2008.04.27 Семинар Бхакти йога

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail


1. Название лекции:

Семинар Бхакти йога


2. Автор: Вадим Запорожцев

 

3. Фото автора:

 

4. Краткое описание:

5. Дата и место чтения лекции:

2008.04.27 Культурный центр «Просветление»

 

6. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.


7. Текст напечатан: Сарра Сарасвати


8. Текст отредактирован: Сарра Сарасвати


9. Рисунки:

10. Фото:

11. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, www.happyoga.narod.ru.

 

12. Где бесплатно скачать текстовый файл:


Скачать Текстовый Вариант1 doc (97-2003) адрес:

2008_04_27_kcp_sem_bhakti.doc

Скачать Текстовый Вариант2 fb2 адрес:

2008_04_27_kcp_sem_bhakti.fb2


13. Где бесплатно скачать аудио файл лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать аудио

1, 2 часть

32кб/с,2008_04_27_kcp_sem_bhakti_yoga_web_p1.MP3,размер 18мб

128кб/с,2008_04_27_kcp_sem_bhakti_yoga_p1.MP3,размер 70мб


14. Где бесплатно скачать видео файлы лекции:

Нажмите здесь чтобы скачать видео

1 часть

MP4,2008_04_27_kcp_sem_bhakti_yoga_p1.mp4,размер 5мб

2 часть


MP4,2008_04_27_kcp_sem_bhakti_yoga_p2.mp4,размер 125мб


Всё наше видео (за редким исключение) храниться в формате «flash video» 

 15. Нажмите кнопку play (►), чтобы слушать или смотреть лекцию на этой странице, (׀׀) - пауза.

 Аудио:

1, 2 часть

 

   Видео:

1 часть


2 часть



 

16. Основной текст лекции.

 Семинар: "Бхакти йога" от 27.04.08

Место: г. Москва, культурный центр «Просветление»
Автор и ведущий: Вадим Запорожцев
Школа: Анандасвами


Под бхакти йогой понимают самые разные направления, иногда йогу, иногда религию. Йога – это система самопознания, она не вмешивается в дела религии, но хорошо дополняе6т любую религию. Бхакти йога – это достаточно условное название, в нее входит частично и мантра йога, и джнана йога, и янтра йога, и Тантра йога, просто здесь эти методы направлены несколько на другое. Это вопрос терминологии, точнее тех методов, которые практикует йогин для того, чтобы ускорить свое развитие. 
Начнем с того, что когда мы с вами родились, у нас не было никаких философских концепций и представлений о мире, но мы обладали чувствами, мы испытывали любовь, тянулись к близким людям и боялись всего чужого и незнакомого. У нас есть некий эмоциональный фон, посредством чувств мы постигаем мир. Йога говорит, что такой способ познания ничем не отличается от способа познания через джнану (разумное познание). Йога говорит, что мы в равной степени можем познавать посредством чувств и посредством разума, это два равновеликих подхода, только лишь тот достигнет высшей цели, у кого эти два подхода присутствуют в равной степени. Подход постижения вселенной через чувства и называется Бхакти йога. Часто мы представляем йогина, как существо, полностью контролирующее свои чувства, которого ничем нельзя вывести из себя, но это всего лишь миф. Йогин действительно умеет вести себя так, что ни один мускул на нем не дрогнет, если нет надобности, проявлять чувства и эмоции, но. С другой стороны, такой йогин в полном объеме постиг Вселенную чувствами. Он настолько чувствует Вселенную, что иной раз его чувства бывают намного сильнее чувств окружающих его людей. Другое дело, что чувства не должны делать из нас марионетку, также как мы не должны становиться рабами своих идей. Реальность находится где-то посередине, ее нельзя понять, если вы не добрали либо разума, либо чувств. В Бхакти йоге можно не анализировать с помощью разума, но иногда ее легче понять с позиции джнана йоги. Детское восприятие очень естественное и наиболее близкое к реальности, потому что чувства еще не забиты разумом. Затем мы взрослеем, интеллект начинает превалировать над чувствами, становится циничным. Йога говорит, что будь у вас хоть сто образований, но в душе вы не остались ребенком, то яйца выеденного не стоит весь этот багаж знаний. Более того, все эти знания будут приумножать вашу скорбь. У разума есть еще одна опасность – он заставляет нас врать самим себе. Например, нам что-то не нравится, но мы не можем на это повлиять, и разум начинает нас убеждать в обратном, притупляя наши чувства. Так мы теряем канал информации со Вселенной и начинаем делать ошибки, отягощая свою карму. Если же вы сохранили чувственное восприятие, то тогда разум превращается в очень хорошее дополнение, потому что наши спонтанные реакции не всегда уместны, и разум позволяет их контролировать. Поэтому у любого йогина должно быть две опоры – это его чувства и его разум, но ни то, ни другое не должно перевешивать. В некотором смысле подход джнана йоги и подход бхакти йоги можно свести к подходу сознания и энергии, или отцовский и материнский подход. Когда ребенок маленький, он склонен тянуться к маме, потому что она и согреет и накормит, лишь только когда ребенок подрастает и умнеет, тут уже папа начинает с ним более интеллектуально общаться. Для того, чтобы родился йогин, точно также должны быть мама и папа, поэтому мы должны уметь постигать Вселенную и методом чувств, и методом интеллекта. Как у ракеты, у которой должен быть вектор куда лететь, так же и мы разумом должны указать путь для того, чтобы проявлять чувства, иначе нас может унести нетуда. Критерий, отличающий людей, достигших успеха в джнане, они становятся очень добрыми. Высшая джнана приводит к такому состоянию, которое характеризует высшую Бхакти. Доброта – это аналог знания, показатель вашей интеллектуальной развитости, показатель того, что человек подавил в себе животный инстинкт, и проявление его чувств есть проявление сверх, а не чего-то низменного. Чувства могут возникать из наших инстинктов, либо вследствие проблесков сверхсознания. Очень трудно распознать, когда же проявляется наша звериная карма, от которой надо избавиться, а где те чувства, за которые мы должны ухватиться и не менять их даже на доводы разума. У людей, занимающихся йогой, чаще всего проявляется смесь того и другого, когда проблески Высшего перемешиваются с наслоениями кармических недоработок, и все это облекается в чувства. Разобраться в этом тяжело, но, как говорят, яблоню по яблокам определяют, надо анализировать последствия, и для этого уже нужен интеллект. Каждодневной и упорной практикой необходимо вымывать те чувства, которые остались со времен жизни в телах животных, и лелеять те, которые пришли сверх. В тот момент, когда мы очистимся от всего ненужного, мы должны полностью отдаться чувствам. Мы тащим с собой груз чувств и эмоций со времен жизни в телах животных, такие как страх, ревность, агрессия, они были необходимы на уровне животного, но совершенно неуместны на уровне человека, поэтому мы должны от них постепенно избавляться с помощью практик йоги. У людей, отдающихся в чувственное восприятие, рано или поздно приходит чувство наличия чего-то сверх, так рождаются многочисленные концепции и религии. Религия не выдерживает натиска разума, как только ты начинаешь с помощью разума анализировать религию, она рассыпается, но люди продолжаются придерживаться религий, потому что в любой религии есть ощущение Высшего. Это Высшее, с одной стороны, превосходит разум, и разум не может его уничтожить, а с другой стороны, проявляется в чувствах, которые разум может подавить. В Бхакти йоге это знали, поэтому йога никогда не обвиняет ни одну из религий, это лишено смысла. Если открылось Высшее через какую-то религию, прекрасно, если открылось через что-то другое, тоже хорошо, но надо сталкивать лбами, для каждого человека это сугубо личностный вопрос. Йога признает наличие Высшего, но человек не способен воспринять это высшее в его абсолютной форме и облекает в конкретный образ. Если через этот образ высшее светит человеку, то он становится каналом, по которому человек общается со своим божеством, но если Высшее перестает светить через эти образы, они превращаются в шелуху. Бхакти йога говорит, что это чувство Высшего присуще каждому живому существу, кто очистил свои чувства и стал восприимчивым. Если вы это поймете, то начнете понимать Тантра йогу, все сексуальные йоги, йогу Влюбленности, которая является где-то аналогом Бхакти йоги. К идее Высшего можно придти и без развитого интеллекта, он в этом роли не играет, а играет ваше умение отдаваться в чувства. Единственным доказательством для вас, что высшее существует, пока вы не растворились в самадхи, будут интуитивные проблески, облаченные в конкретные чувства. Мы почувствуем ту или иную эмоцию и поймем, что она пришла сверху. Это является прямым постижением Высшего. Именно поэтому рождаются религии, именно поэтому даже необразованные племена поклоняются высшим силам. Бхакти йога учит нас, что высшее проявляется, и мы должны его почувствовать, а как только почувствуем, должны ухватиться за эти проблески. Они помогут нам избавиться от чувств, порожденных звериной кармой. Внешним признаком того, что человеку открылось Высшее, является то, как поменялась после этого его жизнь. Как правило, такие люди с усмешкой и стыдом смотрят на свои предыдущие негативные проявления, потому что они уже поднимаются над ними. Как только мы почувствовали Высшее и схватились за него, оно как спасительная веревочка, оберегает нас от чувств, утягивающих вниз. Теперь поговорим о том как относиться к Высшему, если мы его почувствовали. Мы можем его любить, ненавидеть, хвалить, ругать, угрожать, заискивать перед ним. Любое чувство и эмоцию мы можем проявить по отношению к высшему. Что нам говорит по этому поводу Бхакти йога? Она говорит, что Высшее принимает любое к себе отношение с радостью, оно довольно тем фактом, что мы с ним общаемся. Любое общение с Высшим на порядок выше, чем если бы мы вообще о нем не вспоминали. Это самое первое, с чего начинается Бхакти йога – постараться ощутить Высшее и постараться с ним общаться каким угодно образом. По мере общения с высшим начинает развиваться наш разум, и очень быстро мы избавляемся от неведения. Мы начинаем понимать, что все чувства по отношению к Высшему начинают отваливаться, ругать его не за что, весь происходящий негатив происходит по нашей собственной воле. Единственное, что остается, когда все чувства отвалятся – это чувство Любви к Высшему. На фоне этой любви возникает желание, чтобы это Высшее почаще с нами общалось. Такое общение углубляет нашу медитацию и пратьяхару, что способствует развитию нашего разума. А как Высшее к нам относится? Йога говорит, что Высшее нас любит, но любит запредельной любовью, то есть это такая любовь, которую мы не можем пережить и представить. Из аксиоматики йоги мы знаем, что наше Я и Высшее есть неразрывное целое, по этой причине его любовь к нам не может быть меньше нашей к нем, это невозможно в принципе. Наша любовь окрашивается нашим неведением, Его же любовь обладает всезнанием. Затем возникает следующий вопрос – Высшее личностно или без личностно? Могу ли я общаться с ним как с человеком, либо это что-то абстрактное? У нас нет понятий и мыслей о Высшем, мы не можем дать ему конкретное определение, потому что высшее выше нашего разума, поэтому и остаются только чувства. Бхакти йога здесь говорит следующее, что Высшее в своей милости может предстать передо мной в той форме, которая мне понятна, близка, которую я могу себе представить. Представьте себе бескрайний океан (это высшее), но я своей любовью и преданностью Ему замораживаю ту форму, которую я в состоянии постигнуть и понять. Высшее в своей милости приходит ко мне в том образе и с теми качествами, которые мне близки и понятны. Исходя из этой точки зрения, все религии справедливы, потому что они предназначены для определенной группы людей, способных воспринять Высшее в этих формах, более того разговаривать Оно с нами будет на нашем языке, но разговаривает Оно с нами лишь тогда, когда мы готовы его слушать. Высшее не всегда приходит в конкретной форме, оно может скользить, например, сегодня может проявиться через одного человека, завтра через другого, послезавтра через лай собаки, послепослезавтра через завывание ветра, потом через прочитанную статью ит.д. для того, чтобы мы не испугались. Бхакти йога говорит, что высшее не будет вас пугать своим явлением раньше того, как вы будете готовы, но постепенно будет доносить до вас знания через различные образы. До тех пор пока мы не поднялись в саматхи, самая понятная для нас форма – это форм человека. Для мужчины наиболее понятно общение с женщиной и наоборот. Тантра йога строится на том, что высшее начинает общаться с тобой через твоего партнера. Это самое сильное взаимодействие. В этом смысле Тантра йогу можно назвать практической Бхакти йогой.  
Далее методы Бхакти йоги. После того, как Высшее проявилось в каком-то понятном для нас виде, у этого проявления остаются качества. Эта форма для вас становится средством для общения с Высшим. Если вы начинаете думать об этой форме, то плавно переходите к самому Высшему. Имя этой формы превращается в мантру имени. Повторяя это имя, мы вновь и вновь призываем Высшее проявиться. Поэтому мантры имен считаются самыми могущественными в мире. В первую очередь вокруг тебя начинают проявляться качества этого образа как снаружи, так и внутри йогина, как будто он сам в это время становится этим проявлением. Из джнана йоги мы знаем о неразрывности имени и формы, таким образом, повторяя имя, мы воспроизводим форму. Следующий момент – это направление всей энергии, всей силы на Высшее. Есть такой термин в йоге – брахмачарья (не растрачиваться по мелочам), то есть если у вас есть энергия, порыв, то направьте его на Высшее. Это очень серьезный метод, потому что накопленный потенциал, как армия, направленная на цель, а если мы этот потенциал растратим по мелочам., то нечего будет направлять. 
Следующий метод, он же основной – это посветить всю свою жизнь Высшему. Для чего мы живем? Можем жить неосознанно, что называется, за компанию. Можем жить осознанно, для достижения какой-то цели. Если эти цели материальные, то если даже вы их достигнете, то они не гарантируют вам счастья. Если же мы стремимся к Высшему, это гарантия нашего личного счастья, причем счастья абсолютного без разочарований, поэтому этот метод заключается в том, чтобы сделать общение с Высшим целью своей жизни. Затем уже можно познавать Высшее через материальные вещи без привязанности к ним, нужно быть преданным Высшему. Практически это осуществляется тем, что человек просвещает всю свою деятельность Высшему. Это перетекает в методы карма йоги. Мы перестаем цепляться за результаты своего труда и что бы мы ни делали, делаем это так, как если бы мы служили Высшему.
Теперь коснемся образа. В древности были каменные изваяния, статуи, на смену им приходили другие изображения ит.д. Если вам открылось Высшее через какой-то образ, то этот образ становится иконой, каналом с Высшим. Иногда были конкретные образы Бога или Богини, иногда этот образ бывает абстрактным, строго говоря, сколько у нас есть каналов информации, через все может проявиться Высшее. В йоге Влюбленности и йоге Шри Видьи наш разум низводится до органов чувств. Строго говоря, мысли о Высшем или визуализации вас также настраивают на этот канал. Тантра йога стала популярной благодаря присутствию там секса. А через секс можно познать Высшее? Не только можно, а это один из самых сильных способов взаимодействия. Для познания себя Высшее оставило самый сильный канал – это секс. Когда мужчина и женщина занимаются сексом, то открывается канал в Высшее, причем настолько мощный, что душа будущего человека спускается в наш мир. Таким образом, Бхакти йога являе6тся предпосылкой для занятий йогой союза, Тантра йогой и йогой Влюбленности.
Пребывая в счастливом состоянии ощущения Высшего, мы развиваемся, умнеем, а когда достигаем высшего состояния самадхи, то переходим к прямому постижению Высшего. Ни одна мысль не может ухватить, ни одно слово не может сказать, поэтому когда мы поднимаемся над законами пространства и времени и реализуем то, что в нас заложено, только тогда мы можем познать Высшее.

17. Ключевые слова:


18. Контрольные вопросы.

Составитель:

19. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель:


20. Ссылки на тексты с похожими тематиками:


21. Глоссарий.