

 

Знаете, был такой анекдот еще с советских времен, когда изучался марксизм-ленинизм в советских институтах. И ленинизм… чем вот ленинизм, одна из хороших особенностей, отличающихся от марксизма. Ленинизм предполагал возможность создания построения коммунистического общества в отдельно взятой стране. В то время, как Маркс говорил: «Нет, ребята, все человечество будет постепенно умнеть, уровень культуры будет подниматься, и все будет одновременно».

 

Но Владимир Ильич там какие-то свои соображения имел. Но, собственно говоря, революцию затеяли Великую Октябрьскую, т.е. было все теоретически обосновано о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране.

 

Так вот, в советские годы был такой анекдот, что какая-то очередная секта или религия выдвинула новое течение, согласно которому возможен конец света в отдельно взятой стране. Т.е. была очень смешанная шутка в свое время. Т.е. все человечество будет жить, а в отдельно взятой стране будет конец света.

 

Так вот, там будет еще несколько факторов. Во-первых, да, это очень мобилизует, и в некоторых, как правило, религиозных течениях достаточно хорошо эксплуатируют эту тему. Надо сказать, что кому-то, как и все в этом мире, приносит пользу, мобилизует, а кого-то наоборот, заставляет ухудшить свое кармическое положение, как мы сказали бы в йоге.

 

На этот счет есть такая очень хорошая русская народная поговорка, которая высказывает точку зрения йоги на возможные концы света, откуда бы какая информация не приходила, с каких континентов, религий, ученых, прорицателей или еще откуда-то.

 

Так вот, поговорка эта звучит так: «Помирать собрался, а все равно сей». Ну, имеется ввиду, что вот вы живете в деревне, вот у вас поле. Вот вы уже старик беззубый и думаете: «Вот уже зима наступает или определенный сезон. Все, я больше не доживу, что мне сеять, корячится, пахать, разбрасывать зерна, все равно ведь помирать собрался этой зимой, до следующего урожая не доживу».

 

Так вот, эта поговорка как раз и говорит, что даже если помирать собрался, все равно паши и сей. Т.е. и это очень хорошо согласуется со всей теорией йоги. Мы не знаем, что будет. Но, опять же, применяя второй принцип йоги, мы должны также не исключать, что ничего не будет. Понимаете, да? Поэтому, как то менять свою жизнь радикально будет там что-то или не будет там чего-то смысла, как вы видите, нет.

 

Еще раз, на протяжении истории человечества этих дат было названо… в нашей стране это была вообще любимая тема. Почему? Жизнь тяжелая, вечные смуты, Лжедмитрий, еще кто-то там, интервенты какие-то там непонятные. И ты вот бедолага мучаешься, мучаешься, а тут тебе раз, заявляют: «А не долго уже осталось, мобилизуйся».

 

И это было такое, знаете, как плацебо, как обезболивающее действие. И, действительно, срабатывало. Люди воодушевлялись, а, действительно, не долго осталось. Потом годик прожили, знаете, жизнь стала налаживаться, а конец света и не наступил. А все и рады. Жизнь и так наладилась, а ничего и не случилось.

Теперь другой вопрос, что иногда может быть конец света совсем несмешной. То, о чем так или иначе мы можем предположить в то же самое время, учению йоги. Друзья, прежде, чем возникла на нашей Земле разумная жизнь, вот мы с вами о чем-то осмысленном говорим, мы с вами прожили миллионы, если не миллиарды лет в телах животных и всяких примитивных существ. И это была гонка, как бы развить наши тела и наш разум, чтобы мы здесь рассуждали о йоге.

 

Но, в то же самое время, по показаниям ученых с известной периодичностью уж я не знаю сколько раз в миллионы лет, в тысячи лет на землю падают большие нехорошие метеориты, еще с какой-то периодичностью взрываются вулканы. Причем, не такие маленькие вулканы, как недавно. Я об этом, может быть, говорил, как в Сибири у нас несколько миллионов лет, когда фактически, вся часть Сибири – это расплавленные недра земли, фактически, при этом погибло 95% всего живого.

 

Т.е. это в нашем представлении, друзья, Земля твердая. А там чуть капни, ковырни, ковырни, там, как ученые говорят, расплавленная магма. Т.е. в любой момент эта идиллия может исчезнуть. И с точки зрения йоги, есть такое очень жесткое положение в йоге. Этот вектор на выживание никто не отменял даже с развитием разума.

 

Да, мы славненько один уровень гонки отработали, мы развили разум, мы перестали быть животными, мы можем что-то осознанно делать. Но следующий шаг наш выжить, как вида – это уйти в космос. Если мы не уйдем в космос, то ли метеорит сюда прилетит и 95% жизни погибнет, то ли вулкан, то ли еще что-нибудь.

 

И, представьте, не останется сложных тел живых существ. Безусловно, все погибнут. Но ведь души-то высокоразвитые, им же надо где-то рождаться. Они будут рождаться там, где есть возможность. И опять нам придется рождаться в примитивных телах какой-нибудь инфузории туфельки и опять проживать эти адские миллионы лет, пока мы не разовьем физические тела с нашим разумом. Это очень опасная потеря. Структура человеческого тела чрезвычайно ценная, об этом говорят нам все древние трактаты йоги. Важен даже не один отдельно взятый человек.

 

Да, мы живем, умираем, мы важны, как вид. Если мы сохранимся как вид, да, мы умерли, но кто-то должен нас родить. А если не будет кому родить, опять в лягушки? Да и лягушки, может быть, не сохраняться после этого метеорита.

 

Так вот, в этом плане конец света – это должна быть такое хорошее погоняло для человечества, т.е. хороший кнут. Сейчас включаешь телевизор и у меня создается впечатление, что в сытом богатом Западе они просто потеряли цель жизни. Все, рай наступил, всех животных победили, голода нет, болезней особых тоже вроде нет. Ну да, там развивающиеся страны. Но развивающиеся страны – это отдельная песня, там народ тоже очень своеобразный. Сколько туда денег не вливают, не вливают, а почему-то ничего не строится, наоборот, войны какие-то идут.

И все как-то забыли, что на самом деле, до тех пор, пока человечество не выйдет в космос, этот конец света может в таком образном говоря…может наступить в любой момент. Это серьезное погоняло. И в этом отношении, скажем, я, например, очень удивляюсь, каких только у нас праздников нет. А, скажем, день выхода в космос забили на задний план, вроде бы это ничего. А это ведь веха, друзья, это ведь впервые у нас появился шанс выжить. Мало ли, может, этот метеорит подлетает 500 километров, как раз в нашу землю. Уж если там, может, его отклонить удастся с помощью ракет и ядерных бомб.

 

Теперь, опять же, другой момент с концом света – это ядерное оружие, его очень много, его до сих пор очень много. Так жизнь распорядилась, кое с кем из создателей мне пришлось косвенно общаться. Друзья, его настолько много, его можно взорвать.

 

Знаете, вот говорят, если по нам Америка выстрелит, а мы по ним. Да можно никуда не выстреливать, можно на своей территории взорвать и все, конец всему земному шару. Даже не потому, что там кого-то сожжет или ударная волна. Еще, по-моему, Сахаров считал, что начинка любой ядерной бомбы в основном плутоний. Это страшно мерзкое вещество. Одной чайной ложки, если равномерно разделить его на всех жителей земли, это гарантированная смерть. Чайная ложка, друзья, делите дозу, даете, все.

 

При взрыве любой ядерной бомбы процент выгорания плутония не полный. Там какие-то проценты – это, конечно, большая военная тайна, сколько там выгорает процентов 95, а оставшаяся пятая часть, а это порядка килограммов, разлетается под атмосферой. Мы идем под дождик, на нас дождик капает, мы едим вкусный фрукт, а там следы тяжелый радиоактивных металлов. Это может быть ужас, друзья, ужас-ужас. Никто не спешит сокращать ядерное вооружение. Более того, полным-полно других стран, которые лихорадочно его разрабатывают в своих недрах.

 

Некрасивая история получилась с Индией, очень некрасивая. Когда Индира Ганди, я помню, еще с Леонидом Ильичом Брежневым целовалась здесь, обнималась. И Индия входила в страны неприсоединившиеся против ядерного оружия, против всех политических систем.

 

А сейчас выясняется, что очень жестко дала приказ своим ученым, военным во что бы то ни стало, ядерную бомбу разработать. И вот, с одной стороны, они демонстрировали мир, дружбу, дружелюбие. А, с другой стороны, в тайных лабораториях в той же Индии ковалось ядерное оружие. И, действительно, они его сделали и взорвали, и президент Соединенных Штатов узнал об этом из газет. Я уж не знаю, нашим докладывали ли. Это были девяностые годы.

 

Т.е. Индия страшно боится Китая. У Китая было ядерное оружие. Т.е. конец света может быть совершенно тривиальным, друзья. Начнется между Индией и Пакистаном, или Китаем и еще кем-то ядерная война. Ну, начнется и начнется, нам-то что, да? Друзья, так это же все в воздух полетит, на нас же и упадет, коллапс начнется экономический.

 

Потом еще один сценарий конца света, он вообще самый, пожалуй, страшный. Во всяком случае, он мне видится самым страшным.

Дело в том, что толком никто не знает, как сделана финансовая система США. Бесконтрольное количество денег, которое они выпустили – это уравнение с огромным количеством неизвестных. То ли они обеспечены, то ли не обеспечены. То ли все в порядке, то ли ждать краха. Но если накроется финансовая система США, как домино пойдет, пойдет, дойдет до каждого. Вы приходите в банк, а вам денег не дают. Вы выпускаете товар, а его никто не покупает. Или вы хотите купить какой-то продукт, а его нет. И это совершенно несмешная ситуация.

 

И сегодня 11 сентября, эти наши друзья-американцы, у них день скорби. Почему? Потому что этот теракт. Ведь теракт на самом деле, ну, теракт, погибло много людей 20 тысяч, сколько?

 

Но, друзья, понимаете, на самом деле теракт в другом опасен. Ведь летели-то самолеты в финансовые центры. Т.е., по всей видимости, уже прекрасно понимают, где самое больное место в Америки. Вовсе не в том, чтобы ей войну ядерную объявлять. А в том, что если сейчас сделать какое-нибудь финансовое потрясение, при их нестабильности и непонимании, чему равен доллар, этот доллар может резко необратимо упасть.

 

Что начнется? Какая-нибудь страна, типа Китай, которая держит где-то миллиард в запасе, она начнет его сдавать, он начнет падать, все ваши сбережения так или иначе завязанные на доллар, они упадут. Вся ваша работа, опять же, мы нефть, газ поставляем, это будет такой неприятный в отдельно взятой стране конец света. Т.е. я к чему хочу сказать, что мир очень сложный. И, поэтому, с одной стороны, нужно без паранойи, трезво. А с другой стороны, вполне отдавать себе отчет, что этих факторов риска огромное количество. Друзья, на все вопросы я ответил или что-то осталось неохваченным? Что у нас еще было? Все?

Все, друзья, на сегодня все.


 

Скачать Аудио  и Видео Варианты вы можете  здесь:
Аудио Вариант1.MP3 Web 32кб/с, 24мб адрес: http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_09_11_kcp_lec_voprosi/
2010_09_11_kcp_lec_voprosi_web.MP3

Аудио Вариант2.MP3 Full 128кб/с,  94мб адрес: http://www.openyoga.ru/
av_yoga/lek/2010_09_11_kcp_lec_voprosi/
2010_09_11_kcp_lec_voprosi.MP3

Видео  Вариант FLV, 244мб адрес:
http://openyoga.ru/
https://old.openyogaclass.com/av_yoga/lek/2010_09_11_kcp_lec_voprosi/2010_09_11_kcp_lec_voprosi.flv

Адрес,контакты,где нас найти: Международный Открытый  Йога Университет, “Культурный центр  «Просветление», Школа Анандасвами. Россия, г. Москва, метро  Новослободская, ул. Долгоруковская, д.29,  т.(495)251-21-08,(495)251-33-67, e-mail: HappYoga@mail.ru,  www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.
Можно ли  копировать.Права:
Лицензия Creative Commons. Вы можете     копировать, тиражировать и распространять эту лекцию, желательно делайте   ссылку на наш сайт www.openyoga.ru
Благодарность всем тем,кто работал над материалом:

Шаблон
опубликовал(а)-Вячеслав Карандасов
Текст  напечатал(а)-
Вита  Яроцкая
Текст  отредактировал(а)-
Вита  Яроцкая
Текст  опубликовал(а)
Константин Липин
Краткое описание составил(а)-Таранов Валерий
Рисунки и фото  создал(а)-
временно отсутствуют
Ключевые слова составил(а)-
Таранов Валерий
Английский перевод выполнил(а)-
временно отсутствуют

Ключевые слова:
лекции по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции,  смотреть, слушать, текст лекции, фото, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Школа йоги традиции Анандасвами, Таранов Валерий, Высшее Я, аксиоматика йоги, проявления Высшего Я, свобода – ключевая тема жизни, система самопознания внутреннего и внешнего мира, фундаментальные принципы, тактические принципы, первый и второй принцип йоги, декларация доброты, логический рациональный подход, Галилео Галилей, критерий истинности – практический эксперимент, трети принцип йоги, отказ от страданий, принцип тайны, принцип открытости, процесс самопознания, уберечь йогу от исчезновения, институт ученичества, достижение абсолютной свободы, аскетизм, преодолеть негативные тенденции, преодолеть неведение, драться за свободу, способ безопасного обретения свободы, не должны страдать люди, свобода не любой ценой, где себя надо заставить, где себе можно позволить, принцип радости, аскетизм не противоречит стремлению к свободе, когда аскетизм отработан – его надо откинуть, сексуальный аскетизм, на фоне внутренней радости, пласты кармы, тройное действие: сила знания, сила воли, сила действия, всемогущество, эмоциональные потрясения, самадхи, если Вы занимаетесь йогой, то время работает на Вас, привычка передается из жизни в жизнь, привычка ускоряет обретение свободы, экстаз, более глубинное переживание внутренних процессов, махамудра, Тантрический буддизм, одношаговое просветление, множество факторов, сходящихся внутри нас, вываливается в состояние просветления, толчок от учителя к ученику, отключать внешние воздействия, разотождествление, ожидание конца света очень мобилизует, ожидание конца света очень мобилизует, помирать собрался – все равно сей, плацебо, уйти в космос.
Ссылки на  тексты с похожими тематиками: временно отсутствуют
Контрольные вопросы: временно отсутствуют
Ответы на контрольные вопросы:
временно отсутствуют
Глоссарий-Словарь-Энциклопедия
непонятных   терминов йоги здесь:
www.wikiyoga.openyoga.ru

alt

 


Друзья,
если что то не работает на сайте или вы нашли ошибки, неточности и не
соответствия, то пожалуйста зайдите сюда и сообщите
ответственному об этом.

 

 

Поделиться Открытой Йогой:

Оставьте комментарий