2009.06.20. Выводы из аксиоматики йоги. Работа с ассоциативными связями. (Вадим Запорожцев).

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail


1. Название лекции:

Выводы из аксиоматики йоги.

Работа с ассоциативными связями.


2. Автор:  Вадим Запорожцев


3. Фото автора:

4. Краткое описание:


5. Дата и место чтения лекции:

2009.06.20 Культурный центр «Просветление».


6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве. Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.


7. Текст напечатан: Яроцкой Викторией


8. Текст отредактирован: Яроцкой Викторией


9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.


12. Где бесплатно скачать текстовый файл:

13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

Теория

32кб/с, 2009_06_20_kcp_lek_vyvody_iz_aksiomatiki_rabota_s_associativnymy_svyasyamy_theory_web_mp3,размер 23мб


128кб/с, 2009_06_20_kcp_lek_vyvody_iz_aksiomatiki_rabota_s_associativnymy_svyasyamy_theory_mp3,размер 92мб


14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

Теория

 2009_06_20_kcp_lek_vyvody_iz_aksiomatiki_rabota_s_associativnymy_svyasyamy_theory,размер 279мб


15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

 Аудио:

Теория


Видео:

Теория




16. Основной текст лекции.


       Сегодня 20 июня 2009 года. Меня зовут Вадим Запорожцев, находимся мы в КЦ Просветление, в г. Москве, рядом с м.Новослободская, это лекция для Открытого Йога Университета, вся информация хранится на сайтах www.openyoga.ru, www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru.

 

   

Введение в лекцию

 

         Мы продолжаем серию лекций «Выводы из аксиоматики йоги». На предыдущей лекции мы коснулись ассоциативных связей. Это очень серьезная и важная тема в йоге. И на этой лекции мы продолжим рассматривать ассоциативные связи.

Напомню вкратце.

 

       Ассоциативные связи – одно из важных понятий в йоге, зная которое мы можем хорошо ориентироваться в совершенно неочевидных практиках.

 

       Ассоциативная связь возникает благодаря действию майи (когда что-то одно может считаться чем-то другим, некая подмена понятий или подмена сущности проявлений). В результате возникает невидимая связь, которая имеет векторное выражение – это ассоциативная связь.

 

       На предыдущей лекции мы с вами рассмотрели самые фундаментальные ассоциативные связи.

        Ассоциативная связь – это то, что связывает наше высшее Я с нашими телами.Мы также с вами рассмотрели, какие причудливые формы приобретают ассоциативные связи, какие дорожки они могут выстраивать от нашего высшего Я и до многих «второстепенных» вещей.

По ассоциативным связям начинает течь прана (наше основное проявление). В результате, туда, куда проложена связь, туда и движется прана. В основе своей ассоциативные связи составляют структуру нашего тела, т.е. пронизывают наше грубое, тонкое и тончайшее (причинное) тело, и т.о. скрепляют три группы наших тел и не дают им развалиться, как ниточками сшивают. Но не просто сшивают, а ремонтируют, поддерживают и т.д.

 

       Еще раз хочу сделать важный акцент на природе ассоциативных связей. Природа ассоциативных связей, которая соединяет наше высшее Я с нашими телами, такая же, как и ассоциативная связь, которая соединяет нас с объектом или явлением (нам что-то нравится, или что-то не нравится; нас к чему-то тянет, или отталкивает). Природа одна и та же. И поэтому, йогу можно интерпретировать как работу с ассоциативными связями.

        Каждая йога работает с ассоциативными связями, но разными методами.

На прошлом занятии мы коснулись вопроса, что для йога или йогини необходимо устанавливать нужные ассоциативные связи и устранять ненужные ассоциативные связи.

 

       Обычное живое существо и человек, который занимается йогой или другими практиками, как правило, только и делает, что их устанавливает. И человек уподобляется пауку, который плетет вокруг себя паутину и сам же в ней запутывается. Паук из себя достает паутину, потом лапками ее вытаскивает, приклеивает и так живет.

 

  

Паутина ассоциативных связей

 

  

       Подобно этому, мы также плетем паутину ассоциативных связей, которая пронизывает всю нашу жизнь, все, что вокруг нас миллионами и миллиардами незримых нитей, сплетая в единое целое. Но только лишь беда, что обычный человек делает это хаотично, инстинктивно и рано или поздно сам начинает путаться в своей паутине.

 

       Когда вы понаблюдаете за паучком, он очень умело, там, где нужно начинает плести паутинку и там же ее заканчивает.

 

       Точно также и в практике йоги, человек должен уметь, где нужно устанавливать ассоциативную связь, а где не нужно – убирать.

 

   

Умение разрывать и выстраивать ассоциативные связи

 

  

       Т.к. мы достаточно долго устанавливали ассоциативные связи, а убирать их не приходилось. Чтобы оперировать ассоциативными связями, в йоге призывают учиться их устранять. А внешне это очень хорошо описывает аскетизм, умение держать себя в узде (умение управлять собой, не поддаваться притягательным вещам и не становиться их рабами). Поэтому, во многих древних трактатах и школах йоги путь начинается от умения держать себя в узде. Или другими словами.

 

       Умение не допускать ненужных ассоциативных связей. А если они все-таки возникли, уметь их     разрывать и быть свободными от них. Еще раз, в самих ассоциативных связях нет ничего плохого.

 

       Как только вы научитесь разрывать ассоциативные связи, в йоге придет следующая стадия -  устанавливать новые ассоциативные связи.

 

       Как вы помните, йога – это наука, которая помогает понять человеку, где нужно себя заставить, и где можно себе позволить. На этом срезе (переходе) между усилием и расслаблением, между аскетизмом и наслаждением – именно там возникает йога.

 

       С точки зрения ассоциативных связей, принцип гармонии можно интерпретировать: когда нужно устанавливать ассоциативные связи, а когда их нужно рвать.

 

       Как во всех древних сказках, сперва применяется мертвая вода, чтобы оживить молодца, а затем – живая.

 

   

Прана и ассоциативные связи

 

  

       Точно также в методах йоги, сначала человека учат разрывать ненужные ассоциативные связи, а потом выстраивать нужные.

 

       Как вы помните, ассоциативная связь – очень странная вещь, у нее нет субстанции, она может связывать совершенно разнородные явления. Причем, не просто их соединять, а еще и управлять по средством их соединения. Мы помним, что по ассоциативным связям течет наша прана. А прана может себя проявить либо, как сознание, либо, как энергия.

 

      Что значит, как энергия? Туда, куда направлена ваша ассоциативная связь, туда доходит ваше могущество, ваша сила. Мы привыкли, что можем сделать или применить свою энергию с помощью своих органов (рук, ног, взять что-то, поломать). Фактически, это проявление моей способности энергии.

 

       Гораздо сложнее объяснить феномен, когда йог или йогиня волеизъявляет, чтобы та или иная ситуация склонилась в одну или другую сторону. Могут быть совершенно разные вещи, начиная от погоды, заканчивая чем-то более осязаемым (материальным). По сути дела, нужно выстраивать мощную ассоциативную связь, по которой прана йога или йогини будет на расстоянии делать совершать определенные вещи. Другой вопрос, чтобы что-то делать на расстоянии. Но если у вас праны нет (а по ассоциативным связям течет прана), то вы и сделать ничего не сможете.

 

       Ассоциативными связями необходимо соединить нужные объекты или явления в какую-то структуру. А затем пустить по этим ассоциативным связям прану, которая заставляет эти объекты или явления вести себя согласно воле йога или йогини.

 

       Это достаточно простое объяснение многих вещей, которые кажутся фантастическими. Действительно, есть законы грубые, есть законы тонкие. Эта тема из разряда тонких. Вы помните основное положение из аксиоматики йоги: йога не противоречит здравому смыслу. Другое дело, что здравый смысл (логика) не всегда может объяснить моменты из йоги, часто это сверхлогика. Но пренебрегать своим разумом – это отходить от «буквы йоги». Йога учит нас оттачивать разум, логику, и только лишь потом открываются запредельные вещи, которые мы склонны воспринимать, как чудеса.

 

  

Ритуалы и ассоциативные связи

 

  

       Многие упражнения в йоге, если смотреть на них со стороны, похожи на ритуалы. То есть, действие, которое человек должен сделать. Некоторые йоговские практики-ритуалы больше похожи на детскую игру. Когда дети в песочнице играют и замки строят. Вроде как, йоги и йогини делают какие-то упражнения, не похожие на что-то серьезное. Но, как вы помните, яблоню по яблокам определяют. Не смотря на то, что внешне все выглядит как игра, результат получается вполне реальным.

 

       Действительно, умение манипулировать ассоциативными связями (устранять ненужные и устанавливать нужные) иногда кажется несерьезным. Но, если они установлены, по ним начинает течь вполне серьезная вещь – наша прана, которая заставляет те или иные вещи случаться. Подавляющее большинство трудных в объяснении йоговских практик можно легко объяснить с помощью ассоциативных связей и практически невозможно объяснить с помощью чего-то другого.

 

       Йога строго придерживается принципа Акамы, и призывает не плодить ненужные связи для тех или иных явлений, когда можно обойтись меньшим количеством потусторонних существ или явлений.

 

       В некоторых школах йоги призывают мантра-медитацию сочетать с огненными жертвоприношениями. Сразу хочу сказать, чтобы вы не пугались. Имеется ввиду все мирно: делается очаг, разжигаются дрова, топленое масло подливается в этот огонь, при этом повторяют те или иные мантры. Чтобы усилить практику мантра йоги, необходимо совершать такие огненные ритуалы.

 

       К слабой стороне Востока относится некритичное восприятия древности, обожествление и слепое следование какой-либо традиции. Благоприятная сторона – это то, что мы имеем хоть какие-то крупицы знаний, благодаря которым я могу что-то вам сейчас говорить по поводу йоги. Но есть и слабая сторона. Нельзя выявить искажения в йоге, т.к. нет критерия определить, а как там все работает. Конечно, такое отношение сильно ослабляет разум, что заставляет многих последователей (в том числе и йоги) скатываться в мракобесие или суеверие.

 

       Напомню вам, что цель Открытого Йога Университета не в том, чтобы в полном объеме излагать теорию йоги, а в том, чтобы готовить вполне конкретных и реальных преподавателей. И нам приходится работать с реальными людьми. К сожалению, велик процент людей с чрезвычайно ослабленным разумом (искусственно ослабленным за счет преклонения перед чем-то непонятным, мистическим). Это затрудняет нашу работу. Волей неволей вспомнишь наши советские времена. Как бы сурово не искореняли все то, что не подходило под жесткие рамки марксизма-ленинизма, но в то же время такого разгула-мракобесия не было, который мы за последние 20 лет наблюдаем.

 

       Достаточно легко объяснить ритуал с огнем при помощи ассоциативных связей. Чисто зрительный образ огня, ощущения тепла. Некие ассоциативные связи, которые выстраиваются с его внутренним миром и действиями, которые он делает снаружи. В результате, у человека возникает инструмент. Делая что-то снаружи и связывая это с определенными процессами внутри, он тем самым имеет доступ к процессам внутри.

 

       Очень тяжело сконцентрировать свой разум на чем-то одном, но гораздо легче созерцать огонь. Если протянуть ассоциативную связь между горящим огнем и своими внутренними процессами и управлять внешним, то работа уже идет по ассоциативным связям и управляете чем-то внутри. Что-то внутри проворачивается, очищается. Внутренние процессы ускоряются, свет сознания лучше высвечивает, что у вас внутри.

 

       Если внешнее действие соединено с внутренним процессом, действуя снаружи, происходит действие внутри. Этим и объясняется, зачем нужны огненные ритуалы.

 

      Много практик, где невидимые нюансы оказывают воздействие на внутренние процессы. Этим и объясняется могущество и тот серьезный результат, который можно получить с помощью таких «детских игр». Детских, потому что сидит человек и в огонь маслецо подливает, бормочет себе под нос, а результат вполне конкретный получается. Аналогичная ситуация в обратную сторону.

 

       Если вы осуществляете какие-то процессы внутри себя (медитации, визуализации и т.д.), но только лишь выстраиваете ассоциативную связь с чем-то внешним. То, делая что-то внутри, вы осуществляете воздействие на что-то вовне. В частности, в средневековой древней Индии, была поговорка, что если в соседнюю деревню зашел йог или просто поблизости поселился, то это крайне благоприятно для всех жителей. Поэтому, жители всячески хотели получить поблизости таких йогов. Почему? По той простой причине, что считалось: йог, который управляет своим телом, таким же образом управляет процессами в окружающей его Вселенной. Если у человека внутри гармония, то невольно эта гармония разливается вокруг него. А если гармония разливается вокруг него, то и жителям сельским от этого прямая выгода и урожай хороший, и никаких болезней, эпидемий и т.д.

 

       На первый взгляд суеверие, но его можно объяснить. Действительно, человек, который занимается йогой, придерживается первого (не причинение вреда) и второго (не растрачивание сил и времени по мелочам) принципов, невольно он генерирует вокруг себя такую же гармонию снаружи. А эта гармония помогает всем тем, кто оказался в поле его действия. 

        Есть еще один момент. В большей степени он относится к западным людям. Они начинают искать тайну там, где ее нет. Они начинают как-то материалистично подходить к тем или иным практикам. Кто-то огонь жжет и масло подливает. Ага, значит, он какую-то химию добавил и нюхает его. То есть, более по-западному выстраивают попытку объяснить закон причинно-следственной связи (почему та или иная практика работает).   



Янтры и ассоциативные связи

 

  

        За моей спиной изображена Шри янтра. Это один из самых мощных инструментов работы с ассоциативными связями при помощи зрения, созерцания.

 

       Она работает, это сильный инструмент. Но трудно представить огромное количество научных, около научных исследований, что она означает.

 

       Что только не делали, и углы измеряли, и соотношение мерили, и думали, что это какой-то зашифрованный код ДНК. Часто притягивают измерения из другой области.

 

       Но смысл в другом, что любой инструмент в йоге в первую очередь работает с ассоциативными связями, а только лишь потом со всем остальным. Действительно, запах костра оказывает какое-то воздействие на обонятельные рецепторы, но при этом важно, в каком состоянии находится человек: что он думает, что он считает, какие параллели в своем сознании он проводит. Важна не только внешняя составляющая. В первую очередь, важна внутренняя составляющая: с каким подходом, отношением он это делает. Это целиком и полностью определяется ассоциативными связями, которые человек устанавливает, а потом усиливает.

 

   

Ассоциативная связь – важнейший аспект Вселенной

 

  

      Поэтому, можно сделать заявление, что ассоциативная связь (в иносказательном смысле) является единственной силой в мире. Остальные силы – это по сути дела завуалированное действие силы ассоциативной связи.

 

      Конечно же, если вы с научной точки зрения начнете измерять (сильное, слабое, гравитационное воздействие), то тяжело будет связать с природой ассоциативных связей. Но если проследить возникновение этих сил с возникновением Вселенной, то ничего странного не должно возникнуть, как-то это можно свести.

 

      Еще раз напомню, что йога никогда не подменивает науку, в то же самое время, не противоречит ей.

 

   

- А как же обычным людям работать с ассоциативными связями?

 

  

       Начну с основополагающих принципов йоги. Друзья, если вы занимаетесь йогой, то вы должны свято соблюдать первый и второй принципы. Если вы не будете их соблюдать, вы можете породить негативную для себя карму и потом от этого страдать.

 

       То есть, любое действие, какое бы вы не делали, должно руководствоваться первым (гуманистическим) принципом йоги: не причинение вреда; вторым принципом: не растрачиванием сил понапрасну. Это же касается и ассоциативных связей. Ну и что, что их не видно, ну и что, что мы о них не знаем. Но это реальная сила во Вселенной. И с помощью этой силы можно приносить другим живым существам либо помощь в избавлении от страданий, либо, наоборот, еще больше их вовлекать в страдания.

 

        С помощью ассоциативных связей человека можно вырывать из той паутины, в которой он сам запутался, а можно еще больше запутывать. Ситуация, когда из йоги выдирают те или иные практики, и идут в бизнес с помощью этих практик стараются начесным способом заработать себе на жизнь и т.п. Эти техники были с давних времен. Вы должны помнить, что закон кармы беспощаден: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому, еще раз призываю: прежде, чем что-то делать, подумайте, не будет ли от этого страдающей стороны.

 

       Еще раз напомню, как только устанавливается ассоциативная связь, по ней начинает течь прана, и объекты или явления выстраиваются в ту или иную конфигурацию. Поэтому, до тех пор, пока мы не перережем эту ниточку праны, бесполезно биться с последствиями.

 

  

Про сказку с Кощеем Бессмертным

 

  

       Напомню другую известную сказку. Вы помните, что жизнь Кощея Бессмертного хранилась в иголке. Эту иголку нужно было сломать и только после этого его можно победить. До тех пор, пока иголку не сломаешь, бесполезно сражаться с Кощеем Бессмертным. Ты ему голову отрубил – у него новая выросла. Помните, что иголка эта хранилась в яйце, яйцо в ларце и т.д. Помните: сказка – ложь, да в ней намек, добрым йогам и йогиням урок.

 

      Так и в жизни. Когда мы сталкиваемся с какими-то проблемами в жизни и отчаянно боремся с ними. У нас ничего не получается до тех пор, пока мы не перерезали ассоциативную связь, которая их питает (скажем, нашу проблему). До тех пор мы не удалим эту проблему. Получается, что нужно найти, осознать ассоциативную связь, потом ее порвать, а затем «со знанием дела» биться с проблемой. Если ее не устранить, будет как трава или ветки: человек скосил, срубил, а проходит время и все обратно выросло.

 

       Точно также и некоторые наши проблемы: начиная от привычек, заканчивая вещами, которые нам не нравятся.

 

       До тех пор, пока мы не изменим фундаментальные вещи, мы будем продолжать попадать в неприятные условия. Будут меняться люди, время, обстоятельства, но мы будем «наступать на одни и те же грабли». Поэтому, в йоге учат: сперва распознать ненужную ассоциативную связь, а затем убирать.

 

        Такая же ситуация, только лишь наоборот. Допустим, нет у нас чего-то, в чем мы нуждаемся. Мы к чему-то стремимся, пытаемся как-то выстроить события нашей жизни в какую-то логическую цепочку. Только мы начинаем по-новому жить, выстраиваем шаги: одно, второе, третье. Вроде, выстроили в единый ряд, а оно – раз и все развалилось в разные стороны. Необходим единый стержень, который пронзит все и будет сдерживать, не давая развалиться. Этот стержень и является нужной ассоциативной связью. Нужная ассоциативная связь будет скреплять каждый шаг в жизни, не давать разрушиться, развалиться.

 

   

Возникновение ассоциативных связей

 

  

       Для того, чтобы устанавливать и рвать ассоциативные связи, необходимо знать, как они возникают.

 

       На предыдущем занятии мы рассматривали пример с йогиней и ювелирными украшениями. Для того, чтобы между чем-то одним и чем-то другим возникла ассоциативная связь, как это ни странно, нужен какой-то контакт. То есть, контакт или первая ниточка: контакт сознания или контакт энергии. В данном случае (случае с йогиней) был контакт сознания.

 

       Напомню ситуацию. Йогиня заходит в ювелирный магазин и видит безделушку, которая ей очень сильно нравится. Что при этом произошло? Понятно, что эта безделушка сделана из каких-то атомов, на поверхности атомов отразились лучи света и попали йогине в глаз. В результате глаз распознал: ага, лежит безделушка. В дальнейшем идет сложная череда трансформаций этого сигнала, на следующих лекциях мы более ли менее ее рассмотрим. От грубого органа чувств информация попадает в тонкий орган чувств, от тонкого органа чувств попадает в манас (одна из структур нашего разума). Если манас пропускает этот сигнал, он попадает в другую структуру нашего разума – будхи (делает точную копию предмета). И дальше в третью структуру – читта или чит (проводник сознания) высвечивает. Как вы видите, достаточно долгая цепочка. Прежде, чем йогиня взглянула на украшение, внутреннее сознание высветило точную копию сформированную будхи. На следующих лекциях мы поговорим об этой цепочке более подробно.

 

       Если сознание йогине высветило, то это доходит до ее высшего Я, и параллельно должна возникнуть эмоция, или другими словами, должна быть подкрепляющая энергия.  Что имею ввиду?

 

       Йогиня распознала ювелирное украшение и добавилась эмоция радость (какое красивенькое, какое хорошенькое). А эмоция – порождение энергии. То есть, по каналу сознания пришла информация, эта информация вызвала ту или иную эмоциональную реакцию в виде сознания. Вы помните, что сознание плюс энергия – это две грани праны. И уже после этого по каналу сознания выстраивается ассоциативная связь. Йогиня считает свою внутреннюю радость и безделушку, которую она увидела на прилавке магазина, соединенной. Все, возникла ассоциативная связь. По этой ассоциативной связи тут же начинает циркулировать прана. В дальнейшем информация о этой безделушке «плюс» эмоциональная реакция на эту безделушку доходит до ее высшего Я, и ее высшее Я волеизъявляет эту безделушку получить. После этого волеизъявления йогини ассоциативная связь начинает наполняться праной.

        Мы говорили на прошлой лекции, что ассоциативная связь, как резиночка притянет эту безделушку йогине. Но желание получить эту безделушку рано или поздно исполнится.

Еще раз механизм возникновения ассоциативной связи. Сперва сознание, затем энергия, плюс волеизъявление – и готова ассоциативная связь.

 

  

Пример с консервной банкой

 

  

       А если бы йогиня на прилавке увидела ржавую консервную банку, вместо ювелирного украшения. Йогиня высветит этот предмет, но у нее никакой реакции не последует, ей не нужен этот предмет, соответственно и энергия к этому не будет подкреплена, и волеизъявлять нечего, т.о. ассоциативная связь не возникнет. Йогиня просто скользнет глазом по этой вещи и никакой ассоциативной связи не возникнет.

 

       Почему так? У йогини не было опыта, памяти взаимодействия с этой ржавой консервной банкой, соответственно, нет этой реакции.

 

       Рассмотрим другую ситуацию. Йогине случайно досталась эта консервная банка. Совершенно ненужная. Она с ней поиграла-поиграла и вдруг эта консервная банка внутри себя сделала алмаз. Механизмик, генератор по выращиванию алмазов, а внешне как консервная банка. Сперва возникает какая-то положительная реакция на что-то, потом эта реакция подкрепляется высвечивающим сознанием. Опять же, возникает энергия, волеизъявление и ассоциативная связь. Понятно, что йогиня с этой консервной банкой расставаться не захочет, т.к. каждый день по одному алмазу делает. Пример корявый, можно было бы придумать и получше. Но суть от этого не меняется. Наличие сознания или энергии, которые должны соединить две вещи, это залог того, что в дальнейшем будет установлена ассоциативная связь и потечет прана со всеми вытекающими последствиями. Соответственно, если вы не допускаете канал сознания, или канал энергии, то вы защищаете себя от возникновения ненужной ассоциативной связи.

 

        Как это применяется в жизни? Если вы будете проходить мимо ювелирного магазина и случайно будете смотреть на витрину, и конечно же, вы что-то увидите и это вас зацепит. И мимо вашей воли установится ненужная ассоциативная связь. То есть, избегать соблазнов. Если вы знаете, что что-то на вас действует, не допускайте соприкосновения с этим, избегайте этого.

 

  

Вредные привычки и ассоциативные связи

 

  

        Есть более жизненное и более печальное продолжение этой темы: злоупотребление спиртными напитками или наркотическими веществами. Иногда слышу утверждение, что наркотики должны продаваться свободно, и каждый человек имеет право попробовать. Друзья, глазом не успеете моргнуть, как установите такую мощную ассоциативную связь, что потом не слезете. Поэтому, если точно известно, что попадание наркотика на территорию страны приведет к тому, что кто-то попробует, говорит о том, что у этого кого-то образуется очень мощная ассоциативная связь, которая называется наркоманией, без которой она не сможет жить.

 

        Наркотик очень хитро сделан, т.к. высвобождает наслаждение, которое в нас внутри заложено наперед. У нашего организма есть маленький шкафчик, в котором на 10 дней вперед находятся наше хорошее настроение и самочувствие. Этот наркотик берет и взламывает дверь, и съедает все то, что мы должны были есть в течение десяти дней. Первый раз, когда человек пробует наркотик, у него нет ассоциативной связи с белым порошком. Но как только он ее попробовал и ощутил то или иное наслаждение, он выстраивает ниточку связи. И когда есть опыт «плюс» сознание и энергия – устанавливается ассоциативная связь и человек становится наркоманом, начинает умирать. По простой причине, что в природе человеческого существа есть механизм: человек никогда не отказывается от наслаждений. Знаете почему? Его суть – это внутреннее наслаждение, приходящее от его высшего Я. Поэтому, для наркомана отказаться от наркотика – это все равно, что отказаться от своей сущности, что немыслимо. Это очень страшно.

 

       Поэтому, друзья, очень хороший совет: не пробовали и не надо. Можно играючи установить ненужную ассоциативную связь. Это же касается и других вредных привычек.

Чтобы возникла ассоциативная связь, нужны две составляющие: сознание и энергия. Эти составляющие превращаются в «пранозаменитель» и наше Я волеизъявляет установить по этому каналу ассоциативную связь.

 

  

- Если связь установлена, как ее можно рвать?

 

  

       Два подхода. Либо подход с сознанием, либо подход с энергией. Фактически, та же самая йога: где нужно себя заставить, и где можно себе позволить, но только лишь на более конкретной ситуации.

 

       Возьмем часто применяемый мною пример. Рассмотрим юношу любителя пива. Он видит в ларьке бутылку пива и у него моментально выстраивается ассоциативная связь между этой бутылкой и состоянием (приятно расслабленном), которое он получит, когда выпьет. 

 

      Допустим, человек понял, что подвержен излишествам нехорошим. Какова должна быть его стратегия. Стратегия следующая: 1) избегать мест, где пьют пиво; 2) не смотреть прилавки, где все бутылки и банки выставлены (избегать, не соприкасаться).

 

  

Метод замещения в ассоциативных связях

 

  

        Но есть другой способ. Только лишь человек собрался купить очередную банку пива, вдруг мимо него прошла девушка его мечты. И понятно, что невольно его сознание переключилось на девушку его мечты. Сознание высветило, внутреннее ощущение того, как должна выглядеть девушка его мечты, тут же сложный механизм внутри прошел и он волеизъявил, что эта девушка должна быть с ним. Причем, образовалась ассоциативная связь, намного мощнее, чем предыдущая (с бутылкой пива). То есть, есть метод замещения (вытеснения) более слабых ассоциативных связей на более сильные.

 

        Есть очень изящное ответвление в науку карма йоги. В карма йоге считается, что если одна тенденция кармы развернулась в одну сторону, то она тут же начинает глушить и убирать все другие тенденции кармы. Подобно тому, как если у вас на поле засеяна пшеница, то сорняк там не прорастет, пшеница ее забьет. Или обратная ситуация, если у вас на поле сорняк, то пшеница не прорастет, т.к. сорняк ее забьет.

 

        То есть, если тенденция вырывается на оперативный простор, она начинает своих конкурентов загонять в угол. Это объясняется, в том числе, законом ассоциативных связей. Это единственный способ борьбы с наркоманией. Единственный надежный способ избавится от наркотиков – это дать такое же сильное наслаждение (еще сильнее), только законное. То есть, заставить его организм производить необходимые составляющие, но только не посредством химии, которая разрушает организм, а как бесплатное приложение, скажем, от занятий йогой.

 

  

Альтернатива вредным привычкам

 

  

        Есть практики, которые дают ощущения, которые не отличаются от той стороны наслаждения, которую получают, когда употребляют наркотики.

 

        Поэтому, друзья, не стоит браться за химию. Есть йоговские практики, которые помогают получить то же самое, только не станете наркоманом: и со свободой воли будет все в порядке, и вы поступите очень разумно и рационально.

 

       Можно пойти и взять деньги в банке в долг, а потом долго за них расплачиваться (как в случае наркомана), а можно пойти и заработать эти деньги, честно их тратить. И в первом и во втором случае тратить деньги весело. Но только в первом случае, это как, берешь чужие деньги и на время, а отдаешь потом свои и навсегда. Так вот не следует брать чужие деньги и на время, а отдавать навсегда. Лучше сразу честно заработать свои.

 

       С помощью ассоциативных связей можно выстроить более мощную ассоциативную связь, которая возникла у человека к наркотику. И если эта мощная ассоциативная связь будет расти, то она «высосет» всю энергию (прану) из более слабой, и в дальнейшем эту более слабую будет легче порвать. А если вы наркомана заставляете отказаться от наркотика, не давая ничего взамен, наркоман воспринимает это, как если бы у него жизнь отбирали, т.к. все остальное для него серое и тусклое.

         Друзья, гораздо легче не допускать вообще ассоциативных связей с наркотиками. Эту тему мы часто поднимаем. К сожалению, в некоторых эзотерических кругах, находящихся рядом с йогой, считается, что это путь познания себя, своих граней. Говориться одна и та же теория, но результат один. У многих это заканчивается деградацией, а у некоторых и смертью.

Вес вам это не прибавит. Хвастаясь таким опытом, вы невольно создадите себе рекламу. И если вдруг в результате ваших рассказов (какие вы были крутые) кто-то погибнет, то часть вины будет и на вас. То есть, есть темы, которые нужно избегать.

 

   

        Ассоциативные связи пронизывают все стороны нашей жизни. Мы описали две стратегии для их устранения: либо устраните аспект сознания, либо устраните аспект энергии. То есть, идете мимо магазина, где продается безделушка, избегайте искушения, не смотрите на нее. «Жрет» кто-нибудь из вашего окружения дрянь всякую, избегайте этого, не употребляйте. Если вы попробуете, у вас появится составляющая энергии, потом добавится сознание и по этой составляющей возникнет ассоциативная связь – и вы попали. Чем больше вы будете пробовать, тем больше будет расти связь, чем больше по ней пропускается праны, тем больше она начинает «жиреть».

 

        Я не моралист. Очень часто люди, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, вызывают не очень приятную реакцию. Когда смотришь на их постные физиономии, хочется из принципа поступать наоборот. В данном случае это  не та тема.

 

        Есть такой пассивный партизанский метод работы с ассоциативной связью. Если вас пробирает на ругань, избегайте общества людей, которые часто ругаются, чтобы лишний раз себя не испытывать и т.д.

 

   

Инструмент замещения в ассоциативных связях

 

  

       У вас «жирная труба» ассоциативной связи: что вам полезно. И вы стараетесь всячески ее усиливать. Обратите внимание, не бороться с предыдущей, а усиливать эту.

 

       Ссылаясь на трактат «Йога Сутра Патанджали», саньямой на положительных качествах, положительные качества приобретаются, саньямой на отрицательных качествах не приобретается ничего. Усиливать положительное и не трогать отрицательное. По сути дела, вы устанавливаете новую ассоциативную связь. И если по этой ассоциативной связи вы пропускаете прану, она становится все толще и толще.

 

       А это, знаете, как дороги. У вас есть одна широкая дорога, и одна узкая. Куда автомобилист поедет? Конечно же туда, где широкая и просторная, зачем ему по маленькой ездить. Точно также и вы можете ненужную ассоциативную связь лишить того, что по ней начнет течь прана (забыв про нее). Со временем ненужная ассоциативная связь как бы зарастет травой, т.к. по ней никто не ездит, можно перекапать ее. Попробуйте сейчас перекопать автомобильную дорогу, по которой машины ездят. Конечно же, тут же образуется пробка, и недовольные водители не дадут вам дальше копать. Точно также и бороться с ненужной ассоциативной связью, пытаться ее насильно порвать, это мы тут же сталкиваемся с болезненной реакцией праны, которая по этой ассоциативной связи течет. Это не всегда оптимальный вариант, но тоже возможно.

 

   

Метод прямого волевого действия

 

(в работе с ассоциативными связями)

 

  

       Наконец, еще один вариант борьбы с ассоциативными связями – прямое волевое действие. Это когда вы сказали, что так нужно действовать, так оно и будет. То есть, вы применяете волю. То есть, ваша воля должна генерировать то количество праны соизмеримое с тем количеством, которое уже закачано в ту или иную ассоциативную связь.

 

        По ассоциативной связи циркулирует та или иная прана. Вы должны большее  количество праны потратить, чтобы порвать. Поэтому, иногда мы встречаем волевых людей (в том числе наркоманов), которые в одно прекрасное утро осознали, что этот путь в никуда и усилием воли взяли и порвали. Но это тысячные доли процента. Если взять 100%, это тысячные доли процента, кто на такое способен. Но такой метод прямого аскетизма есть.

 

        На прошлом занятии мы рассматривали ситуацию, при которой происходит странная вещь. Если в ту или иную связь закачано много праны (вы болельщик определенной футбольной команды, либо очень любите определенную безделушку). И вот вы взяли и усилием воли сказали себе: «Нет, хватит». То на какое-то время, закачанная в ассоциативную связь прана, когда вы взяли и перерубили ассоциативную связь, она раскаленной волной к вам возвращается и очень долго внутри вас начинает производить чувство крайнего дискомфорта. Пример, когда человек начинает бросать курить. Он курил-курил, а потом раз – и бросил. Вроде бросил, но на подсознании какой-то червячок гложет, и рука сама тянется к сигарете. Потому что это невидимая часть праны никуда не делась. Она привыкла туда утекать, а теперь ей некуда деваться. И она в таком состоянии начинает проходить по всем оставшимся нашим тонким (причинным) структурам. Этот тонкий причинный уровень может отключать разум. Вы могли сколько угодно себе говорить, что курить – это плохо, но вас так и подмывает закурить, на уровне инстинктов.

 

       Бороться с этим можно лишь очень сильным волевым усилием. Сперва, человеку сложно. Но со временем, прана начинает работать на человека, и в дальнейшем из общей йоговской теории: энергия, которая была закачана в ту или иную ассоциативную связь, при обрыве начинает какое-то время в нас бурлить, создавая крайний дискомфорт.

 

       Но потом случается интересная вещь. Если вы переломили ситуацию в свою сторону, эта прана перебесится и станет нам полностью покорна, и мы ощутим приток харизматической силы (энергии).

 

  

Харизма – умение держать себя в узде

 

  

       Иногда слышим, что человек хочет стать великим политиком и для этого ему (как он считает) нужна харизма. А что для этого нужно? Уметь держать себя в узде.

 

       Если не умеешь держать себя в узде, никогда окружающих людей не подчинишь. Но желающих занимать высокое положение в обществе больше, чем желающих работать над собой. Поэтому, имеем то, что мы имеем. Каждый раз, когда вы усилием воли грубо порвали ассоциативную связь, энергия, закачанная в ассоциативную связь, претерпевает метаморфозу желания вернуть все, как было. Но если вы удержались, она к вам возвращается в виде сил. И отсюда возникает следующий момент уже из области раджа йоги.

 

        С каждой победой вы становитесь все сильнее, а с каждым проигрышем - все слабее. Вы один раз победили себя, не дали возникнуть ассоциативной связи. Потом второй раз, третий. И каждый раз можете замахиваться на все более серьезные вещи. Каждое ваше поражение, наоборот, приводит к тому, что вы слабеете.

 

       Поэтому, в третьей стратегии борьбы с ассоциативными связями дается, что нужно начать с того, что вам по силам. То есть, вы разгромите маленького врага, и станете сильнее ровно на столько, сколько сил у разгромленного врага. Потом чуть побольше, еще сильнее станете. Ну и другое ответвление в йоге.

 

        Выводы из аксиоматики йоги нам нужны не в качестве абстрактной теории, а чтобы более изящно перейти на те или иные виды йоги. В частности здесь изящный переход на раджа йогу.

 

       Раджа йога говорит, что если вы научитесь что-то намечать и что-то выполнять (наметил – сделал), то способность разрывать ненужные ассоциативные связи и способность создавать нужные ассоциативные связи возрастает. Поэтому, в йоге считается: либо вообще не берись за дело, либо «наметил и сделал». Если наметил, но не сделал – это еще хуже, чем когда просто живешь и ничего себе не намечаешь.

 

        Если наметил и сделал, то возникает важный момент в разрыве ненужных ассоциативных связей и установлении нужных.

  

        Степень работы с ассоциативными бывает разная в зависимости от жизненной ситуации человека и от проблемы, с которой человеку предстоит столкнуться. Один из самых изящных способов борьбы с ассоциативными связями дает нам мантра и янтра йога (йога визуализации).

 

  

Мантра йога и ассоциативные связи

 

  

        Вспомним теорию. Аксиоматика йоги говорит, что источник наших сил (праны) - наше высшее Я - соединяет себя с праной какой-то побочной непонятной связью, нашей первой ассоциативной связью.

 

        Наша прана делится на сознание и энергию и формирует принцип за принципом. Самый первый принцип, который формирует – принцип разума. Из этого следует вывод, что все ассоциативные связи, которые только лишь вы когда-либо сделали, делаете или будете делать, так или иначе должны проходить через принцип разума. А потом только через принцип разума к нашему сознанию и энергии, а затем к источнику (нашему высшему Я).

 

        Поэтому возникает изящный йоговский способ. Если вам повезло и вы живете в теле человека, у вас есть разум. Напомню, что наш разум – это механизм, который полностью использует принцип разума. Принцип разума и разум – совершенно разные вещи, как датчик и приемник. Наш разум, скорее, приемник сигналов.

 

        Если у вас есть разум, то все ассоциативные связи проходят через структуру разума прежде, чем уйти еще дальше в сторону нашего Я.

 

        Поэтому, ниточку ассоциативной связи можно рвать где-то вне своего тела. Скажем, отказаться от всех ювелирных украшений, или отказаться смотреть сериалы по телевизору. Или можно разорвать внутри нашего тела, во внутренней структуре. Скажем, отключить органы чувств. К примеру, глаза смотрят в телевизор, но ничего не видят, т.к. вы йоговскими методами научились смотреть, но не видеть, слушать, но не слышать.

 

       Но все равно, все сводится к принципу разума. Любая ассоциативная связь проходит через принцип разума. Если на уровне разума вы начинаете ненужный канал обрывать, а нужный устанавливать, то вы можете на уровне разума работать с ассоциативными связями.

 

       Это очень мощный метод, очень быстрый и простой. Но требует сильного и развитого разума. Если вы, как в очень плохой традиции наших друзей-индусов, в школу не ходили, уроков не учили, читать и писать не умеете, а уже мните себя великими йогами. Не работаете над собой, а в разуме у вас дебри, то вы не сможете воспользоваться этим методом.

 

       А если у вас разум отточен (вы умеете сосредотачиваться), то вы на уровне разума можете подменить одну ассоциативную связь на другую. И в частности, мантра йога (повторение мантр) как раз этим и занимается. Если вы повторяете мантру, то вы вольно-невольно на поверхности разума генерируете определенную ассоциативную связь. Это очень сложный механизм. В следующих лекциях мы рассмотрим его. То, что будет производится от повторения мантр, вынесет ненужную ассоциативную связь. Этим, в частности, и можно объяснить некоторые волшебные результаты действия мантр. С помощью мантр можно бороться со страхом, с гневом, с огромным количеством фобий и т.д. Вы можете заместить одно другим на уровне разума при помощи мантр.

        Значений у слова «мантра» очень много. Одно из них – это то, что думанье защищает. И это не лишено смысла, это один из аспектов действия мантр. Повторяя мантру, ваш разум сосредотачивается на определенной мантре и забывает про ненужную ассоциативную связь, которая генерирует в голове другие образы и реакции. Хотя, в отношении мантры процесс гораздо сложнее.




17. Ключевые слова:


18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:


20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:


21. Глоссарий.