2009.03.28.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

 

1. Название лекции:

 

Система аксиом йоги "Микрокосмос". Часть 2-я.


2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

4. Краткое описание:

5. Дата и место чтения лекции:

2009.03.28 Культурный Центр «Просветление».

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

 

7. Текст напечатан: Натальей Тимониной, Ириной Калининой.

 

8. Текст отредактирован: Натальей Тимониной, Валерией Пушкарской

 

9. Рисунки:Елены Курышевой, Анастасии Госьковой

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь, чтобы скачать аудио:

Теория

32кб/с,2009_03_28_theory_web.MP3,размер 27мб

128кб/с,2009_03_28_theory.MP3,размер 91мб

Ответы на вопросы

32кб/с,2009_03_28_question_web.MP3,размер 2мб

128кб/с,2009_03_28_question.MP3,размер 6мб

14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь, чтобы скачать видео:

Теория

FLV,2009_03_28__theory.flv,размер 236мб

Ответы на вопросы

FLV,2009_03_28__question.flv,размер 16мб

Всё наше видео (за редким исключением) хранится в формате «flash video» для того, чтобы у вас не возникло проблем с просмотром. Если вы скачали файл на свой компьютер, вы можете бесплатно скачать специальную программу для просмотра подобных файлов

Нажмите здесь чтобы скачать программу для просмотра flash video

15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

Аудио:

Теория

 

Ответы на вопросы

 

Видео:

Теория

 

Ответы на вопросы

 

16. Основной текст лекции.

Сегодня у нас 28 марта 2009 года, меня зовут Вадим Запорожцев, находимся мы в КЦ "Просветление", в г. Москве, рядом с м. Новослободская, это лекция для Открытого йога Университета, вся информация хранится на сайтах www . openyoga . ru www . happyoga . narod . ru www . yogacenter . ru .

 

СИСТЕМА МИКРОКОСМОСА

В систему аксиом микрокосмоса входят три большие подгруппы аксиом.

Первая подгруппа, касающаяся нашего личного "Я",

вторая подгруппа, касающаяся "Я" всех остальных существ,

третья подгруппа, касающаяся сверх "Я", АБСОЛЮТА, высшего "Я".

Тема курса - введение в аксиоматику, и чтобы не особо перегружать всякими сложностями эту тему, я постараюсь давать основные аксиомы. Из каких-то одних положений можно выводить другие (как теоремы в математике), но иногда мы будем эти другие положения давать как аксиомы. Почему? Для того чтобы они лучше устоялись и укрепились у вас в голове. Я напоминаю, самая большая беда в аксиоматике йоги та, что люди не умеют применять ее в жизни. Мало изучить высшую математику, ее надо применять в жизни. Тоже можно сказать и об аксиоматике йоги.

Первая подгруппа систем аксиом микрокосмоса, касающаяся нашего "Я".

Рис.1. Аксиомы Микрокосмоса.

1.Одна из основополагающих аксиом о том, что у нас есть наше "Я".

Просто оно есть. Вещь эта недоказуема с позиции логики. Можно приводить сколь угодно много аргументов, что у нас есть наше "Я", или же других аргументов, это опровергающих, но, по сути, это недоказуемо, и это надо четко понимать. Выбравшим йогу в качестве своего духовного пути, предлагается в качестве отправной точки, с доверием отнестись к тому, что у нас все же есть наше высшее "Я". Хочу еще раз в этом ключе напомнить, что весь тот конгломерат, который каждый из вас чувствует и считает своим "Я", по большому счету, не является вашим "Я". Это, скорее, клубок представлений и привычек, воспоминаний и суждений, сквозь которые, может быть, светит ваше высшее "Я".

Но это всего лишь образ, порожденный привычкой. Это когда мы составляем свой мысленный образ самого себя. Но на самом деле этот образ не является образом нашего высшего "Я", это всего лишь образ, порожденный привычкой. И в дальнейшем, в течение занятий йогой, этот образ начнет меняться, трансформироваться.

Так вот, самая первая аксиома о том, что наше высшее "Я" существует.

2.Вторая аксиома о том, что наше высшее "Я" невыразимо.

Не существует слов и мыслей для передачи, объяснения, определения того, чем является наше "Я". Принципиальная невозможность. Какие бы вы слова ни придумывали, это будут все-таки просто слова. Какие бы вы аналогии ни придумывали, это будут всего лишь аналогии.

В этом, действительно, серьезное ограничение подхода аксиоматики. Аксиоматика йоги, которая пытается объяснить бесконечно большое или бесконечно малое, не объясняет их, но подводит к тому, чтобы мы хотя бы поняли, о чем идет речь. Натолкнуть нас на это. Так вот, в аксиоматике йоги говорится, что не существует слов или мыслей для того, чтобы передать грандиозность "Я". И действительно, если бы существовали эти слова и мысли, я сейчас бы вам их сказал, и каждый быстренько все понял, и через 12 по 12 секунд впал в состояние высшего самадхи. На этом бы закончилась ваша йога и все ваше обучение. И вообще, все на свете, и вы в том числе, осуществили бы цель не только этой жизни, но и всех, что были, есть и могут быть. Но все же, возможно дать хоть какие-то слова, мысли, образы, которые являются отражением этого невыразимого состояния нашего "Я". Само состояние словами и мыслями мы передать не можем, но когда это состояние проецируется на наш мир, тут уже можно найти слова, определения, мысли. Тогда уже и появляется аксиоматика йоги и эти аксиомы.

Так вот наше "Я" сверхлогично, вне слов и мыслей.

Следующие положения в некоторых школах считаются аксиомами, в некоторых леммами .

Я напомню, что леммы и теоремы - это более сложные образования, опирающиеся на аксиомы.

То есть они вспомогательные моменты для размышления, для получения того или иного результата. Мы будем считать их аксиомами.

3.Наше "Я" вне пространства и времени .

Мы с вами сейчас здесь находимся, и закономерно сказать, что наше "Я" находится здесь. "Я" каждого из присутствующих, находится в этом зале. С точки зрения аксиом системы микрокосмоса, это некорректное высказывание. Ваше "Я" вне пространства. С одинаковой степенью достоверности можно сказать, что вы сидите здесь или находитесь на Красной площади, или на Луне, или на Альфа Центавре, или вообще ни в одной точке пространства. Очень странное положение. Ну, наконец, еще более странное положение, что ваше высшее "Я" находится вне времени. Это совсем не укладывающийся в голове пассаж. Как это так, что мое "Я" одновременно и сейчас, и в прошлом, и в будущем? С философской точки зрения, концепция настоящего, прошлого и будущего это отдельная вещь для рассмотрения. Собственно говоря, если мы проанализируем, то кроме настоящего ничего и нет. Нет ни прошлого, ни будущего. Но и настоящее, тоже очень странная вещь.

На этой аксиоме построено много всякого рода интересных выводов в йоге.

4.Наше "Я" неделимо.

Наше "Я" невозможно разделить на две половинки. Или на какие-то составные части. На санскрите наше "Я" называется АТМА, значение этого слова, также как у греческого слова атом - "неделимый". Наше "Я" нельзя поделить. Из одного человека нельзя сделать двух, двадцать, двести, два миллиона. Поэтому ни о каком раздвоении, растроении личности в смысле разделения "Я", и речи быть не может. Другое дело, что наше "Я" может быстро менять свои амплуа. Подобно тому, как актер меняет костюмы и грим, одна роль, другая, третья, но актер один и тот же.

Рис.2. Как нельзя разделить одну корову на несколько коров, так нельзя поделить и наше "Я" - оно неделимо .

5.Наше "Я" свободно.

Концепция свободы является одной из самых захватывающих, одной из самых странных концепций. Возникает вопрос: свободно от чего? Но этот вопрос аксиоматика йоги отвечает: свободно от всего. А дальше можете придумывать различные варианты своей несвободы. И все равно, в результате вы получите, что и от этого вы тоже свободны

Концепция свободы, действительно, очень странная концепция, и очень близка к другой концепции следующей аксиомы.

6.Наше "Я" всемогуще.

Оно может все. На вопрос, что конкретно, можете составлять очень длинный список и говорить: и вот это оно может.

Рис.3. Наше "Я" всемогуще .

7.У нашего "Я" есть воля.

Наше "Я" умеет использовать это всемогущество и эту свободу. Это умение называется волеизъявление. Чтобы не волеизъявило наше "Я", то и будет.

Рис.4. У каждого Высшего "Я" есть умение волеизъявлять.

8.Наше "Я" окружено майей.

Майя очень неоднозначная вещь. С одной стороны наше "Я", наша воля, сильнее майи. Майя всегда подчиняется нашей воле. Но с другой стороны, у майи есть очень странная способность, майя порождает иллюзию. Майя делает возможным, что мы что-то одно можем принимать за что-то другое. Майя делает возможным, что наше "Я" может попасть в заблуждение, в иллюзию. Что, собственно говоря, оно и делает. Принцип иллюзии, это когда что-то одно считается чем-то другим. Проявления нашего всемогущества в майе, называется проявлениями нашего "Я".

Рис.5. Наше "Я" окружено майей .

Самое глубинное проявление нашего "Я" - называется ПРАНА. Когда всемогущество нашего "Я" проявляется в майе (майя не может противостоять воле), это проявление называется прана. В дальнейшем прана разделяется на три грани своего проявления. На санскрите обычно говорят СатЧитАнанда. Троичное проявление праны.

САТ - сущее .

Когда говорят про Сат, говорят о способности нашего "Я" проявляться через энергию. Действительно, все что есть сущее - это энергия. Вы вокруг себя видите мир, а что это, по сути? А вокруг себя, по сути, вы видите энергию. Вы не видите сознание, вы видите энергию. Какая-то энергия проявляется в виде тех или иных волн, процессов, какая-то, материальных предметов. Что такое вещество, из которого все сделано? Это сжатая энергия.

9. У нашего "Я" есть способность, проявляться в майе через энергию. Или что-то изменять в этом положении.

ЧИТ - сознание.

10.У нашего "Я" есть возможность высвечивать все, что происходит в окружающей майе, демонстрировать способность сознания.

АНАНДА - радость, счастье, блаженство, наслаждение.

11.Очень интересное положение, которое аксиоматически говорит, что наше естественное состояние - это состояние счастья и наслаждения. Если вы испытываете, что-то другое это всего лишь недоразумение.

Итак, еще раз. Проявление нашего «Я» через майю, называется прана. Оно троично, СатЧитАнанда. Оно проявляется через сознание, энергию и наслаждение. Наше "Я" может на что-то повлиять на уровне энергии, наше "Я" может высвечивать, получать информацию о том, что происходит. И, наконец, естественное состояние нашего "Я" проявленного в майе - это счастье.

Если смотреть философски на понятие энергия, то можно дать следующее определение. Это принцип вечного непостоянства. То же самое, когда наше "Я" проявляет принцип вечного непостоянства в майе, то оно фактически является энергией.

Когда наше "Я" проявляет принцип вечного постоянства, вечной стабильности, вечной неизменности, это качество нашего сознания. Сознание обладает качеством вечной неизменности.

Ананда - это гармоничное непротиворечие одного другому, вечного постоянства и вечной изменчивости.

Под гипнотическим заблуждающим действием майи, наше "Я" считает себя своими проявлениями . "Я" есть проявления, эта тончайшая прана и есть "Я". Наше "Я" не осознает само себя в этом смысле. Наше "Я" не считает себя тем, что оно есть на самом деле, а считает себя своими проявлениями.

Это первое действие майи, после которого разворачивается все остальное. Возникновение кармы и так далее.

Итак, наше "Я" впало в иллюзию и начинает считать себя своими проявлениями. Например, когда человек начинает считать себя своей тенью, и относится к своей тени, как если бы это был он сам. Вот такое положение вещей. Если аналогию "человека и тени" мы можем представить, то с нашим истинным "Я" и проявлением нашего истинного "Я", дело обстоит несколько сложнее. Сложнее вот по какой причине. Проявления нашего "Я" в своей изначальной форме, СатЧитАнанде или Пране. Это вещь какая-то запредельно привлекательная и притягательная. И конечно, нашему "бедному Я" очень легко впасть в эту ошибку и считать себя этими проявлениями.

Мы помним, что проявления нашего Я полностью зависят от нашего Я, потому что наше Я всемогуще. И наоборот, наше Я не зависит ни от чего, в том числе и от проявлений. Но так как концепция майи заставила наше Я считать себя своими проявлениями, или по какой-то глупости, человек начинает считать себя своей тенью, то возникает самая первая, иллюзорная схема. Как следствие этой иллюзорной схемы возникает все то, что называется нашими многочисленными телами, а в йоге считается, что у нас с Вами три группы тел. И, как следствие этого, все последующие законы, которые, как теоремы выводятся из этой аксиоматики. После рассмотрения этих трех подгрупп, мы рассмотрим леммы и теоремы, вытекающие из этой аксиоматики.

12.Следующая аксиома в этой подгруппе системы аксиоматики микрокосмоса, относящаяся к Я - Майю можно преодолеть. С одной стороны констатируется, что есть майя, есть наше Я, и наше Я попало под действие майи. Вполне логично спросить: «А вдруг попав под действие майи, наше Я никогда не сможет выйти из-под его действия»? Нет, утверждает аксиоматика йоги, может! И весь дальнейший духовный процесс, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть действие майи. Еще раз, эта вещь совершенно неочевидная, причем она неочевидная, когда человек начинает реально заниматься йогой. Вот он занимается год, другой, третий. Иногда возникает состояние взлетов, а потом понимаешь, что этот взлет был весьма относителен, что это просто какое-то более утонченное состояние майи. Показалось вдруг, что ты преодолел майю, а на самом деле майя просто более утончилась, и ты опять стоишь у разбитого корыта. Практика эта может идти десятилетиями, а то и в течение нескольких жизней. В этом отношении, йоги очень терпеливые люди, и то, что они не успели сделать в одной жизни, они продолжают делать в следующей. Так вот, в аксиоматике йоги заявляется о принципиальной возможности преодоления майи.

13.Следующая аксиома: Майю можно преодолеть тройным лекарством: силой воли, силой знания и силой действия, в том случае, когда они соединены вместе.

Все начинается с волеизъявления познать майю. Мы помним, что наше Я всемогуще, а майя подчиняется. И самое первое, это то, что наше Я волеизъявляет, все-таки выйти из-под заблуждающего действия майи.

Но этого мало, должны подтянуться другие ингредиенты этого лекарства. Это знание. Что имеется в виду под словом знание? Знание, конечно же, во всех его аспектах. И даже такое формальное знание, которое мы сейчас здесь разбираем и озвучиваем, не говоря уже о том знании, которое приходит после долгих практик изучения. Чтобы была эта составляющая - знание, которое приходит после долгих практик в йоге, необходим третий ингредиент, называемый силой крии. Если же переносить аналогию на нашу обычную жизнь: мало волеизъявить достичь просветления, хотя это самый первый шаг, надо еще получить знание, но и знания мало. Полным полно ходят людей, которые волеизъявляют достичь просветления, знающие все разделы йоги, но нужно еще и действие, то есть осуществление этого знания в жизнь. Лишь тот человек, который собрал всю свою волю в кулак, предельно отточил свои интеллектуальные способности, не тратит ни секунды на ожидание, а начинает тут же воплощать это в жизнь, только такой человек сможет преодолеть майю. Если хотя бы один из ингредиентов отсутствует, процесс может затянуться неопределенно долго.

Рис.6. Майю можно преодолеть тройным лекарством.

14.Следующая аксиома: Для тех, кто этим тройным лекарством преодолел заблуждающее действие майи, майя полностью исчезает, как если бы ее никогда не было.

И в то же время возникает способность полностью контролировать майю, или опять ее воспроизводить.

Вот такая странная способность. Только лишь после того, как мы научились преодолевать майю, к нам приходит способность манипулировать майей и использовать ее.

15.Как только майя полностью преодолена, вступает следующая аксиома этой подгруппы.

Наше Я больше не считает себя своими проявлениями, а наконец-то самоосознает себя или познает само себя. Этот момент, когда Я достигает самопознания, является состоянием самадхи, высшей конечной стадией йоги. Но описать это состояние, мы не можем потому, что это как раз и есть познание нами самими, нашего собственного Я, а наше собственное Я, как вы знаете, невыразимо. Единственное, что может сказать человек, который к этому приблизился, это превосходная степень радости, счастья, всемогущества, наслаждения.

Рис.7. Первая подгруппа аксиом.

Итак, это первая подгруппа системы аксиоматики микрокосмоса.

ВТОРАЯ ПОДГРУППА.

Вторая подгруппа касается Я других живых существ.

1. Первая аксиома. У других живых существ, которые видит наше Я сквозь майю, также существуют эти высшие Я. Хотя, это вещь достаточно неочевидная, потому что вы не можете доказать, что вокруг вас сидят люди, а не роботы, которые похожи на людей. У вас нет критерия для того, чтобы это как-то доказать, потому что все доказательства будут в плоскости логики, а суть высшего Я другого живого существа, во много выше плоскости логики. Поэтому это положение вводится без доказательств, как аксиома. Итак, предполагается, что все живые существа, которые есть вокруг нас, также наделены высшим Я.

2. Я каждого отдельного живого существа и наше Я - равновелики по своей грандиозности. Нельзя сказать, что чье-то Я лучше или хуже, больше или меньше, духовнее или бездуховнее. Аксиоматически вводится понятие равности всех Я.

Рис.8. наше «Я» и « Я» других живых существ равновелики.

3. У Я других живых существ, также как у нашего Я есть проявления в виде праны, а эта прана в дальнейшем предстает в виде СатЧитАнанды: энергия, сознание, блаженство. То есть, точная аналогия с нашим вариантом, как если бы это было в отношении нас самих.

4.То же самое касается и майи. Как наше Я окружено майей, также и Я других живых существ, которых мы видим сквозь майю, подвержено действию майи.

5.Еще одно интересное положение. Наше Я через майю видит других окружающих существ. Эти живые существа также подвержены действию майи. Но что мы видим вокруг? Мы видим вокруг что-то реальное или иллюзорное? Так вот, проявление Я других живых существ, в виде праны, или в виде энергии- сознания, ананды - в этой системе аксиоматики считается реальностью окружающего нас мира. Получается, что на вопрос: является ли окружающий нас мир реальным или иллюзорным, согласно этой системе аксиом, ответ следующий. Да, большая часть здесь иллюзорности. То есть, этот большой «бульон», в котором «плавают» отдельные Я. Это общий «бульон» майи, но в нем проявляются проявления каждого отдельно взятого существа, а вот эти проявления уже реальны. Почему? Потому что реально «Я», стоящее за этими проявлениями. Сами по себе проявления не являются самосущной реальностью, они всего лишь проявления отдельного «Я». «Я» других живых существ также реально, оно существует, оно равновелико нашему «Я». Поэтому получается, что все вокруг живое, это миллиарды отдельно взятых «Я». Каждое из этих «Я» управляет той или иной частью энергии в этом мире, или наблюдается, как то или иное живое существо, тот или иной объект, проявляется, как то или иное явление. Такой немного «шаманский» подход, что за всем стоит высшее Я.

Рис.9. Мир можно сравнить с «бульоном» майи, в котором «плавают» отдельные «Я».

6.Суть майи, которая окружает наше Я, и суть майи, которая окружает Я других живых существ, одна и та же. Майя в этом смысле, действительно очень странная философская концепция, очень трудная в понимании. С одной стороны, она едина для всех по своей сути, но с другой стороны, отдельно взятое Я может ее преодолеть, и для отдельно взятого Я, она исчезнет. Но в этот же момент, для других Я, она не исчезнет, поэтому какой-нибудь другой учитель йоги свободный от майи может быть свободным всегда, везде, в любых условиях, в любых обстоятельствах, хотя существа, живущие рядом, могут быть целиком погружены в майю, и даже не понимать, что погрязли в ней.

7.Мы начинаем взаимодействовать с другими Я, или с проявлениями других Я только лишь, если волеизъявили впустить эти другие Я, в поле своего видения или в поле своего действия. Это очень важное замечание. Из него в дальнейшем выводится, теорема, то, что называется законом кармы. А по сути? мы живем в том мире, который создали, общаемся с теми живыми существами, которых когда-то привлекли к себе, то есть они не случайно рядом с нами.

8.Следующее аксиоматическое положение о возникновение конфликта: мое проявление в этом общем «бульоне» майи вдруг входит в противоречие с другим проявлением другого Я.

Конфликтная ситуация. А мы помним, что майя податлива, майя не может противостоять нашей воле, нашим проявлениям. Но вот эти два проявления вдруг столкнулись лбами. В этом смысле побеждает то проявление, которое пришло от того Я, которое в большей степени преодолело затмевающее действие майи, и соответственно самоосознало само себя. То есть, по мере того, как мы преодолеваем эту иллюзию, заблуждение, вводящее нас же самих в неведение, как ни странно, у нас возникает власть или могущество по отношению к другим Я, которые находятся еще на более глубинном уровне неведения, непонимания.

Рис.10. Доминирует то «Я», которое в большей степени самоосознало себя .

9.Отсюда тоже очень интересная лемма, теорема в йоге: каждое живое существо равновелико, это положение о недопустимости разделения живых существ по каким бы то ни было признакам. Если мы говорим о людях, то это по расовому, национальному, религиозному или еще какому-нибудь признаку, это не допустимо, с одной стороны. Но с другой стороны вывод следующий: несмотря на то, что в каждом из нас это высшее запредельное Я равновелико, степень заблуждения каждого Я - разная. Поэтому не спешите, что называется, бросаться на шею каждому первому встречному уголовнику или преступнику, только лишь потому, что йога аксиоматически заявляет, что его высшее Я такое же чистое, как и наше. Не спешите, а сначала оцените степень его неведения, степень заблуждения, в отношении самого себя. Получается, что если и есть какое-то разделение, скажем среди людей, то оно никак ни по расовому, национальному, религиозному, половому и по другим признакам, а исключительно по степени осознания Я самого себя, или по степени духовности. И как следствие, следующее положение, теорема.

10.Всеми силами следует стремиться общаться с духовными людьми, теми, кто уже преодолел это неведение, и не следует, соответственно, общаться с теми, кто находится еще глубоко на уровне неведения. Получается как в поговорке: с кем поведешься, от того и наберешься. Итак, йога отрицает какое-либо различие людей по национальному, расовому или какому-то либо признаку. Это чушь чистейшей воды. С другой стороны йога – очень трезвое учение, и если вы попадаете в племя людоедов, то не стоит ждать от них вегетарианства. Или же, если вы попадаете в какую-нибудь группу закоренелых преступников, то надо подумать, а стоит ли вообще уповать на то, что они в три дня станут праведниками. В этой ситуации стоит выстраивать свои поступки как-то более разумно. В этом смысле разделение есть, и, забегая совсем вперед, только лишь с этих аксиоматических позиций, можно преодолеть такое явление истории человечества, как фашизм. Большего лекарства от фашизма не существует, всегда найдется лидер, который скажет: «посмотрите на ту нацию или на это племя, они вообще недочеловеки». И действительно, всегда можно увидеть явные непохожесть, различия, в одном случае, в другом, третьем. Но это ни о чем, друзья, не говорит. А фашизм использует такую явную очевидность как непохожесть, различия, для оправдания для своих нечеловеческих деяний. Но и закрывать глаза на существующие различия, как это сейчас, к сожалению, сплошь и рядом происходит в политике политкорректности – тоже глупо: “Это ничего, что, они людоеды, они такие же белые и пушистые, как мы”. Потом все очень удивляются, что где-то, в какой-то дикой стране, расстреляли гуманитарную миссию, зверски всех поубивали. Они же туда пришли помогать людям, а им так отплатили. Так что в этом отношении различие есть. Если вы будете это понимать, то никогда не попадетесь на уловку фашизма, если же не поймете – не исключена возможность пойти следом за великим оратором, мастерски подтасовывающим факты.

Рис.11. Следует избегать общения с теми, кто находится глубоко на уровне неведения.

Предыдущая аксиома говорит о том, что если возникает конфликт, то побеждает то проявление, которое ближе к своему истинному я, что и подтверждают, в дальнейшем, практики по раджа йоге по управлению. Как управлять большим количеством людей? Управлять вы сможете только лишь в одном случае, если в чем-то, духовными глазами вы будете видеть чуть-чуть дальше. Иначе люди инстинктивно почувствуют, что руководитель из вас - никакой

11.Я другого человека только лишь тогда начнет с вами общаться, если само это волеизъявит.

Рис.12. « Я» другого человека начнет общаться с другими, только если само это волеизъявит.

На самом деле, это возможно не совсем аксиома, а лемма, вспомогательный вывод, но здесь она представлена именно в таком виде.

Это была вторая большая подгруппа аксиом в системе микрокосмоса.

Рис.13. Вторая подгруппа аксиом.

Третья подгруппа аксиом системы микрокосмоса .

1.Существует некое сверхЯ, оно называется Абсолют. Это сверхЯ, подобно нашему Я, обладает свободой, всемогуществом, всезнанием, СатЧитАнандой. У этого сверх Я Абсолюта есть все точно такие же проявления, которые есть у нашего Я.

2.Следующая, очень интересная аксиома говорит о том, в чем отличие между нашими отдельными Я и сверхЯ. СверхЯ изначально свободно от действия майи.

Оно изначально не подвержено иллюзорному действию майи. То, к чему мы должны стремиться методами йоги из жизни в жизнь, по умолчанию постулируется, что сверхЯ этим уже обладает, и это сверхЯ называется Абсолют.

3.Точно также, как и в отношении нашего Я, наблюдается следующая аксиома:

Не существует мыслей и определений для выражения этого сверхЯ. Мы не можем объяснить, что это такое. Что также верно в отношении нас самих.

4. Высшее сверхЯ Абсолюта вне времени и вне пространства .

5.Такая же аксиома, как и в отношении нас самих: это СверхЯ Абсолюта едино. Их не два, ни пять, ни два десятка сверхЯ, оно одно.

6.Следующая аксиома, которая может показаться странной, ее легче сказать, чем понять.

Я каждого живого существа, которое мы наблюдаем сквозь майю, является гранью или отблеском, единого сверхЯ Абсолюта. Из второй группы аксиом следует: все вокруг, тысячи, миллиарды живых существ со своими проявлениями, и все они, всего лишь отблеск этого сверхЯ.

7. Отсюда получается очень интересный вывод: если ты хочешь познать Высшее сверхЯ Абсолюта, познавай его через Я окружающих тебя людей.

Здесь немного отойдем в сторону: есть такой вид йоги, Тантра йога, где используется не только система микрокосмоса, но еще и система макрокосмоса. Там это все есть в конкретных упражнениях: если ты хочешь познать Абсолюта, познай его в своей жене, если ты мужчина, или в своем муже, если ты женщина. Очень странные методы. Они практические, они опираются именно на эту аксиому.

По мере того, как наше Я преодолевает затемняющее действие майи, то есть преодолевает свое собственное неведение, преодолевает эту майю, наше Я начинает видеть связь между всем живым через Абсолют.

Согласно упомянутой мною Тантра йоге, воспринимать Вселенную надо целиком, а не фрагментарно, потому что в ней все взаимосвязано. Если мы видим, как какие-то проявления живых существ, проявляются так-то, то есть причинная связь, почему они именно так проявились. Потому что, скажем, они взаимодействовали с другими живыми существами, которые проявились эдак. Есть такой анекдот: если кто-то где-то охрип, значит, кто-то где-то оглох. Нам по телевизору показывают какие-то ужасы: кто-то кого-то зарезал или убил, показывают катастрофы, но никогда не показывают предпосылок, которые привели к этому. И в результате у бедных зрителей в голове смятение, которое всегда порождает страх. А если бы люди четко знали, что к случившейся трагедии вели долгие предпосылки, то все бы более сбалансировано начали смотреть на всю окружающую Вселенную, и понимали, что все живые существа друг с другом взаимосвязаны, что не может просто так одно живое существо, принести вред другому живому существу.

8. Если Я других живых существ - это Абсолют, проявившийся своим узким лучиком, следовательно, наше Я и Я Абсолюта не разделимы. На санскрите или в мантрах сознания это звучит как: Я есть То. Или То есть Я . Получается, что мы с вами, в некотором смысле, и являемся Абсолютом, но мы этого не осознаем.

Рис.14. Я есть То.

Я хочу здесь подчеркнуть: эту последняя третью подгруппу аксиом легче озвучить, нежели осмыслить. Потому что все те вещи, о которых эта третья подгруппа говорит, сверхлогичны. Это всего лишь жалкая тень, отраженная в словах. Действительно получается, что наше Я, с одной стороны, само по себе одно, с другой стороны, существует Абсолют, с третьей стороны, существуют многочисленные другие Я. Все это едино, и то же время все это по отдельности. Разум не в состоянии ухватить, как это может быть одновременно. Но аксиомы, на то и аксиомы, они даются, чтобы в дальнейшем, применяя к ним уже вполне понятный логический аппарат, делать из них определенные выводы, которые в йоге уже формулируются в виде многочисленных законов и положений.. Некоторые из них, мы сейчас рассмотрим.

Рис.15. Третья подгруппа аксиом.

Леммы и теоремы из системы аксиом йоги микрокосмоса.

Я достаточно в вольном ключе буду рассматривать этот вопрос, все-таки у нас введение в аксиоматику йоги, а не полный курс аксиоматики йоги. Поэтому в первую очередь необходимо зародить у вас желание разобраться с этим предметом, и желание размышлять над ним в дальнейшем. Уверяю, вам откроются такие горизонты, о которых вы даже не можете предположить. К сожалению, у нас нет времени на доскональное изложение аксиоматики йоги. Почему? Потому что в открытом йога университете основная задача: подготовка реальных преподавателей йоги. Наша цель – готовить преподавателей йоги. Однако основным условием подготовки преподавателя, является знание, хотя бы азов, аксиоматики йоги. Но и излишне углубляться в проблему аксиоматики йоги – это создать такую ситуацию, когда все занимаются теорией, а практику никто не делает. А самое страшное то, что обычные люди не получают никакой йоги: ни аксиоматической, ни практической. Поэтому я буду в достаточно мягком варианте давать некоторые только теоремы, чтобы над всеми остальными, вы подумали сами.

1.Всемогущая воля – основа духовного пути.

Только там, где есть составляющая воли, метод йоги превращается в метод йоги. Теперь своими словами. Полным-полно упражнений в хатха йоге. Мы делаем разные позы, но то же самое делают акробаты в цирке, то же самое делают люди других профессий. Какие-то упражнения бывают очень даже похожи. Возникает вопрос, а является ли то, что они делают, упражнениями йоги, если они заведомо не придерживаются системы йоги? Я напомню, йога – это система самопознания, которая придерживается двух принципов и использует метод гармонии, что бы ты ни делал. В йоге сказано, что если будешь делать такие-то позы, то через физические упражнения, рано или поздно у тебя разовьется разум, откроются скрытые способности, и ты начнешь идти по духовному пути вверх. Еще раз подчеркиваю, даже если ты только занимаешься обычными физическими йогами. Движущая сила в чем? Так вот, движущая сила – это волеизъявление человека. Прежде чем он начинает заниматься, он волеизъявляет идти по духовному пути. Если это есть, все остальное подтягивается, если этого нет, то можно и обезьяну научить во всякие позы выкручиваться.

Рис.16. Первый шаг на духовном пути это волеизъявление идти этим путем.

Вот такое интересное положение, что первый шаг на нашем пути духовной практики – это наше волеизъявление по этому пути идти. Я подчеркиваю, ни наличие знаний о том, что есть такой замечательный путь, ни наличие действия, а именно волеизъявление. Или, как сказал Козьма Прутков: «Если хочешь быть счастлив, будь им». В этом изначальном положении: «Будь им», как раз и заключается волезъявление, самый первый шаг – это волеизъявить, скажем, быть счастливым или идти по пути духовного развития йоги.

2.Все наслаждение, которое мы испытываем, испытывали или будем испытывать заключено в нас самих. Снаружи нас нет наслаждения. Во-первых, это сразу, большой жирный крест на всех наркотиках. Все наркотики – это всего лишь грубый и незаконный способ открыть «сейф с наслаждением», который внутри нас находится. Внутри нас, как в банке, сейф с наслаждением. Наркотик как динамит: взорвали, распотрошили сейф, у всех денег полно, все радуются. Потом приходит полиция, всех арестовывают, приходится платить и за сейф, и за взрыв, и еще за много что. Ни в еде, ни в, боже упаси, химии или еще каких-то других факторах, наслаждения нет. Завтра изобретут какое-нибудь там электромагнитное излучение, будут им мозг облучать, и человек будет впадать в эйфорию, ему будет казаться, что наслаждение в этом новом электронном наркотике. Нет, друзья, это всего лишь способ открыть то, что у вас уже есть. Йога призывает идти законным путем, проявлять усилия, чтобы достичь высочайшей степени наслаждения, к которому вы стремитесь, но при этом еще развиваться интеллектуально, физически и духовно. Поэтому, если вы встречаете каких-нибудь адептов тайных наук от йоги, которые вам говорят: чтобы пережить то или иное состояние – надо травки покурить или еще что-то, сразу делайте надлежащие выводы. С помощью химии вы, принципиально, не можете достичь Высшего. А все те временные явления, как мутной водой пришли, так и уйдут.

Но положение это еще более грандиозно, оно касается не только того, что мы потребляем, а касается самой нашей жизни. Иногда человек говорит: «Ой, мне так плохо, потому что у меня такие обстоятельства жизни такие-то, сякие». Обстоятельства жизни – они никакие, они нейтральны. Есть обстоятельство жизни, которое как ключ к замку подходит к вашему внутреннему сейфу с внутренним состоянием радости, и высвобождает его. А есть обстоятельства, которые этому не способствуют. И здесь надо просто разумно пересмотреть свою жизнь. Еще раз, наслаждение не есть что-то от нас независящее, его не стоит искать где-то далеко-высоко, оно всегда там, где мы, оно внутри нас.

Или другое положение, очень печальное. Порой человек думает, что состояние хандры, апатии, болезни, глупости, тупости, подавленности – это его естественное состояние. Он думает, что из него надо выходить при помощи таблеток, психотерапевтов и еще кого-нибудь извне. Друзья, извне нет решения ваших проблем, извне нет счастья. Все, что есть вне вас – это всего лишь ключ, который открывает то, что есть у нас внутри. Если вы считаете, что у вас из года в год жизнь мрачная, печальная, вы вечно подавлены, вечно пребываете в пессимизме, и вы уверены, что это ваше естественное состояние, хочу вас разочаровать, это противоестественное состояние, вызванное, как правило, кармическими ситуациями, а проще сказать - это болезнь.

3.Если вы не чувствуете радости жизни, радости бытия – это болезнь, или действие вашей негативной кармы. Чем быстрее вы от этого избавитесь, тем будет лучше для вас и окружающих. Вот вполне конкретный вывод, вполне конкретная теорема, выводимая из этих аксиом. Поэтому напрягитесь немного, пересмотрите свою жизнь, не обожествляйте, не делайте идола из своего вечно плохого настроения, вечно плохого самочувствия, это иллюзия. Чем быстрее вы избавитесь от такого отношения, тем быстрее все изменится.

Или другое ошибочное мнение, о том, что вся жизнь полосатая, идет то хорошая полоса жизни, то плохая, если сегодня повезло, то завтра должно не повезти, дабы уравновесить прошлое везение. Чушь собачья! Веря в это, вы сами себя программируете на все неприятные последствия. Если у вас действительно жизнь «полосатая», то не потому, что у вас было перед этим наслаждение, а потому что до этого наслаждения у вас была дурная карма, которая в данный момент проявилась. Все объясняется достаточно тривиально. Поэтому таких, знаете, теоретических пессимистов в йоге нет.

4. И, наконец, совершенно замечательная теорема - положение.

Если вы занимаетесь йогой и с каждым годом вам все хуже и хуже, вы все мрачнее и мрачнее, и все в большем пессимизме, то вы, вероятно, занимаетесь не йогой или что-то не то там делаете.

5.Все знание заключено в нас самих. Каждый из нас таскает внутри себя все знание вселенной. По большому счету, внешняя информация, какие-то книжки, нужны только лишь для того, чтобы научить вас черпать это знание изнутри. Как в поговорке: «Умный человек не спрашивает, умный человек постигает все сам». Есть такой анекдот, относится к наиболее прекрасной половине человечества, о том, что женщины или девушки любят учиться, это действительно было, есть и будет бичом. Вот одно образование получила - мало, второе - мало, теперь еще надо на психолога, теперь на практикующего тренера борьбы нанайских мальчиков, все мало и мало. Кажется, что знание где-то там, у нас здесь плохо учат, за границей хорошо, и вот эта бесконечная гонка за тем, что во вне. Вы помните, что образование – это то, что осталось после того, как все выученное забыто. По большому счету, в любом учебном заведении вас должны учить не количеству каких-то знаний, а учить учиться, и в первую очередь черпать эти знания, как призывает нас йога, из нашего высшего Я, потому что оно обладает всезнанием. Другой разговор как это делать, какова методика. Я не буду сейчас на это отвлекаться. Действительно у нашего сознания есть такая способность, что любой объект и явление, на котором долго удерживаются лучи нашего сознания, полностью раскрывает себя нашему сознанию. Получается, достаточно нашему сознанию сфокусироваться (долго правда, наше сознание мечется), на объекте или явлении, как объект или явление полностью себя раскрывает. Этим, кстати, объясняются многочисленные сверх способности йогов, учителей–мастеров. Вот он берет какой-нибудь предмет и говорит: “ Этот предмет принадлежит такому-то человеку, и все рассказывает об этом человеке. Можно, конечно, в мистику впадать, а можно просто с позиции аксиом йоги подойти. Все очень просто: он достиг степени сосредоточения, сконцентрировал свое сознание на этом объекте, и этот объект «вывернулся» на изнанку, образно говоря, он представил всю информацию, все знание, которое в нем заложено.

Рис.17. Все наслаждения и все знания этой Вселенной заключены в нас самих.

6.То же самое, касается могущества. Все могущество ни где-то там, оно внутри.

Интересный, в качестве примера, закон, который сейчас у всех на слуху. Все о нем говорят, все друг друга им пугают - закон кармы. Какую я только чушь не слышу по этому поводу, прямо, знаете, какая-то страна непуганых идиотов. Каждый по этому поводу начинает петь что-то совершенно свое. А закон- то, на самом деле, с логической точки зрения, очень простой: Что посеешь, то и пожнешь. Или по-другому: с аксиоматической точки зрения, наше Я всемогуще, у него есть проявления. А майя, которая окружает наше Я, не может противостоять нашим проявлениям, и полностью подчиняется им.

7. Как следствие Вы творите тот мир, в котором живете. Сначала устанавливаете правила игры, а потом (так как вы считаете себя своими проявлениями, а ваши проявления находятся в том мире, для которого вы придумали правила игры), получается так, что эти установленные вами правила начинают действовать в отношении вас. В этом смысл кармы. Вначале мы придумываем правила игры, затем сами под них попадаем. Почему? Да потому что мы отождествляем себя со своими проявлениями, а майя это просто услужливо нам преподносит.

8.Другая составляющая в отношении людей или других живых существ: вы сами привлекаете тех живых существ, которых хотите видеть. Действительно, мало ли какую я хочу внутреннюю вселенную. Ведь мы привыкли к нашему миру. А представьте, на Альфацентавре есть какие-то живые существа, которые живут в полном одиночестве. Почему? Потому что они волеизъявили никого не видеть, а если видеть, то раз в десять тысяч лет для продолжения рода, или еще что-то в этом роде. Сейчас мы страдаем от бандитизма, от каких-то коррупционеров, просто невменяемых маргиналов, каких-нибудь тупых политиков, которые во имя власти делают все, что угодно, но по большому счету, мы когда-то сами волеизъявили пригласить ИХ в свою личную вселенную. Поэтому, что посеяли, то и пожинаем. Это называется законом кармы.

Рис.18. Закон кармы: что посеешь, то и пожнешь.

Вы еще ни разу не страдали незаслуженно, не было такого, точно так же, как и не наслаждались незаслуженно. Все те страдания, которые вы имели и имеете сейчас, и наслаждения, которые имели, имеем или будем иметь, вы волеизъявили. Вот это называется простым законом кармы. На самом деле, не так уж интересно: сначала причина, потом следствие. Какая мистика? Экстрасенс снимает порчу! Господи! Где они этого набрались? Друзья, это тема иногда бывает очень смешной, если понимать истинный смысл.

9. Дальше интересный закон, такой краеугольный камень. Этот закон хорошо бы изучать всем практикующим психологом, а не заниматься мифотворчеством.

Это закон ассоциативных связей. Каждые десять лет будут появляться новые учения, течения в области психологии. Когда-то было нейролингвистическое программирование, все кричали: ура, браво. Забыли. Потом еще что-то появилось. Все кричали: «ура, браво!». Забыли. И я вас уверяю, каждые пять, десять лет, будет отыскиваться какой-нибудь гуру, который будет предлагать свои собственные методы, а по сути дела это будет все хорошо забытое старое, и будет все вертеться вокруг одной оси. Эта ось называется закон ассоциативных связей. Если вы это будете понимать, вам не будет нужен никакой психоанализ. Вам будут рассказывать сказки в отношении вас самих, в отношении других людей, а вы просто будете видеть, где концы с концами не сходятся. К сожалению, я должен констатировать факт, что на одного психолога от бога приходится девять посторонних людей. То же самое, правда, психологи говорят про йогу, и, самое смешное, я с ними согласен. Но у нас джентльменское соглашение: йог йога не ругает. Хотя бывает, руки так и чешутся, точнее язык. Поэтому у нас с психологами джентльменское соглашение. Я ругаю плохих психологов, а хороших наоборот хвалю. А психологи ругают плохих йогов, а о хороших молчат. И все довольны. Так вот, закон ассоциативных связей, это краеугольный камень вообще всех дальнейших реакций, он вытекает как раз из наличия майи или из самой возможности, когда мы что-то одно можем считать другим. Возникает очень интересное следствие, попадая под действие майи, мы что-то одно считаем чем-то другим, другое чем-то третьим. Закон ассоциативных связей, он очень интересный в том смысле, что одно притягивается благодаря другому. Это и называется ассоциативная связь. И самое ужасное и печальное: по ней (ассоциативной связи) течет прана. Это корень всех наших проблем, это тот механизм, с помощью которого мы готовим сами себе ловушку, сетку, тюрьму. Хотя в то же время – это возможность, с помощью других ассоциативных связей, рвать ненужные нити, но это отдельная, огромная наука.

10.Следующая интересная теорема: закон боли. Если есть неведение – это только лишь вопрос времени, когда возникнет такое понятие, как боль. В аксиоматике, как вы поняли, ни слова про боль не сказано. Откуда же она берется? Боль – это поделенное на два наше наслаждение, которое столкнулось лбами.

Нарисуем более образную картину: представьте источник ваших проявлений – это ваше высшее Я. Оттуда идет все наслаждение, снаружи его нет, но мы по своей глупости, по своему неведению, считаем себя своими проявлениями, и вот выстраивается эта ассоциативная связь. С одной стороны, наши проявления выходят из нашего «Я». А параллельно этому возникает вторая соединяющая их ниточка, если угодно, это ассоциативная связь глупости, и по ней тоже начинает течь наше проявление. И они начинает сталкиваться лбами на наших проявлениях. То есть, если в майе наши проявления как-то расширяются сами собой или в результате каких то действий, и мы испытываем радость, счастье, если же наоборот кто-то, что-то их сдавливает или не дает им проявиться, получается сталкивание одного с другим, и мы испытываем то, что называется боль. Таким образом, как вывод из аксиоматики, получаем такое положение:

Боли нет в принципе . Есть наслаждение, которое само себя душит, это и называется боль. Причем, на грубом физическом уровне, механизм реализации этой боли, с привлечение каких-то структур грубого тела, тонкого и так далее, очень интересный.

11.Память – хорошая вещь.

Что-то с памятью моей стало,

все, что было не со мной - помню.

Вообще, что это такое? Не буду сейчас вдаваться в подробности. Наше Я – оно всезнающе. Нашему Я и память-то не нужна. Зачем нам память? Чтобы получить ту информацию. А что ее с собой таскать, если можно черпать все из собственного Я. То есть память возникает на более поздних построениях, как раз с учетом закона ассоциативных связей. И работа с памятью – это работа с законом ассоциативных связей.

Дальше интересный вывод, следующая теорема.

12. Страх. Что такое страх? Это комбинация память + боль= возникает страх. Не бывает страха без памяти, не бывает страха без боли.

13. Вожделение, влечение , даже не знаю какое слово подобрать, когда мы стремимся к тому, что будет приносить нам удовольствие. Опять-таки память и опять-таки наслаждение.

14. Эгоизм. Эго. Что это такое? По сути дела эгоизм выводится из того факта, что мы считаем себя ни тем, чем мы являемся на самом деле, а считаем себя своими проявлениями. Вот я считаю себя своими проявлениями. Эти проявления, пробегая большую цепочку, проявляются в частности, как это мое тело. Если моему телу что-то угрожает, я конечно же, буду не доволен, я конечно же буду вести себя так, чтобы эту угрозу устранить. Обычно о человеке, который, больше занимается собственной шкурой, чем интересами всей страны или всего человечества, мы говорим: «Ой, какой эгоист!», да? А по сути дела, это не хорошо и не плохо, это вывод, друзья. Это вывод из неведения, это вывод из того факта, что есть майя.

14.Влечение, неприязнь. Также выводится из эго. Если что-то соответственно доставляет нам минимум удовольствия, поджимаем наше эго, а наше Я считает себя этим эго, этими проявлениями, то понятно, ощущается негатив. И наоборот, при расширении нашего эго, ощущение позитива. Поэтому все любят, когда их хвалят, и мало кто любит, когда их ругают.

Еще раз, друзья, таких положений в йоге – много. Это, как в математике теоремы, они выводятся уже полностью с применением логики. Вот с аксиомами сложнее, там действительно есть такие положения, что в голове не укладывается. Вроде одной частью головы понимаешь, а другой как-то не совсем понимаешь. С выводами проще, применяй логику, согласно второму принципу йоги. Если тебе Вселенная подарила разум, отточи его и не будь идиотом, начни соображать. Почему-то сейчас считается модным смешивать духовность и идиотизм, покажут какого-нибудь, не совсем вменяемого, и считают, что он пророк великий. Хотя кто знает, может он и великий пророк, а может просто у него с головой не в порядке. Хуже, когда это в книжках и в других таких моментах.

Рис.19. Леммы и теоремы.

Таким образом, из этой системы аксиом микрокосмоса рождается большое количество положений- теорем в йоге. Из этих положений- теорем йоги рождаются те или иные виды йоги. Скажем, из первой и второй подгруппы аксиом рождается такой прекрасный вид йоги, как Раджа йога, изучение которой помогает увеличить силу своей личности, достичь харизмы. Наша страна очень нуждается сейчас в хороших управленцах. На словах руководителей много, а поставь его на какую-то должность, он все дело и развалит. А почему? А нет в нем этих черт руководителя. Почему-то все думают, что любой дурак может быть руководителем. А для этого надо обладать соответствующими качествами. Именно Раджа йога используя эти выводы, дает вполне конкретные упражнения и методику их выполнения, позволяя тем самым раскрывать то могущество, которое в нас заложено.

Есть, йоги, которые в большем своем ключе, опираются на эту систему аксиом микрокосмоса. А есть другие йоги, которые в большей степени будут опираться на другую систему аксиом, называемую системой аксиом макрокосмоса. Ее мы рассмотрим в дальнейшем.

Рис.20. Тень.

Наше «Я» заблуждается, считая себя своими проявлениями, как заблуждался бы человек, считая себя своей тенью.

 

 

 

 

17. Ключевые слова:

 

18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:

 

20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:

 

21. Глоссарий.