2007.10.06 Карма Йога. (Вадим Запорожцев).

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail


1. Название лекции:

Карма Йога



2. Автор: Вадим Запорожцев


3. Фото автора:

4. Краткое описание:    Понятие кармы – понятие причины и следствия. Позитивная и негативная карма. К чему призывает нас йога в отношении кармы? В чем заключается двойное действие любого совершаемого нами поступка? Можно ли передать или унаследовать карму? Кто может отменить карму? Как использовать знания Карма йоги в повседневной жизни? Три категории работающих людей. Что надо делать, чтобы любая работа была интересной? Почему это надо делать? В чем главная цель йоги? Тенденции, передающиеся из жизни в жизнь. Быстрые и классические методы в йоге. Существует ли родовая карма?


5. Дата и место чтения лекции:

2007.10.06 Культурный центр «Просветление».


6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.


7. Текст напечатан: Ольгой Серотенко.


8. Текст отредактирован: Ольгой Серотенко.


9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: Сайты: www.openyoga.ru www.yogacenter.ru., www.happyoga.narod.ru.


12. Где бесплатно скачать текстовый файл:


Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:

2007_10_06_lec_kcp_Karma_yoga.doc


Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:

2007_10_06_lec_kcp_Karma_yoga.fb2


13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио:

32кб/с,2007_10_06_lec_kcp_Karma_yoga_web.mp3 размер 20,5 МБ

128кб/с,2007_10_06_lec_kcp_Karma_yoga.mp3 размер 82,3 МБ

14. Где бесплатно скачать видео файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео:

2007_10_06_lec_kcp_Karma_yoga  размер 235 МБ


15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

 Аудио:

    Видео:


16. Основной текст лекции.

Вадим Запорожцев. Итак пойдем мы как всегда по обычному сценарию. Сегодня 6 октября 2007 года. Меня зовут Вадим Запорожцев. Находимся мы в КЦ «Просветление» в городе Москве возле метро Новослободская. Для архива вся информация находится на сайтах  www. happyoga. narod. ru, www. yogacenter.ru.

Сегодня мы рассмотрим очередную йогу, а затем будем обсуждать все вопросы, связанные как с этой йогой, так и с другими йогами, а так же все остальные вопросы, которые возникают у Вас в связи с практикой йоги.

Сегодняшняя тема наша будет Карма йога. Хороший раздел йоги. Ну и, как всегда, я напоминаю Вам о том, что учение йоги едино. Но в этом едином учении есть разные инструменты, разные подходы. И из каждого из этих подходов родилась та или иная йога. Множество йог мы уже рассмотрели. Сегодня же мы рассмотрим с Вами Карма йогу.

 

Что такое карма?

 

Прежде чем мы начнем рассматривать эту йогу, имеет смысл напомнить о том, что такое карма, как она присутствует в нашей жизни и т.д. Итак, что же такое карма? Сейчас это слово стало очень популярно, сейчас все говорят о карме. Как правило, когда говорят о карме, всегда это имеет какой-то негативный момент, что карма это что-то такое ужасное, злобное. Что-то такое, что происходит с нами и заставляет нас страдать, всячески разочаровываться. Это неправда. Понятие кармы это нейтральное понятие. Понятие кармы это понятие причины и следствия. Поэтому карма бывает как позитивная так и негативная. Позитивная карма, это та, которая приходит к нам и мы испытываем радость и счастье. Негативная карма, это та, которая приходит к нам и мы испытываем  страдания и разочарования. Причем самое интересное, что не сказано, какие именно действия приносят какую именно карму. Иногда то, что на первый взгляд кажется положительным, заставляет человека страдать. А то, что кажется отрицательным, заставляет его радоваться. Поэтому в понятии карма в первую очередь роль играет то, как мы лично воспринимаем ту или иную ситуацию в жизни, в судьбе. Если она вызывает наши положительные эмоции, это однозначно положительная карма. Если же отрицательные эмоции, то это отрицательная карма.

Итак, понятие кармы достаточно простое. Это понятие причины и следствия. Понятие того, что у каждого действия есть проистекающие от этого действия причины. Это в общем то, что мы прекрасно понимаем. Если мы бросили яблоко, то оно как правило падает вниз на землю. Почему? Потому что действует закон всемирного тяготения. Если же яблоко падает не на землю, а улетает куда-то в небо, то это для нас становится крайне удивительным. Так вот закон причины и следствия называется по-другому законом кармы. Или по-русски, что посеешь, то и пожнешь.

 

Плоды кармы.

 

Собственно все. Про карму уже можно было бы ничего больше не говорить. Но иногда возникают очень странные моменты, как плоды  кармы приходят? Иногда они приходят совершенно неочевидным образом. Мы сделали поступок в одном направлении. А получили результат совсем в другом направлении. И нам кажется, что поступок и результат никак не связаны. На самом деле при более глубоком осмыслении, они замыкаются сами на себе. Но до человека это не доходит. И поэтому человек начинает иногда творить поступки, которые лучше бы он и не делал. Затем получает за это какие-то последствия. Эти последствия его ужасают. Он говорит: «За что?»  А если бы он более глубоко проанализировал эту ситуацию, то стало бы ясно, за что.

 Еще другой есть момент, который делает закон кармы неочевидным. Это тот момент, что иногда поступок в одной жизни приводит к следствию в следующей жизни. Точно так же, как и поступок в предыдущей жизни приводит к следствию в этой жизни. Вот Вы все здесь собрались на лекцию по йоге. И на первый взгляд можно считать, что кто-то пришел сознательно, кто-то пришел случайно, кто-то из любопытства, кто-то из желания что-то узнать. Но на самом деле это следствие какого-то более раннего Вашего интереса. Причем самое интересное, что иногда семена этого поступка могут быть в предыдущей жизни. В прошлой жизни мы занимались йогой, а в этой жизни нас тянет опять ею заниматься. И мы, рано или поздно, попадаем в ту среду, которая дает нам эту возможность. Так вот, у всего есть причина и следствие. Но иногда причину и следствие тяжело отследить, поэтому многие в закон кармы не верят. Точнее, если бы в одно прекрасное утро все люди поверили бы в закон кармы, резко бы сократилось число убийств, воровства и прочего негатива, с которым мы сталкиваемся. Строго говоря, все это происходит в большинстве случаев просто по глупости. Мы делаем и не понимаем, что за это придет обязательно реакция.

 Вот такой закон кармы. Еще раз, он не обязательно отрицательный, он  и положительный. Вы вдруг завтра узнаете, что Вы стали единственным наследником мультимиллиардера. Американский дядюшка оставил Вам наследство и Вы не прикладывали усилий, для того, чтобы стать богатым. И вдруг разбогатели. Кто-то скажет: «Вот повезло!» Йога не склонна интерпретировать это как везение. Скорее это в прошлой жизни Вы также оставили наследство кому-то и теперь вот эта положительная ситуация точно также пришла и к Вам. Т.е. все как аукнется, так и откликнется. Собственно все. Закон кармы не интересен. Закон кармы – это закон причины и следствия.

 

Подход йоги к понятию кармы.

 

 Интересен подход йоги к понятию кармы. Так к чему же призывает йога в отношении кармы? А вот здесь очень интересное такое положение. Йога вовсе не призывает Вас накапливать положительную карму. Йога призывает Вас вообще выйти из закона кармы. Т.е. отказаться как от отрицательной, так и от положительной. В равной степени для йогина тяготят его негативные поступки в прошлой жизни, также как и позитивные в прошлой жизни или в этой жизни если будет следствие. Йогин стремится к свободе, к свободе от всего. Безусловно, в первую очередь от негативной кармы. Но на самом деле и от позитивной также. Йога или йогиню тяготят в одинаковой степени некие последствия, которые будут  в дальнейшем определять их жизнь. В этом смысле идеал йоги это свобода. Свобода даже от того, чтобы стать миллиардером. Свобода от того, чтобы получать какие-то положительные плоды. Вот именно в этом идеал йоги.

Иногда я слышу, люди утверждают, что йога стремится к тому, чтобы у всех была положительная карма. Да, это первый шаг. Сначала надо нейтрализовать отрицательную карму положительной кармой, а затем отбросить обе. Если у нас негативная карма, то понятно, у нас нет возможности заниматься йогой. Мы расплачиваемся по своим каким-то долгам. Поэтому имеет смысл накапливать позитивную карму, чтобы она перевесила негативную карму. После того, как у нас появилась возможность заниматься йогой, а в йоге считается, тот факт, что у Вас есть возможность заниматься йогой, говорит о наличии у Вас позитивной кармы. Вот Вы сейчас сюда пришли. Как минимум у Вас есть на это свободное время, как минимум Вы не умираете с голоду, как минимум есть много других факторов, которые позволяют Вам это сделать. Поверьте, это на самом деле благая карма. Сам факт, что у Вас есть возможность заниматься йогой, говорит о том, что что-то хорошее Вы когда-то сделали. Это, конечно, иногда звучит несколько несерьезно, но, поверьте, в йоге относятся к этому очень серьезно. Очень большое количество людей, которые проходят мимо, а у других нет даже этой возможности. Представьте себя таджиком где-то в Подмосковье на стройке. У Вас нет возможности заниматься йогой. У Вас семья в Таджикистане. Вы должны с утра до вечера работать. И еще не известно, получите ли Вы деньги. А ведь это такое же живое существо, как и мы с Вами. Он может быть не образован, но он такой же человек, но у него нет этой благой кармы. Поэтому в йоге нас призывают не растрачиваться по мелочам и, если мы понимаем чего мы хотим, если мы соприкоснулись с этим, то не упускать этот момент.

 

 

 

Следующий момент, который будет так же интересен. Хорошо, а когда же приходит расплата или вознаграждение за предыдущие наши поступки? Есть несколько подходов и они очень интересны. Первый подход, это подход, который описал в своих Йога Сутрах Патанджали несколько тысяч лет назад. Кто-то говорит 2, кто-то говорит 4 тысячи лет назад. Все расходятся в датировке. Ну и другой подход, согласно другим йогам, где также обсуждается, как карма начинает реализовываться.

Итак любой поступок, который мы с Вами творим, до тех пор пока мы обусловлены, пока мы находимся в плоскости кармы, до тех пор, пока мы с Вами обычные люди, любой поступок, он оказывает двойное действие. Первое: этот поступок делает отпечатки внутри нас. И в Йога Сутрах Патанджали эти отпечатки, называются сансары, они остаются, если образно говорить, на поверхности нашего разума. Подобно тому, как зверь пробежал и оставил свой след, точно так же каждый поступок, который мы совершаем, оставляет внутри нас отпечаток. Это одна половина кармы. Вторая, мы формируем окружающий мир тем или иным поступком. Кто сталкивался с принципами бухгалтерии, на самом деле это одна из самых высочайших наук. Жаль что многие бухгалтера этого не понимают. Двойная запись. Так вот, точно также записывается и наша карма – двойной записью. Внутри нас семена. Снаружи условия. Любой поступок, который мы делаем, мы создаем  будущие условия и закладываем в себя будущие семена. И все и живем себе. Вот сделал я какой-то поступок, допустим, вышел на улицу и убил человека. Нет, давайте не такое ужасное, давайте что-нибудь менее людоедское. Ну вот что-то я сделал.

 

Реплика из зала. Хорошее.

Вадим Запорожцев. Правильно, что-то хорошее. Спас жизнь кому-нибудь. Я во-первых, что-то сделал и мой поступок пошел как волна во Вселенную. И пошло. Т.е. я сформировал правила игры во Вселенной. Причем сформировал их лично для себя. Вот этот второй момент в карме, которого мы коснемся позже, это личностность. Карма только для нас. И вот здесь давайте сразу же оговоримся, карма не передается и не получается. Каждый отвечает только за свои поступки. Это аксиома. Бывают такие очень хитрые ситуации, где кажется что негативная карма, как если бы она передалась. Иногда бывают такие моменты. Но, поверьте, это всего лишь иллюзия. Карма не передается и не получается. Никто не сможет сбросить на Вас свою негативную карму, также как и Вы свою. Точно также и в отношении положительных каких-то вещей. Карма сугубо личностная. Она вещь, присутствующая исключительно в нашей Вселенной. И мы сами будем отвечать за свои поступки. Ни наш товарищ, ни тот парень, и вообще никто. Только мы. Кто породил действие, тот и получит потом результат этого действия. Поэтому, когда Вас запугивают, что кто-то перебросил на Вас свою негативную карму, то как правило, у людей знающих, всегда есть повод повеселиться по поводу таких утверждений. Понятно, что сейчас это модное слово и под это можно запугать людей и деньжат с них поиметь прямо или косвенно. Поэтому здесь надо немного разбираться. Так вот, карма не передается и не получается в принципе. Ели хотя бы такое было бы возможным, то наша Вселенная развалилась бы.

Второй момент. Карму никто не может отменить, кроме того, кто карму придумал. По-разному в разных системах называют его. Для кого-то это Господ Бог, для кого-то космический закон Дао. Мы уже касались этого. Для кого-то это светящаяся пустота и т.д.  всем остальным закон кармы не отменить. Поэтому, когда Вы слышите, что должна была бы быть карма, но не случилась, значит здесь имеет смысл разобраться в этом вопросе более серьезно. Так вот закон кармы, по моим сведениям, никто пока еще не отменял. Поэтому, если Вы видите преуспевающего негодяя, который продолжает творить какие-то свои нелицеприятные поступки, это только лишь вопрос времени, когда он, поджавши хвост, начнет скулить. Как бы он себя сейчас самоуверенно не чувствовал, поверьте, жизнь умеет сбивать спесь с любых людей. Но Вселенная очень гуманна. Она дает шанс исправиться. Но кто-то умудряется даже эту отсрочку использовать для еще большего утяжеления своей кармы. Так вот, с кармой ничего сделать нельзя.

Единственное, что можно сделать для нас с Вами, это немного заморозить ее. Т.е. заморозить процесс разворачивания кармы. Вот, пожалуй, единственное. Вот такие аксиомы. Мы касаемся их очень поверхностно. Напоминаю, что как только у нас будет семинар по Карма йоге, милости просим. Там мы более детально и подробно рассматриваем много моментов и много методов, как надо поступать, но это на семинаре.

 

Как использовать знания  Карма йогой в повседневной жизни?

 

Ну и наконец, несколько слов о том, что же за наука такая Карма йога. Карма йога – это та наука, которая позволяет нам осознать, что же такое карма и научиться сперва нейтрализовать отрицательную карму положительной кармой, а затем научиться отбросить и положительную карму. Для этого и существует такая наука Карма йога. В чем прелесть этой науки? Дело в том, что в этой науке свою карму можно исправлять не обязательно теми или иными упражнениями йоги. Можно исправлять во время своей работы или учебы. Мы каждый день ходим на работу, мы учимся, мы что-то делаем, мы зарабатываем на жизнь себе. Это какой-то процесс. На самом деле тот факт, что мы это делаем, тоже наша карма. Она обуславливает, что мы работаем именно на этой работе, получаем именно эти деньги, а не так как сосед, в пять раз больше. И мы можем сколько угодно говорить: «Я такой же хороший. Почему же кто-то получает больше?» Но на самом деле это вопросы к самому себе.

Т.е. все что мы получили, мы когда-то породили сами. Так вот, какая прелесть Карма йоги? Карма йога говорит, что обычную работу можно превратить в йогу, тогда у человека 24 часа в сутки превращаются в йогу.  Вот работаете Вы на своей работе, если Вы будете следовать тем рекомендациям и тем советам, которые дали нам древние йоги, то каждый день Ваша работа мало того что будет приносить деньги, также будет нейтрализовываться отрицательная карма и, более того, создаваться положительная карма.

Так вот что же за метод? Первый принцип, который следует вспомнить, опять же более подробно мы рассматриваем эти вопросы на семинаре, это мысленное понимание, что у нас есть шанс. Вот так как я работаю здесь, это моя карма, но у меня есть шанс, используя эту работу, подняться выше. Заключается это в том, что мы должны перестать смотреть на работу как на проклятье. В нашей стране, что меня всегда забавляет, понятие работы - это понятие чего-то такого подневольного, тяжелого, неинтересного, что надо эту лямку тянуть. Вот если Вы пообщаетесь с представителями западных культур, там на работу смотрят совсем по-другому. Для них работа – это шанс. Шанс разбогатеть, шанс подняться выше социально, шанс реализоваться. Т.е. для них это в большей степени возможность чего-то положительного. Но не буду исторические сравнения приводить, почему у них так, а у нас нет, но они ближе к карма йоге. Итак самое первое, что мы должны понять, наша работа, это то, что мы сами заслужили. До тех пор, пока мы не исправим свою карму, лучшую работу Вселенная нам не даст. Можно сколько угодно бегать с одного предприятия на другое, но все равно мы попадем на свой уровень. Это закон кармы. Мы просто не заслуживаем большего. Другой момент, что если мы уже поняли, что то что имеем, то и имеем, надо использовать то, что имеем, для того чтобы сделать толчок вверх. Так, отношение к работе должно быть как к подарку, потому что каждый день у нас есть возможность пообщаться с людьми, у нас есть возможность что-то сделать, изменить мир к лучшему, даже если мы подметаем улицы. Все взаимосвязано. Как только мы подметем свою улицу, шестеренка кармического закона провернется  и нас поднимут на новую ступень или на много ступеней больше. Это такой момент, который следует помнить и перестать стенать и жаловаться, что зарплата маленькая и то и се. Мы заслуживаем то что получили.

Следующий момент. Относиться к работе надо предельно честно. Если мы работаем, мы работаем на полную катушку. Здесь имеет место такой аспект, я не буду сейчас в подробностях рассказывать о законе разворачивания закона, как семя кармы встречается с условиями, это сложно, на это время нет. Но если Вы во время работы не знаете чем себя занять, знайте, что мало того, что Вы мало искупаете предыдущую карму, есть тенденция приобрести отрицательную. На флоте матрос, который не на вахте, драет все на свете. Солдат нашей армии, если он без дела, то это разрушающий фактор. Точно также работник на фирме, который бездельничает, это во-первых, крах фирмы. Во-вторых, это крах самого человека. Он просто отвыкает работать и даже приобретает отрицательную карму. Вот мы попадаем в коллектив, где никто не работает, все вялые, никакие, ждут зарплату. Мы смотрим на них и начинаем со страшной силой суетиться, главное не простаивать. Т.е. если мы работаем, то мы работаем. Если не работаем, то мы отдыхаем. На работе – честно работать. Ели хорошо работаем, дома хорошо отдыхаем. Я сейчас все поверхностно говорю, на семинаре более подробно это рассмотрим.

Следующий момент, это не привязывание к результатам своего труда. Вот это самая типичная ошибка. Если рассмотреть всех людей, почему они ходят на работу, то есть три категории. Первые ходят из-за страха, страха остаться без денег, страха потерять статус, остаться голодными. Это самая низшая категория людей. Люди, которые работают из-за страха. Вторая категория  людей, это люди, которые работают из-за наживы. Человек работает для того, чтобы сделать карьеру, заработать миллион. В его глазах знак доллара. Так вот такой человек, согласно классификации йоги, стоит гораздо выше человека, который работает из-за страха.

 И наконец третья, самая высшая категория людей, которые работают, потому что им нравится, работать. Потому что это их дело. Не потому, что боятся остаться без денег. Они не боятся остаться без денег. Не потому что им нужны деньги. Да, деньги это всегда неплохо, но они работают даже не по этому. Они вовлечены в процесс. Знаете, как ребенок, который играет в компьютерную игру. В Карма йоге нас призывают выйти на этот уровень.

Итак, во-первых, не обращать внимание на болото вокруг. Болото всегда и останется болотом. У каждого своя карма. Каждый будет отвечать за себя, а не за компанию. Поэтому, первое, это работать. Второе, это работать не из-за страха и не из-за награды, а найти удовольствие в процессе. Как только мы начинаем работать не из-за страха и не из-за награды, мы автоматически начинаем устранять семена негативной кармы «цепляния» за одно и отталкивания другого. Это два закона. Что-то мы любим, мы притягиваем. Чего-то боимся, ненавидим и отталкиваем. Но это все равно либо приходит, либо этого достичь не можем и мы страдаем.

 Но это в каких-то других областях, в семейной жизни, например. Мы выбираем область нейтральную и начинаем отрабатывать там то, что нам трудно сделать в каких-то других условиях. Вот так очень хитро таким переносом работает карма. Есть люди, которым, например, тяжело выступать со сцены или еще что-то делать. Но в другой области они себя чувствуют как рыба в воде.  Йога предлагает сначала отработать в том, в чем они чувствуют, что могут легко достичь вот этого состояния. А потом они естественным образом перейдут к тому, чем бы они хотели заниматься, но им по какой-то причине тяжело. Опять же, тяжело почему? Тяжело потому что есть негативная карма. Не было бы негативной кармы, не было бы тяжело. Было бы во всяком случае нейтрально. А если бы была положительная карма, так Вас бы наоборот, толкало бы к этой деятельности. Поэтому, прежде чем занять место в  руководящем звене, помним, что надежно занять это место можно только при условии положительной кармы. При отрицательной карме, это место исчезнет.

Как только мы начинаем работать не боясь остаться на улице голодным, с потерянным статусом, и как только мы перестаем работать из-за наживы, а начинаем работать, так что нас вовлекло в процесс, то каждый день такой работы, подчеркиваю, активной работы, начинает перемалывать зерна негативной кармы внутри нас. Дело в том, что каждый поступок, как мы уже сказали с Вами, оставляет зерно внутри и условия снаружи. И если в будущем два этих фактора соединятся, мы получим действие кармы. И вдруг внезапно, человек шел и вдруг с ним что-то случилось. Положительное или отрицательное. Мы говорим, что случайно. Ничего случайного не бывает. Просто в данный момент человек попал в условия, где внутри него семена проросли. Т.е. пока земля сухая – зерно не дает всходов. Как только дождичек его полил – проросло. Так вот также разворачивается наша карма и в будущем. Т.е. не обязательно, что от сегодняшнего поступка, мы завтра же получим результат. Нет, мы получим зерна и условия. Если же мы начинаем методами Карма йоги, о которых я упомянул, работать, мы медленно перетираем те зерна, которые остались внутри. А своим действием положительным нейтрализовывать те условия прорастания, которые остались снаружи. В результате чаша весов начинает колебаться. И если даже мы что-то такое делали нехорошее в прошлой или в этой жизни, то положительные тенденции сначала забивают отрицательные. Подобно тому, как сильная пшеница на поле забивает весь сорняк. И наоборот, когда сорняк сильный, он забивает пшеницу. Вот так, кто победит. Потому что зерна и того и другого в данном случае присутствуют.

Также и у нас в разуме есть зерна негативных тенденций и зерна позитивных тенденций. Будем лелеять положительные, они забьют отрицательные. Бросим ситуацию на самотек, это как фишка ляжет, как в казино. Но опять же, это все будет обусловлено кармой. Иногда говорят, вот у меня работа совершенно неинтересная. Как учит Карма йога, неинтересной работы не бывает. То что она неинтересна, говорит лишь о том, что мы не видим там интерес. Просто как слепые. Мы не уделяем этому внимание. Мы говорили сегодня про бухгалтерию, как это все ужасно, все эти дебеты, кредиты, счета. Но я сегодня не зря упомянул, что там много философских вопросов. Если Вы посмотрите даже на обычные принципы бухгалтерской отчетности с позиции принципов, по  которым  должны строиться все западные стандарты, то я Вас уверяю, если Вы философ, то Вы найдете массу философских пересечений с другими сферами жизни, взаимоотношений.

Еще раз, не бывает неинтересной работы. Мы должны найти в ней интерес. А интерес  возрастает к работе, если мы уделяем ей внимание. У нас есть такая способность – внимание. Если наша воля принуждает направлять внимание на ту или иную деятельность, наш разум фокусирует луч своего сознания именно на эту деятельность. И если мы сосредотачиваемся на любой, абсолютно любой вещи достаточно долго, количество мыслеформ  в разуме уменьшается и высвободившаяся энергия приходит как наслаждение, как если бы Вы детектив читали или в компьютерную игру играли. Поэтому это вопрос всего лишь нашей не тренированности. Не бывает неинтересной работы.

И наконец общий такой момент, вот таким правильным отношением к работе, таким правильным отношением к своим обязанностям мы можем, обращаю Ваше внимание, даже если другими йогами не занимаемся, ни Хатха йогой, ни Пранаяма йогой, а только лишь идем вот этим путем, значительно улучшить свою карму. Со временем возникнут условия, для того, чтобы на блюдечке с голубой каемочкой мы занимались уже другими йогами, причем очень быстро и очень успешно. Но еще раз, конечная цель Карма йоги не в том, чтобы Вы приобрели положительную карму, она необходима, но только лишь для того, чтобы нейтрализовать отрицательную карму и отказаться от положительной. А если представить чисто геометрически. То мы все с Вами в плоскости. У буддистов это иногда называется колесом сансары. Что посеешь, то и пожнешь. И будешь крутиться вечно. Хорошее сделал- хорошее получил, плохое- плохое. Но все равно будешь оставаться в плоскости. Задача йога – выйти из этой плоскости. Взлететь вверх и смотреть на этот круговорот с высоты. Если йог затем пожелает сделать какое-то действие, это действие будет уже не обусловлено какими-то обстоятельствами, а исключительно его свободной волей. Карма йога должна привести нас исключительно к свободе. Мы должны выйти вообще за пределы понятия кармы. Вот именно в этом идеал Карма йоги.  Все, я так поверхностно обрисовал эту йогу. Очень много в ней интересных моментов, не столь очевидных.

Если есть какие-нибудь вопросы по Карма йоге, по другим йогам, давайте их обсудим. Не стесняйтесь. Я жду от Вас вопросов.

 

Ответы на вопросы.

 

Вопрос. Что такое бандхи?

Вадим Запорожцев. Одно из значений слова бандха – это замок, сжатие, когда мы что-то закрываем. В Непале под словом бандха понимают забастовку. Т.е. у этого слова очень много разных значений. Но в йоге понимается вполне конкретное упражнение, когда мы используем те или иные усилия, дабы внутренние токи энергии перенаправить или заставить их течь несколько в иных направлениях, нежели они текут в обычной нашей жизни. Это тема для людей продвинутых, т.е. для тех, кто уже в курсе йоги. Очень мощные упражнения, но требуют соответствующей квалификации для того чтобы подойти к ним и получить максимум пользы.

 

Вопрос.  Всякое ли положительное действие приводит к положительному результату?

Вадим Запорожцев. Ну безусловно, любое наше положительное действие приводит к положительному результату. Но опять же, бывают очень сложные ситуации. Бывает, что кто-то спас кому-то жизнь только лишь для того, чтобы в дальнейшем его мучительно убить. Бывают и такие, к сожалению, примеры. Поэтому в формировании кармы играет роль именно мотивация. Для чего мы это сделали? Иногда внешне благородный поступок при более глубоком изучении оказывается вовсе не благородным. А наоборот, какой-то  совершенно ужасный поступок несет порывы более даже возвышенные. Поэтому в каждом конкретном случае это надо рассматривать отдельно. Но если предположим, что жизнь была спасена именно из благородных таких моментов, то безусловно, человек заслуживает положительную карму и вероятно если в прошлой жизни он когда-то кого-то убил, то отчасти чаша весов начинает уже склоняться в другую сторону. Но, опять же, это очень тяжело анализировать. Дело в том, что каждый из нас не помнит конкретики. Вот мы с Вами прожили уже многие - многие миллиарды жизней. А мы-то свое раннее детство с трудом помним. А все, что было в предыдущей жизни, совсем уж не помним. Ну не знаю, может быть Вы помните, а я что-то не очень. Так вот, дело в том, что из жизни в жизнь передаются не конкретные воспоминания, а тенденции. Наши симпатии и антипатии, наши стремления.

Типичный пример, маленькие дети, которые тянутся к музыкальным инструментам и в три года становятся великими исполнителями, композиторами. В то время, как их ровесники совершенно безучастно смотрят на эти инструменты. Вопрос в том, что тенденция к музыке, она пришла из прошлой жизни. Конкретики, конечно же ребенок не помнит, но тяга, она остается. Точно также и у нас. Мы выбираем профессию, свою деятельность во многом благодаря тому, что мы чем-то подобным занимались в прошлой жизни. В рекламном бизнесе есть такое положение, что если человек один раз прошел одной дорогой при наличии множества других, то в следующий раз он имеет тенденцию идти той же самой дорогой. Поэтому на улицах и раздают бесплатно жевательные резинки. Человек один раз попробовал, все. Он придет в магазин и при выборе конечно же будет выбирать то, что уже пробовал. Это такая вот тенденция есть. Она отражается в проявлении кармы. Мы, как правило, идем по одной и той же колее. Иногда это правда играет с нами дурную службу. Типичная ситуация. Интеллигентная семья, мама преподаватель, папа профессор, а сын – уголовник. Причем все условия были: музыкальная школа, элитные преподаватели, изысканный круг общения.  А он все равно нашел дурную компанию. Как нашел? Где? Но нашел дурную компанию и пошел по своей стезе. Почему? Потому что имеется тенденция разума повторять все, что было.

Или наоборот, другая ситуация. Как Михайло Васильевич Ломоносов. Рождается в какой-нибудь глубинке, где жизнь совсем другая. И ничего, прорывается. На свой страх и риск идет на самый верх. Опять же тенденция, но уже положительная. А в отношении каждого конкретного поступка, это надо отслеживать. К сожалению, нам не дано. Это описывается как одна из способностей. Редко кому это удается. Карму предыдущей жизни никто не видит. Надо достичь самой высокой ступени йогической реализации, чтобы увидеть все поступки как своей предыдущей жизни, так и увидеть поступки другого живого существа. Но это столь высокий уровень, что когда я открываю газету и кто-то пытается уверить меня, что кто-то уже видит все жизни, я не знаю, то ли мне бежать и падать в ноги к тому человеку, как великому Учителю, который незамеченным остался. То ли это шарлатан. Меня всегда раздирают такие сомнения. Я закрываю газету и стараюсь не думать, вытесняю эту информацию.

 

Вопрос. Если родители профессора, почему получилось так, что в их семье родился уголовник?

Вадим Запорожцев. Вообще на самом деле тенденция такая, что к порядочным людям, как правило, приходят порядочные души. Мы говорим: «Будущее человечества. Давайте сделаем то, давайте сделаем се… А вот допустим в йоге, в частности в нашей школе йоги, считается, что будущее человечества зависит не от нас с Вами, а от того, какие дети сейчас рождаются и какие будут рождаться в ближайшее будущее. Если здесь начнут рождаться души бывших уголовников, этот мир превратится в ужасное место, чтобы мы не делали. Если же здесь начнут рождаться души великих йогинов, то весь этот мир превратится в цветущий сад. А зависит все как ни странно от мам и пап. Настоящих и будущих. Потому что в йоге считается, что нет более высшего счастья, чем родиться в семье йога и йогини. Поэтому многие души не рождаются в этом мире. Не где. Поэтому это всегда великое счастье, великая радость, когда и муж и жена занимаются йогой, занимаются какими-то духовными моментами. Даже не для них самих. Они делают плацдарм, аэродром, чтобы эта душа продвинутая опустилась в наш мир. И сейчас в век Кали Юги, как считается во многих древних моментах, это не война наружного, это война тенденций. И сейчас вопрос: какие будут здесь души рождаться? Если мы обеспечим условия, обеспечим духовные знания, будут рождаться хорошие души. Если нет, начнут рождаться и у профессоров уголовники. У Булгакова есть по этому поводу, помните, «Собачье сердце». Тело-то, оно ничего не значит. Тело может быть человека. Душа чья? Ну а почему это случилось, что у профессора родился уголовник? Очень трудно нам сказать. Мы же не знаем предыдущие поступки профессора. А может быть он опты над людьми ставил?

 

Реплика из зала. Но это не значит, что если профессор, то он духовно развит.

Вадим Запорожцев. Нет, я сейчас утрированно говорю. Излишняя развитость интеллектуальная еще не говорит о развитости духовной. Дело в том, что был Гитлер. Многих людей он убил. Миллионы и миллионы. Была у них одна идея  - национализм по признаку расы. Т.е. если ты такой-то – ты хороший, а если ты другой, то ты плохой. С точки зрения йоги, это неправильно. Почему? Потому что вопрос расы или вопрос статуса определяется не телом, а той душой, которая в этом теле. И там возможны варианты самые разные. Но конечно же, в Папуа Новая Гвинея имеют тенденцию рождаться души, которым было бы комфортно жить с   людоедами. Поэтому там такие души и рождаются. Т.е. мы своей жизнью притягиваем нужных и отталкиваем ненужных. И это такая плавная ситуация. Она не такая жесткая, она имеет конечно свои моменты. Если мы будем отстаивать свое право жить своей жизнью, то мы будем ею жить. А если нет, то я Вас уверяю, Шариковы и прочие, они очень быстро всех нас построят, мы и глазом не успеем моргнуть. Не знаю, кто-нибудь из Вас сталкивался с уголовниками? У меня детство прошло в этом смысле очень веселое, и я Вам должен сказать, что это совсем не смешно. Эти все разговоры, эти все души прекрасные порывы, они заканчиваются, когда ты его видишь. Т.е. там рука автоматически тянется к автомату Калашникова. Это тоже очень такой страшный момент. Можно что угодно говорить о каких-то положительных моментах, но, поверьте, Вам шанса не дадут, Вас съедят. Поэтому здесь надо в отношении права своего жить так, как Вам хочется. А что для этого делать? Хотя бы мантрами себя защищайте. Я уж не говорю про прочие йоги. Еще вопросы есть?  

 

Вопрос. Что конкретно дает Хатха йога?

Вадим Запорожцев. Я понял Ваш вопрос. Я его по-другому перефразирую. Какова мотивация людей, которые приходят в йогу? Я могу Вас порадовать. Статистика на этот счет есть. Мотивация самая разная, но заранее хочу сказать, в йоге есть такое правило золотое, в  котором считается, что с какой бы мотивацией человек ни пришел в йогу, эта мотивация заслуживает самого глубокого уважения. Кто-то приходит для физического здоровья, кто-то приходит для красивой фигуры, кто-то приходит для душевного равновесия. Некоторым йога нравится как философская система. Кто-то приходит за сверхспособностями. Кто-то приходит за умением управлять, порабощать других, выработать силу личности, иногда даже в своих корыстных интересах. Кто-то приходит за компанию. Кто-то приходит под действием рекламы. Показали по телевизору, о, это модно. Знаете есть люди у которых список что модно, то надо делать, чтобы поставить галочку и потом на какой-нибудь тусовке упомянуть об этом.  В свое время было модно иметь личного психотерапевта, психоаналитика. У каждого порядочного человека из тусовки должен быть свой психоаналитик. Если нет, то вроде как чего-то не хватает. Но самое смешное, что потом начинаются смешные метаморфозы. Сразу хочу оговориться, что все эти цели йога в общем-то дает достичь. Другой момент, как, как долго надо заниматься, с какой интенсивностью. Т.е. йога это очень честное такое учение. Оно обещает, оно дает. Но очень часто случается, что потом человек, который пришел из-за каких-то одних причин, по мере практики, он в себе раскрывает совсем что-то новое. Он начинает смотреть на йогу совсем с другой стороны и остается в йоге совсем для другого.

 К чему эти лекции? Мы могли бы их и не проводить. Идут занятия и слава Богу! Но потом у кого-то начинают какие-то вопросы появляться, у кого-то творчество начинает раскрываться. По-разному бывает. Люди уже хотят узнать больше теории, хотя изначально, я знаю людей, которые пришли сделать себе красивую фигуру. Они сделали красивую фигуру. Но вопрос опять же, больше вложишь – больше получишь. Здесь-то чудес не бывает. Закон кармы. Но с другой стороны, они получили то, что хотели. Но потом поняли, что то, что они хотели – это мелочь по сравнению с тем, что пойдет дальше. Еще вопросы, пожалуйста.

 

Вопрос. Можно несколько слов о том, какая именно у Вас школа йоги?

Вадим Запорожцев. У нас самая что ни на есть классическая йога. Самая обычная йога со всеми ее ответвлениями, которые есть. Она вбирает в себя и те же трактаты, как Йога Сутры Патанджали. Но в то же самое время здесь имеет место очень сильное влияние более поздних течений в йоге. Это один из самых интересных таких разделов, анализировать чем одна школа  йоги отличается от другой. Захватывающее, но информации по этому поводу очень мало. К сожалению, у меня очень мало информации о происхождении тех или иных йог. В то же время, в нашей школе рассматриваются и другие подходы, которые называются быстрыми методами в йоге. В йоге есть классические методы и есть так называемые быстрые методы.  Это как срез йоги во всей ее красе. Называем мы ее йогой Анандасвами. Вы должны понимать, что все что связано с происхождением это скорей мифы, байки, легенды. Как утверждается, место происхождения, это Северная Индия, граница с Непалом, где-то там.

 

Вопрос. Что такое быстрые методы?

Вадим Запорожцев. Ох Вы и вопрос задали! Можно было бы целую лекцию прочитать по этому поводу. Отвечу кратко. Первый подход это классический, когда мы идем ступень за ступенью. А второй подход….Вот слово «чудо» у меня язык не поворачивается произнести. Учителя йоги по своей какой-то милости, по своей душевной открытости передали методы, которые настолько сильно ускоряют процесс йоги, что иногда кажется, что  как бы перепрыгиваются ступеньки. Но на самом деле, все ступеньки проходятся, но очень быстро. Как правило, это связано с энергией школы и с энергией того или иного йогина. Это как его благословение, какой-то посыл доброй воли. И если он есть у всех учеников, то у всех все начинает получаться очень быстро, мгновенно.

Т.е. каждый из Вас может подняться наверх, накупить книжек по йоге, удалиться в пещеру и самому практиковать долго-долго, поднимаясь ступень за ступенью. На это может уйти много жизней. А есть методы, когда например, последователь йоги начинает общаться с единомышленниками и попадает в сферу деятельности, у нас это называется Облаком Школы. Когда ты в него попадаешь, то все процессы там идут очень быстро. И это так называемые быстрые методы в йоге.

 Не задавайте мне вопрос, как работают быстрые методы в йоге. Я Вам не отвечу. Знаете почему? Потому что есть понятие логики, есть понятие сверхлогики. Дело в том, что Учителя йоги, они развили свой разум, развили логическую способность познания мира, а потом поднялись над уровнем разума. Это уровень высшей интуиции, это как бы надвербальный уровень интуиции. Чудом это назвать у меня язык не поворачивается, в йоге не любят слово чудо, здесь говорят закон, но утонченный и пока еще Вам не понятный. Вот это называется быстрыми методами. Но, во-первых, когда? И в отношении кого? Когда человек готов идти классическими методами и потратить миллионы жизней ступенька за ступенькой поднимаясь в йоге, только такому человеку открываются быстрые методы в йоге. Он уже и так готов идти потихоньку, а тут ему подарок: садись на самолет. Вы по джунглям идете, в своей карме дорогу прорубаете. Знаете, как мачете индейцы. А тут Вам говорят: «Садитесь на реактивный самолет». И Вас сразу же перенесли. Как правило, с этим сталкиваются люди с очень хорошей кармой. Те, которые готовы и так, стиснув зубы, один на один идти по жизни. Т.е. такие люди самодостаточные. И у них есть внутреннее состояние, которое называется на санскрите состояние Бхавы. Не знаю даже как перевести. Это не вера, но в то же самое время и веру можно назвать Бхавой. Это доверие, понимание. Я как-то просил одного товарища объяснить мне состояние Бхавы. Он мне сказал: «Это как собака, которая чувствует. Она не понимает. Она не знает. Она просто чувствует куда надо идти». Это настолько глубинное доверие к пути йоги, которое просыпается даже минуя какое-то интеллектуальное осмысление, почему это, а не то?. Т.е. человек даже не думает, его просто тянет. Как правило, для таких людей открываются быстрые методы. Т.е. для людей открытых, людей очень верных, очень преданных. Еще вопросы, пожалуйста.

 

Вопрос. Скажите пожалуйста, как так получается, закон кармы никто не отменял. Положительная карма уравновешивает отрицательную и потом можно отказаться от кармы совсем. А куда же девается закон кармы? Получается, что лично для такого человека он не будет работать?

Вадим Запорожцев. Вы абсолютно верно поняли. Дело в том, что у меня не было времени детально объяснить все эти моменты, но раз уж такой вопрос задан, то я отвечу. Лично для  «Я» йогина этот закон перестает действовать. Почему? Потому что наше «Я» - это частичка Абсолюта. Или другое положение в Карма йоге. Мы все себя считаем телом. До тех пор, пока мы себя считаем телом или разумом, или утонченными структурами причинного тела, совершенно неочевидного, до тех пор, пока есть связь между нашим «Я» и этими телами, все тела попадают под закон кармы. Если же мы разрываем эти ассоциативные связи, или понимаем, что тела – это тела, а наши «Я» - это наши «Я», закон кармы никуда не исчезает, он остается для тел. Но мы уже понимаем, что к этим телам не имеем никакого отношения, мы ими пользуемся. Пример такой, моя рубашка, она не имеет ко мне никакого отношения. Согласно карме, рубашка должна сгореть, но не обязательно, что она должна гореть на мне. Или волосы должны быть сожжены. Но это не означает, что они должны быть сожжены на моей голове. Я их состригаю и выбрасываю. Т.е. причинно-следственная ткань мира, она не разрывается. Или как очень красиво сказано в трактатах: «страдания остаются, страдающего нет». Я понимаю, что сейчас это все комкано получается, это достаточно сложная философская тема, как сводятся концы с концами. Они сводятся, они прекрасно сводятся. Почему я на каждой лекции призываю Вас как следует изучать йогу? Йога – логичная наука, в ней, как в математике выводится любое положение, но, начиная с какого-то уровня, йога превосходит  понятие логики. И начинаются, в частности, быстрые методы в йоге, которые обычной логикой вроде как и не объяснить. Но они попадают под действие высшей логики, которая иногда нам кажется нелогичной. Поэтому во многих системах, дабы не мучить последователей, предлагали: верь! Но это, к сожалению, дурную службу сыграло. Человек сначала верил в то, во что действительно надо было верить, а потом уже начал верить во все остальное. Поэтому в йоге подход несколько иной. В йоге подход такой: проверь! Проверь все! Проверь своей практикой! Не верь на слово, мало ли кто какую красивую теорию придумает? Т.е. это все должно подтверждаться.

Но, в отношении закона кармы, понимаете, когда йогин достигает состояния, уравновесив положительной кармой отрицательную и выбросив обе, он поднимается над плоскостью, он поднимается в том числе и над плоскостью пространства и времени. Т.е. наше «Я», он выше, чем понятие пространства и понятие время. Это отдельная тема. Еще вопросы.

 

Вопрос. Карма есть только у людей?

Вадим Запорожцев. Карма есть у всего. Вот ворсинка. У нее есть карма.

Реплика из зала. У нее нет выбора.

Вадим Запорожцев. Кто Вам сказал, что у нее нет выбора? У нее есть выбор, но он очень маленький и мы его не замечаем. Вообще, с точки зрения йоги, все живое. Т.е. подобно тому, как у нашего «Я» есть тело. Оно очень сложное и очень хорошее. У другой души в виде тела - пылинка. И если она проживет в теле пылинки соответствующую жизнь, то у нее в следующей жизни, когда эта пылинка уничтожена будет, тело будет побольше. Но это я утрированно говорю. Вы понимаете, эволюция. От неживого к живому, а от живого к разумной жизни. А от разумной жизни к духовной жизни. Сейчас ученые изучают, откуда произошла жизнь? А йог спрашивает: «А почему бы ей и не взяться?» Жизнь – это не случайная комбинация, а заложенная изначально в само творение Вселенной. Поэтому у всего есть причина и следствие. Поэтому у всех зверей, у всех микроорганизмов есть своя карма. Другое дело, что как считается в йоге, уровень человека, это переходной уровень. Т.е. если до уровня человека, животное почти полностью обусловлено, его необходимость гнала, не было у него практически выбора. То на уровне человека возникает выбор. Вот почему тело человека во всех религиях считается самым замечательным. Если кто-нибудь хочет закончить жизнь самоубийством, то я хочу сказать, что с точки зрения йоги, это самая величайшая глупость. Т.е. тело человека – это великий шанс. Лучше уж себя отдайте на опыты. Этим Вы хоть пользу принесете человечеству, но никак не убивать. Таким образом, закон причины и следствия есть у всего, что мы видим.

 

Вопрос. Вот медведь. В него стреляют. В чем он провинился, в чем его плохая карма? Что он сделал такого в прошлой жизни, что его застрелили?

Вадим Запорожцев. Только не надо про медведей. Это они кажутся такими милыми. Если Вы встретитесь в тайге с медведем... Эти механизмы причины и следствия они сложны, но они есть. И в данном конкретном случае очень тяжело их отследить. А в чем виноваты куры, которых убивают? Но с другой стороны, видите в чем дело, да это необходимость, суровая необходимость. В йоге сказано: «не идешь сам, Вселенная тащит тебя за волосы». Т.е. почему йогин стремится выйти из этой обусловленности. Везде свои шестеренки. Помню я наблюдал как кошка каждый день приносила мышку маленькую. С одной стороны, за что? Но с другой стороны, не было бы кошки, эти мыши сожрали бы все, да еще какую-нибудь болезнь занесли. Это Вы другой вопрос подняли. Вопрос мира. Мир кровавый и жестокий. Мы не секунды не можем прожить, чтобы кого-то не убить. Поэтому в йоге и призывают, если есть возможность, не причинять вреда. Но, к сожалению, даже если мы вегетарианцы, никого не убиваем, такая возможность не всегда случается. Мы идем по улице. Миллионы микробов мы душим, чем они виноваты, что мы решили подойти к этому магазину, а не к тому? Все закручено в очень жесткую такую спираль. По этой причине многие учения пессимистичные. Только вот буддизм, буддизм, он более оптимистичен. Везде страдания. В этом смысле, да, до тех пор, пока мы не вышли из-под этой необходимости, есть вероятность, что нас раздавят. Еще вопросы.

 

Вопрос. Родовая карма. Расскажите что-нибудь о ней.

Вадим Запорожцев. Еще и еще раз. Вопрос кармы исключительно личностный. Не существует никакой родовой кармы. Но существует Ваша личная карма, которая заставила Вас родиться именно в такой семье, где такая тенденция повторяется. Обычно дети склоны повторять судьбу своих родителей. Родители развелись, дети имеют тенденцию рушить семью. Родители получили высшее образование – дети также имеют тенденцию получить высшее образование. Это всегда отслеживается. Поэтому, с первой точки зрения мы видим, что действительно, дети берут на себя часть образа жизни родителей. Но это всего лишь иллюзия. Дело в том, что перед своим рождением, ребенок выбрал именно тех родителей, чтобы будущие тенденции совпадали с его внутренними тенденциями.

Старый анекдот про Титаник. Черный анекдот, но отчасти он отслеживает эти моменты. Один великий грешник плыл на Титанике и думал, когда же его Господь Бог покарает? Наконец, «Титаник» тонет он говорит: «Господи, ну ладно я, но всех остальных за что?» на что Господь Бог отвечает: «Да я Вас несколько лет собирал». Это, конечно, черный анекдот, но в известном смысле он передает закон причины и следствия.

 

Вопрос. А как философия йоги рассматривает поклонение останкам человеческого тела, что в православии можно рассматривать как поклонение святым мощам. Буддизму это тоже не чуждо. А как к этому относится йога?

Вадим Запорожцев. Да, это хороший вопрос. Если с философской точки зрения подходить к этому вопросу, то существуют ассоциативные связи. Весь этот мир был сотворен, мы помним это из Джнана йоги, майей, иллюзией. Основной момент иллюзии – это ассоциативные связи.  Грубо говоря, есть какая-то вещь, которая ассоциируется для верующего с тем или иным философским явлением, таким как благородные моменты христианства. Хотя еще раз, я очень не люблю на религиозные темы говорить, потому что йога – это йога, а религия – это религия. Это разные вещи. Эти святые мощи его как бы на радиоволну настраивают именно вот этого учения. Он действительно видит подтверждение.

Вот сейчас многие толпами рванули в Индию, бродят по Гималаям, по всяким святым местам и удивляются. Какая-то священная река, а они говорят: «Фу, какая-то вонючая речушка». Это обычные туристы. А человек, который 20 лет мечтал совершить это путешествие, для него это как настройка на радиоволну. Он действительно чувствует спектр тех энергий. Вот здесь купался великий святой или еще что-то. Точно также и  мощи великих йогов, мы как бы приобщаемся, настраиваемся. Это помогает установить нужную ассоциативную связь с нужной философской школой. Но, правда, здесь есть еще другой момент, более такой метофизический. Что человек, который проживает такую серьезную жизнь в теле, после того, как человек умирает, он безусловно покидает тело. Но в течение жизни он, грубо говоря, намагнитил свое тело определенными спектрами очень тонкой энергии. Подобно тому, как если железо долго держать около магнита, оно само становится магнитом. Вот точно также и святые. Когда они жили, то они вели настолько праведную жизнь, что на уровне йоги, я могу метафизики немного добавить, они  заменили вещество в состоянии Тамаса на вещество в состоянии Сатва. А это само по себе очень чистая энергия. Поэтому очень часто эти мощи и не тлеют. Бомж умер, такая вонь поднялась, все уже знали где он. А иной раз святой человек умрет, а несколько дней даже не знают, что он умер. Потому что тело не разлагается. В дальнейшем всякие интересные метаморфозы происходят. Иногда в тантрическом буддизме упоминается, что после смерти тело начинает уменьшаться в размерах, съеживаться. Иногда совершенно чудесные вещи происходят на  Тибете, когда йогин говорит: «Все, мне пора уходить из этого мира». Он закрывается в пещере и растворяется в радуге. И потом над этим местом люди видят какие-то светопреставления, а когда открывают пещеру, то там только волосы и ногти. Это тоже как реликвия.

 


17. Ключевые слова Normal 0 MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman";} лекции по йоге; бесплатно скачать; аудио лекции; видео лекции;  смотреть; слушать; текст лекции; фото; Культурный Центр «Просветление»; Открытый Йога Университет в Москве; www.happyoga.narod.ru, www.yogacenter.ru; Вадим Запорожцев; Школа йоги традиции Анандасвами; карма; Карма йога; учение йоги; понятие причины и следствия; позитивная карма;  негативная карма; что посеешь, то и пожнешь; плоды кармы; выйти из закона кармы; свобода; отпечатки внутри нас; закладываем в себя будущие семена; сформировал правила игры во Вселенной; заморозить процесс разворачивания кармы; нейтрализовать отрицательную карму положительной; то что мы заслужили; честно работать; не привязывание к результатам своего труда;  работать не из-за страха и не из-за награды; зерна и условия; неинтересной работы не бывает; наслаждение; бандхи; тенденции; симпатии; антипатии; понятие логики; понятие сверхлогики; классические методы; быстрые методы; глубинное доверие; тело человека; не причинять вреда; личная карма; ассоциативные связи; Сатва.   


18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:


20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:


21. Глоссарий.